Православное краеведение в образовательном процессе. Программа элективного курса «Православное краеведение в школе

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы»

Валдайского района, Новгородской области

педагогическим советом директор школы:

протокол №___от _________ ______Н.В.Авдышо

Рабочая программа

дополнительного образования детей

« Краеведение»

Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

учитель истории

МАОУ СОШ №4

с. Яжелбицы

Информационная карта

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы» Валдайского района, Новгородской области.

    Рабочая программа дополнительного образования детей Краеведение».

    Быстрова С.В, учитель истории.

    Сведения о программе:

      Нормативная база: Закон РФ « Об образовании», Положение об учреждениях дополнительного образования, Устав МАОУ» СШ №4 с. Яжелбицы» Валдайского района Новгородской области.

      Область применения: дополнительное образование детей

      Направленность: туристско-краеведческая.

      Тип программы: модифицированная

      Вид программы: образовательная

      Возраст обучающихся: 11-12 лет

      Продолжительность обучения: 1 год

Пояснительная записка.

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему населенному пункту, людям, живущим в нем.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – деревни Семеновщина и города Валдая, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.

Актуальность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

    недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Валдая;

    не имеется методических разработок по истории д. Семеновщина;

    не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины;

    изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.

Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

    формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;

    формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

    развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

    расширять исторический кругозор учащихся.

Воспитательные:

    способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села и города;

    воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

    содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Возрастная категория учащихся , на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение занятий с детьми 11-12 лет (5-6 классы). Группа разнополая, разновозрастная. Дети 11-12 лет характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов, обладают первоначальными историческими знаниями.

Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 68 часов в год, (по числу учебных недель) , в неделю проводится 2 часа, 1 занятие продолжается 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми и экскурсий, несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Формы занятий:

лекция, экскурсия, игра-викторина, конференция, беседа, сообщение, круглый стол, презентация, диспут, ролевая игра.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

    познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

    ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

    эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

    основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные ):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

    различать способ и результат действия;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

    оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников, сведениями Интернета;

    осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

    выражать речь в устной и письменной форме;

    проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

    осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

    адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

При достижении предметных результатов у школьника будут сформированы следующие учебные действия:

Информационные

    Знание истории своего села и города, исторических предпосылок их возникновения.

    Знание исторических и памятных мест в родном городе, районе.

    Знание основных направлений производств города.

    Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире. Представление об исторических и культурных ценностях края.

    Знание художественных промыслов и народных ремесел района.

Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.

Исследовательские

    Умение выделять объект исследования.

    Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.

    Умение работать с архивными материалами.

    Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.

    Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.

    Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.

    Практические
    ●Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.

●Получение практических умений сбора и оформления материала.

Результативность изучения программы определяется на основе выполнения каждым учащимся следующих работ:

●составление викторин, кроссвордов, ребусов и др. занимательных заданий по истории своего края;

●создание и защита собственного проекта;

●создание презентаций по изученной теме;

●подготовка сообщения по теме.

Формы подведения итогов реализации программы :

    выставка творческих работ « Деревня моя»;

    Фотовыставка « Посещение окрестных деревень»;

    Участие в различных конкурсах по краеведению;

    Отчет краеведов о результатах работы на собрании родителей и учащихся в конце учебного года.

Педагогические технологии:

    Технология коллективной творческой деятельности;

    Коммуникативные образовательные технологии;

    Технология коллективного совместного обучения;

    Технология проектного обучения;

    Игровые технологии.

Формы контроля освоения программы:

    Выставка творческих работ учащихся;

    Анкетирование;

    Викторина;

    Подготовка презентаций, сообщений;

    Итоговая зачетная работа (проект).

Структура программы.

    Историческое прошлое д. Семеновщина.

    Подведем итоги.

    История города Валдая.

    Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая.

    Подготовка индивидуальных и коллективных работ.

Методическое обеспечение программы.

Наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и Валдайского района,

Имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,

Наличие связей с учреждениями образования и культуры,

Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),

Возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,

Выход в интернет.

Учебно-тематический план

реализации программы дополнительного образования детей «Краеведение»

Формы проведения

Историческое прошлое д. Семеновщина

Беседа, лекция, экскурсия, семинар, конференция,

работа с литературой

Историческое прошлое окрестных деревень.

Беседа, встреча с интересными людьми обзорная экскурсия, сбор материала, интервью.

Подведем итоги.

Работа в группах, оформление материала, викторина.

История города Валдая.

Работа с картами, лекция, беседа, презентация, ролевая игра, круглый стол, диспут.

Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая

Беседа, встреча с интересными людьми, интервью, сбор материала.

Достопримечательности Валдайского района.

Презентация, сообщение

Подготовка индивидуальных и коллективных работ.

Индивидуальная работа- консультации, работа с литературой, подготовка презентаций, выпуск фотоматериалов.

Итоговое зачетное занятие « Наши проекты»

Защита проектов. Обсуждение работ.

программы дополнительного образования детей

«Краеведение»

Тема1.Историческое прошлое д. Семеновщина. (12 часов)

Знакомство с программой «Краеведение»: целями, задачами курса, формами проведения. Что такое краеведение. Обзорная экскурсия. Основание деревни. История деревни с 19 века по начало 21 века.

Тема 2. Историческое прошлое окрестных деревень (18 часов).

Экскурсии в д. Язвищи, д. Копейник, д. Яблонка, д. Любница. Посещение старожилов и сбор информации о прошлом населенных пунктов. Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы, знакомство с историей села.

Тема 3. Подведем итоги. (4 часа).

Беседа. Работа с литературой и другими документами. Оформление дневника краеведов, альбома по истории деревни. Проведение игры-викторины.

Тема 4. История города Валдая (14 часов).

Определение ФГП города. Изучение социально-экономического и культурного развития города с 15 века по настоящее время.

Тема 5.Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая. (13 часов).

Экскурсии и знакомство с экспозициями музея уездного города и музея колоколов. Посещение Музейного колокольного центра. Знакомство с историческими и памятными местами города. Посещение Иверского монастыря.

Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города.

Тема 6. Достопримечательности Валдайского района. (3 часа)

Заочные экскурсии по памятным и историческим местам района. Ознакомление с историей храмов, местонахождением святых источников, памятных знаков, описание памятников, связанных с важными историческими событиями.

Тема 7. Подготовка индивидуальных и коллективных работ (2 часа). Работа с литературой, обсуждение собранного материала.

По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде проекта: газеты, альбома, презентации и др. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала.

Тема 8. Итоговое зачетное занятие « Наши проекты» (2 часа).

Проводится защита проектов, обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей с. Яжелбицы. Материалы предлагаются для использования на уроках учителям-предметникам, а также классным руководителям для проведения внеклассной работы.

Тематическое планирование

образовательной программы

«Краеведение»

№ занятия

Количество часов

Введение. Знакомство с целями, задачами курса, формами проведения, планами на год.

Что понимается под термином «краеведение». Отрасли краеведения.

Общий обзор истории села.

Основание деревни в 1495 году. Топонимы окрестностей.

Социально – экономическое развитие села в 19 веке.

Семеновщина в начале 20 века (до октября 1917 года)

Семёновщина в 30 – 40 годы 20 века

Семёновщина в годы Великой Отечественной войны

Послевоенное развитие деревни (50 – 60 годы)

Семёновщина в конце 20 века- начале 21 века.

Посещения старожилов в д. Язвищи: сбор материала

Посещение старожилов в д. Копейник

Посещение старожилов в д. Яблонка.

Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы (школа №4)

Посещение д. Любница (история села, история создания ц. Пресвятой Богородице в честь иконы Нечаянной Радости)

Оформление материала по теме « Историческое прошлое д. Семеновщина и окрестных деревень»

Итоговое занятие. Игра, викторина «Деревня моя».

Физико-географическое положение г. Валдая

Валдай в 15-17 веках.

Валдай в 18-начале 19 века.

Социально-экономическое развитие города в 19 веке.

Культура Валдая в 19 веке.

Социально-экономическое развитие Валдая в 1 половине 20 века.

Валдай в годы Великой Отечественной войны. Труженики тыла.

Партизанское движение

Герои – валдайцы, защищавшие Родину на фронтах

Послевоенное развитие Валдая

Валдай –центр туризма.

Валдайский национальный парк.

Экономика города.

Культура и образование.

Посещение музея колоколов и Музейного колокольного центра.

Посещение музея уездного города.

Памятные и исторические места г. Валдая.

Посещение Иверского монастыря.

Исторические и памятные места Валдайского района.

Оформление материала.

Итоговое занятие « Наши проекты»

Литература

1. Альманах « Страна по имени Валдай», 2004 год

2. В.И. Барашкова « Бытоописание земли Новгородской», 2001 год

3. П.М. Золин « Сто новгородских сел» , Новгород, 1991 год

4. Э.Г. Истомина « Валдай», Лениздат, 1988 год

5. Истомина « Иверское чудо», Лениздат, 1982 год

6. Исследовательские работы учащихся по истории д. Семеновщина

7. Г.П. Смолицкая « Занимательная топонимика» М. П., 1990 год

8.Сборник стихов « С высот былинного Валдая», М., 2002 год

9.Валерий Пороховников « Герои земли Новгородской», «Печатный двор», Великий Новгород, 2010 год.

11. Валерий Пороховников « Белые пятна» Валдайских высот», Великий Новгород, 2013.

12. .Александр Симаков « Демянский плацдарм», «Печатный двор», Великий Новгород, 2012 год.

13. Интернет –ресурсы.

Программа дополнительного образования. Кружок «К истокам нашим»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Программа курса « К истокам нашим » составлена на основе программы по изучению родного края «Земля Новомосковская» (авторы: Годунова Е.Д., Дорн М.И.,-Новомосковск,2000г) и программы основ православной культуры Тулы и Тульского края (авторы: Сорвина Р.Н., Царегородцева В.С.и др.,-Тула,2010.) и представляет собой некий симбиоз двух в общем-то родственных программ. В программу внесены изменения и дополнения о п. Красный богатырь и региональном краеведении . Целью программы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников посредством формирования представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.

"Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

вовлеки - и я пойму"

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в кружке «К истокам нашим».

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальном заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Включение элементов курса основ православной культуры продиктовано тем, что одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание. Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции, а также традиции и обычаи истории Тульского края.

Культура России на протяжении многих веков формировалась под воздействием православия. Христианскими заповедями добра и милосердия, идеалами любви и сострадания к ближнему наполнена отечественная литература, труды величайших мыслителей России. Эти знания важно донести до молодого поколения. Именно школа призвана дать ребёнку систематические знания о духовной культуре, этических нормах, духовно-нравственных традициях и, конечно, об истоках нашей культуры. Решению этой задачи способствует введение в общеобразовательных учреждениях элементов курса «Основы православной культуры». Без знаний основ русской духовной культуры трудно освоить её ценности.

Данный курс предполагает сочетание разнообразных методов и приемов преподавания. К основным можно отнести рассказ учителя; работу с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию; зарисовки в течение урока и домашние задания творческого и поискового характера в форме рисунков, обеспечивающие практическую деятельность обучающихся. Большое место занимает эвристическая беседа и выполнение самостоятельных творческих заданий.

Наш Тульский край богат событиями, тесно связанными с историей России. Прославлена Тульская земля своими святыми, храмами, монастырями.

В 2008 году подписано Соглашение о сотрудничестве администрации Тульской области и Тульской епархии Русской Православной Церкви в целях развития духовно-нравственного просвещения населения Тульской области, культурных традиций в области образования, здравоохранения, социального развития, молодёжной политике.

Главная роль в этой работе отведена учителю. Именно ему дано в яркой, запоминающейся форме донести до детей учебный материал.

Формы проведения занятий – мультимедийные презентации, беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии.

Программа рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю.

Срок реализации данной программы -- 1 год.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Развитие интересов учащихся в области краеведения

Расширение знаний учащихся о родном крае и его людях

Воспитание любви к родной природе и земле

Воспитание уважения к традициям своего народа

Воспитание патриотизма и гражданственности

Развитие мировоззрения учащихся в национальной традиции

Знакомство с духовной географией родного края

Духовно-эстетическое формирование личности учащегося, создание благоприятных условий для активизации таких сознательных актов, как созерцание, безмолвие, умиление

Формирование навыков церковного этикета

Знакомство с основами истории Русского православия

Развитие коллективных форм сотрудничества учащихся посредством организации совместной деятельности: поход к святому источнику, участие в богослужении, беседы с представителями духовенства, общее чаепитие или трапеза и др.

Именно на решение поставленных задач и направлен данный курс.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение 2ч.

Возникновение и развитие православной веры в Тульском крае 8ч.

Герб – официальная символика Новомосковска 2ч

Тульский край 2ч

Город у самого сердца России 1ч

История моего посёлка 1ч.

Священное писание 6ч.

Географические и природные особенности Новомосковского района 9ч.

Влияние христианства на развитие культуры в России и Тульской области 6ч.

Старина земли Новомосковской 8ч.

Тульские святые. Святые источники тульского края 9ч.

Страницы биографии города Новомосковска 11ч

Благотворители Тулы 6ч.

Итоговое повторение 1ч.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать

Понятие «краеведение»

Площадь, конфигурацию и административное деление района

Особенности географического положения района, города

Основные формы рельефа, тип климата, внутренние воды, виды растений и животных, фенологические особенности территории

Виды природных ресурсов и экологические проблемы

Правила поведения в природе

Год основания города и посёлка, основные этапы их развития

Символику посёлка, города, области

Функции города в материальной и духовной культуре народов

Выдающихся земляков

Тульских святых

Тульских благотворителей

Историко-культурные достопримечательности города, района, области

Литературу о родном крае

Основные сюжеты Ветхого и Нового Завета

Православные монастыри тульского края

Православные храмы тульского края

Святые места тульского края

Учащиеся должны уметь

Находить местоположение своего района, города на карте области, России

Вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов местности

Определять географическое положение района, города, своего населённого пункта, его влияние на особенности развития территории

Описывать функции города, быт, традиции, культуру

Составлять родословную семьи

Вести элементы исследовательской работы по изучению родного края.

ЛИТЕРАТУРА

1.Основы православной культуры. Тула и Тульский край. Сборник материалов в помощь учителям общеобразовательных учреждений. Тула -2010.

2.Тльские древности. Н.И. Троицкий -Тула. Приокское книжное издательство. 2002г.

3.Сказания русского народа. И.П.Сахаров. – Тула. Приокское книжное издательство,2002г.

4. Российская государственная символика. История и современность. Н.А.Соболев. – Гуманитарный издательский центр «Владос».Москва, 2002г.

5.Славянская мифология. Москва, 1995 г.

6. Дворянское сословие Тульской губернии. В.Ч.Чернопятов. Т.1Х, М.,1912 г.

7. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895 г.

8. Тульские древности. Энциклопедический словарь-справочник. Издательство «Русский лексикон», Тула, 1995 г.

9.Праздники христианской Руси. Э.О. Бондаренко. Калининградское книжное издательство, 1995 г.

10. Земля Новомосковская. Новомосковск,2002 г.

11. « История посёлка Красный богатырь» и окрестных деревень». Сборник краеведческих статей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы курса «К истокам нашим», рассчитано на 72 часа (2ч. в неделю)

занятия

Тема занятия

примечание

дата

Введение. Герб – официальная символика Новомосковска.

Герб посёлка Красный богатырь.

Вступление. Общие сведения о православном церковном календаре.

Тульский край. Город Тула.

Древнейшие жители тульского края и их вера. Крещение тульского края. Святой Кукша, просветитель и первокреститель славянского племени вятичей.

Тульский край. Города Тульской области.

Древние православные храмы тульского края и Тулы. Возникновение и развитие.

Административно-хозяйственное положение города и района.

Православные храмы Новомосковского района.

Что нас окружает?

Первые православные монастыри в тульском крае и Туле. Возникновение и развитие.

Рельеф.

Свято-успенский монастырь города Новомосковска. Заочная и очная экскурсии.

Поверхность нашего края

Православные князья и бояре. Их роль в развитии Тулы и тульского края.

Полезные ископаемые Новомосковского района

Народное образование в России и Туле. Церковно-приходские школы Тулы и тульского края. Первые школы в нашем посёлке.

Воды. «Сказки Иван-озера» А.Логунова

Обобщение темы «Возникновение и развитие православной веры в Тульском крае»

Времена года. Осень. Народные «осенние» празднования.

О Библии. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение.

Времена года. Зима. Народные «зимние» празднования.

Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, Всемирный потоп, дети Ноя

Времена года. Весна. Народные «весенние » приметы

Сюжеты Ветхого Завета: Авраам, явление Аврааму Святой Троицы. Принесение Исаака в жертву.

Времена года. Народные «летние» приметы

Сюжеты Нового Завета: жизнь Иисуса Христа. Притча о милосердном самарянине

Растительный и животный мир.

Сюжеты Нового Завета: о чудесах и учении Иисуса Христа.

Это рассказала археология

Обобщение темы «Священное писание»

Презентации творческих работ по теме

Вятичи – наши далёкие предки

Крещение Руси. Историческое значение Крещения Руси

Мы идём в археологический музей. Заочная экскурсия по музею

Роль православной культуры в обществе. Церковное искусство. Занятие-презентация

Куликовская битва. Историко-архитектурный комплекс

«Куликово поле».

Просмотр презентаций, видеофильмов.

Рождество Христово

Презентация творческих работ

Православие и архитектура, зарождение и развитие зодчества в Туле. Занятие-презентация.

Дмитрий Донской – защитник Руси

Иконопись в Туле

Епифанские шлюзы

Выдающиеся люди тульского края (А.С.Хомяков, Н.И. Троицкий)

Гремячее.

Обобщение темы «Влияние христианства на развитие культуры в России и Туле»

Презентации творческих работ

Село Спасское

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Просмотр кинофильма

История моего посёлка Красный богатырь.

Преподобный Макарий Жабынский, Белёвский чудотворец

Здесь будет город-сад

Святая блаженная Ефросинья Колюпановская

Как это было

Преподобный блаженный Иоанн Тульский

Город сражается. Оборона Новомосковска, Тулы

ВОВ на территории нашего посёлка

Презентация творческих работ «Мои предки на войне»

Никто не забыт – ничто не забыто

Блаженная Матрона Московская. Село Себино. Заочная экскурсия

Жизнь восстанавливается.

Святые источники тульского края. Заочная экскурсия на источник «12 ключей» (Венёвский район)

Святые источники Новомосковского округа. Село Осаново.

Новомосковск растёт. Город Сокольники.

Обобщение темы «Тульские святые. Святые источники нашего края»

Презентация творческих работ.

Новомосковск благоустраивается

Акинфий Никитич Демидов – храмосоздатель Христовоздвиженских храмов в Туле.

Архитектурный облик города. Зелёное кольцо.

Схимонах Варсонофий (В.И.Макарухин) – основатель Богородичного Щегловского монастыря

Памятники. История создания памятника А.С.Пушкину, Д. Донскому в г. Новомосковске.

Александр Степанович Ваныкин – потомственный купец и владелец сети магазинов.

Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский)

Обобщение темы «Благотворители Тулы»

Православная Пасха

Презентация творческих работ

70-72

Паломнические поездки

Рассмотрена: Согласована: Принята: Утверждаю:

на заседании зам.директора на педагогическом Директор МКОУ

ШМО по ВР 29.08.12. Совете 30.08.2012г. «Первомайская

Протокол №1 ___Т.Ю.Аурис Протокол №7 СОШ»

от 27.08.2012г. ____В.П. Лопатин Руководитель: Приказ №71

От 01.09.2012г.

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Краеведение. История родного края»
Направленность – духовно-нравственное

художественно-эстетическое

срок реализации 4 года

возраст: 7 – 11 лет


Составила учитель начальных классов: Кабацкова Н.Н.

Программа кружка «Мой край»

для детей 7 – 11 лет (1-4 класс).
1Пояснительная записка.

Программа кружка «Мой край» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Использовались документы:

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010)

«Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005

Локальный акт МКОУ« Первомайская СОШ» (об утверждении структуры рабочей программы

Образовательный план МКОУ «Первомайская сош», утвержденный приказом от 31.08. 2012 года №79 -Д

2.Актуальность.Специфика курса. Ценностные ориентиры.


Курс представлен для проведения кружка «История моего края» обучающихся 1-4 класса, желающих изучать свой край, исследовать историю своего поселка, узнать имена знаменитых земляков, прославивших нашу землю. У каждого города и поселка своя судьба, своя история. Можно гордиться и справедливо считать себя наследником старших поколений. Надо сделать все возможное, чтобы сберечь и приумножить красоту родного края. Надо сохранить и передать следующему поколению трудовые, культурные и нравственные традиции. Начнем изучать историю и современность своего поселка, города Новомосковска. Узнаем о тех, кто строил поселок, Новомосковск, кто защитил родной край в суровые годы Великой Отечественной войны. Занимаясь в кружке, ребенок обогатит свои знания, память многими интересными фактами и сведениями.

Программа кружка тесно связана с программой курса «Окружающий мир». Знания, умения, навыки, полученные на аудиторных занятиях, углубляются, совершенствуются, расширяются на занятиях кружка. .Данный курс играет значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Ценностные ориентиры. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Труд и творчество как отличительные черты духовно -нравственно развитой личности. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям


3Межпредметные связи:

4.Место занятий в учебном плане:

Распределение часов на год, отводимых на занятия кружка,

согласно учебному плану МКОУ «Первомайская сош», утвержденному приказом от 31.08.2012 года №79 – Для занятия кружка отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год

5. Цель курса:

1.Узнать об истории строительства своего поселка.

2.Исследовать и найти знаменитых людей, прославивших наш поселок, наш район, наш край. Рассказать о них.

3.Беречь природу своего края.

4. Узнать о тех, кто защищал и как защищал свой край в суровые годы Великой Отечественной войны.

5.Создать условия для воспитания гордости за свой край, за героические поступки старшего поколения.

7.Узнать в своей семье, о жизни своих прабабушек и прадедушек.

8.Узнать об истории города, края.

9.Создать условия для развития личности обучающегося,

10.развивать мотивацию личности к познанию и творчеству,

11. обеспечить эмоциональное благополучие ребенка,

12.профилактика асоциального поведения;

13. Создать условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

14.создать условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

15. Создать условия для укрепления психического, физического здоровья.

6.Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотисации к обучению «Окружающий мир».

Научность.

Системность

Практическая направленность

Реалистичность

7.Методы и формы

экскурсии –5часов,

заочные путешествия – 2 часа,

игры -2 часа,

викторины – 1 час,

проекты -3 часа,

конкурсы – 2 часа,

фотоконкурс – 1 час,

аудиторные занятия -15 часов,

исследовательская работа - 2 занятия

Формы подведения итогов:

Презентация проекта «Осень в гости к нам пришла»

Обобщение по теме «История моего края». Игра «У карты Тульской области»

Праздник «Чудеса Зимы». Обобщение по теме «Зима в поселке.» Конкурс! Конкурс! Конкурс! Обобщение по теме «Чем знаменит мой край»

Праздник «Ах, кудесница ты наша - долгожданная весна!»

Викторина «Я эту войну знаю по книжкам. Обобщение по теме «Память моего края о героях Великой Отечественной войне».

Формы оценивания результатов:

участие в праздниках, конкурсах, викторинах, в проектах, презентовать доклады, делать фотографии, тесты, диагностика, лист личностного роста, портфолио, самооценка, взаимооценка.Для оценки планируемых результатов освоения программы используетсядиагностический инструментарий в пособии «Как проектировать УУД в начальной школе» под редакциейА.ГАсмолова.
8.Общеучебные умения и навыки:

1.Личностнных УУД: Обучающиеся научатся: положительно относиться к школе, к изучаемой теме, проявлять особый интерес к новому,

2. Научатся выполнять моральные нормы, научатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, научатся выделять нравственный аспект поведения,

3. Научатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Получат возможность формировать основы гражданской идентичности.

5. Узнают нормы и правила охранно – бережного отношения к природе.

6. Получат возможность для формирования чувства патриотизма и гордости за свою страну, чувства уважения к ее истории, к культурным и историческим памятникам.

7. Научатся доброжелательно относиться к окружающим.

8.Уважать ценности семьи.

9. Научатся сравнивать свои достижения вчера и сегодня.

10. Научатся адекватно реагировать на неуспех и поощрение, преодолевать трудности

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве привыкать работать в коллективе и принимать совместно решения

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после завершения работы на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задач сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способы и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть иопределятьобъектыиявленияокружающейдействитель¬ностивсоответствииссодержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделятьиобобщеннофиксиро¬ватьсущественныепризнакиобъектовсцельюрешениякон¬кретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природу родного края; Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

7.Способы деятельности:

Характеризовать признаки времен года, исследовать, проводить наблюдения, оценивать, анализировать народные приметы, различать, характеризовать, группировать, обсуждать, рассуждать, доказывать, описывать, соотносить свои наблюдения, измерять погоду, рассказывать, конструировать монологическую речь,исследовать, сравнивать, сопоставлять.

8.Образовательные технологии:

технологии использования игровых методов, технологии развивающего и саморазвивающего обучения, обучение в сотрудничестве, технология проблемного обучения, технология развития «критического мышления.



Темы.

Количество часов.

Цели

Всего

Теория

Практика

1

«Земля Новомосковская» - обзорная лекция. Сообщение детей из опыта. Знакомство с картой Новомосковского р-на.

1

30мин

5 мин

Воспитание любви к родному краю. Совершенствовать умение работать с картой.

2

Путешествие по Новомосковскому р-ну.

Старина земли Новомосковской.

Экскурсия в краеведческий музей с. Гремячее.


3

1

2

Вызвать интерес к истории края.

3

Официальная символика Новомосковска. Практическая работа (раскрашивание герба).

1

20

15

Познакомиться с символикой.

4

«Город у самого сердца России». История г. Новомосковска (презентация).

1

1

-

Проинформировать о значимости данной местности для России.

5

Экскурсия в г. Новомосковск (достопримечательности).

1

1

Совершенствоваться в умении выделять главное.

6

Просторы родного края (рельеф). Полезные ископаемые р-на. Беломестное – карьер для добычи камня (просмотр фотографий). Составление таблицы использование в народном хозяйстве полезных ископаемых.

2

1

1

Расширить детский кругозор.

7

Времена года. (осень, зима, весна, лето). Сбор и оформление гербария. Конкурс рисунков. «Любимое время года»

3

1

2

Познакомиться с климатическими условиями края.

8

Растительный и животный мир (презентация). Работа в библиотеке с книгой на тему: «Живая и не живая природа родного края». Составление экологического обращения «Сохраним свою землю».

3

1

2

Совершенствоваться в навыках работы с информацией.

9

Наши далекие предки. Уроки истории.

1

1

-

Умение работать с толковым словарем.

10

История моей семьи (информация детей).

Выставка семейных фотографий «Семейный архив».

Чаепитие «Я и моя дружная семья»


2

2

Вызвать уважение к семейным традициям.

11

Профессии всякие нужны «Труд на родной земле». Встреча с ветеранами труда (сборы интервью). Экскурсия на ферму, зернохранилище.

2

2

Расширить представление детей о труде взрослых, и его значимости.

12

Создание альбома «Работы разные важны» (профессии родителей)

2

1

1

Работа с информацией.

13

Знаменитые люди земли Новомосковской (сообщения уч-ся).

Работа с периодической печатью.



1

1

Умение выделять главное в происходящих событиях.

14

В годы великой отечественной войны. Хроника военных событий г. Новомосковск, Новомосковский р-он.

Сбор информации о жизни односельчан в годы войны (уборка около памятника погибшим в ВОВ).



2

1

1

Воспитание патриотических чувств.

15

Литературный и художественный Новомосковск. Писатели, художники, ученные.

3

1

2

Умение работать с книгой (энциклопедией).

16

Воспитывай в себе гражданина. Настоящее и будущее Новомосковска.

1

1

-

Воспитание гражданской позиции.

17

Хронология важнейших событий (исследование материалов печатной информации).

1

-

1

Умение ориентироваться в событиях.

18

Мой край в рисунках (конкурс)

1

-

1

Воспитание эстетического восприятия.

19

Викторина «Знаю и берегу свой край»

1

-

1

Понимание собственной значимости в развитии края.

20

В здоровом теле здоровый дух «Богатыри земли Русской» (спортивные состязания)

1

-

1

Воспитание привычек здорового образа жизни.

21

Итоговое занятие. Урок праздник «Песни моего края».

1

-

1

Воспитание любви к родине.
Программа

дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовщины»

Пояснительная записка
Сегодня одна из самых острых проблем родителей и школ – воспитание детей приличными и достойными людьми, старающимися исполнять вечные законы нравственного поведения и любви к ближним, которые ограждают от многих известных бед и пагуб, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, детской преступностью, суицидом.

Многие родители, учителя и сами молодые люди предпринимают усилия по должному воспитанию и самовоспитанию, но не используют предназначенный для этого духовно – нравственный закон.

Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. А стыд и совесть у подавляющего большинства людей невозможно пробудить и укрепить без их веры, которая на самом деле и помогает стать и быть высоконравственным, достойным человеком.

Важной необходимостью становится духовно-нравственное воспитание ребенка, которое необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию.

В процессе модернизации общего образования с учетом сложившейся социокультурной и экономической ситуации в России актуальность Программы возрастает, так как она связана с решением таких задач общеобразовательного учреждения как социально – творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Новизна Программы заключается в том, что она дает учащимся возможность поближе познакомиться с историей Русской Православной Церкви, с обычаями и традициями всего русского народа, а так же жителей Тамбовского края, с православной духовной культурой России и Тамбовщины, с русской святостью.

Занятия духовным краеведением развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию, прививают любовь к Родине, к семье и близким, к прошлому русского народа, к обычаям и традициям, воспитывают терпение, благоразумие, доброту, заботливость, знакомят с жизненными подвигами русских святых, с православными иконами, со святыми подвижниками земли Тамбовской.
Программа является типовой , так как она составлена на основе Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Духовное краеведение Тамбовщины» - авторы: иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, А.Г.Лозовский, Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова.

^ Основные принципы обучения, предусмотренные Программой:

- Природосообразность;

Доступность;

Систематичность;

Гуманизация.

^ Цель:

приобщить детей к духовно – нравственным традициям русского народа, развивать свои творческие способности.

Задачи:

Обучающие:


  • привитие первичных навыков православной грамотности среди школьников;

  • обеспечение устойчивых знаний по широкому спектру тем: «Народный календарь», «Памятники истории и культуры», «Святые подвижники земли Тамбовской» и др.

  • формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;

  • знакомство с православными святынями русского народа;

  • приобщение к работе с источниками.
Воспитательные:

  • привитие культуры общения;

  • формирование представления об этнических нормах духовности;

  • пробуждение интереса к истории Русской Православной Церкви;

  • формирование собственного мировоззрения, выработка умения отстаивать свою точку зрения;

  • воспитание любви к Родине, к близким и родным.
Развивающие:

  • развитие образного мышления;

  • раскрытие индивидуальных способностей;

  • творческой активности.

Отличительной особенностью Программы является то, что ключевой темой духовного краеведения является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом. Программа способствует воспитанию духовно развитой, нравственно богатой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории русского народа, к ценностям отечественной культуры.
Занятия рассчитаны на два года для учащихся 3-4 классов.

Количество часов – 68

Количество часов в неделю -1

Формы проведения занятий:


  • урок-объяснение;

  • беседа;

  • экскурсия;

  • выставка работ;

  • театрализованные представления;

  • лекция;

  • работа с книгой;

  • прослушивание записей;

  • просмотр видеофильмов;

  • исследование

Технологии обучения:

Объяснительно-иллюстративная;

Коммуникативно-диалоговая деятельность;

Информационно-коммуникационная;

Здоровьесберегающая;

Личностно-ориентированная.
^ Механизмы формирования ключевых компетенций, способности и готовности использовать знания, умения и обобщённые способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной действительности:

-личностная;

-коммуникативная;

-интеллектуальная;

-социальная;

-общекультурная.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

Тестирование

Выставки рисунков и поделок

Проекты
^ Планируемые результаты образовательного процесса:

По окончании изучения курса дети должны

знать:


  • ключевые понятия духовности (совесть, любовь, дух, душа, благодать, ответственность, родина, жертвенность, истина и др.);

  • традиционные промыслы как часть духовного наследия; наиболее выдающихся представителей духовного наследия региона;

  • хронологию библейской истории;

  • основные события отечественной и региональной истории;

  • закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, забота о ближнем, забота о младших; почитание старших;
уметь:

  • давать духовную оценку реалиям пространства и времени;

  • аргументировано объяснять свою личностную духовную ориентацию;

  • определять духовный смысл сущностей окружающего мира;

  • строить и оценивать поведенческую модель человека.
приобрести навыки:

  • православной грамотности;

  • культуры общения;

  • работы с православной литературой;

  • русских обычаев и традиций;

  • народных промыслов.

Учебно-тематический план




^ Название раздела

Количество часов

Уроки

Экскурсии

Практика

Культурология

История

Хронология. Календарь церковный и народный

Музееведение

Итого

68

62

2

4

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культурология – 24 ч

Введение. Что такое «Духовность», «православная духовность»? Понятие о Боге.

Земная жизнь Христа. Нагорная проповедь.

Православные добродетели.

Библейские тексты о мире и вражде, о мудрости и глупости.
История – 12 ч

Что такое «Библия» и каково её влияние на жизнь человечества.

Библия о сотворении человека и жизни первых людей.

Храмы земли Токарёвской.
^ Хронология. Календарь церковный и народный – 26 ч

Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.

Церковные праздники: Вход Господень в Иерусалим, Православная Пасха.

Символика: православная, государственная и региональная.

Святые иконы родного края.

Имя и его символика.
Музееведение – 6 ч

^ Дидактический материал и оборудование:

-использование книг и учебных пособий:

Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2007.

-сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга детей:

Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.В.Козлова. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сборник методических разработок по духовно-нравственному воспитанию школьников. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

-оборудование:

ПК; ТСО; аудио- и видеоматериалы:
Список литературы для педагога

1.Журнал «Русский дом». – 2010, 2011.

2.Закон Божий: для семьи и школы. – Нижний Новгород; «Христианская библиотека», 2007.

3. «Колокольный звон»: газета. – Тамбов, 2010-2012.4. Кученкова В.А. «Тамбовские православные храмы». –Тамбов, 1992.

5.Половинкин А.И. «Православная духовная культура».- М.; Владос, 2003.

6. Русские святые: 1000 лет русской святости \Жития собрала монахиня Таисия/. – СПб.:Азбука, 2000.

7. Соборы Московского Кремля: путеводитель. – М.; «Планета», 1993.

8. Храмы Тамбовской епархии: фотоальбом. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2005.

9. Читаем Евангелие: Православный календарь на 2012год. – Москва, 2011.

10. Чудотворные иконы. – Москва, «ЛОГОС-МЕДИА», 2009.

Список литературы для детей

1. Детская Библия.

2. Сохранский А.В. «Легенды и предания тамбовского края». – Тамбов, 2004.

5. «Я познаю мир»; энциклопедия

Календарно-тематическое планирование


№ по порядку

№ по теме

Тема занятия

Дата

Формы и виды контроля

3 класс

Введение. Что такое духовность? Что такое «православная духовность»?


2

2

Понятие о Боге.

Диспут

3

3

Что такое «Библия» и каково её влияние на жизнь человечества?

4

4

Библия о сотворении мира.

Выставка рисунков

5

5

Библия о сотворении человека

Конкурс рисунков

6

6

Жизнь первых людей.

7

7

Праздники церковные и народные. Покров Пресвятой Богородицы.

8

8



Диспут

9

9



10

10



Тестирование

11

11

Десять заповедей Божиих.

12

12

Имена людей. Что такое именины? Имя и его символика.

13

13

Символика православная и государственная.

Тестирование

14

14

Символика Тамбовского края.

15

15

Библейские тексты о Законе и Долге.

Диспут

16

16



Конкурс поделок

17

17

Общественное и семейное благочестие.

18

18



Утренник

19

19

Рождественские колядки.

Конкурс

20

20

Земная жизнь Христа.

21

21

Нагорная проповедь.

22

22

Притчи.

Диспут

23

23

Традиции поста и постничества на Тамбовщине.

24

24

Иконы. Чудеса от святых икон.

Конкурс

25

25

Святые иконы Тамбовского края.

26

26

Храмы земли Токарёвской.

27

27

Праздники церковные и народные. Вход господень в Иерусалим.

28

28

Праздники церковные и народные. Пасха Христова.

Утренник

29

29

Растительный мир Библии.

30

30

Духовные представления о растительном мире Тамбовского края.

31

31

Монастыри.

Тестирование

32

32

Маршруты тамбовских паломников.

33

33

Летние праздники церковные и народные.

34

34



4 класс

Вводное занятие. Духовное краеведение.

Анкетирование


36

36

Библия о сотворении мира.

37

37

Библия о жизни первых людей. Каин и Авель.

Диспут

38

38

Библия о жизни первых людей. Сиф. Дети Сифа и дети Каина.

39

39

Библия о жизни первых людей. Ной. Ноев ковчег.

40

40

Библия о жизни первых людей. Потоп.

Конкурс рисунков

41

41

Праздники церковные и народные. Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.

42

42

Праздники церковные и народные. Воздвижение Креста.

43

43

Праздники государственные и церковные. Праздник Иконы Казанской Божьей Матери.

Сообщения

44

44

Библейские тексты о мире и вражде.

Диспут

45

45

Библейские тексты о мудрости и глупости.

Диспут

46

46

Библейские тексты о доброте.

Сочинение

47

47

Библейские тексты о чести и совести.

48

48

Что означает моё имя?

Сообщения

49

49

Святые иконы родного края.

50

50

Святые иконы родного края.

Доклады

51

51

Православные добродетели. Образцы добродетельной жизни.

Диспут

52

52

Праздники церковные и народные. Рождество Христово.

53

53

Рождественские гадания.

Практическая работа

54

54

Праздники церковные и народные. Крещение Господне.

55

55

Земная жизнь Христа.

Диспут

56

56

Православные молитвы.

57

57

Православная книга в жизни человека.

Устный журнал

58

58

Проповеди Христа. Нагорная проповедь.

59

59

Православная символика.

60

60

Десять заповедей Божиих.

Тестирование

61

61

Библейские тексты о милосердии и сострадании.

62

62

Заочное путешествие по святым местам.

63

63

Праздник «Пасха – Святое Воскресение».

Праздник

64

64

Первые православные храмы г. Тамбова.

65

65

Храмы земли Токарёвской.

66

66

Святые иконы родного края.

67

67

Святой Питирим и просвещение Тамбовского края.

68

68

Обобщение пройденного материала.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №8»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей зам. директора по УР директор МСОШ №8

Расширение знаний учащихся о православной культуре, о возникновении, распространении и возрождении православия в Среднем Приобье; о миссионерской деятельности Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири;

Знакомство с историей развития христианства в Западной Сибири, начиная с завоевания Сибирской земли Ермаком и до наших дней;

Знакомство с историей Абалакского свято – знаменского мужского монастыря и Иоанно – Введенского женского монастыря;

Знакомство с жанрами литературы «Жития святых» на примере Сибирских святых;

Приобщение учащихся и православной литературе и литературному краеведению;

Привить интерес учащихся к составлению своей родословной, изучению своих корней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 15-16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы): Программа «Православное краеведение в школе» рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).

Формы и режим занятий – лекции, семинары, круглые столы , заочные путешествия по святым местам Сибири, конференции по книгам писателей Югры, защита творческих проектов учащихся по теме: «Древо рода», «Древо жизни», выступление на ТРК «Югория» в радиопередачах «Сибирь православная», «Земля моя Югорская», «О корнях моих Сибирских», экскурсионные и паломнические поездки по историческим и памятным местам нашей Родины, по святым местам Сибири на Рождественских каникулах.

Ожидаемые результаты: к окончанию изучения курса у обучающихся должен быть сформирован высокий уровень духовно – нравственной культуры, чувство любви к своей малой Родине, знание православной литературы и литературного краеведения; умение составлять свою родословную, знать свои корни.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие обучающихся в городских концертах, посвящённых праздникам Рождества Христова, Пасхи на сцене Дворца искусств, участие в городских краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего», в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность» в городской центральной библиотеке; в школьных и городских научно-исследовательских конференциях, публикации лучших проектов в городских СМИ.

Программа

«Православное краеведение в школе»

Учебно – методический план

(34 часа, 1час в нед.)

Тема занятия:

Кол-во часов

модель о6у-

Педагоги

ческие сред-

деятельности

учащихся

Вводное занятие.

ное изло-

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщение

Раздел 1. Жития Сибирских святых

1. Святой мученик Василий Мангазейский

2. Святой праведный Симеон Верхотурский, чудотворец

3. Святой блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый

4. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири

5. Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, в схиме Феодор

6. Святитель Антоний, митрополит Тобольский

7. Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

8. Святитель Софроний, епископ Иркутский

9. Преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкий

10. Праведный Петр, отрок Томский

Праведный Феодор Томский

11., Сибирский

Аналитическая беседа

Проектная (информационные проекты)

рецензирование проектов

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщения

Раздел 2. Литературное краеведение

22. Николай Коняев. «До поры до времени» - настоящая русская проза с самобытным авторским взглядом на мир.

ное изло-

Проектная

Исследова-

тельская

Проектная

Исследова-

тельская

Анализ стихов

Исследова-

тельская

Анализ стихов

Анализ стихов

Исследова-

тельская

Исследова-

тельская

Проблемное изложен. Проектная

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Самостоятельная работа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщения

индивидуаль-

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Групповая

индивидуаль-

групповая

Раздел 3.Изучение родословной, сибирских корней.

3. Защита творческих проектов учащихся по теме: «Древо рода», «Древо жизни».

4. Собирание материалов и написание сочинений на тему: «Моя семья на Земле Югорской»

Проектная

Исследова-

тельская

Выступление с докладами на конференциях;

рецензирование проектов

Индивидуальная

групповая

Тематическое планирование курса

1.Вводное занятие.

Из истории развития христианства в Западной Сибири. Завоевания Сибирской земли Ермаком (). История Абалакского свято – знаменского мужского монастыря. Иоанно – Введенский женский монастырь. Возрождение православия в Среднем Приобье.

Раздел 1. Жития Сибирских святых.

1.Святой мученик Василий Мангазейский

2.Святой праведный Симеон Верхотурский, чудотворец

3.Святой блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый

Святой блаженный Косьма Верхотурский, Христа ради юродивый

Преподобный Арефа Верхотурский

4.Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири

5.Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, в схиме Феодор

6.Святитель Антоний, митрополит Тобольский

7.Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

8.Святитель Софроний, епископ Иркутский

9.Преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкий

10.Праведный Петр, отрок Томский

Праведный Феодор Томский

Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская

11., Сибирский

12.Преподобный Варлаам пустынник, Чикойский, Сибирский

13.Новомученики Сибирские. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский. .

14.Святые Царственные Страстотерпцы в Тобольске.

Раздел 2. Литературное краеведение.

15.Литература родного края. Знакомство с писателями и поэтами Земли Югорской. Обзор литературно - художественного альманаха «Зори Самотлора» (городского литературного объединения «Замысел»), литературно - художественного альманаха «Эринтур» (окружной писательской организации).

16.Архимандрит Тихон (Бобов). «Апостол Сибири. Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято – Троицкий монастырь» - книга об историческом пути древней сибирской обители и личности просветителя Сибири митрополита Филифея.

17. Исторические романы. «Мангазея».Образ святого мученика Василия Мангазейского в романе.

18. . «И дум высокое стремленье…. Декабристы-литераторы на поселении в Тобольской губернии». (, - Пушкин).

19.Сибирский гений. Учёный - тоболяк с мировым именем – Дмитрий Иванович Менделеев.

20.Светлана Поливанова. «Вера в опале» - памятник жертвам политических репрессий.

21.Творчество Дмитрия Мизгулина. «Духов день», «Утренний ангел» - поэзия, основанная на канонах православия, любви к Родине. Очерки о посещении православных святынь Греции.

22. Николай Коняев. «До поры до времени» - настоящая русская проза с самобытным авторским взглядом на мир.

23.Основные мотивы поэзии Валерия Акимова. Православная тематика его творчества. «Рождество», «Пасха», «Равноапостольным Кириллу и Мефодию», «Отче Гермогене», «Паломник» и др. стихотворения. Цикл стихотворений «День Победы».

24 «Поставим память в караулы», «Молитва», «Я не верю, что Россия умирает…» Творчество Александры Петровны Дарьиной, . «Наш ратный крест».

25.Конференция по книге В. Салмина «Сибиряки».

26. Альбина Кузьмина. «Письма памяти». «Звонкоголосая Сибирь» - неповторимые жемчужины народной мудрости.

27.В. Овсянников – Заярский «Вера православная». Очерки истории христианства и православная поэзия.

28. «Писатель в рабочей спецовке». Смирнова.

29. «Я рыбацкого племени сын…». Творчество В. Мазина.

Раздел 3.Изучение родословной, сибирских корней.

1. Участие учащихся в городских Краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего»;

2. Участие учащихся в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность»;

3. Защита творческих проектов учащихся