Напомним:
Предложение является основной единицей синтаксиса, которая имеет грамматическую основу и является средством общения. Предложение обладает смысловой законченностью, является минимальной единицей высказывания 1 .
1 Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2003. —
Люблю отчизну я , но странною любовью (М. Лермонтов).
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? B двусоставном предложении подлежащее связано со сказуемым:
Ее прогулки длятся доле (А. Пушкин).
Способы выражения подлежащего . Подлежащее может быть выражено одним словом: обычно именем существительным или местоимением в именительном падеже, а также другими частями речи, употребленными в значе-
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство, признак предмета) и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? кто он такой? что он такое? и др. Сказуемое обычно согласуется с подлежащим и выражает грамматическое значение одного из наклонений 1 .
1 Русский язык: Учеб. для 8 кл. ср. шк. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. — 16-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 50.
Лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом выражается одним словом.
Глагольное сказуемое бывает простым и составным.
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов и соответствует схеме:
вспомогательный глагол + инфинитив (неопределенная форма глагола).
Вспомогательный глагол выражает грамматические признаки (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени — род), а инфинитив — само действие, которое совершает лицо, обозначенное подлежащим.
1) глаголы мочь, хотеть, желать, начать, продолжить, кончать, прекратить, решить, приказать, просить, бояться, любить, надеяться и др.;
2) особые краткие формы прилагательных рад, готов, должен, обязан ;
3) сочетание краткого прилагательного со связкой быть (был бы рад встрече ) и фразеологические сочетания типа иметь желание, иметь намерение и др.
Именное сказуемое бывает только составным.
Составное именное сказуемое состоит из двух слов и соответствует схеме:
глагол-связка + именная часть (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие, наречие, неделимое словосочетание).
Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение сказуемого, а именная часть — его основное лексическое значение.
B роли вспомогательного глагола могут выступать:
1) глагол быть — наиболее употребительный глаголсвязка, выражающий только грамматические значения; в форме настоящего времени изъявительного наклонения глагол-связка быть не употребляется, т.е. является нулевой.
2) глаголы делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться. (Ночь казалась холодной .)
По характеру основы предложения делятся на двусоставные и односоставные .
Двусоставные предложения — это предложения, в которых есть два главных члена, необходимых для понимания смысла предложения, — и подлежащее, и сказуемое.
В начале ХХ века правительство отменило избрание М. Горького академиком.
Односоставные предложения — это предложения, в которых есть только один главный член предложения, необходимый для понимания смысла предложения, — подлежащее или сказуемое. Второй главный член предложения для понимания смысла предложения не нужен.
С возрастом начинаешь понимать критические замечания родителей.
Виды односоставных предложений
(по значению и способу выражения главного члена)
Назывное предложение — это односоставное предложение, в котором главный член (подлежащее) выражен именем существительным в форме именительного падежа.
Осень . Сказочный чертог ,
Всем открытый для обзора.
Просека лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
(Б. Пастернак)
B назывных предложениях утверждается бытие (наличие, существование) предметов или явлений.
Назывные предложения могут быть распространены согласованными и несогласованными определениями:
— это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Так как окончания глаголов в этих формах определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы), подлежащее в таких предложениях не обязательно. Подлежащее в определенно-личных предложениях восстанавливается путем подстановки местоимений я, ты, мы, вы, а сами предложения можно легко преобразовать в двусоставные.
Определенно-личное предложение глагол в форме 1-го или 2-го л. изъявительного и повелительного наклонения.
— это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа (настоящее и будущее время) или в форме множественного числа в прошедшем времени. B таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят (они мыслятся неопределенно).
Неопределенно-личное предложение 1) глагол в форме 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр.; 2) глагол в форме мн. ч. прош. вр.
Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение, действие которого относится к обобщенному лицу. Главный член в этом предложении обычно употре- бояется в форме 2-го лица единственного числа (реже в форме 3-го лица множественного числа):
Не во всех школьных учебниках выделяется данный тип односоставных предложений. В некоторых указывается, что обобщенное значение могут иметь определенноличные и неопределенно-личные предложения (могут указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом).
Обобщенно-личное предложение глагол в форме 2-го л. ед. ч. (реже — 3-го л. мн. ч.).
Безличное предложение — это односоставное предложение со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего (форма сказуемого не указывает на действующее лицо). B таких предложениях обычно сообщается о состоянии природы и человека.
Способы выражения сказуемого в безличном предложении
1. Безличный глагол (вечереет, нездоровится, смеркается и др.):
2. Личный глагол в безличном значении:
3. Инфинитив (неопределенная форма глагола):
4. Краткое страдательное причастие среднего рода (со словом быть и без него):
5. Наречие со значением состояния (слова категории состояния), со словом быть и без него:
6. Отрицательное слово нет, глаголы быть, стать, оказаться и др. с отрицанием.
Предложения могут быть полными и неполными .
Неполное предложение — это предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый из речевой ситуации.
(А. Гайдар).
Пропущенное сказуемое двинулся (или последовал) восстанавливается по речевой ситуации, но смысл предложения ясен и без пропущенного слова.
Необходимо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных.
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные .
В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Растет береза под окном.
У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.
В зависимости от того, какой главный член составляет грамматическую основу, односоставные предложения делятся на назывные и глагольные .
Назывные – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Весна. Раннее утро. Рассвет.
В назывных предложениях сообщается о каком-нибудь предмете или явлении и утверждается, что этот предмет существует в настоящем времени.
В глагольных односоставных предложениях один главный член – сказуемое.
В зависимости от формы сказуемого глагольные односоставные предложения делятся на личные и безличные.
Безличные предложения – это односоставные предложения с таким сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Смеркается. Меня знобит.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами (вечереет), но нередко могут использоваться личные глаголы в значении безличных.
Кроме того, сказуемое в безличном предложении может быть выражено
ü инфинитивом: Не догнать тебе его!
ü наречием: Прохладно сегодня.
ü сочетанием инфинитива и наречия: Как весело было жить!
ü глаголом быть (в значении иметься) или словом «нет»: Работы было много. Совсем нет работы.
ü словами пора, лень, грех и др. часто в сочетании с инфинитивом: Пора в дорогу. Лень даже пошевелиться.
Сказуемое в глагольных предложениях может быть составным и иметь различные формы: Начинало смеркаться. Стало холодать. Мне хочется спать. Было очень холодно. Жаль было расставаться и т.д.
Личные предложения делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.
Определенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых деятель хотя и не назван, но подразумевается, что он существует, и его легко можно определить по форме сказуемого.
Сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица. Например: «Люблю грозу в начале мая» (Ф. Тютчев). По форме глагола можно легко восстановить лицо: Я люблю грозу. Такие предложения синонимичны двусоставным предложениям, в которых подлежащее выражено местоимением. Определенно-личные предложения используются, чтобы избежать излишнего повторения личных местоимений.
Неопределенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых действие относится к неопределенным лицам. Сказуемое выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Например: «К кому-то принесли от мастера ларец» (И. Крылов). Сказуемое имеет неопределенно-личное значение: неизвестно, кто принес, или лицо не имеет значение, а важно только действие.
Обобщенно-личные предложения –это предложения с одним главным членом (сказуемым), которое относится ко всем лицам вообще. Сказуемое выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». (Сказуемое имеет обобщенно-личное значение, то есть действие относится к любому лицу.) Такие предложения часто используются в пословицах и поговорках или при передаче воспоминаний, наблюдений: Добежишь до речки и как бросишься в воду!
Виды простых предложений по наличию главных членов.
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.
В двусоставных простых предложениях состав сказуемого обычно находится после состава подлежащего. У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными. Назывные – это такие односоставные предложения, у которых главный член – подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и худ.стилях, в разг.речи.
В глагольных односоставных простых предложениях главный член – сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.
Определённо-личными называются предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица ед.ч. и в прош.вр.: это лицо не является определенным, а прош.вр. вообще не указывает на лицо.
В неопределённо-личных предложениях глаго-сказуемое выражается формами 3-го лица мн.ч. в наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. в прош.вр.
Обобщенно-личные предложения указывают на обобщенное лицо. Им обычно является второе лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы.
Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных.
Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.
По наличию (или отсутствию) второстепенных членов предложения простые предложения – двусоставные и односоставные – делятся на распространенные и нераспространенные. Нераспространенные простые предложения в своем составе имеют только главные члены. Распространенные простые предложения в своём составе имеют второстепенные члены.
Виды простых предложений по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения на лицо.
Неполные простые предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу.
В научной речи наиболее употребительны предложения повествовательные. Неупотребительны предложения с опущенным подлежащим. В научной речи та часть предложения, в которой содержится основное сообщение, не должна предшествовать той части, которая содержит предмет сообщения. Обобщенно-абстрактный характер в науч.речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах.
Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме род.п. такая конструкция, отличающаяся компактностью и лог.ясностью, обусловлена номинационным характером научного стиля, т.е. выдвижением на первый план имени и ослаблением семантической роли глагола.
- При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на подлежащем.
- Синонимия возможна так же между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными.
- Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения.
- Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений.
Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс
Цели урока:
деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;
ХОД УРОКА.
I .Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.
II . Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).
- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.
Упр. 277, с.126.
Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)
(проверяем выборочно).
- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.
- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?
(Чтобы выразить человеческие чувства, эмоции: восхищение, гнев, удивление, радость).
III . Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).
Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.
Внимание!
- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.
- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.
Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.
Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.
Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?
Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.
(Распространенные и нераспространенные предложения).
- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?
Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.
IV . Физкультминутка.
- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.
V . Первичное закрепление.
Грохочет гром. – Вдали грохочет гром.
Умолкли птицы. – Перед грозой умолкли птицы.
Сверкнула молния. – Огненной вспышкой сверкнула молния.
О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?
VI . Работа с учебником.
Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)
А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.
(1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? (самопроверка, выставление оценок).
Молодцы!
VII . Работа в парах.
- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.
(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).
VIII . Устная коллективная работа на повторение.
- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.
Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?
Не шуми листвой!
побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.
Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.
О чем поет в листве соловушка?
Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.
На лесном озере расцвели кувшинки.
Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.
Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
- Приятно вспоминать зимой о лете!!!
IX . Итог урока.
- Итак, подведем итоги.
Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).
Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).
Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?
- А теперь запишем задание на дом.
Домашнее задание: правило на с.127 (151),
Упражнение 282(410).
- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.
Оценки за урок получили:
- Я довольна вашей работой.
- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.
Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).
Актуализация знаний
- Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)
- Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи)
- Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, им.существительным и др.частями речи)
Какие второстепенные члены предложения вы знаете. Расскажите о них.
Запись под диктовку
Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
- О чём текст? (О тополе)
- Какую пользу приносит это дерево ? (Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары)
- А что ещё вам известно об этом дереве? (Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.)
- Назовите главные члены предложения. Подчеркните.
- А теперь прочитайте текст, используя только главные члены
- Всё ли понятно? (нет)
- А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)
- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
- С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе?
(С помощью второстепенных членов)
-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие только из грамматических основ?
(нераспространённые)
-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие из грамматических основ и других членов?
(распространённые)
Сделайте вывод.
Орфоэпическая работа. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
/ / / / / / / / /
Крапива, щавель, красивее, звонит, тефтели, жалюзи, торты, каталог, договор.
Составить с данными предложениями расп. и нераспр. предложения
Работа с учебником