Предложения по наличию главных. Предложение

Напомним:

Предложение является основной единицей синтаксиса, которая имеет грамматическую основу и является средством общения. Предложение обладает смысловой законченностью, является минимальной единицей высказывания 1 .

1 Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2003. —

Люблю отчизну я , но странною любовью (М. Лермонтов).

Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? B двусоставном предложении подлежащее связано со сказуемым:

Ее прогулки длятся доле (А. Пушкин).

Способы выражения подлежащего . Подлежащее может быть выражено одним словом: обычно именем существительным или местоимением в именительном падеже, а также другими частями речи, употребленными в значе-

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство, признак предмета) и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? кто он такой? что он такое? и др. Сказуемое обычно согласуется с подлежащим и выражает грамматическое значение одного из наклонений 1 .

1 Русский язык: Учеб. для 8 кл. ср. шк. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. — 16-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 50.

Лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом выражается одним словом.

Глагольное сказуемое бывает простым и составным.

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов и соответствует схеме:

вспомогательный глагол + инфинитив (неопределенная форма глагола).

Вспомогательный глагол выражает грамматические признаки (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени — род), а инфинитив — само действие, которое совершает лицо, обозначенное подлежащим.

1) глаголы мочь, хотеть, желать, начать, продолжить, кончать, прекратить, решить, приказать, просить, бояться, любить, надеяться и др.;

2) особые краткие формы прилагательных рад, готов, должен, обязан ;

3) сочетание краткого прилагательного со связкой быть (был бы рад встрече ) и фразеологические сочетания типа иметь желание, иметь намерение и др.

Именное сказуемое бывает только составным.

Составное именное сказуемое состоит из двух слов и соответствует схеме:

глагол-связка + именная часть (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие, наречие, неделимое словосочетание).

Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение сказуемого, а именная часть — его основное лексическое значение.

B роли вспомогательного глагола могут выступать:

1) глагол быть — наиболее употребительный глаголсвязка, выражающий только грамматические значения; в форме настоящего времени изъявительного наклонения глагол-связка быть не употребляется, т.е. является нулевой.

2) глаголы делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться. (Ночь казалась холодной .)

По характеру основы предложения делятся на двусоставные и односоставные .

Двусоставные предложения — это предложения, в которых есть два главных члена, необходимых для понимания смысла предложения, — и подлежащее, и сказуемое.

В начале ХХ века правительство отменило избрание М. Горького академиком.

Односоставные предложения — это предложения, в которых есть только один главный член предложения, необходимый для понимания смысла предложения, — подлежащее или сказуемое. Второй главный член предложения для понимания смысла предложения не нужен.

С возрастом начинаешь понимать критические замечания родителей.

Виды односоставных предложений

(по значению и способу выражения главного члена)

Назывное предложение — это односоставное предложение, в котором главный член (подлежащее) выражен именем существительным в форме именительного падежа.

Осень . Сказочный чертог ,

Всем открытый для обзора.

Просека лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

(Б. Пастернак)

B назывных предложениях утверждается бытие (наличие, существование) предметов или явлений.

Назывные предложения могут быть распространены согласованными и несогласованными определениями:

— это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Так как окончания глаголов в этих формах определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы), подлежащее в таких предложениях не обязательно. Подлежащее в определенно-личных предложениях восстанавливается путем подстановки местоимений я, ты, мы, вы, а сами предложения можно легко преобразовать в двусоставные.

Определенно-личное предложение глагол в форме 1-го или 2-го л. изъявительного и повелительного наклонения.

— это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа (настоящее и будущее время) или в форме множественного числа в прошедшем времени. B таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят (они мыслятся неопределенно).

Неопределенно-личное предложение 1) глагол в форме 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр.; 2) глагол в форме мн. ч. прош. вр.

Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение, действие которого относится к обобщенному лицу. Главный член в этом предложении обычно употре- бояется в форме 2-го лица единственного числа (реже в форме 3-го лица множественного числа):

Не во всех школьных учебниках выделяется данный тип односоставных предложений. В некоторых указывается, что обобщенное значение могут иметь определенноличные и неопределенно-личные предложения (могут указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом).

Обобщенно-личное предложение глагол в форме 2-го л. ед. ч. (реже — 3-го л. мн. ч.).

Безличное предложение — это односоставное предложение со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего (форма сказуемого не указывает на действующее лицо). B таких предложениях обычно сообщается о состоянии природы и человека.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

1. Безличный глагол (вечереет, нездоровится, смеркается и др.):

2. Личный глагол в безличном значении:

3. Инфинитив (неопределенная форма глагола):

4. Краткое страдательное причастие среднего рода (со словом быть и без него):

5. Наречие со значением состояния (слова категории состояния), со словом быть и без него:

6. Отрицательное слово нет, глаголы быть, стать, оказаться и др. с отрицанием.

Предложения могут быть полными и неполными .

Неполное предложение — это предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый из речевой ситуации.

(А. Гайдар).

Пропущенное сказуемое двинулся (или последовал) восстанавливается по речевой ситуации, но смысл предложения ясен и без пропущенного слова.

Необходимо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных.



По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные .

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Растет береза под окном.

У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

В зависимости от того, какой главный член составляет грамматическую основу, односоставные предложения делятся на назывные и глагольные .

Назывные – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Весна. Раннее утро. Рассвет.

В назывных предложениях сообщается о каком-нибудь предмете или явлении и утверждается, что этот предмет существует в настоящем времени.

В глагольных односоставных предложениях один главный член – сказуемое.

В зависимости от формы сказуемого глагольные односоставные предложения делятся на личные и безличные.

Безличные предложения – это односоставные предложения с таким сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Смеркается. Меня знобит.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами (вечереет), но нередко могут использоваться личные глаголы в значении безличных.

Кроме того, сказуемое в безличном предложении может быть выражено

ü инфинитивом: Не догнать тебе его!

ü наречием: Прохладно сегодня.

ü сочетанием инфинитива и наречия: Как весело было жить!

ü глаголом быть (в значении иметься) или словом «нет»: Работы было много. Совсем нет работы.

ü словами пора, лень, грех и др. часто в сочетании с инфинитивом: Пора в дорогу. Лень даже пошевелиться.

Сказуемое в глагольных предложениях может быть составным и иметь различные формы: Начинало смеркаться. Стало холодать. Мне хочется спать. Было очень холодно. Жаль было расставаться и т.д.

Личные предложения делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Определенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых деятель хотя и не назван, но подразумевается, что он существует, и его легко можно определить по форме сказуемого.

Сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица. Например: «Люблю грозу в начале мая» (Ф. Тютчев). По форме глагола можно легко восстановить лицо: Я люблю грозу. Такие предложения синонимичны двусоставным предложениям, в которых подлежащее выражено местоимением. Определенно-личные предложения используются, чтобы избежать излишнего повторения личных местоимений.

Неопределенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых действие относится к неопределенным лицам. Сказуемое выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Например: «К кому-то принесли от мастера ларец» (И. Крылов). Сказуемое имеет неопределенно-личное значение: неизвестно, кто принес, или лицо не имеет значение, а важно только действие.

Обобщенно-личные предложения –это предложения с одним главным членом (сказуемым), которое относится ко всем лицам вообще. Сказуемое выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». (Сказуемое имеет обобщенно-личное значение, то есть действие относится к любому лицу.) Такие предложения часто используются в пословицах и поговорках или при передаче воспоминаний, наблюдений: Добежишь до речки и как бросишься в воду!

Виды простых предложений по наличию главных членов.

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

В двусоставных простых предложениях состав сказуемого обычно находится после состава подлежащего. У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными. Назывные – это такие односоставные предложения, у которых главный член – подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и худ.стилях, в разг.речи.

В глагольных односоставных простых предложениях главный член – сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.

Определённо-личными называются предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица ед.ч. и в прош.вр.: это лицо не является определенным, а прош.вр. вообще не указывает на лицо.

В неопределённо-личных предложениях глаго-сказуемое выражается формами 3-го лица мн.ч. в наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. в прош.вр.

Обобщенно-личные предложения указывают на обобщенное лицо. Им обычно является второе лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы.

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных.

Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.

По наличию (или отсутствию) второстепенных членов предложения простые предложения – двусоставные и односоставные – делятся на распространенные и нераспространенные. Нераспространенные простые предложения в своем составе имеют только главные члены. Распространенные простые предложения в своём составе имеют второстепенные члены.

Виды простых предложений по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения на лицо.

Неполные простые предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу.

В научной речи наиболее употребительны предложения повествовательные. Неупотребительны предложения с опущенным подлежащим. В научной речи та часть предложения, в которой содержится основное сообщение, не должна предшествовать той части, которая содержит предмет сообщения. Обобщенно-абстрактный характер в науч.речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах.

Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме род.п. такая конструкция, отличающаяся компактностью и лог.ясностью, обусловлена номинационным характером научного стиля, т.е. выдвижением на первый план имени и ослаблением семантической роли глагола.

  1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на подлежащем.
  2. Синонимия возможна так же между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными.
  3. Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения.
  4. Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений.

Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс

Цели урока:

деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;

ХОД УРОКА.

I .Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.

II . Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).

- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.

Упр. 277, с.126.

Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)

(проверяем выборочно).

- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.

- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?

(Чтобы выразить человеческие чувства, эмоции: восхищение, гнев, удивление, радость).

III . Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).

Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.

Внимание!

- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.

- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.

Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.

Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.

Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?

Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.

(Распространенные и нераспространенные предложения).

- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?

Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.

IV . Физкультминутка.

- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.

V . Первичное закрепление.

Грохочет гром. – Вдали грохочет гром.

Умолкли птицы. – Перед грозой умолкли птицы.

Сверкнула молния. – Огненной вспышкой сверкнула молния.

О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?

VI . Работа с учебником.

Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)

А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.

(1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? (самопроверка, выставление оценок).

Молодцы!

VII . Работа в парах.

- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.

(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).

VIII . Устная коллективная работа на повторение.

- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.

Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?

Не шуми листвой!

    побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

    Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

О чем поет в листве соловушка?

    Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

На лесном озере расцвели кувшинки.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

    Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

- Приятно вспоминать зимой о лете!!!

IX . Итог урока.

- Итак, подведем итоги.

    Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).

    Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).

    Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

- А теперь запишем задание на дом.

Домашнее задание: правило на с.127 (151),

Упражнение 282(410).

- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.

Оценки за урок получили:

- Я довольна вашей работой.

- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!

К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.


Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

  1. Актуализация знаний
- Что такое предложение?

- Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)

- Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи)

- Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, им.существительным и др.частями речи)

Какие второстепенные члены предложения вы знаете. Расскажите о них.

Запись под диктовку

Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

- О чём текст? (О тополе)

- Какую пользу приносит это дерево ? (Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары)

- А что ещё вам известно об этом дереве? (Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.)

- Назовите главные члены предложения. Подчеркните.

- А теперь прочитайте текст, используя только главные члены

- Всё ли понятно? (нет)

- А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)

- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

- С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе?

(С помощью второстепенных членов)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие только из грамматических основ?

(нераспространённые)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие из грамматических основ и других членов?

(распространённые)

Сделайте вывод.

Орфоэпическая работа. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

/ / / / / / / / /

Крапива, щавель, красивее, звонит, тефтели, жалюзи, торты, каталог, договор.

Составить с данными предложениями расп. и нераспр. предложения

Работа с учебником