Причастие и деепричастие – это ни что иное, как особые формы глагола. В этой статье подробно описаны грамматические и синтаксические признаки, способы образования, характерные особенности причастий и деепричастий. Для лучшего усвоения материала приведены примеры и важные моменты.
Причастие и деепричастие в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая? Что сделав?
Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице.
Деепричастие | Причастие | ||||||
Правила | Примеры | Правила | Примеры | ||||
Грамматические признаки | Неизменяемая часть речи, имеет грамматические признаки наречия и глагола | Изменяемая часть речи, имеет признаки прилагательного и глагола | |||||
признак наречия: неизменяемость | признаки глагола:
· переходность; · возвратность |
решившись на встречу, играя с детьми, читая книгу, заметив объявление | признаки прилагательного:
· наличие полной и краткой формы; |
признаки глагола:
· переходность; · возвратность |
решившийся на встречу; играющий с детьми, посоветовать читаемую книгу, объявление замечено прохожим | ||
Как образуется | -а/-я (НСВ); -в/-вши/-ши (СВ) |
рисуя, добывая, лежа, сделав, ответив, разбив | От глаголов при помощи суффиксов:
-ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ); -вш-/-ш- (действительные причастия ПВ); -ем-/-ом-/-им- (страдательные причастия НВ); -нн-/-енн-/-т- (страдательные причастия ПВ). |
рисующий, добываемый, лежащий, сделанный, отвечавший, разбитый | |||
Синтаксические признаки | В предложении относится к глаголу.
Синтаксическая роль – обстоятельство. |
Ответив
, он вернулся на свое место.
Девушка шла по улице, улыбаясь . |
В предложении относится к существительному либо личному местоимению и согласуется с ними по роду, числу, падежу.
Синтаксическая роль – определение или часть составного именного сказуемого. |
Прилетевшие птицы жадно клевали зерна (определение). Хлеб был испечен еще вчера (часть СИС). |
Обратите внимание! Причастия в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. Деепричастия не изменяются и не имеют окончаний.
Особенности причастного и деепричастного оборотов
Причастный и деепричастный обороты – это синтаксические конструкции, которые различаются общим значением и функцией в предложении:
- Деепричастный оборот
– это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняют синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяются с двух сторон запятыми) и обозначают добавочное действие.
Примеры: Мужчина был очень рад, встретив старого друга . Перепрыгнув через преграду , щенок побежал к хозяину.
- Причастный оборот
– причастие с зависимыми словами. В предложении, как правило, является необособленным (обычно если стоит перед определяемым словом) либо обособленным (если стоит после определяемого слова) определением.
Примеры: Пришедшая в гости подруга принесла вкусные пирожные. Вите нужно было выйти к улице, пересекающей центральную площадь .
Цели:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
- закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
- закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
- развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
- воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.
Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.
Оборудование:
- Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
- Карточка-информатор (4 варианта).
- Карточки для индивидуальной работы.
- Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
- Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.
Эпиграфы:
Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность
Д.Э.Розенталь
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.
Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.
В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.
II. Эпиграф.
К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.
(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот. )
III. Составление таблицы.
Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?
(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.
На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).
Отличительные признаки причастия и деепричастия | ||
Грамматические признаки | Причастие | Деепричастие |
1. На какой вопрос отвечает? | Какой? Какая? Какое?
Думающий, сплетенный, рассказавшая |
Что делая? Что сделав?
Играя, восхищаясь |
2. Что обозначает? | Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек | Добавочное действие: смотрел, восхищаясь |
3. К какому слову в предложении относится? | К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе | К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь |
4. Как изменяется? | По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. | Не изменяется |
5. Какие признаки глагола имеет? | Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся | Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись |
6. Как образуется (суффиксы)? | ащ-ящ (смотрящий);
ущ-ющ (тающий); вш, ш (строивший, несший) ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый); енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый) |
а, я (глядя, слыша)
в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши) |
7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? | Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. | Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. |
8. Как выделяется на письме знаками препинания? | Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. | Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи. |
VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.
По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”
Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.
V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.
(на усмотрение учителя)
Подведение итогов урока.
Итог подводится по индивидуальным счетчикам:
26-28 баллов – “5”;
22-25 баллов – “4”;
17-21 балл – “3”.
Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.
Правописание суффиксов причастий.
1. Если действительное причастие настоящего -времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс -ущ- или -ющ- (летать - летающий, звать - зовущий),Если же действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -ащ- или -ящ- (звонить - звонящий, смотреть - смотрящий),
Исключение: брезжить - брезжущий;
2. Если страдательное причастие настоящего ере- ,. мени образовано от глагола I спряжения, то пишется I суффикс -ем- или -ом- (рисовать - рисуемый, вести - ведомый),
Если же страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -им- (возить - возимый),
Исключение: движимый;
3. Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -ать, - ять, то пишутся суффиксы -анн-, -янн- (прочитать - прочитанный, развеять - развеянный),
Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -еть, -ить, -ти, -чь, то пишется суффикс -енн- (запрячь - запряжённый, спасти -спасенный);
4. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелеявший (лелеял, лелеять).
5. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени:
пишется -н- | пишется -нн- |
1 . В кратких страдательных причастиях прошедшего времени (развеян, прочитан); 2. В отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок или зависимых слов (правленая рукопись) |
1. В полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): развеянный, запряженный; 2. В полных причастиях, если они имеют при себе зависимые слова (правленная редактором рукопись). |
-енн-, -ённ-, если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласная и: выращ-енн-ый(вырастил, вырастить); если причастия образованы от глаголов, у которых перед суффиксом неопределенной формы -ти стоит согласная: привез-ённ-ый(привез-ти).
Суффиксы деепричастий
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (с помощью этого суффикса деепричастия образуются от возвратных глаголов), -ши: сказать — сказав, умыться — умывшись, влезть — влезши.Деепричастия совершенного вида могут быть образованы и от основы простого будущего времени с помощью суффикса -а (-я): прочтут — прочтя, найдут — найдя. Особенно распространены деепричастия совершенного вида на -а (я) в устойчивых сочетаниях: положа руку на сердце; сложа руки; спустя рукава, сломя голову, скрепя сердце и др.
Глаголы с суффиксом -ва-, который выпадает в настоящем времени, в деепричастии сохраняют этот суффикс: признают — признавать — признавая (признавать)
Деепричастия от глаголов быть и красться имеют суффикс -учи-: будучи, крадучись.
Суффиксы наречий
1.Наречия с приставками на-, за-, в- имеют суффикс -о: направо, засветло, влево.2.Наречия с приставками из-, до-, с- имеют суффикс -а: издавна, досуха, снова (но: смолоду, сходу).
Примечание 1. Некоторые наречия с приставками из-, до-, с- имеют суффикс -о, так как образованы от слов с указанными приставками: досрочно (досрочный), испуганно (испуганный).
Примечание 2. Некоторые наречия с приставкой по- имеют суффикс -у: попусту, помногу, помалу.
Тема: Правописание суффиксов причастий и деепричастий.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия и деепричастия.
Задачи урока:
Образовательная.
Познакомиться с причастиями и деепричастиями.
Учиться отличать их от слов других частей речи.
Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
Воспитательная.
Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи
Развитие интереса к изучению родного языка.
Развивающая.
Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий и деепричастий.
Оборудование: доска, конспект урока.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Повторение темы «Причастие как часть речи».
3.Изучение нового материала.
Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Понятие о причастии как о грамматической единице
Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.
Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):
Тип (действительное или страдательное);
Вид (совершенный или несовершенный);
Время (настоящее либо прошедшее).
Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):
Форма (полная или краткая);
Число (единственное или множественное);
Род (мужской, женский, средний);
Падеж .
Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный) .
Какие бывают причастия?
Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.
Типы | Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) | Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом) |
||
Настоящего времени | -ущ-/-ющ- ; -ащ-/-ящ- | живущий, играющий, дрожащий | -ом-/-ем-; -им- | обсуждаемый, направляемый, гонимый |
Прошедшего времени | -вш-/-ш- | знавший, танцевавший, замерзший | -нн-/-енн-/-т- | увлеченный, описанный, сбитый |
Причастие как член предложения
Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.
Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).
Прилагательные и причастия
Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:
Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру) ;
Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек) .
Важно повторить!
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются
переходными
.
Все остальные глаголы являются
непереходными
.
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:
брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)
Суффиксы причастий |
|||
Действительные | Страдательные |
||
наст.вр. | прош.вр. | наст.вр. | прош.вр. |
1 склон.: -ущ-/-ющ- | 1 склон.: -ем-/-ом- | Нн- |
Суффикс | Правила написания суффикса.Исключения и примечания |
Дейcтвительные причастия настоящего времени | |
образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью следующих суффиксов: |
|
-ущ- | Пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (3 л. мн.ч) : бежать → бег(ут) → бегущ
ий, |
-ащ- | Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (3 л. мн.ч) : дышать → дыш(ат) → дышащ
ий, Запомнить: брезжить → брезжущ
ий; |
Действительные причастия прошедшего времени | |
образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью следующих суффиксов: |
|
Пишется в глаголах с основой на гласный: игравш
ий (играть), Перед -вш- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола перед суффиксом -ть или в прошедшем времени перед суффиксом -л - : надеЯвш ийся (надеЯть ся, надеЯл ся), услышАвший (услышАть), увидЕвший (увидЕть), построИвший (построИть) Важно различать: обессилЕть (потерять силы) → обессилЕвш
ий, |
|
Пишется в глаголах с основой на согласный: нести → нёс → нёсш
ий, Некоторые глаголы (вести, обрести) образуют действительное причастие прошедшего времени от основы настоящего или простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обрести → основа буд.вр. обрет(ут) → обретш
ий (основа прошедшего в. - обре-л(а)); |
|
Страдательные причастия настоящего времени | |
образуются от переходных глаголов несовершенного вида, от основы настоящего времени с помощью суффиксов: |
|
-ем- | причастие образовано от глаголов I спряжения (1 л. мн.ч): исполнять → исполня(ем) → исполняем
ый, |
Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (1 л. мн.ч): видеть → вид(им) → видим
ый, |
|
Страдательные причастия прошедшего времени | |
образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов: |
|
-н(н)- | -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ : загнать
→
загнанн
ый, А, Я, Е
сохраняются перед -нн- : В кратких страдательных причастиях (не путать с краткими прилагательными) одна буква Н : В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН : завязать (что сделать?) → завязанн ый Причастие образовано от глаголов с суффиксами -(ир)ова -, -ева - - пишется НН : маринОВАть → марин-ова-нн
ый, |
-ен(н)- | Пишется, если причастие образовано от глаголов на -ЧЬ , -СТИ (от основ на согласный) и -ИТЬ (в случае с -ИТЬ в причастии суффикс И опускается): стриЧЬ → стриженн
ый, После шипящих под ударением пишется ё : решённ
ый, В кратких причастиях одна буква Н (не путать с краткими прилагательными) : Задачи решен ы учеником. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН : застрелить → застреленн
ый, Искл.: виданный, виденный, слыханный, читанный и др. Полное причастие имеет приставку (кроме не- ) - пишется НН : покрасить → покрашенн
ый, Полное причастие имеет зависимое слово - пишется НН : по
крашенн
ый (прич., есть приставка) забор → крашенн
ый (прич., есть завис. слово) недавно
забор |
если причастие образовано от глаголов с основой на -НУТЬ, -ОТЬ, -ЕРЕТЬ , от односложных глаголов и производных от них: свернуть → свернут
ый, |
3. Закрепление материала
1.От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий .
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
2.Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
3.Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
4.Прочитайте текст и выполните задания.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.
4.Повторение темы «Деепричастие как часть речи».
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия. |
несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?); переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну; возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув; Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко. |
|
|
Правописание суффиксов деепричастий. |
|
Суффикс | Правила написания суффикса.Исключения и примечания. |
Деепричастия совершенного вида | |
образуются от глаголов совершенного вида от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые обычно совпадают) при помощи суффиксов: |
|
Глаголы с основой на гласный -в и -вши : опусти
-ть
→
опусти
-л
→
опусти
в
К суффиксу -в- возвратный суффикс -ся(-сь) не присоединяется. |
|
-вши-вши(сь) | Глаголы с основой на гласный образуют деепричастия с помощью суффиксов -в и -вши : реши
-ть
→
реши
вши
, -вши (сь) (-ся меняется на -сь ): наткнулся → наткну вши сь |
-ши-ши(сь) | образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный : истечь
→
истёк
(что сделал? - основа прош.времени)
→
истёк
ши
; От возвратных глаголов возвратные деепричастия образуются с суффиксом -ши (сь) (-ся меняется на -сь ): запереться → заперся → запер ши сь |
При несовпадении основ неопределенной формы и формы прошедшего времени глаголов возможно образование деепричастий совершенного вида двух форм: просохнуть (н.ф.)
→
просохну
в
, У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются и с помощью суффиксов -в, -вши, -ши (от основы неопр. формы или прош.вр.) , и с помощью суффиксов -А, -Я (от основы будущего времени ) : увиде
в
(от увидел) - увид
я
(от увидят), При существовании двойных форм чаще используются деепричастия с суффиксом -а(-я). Иногда деепричастия с суффиксами -в,-вши образуются от глаголов несовершенного вида: есть → е вши , быть → бы вши (деепричастия несовершенного вида). |
|
Деепричастия несовершенного вида | |
образуются от глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени при помощи суффиксов: |
|
-а- | держ
им
→
держ
а
, После шипящих употребляется суффикс -а , в остальных случаях -я : дер ж а , см е я сь. Если в основе настоящего времени глагола суффикс -ВА выпадает, то деепричастие образуется с суффиксом -ВА : изда
ва
ть
→
изда
ют
→
изда
ва
я, |
-учи | Деепричастие несовершенного вида от глагола быть имеет суффикс -учи : буд учи Деепричастия от других глаголов с суффиксами -учи (-ючи) используются обычно в фольклорных произведениях, считаются устаревшими: идти
→
идут
→
ид
я
, ид
учи
; |
5.Закрепление материала .
1.Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
2. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
3. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
4. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
6.Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание: составить 10 предложений с причастиями и деепричастиями. Выделить суффиксы причастий и деепричастий.
В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.
Причастие
Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.
Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.
Действительные
Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.
Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».
Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.
Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».
Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.
Страдательные
Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.
Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».
В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.
Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени
Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.
Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.
У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.
Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.
Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.
Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени
Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.
В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.
У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.
И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.
С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.
В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.
Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.
Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).
Задания
На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.
Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.
Например:
- колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
- говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
- брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
- обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).