Появление неравенства и знати история. Механизм зарождения неравенства

1. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

Вести хозяйство силами одной семьи стало возможно и выгодно по причине изобретения плуга, появления медных, а потом железных орудий труда, использования животных для рыхления земли. Все это облегчило жизнь людей и отпала необходимость в совместном труде.

2. Почему не могло быть богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

Охота на мамонтов предполагала совместный труд, так как убить мамонта один человек не мог. Результат охоты зависел от общих усилий и делился на всех поровну. В то же время при занятии земледелием люди надеялись в первую очередь на себя, и те, кто был более старательным, становились богаче.

3. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Знатные люди были заинтересованы в военных походах, так как таким образом они увеличивали свои богатства, плодородные земли и становились еще более уважаемыми.

4. В чем проявлялось неравенство между людьми?

Неравенство между людьми проявлялось в том, что одни были богаче, другие беднее, одни имели больше земель, предметов труда, были более уважаемы и имели больше власти, а другие меньше.

Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей»

1. Кого называют первобытными людьми?

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

2. Где и когда, по предложениям ученых, жили древнейшие люди?

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке, где археологи находят кости людей, живших более двух миллионов лет назад.

3. Сравните древнейших людей и «людей разумных». В чем между ними различие? В чем сходство?

Древнейшие люди отличались от «людей разумных» внешним видом. Древнейший человек очень напоминал обезьяну: у него было грубое лицо с широкими приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у древнейших людей, в отличие от «людей разумных» была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Древнейшие люди, в отличие от «человека разумного», еще не умели разговаривать. Сходство между древнейшими людьми и «человеком разумным» можно же определить в следующем: и первые, и вторые жили группами – общинами, также и те, и те начали изготавливать примитивные орудия труда.

4. Как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?

Овладение огнем коренным образом изменило жизнь первобытных людей: огонь помогал согреется и не замерзнуть ночью или зимой, разгонял мрак, отпугивал диких зверей, помогал при охоте, кроме того, еда, приготовленная на огне была значительно вкуснее и питательнее, чем сырая.

5. Какие изобретения и открытия первобытных людей вы знаете?

Первобытные люди изобрели первые орудия труда: рубила, копья, потом были изобретены лук и стрелы для охоты, гарпун для ловли рыбы, открыли огонь и все его положительные свойства.

Позже были изобретены орудия труда для земледелия: серп, каменные топоры, железный плуг и др. Также было изобретенная первая глиняная посуда, прядении и ткачество, что привело к появлению одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

6. Кого и где изображали древнейшие на Земле художники?

Древнейшие художники изображали тех зверей, на которых охотились или которым поклонялись. Изображали их древнейшие люди на стенах пещер.

7. Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?

Первые религиозные верования первобытных людей были связаны с верой в то, что определенными действиями можно повлиять на результат охоты, так возникли колдовские обряды. Кроме того, первобытные люди верили, что животные и люди могут чудесным образом превращаться в друг друга, так появилась вера в оборотней.

Немного позже у первобытных людей появилась вера в сверхъестественное существо – душу. Люди начали верить, что души предков переселились в далекую «страну умерших» и там им необходимы все те предметы, которыми умершие пользовались при жизни: орудия труда, обувь, одежда, еда и др.

8. Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей. Почему ученые так думают?

Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей, потому что после перехода к земледелию и скотоводству произошли значительные перемены. Начала распадаться родовая община, так одна семья могла сама себя прокормить Появилось неравенство между людьми: одни были богаче, другие беднее. Знать стала вести войны за богатства и земли, появились первые рабы.. Появились первые ремесла и началось разделения труда: кто-то был земледельцем, кто-то скотоводом, кто-то ремесленником (гончаром, занимался ткачеством и др.). Стали появляться первые города, росла власть знати, они становились царями – правителями государств.

9. Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, «страна мертвых»

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.

Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.

Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.

Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.

Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.

Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.

Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.

Племя – это группа людей, объединенных каким-либо признаком (например, верой в единого предка и др.).

Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.

Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.

Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.

Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.

Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.

Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.

«Страна мертвых» - это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

ГЛАВА 3. СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Какой существовавший в древности счет лет – у египтян или у римлян – удобнее? Чем удобнее?

Удобнее в древности был счет лет у римлян, так как они вели его со дня основания города Рима, а египтяне со дня начала правления нового царя. Поэтому, когда умирал царь, у египтян счет лет начинался с начала, а вот у римлян он был беспрерывный.

2. Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?

Наша эра длиться 2015 лет или полных 20 веков.

3. Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? Какой год был предшествующим?

Раньше был 40-й год до нашей эры, перед ним был 41 год до н.э.

5. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? Какой год был предшествующим?

За 40-м годом до н.э. следовал 39-ый год до нашей эры, предшествующим был 41 год до н.э.

6. Сколько лет назад началось восстание Спартака?

Восстание Спартака произошла в 74 году до н.э. Сейчас 2015 год. Значит, восстание Спартака произошло 2089 лет назад (2015+74).

8. Какой их двух городов – Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше.

Раньше был основан Рим – в 753 году до н.э. Москва была основана в 1147 году нашей эры. Значит, Рим возник раньше Москвы на 1900 лет раньше.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  2. Продолжить формирование умений:
  • давать полный ответ на вопрос;
  • сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
  • выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ.

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

  • Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.
  • Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
  • Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
  • Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

II. Переход к изучению новой темы.

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати.

III. Изучение новой темы.

План.

  1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
  2. Появление неравенства и знати.
  3. Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

  • Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
  • Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
  • Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)
  • Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
  • Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

  • Как происходила отливка медного топора?
  • Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

  • Как появился плуг?
  • Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

Вывод: в обществе появляется неравенство.

2. Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1 .

Решение кроссворда.

По горизонтали:

  1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).
  2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).
  3. Род занятия человека. (Ремесло).
  4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).
  5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

  1. Прочитать §5, выучить термины.
  2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.
  3. Повторить §2 и §3.

Слайд 2

Основные вопросы урока:

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?
  • Слайд 3

    Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей.

    • Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
    • усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  • Слайд 4

    Новые слова:

    плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

    Слайд 5

    Совместим - повторим

    1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-В, 6-Ж, 7-Е

    Слайд 6

    Повторение пройденного

    О каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?

    Слайд 7

    Основные занятия первобытных людей:

    • собирательство и охота
    • земледелие и скотоводство
  • Слайд 8

    Как управлялся коллектив первобытных людей?

    • Совет старейшин
    • Племя
    • Родовая община
  • Слайд 9

  • Слайд 10

    План

    1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
    2. Переход от родовой общины к соседской.
  • Слайд 11

    Ремесленник –

    Человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий

    Слайд 12

    Развитие ремёсел.

    Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

    Слайд 13

    Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ.

    Мастера научились работать и с драгоценными металлами – ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ. Из них изготавливали украшения.

    Слайд 14

    Изобретение плуга

    Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.

    Слайд 15

    У каждой семьи своё хозяйство

    • На смену родовой общине пришла соседская
    • Пахота на полях
    • Применение медных орудий труда
    • Появление большего количества продуктов
  • Слайд 16

    Управление обществом

    • Родовая община
    • Соседская община

    ВОЖДЬ – глава племени. Руководил военными действиями племени.

    Слайд 17

    Появление неравенства

    Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.).

    Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.

    Тема урока: Появление неравенства и знати.

    Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления

    неравенства в первобытном обществе.

    Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

    2. Продолжить формирование умений:

    Давать полный ответ на вопрос;

    Сравнивать, анализировать различные исторические процессы;

    Выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

    Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

    Учебное оборудование: ИКТ

    Используемый учебник: , Свенцицкая Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

    1. Беседа по вопросам:

    · Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

    · Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)

    · Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.

    Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

    · Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

    2. Вставьте пропущенные слова:

    Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии)

    более … (10 тысяч) лет назад

    Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой)

    Колосья срезали … (серпом)

    Растирали зёрна на … (зернотёрках)

    Деревья рубили … (деревянным топором)

    Из глины научились делать … (посуду)

    Женщины научились … (ткать и прясть)

    III. Переход к изучению новой темы.

    3. Решение творческой задачи

    В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней , на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

    В другом захоронении обнаружили только медный топор.

    Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

    У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

    (О неравенстве)

    У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

    Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

    · Что такое неравенство?

    · Как и почему оно появилось?

    · Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

    У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

    Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

    Появление неравенства и знати

    IV. Изучение новой темы.

    План.

    1) Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

    2) Появление неравенства и знати.

    3) Переход от родовой общины к соседской.

    1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

    Рассказ учителя.: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т. п.

    Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

    Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)

    Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)

    Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

    Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)

    Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

    Запись в тетрадь.

    Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

    Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

    Рассказ учителя

    Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

    Слайдый клик мышки)

    Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

    4. Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

    Как происходила отливка медного топора?

    Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

    5. Работа с текстом учебника. § 5 п.2

    Задача: выяснить, как появился плуг.

    Как появился плуг?

    Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

    Слайдой клик мышки)

    У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

    Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

    У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными)

    Вывод: в обществе появляется неравенство .

    2. Появление неравенства и знати.

    Запись в тетрадь.

    Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

    Позже эти группы людей стали называть классами.

    Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

    В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

    3. Переход от родовой общины к соседской.

    Рассказ учителя.

    От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь . Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

    Запись в тетрадь.

    Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

    Запись в тетрадь.

    Знать – богатые и влиятельные люди государства.

    У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

    IV. Закрепление изученного материала

    1. Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

    Схема фиксируется в тетради.

    Объяснение к схеме.

    Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

    Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка)

    2. Решение кроссворда.

    По горизонтали:

    1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).

    2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).

    3. Род занятия человека. (Ремесло).

    4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).

    5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

    Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

    V. Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

    2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.

    3. Повторить §2 и §3.