Поющие чаши кто что слышит. Поющая чаша в Фен шуй – настрой звучание своего дома

December 10th, 2012

Вопрос читателя:

В своих сеансах поющими чашами, я тоже ввожу в транс. Глубина его разная, и пока я не знаю от чего она зависит..

На протяжении всего сеанса я играю на чашах. Разговаривать с клиентом возможности нет. Потом они рассказывают, что видели - кто-то встретился со своим страхом, кто-то чувствовал, как от его лица отлепляется что-то вязкое, кто-то просто решал повседневные дела.

Я точно не знаю, но предполагаю что природа транса одна - что в ваших сеансах регрессивного гипноза, что в моих сеансах поющими чашами. Просто методики погружения разные. Конечно я могу ошибаться).

Вопрос в следующем:

сейчас клиенты(их не много пока) приходят ко мне на сеанс для снятия стресса и релакса. Но возможно в этих сеансах я могу дать им больше? Скажем проработать какие-то комплексы, найти ответы на вопросы, найти своё предназначение..как я могу это сделать? Я могу разговаривать параллельно с игрой на чашах? Что мне им говорить? Или пусть перед сеансом они сами ставят для себя задачу и отыскивают ответы?

Или может это вообще так не работает и мой транс - это действительно просто релакс?..



Ответ:

хмм, хороший вопрос)

В принципе трансовые состояния достаточно похожи и от метода погружения не сильно зависят (транс -- понятие растяжимое, но в общем и целом это снижение вибраций мозга до примерно 4-8 Гц. ниже этого порога идет дельта режим, т.е. сон, а работа с сознанием уже вряд ли будет возможна, хотя и тут есть варианты), основным моментом являются дальнейшие действия.

И вот тут, гипотетически, могут возникнуть трудности, т.к. внимание человека при погружении не было направлено на расслабление, осознание собственного тела и настройки на голос ведущего, а просто на внешний звук, который может "унести" его в сон или просто дать нестабильное погружение, в котором будет невозможно работать. Надо пробовать, каждый случай индивидуален.

Что говорить, делать и как вести человека в эти моменты -- должен решать сам специалист по мере своей квалификации.

Например, можно попробовать:

Проводить эксперименты, не имея личного опыта (хотя бы в качестве ведомого), нужно точно понимать, что вы делаете и зачем. в идеале -- пройти курс ведомой медитации или хотя бы почитать книги по психологии (забудьте Фрейда, начните с Юнга или попросите совета у друзей-психологов)

Проводить эксперименты на людях, не имеющих опыта медитативных практик, находящихся в состоянии интоксикации, либо попросту не готовых к таким поворотам судьбы (материалистам, например)

Противопоказана работа без должного опыта с людьми, имеющими диагноз шизофрения (или похожие), либо явные признаки подселения, одержания

Базовые принципы работы мозга, нервной системы, чакр, тонких тел и ДНК, в частности, волновая генетика (опять же, книжки, интернет полон информации)

Базовые принципы защиты

Звуковая вибрация чаш может влиять не только на мозг и нервную систему, но и на тонкие тела и чакральные центры (обычно так и делается -- на каждую чакру по чаше разной тональности), и способствует нейрогенезу* (как и сон, медитации, регрессивный гипноз и подобные практики).

*Нейрогенез у взрослых — это явление, относительно недавно признанное научным сообществом, которое опровергло существовавшую долгое время научную теорию о статичности нервной системы и её неспособности к регенерации. В течение многих лет только небольшое число нейробиологов рассматривало возможность нейрогенеза. Однако, в последние десятилетия, благодаря развитию иммуногистохимических методов и конфокальной микроскопии , сначала было признано наличие нейрогенеза у певчих птиц, а затем были получены неоспоримые доказательства нейрогенеза в субвентрикулярной зоне и субгранулярной зоне (части зубчатой извилины гиппокампа) у млекопитающих и в том числе у людей. Некоторые авторы предполагают, что образование новых нейронов у взрослых также может происходить и в других областях мозга, включая неокортекс приматов, другие ставят под вопрос научность этих исследований, а некоторые считают, что новые клетки могут оказаться глиальными клетками . Вики

Собственно, звук применяется в разных методах работы с подсознанием (Бинауральные Ритмы и прочие аудио программы, будь то с наложением голоса или просто вибрационным фоном), хотя я бы не рекомендовал использование таковых без проверки, ибо некоторые программы БР были замечены в наличии различных подключек, особенно вывешенные на популярных сайтах и доступные для широкой публики. Если от таковых болит голова или возникают иные неприятные ощущения, лучше отключить (хотя, в некоторых случаях, это может быть результатом чистки, все индивидуально).

Работа с водой:

В: Как лучше всего перезаряжать воду?
О: Что всегда волхвы делали? Толочь воду в ступе. Как сохраняется информация в воде? Это, кстати, чисто научная вещь, химики знают. Формула H2O сильно полярная, поэтому образуются кластеры, эти кластеры обычно в виде додекаэдров, по пять молекул объединяются, хотя и другие конфигурации есть. Если идти глубоко в транс, то эти структуры выглядят - внутри воды как густой такой кисель образуется информационный. Как форматировать воду, как разбить эти молекулы? - просто берешь воду, наливаешь в чашку, воду надо хорошо прокипятить на сильном огне, потом, когда она остынет, вращаешь, соответственно, в одну сторону воронкой, сколько сердце подскажет, потом то же самое делаешь в другую. После такого кручения в разные стороны вода - как чистый лист. Дальше все, что ты думаешь, особенно взяв стакан двумя руками, «вдумывается» в нее, создавая кластерные структуры, желательно при этом быть сконцентрированным, не отвлекаться. (программу очищения можно также записать на свой )

Для зарядки воды можно также использовать тибетские чаши:

Просто "прокачивать" звуком стоящие рядом бутылки
-вкладывать в это время мыслеформы (структурировать, см. по ссылке ниже)
-налить воду внутрь чаш и, опять же, вкладывать мыслеформы (по аналогии со ступой)

Закипания воды в поющей чаше

Как пользоваться чашами (для новичков):

Тибетские чаши. Поющие чаши Тибета. Поющие тибетские. Singing bowls, Tibetan bowls. Обучение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | | | |

Поющие чаши - древний музыкальный инструмент, использующийся для медитаций, релаксаций и различных медицинских практик. Из-за своего места происхождения имеет второе название тибетские поющие чаши.

Как играть на поющей чаше

У каждой чаши своя форма и звучание. Они различаются по размеру, толщине, цвету и металла из которого сделаны. Бывают глубокие и неглубокие, закрытые и незакрытые. Бывают чаши на ножке, внешне напоминающие большие кубки. Они редки и небольшого размера. Звучание чаши зависит от ее размера, форм, толщины и стика. Иногда чаши покрывают лаком снаружи, что не влияет на ее звучание. Чашу заставляет запеть специальный инструмент - стик, палочка из дерева с наконечником на конце. Стики бывают разных размеров и толщины. Иногда их богато украшают резьбой. Конец стика часто обертывается в мягкий материал (замша или фетра), для игры на больших чашах. Размер стика зависит от размера чаши. Как правило для больших чаш используют большие стики, а для маленьких - маленькие.

Чаша начинает петь, когда стиком водят по ее ободку. Сначала это делают медленно. Звук, постепенно нарастая, становится сильнее и глубже, в нем начинают появляться новые ноты. Чем тоньше стик, тем выше звук, который он производит. таким образом, лучше использовать достаточно тонкие стики для маленьких чаш, имеющих высокое звучание.

На практике, тяжело раскручивать большую поющую чашу тонким стиком. Вибрации такой чаши настолько мощны, что стик начинает подпрыгивать во время вращения, издавая дребезжащий звук и создавая микровибрации. Иногда, этот звук может появиться, даже если размеры стика и чаши соблюдены. Этого можно избежать, либо сильнее прижав стик к поверхности чаши, и таким образом, его вращать, совершая небольшое усилие, либо замедлив темп.

Существует техника игры, когда не нужно вращать стиком по кругу чаши, а достаточно им водить на определенном ее отрезке вперед, а затем назад. Этот способ лучше применять для игры на больших чашах. В обоих способах игры, давление стика на чашу и скорость вращения имеют большое значение, что отражается на ее звучании. Если Вам нравится экспериментировать, можно попробовать использовать в качестве стика. к примеру, трубки, деревянные кухонные вилки, ложки и т.п. таким образом можно совершить массу открытий и получить большое удовольствие. Конечно же одним из немаловажным фактором является уровень подготовки человека, который играет на чаше. Заставить чашу петь не сложно, но вот овладеть техникой игры, которая заставит тело, разум и чувства музыканта петь вместе с чашей - нужны многие дни и усилия.

Как выбрать поющую чашу

В этом случае обращать внимание лучше на внутренне ощущение: трогает ли звучание, резонируют ли ее вибрации во всем теле. Такие тонкости ясно дадут понять ваша эта чаша или нет. В руках каждого человека одна и та же чаша звучит по разному. Даже, если она принадлежит одному человеку, ее музыка будет отличаться в разные промежутки жизни владельца, потому что он постоянно меняется как духовно, так и физически. Как пример, у одних людей высокие ноты чаши могут звучать долго, а у других, наоборот, низкие. Звучание любой чаши уникально, оно никогда не повторяется у других чаш.

Терапевтическое воздействие тибетских поющих чаш

Звук - созидающая и организующая сила. Этот аспект обуславливает терапевтическое воздействие поющих чаш. Известно, что каждый орган тела обладает своими вибрациями и частотами. Если орган болен, то эти показатели становятся другими. Тибетские поющие чаши воссоздают изначальную частоту вибраций, заставляя органы вибрировать синхронно с чашей, чтобы они продолжали вибрировать независимо, но в унисон. В этом и заключается терапевтическое воздействие поющих чаш.

Звучание чаши затрагивает тонкие струны души человека. Запись с такой музыкой оказывает не менее сильное воздействие. Человек может ощущать глубокий покой и расслабление. Более того, хорошее самочувствие - результат не только физического расслабления. Воздух, как и вода отлично передает вибрации. Во время игры, чаша наполняет окружающую среду своим звучанием, вибрациями она наполняет и человека, держащего чашу в руке. Если вспомнить, что 75% нашего организма - это вода, каждая клеточка которого насыщается тонкой вибрацией. Этот эффект был отмечен физиотерапевтами, которые осуществляют массаж клеток тела с помощью ультразвука.

Во все времена мистики любили музыку и придавали ей особое значение. Суфии рассматривали ее как источник вдохновления и верили, что медитация под музыку является более плодотворной, нежели без нее. С научной точки зрения такому явлению можно подобрать следующее объяснение. Информация передается в мозг с помощью нейронов 0 нервных клеток, имеющих длинные ответвления, связанные друг с другом для передачи импульсов. Каждые из 10 млрд. нейронов человеческого мозга имеет потенциал для 100 000 000 связей. Из этого следует, что мозг фактически обладает неограниченным потенциалом. Возможно, вибрации, производимые чашами, стимулируют нейроны для создания все больших связей, что, в таком случае может означать, в буквальном смысле, рост сознания человека.

Магия поющих чаш

У каждого человека, обладающего чашей, есть много возможностей для исследования. Существует несколько способов работать с поющими чашами исследовать их шаг за шагом.

Слушание - начинается с расслабления. Возьмите чашу в руки или поставьте ее перед собой на специальную подушечку. Заставьте чашу петь с помощью стика и вслушайтесь с закрытыми глазами. Со временем начинайте вслушиваться и различать звучание отдельных тонов чаши. Этот тон звучит быстрее или медленнее, звучит высоко или низко? Гармонизируют ли они друг друга.

Также можно располагать чашу на расстояниях от тела или напротив его конкретных частей и вслушиваться в изменения, происходящие в звучании. После того, как вы все это попробовали, позвольте чаше просто звучать. И даже, когда звук уже исчез, вы можете по-прежнему продолжать его слышать своим внутренним слухом. Куда исчез звук? Что вы слышите в наступившей тишине? Какой собственный звук вашего тела?

Чувствование - существует много способов слушать чаши. Если вы поставите ее на свое тело или рядом, вы почувствуете ее вибрации. У каждой чаши свой набор звуковых волн. Лежа в расслабленном состоянии и помещая чашу на различные части своего тела: грудь, желудок или голову, вы сможете провести интересные наблюдения за собой. Сидя на стуле и поставив чашу на свои колени или стопы - можно почувствовать различные физические ощущения и услышать разное звучание чаши.

Наблюдение - если чашу ударить снаружи стиком, ее вибрации на краях станут видными. Наблюдая за ними, можно познать форму и природу звука.

Вода - простой способ совершить новое открытие, это наполнить чашу водой. начните с небольшого количества, постепенно его увеличив. таким образом, можно будет увидеть, какой эффект на воду оказывает звук, и наоборот.

В нашем интернет магазине вы можете купить тибетские поющие чаши , а так же стики и подставки для них. Перед продажей каждая поющая чаша тщательно выбирается, проверяется и настраивается лично нами.

Поющие чаши являются родом из гималайского региона. В дальнейшем их стали использовать в регионах Тибета, Индии, Непала, Бутана, Ладакх. В настоящее время поющая тибетская чаша всемирно известна, благодаря лечебному и очищающему эффекту. Буддийскому традиционному звучанию поющих чаш уже более 3000 лет. Сегодня их производят в Тибете, Индии и Непале.

Поющие тибетские чаши часто называют таинственным инструментом для медитации и исцеления. В течение многих столетий данные чаши широко используют в Непале, Тибете, главным образом для медитации, религиозных церемоний, традиционных ритуалов, фэн-шуй, в качестве исцеляющего инструмента, для лечебного массажа и гармонизации чакр.

Кроме того, поющие чаши в некоторых непальских домах используют вместо кухонной посуды. Беременные женщины едят из них, чтобы очистить пищу. Также их часто используют для очищения минералов, камней, используемых в литотерапии ().

Из чего изготавливают поющие чаши?

В настоящее время существует множество типов поющих чаш, изготовленных из различных металлов. Например, китайские чаши изготавливаются из сплава 3 – 5 металлов, и они имеют то же звучание, как тибетские. Однако, настоящая тибетская поющая чаша должна быть изготовлена из сплава 7 металлов:

серебро (Луна) 0,002%;

медь (Венера) 71,3% ;

олово (Юпитер) до 28,6%;

железо (Марс) до 0,3%;

ртуть (Меркурий) 0.01%;

золото (Солнце) 0, 0001%;

свинец (Сатурн) 0,001%.

Процент металлов может незначительно отличаться. Свинец и ртуть в тибетских чашах содержатся в ничтожном количестве, кроме того они смешиваются с другими металлами, следовательно чаши не наносят токсичный вред здоровью.

Некоторые древние поющие чаши содержат больше железа и олова, поэтому их цвет более серый. Дополнительно древние тибетцы использовали метеорит для изготовления чаш, который согласно легенде обладает огромной энергией.

Польза тибетских чаш

Тибетцы поющие чаши использовали для очищения пространства от негативной энергии, а ладан для предотвращения распространения вирусов (). В домах их размещают, как правило, в главной комнате для защиты от негативной волны.

Звучание поющих чаш – звуковые волны создают связь с чакрами. Они содержат кристаллические вещества, которые взаимодействуют с «кристаллическим материалом» человеческого тела, такими как кровь, кости и ДНК. По славам тибетцев, некоторые клетки человека вибрируют на определенных частотах (звуковых волн). «ОМ» – лечебный звук, который воспроизводит чаша.

Поющие чаши помогают телу расслабиться, успокоить ум, сохранить энергию. Звуковые терапевты часто используют подобные чаши в лечебных целях и признают их мистическую силу.

Тонкая звуковая вибрация особенно влияет на энергетические точки человеческого тела – чакры. Это связано с тем, что звук легче проходит через жидкую среду (воду), а человек большей частью состоит из воды (). Это объясняет почему организм так восприимчив к звуку поющих чаш.

Каждая чакра соответствует определенным органам, следовательно, звук влияет на чакры, которые успокаивают больной орган. Кроме этого, необходимо выбрать для себя правильную чашу для гармонизации чакр.

Когда следует использовать поющую чашу?

Чашу следует использовать если энергия рабочей среды остается на прежнем уровне, либо становится отрицательной. Используйте ее чтобы изгнать все негативные Ша. Ее также используют для удаления гнева, депрессии, стресса, болезни, несчастных случаев.

Благодаря поющей чаше все негативные энергии могут быть преобразованы в положительную энергию (очищены) для привлечения богатства и счастья.

Кроме этого, специалисты рекомендуют использовать чашу для очищения старого дома, либо дома, который длительное время не ремонтируется. Старые дома, как правило, имеют низкую энергию, особенно если в них когда-либо происходили печальные события.

Кроме чистки старых домов, квартир, ее можно использовать при въезде в новый дом, коттедж, квартиру, чтобы отогнать силы тех, кто там жил, либо очистить помещение и активировать положительную энергию.

На работе, офисе, магазине чаша часто используется для привлечения инвесторов, клиентов, посетителей, денег, богатства. Особенно рекомендуется проводить очищение в начале года, начале новой карьеры, бизнеса, работы, чтобы повысить и привлечь удачу.

Поющие чаши для лечения и медитации

Данный предмет используется уже тысячи лет для медитации, лечения и очищения. Его звучание образует священный звук «ОМ». Некоторые используют их на чакрах с определённым звуком и вибрацией как звуковой массаж.

Мы знаем, что бас чаши связан с нижней чакрой, а более высокие частоты, как правило, с верхними чакрами.

Своеобразные частоты чаши помогают стимулировать тело для восстановления своей гармонической частоты, помогают воспроизвести альфа-волны, находящиеся в мозге и испускаемые при глубокой релаксации.

Во время использования чаши звук необходимо усиливать, для этого следует слегка поворачивать палочку. В фэн-шуй ее используют вместе с колокольчиком, пением, ароматом благовонья.

Самостоятельное применение поющей тибетской чаши

Её звуковая вибрация обеспечивает расслабление, что важно при релаксации. Держите «миску» в ладони (левой для правшей, правой для левшей) рядом с солнечным сплетением. При извлечении звука держите глаза открытыми, почувствуйте вибрацию. Затем повторите эксперимент с закрытыми глазами. Во время этого могут возникнуть различные ощущения: тепло, облегчение, стимуляция, раздражение, тяжесть и др.

Чашу можно разместить на животе, груди, определённых чакрах; вращать палочку следует по часовой стрелке на краю «сосуда», извлекая тем самым приятный звук. Кроме этого, данный звук обеспечивает лечебный вибромассаж для расслабления мышц. Также ее можно разместить на ногах, руках, спине и т.д. Для извлечения звука следует слегка стукнуть о край чаши палкой, затем начинать вращать строго по часовой стрелке.

Благодаря такому массажу происходит глубокое расслабление, очищение, укрепление иммунной системы, устранение головной боли, стресса. Данный метод практикуется в Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Польше, Дании, Канаде, США и Латинской Америке.

Часто в терапии используют чаши разных размеров, которые производят различные вибрации и звуки. Каждая чаша берется с учетом определенной части тела, следовательно тело клиента начинает вибрировать гармонично. Звуковой массаж высоко ценится клиентами, которым он приносит огромную пользу.

Отыщите спокойный уголок в парке или в лесу, на пристани или пляже. Сосредоточенно вслушивайтесь в звуки, которые идут к вам из вашего непосредственного окружения.

Сколько различных звуков вы можете уловить? Различаете ли вы, как шуршат листья или как плещет прибой? Что еще вы слышите? Птиц, жужжание насекомых, журчание ручейка? А еще попробуйте различить звуки, доносящиеся издалека,- звук проезжающей мимо машины, звонок велосипеда, гул поезда, самолета, голоса играющих детей или собачий лай.

Мир полон звуков, и вы должны сознательно различать те звуки, которые улавливает ваш слух.

Упражнение 2. Слушаем наш внутренний мир

Находясь дома, сядьте в спокойном месте, расслабьтесь и сделайте так, чтобы некоторое время вас никто не беспокоил. Сознательно прислушайтесь к звукам, издаваемым вашим телом. Вы услышите ритм своего дыхания. Время от времени сделайте глотательное движение и услышьте пощелкивание в голове. Или откройте и закройте рот, чтобы услышать легкий хлопок. Время от времени делайте глубокий вдох, а затем – медленный выдох, со свистом и придыханием.

Если вы сидите очень тихо, то вы можете услышать биение пульса в различных частях тела, а иногда действительно можете услышать, как бьется ваше сердце.

Какие еще звуки может производить ваше тело? Ваши голосовые связки – не единственная часть тела, которая производит звук. Только подумайте о том, что вы свистите, чихаете, рыгаете, испускаете газы. Или же вы можете хлопать в ладоши, стучать зубами, щелкать пальцами. Позвольте телу сочинять его собственную музыку. Вы ведь самый настоящий человек-оркестр!

Упражнение 3. Слушаем разумом

Поставьте музыкальную запись, которую любите больше всего. Не важно, какая это музыка. Сядьте или лягте и ведите себя как можно тише.

Пока звучит музыка, попытайтесь сознательно выделить звучание различных инструментов и/или голосов. Попытайтесь разобрать тона различных высот в мелодии и слушайте ритм.

Нет ли отрывков, которые звучат громче или тише? Сейчас вы анализируете музыку с помощью разума.

Упражнение 4. Слушаем с помощью интуиции

Включите туже самую музыку, которую вы слушали при выполнении предыдущего упражнения. Вы вновь должны расслабиться, сидя или лежа, но на этот раз позвольте звукам просто омывать вас, не старайтесь сознательно прислушиваться к каким-то деталям, но следите за тем, чтобы ваш ум был открыт для восприятия. Почувствуйте, как на вас изливается звуковой поток.

С помощью этого упражнения вы не только тренируете ваш внешний слух, но и вашу способность к внутреннему слуху. Вы также начинаете осознавать те ощущения и чувства, которые вызывают в вашем теле звуки музыки, чтобы они раскрывались для мира звука и его целительного эффекта. На этот раз предоставьте слово своим чувствам или интуитивной природе.

Упражнение 5. Как убедиться, что поющая чаша подходит вам

Когда вы ударяете по поющей чаше сжатым кулаком, вы слышите самую низкую октаву. С помощью колотушки, обернутой фетром, вы извлекаете тон на октаву выше, а удар не обернутой деревянной палочкой дает тон еще на октаву выше. Вы можете по очереди ударять по двум поющим чашам, которые слегка различаются по высоте тона, и они начнут резонировать на той же высоте тона.

Если вы знаете, что у данной поющей чаши нет планетарного тона, соответствующего Сатурну, вы можете провести тест, чтобы определить, обладает ли она «хорошим» звуком: ударьте по чаше и слегка прикоснитесь к ее боку колотушкой, перед вашим животом (на уровне солнечного сплетения, или третьей чакры).

Если вы ощутите слабую вибрацию в солнечном сплетении, чаша подходит, в ней есть дух. Если вы ничего не почувствуете или же у вас возникнет неприятное ощущение, лучше впредь не пользоваться этой чашей.

Упражнение 6. Извлечение звука из чаши

Поставьте поющую чашу на маленькую подушечку, на кольцо, на распрямленную ладонь или поддерживайте ее снизу кончиками пальцев. Проследите, чтобы она как можно меньше контактировала с любым другим резонирующим материалом, чтобы воздух вокруг нее мог колебаться свободно. Также проверьте акустические свойства помещения, особенно в том случае, если вы собираетесь проводить в нем концерты или целительные сеансы. Постучите колотушкой по разным частям поющей чаши: по ободку, по округлой внешней поверхности, а также по внутренней поверхности. Держите колотушку пальцами, не сильно сжимая ее, пусть она ударяет по чаше в свободном движении. Таким образом извлекается наполненный, долго звучащий звук.

Чтобы чаша запела, воспользуйтесь деревянной колотушкой, обтянутой кожей или обернутой пластиковой лентой; потрите колотушкой о край чаши, с внутренней и внешней ее стороны. Потирая чашу, вы порождаете энергетическую спираль с многочисленными гармониками. Прислушайтесь к разнице между звуком, исходящим изнутри чаши, и звуком, исходящим от ее внешних стенок, установите его зависимость от типа используемой вами колотушки.

Нет 2-х таких чаш, которые бы звучали одинаково. Некоторые чаши звучат слабо или звонко, а у некоторых звук состоит из нескольких тонов. Если вы немного пошевелите чашу, которую держите в руке, то заметите, что ее вибрации стали более насыщенными и обрели более открытый характер.

Упражнение 7. Восприятие вибраций поющей чаши

Очень интересно научиться слышать телом! Поставьте поющую чашу на ладонь и ударьте по чаше. Чувствуете ли вы вибрации в ладони и во всей руке? Ударив по чаше, отложите колотушку в сторону, поместите руку над чашей и почувствуйте вибрации. Вновь ударьте по чаше колотушкой и опустите руку на ободок. Звук и вибрация прекратятся. А теперь поместите руку над молчащей чашей и почувствуйте разницу. Если необходимо, повторите упражнение несколько раз, чтобы четко ощутить разницу.

Упражнение 8. Сравнение воздействия тонов разных поющих чаш

Для выполнения этого упражнения вам потребуется партнер. Лягте на спину, полностью расслабьтесь и попросите вашего партнера извлечь звук попеременно из разных поющих чаш, пользуясь при этом разными колотушками и разными способами звукоизвлечения. Постарайтесь почувствовать разницу между звуком, извлекаемым из чаши ударом и потиранием.

Каким образом реагируют ваше тело и ваши клетки на звук определенной поющей чаши? Каково воздействие звуков различной высоты, обертонов и тембров? Не ощущаете ли вы какой-нибудь зуд, покалывание, не побежали ли по вашей коже мурашки, нет ли дрожи, непроизвольных движений, не ощущаете ли вы жара или холода? Не изменились ли каким-либо образом уровень вашей энергии или ваше сознание?

Упражнение 9. Использование голоса при обращении с поющими чашами

Очень специфическое ощущение рождается, если начать подпевать с закрытым ртом поющей чаше, так как от этого усиливается резонанс в вашей голове; ваш собственный череп работает как естественная дека.

В результате может быть достигнута подлинная гармония, особенно если вы берете тон, который вам приятен. Обычно вы подпеваете с закрытым ртом, но если вы будете петь гласные «а», «и», «э», «о», «у» (или какие-то другие сочетания звуков, например, «вау» или «оу», или первичный звук «Ом»), открывая рот рядом с ободком вибрирующей чаши, сначала беззвучно, а затем включая в работу голосовые связки, гармоники будут резонировать внутри вашей головы.

Упражнение 10. Самомассаж с помощью поющих чаш

Вы также можете прибегнуть к несложному звуковому самомассажу. Сделайте так, чтобы вас никто не беспокоил. Лягте на спину, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха и постарайтесь как можно больше расслабиться. Поставьте чашу с глубоким звучанием себе на живот, в центр тела, приблизительно 2 пальца ниже пупка, на точку, которую в японском дзен-буддизме называют точкой Хара. Спокойно дышите животом. Стукните по чаше колотушкой с фетровым наконечником и почувствуйте, как ее вибрации проходят через все ваше тело.

Затем вы можете поэкспериментировать, устанавливая чаши на разнообразные точки, например, на точки чакр. Более низкие тона, как правило, больше подходят для воздействия на нижние чакры, а более высокие тона хорошо подходят для чакр верхней части тела. Полежите немного, наслаждаясь звуками и теми вибрациями, которые вы ощущаете. Затем возвращайтесь к нашей реальности.

Упражнение 11. Сочетание музыки поющих чаш с повествованием и стихами

Чтение захватывающего рассказа или рассказа, написанного вами, сказки, стихотворения, а также мантры или молитвы можно сопровождать звуками поющих чаш.

Поставьте перед собой 2-3 поющие чаши, выбрав такие, звучание которых доставляет вам удовольствие. Читая, декламируя или исполняя, ударяйте по поющей чаше деревянной колотушкой или палочкой, когда вы доходите до слов, которые вы хотите особо выделить, силу удара регулируйте в зависимости от того, какого хотите добиться эффекта, стимулирующего или же успокаивающего.

Упражнение 12. Групповая импровизация

Каждый присутствующий должен принести с собой собственную любимую поющую чашу, и все должны начать импровизировать вместе, создавая звуковую композицию из ничего. Вы будете ошеломлены, когда поймете, до какой степени гармоничным может быть такое звучание. Вы также можете устроить джем-сейшн с применением нескольких музыкальных инструментов, которые звучат гармонично по отношению к звучанию поющих чаш.

Тибетские поющие чаши - это один из самых таинственных инструментов, используемых в звукотерапии. Звук занимает главное место в целебных и ритуальных практиках многих древних культур. К примеру, обитатели Африки и использовали разнообразные барабаны, а австралийские аборигены - древнейший изготовленный из эвкалипта диджериду. А в странах Азии применяли «поющие» чаши и гонги.

История использования звуков для лечения насчитывает более пяти тысяч лет и произрастает из ведических традиций. Стоит отметить, что и в наследии западных стран также есть немало свидетельств целительного воздействия звуков на дух и тело.

История возникновения тибетских поющих чаш

Тибетские поющие чаши еще называют гималайскими, так как их родиной считают Гималаи. В другие чаши попали по мере распространения буддизма. С давних пор поющие сосуды были не только музыкальным инструментом, сходным с колоколом, но и важным объектом ритуальных обрядов. И сегодня тибетские чаши используют в странах Азии, причем не только в сакральных, но и совершенно обыденных целях. В европейские страны чаши были завезены которые в 1959 году были вынуждены бежать на Запад после того, как Тибет был захвачен Китаем.

Особенности тибетских поющих чаш

Тибетская поющая чаша - это круглая посудина из металла диаметром от пяти до пятидесяти сантиметров. Вес чаши может достигать нескольких килограмм. Встречаются механические и ручные сосуды. Механические чаши, как правило, изготавливают из бронзы обычным машинным способом, ручные вытачивают и отливают мастера. При этом сплав должен включать минимум семь различных металлов: олово, ртуть, медь, свинец, железо, золото и серебро. В некоторых случаях в него добавляют висмут и цинк. Такой состав металлов подобран неслучайно. В эзотерике каждый элемент связан с конкретной планетой и определенным энергетическим центром человека.

Чтобы получить звук, используют специальные палочки или молоточки из дерева. Трение палочки об металл порождает поющее звучание с характерными глубокими вибрациями. Палитра звуков и вибрации напрямую зависит от материала чаши и способа ее изготовления.

Лечение поющими чашами

Целительный эффект тибетских поющих чаш достигается за счет звукового массажа. Органы нашего тела имеют свою и, входя в резонанс со звучанием чаши, начинают вибрировать в ответ. Кроме того, в некоторых местах организма очень непросто провести обычный массаж, а вибрация от чаши настраивает больного на одну волну и пробирается в каждую клеточку человеческого тела.

Тибетские поющие чаши способствуют расслаблению мышц, помогают при повышенном давлении и головных болях. Вибрационная терапия отличное средство при стрессах, депрессиях, бессоннице, повышенной возбудимости и прочих неприятных состояниях.

Тибетские поющие чаши могут использоваться не только в частных сеансах массажа, но и в коллективных занятиях звукотерапии. В этом случае звук и вибрацию чаш для усиления целительного эффекта сочетают с другими архаичными инструментами: барабанами, гонгами, варганами, колокольчиками и так далее.