Повседневная жизнь человека в средние века. Как жили люди в средневековье

Фантастические часы на здании ратуши на Староместской площади в Праге созданы в 1410 году университетским астрономом магистром Ганушем. Механизм часов обновляли в XVI веке, роспись циферблата в 1865-1866 годах выполнил И. Манес. Римские цифры обозначают астрономическое время. Арабские цифры на большом внешнем кольце показывают время 24-часового богемского дня, который начинался на закате. Малое кольцо в центре циферблата указывает положение Солнца и Луны в Зодиаке. Каждый час механические фигуры - Святые апостолы, аллегории Добродетелей и Смерть - появляются сначала в одном, затем в другом окне над циферблатом. Оригинал ныне находится в Музее Главного города Праги, а на его месте - копия Э.К.Лишки.


(768×1024)

В СРЕДНИЕ ВЕКА контрацепция не практиковалась, поэтому у женщин обычно рождалось много детей. Но высокая рождаемость сопровождалась и высокой смертностью - как женской, так и детской: медицина и гигиена были на самом примитивном уровне. В результате семьи получались небольшими: обычно с двумя-тремя представителями следующего поколения. Это была жестокая борьба за выживание: каждый второй ребенок умирал в возрасте до семи лет. И хотя средневековый мир был полон детей - более половины населения было младше 14 лет, немногие счастливчики доживали до совершеннолетия. Продолжительность жизни в средневековой Европе в те времена составляла примерно 30 лет в более удачные периоды, да и то не везде, а в неудачные, когда были эпидемии и войны, - всего лишь 20.

Демографическую кривую Средних веков в середине XIV века перерезает пропасть. До того времени, несмотря на высокую смертность, численность населения медленно, но неуклонно росла. На месте вырубленных лесов и осушенных болот появлялись новые деревни; размеры и общее число городов увеличивались. Но затем пришла «Черная смерть» - эпидемия бубонной чумы и подобных ей болезней, бушевавшая в 1347-1350 годах и унесшая жизни от трети до половины всего населения Европы. Чума регулярно возвращалась и в последующие времена, вплоть до конца XVII века она стала частью жизни европейцев, но размах эпидемий постепенно ослабевал. Грязные, перенаселенные города - смертельные ловушки Средневековья - пострадали больше всего. В результате европейцев в 1500 году стало заметно меньше по сравнению с 1300 годом, сократилась и прежняя продолжительность жизни.

Женщины вступали в брак раньше мужчин. В Тоскане XIII-XIV веков невесте обычно было около 19 лет, а жениху почти на десять лет больше, хотя разница могла быть и значительно большей и, наоборот, незначительной. Поэт Данте, родившийся во Флоренции в 1265 году, женился к 20 годам, что, вероятно, было более типичным. Из-за высокой смертности один из супругов мог быстро овдоветь и вступить в повторный брак. Поэтому взаимоотношения ребенка с отчимом, мачехой, сводными братьями и единокровными сестрами были важной составляющей в жизни средневековой семьи, найдя отражение, в частности, в сюжетных схемах сказок.

Женщины, которые не умирали во время родов, могли достичь самого независимого положения, стать богатыми вдовами. Им нередко приходилось вновь выходить замуж (знатные вдовы в Англии часто платили королю немалые деньги за право не вступать в повторный брак). И если им удавалось избежать брака, то они получали независимость, обычным путем недостижимую для женщины в любом слое общества. Поэты XII столетия, создавшие идеал куртуазной любви, превозносили «даму», к которой обращались «моя госпожа», но в реальной жизни женщина почти всегда подчинялась власти мужа или родственников-мужчин.

Несмотря на общий рост числа и величины городов, основная часть населения в Средние века продолжала жить в деревнях. Даже в богатых на города землях, например в Италии, число горожан никогда не превышало четвертой части всего населения. В остальной Европе доля городского населения составляла и того меньше - около 10 процентов. Большинство людей были мелкими крестьянами, жившими и работавшими на земле. Их положение определялось размером надела и условиями, на которых он ею владел, то есть степенью зависимости от феодала. Безземельные крестьяне и те, у которых был только огород, составляли сельскую бедноту, работая на других.

Богатые крестьяне, напротив, могли нанимать себе работников и, увеличивая объем производства, продавать излишки урожая на рынке. Важную роль играла и степень зависимости. У большинства крестьян был свой господин, иногда - всего лишь землевладелец, которому они платили оброк, но мог быть и хозяин, распоряжавшийся ими полностью. При самой тяжелой форме зависимости крестьяне не имели права покидать свою деревню, были обязаны работать половину недели на земле хозяина, обеспечивая его продуктами и деньгами, просить его разрешения даже на брак и искать суда только у него или у его приближенных. Неудивительно, что во времена экономических или политических кризисов часто вспыхивали крестьянские восстания, перераставшие иногда в настоящие войны, какими стали французская Жакерия (1358), восстание Уота Тайлера в Англии (1381), выступления крестьян-ременсов в Каталонии, результатом которых стала отмена крепостной зависимости (1486).

Ветряная мельница - одно из самых полезных изобретений Средневековья. Но крестьянам приходилось за пользование мельницей землевладельца платить постоянную пошлину. Миниатюра. Англия, XIV век.

Изображение крестьян: редкий для витражной живописи сюжет. Собор в Или. Ок. 1340-1349.

Сельское население было занято тяжелым трудом круглый год - будь то на глинистых полях Центральной Англии, где выращивали ячмень на хлеб и пиво, или на оливковых и виноградных плантациях Тосканы. Пища и климат могли отличаться друг от друга, но бесконечный изнурительный труд ради поддержания жизни был везде одинаков. Техники в сельском хозяйстве почти не было: единственный механизм - мельница для помола зерна - использовал силу воды или ветра. Водяные мельницы в Европе были еще при римлянах, а ветряные стали важнейшим техническим изобретением Средневековья. Впервые они появились в XII веке в Англии и Франции, а затем быстро распространились по всей Европе. Однако пахать, сеять, пропалывать, молотить и собирать урожай людям приходилось вручную или с помощью волов, которые постепенно были заменены рабочими лошадьми. В Средние века судьба общества напрямую зависела от капризов природы - неурожай означал голод и смерть. Несколько неурожайных лет подряд, вроде Великого Голода 1315 - 1317 годов, могли резко снизить численность населения.

Средневековые города, по современным меркам, были небольшими. В городе средней величины население составляло всего лишь несколько тысяч человек, и даже в самых крупных, таких, как Венеция, Флоренция, Милан и Париж, число жителей не превышало 100 тысяч. Несмотря на это, средневековый город нельзя было назвать «большой деревней»: обычно он обладал определенным юридическим статусом и выполнял особые функции. Города были центрами торговли и мануфактурного производства. Кузнецы жили в деревнях (отсюда пошла самая распространенная в Европе фамилия Смит/Шмидт/Лефевр и производные от нее), а мастерские ремесленников, производивших необходимые в быту вещи - обувь, одежду, мебель, посуду и кожаные изделия, - почти всегда располагались в городах. Там жили и люди интеллектуального труда: юристы, врачи, учителя, а также банкиры и купцы. Хотя рынки были и во многих деревнях, еженедельная торговая ярмарка проходила в городе. Для нее непременно отводилось особое место на окраине, которое становилось тогда центром общественной жизни города. Купцы и ремесленники объединялись в гильдии - организации не только экономические, но и общественные. Члены гильдии вместе пировали, вместе молились и обеспечивали достойные похороны умерших коллег. В правилах гильдий оговаривалось, кто и как должен вести торговлю.

Быстрое развитие средств передвижения постепенно устанавливало прочные связи между городами. Путешествовали обычно по воде - это было гораздо дешевле. Итальянские купцы на юге и Ганзейский союз на севере проложили морские торговые пути от Египта и Черного моря в Англию и на север России. В 1277-1278 годах генуэзцы впервые предприняли путешествие непосредственно в Северную Европу, а с 1325 года из Венеции стали ежегодно отправляться караваны судов во Фландрию и Англию. Несмотря на то что по земле путешествовали меньше, дороги не были пусты. На них можно было встретить купцов, пилигримов, идущих в Сантьяго, и тех, кто двигался в Рим и обратно по судебным или дипломатическим делам. В течение Средних веков сообщение улучшалось: новые мосты и постоялые дворы облегчали тяготы путешествия, но скорость движения оставалась по-прежнему низкой.

Первое, что поразило бы современного человека, попади он в эпоху Средневековья, - это, наверное, тишина и обилие натуральных запахов. Это был мир естественных материалов и нестандартных форм. И деревянные, крытые соломой дома, и каменные постройки, возводившиеся там, где камня было много, органично вписывались в окружающую среду. Средневековые города и деревни казались не инородными телами, а естественным продолжением природы. Вместо техногенного шума мы бы услышали голоса людей и животных, а отсутствие систем канализации и вывоза отходов сразу же напомнило бы о себе специфическими запахами. В маленьких средневековых жилищах, где крестьяне нередко жили вместе со скотиной, не оставалось никакого «личного» пространства.

Так в Средние века выглядел Кельн. Над городом возвышается величественный хор недостроенного собора. Слева от него видна юго-западная башня, возведенная наполовину, над которой нависает деревянный кран.

Жак Кер -удачливый французский купец и банкир - занимался горным делом, производством бумаги и мануфактуры. В 1451 году его огромное состояние вызвало зависть у Карла VII. Был найден предлог, чтобы лишить подданного его владений. Сохранился роскошный дом Жака Кера в Бурже, где тогда находился королевский двор. Его архитектура полна занятных диковинок вроде этих декоративных фигурок над камином, будто выглядывающих из окон.

В Средневековье смерть была естественной частью повседневной жизни. В крупном селении с сотней домов похороны проходили в среднем каждые 18 дней. Отправлявшиеся в мир иной христиане не брали с собой даже одежды - лишь епископов погребали в полном облачении, а священников с потиром в руках. Умерших хоронили в гробах или в одних саванах. Кладбища располагались вперемежку с жилыми домами (в противоположность античным и исламским обычаям). Усопшему, похороненному нагим на церковном кладбище, важно было помочь в загробном путешествии, чему служили заупокойные мессы, облегчавшие покойникам пребывание в чистилище. Богачи могли позволить себе надгробия, но памятники были скорее символами смерти и бренности плоти, чем земного могущества покойного. Множеству простолюдинов были доступны лишь голая земля или склеп. Главное, что давала смерть после 20-30 лет тяжелой жизни - «начало покоя, конец трудов».

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Средние века в Европе продлились целое тысячелетие и вместили в себя многое - крестовые походы и рост городов, чудеса святых и костры еретиков, песни трубадуров и величие готических соборов. В этом калейдоскопе фактов и событий трудно разглядеть, как жили обычные люди той эпохи, во что они верили, что заставляло их совершать те жестокие, милосердные и экстравагантные поступки, что и сегодня удивляют нас. Этому посвящена книга историка и философа Леонида Петрушенко, описывающая, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении - в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.

СРЕДНИЕ ВЕКА И СОВРЕМЕННОСТЬ.
История не исчерпывается неким множеством фактов и не сводится к ним, как и вообще к материально-экономической жизни общества - так называемому «общественному бытию». Хотя то и другое лежит в основании истории, об этом не думаешь, разбираясь в калейдоскопической, завораживающей пестроте исторических лиц и событий. Так тому, кто наслаждается вкусом румяных сочных яблок, нет дела до старой сучковатой яблони, на которой они росли, а тем более до ее корневой системы, качества почвы и удобрений, хотя без яблони и земли, на которой она растет, не было бы и этих яблок. Подобно этому нас обычно интересуют исторические события, лица, законы отнюдь не сами по себе в отрыве от историка, их излагающего (что вообще-то и невозможно), а в его приблизительно верной оценке, в его субъективно предвидящем, стоящем над ними прогностическом и, следовательно, нравственном отношении к ним.

Конечно, реальная жизнь людей и всего общества - «корневая тема» исторического процесса. Однако мы не должны ни ограничиваться ею, ни сбрасывать ее со счетов, ибо, несмотря на многоликость и многоплановость, историческое осознание и восприятие социальной действительности не только релятивны и хаотичны. Они по своей природе являются личностными, связанными с человеком как познающим субъектом, а следовательно, необходимыми и закономерными.

СОДЕРЖАНИЕ
Вадим Эрлихман. Путешествие в средневековье
Предисловие. Средние века и современность
Часть первая. ЧЕЛОВЕК
Глава первая. Человек. Время. История
«Человеко-усадьба»
Время и вечность
История в средние века
Глава вторая. Земля и город
Человек средневековья
Земля, ее хозяин и его богатства
Город и горожанин
Глава третья. Возрождение и Реформация
Накануне перемен
Возрождение: экономика и личность
От Возрождения к Реформации
Часть вторая. ВЛАСТЬ
Феодальная лестница
Идеология рыцарства
Рыцарь и солдат
Часть третья. ЦЕРКОВЬ
Церковь и монашество
Переход в свою противоположность
Бог и дьявол, церковь и еретики
Инквизиция и инквизиторы
Часть четвертая. ШКОЛА
Церковь и образование
Школа и школяры
Университет и студенты
Учеба в университете
Средневековое мышление
Примечания
Краткая библиография.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Повседневная жизнь средневековой Европы, Петрушенко Л.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Вопрос. Вспомните основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в период Средневековья.

Основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в эпоху средневековья заключались в следующем: аграрная экономика, натуральное хозяйство, малонаселенность, общинность, религиозное сознание, следование обычаям и традициям.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Объясните, почему молитва французских крестьян начиналась словами: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».

Повседневными же врагами человека в то время были чума, голод и война.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие. Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным. Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. В XVIII в. оспа поражала 95 человек из 100, а умирал каждый седьмой больной.

Вопрос 2. Объясните выражение «столетия редкого человека».

Это выражение означает, что европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет.

Вопрос 3. Почему в XVII в. люди часто болели?

В XVII в. люди болели часто, т.к. тяжелого труда, низкого уровня медицины, отсутствия личной гигиены

Вопрос 4. Как вы понимаете выражение: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»?

Это выражение означает, что по тем продуктам, которые может позволить себе человек, можно определить его социальный статус. Например, дворяне мало ели овощей, считая их едой простолюдинов, и наоборот крестьяне мало ели мяса.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Почему в раннее Новое время люди не могли быть уверены в завтрашнем дне? Какие события вызывали у них парах и неуверенность?

В раннее Новое время люди не были уверены в завтрашнем дне из-за частых войн, регулярных неурожаев, за которым следовал голод, а также частых эпидемий чумы, тифа и других болезней, которые были неизлечимы для того времени. Эти события вызвали страх и неуверенность у средневекового человека, т.к. он не знал когда они могут повториться и сможет ли он их пережить.

Вопрос 2. Какими причинами вы можете объяснить медленный рост численности населения в Европе в XVI-XVII вв.?

Медленный рост населения связан с частым недоеданием, что вело к ослаблению здоровья, частыми эпидемиями, низким уровнем развития медицины и личной гигиены, высокой смертностью, особенно детской, короткой продолжительностью жизни.

Вопрос 3. Обсудите в классе, произошли ли изменения в повседневной жизни человека в XVI-XVII вв. по сравнению с XIV-XV вв.

В повседневной жизни в XVI-XVII вв. произошли изменения по сравнению с XIV-XV вв.Гигиена и медицина оставались на низком уровне. Хотя рост благосостояния отдельных горожан заставлял их следить за собой, подчеркивая свой статус. Повседневная пища оставалась грубой, состоявшей в основном из зерновых культуры (ячменя, овса и просо). Мясо и хлеб из пшеницы оставались роскошью для большей части населения. В городах лишь постепенно появлялась канализация. Более радикальные перемены в повседневной жизни произошли в XVIII в.

Вопрос 4. Подготовьте и проведите экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII в. - самый большой европейский город», «Лондон крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев». Используйте дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы.

Экскурсия по Лондону по теме «Лондон XVII в. – самый большой европейский город»

Самым красивым городом Европы в 1700 г. был Лондон. Особое своеобразие и очарование ему придавали силуэты храмов, воздвигнутых архитектором Кристофером Реном. Среди церковных зданий выделялся собор Святого Павла, строительство которого в то время еще не было завершено. Оставалось возвести купол. Окончание работ затягивалось, и в народе в шутку стали говорить о медлительных людях: "Спешит, как строитель с ведром раствора на купол собора Святого Павла".

Главной водной артерией Великобритании, ее самой оживленной магистралью была река Темза, усеянная тысячами точек прогулочных, пассажирских и торговых судов.

Единственный Лондонский мост связывал северный и южный берега Темзы. Ниже по реке находился порт, в котором постоянно разгружались корабли, прибывшие со всех уголков земли с заморскими товарами.

Милые маленькие деревушки, расположенные в нескольких милях от центра города, Хампстед и Хайгет, были ярким контрастом с процветающей столицей. В эпоху, о которой идет речь, Лондон играл такую значительную роль в жизни королевства, как никогда ни ранее, ни позже. Здесь проживало не менее 530 тыс. человек, что составляло девятую часть населения всего государства, в то время как во втором по величине городе, Норидже, - лишь 30 тыс. жителей. Лондон как магнит притягивал людей разных сословий. Сюда стекались представители аристократии и дворянства, стремясь, чтобы их заметили при дворе. Они заседали в парламенте, улаживали свои дела в суде, развлекались, искали выгодные партии для своих детей, делали покупки... Лондон был настоящим раем для покупателей, он представлял собой огромный торговый центр, который мог удовлетворить любые запросы.

Для издателей газет рынком сбыта стали кофейни города, где посетители часы напролет проводили в дискуссиях и обсуждениях опубликованных материалов. Лондон был центром издательской деятельности, театральной и музыкальной жизни страны. Гости столицы знакомились здесь с новомодными течениями в искусстве и распространяли мнение о них по всему королевству.

Но этот огромный город не мог обеспечить себя людскими ресурсами. Смертность здесь возросла по сравнению с предыдущим столетием. В Лондоне теперь чаще хоронили, чем крестили. Каждый третий младенец умирал, не дожив до двух лет. И лишь только половина остальных детей доживала до пятнадцати лет. Взрослые же люди, становившиеся уже кормильцами больших семейств, очень часто уходили из жизни в 30-40 лет.

Вдоль улиц столицы тянулись сточные канавы; питьевая вода была загрязнена; зловоние помоек распространялось по всей округе; захоронения на переполненных кладбищах проходили бесконтрольно; жилища горожан не имели ни водопровода, ни канализации. Одним словом, в то время в Лондоне не существовало ни малейшего понятия об общественной гигиене. Дышать было нечем: атмосферу загрязнял дым тысячи мелких пожаров, вредивших как людям, так и природе. Широко распространен был туберкулез, и эпидемии оспы жестоко косили жителей густонаселенного города. Лекарства в то время были малоэффективны, и поэтому даже незначительное телесное повреждение человека могло повлечь за собой опасное заболевание, чреватое смертельным исходом. И это неудивительно, так как коренные лондонцы отличались слабым здоровьем и страдали, как правило, целым рядом хронических заболеваний. Поэтому столица нуждалась в постоянном притоке мигрантов. Ежегодно в Лондон прибывало на жительство примерно 8 тыс. молодых людей из всех частей королевства, их привлекали заработки, которые были на 30 процентов выше средних по стране.

Великий пожар 1666 г., вернее, необходимость восстанавливать город дала толчок к развитию Лондона, его территориальному росту. Город значительно расширил свои границы. Расположенный на южном берегу Темзы Саутуорк, известный своей металлообрабатывающей промышленностью и пивоваренными заводами, вплотную подходил к сельскохозяйственным угодьям столицы. На севере, вне черты района Лондона Сити, остались незастроенная территория Моорфилда и кладбище Банхилл. К северо-западу от Сити район Кларкенуэлл населяли ремесленники, занимавшиеся производством часов, а на востоке от Спитлфилдз до Уайтчепел располагались деревеньки ткачей, которые очень быстро застраивались кирпичными домами и сливались с городом.

На запад вели две дороги, связывавшие Сити с Вестминстером. Открытые поля простирались к северу от Оксфордской дороги и подходили к Новой дороге, которая соединяла деревню Мэрилибоун на западе с Сент- Панкрасом на. востоке. К югу от Оксфордской дороги располагался Сохо с его людными улицами и благоустроенной площадью; этот район населяли в основном ремесленники и торговцы предметами роскоши.

Самая южная дорога вела из Сити по Флит-стрит до Странда и далее мимо статуи Карла I на Чаринг-кросс до Уайт-Холла. Дворец Уайт-Холл сгорел в 1698 г., и от него остался лишь Банкетинг-Хаус. После реставрации, когда королевские приближенные вновь заняли дворцы Уайт-Холл и Сент-Джеймс, на площади возле последнего были возведены дома знати. С северо-восточной части района Сент-Джеймс шла Пиккадилли, она пересекалась с Португальской улицей (названной так в честь королевы, супруги Карла II, дочери короля Португалии), которая вела к Гайд-парку.

Домов в районах Сент-Джеймс и Гайд-парк было немного, и здесь свободно разгуливали олени.Мейфэр еще только формировался, здесь проходили ярмарки, которые пользовались столь дурной славой, что городские власти собирались отменить их. Посетители нового дворца королевской четы Вильгельма и Марии, расположенного в деревне Кенсингтон, добирались туда через Гайд-парк по Королевской дороге, которую в народе окрестили Гнилой дорогой. От Уайт-Холла она шла в западном направлении к Вестминстерскому аббатству и к Хорс-Ферри, где кареты и верховые лошади переправлялись через реку. За рекой простирались поля. Западнее находилась деревня Челси с ее садом и пансионами для молодых леди

Никогда еще в истории государства в столице не наблюдалось такого большого количества торговых, промышленных и ремесленных предприятий. Писатель Даниель Дефо называл Лондон «сердцем нации». В столицу стекались сырье, продукты и товары изо всех областей страны и со всего мира, здесь их перерабатывали и потребляли или развозили по другим районам государства.

Развитие Лондона стимулировало рост других городов. Суда доставляли по рекам королевства уголь из Ньюкасла, а средства от сбора налога на уголь пошли на восстановление Лондона после Великого пожара.