Правление саргона. Ранние годы Саргона

Саргон - царь Аккаде, царь Аккада и Шумера (ок. 2316 — 2261 гг. до н. э.), основатель династии Аккаде. Правил Саргон 55 лет.

Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон судя по имени был восточным семитом. По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

Основание царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси, Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины — лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.).

Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык — аккадским.

Победа над Лугальзагеси

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную.

Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной.

Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил.

Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Подчинение юга страны

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).

Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

Поход к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы», рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца».

Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев в глубь Малоазиийского полуострова.

Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов, государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру) Луххишшаном и энси (ишшакку) Санамсимурру и Варахсе с правителем (шакканаку) Сидгау.

Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (кутии) и Луллубум (луллубеи).

К сожалению надписи в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)», так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по свей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей.

По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре.

В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество.

Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы — эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны.

Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его.

Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде.

В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон умер, так и не успев покорить это восстание.

Образование централизованного государства:

1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)

2) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».

3) война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива

4) походы на северо-запад: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра

5) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)

6) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)

Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:

1) создание общей ирригационной сети в южной Месопотамии и средней Месопотамии

2) строительство дорог, гаваней

3) введение общегосударственной системы мер и весов

Социально-политическое развитие:

1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин

2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти

3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»

4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя

5) дополнительные льготы жречеству

6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников

7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон

Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития (впрочем, аналогичный процесс шел, видимо, и в соседнем с Шумером Эламе, расположенном к востоку от него). Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми (частый легендарно-мифологический сюжет, известный в истории многих народов). Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.

Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений бывших городов-государств, В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.


Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра. Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс приватизации. Вначале он выявлялся на уровне верхов и реализовывался в форме индивидуального накопления имущества - как в результате войн, так и в ходе обменных операций тамкаров. Важную роль играл при этом приток пленных иноплеменников, превращаемых в рабов, чей труд использовался практически почти бесплатно.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», т. е. до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия). Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн, за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»),

Аккадская держава при приемниках Саргона. Эволюция царской власти в период правления Нарам-Суэна.

Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

Преемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. Были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов - Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.

При таком размахе карательных операций и шаткости внутриполитического положения организовать военные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, и вследствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша - Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний. Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.

В целях укрепления царской власти Маништушу вводит налоги с храмового хозяйства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же время он ищет у жрецов поддержки, увеличивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток – в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

1) три похода против мятежных правителей (против Уммы, Адаба, Лагаша)

2) два похода на Элам

3) попытка заручиться поддержкой жречества, смерть от рук заговорщиков

Маништушу

1) два похода на Элам

2) подавление ряда восстаний

3) ввод налогов с храмового хозяйства

4) расширение царского земельного фонда

5) поиск поддержки у жречества

Нарам-Суэн (2236-2200)

1) Внутренняя политика:

Подавление вспышки недовольства

Наместники в городах – сыновья Нарам-Суэна

Низведение «энси» до уровня чиновников

Ведущая линия политики – опора на жречество

Признание Нарам-Суэна «богом Аккада»

2) Внешняя политика:

Успешные походы на С-З (Эбла)

На С (Субарту, верховья Тигра)

На В (Элам, страны Персидского залива)

В горы Загрос (луллубеи)

Сузская «Стела Нарам-Суэна», титул «царя четырех стран света»

3) конец правления – упадок ирригации, конфликты с жречеством, голод

Нашествие кутиев.

Кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися вождями. Они обложили данью М., угоняли в плен население. Кутии предпочитали находиться на территории своей страны, а управлять М. с помощью наместников. Одним из таких наместников был Гудеа , возможно осуществлявший власть над всем Шумером ок. 20 лет во второй пол. 22в. Политическое поражение Аккада ослабило деспотическую Власть царя. При Гудеа Лагаш имел широкие торговые связи с сев. М. Сирией, Индией и др. странами. Около ста лет кути удерживали полит. Господство над страной. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил Утухенгаль.

В 2109г. Кути были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер и к власти пришел основатель 3й династии Ура – Ур-Намму . Династия правила объединенным шумерским гос-вом с конца 22 до конца 21 вв.

100 великих полководцев древности Шишов Алексей Васильевич

Саргон I Древний (Аккадский)

Саргон I Древний (Аккадский)

Завоеватель Шумера, Элама, Кедрового Леса и Серебряных Гор

Саргон I Древний

Страна шумеров, как свидетельствует история, возникла практически одновременно с египетской цивилизацией. Это был народ неопределенного этнического происхождения, о котором по сей день спорят исследователи. Шумеры мигрировали на юг через Малую Азию (или, возможно, через Кавказские горы) и осели в благодатной по природе южной части Месопотамии.

Шумер, как таковой, не был единым царством: его составляли независимые города-государства – Киш, Умма, Ларса, Ур, Лагаш, Вавилон, Борсиппа и другие, которые постоянно враждовали между собой. Наиболее сильные из них, такие как Лагаш и Умма, стремились к гегемонии среди соседей. Достичь же ее было возможно только вооруженной рукой.

Особенностью внутреннего устройства Шумера являлось то, что власть жрецов была намного сильнее власти военных вождей. Но и среди жречества не было единства, которое могло бы превратить шумерские города-государства в единое целое, с централизованной светской и религиозной властью. Но такая ситуация даже в Древнем мире не могла продолжаться исторически долго.

Раздробленность Шумера логически привела к тому, что ее объединителем стал завоеватель, первый известный (благодаря первым письменным источникам) нам полководец-венценосец, вне всякого сомнения – великий, из времен в три тысячелетия до нашей эры. Это был царь Саргон I Древний (или Саргон Аккадский). Его именем и открывается портретная галерея военных вождей Древнего мира, которые «хирургическим способом», то есть завоеваниями, перекраивали известную нам политическую карту той давно ушедшей в прошлое эпохи.

Саргон не был шумером по происхождению и о нем, как о личности, известно крайне мало. Был человеком незнатного происхождения. Став правителем, называл себя Шаррум-кеном, что означало «царь истинен». По одному из преданий, богиня Иштар полюбила Саргона и сделала его царем Аккада. Во всяком случае, тот в самом начале завоевательных походов объявил себя ставленником этой богини на земле.

Аккадцы были северными соседями Шумера, проживая в междуречье Тигра и Евфрата. Этот некогда воинственный кочевой народ осел на благодатной месопотамской земле, переняв многое в землепользовании у шумеров.

Первоначально два древних народа жили в мире. Однако междоусобица шумерских лугалей (военных вождей городов-государств) привела к тому, что аккадский военачальник Саргон вознамерился создать собственную державу. Чтобы укрепить свою личную власть в Аккаде, он завоевывает сильнейший город в этой области – Киш и после этого именует себя «царем Киша» и «царем Аккада».

Укрепившись на севере Шумера, Саргон проявляет недюжинные способности. Через несколько лет он имел под своим командованием сильную армию численностью в 5400 воинов, которые всецело зависели от правителя Аккада. Они содержались за счет государственной (царской) казны. По словам самого царя Саргона Древнего, его войско ежедневно «обедало у него за столом».

Особенностью действий аккадских воинов в бою было то, что главным оружием для них стали дальнобойные луки со стрелами, имевшими медные наконечники. Это позволяло поражать врагов за несколько сот шагов. Шумерские же воины в лучшем случае могли бросить на десятка два шагов метательное копье.

Либо Саргон имел доступ к зарослям тисса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или современного Ирана (боевые луки изготовлялись из древесины тисса), либо в его время был уже изобретен составной, или клееный, луг из рога, дерева и жил. Хороший лук был грозным оружием, который прицельно бил на 200 метров и более; из него можно было делать 5–6 выстрелов в минуту при запасе стрел в колчане от 30 до 50; на близком расстоянии стрела пробивала толстую доску.

«Стреляющее» войско Саргона Древнего нанесло поражение всем дружинам шумерских городов-государств, которые попытались остановить его завоевательные походы на полях битв. По всей видимости, шумерские воины терпели разгром еще до того, как успевали схватиться с врагом врукопашную.

За непродолжительное время аккадцы завоевали весь юг Шумера. Они захватили и опустошили такие большие города-государства, как Урук, Ур, Лагаш и Умму. Воины непобедимого Саргона «омыли свое оружие в море» – то есть в водах Персидского залива.

Самой громкой победой полководца Саргона стал разгром войска лугаля города Умма Заггиси (Лугальзаггиси), который отказался породниться с ним путем династического брака. Самоуверенный лугаль был взят в плен и в медных оковах проведен в торжественной процессии победителей-аккадцев через «ворота бога Энлиля» в городе Ниппуре. Затем его не без известного победного торжества казнили.

Позже армия аккадцев совершила ряд новых завоевательных походов – в Малую Азию (в «Серебряные Горы») и Элам. Эламские войска были побеждены воинственным Шаррун-кеном, захватившим силой много городов. По всей видимости, эти походы носили грабительский характер и осуществлялись ради получения военной добычи – ценностей, имущества и пленников, которые становились рабами.

Одна из расшифрованных наскальных надписей свидетельствует, что царь-полководец Саргон Аккадский совершил смелые походы на запад, где находилась страна Амуру. Победным результатом их стало следующее:

«Эндиль дал ему Верхнюю Страну Маер (или Мари), Ярмути и Ибду вплоть до Гедровых Лесов и Серебряных Гор».

Страна Маер (Мари) находилась к западу от реки Евфрат, Ярмути была расположена в северной части Палестины. «Кедровым Лесом» в древности называли горы Ливана, а «Серебряными Горами» – горы Тавра. Это позволяет утверждать, что царь Саргон I совершал вторжения на земли Сирии и Палестины. В других надписях говорится, что он на какое-то время утвердился (или пытался это сделать) на берегах сирийского Средиземноморья.

Одна из наскальных надписей гласит, что царь Саргон «прошел море запада, был три года на западе, покорил и объединил страны, поставив на западе свои статуи, перевел по морю и по суше своих пленных».

Саргон Древний, завоевав Шумер, не избрал своей столицей ни один из его многочисленных городов и не принял ни один из почетных шумерских титулов. Он именовал себя царем Шумера и Аккада, построив для себя на берегу среднего Евфрата собственную столицу, назвав ее Аккадом. Вскоре этот новый город Месопотамии стал процветающим. К его речной пристани приставали корабли из Мелахи (Индия), привозившие такие диковинные товары, как обезьян и слонов.

Завоеватель Шумера распустил ненадежные городские дружины воинов-землевладельцев. Свое постоянное войско он поставил вокруг столицы, чтобы его можно было быстро собрать. В случае больших походов собиралось ополчение из лично свободных граждан страны шумеров.

В завоеванной стране Саргон Аккадский, основавший династию Саргонидов, взял под личный контроль огромное хозяйство шумерских храмов. Оно состояло из принадлежащих им возделанных полей и земледельцев. Чтобы храмовые жрецы не строили против него опасные козни, царь регулярно наделял их щедрыми дарами, в том числе и частью военной добычи.

Население Шумера, как храмовые жрецы, так и простой люд, не приняло нового правителя-завоевателя. По преданию, жители городов часто поднимали против него мятежи. Известен случай, когда в старости царю Саргону во время одного такого «возмущения» пришлось бежать из дворца и прятаться в канаве, хотя потом он и подавил мятеж.

Управляя Шумером, Саргон Древний неустанно заботился о своем войске. По тому времени соперников среди соседей у него не было, и потому торговые колонии семитов в Малой Азии, нуждавшиеся в вооруженной защите, часто обращались к нему за военной помощью. Естественно, за хорошую плату. В этих просьбах малоазиатскому купечеству практичный царь Шумера и Аккада не отказывал, хорошо зная все выгоды от такого сотрудничества.

После смерти Шаррум-кена созданная его завоеваниями держава Древнего мира – Аккадское государство – стало распадаться. Сыновья Саргона I – Рамуш и Маништушу, правившие друг за другом после отца, встретились с упорным сопротивлением большей части населения Южного Шумера, Элама и других областей.

Подавляя восстания, царь Рамуш вырезал целые города, казнил многие тысячи пленников-шумеров, а его воины совершали безнаказанные грабежи. Попутно добывались рабы, в которых нуждалось хозяйство державы, основанной Саргоном Древним.

Из книги Мины вчера, сегодня, завтра автора Веремеев Юрий Георгиевич

Древний период Предыстория мин восходит к временам Бронзового Века, когда человек научился использовать в своей деятельности металлы. Для выплавки бронзы, которая в простейшем виде является сплавом олова и меди, люди добывали соответствующие руды. Первоначально их

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Саргон II Мастер военной разведки, разграбивший Урарту, Иерусалим и Финикию Саргон II с жертвенным козленкомПосле смерти Тиглатпаласара III на царский престол Ассирии взошел его сын-наследник Салманасар V. Свое правление он начал с лишения больших льгот храмовых жрецов,

Из книги Грааль и свастика. Религия нацизма автора Первушин Антон Иванович

Древний мир Что можно узнать о Древнем мире из книг Елены Блаватской?По ее мнению, история человечества началась триста миллионов лет назад, когда на несокрушимой священной земле астральная матрица, сотканная из чистейшей энергии, начала превращаться в грубую двуполую

Для последующих времен личность основателя царства Аккада – Шаррумкена (в современной историографии обычно называемого Саргоном Древним) – была окутана сказочной дымкой преданий; нам и сейчас нелегко отделить легенду от истории, хотя от Саргона дошли и подлинные надписи, к сожалению, довольно скупые по содержанию», – отмечает И.М. Дьяконов. Отдельные упоминания об этом правителе есть и в «Царском списке».

Согласно легенде, мать Саргона, жрица по профессии, тайно положила только что родившегося младенца в корзину и пустила ее вниз по течению Евфрата. Дело в том, что она была энигпум (энтум ) – «жрица священного брака». И весь трагизм ее положения состоял в том, что ребенок был зачат не в храме и не богом (роль которого в действительности исполнял правитель города), а вне храма и смертным человеком. Разоблачение столь вопиющего нарушения незыблемых религиозных правил грозило жрице смертью, и она поспешила избавиться от опасной «улики».

Корзину подобрал Акки – водонос и садовник царя Киша, он же и усыновил младенца. «Садовник обучил приемного сына своему ремеслу, но когда Саргон достиг юношеской зрелости, на него загляделась богиня любви Иштар (Инанна. – В.Г .). Он так понравился ей, что она пообещала оказывать ему свою особую милость, с помощью которой он должен был попасть прямо на царский трон Киша». Так говорят о Саргоне эпические поэмы. Но из более надежных источников мы знаем, что человек, называющий себя Шаррумке-ном, имел очень простое происхождение. Во времена правления в Кише Ур-Забабы (лугаль IV династии этого города) он занимал должности царского садовника и чашеносца. «Мы едва ли вправе сомневаться в том, что либо Саргон действительно вышел из народа (собственно, из членов персонала царско-храмового хозяйства), либо в его деятельности или в сопутствовавшей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нем, – подчеркивает И.М. Дьяконов. – Столь неожиданное возвышение могло произойти в критической обстановке крушения царств, народного восстания или общей смуты, но едва ли просто вследствие одного из тех дворцовых переворотов, десятки которых история Двуречья знала и до и после Саргона. Поскольку, по „Царскому списку", Саргон был слугой Ур-Забабы, царя Киша, постольку его внезапное возвышение кажется возможным связать с поражением Киша, понесенным от Лугальзагеси. Во всяком случае, в течение некоторого времени Саргон правил одновременно с Лугальзагеси из Уммы».

Настоящее имя Саргона неизвестно, а имя Шаррумкен, что означает по-восточносемитски «царь истинен», он, по всей вероятности, принял уже по восшествии на престол. Поздняя аккадская поэма, известная под названием «Легенда о Саргоне», сообщает, что родиной его был Азупирану («Шафрановый городок», или «Городок крокусов») на Евфрате. Точное местонахождение его неизвестно, но предполагается, что он располагался где-то в среднем течении этой реки (в совр. Сирии). Во всяком случае, Саргон, судя по его имени, был восточным семитом, а возвысился он в Кише, на севере Шумера.

«Многие историки, – отмечает И.М. Дьяконов, – придают непомерное значение восточносемитскому происхождению Саргона и полагают, что тем самым с Саргона начинается некий новый, а именно семитский (аккадский. – В.Г.) период в истории Двуречья. Это, однако, не так; в Верхней и в северной части Нижней Месопотамии… задолго до этого преобладал, по-видимому, восточносемитский язык; уже династия Акшака и II–IV династии Киша были в основном семитоязычными; писали клинописью по-восточносемитски раньше времени правления Саргона, например, в Мари… и даже в Уре… Саргон, естественно, приближал к себе своих земляков-северян, среди которых было много семитов, и потому при нем стал шире входить в официальное употребление восточносемитский (аккадский. – В.Г.) язык; однако и шумерский продолжал употребляться как в быту, так и в делопроизводстве».

Илл. 44. Бронзовая голова Саргона Аккадского.

III тыс. до. н. э.

Овладев, правдами и неправдами, царским троном в Кише, Саргон сумел захватить сначала Верхнюю Месопотамию – «до Верхнего (Средиземного) моря», а затем «обратил свои взоры» на юг – на Нижнюю Месопотамию. Но здесь его честолюбивым устремлениям попытался помешать весьма могущественный противник – Лугальзагеси, царь Уммы и завоеватель большинства городов Шумера.

«Противостояние Лугальзагеси и Саргона, – пишет В.В. Емельянов, – первая серьезная развилка в истории Южного Двуречья. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией выбора пути, и путь этот пролегает в противоположные стороны. Документы, дошедшие от времени Лугальзагеси, позволяют сделать вывод о традиционности его „политической программы". Завоевав Южное Двуречье, уммийский царь перебрался в военный центр шумеров Урук, добился, чтобы его избрали лугалем в Ниппуре, и поставил свою власть на службу общинной олигархии. Если бы на его пути не возник Саргон, можно было бы ожидать традиционного шумерского стремления к выделению своего города из числа других, иерархии „центр“-„провинция“, „старший город“– „младший город “, перераспределения благ в пользу общинных авторитетов и высшего храмового жречества… То есть, даже захватив всю территорию Двуречья, Лугальзагеси не смог бы ничего сделать для объединения страны и для обеспечения согласованного единства в работе местных ирригационных систем. В результате возникли бы недовольные, по новому кругу пошли бы междоусобные войны городских правителей и требования вернуть страну в условия изначальной справедливости».

Совершенно иной путь был уготован Месопотамии при Саргоне… Политико-идеологические нововведения Саргона сводились к следующему:

1. Замена номовой олигархии чиновниками, назначаемыми царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии.

2. Создание массовой армии, набираемой из свободных земледельцев-общинников.

3. Благоприятствование развитию торговли и ростовщичества, покровительство людям этих профессий.

4. Сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения своих родственников и приближенных на высшие жреческие должности в шумерских храмах, а также через пользование храмовой землей.

5. Введение единой системы мер и весов (в серебре и зерне ячменя) и попытки введения единого календаря.

6. В области искусства появляется невиданный доселе жанр – скульптурный портрет правителя, что свидетельствует о тенденции к прославлению личности царя в эпоху Саргонидов.

А по словам И.М. Дьяконова, «победа Аккада для Месопотамии означала централизм, укрепление политического и экономического единства страны, рациональное использование ирригационных систем, подчинение храмовых хозяйств царскому хозяйству, уничтожение традиционной олигархии, связанной с местными общинами и храмами, и выдвижение на первый план новой знати из предводителей царского войска и царской бюрократии».

Однако на пути к этим радикальным преобразованиям стоял Лугальзагеси – владыка Южной Месопотамии и покровитель традиционных порядков, олицетворяемых старой аристократией и старым жречеством. Недаром он сумел собрать для решающего столкновения с Саргоном Аккадским огромную армию, объединившую отряды ополченцев и дружины профессиональных воинов из 50 городов-государств во главе с их энси (правителями).

Исход этой борьбы, наградой за победу в которой явилось бы господство над всем Двуречьем, решила военная организация и тактика войск обоих соперников. Армия шумерских «номов» состояла из трех родов войск: легкой пехоты, вооруженной дротиками, палицами и булавами; тяжеловооруженной пехоты в шлемах, с большими щитами и длинными копьями; колесниц, запряженных четверкой ослов. Эти солдаты выходили на битву сомкнутым строем, двигались только вперед и не могли по ходу сражения перестраиваться и маневрировать. Совсем другое дело – вооруженные силы Саргона. Основу его армии составляла многочисленная легкая пехота, действовавшая рассыпным строем и делившаяся на лучников, копейщиков и воинов, вооруженных секирами. В боях против неповоротливой тяжеловооруженной шумерской пехоты Лугальзагеси войска Саргона постоянно одерживали верх. Были захвачены Урук, Ур, Лагаш и, наконец, Умма. Ее незадачливый правитель попал в плен к северянам, был посажен в цепях в клетку и отправлен в Ниппур на потеху публики. «Власть шумерского царя должна заканчиваться там же, где и началась, – в священном Ниппуре. Поэтому Лугальзагеси в медных оковах был проведен через ниппурские „ворота Энлиля", после чего лишился власти и был отдан под суд самого Энлиля, точнее – его жрецов, скорее всего, приговоривших уммийского гегемона к смерти».

Показательно, что, выбирая столицу для своего быстро растущего царства, Саргон решил не жить ни в одном из старых северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а нашел захудалый город без традиций, почти безвестный, где-то в пределах «нома» Сиппар. Город назывался Аккад. По нему и весь север Месопотамии стал называться Аккадом, а восточносемитский язык – аккадским. К сожалению, руины этого города до сих пор не найдены.

Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район

Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над Лугальзагеси власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей.

Бывший садовник, став «владыкой полумира», мог бы удовлетворить свое честолюбие, приняв обычный для шумерской практики престижный титул «Лугаль (царь) Киша». Но Саргону этого явно было мало. Поверженный аккадским воинством Лугальзагеси ввел ранее в употребление новый титул – «Царь страны». Правда, на деле это были лишь претензии самоуверенного властителя сравнительно небольшого государства на юге Двуречья, претензии, так и не воплотившиеся в жизнь. Однако политические замыслы Лугальзагеси скоро стали реальной программой действий Саргона, впервые объединившего в одних руках власть над всей Месопотамией. И данный факт немедленно нашел отражение в царской титулатуре. Повелитель Шумера и Аккада присвоил себе пышное наименование «Повелитель четырех сторон света», которое применялось прежде только по отношению к богам.

И все же самое крупное нововведение этого монарха – установленное им фактическое превосходство семитов (аккадцев) над шумерами. Аккадские губернаторы были посланы во все главные шумерские «номы», а аккадский язык стал официальным для делопроизводства. Но традиционные религиозные порядки и учреждения Шумера неизменно уважались: так, дочь Саргона стала жрицей Нанны – бога луны в Уре, а сам монарх называл себя «помазанным жрецом бога Ану» и «великим энси Энлиля».

Укрепив свою власть в Месопотамии и значительно увеличив размеры своей армии, Саргон осуществил несколько больших военных кампаний в двух направлениях: за Тигр, в сторону Ирана и также вдоль Евфрата, на Сирию. Правда, на востоке он встретил ожесточенное сопротивление объединенных сил четырех правителей Юго-Западного Ирана, возглавляемых царем Авана. В конце концов, враги были наголову разбиты, ряд городов был опустошен победителями. После этого многие правители и цари Элама и соседних областей изъявили желание признать себя вассалами Аккада.

Илл. 45. Войска шумерских городов-государств (пехота и колесницы).

Рисунок-реконструкция современного художника

Затем начался поход на северо-запад – в Сирию и Ливан. Саргону покорились, хотя и не без борьбы, Мари, Ибла и Ярмути, а также страны «Кедровый Лес» и «Серебряная Гора». Первые три города определенно находились в Северной Сирии, «Кедровый Лес» – в Ливане, а «Серебряная Гора» – в горах Тавра (Турция). Уже из одних этих названий можно предположить, что Саргон обеспечил себя запасами древесины и серебра, каковые спокойно сплавлялись теперь на плотах и лодках вниз по Евфрату – в Аккад и Шумер. Успешные рейды провели аккадские войска в Курдистан и на побережье Персидского залива, вплоть до Омана.

Славное царствование Саргона Аккадского длилось не менее 55 лет, до 2261 г. до н. э. И, как сообщает нам довольно поздняя вавилонская хроника, «в его старости все земли взбунтовались против него, и осадили его в Аккаде». Но старый лев все еще имел острые зубы и когти: «он вышел из ворот города и разбил их; он смел их с лица земли и уничтожил их огромную армию».

События, которые омрачили последние годы жизни Саргона Древнего, во всей своей полноте проявили себя после его смерти: началось всеобщее восстание недовольных новыми порядками как в Шумере, так и в Эламе. Сын и наследник Саргона, Римуш, жестоко расправился с бунтовщиками и восстановил в пределах Аккадской империи относительный порядок. Но опасность подстерегла его на девятом году правления (2261–2252 гг. до н. э.) внутри собственного дома. «Его слуги, – сообщает один вавилонский источник, – убили его своими глиняными табличками». Вот уж истинный парадокс: глиняная обожженная табличка с клинописью – источник знаний – может, оказывается, превращаться иногда и в смертоносное оружие.

Римуша сменил на престоле Маништусу, его брат-близнец. Одним из наиболее ярких событий его царствования (2252–2238 гг. до н. э.) была военная экспедиция в район Персидского залива. Она описана в источниках в следующих словах: «Маништусу, царь Киша, когда он покорил Аншан и Ширикум (области в Северо-Западном Иране. – В.Г .), он пересек на кораблях Нижнее Море (Персидский залив. – В.Г .). Цари городов на другой стороне моря, 32 из них, собрались вместе для битвы. Он разгромил их и подчинил себе их города; он ниспроверг их владык и захватил всю страну вплоть до серебряных рудников. Горы позади Нижнего Моря – их камни он забрал с собой, сделал свою статую и вручил ее Энлилю».

Но здесь взбунтовались все северные и восточные племена и народы: лул-лубеи, кутии (гутии), хурриты, эламиты. Все проходы в горах, ведущие из Турции, Армении и Азербайджана в Месопотамию, были перерезаны. «Бронзовые дороги» (то есть пути доставки слитков бронзы и изделий из нее) оказались наглухо закрытыми. У аккадцев существовало два выхода из этой острой ситуации: либо воевать с племенами на севере и силой проложить дорогу к источникам олова и меди, либо послать экспедицию за металлом в Оман и на юго-восток Ирана. Сын Маништусу, Нарам-суэн («Возлюбленный богом Сином»), предпочел войну на севере и вскоре добился в ней успеха. К своему титулу «Царь Аккада» он поспешил добавить такие громкие эпитеты, как «Повелитель четырех сторон света» и «Царь Вселенной». Кроме того, его имени предшествовал в надписях знак звезды – идеограммы для обозначения бога (шумерск. «дингир», аккадск. «илу»).

Илл. 46. Стела Нарам-суэна с изображением его победы над луллубеями.

Известняк. Сузы

Нарам-суэн был человеком той же закваски, что и его дед Саргон, и, подобно ему, с давних пор стал героем многих легенд и преданий. Его долгое, 36-летнее царствование (2252–2216 гг. до н. э.) было почти целиком заполнено военными походами, и все они имели место на периферии Месопотамии. На западе Нарам-суэн разгромил города Арман (Алеппо?) и Иблу (Эбла) и оккупировал «Кедровую Гору» (Ливан). На севере была проведена успешная операция против хурритского Намара. Для утверждения своего престижа в этом беспокойном регионе аккадский монарх приказал построить свою летнюю резиденцию в Телль-Браке – ключевом пункте в самом сердце долины реки Хабур, который контролировал все дороги, ведущие в Джезиру. На крайнем юге «империи» взбунтовался Маган (Оман), и Нарам-суэн устремился немедленно туда, усмирил мятежников и лично захватил в плен местного царька Манданну. Однако главный свой удар он направил против могущественных горцев-луллубеев. Аккадские победы над ними увековечены наскальным рельефом в Дарбанд-и-Гавре (Иран) и шедевром месопотамской монументальной скульптуры – знаменитой «стелой из Суз». На ней Нарам-суэн, вооруженный луком и стрелами, в рогатой тиаре бога на голове, изображен карабкающимся по крутой горе по трупам поверженных врагов. Его пехота, показанная в гораздо меньшем масштабе, следует непосредственно за ним.

Нет никаких сомнений в том, что Нарам-суэн был последним великим монархом Аккадской династии. Но не успел он испустить последний вздох, как давление на внешние границы империи стало приобретать угрожающий характер. Пока на престоле Аккада был талантливый внук Саргона, отношения между Двуречьем и Эламом были мирными и дружественными. Однако уже при преемнике Нарам-суэна, Шаркали-шарре, царь Элама Пузур-Иншу-шинак объявил свою страну независимой, отказался от аккадского языка в пользу эламитского и принял титул «Царь Вселенной». А правитель Аккада, имя которого, по иронии судьбы, означало «Царь всех царей», был бессилен помешать этому, так как занимался подавлением мятежей в Шумере и войнами с луллубеями, кутиями и номадами Сирии. Вскоре сам Шар-кали-шарри стал жертвой дворцового заговора, и Аккадская империя исчезла с исторической сцены так же быстро, как когда-то и появилась. Анархия и смута поразили буквально всю Месопотамию. Следуя примеру Урука, несколько шумерских «номов» объявили о своем полном суверенитете. Пузур-Иншушинак совершил из Элама молниеносный бросок на Месопотамию и достиг ближайших окрестностей столичного города Аккада. Оживились и луллубеи. Однако в конечном счете свое господство в стране установили не эламиты и не луллубеи, а кутии. Последние аккадские цари стали простыми марионетками при новых господах, и в течение почти ста лет шумеры и аккадцы должны были повиноваться вождям кочевников-кутиев, носившим такие странные для месопотамцев имена, как Инимагабеш или Джарлагаб.

Расцвет и падение Аккадской империи наглядно демонстрируют нам механизм появления и гибели всех последующих крупных месопотамских держав: за быстрой экспансией следуют бесконечные мятежи, дворцовые перевороты, постоянные войны на границах и, в конце концов, последний смертельный удар, наносимый горцами – сейчас кутиями, завтра – эламитами, мидийцами или персами.

Цивилизация, основанная на земледелии и металлообработке, в такой стране, как Месопотамия, требует для своего существования наличия по крайней мере двух условий: четкой кооперации между различными этническими и социально-политическими группами внутри самой страны и дружеского или хотя бы нейтрального отношения к ней со стороны ее соседей. К сожалению, месопотамцы не имели на сколько-нибудь продолжительное время ни первого, ни второго. И в Шумере, и в Аккаде никогда не было ни внутреннего согласия, ни единства всех слоев и групп населения, как правило, смешанного и разнородного. С другой стороны, богатства, накапливаемые в процветающих городах месопотамской равнины, всегда манили к себе и бедных пастухов предгорий, и кочевые племена степей. Поэтому и те, и другие не упускали удобного случая для грабительских набегов на Двуречье.

Месопотамцы же, в свою очередь, должны были завоевывать и подчинять себе горные и степные племена с тем, чтобы обеспечить торговые пути для доставки жизненно важных для себя товаров – древесины, металлов, строительного камня, золота и серебра. В этой бесконечной войне на два фронта цари Аккада, как позднее и цари Ура, Вавилона и Ассирии, использовали только голую силу, и, рано или поздно, империи рушились. Смерть Шар-кали-шарри (2176 г. до н. э.) практически означала завершение Аккадского периода. Но как бы короток этот период ни был, он оказал глубокое и длительное воздействие на всю историю Месопотамии. Узкий географический горизонт Шумера был заметно расширен. Семитский язык аккадцев получил более широкую аудиторию. А первые две исторические народности Двуречья (шумеры и аккадцы) тесно сплелись друг с другом в единой судьбе. Шумеро-аккадская культура и ее главная опора – клинописная письменность – были восприняты не только населением Северной Месопотамии, но и далекими хурритами, лул-лубеями и эламитами. Иран (Элам), Бахрейн (Дильмун), Оман (Маган) и весь бассейн Персидского залива оказались в сфере могучего влияния высокой и яркой цивилизации Месопотамии.

В политическом плане этот период объединил небольшие автономные города-государства и возвестил о наступлении эпохи больших и централизованных царств. Что касается социально-экономической сферы, то аккадские реформы привели к разрушению старых фундаментальных принципов существования шумерского города-храма и к созданию крупных царских поместий, активизации торгово-ремесленной деятельности, развитию частной инициативы и краху традиционной общинной аристократии. Интересно, что даже «шумерский переворот» конца III тыс. до н. э., последовавший через короткое время вслед за Аккадским периодом, не смог полностью реставрировать старые «номовые» порядки. Во многом цари III династии Ура следовали по уже проторенным путям, которые проложили для них Саргон Древний и его династия.

Объединение Двуречья(Месопотамии) под властью Аккада. Саргон Древний. XXIV-XXII вв. до н. э.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия) . Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряда с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»), Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

После смерти Саргона к власти пришли его приемники, одним из них знаменитый На-рам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток - в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений.

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Имущественное расслоение в их собственной среде повлияло на слияние знати завоевателей со знатью покоренного Шумера и Аккада, что упрочило их господство и сделало его еще тяжелее для народных масс. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - начало XX в. до н. э.)