Правописание суффиксов имен прилагательных глаголов причастий деепричастий. Причастия действительные прош

Причастие и деепричастие – это ни что иное, как особые формы глагола. В этой статье подробно описаны грамматические и синтаксические признаки, способы образования, характерные особенности причастий и деепричастий. Для лучшего усвоения материала приведены примеры и важные моменты.

Причастие и деепричастие в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая? Что сделав?

Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице.

Деепричастие Причастие
Правила Примеры Правила Примеры
Грамматические признаки Неизменяемая часть речи, имеет грамматические признаки наречия и глагола Изменяемая часть речи, имеет признаки прилагательного и глагола
признак наречия: неизменяемость признаки глагола:

· переходность;

· возвратность

решившись на встречу, играя с детьми, читая книгу, заметив объявление признаки прилагательного:

· наличие полной и краткой формы;

признаки глагола:

· переходность;

· возвратность

решившийся на встречу; играющий с детьми, посоветовать читаемую книгу, объявление замечено прохожим
Как образуется

-а/-я (НСВ);

-в/-вши/-ши (СВ)

рисуя, добывая, лежа, сделав, ответив, разбив От глаголов при помощи суффиксов:

-ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ);

-вш-/-ш- (действительные причастия ПВ);

-ем-/-ом-/-им- (страдательные причастия НВ);

-нн-/-енн-/-т- (страдательные причастия ПВ).

рисующий, добываемый, лежащий, сделанный, отвечавший, разбитый
Синтаксические признаки В предложении относится к глаголу.

Синтаксическая роль – обстоятельство.

Ответив , он вернулся на свое место.

Девушка шла по улице, улыбаясь .

В предложении относится к существительному либо личному местоимению и согласуется с ними по роду, числу, падежу.

Синтаксическая роль – определение или часть составного именного сказуемого.

Прилетевшие птицы жадно клевали зерна (определение). Хлеб был испечен еще вчера (часть СИС).

Обратите внимание! Причастия в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. Деепричастия не изменяются и не имеют окончаний.

Особенности причастного и деепричастного оборотов

Причастный и деепричастный обороты – это синтаксические конструкции, которые различаются общим значением и функцией в предложении:

  • Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняют синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяются с двух сторон запятыми) и обозначают добавочное действие.

    Примеры: Мужчина был очень рад, встретив старого друга . Перепрыгнув через преграду , щенок побежал к хозяину.

  • Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. В предложении, как правило, является необособленным (обычно если стоит перед определяемым словом) либо обособленным (если стоит после определяемого слова) определением.

    Примеры: Пришедшая в гости подруга принесла вкусные пирожные. Вите нужно было выйти к улице, пересекающей центральную площадь .

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
  • закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
  • закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
  • воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.

Оборудование:

  1. Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
  2. Карточка-информатор (4 варианта).
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
  5. Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.

Эпиграфы:

Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В.Ломоносов

[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.

Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.

В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.

II. Эпиграф.

К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.

(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот. )

III. Составление таблицы.

Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?

(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.

На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).

Отличительные признаки причастия и деепричастия
Грамматические признаки Причастие Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое?

Думающий, сплетенный, рассказавшая

Что делая? Что сделав?

Играя, восхищаясь

2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек Добавочное действие: смотрел, восхищаясь
3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь
4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. Не изменяется
5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись
6. Как образуется (суффиксы)? ащ-ящ (смотрящий);

ущ-ющ (тающий);

вш, ш (строивший, несший)

ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);

енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)

а, я (глядя, слыша)

в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)

7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.

VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.

По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”

Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.

V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.

(на усмотрение учителя)

Подведение итогов урока.

Итог подводится по индивидуальным счетчикам:

26-28 баллов – “5”;

22-25 баллов – “4”;

17-21 балл – “3”.

Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.

Правописание суффиксов причастий.

1. Если действительное причастие настоящего -времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс -ущ- или -ющ- (летать - летающий, звать - зовущий),
Если же действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -ащ- или -ящ- (звонить - звонящий, смотреть - смотрящий),
Исключение: брезжить - брезжущий;
2. Если страдательное причастие настоящего ере- ,. мени образовано от глагола I спряжения, то пишется I суффикс -ем- или -ом- (рисовать - рисуемый, вести - ведомый),
Если же страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -им- (возить - возимый),
Исключение: движимый;
3. Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -ать, - ять, то пишутся суффиксы -анн-, -янн- (прочитать - прочитанный, развеять - развеянный),
Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -еть, -ить, -ти, -чь, то пишется суффикс -енн- (запрячь - запряжённый, спасти -спасенный);
4. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелеявший (лелеял, лелеять).

5. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени:

пишется -н- пишется -нн-
1 . В кратких страдательных причастиях прошедшего времени (развеян, прочитан);

2. В отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок или зависимых слов (правленая рукопись)

1. В полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): развеянный, запряженный;

2. В полных причастиях, если они имеют при себе зависимые слова (правленная редактором рукопись).

-нн-, если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласные а, я, е: разрисова-нн-ый (разрисова-л, разрисова-ть);
-енн-, -ённ-, если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласная и: выращ-енн-ый(вырастил, вырастить); если причастия образованы от глаголов, у которых перед суффиксом неопределенной формы -ти стоит согласная: привез-ённ-ый(привез-ти).

Суффиксы деепричастий

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (с помощью этого суффикса деепричастия образуются от возвратных глаголов), -ши: сказать — сказав, умыться — умывшись, влезть — влезши.

Деепричастия совершенного вида могут быть образованы и от основы простого будущего времени с помощью суффикса -а (-я): прочтут — прочтя, найдут — найдя. Особенно распространены деепричастия совершенного вида на -а (я) в устойчивых сочетаниях: положа руку на сердце; сложа руки; спустя рукава, сломя голову, скрепя сердце и др.

Глаголы с суффиксом -ва-, который выпадает в настоящем времени, в деепричастии сохраняют этот суффикс: признают — признавать — признавая (признавать)

Деепричастия от глаголов быть и красться имеют суффикс -учи-: будучи, крадучись.

Суффиксы наречий

1.Наречия с приставками на-, за-, в- имеют суффикс -о: направо, засветло, влево.
2.Наречия с приставками из-, до-, с- имеют суффикс -а: издавна, досуха, снова (но: смолоду, сходу).
Примечание 1. Некоторые наречия с приставками из-, до-, с- имеют суффикс -о, так как образованы от слов с указанными приставками: досрочно (досрочный), испуганно (испуганный).
Примечание 2. Некоторые наречия с приставкой по- имеют суффикс -у: попусту, помногу, помалу.

Лекция, реферат. Правописание суффиксов причастий, деепричастий, наречий - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Тема: Правописание суффиксов причастий и деепричастий.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия и деепричастия.

Задачи урока:

    Образовательная.

    Познакомиться с причастиями и деепричастиями.

    Учиться отличать их от слов других частей речи.

    Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.

    Воспитательная.

    Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи

    Развитие интереса к изучению родного языка.

    Развивающая.

    Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.

    Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий и деепричастий.

Оборудование: доска, конспект урока.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Повторение темы «Причастие как часть речи».

3.Изучение нового материала.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

    Тип (действительное или страдательное);

    Вид (совершенный или несовершенный);

    Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

    Форма (полная или краткая);

    Число (единственное или множественное);

    Род (мужской, женский, средний);

    Падеж .

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный) .

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы

Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет)

Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)

Настоящего времени

-ущ-/-ющ- ;

-ащ-/-ящ-

живущий, играющий, дрожащий

-ом-/-ем-;

-им-

обсуждаемый, направляемый, гонимый

Прошедшего времени

-вш-/-ш-

знавший, танцевавший, замерзший

-нн-/-енн-/-т-

увлеченный, описанный, сбитый

Причастие как член предложения

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

    Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру) ;

    Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек) .

Важно повторить!

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными .
Все остальные глаголы являются непереходными .
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:

брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)

Суффиксы причастий

Действительные

Страдательные

наст.вр.

прош.вр.

наст.вр.

прош.вр.

1 склон.: -ущ-/-ющ-
2 склон.: -ащ-/-ящ-

1 склон.: -ем-/-ом-
2 склон.: -им-

Нн-
-енн-
-т-

Список и правописание суффиксов причастий.

Суффикс

Правила написания суффикса.Исключения и примечания

Дейcтвительные причастия настоящего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью следующих суффиксов:

-ущ-
-ющ-

    Пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (3 л. мн.ч) :

бежать → бег(ут) → бегущ ий,
колоть → кол(ют) → колющ ий,
играть → игра(ют) → играющ ий

-ащ-
-ящ-

    Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (3 л. мн.ч) :

дышать → дыш(ат) → дышащ ий,
клеить → кле(ят) → клеящ ий,
строить → стро(ят) → строящ ийся

    Запомнить:

брезжить → брезжущ ий;
зиждиться → зиждущ ийся;
мучить → мучащ ий, мучающ ий;
мерить → мерящ ий, меряющ ий

Действительные причастия прошедшего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью следующих суффиксов:

    Пишется в глаголах с основой на гласный:

игравш ий (играть),
уставш ий (устать)

    Перед -вш- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола перед суффиксом -ть или в прошедшем времени перед суффиксом - :

надеЯвш ийся (надеЯть ся, надеЯл ся), услышАвший (услышАть), увидЕвший (увидЕть), построИвший (построИть)

    Важно различать:

обессилЕть (потерять силы) → обессилЕвш ий,
обессилИть (лишившийся кого-либо силы) → обессилИвш ий

    Пишется в глаголах с основой на согласный:

нести → нёс → нёсш ий,
вылезти → вылез → вылезш ий

    Некоторые глаголы (вести, обрести) образуют действительное причастие прошедшего времени от основы настоящего или простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени):

обрести → основа буд.вр. обрет(ут) → обретш ий (основа прошедшего в. - обре-л(а));
вести → основа наст.вр. вед(ут)→ ведш ий

Страдательные причастия настоящего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного вида, от основы настоящего времени с помощью суффиксов:

-ем-
-ом-

    причастие образовано от глаголов I спряжения (1 л. мн.ч):

исполнять → исполня(ем) → исполняем ый,
вести → вед(ём) → ведом ый;
рисовать → рису(ем) → рисуем ый

    Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (1 л. мн.ч):

видеть → вид(им) → видим ый,
слышать → слыш(им) → слышим ый

Страдательные причастия прошедшего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-н(н)-

    -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ :

загнать загнанн ый,
просмотреть просмотренн ый,
обсмеять обсмеянн ый

    А, Я, Е сохраняются перед -нн- :
    в неопред.форме -а+ть - а + нн в причастиях:обещАть → обещАнн ый,
    -я+ть - я + нн :высмеЯть → высмеЯнн ый,
    -е+ть - е + нн :обидЕть → обижЕнный.
    Искл. причастия от глаголов на -ровнЯть, -равнЯть: выровнЕнный, уравнЕнный

    В кратких страдательных причастиях (не путать с краткими прилагательными) одна буква Н :

    В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

завязать (что сделать?) → завязанн ый

    Причастие образовано от глаголов с суффиксами -(ир)ова -, -ева - - пишется НН :

маринОВАть → марин-ова-нн ый,
шифрОВАть → шифр-ова-нн ый

-ен(н)-
-ён(н)-

    Пишется, если причастие образовано от глаголов на -ЧЬ , -СТИ (от основ на согласный) и -ИТЬ (в случае с -ИТЬ в причастии суффикс И опускается):

стриЧЬ → стриженн ый,
унеСТИ → унесённ ый,
решИТЬ → решённ ый,
подстрелИТЬ → подстреленн ый

    После шипящих под ударением пишется ё :

решённ ый,
сожённ ый

    В кратких причастиях одна буква Н (не путать с краткими прилагательными) :

Задачи решен ы учеником.

    В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

застрелить → застреленн ый,
замесить → замешенн ый.

Искл.: виданный, виденный, слыханный, читанный и др.

    Полное причастие имеет приставку (кроме не- ) - пишется НН :

покрасить → покрашенн ый,
сварить → сваренн ый; недожаренн ый - два Н, т.к. кроме не- есть приставка до-

    Полное причастие имеет зависимое слово - пишется НН :

по крашенн ый (прич., есть приставка) забор → крашенн ый (прич., есть завис. слово) недавно забор
НО: крашен ый (прилагательное) забор.

    если причастие образовано от глаголов с основой на -НУТЬ, -ОТЬ, -ЕРЕТЬ , от односложных глаголов и производных от них:

свернуть → свернут ый,
колоть → колот ый,
запереть → заперт ый,
бить → бит ый

3. Закрепление материала

1.От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий .

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

2.Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

3.Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

4.Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

    Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

    Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.

4.Повторение темы «Деепричастие как часть речи».

Деепричастие как особая форма глагола.


Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,
обозначающая в предложении
добавочное (второстепенное по характеру)
действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.


Как и глаголы, деепричастия бывают:

несовершённого и совершённого вида:

набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

переходными и непереходными:

переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку;

непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

возвратными и невозвратными:

раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
существительных и поясняться наречиями:

согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.


Так же,
как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
выступают в роли
обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.


Помните! Действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное
деепричастием, всегда относятся к одному и тому же лицу или предмету.

Правописание суффиксов деепричастий.

Суффикс

Правила написания суффикса.Исключения и примечания.

Деепричастия совершенного вида

образуются от глаголов совершенного вида от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые обычно совпадают) при помощи суффиксов:

    Глаголы с основой на гласный и -вши :

опусти -ть опусти опусти в
(
опусти вши , опусти -вши -сь);
покраси-ть
покраси - л покраси в ;
еха-ть
еха - л еха в

    К суффиксу -в- возвратный суффикс -ся(-сь) не присоединяется.

-вши-вши(сь)

    Глаголы с основой на гласный образуют деепричастия с помощью суффиксов и -вши :

реши -ть реши вши ,
верну -ть верну вши

    -вши (сь) (-ся меняется на -сь ):

наткнулся наткну вши сь

-ши-ши(сь)

    образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный :

истечь истёк (что сделал? - основа прош.времени) истёк ши ;
принести
принёс принёс ши ;
влезть
влез влез ши ;

    От возвратных глаголов возвратные деепричастия образуются с суффиксом -ши (сь) (-ся меняется на -сь ):

запереться заперся запер ши сь

    При несовпадении основ неопределенной формы и формы прошедшего времени глаголов возможно образование деепричастий совершенного вида двух форм:

просохнуть (н.ф.) просохну в ,
просох (пр.в.)
просох ши ;
промокнуть
промокну в , промок промок ши ;
высохнуть
высохну в , высох высох ши ;
окрепнуть
окрепну в , окреп окреп ши ;
замереть
замере в , замер замер ши ;
запереть
запере в, запер запер ши .

    У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются и с помощью суффиксов -в, -вши, -ши (от основы неопр. формы или прош.вр.) , и с помощью суффиксов -А, -Я (от основы будущего времени ) :

увиде в (от увидел) - увид я (от увидят),
услыша
в - услыш а (от услышат),
нахмури
вш и - нахмур я (от нахмурят) ,
принёс
ши - принес я (принесут);
возврати
вши сь - возврат я сь,
настрои
вши сь - настро я сь,
пришед
ши - прид я ,
привед
ши - привед я ,
прости
вши сь - прост я сь;
приобрет
ши - приобрет я;
услыша
в - услыш а .

При существовании двойных форм чаще используются деепричастия с суффиксом -а(-я).

    Иногда деепричастия с суффиксами -в,-вши образуются от глаголов несовершенного вида:

есть е вши , быть бы вши

(деепричастия несовершенного вида).

Деепричастия несовершенного вида

образуются от глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени при помощи суффиксов:

-а-
-я-
-я(сь)

    держ им держ а ,
    крич им крич а ,
    стара ются стара я сь,
    чита ют чита я

    После шипящих употребляется суффикс , в остальных случаях :

дер ж а , см е я сь.

    Если в основе настоящего времени глагола суффикс -ВА выпадает, то деепричастие образуется с суффиксом -ВА :

изда ва ть изда ют изда ва я,
уста
ва ть уста ют уста ва я,
созна
ва ть созна ют созна ва я.

-учи
-ючи

    Деепричастие несовершенного вида от глагола быть имеет суффикс -учи :

буд учи

    Деепричастия от других глаголов с суффиксами -учи (-ючи) используются обычно в фольклорных произведениях, считаются устаревшими:

идти идут ид я , ид учи ;
ехать
едут ед учи ;
жалеть
жалеют жале я , жале ючи ;
играть
играют игра я , игра ючи .

5.Закрепление материала .

1.Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

2. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

3. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

4. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

6.Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание: составить 10 предложений с причастиями и деепричастиями. Выделить суффиксы причастий и деепричастий.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).