Повесть гоголя потерянная грамота читать. Пропавшая грамота

Пропавшая грамота

Быль, рассказанная дьячком о своём деде.

Дед был из простых казаков. Однажды задумалось вельможному гетьма послать царице грамоту. Полковой писарь позвал деда и сказал, что поедет о с той грамотой к царице. Дед зашил грамоту в шапку и поехал. На второй день он уже был в Конотопе, где в то время шла ярмарка, и решил посмотрет вспомнив, что у него нет ни огнива, ни табаку. Встретив там гуляку запорожца, слово за слово, познакомились, и дед совсем уж позабыл про сво путь. Выпили они с запорожцами и решили идти вместе. Стали он замечат что сильно раззадорился гуляка-запорожец, а тот возьми и скажи:

Перед вами нечего таиться. Знаете ли, что душа моя уже давно продан нечистому.

Экая невидальщина! Кто на веку своём не знался с нечистым?

Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! - сказ он, хлопнув по рукам их, - эй, не выдайте! не поспите одной ночи, век не забуду вашей дружбы!

Решили они помочь человеку, не пустить чёрта понюхать собачьей мордой христианской души. Ехали бы дальше, но поле обволокло тёмной ночь, только огонёк какой-то мерцал вдали. Поехали на огонёк и попали в шинок. Двор у шинка был уставлен чумацкими возами, пришлось спать идти в сарай. Дед не успел повернуться, как все уже заснули мертвецким сном. Нечего делать, пришлось самому караулить.

И почудилось деду, что вскорости за соседними возами что-то серое с рогами смотрит. Дед таращил глаза, сколько мог, а потом всё-таки уснул. Проснулся, возов стало меньше, друзья ещё спят, а запорожца нет. Одна только свитка лежит на том месте, где запорожец спал. Пошёл дед посмотреть коней, нет коней его и запорожского. Решил дед, что пойдёт пешком, раз чёрт забрал и коней и знакомого. Хватился шапку, а шапки тоже нет. Вспомнил он, что поменялись они с запорожцем шапками на время. Утащил чёрт гетьманскую грамоту.

Все жалели деда, дивились, а помочь ничем не могли. Только шинкарь отвёл его в сторону и сказал, что научит как найти грамоту, потому что видно сразу, что дед - казак.

Нужно было деду пойти через лес до речки и ни в коем случае не оглядываться, что бы ни происходило позади него. У речки дед увидит кого нужно, только карманы надо деньгами заполнить, так как и дьявол и люди деньги любят.

Дед был не трус, пошёл он в лес, дошёл до речки, увидел очень узкий мостик и проскочил его в один миг. За мостиком на берегу сидела компания у костра, которую сразу дед определил как "нечистое племя".

Они не разговаривали с дедом до тех пор, пока он не бросил им в круг деньги, к которым сразу потянулись лапы, и навострились у рож уши.

Теперь дед рассмотрел, что это ведьмы и отплясывали теперь они "какого-то чертовского тропака". Они начали лезть целоваться к деду, потом потащили его за свой длинный стол. Стол был у чертей богатый и дед решил пообедать, только каждый раз, отправляя вилку в рот, он попадал не в свой, а чужой. Рассвирепел дед и вскочил:

Что вы, Иродово племя, задумали смеяться, что ли, надо мной? Если не отдадите сей же час моей казацкой шапки, то будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок!

Все захохотали, а одна ведьма сказала, что вернут ему шапку, если сыграет дед с ними в дурака три раза и, если хоть раз выиграет, то шапка будет его. Деду пришлось согласиться, хоть и позор для казака сесть и играть в карты с бабами, хоть и ведьмы они.

Два раза он проиграл, ведьмы, как им и положено, ведьмовали, карты на глазах изменяли масть. Только в третий раз дед догадался и перекрестил втихую под столом свои карты. Тут ведьмы и проиграли ему, гром пошёл по пеклу, а ведьмы стали корчиться, шапка упала деду прямо в лицо. Но дед ещё и коня отобрал у чертей.

Конь чертей летал так, что не слушался ни поводьев, ни крику деда. Перед ним мелькали знакомые места, а как очнулся - он лежал на крыше своей хаты.

Разбудил дед жену, сказал чтобы освятила хату, отдохнул, достал коня и уже нигде не останавливаясь ни днём, ни ночью доскакал до царицы.

Наградила его царица так, что о чертях он и вспоминать забыл, да и рассказывать никому потом не хотел.

А из-за того, что жена не освятила, как он сказал, хату, бесовское наказание осталось. Каждый год, в ту самую ночь, бабе делалось диво: ноги сами танцевали по хате чтобы она не делала.

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед, - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе... Нет, мне пуще всего наши дивчата и молодицы; покажись только на глаза им: "Фома Григорьевич! Фома Григорьевич! а нуте яку-небусь страховинну казачку! а нуте, нуте!.. - тара-та-та, тата-та, и пойдут, и пойдут... Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама какнибудь задень ногою кочергу - и боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало, навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку, да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум... Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурня. (4) Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку; а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо-он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, - в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть, и дивиться нечего, когда всякий встречный кланялся ему мало не в пояс.

Один раз задумалось вельможному гетьману послать зачем-то к царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, - вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню... Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек... знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, - позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подоле храпела, сидя, перекупка, с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой - чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач москаль с поясами и рукавицами... ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам.

Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец, да и только! Эх, народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и - пустится! Да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да, так встретились. Слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим.

Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшный. Дед и еще другой приплевшийся к ним гуляка подумали уже, не бес ли засел в него. Откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось, чем далее, тем сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе.

(4) То есть в дурачки. (Прим. Н.В.Гоголя.)

В автолюксе можно купить резину летнюю 14 , автомобильные диски, воспользоваться услугами шиномонтажа.

«Пропавшая грамота» или как назвал ее сам Николай Васильевич Гоголь, «Быль, расказанная дьячком...» - это повесть, написанная классиком в конце 20-х - в начале 30-х годов XIX века.

Включена в известный гоголевский цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Является одним из самых популярных произведений (наравне с «Сорочинской ярмаркой», «Майской ночью, или Утопленницей» и т.д.), которые написал Николай Гоголь. Краткое содержание («Пропавшая грамота» хоть и небольшое произведение, но, возможно, не у всех есть время читать подлинник) поможет вам познакомиться с повестью всего за 5 минут!

История создания произведения:

Самые первые наброски произведения, которые и принято считать черновиком, были написаны на четырех объемных листах (учитывая оборот) довольно мелким подчерком, с большим количеством исправлений и различного рода помарок. Заглавие у чернового варианта отсутствует.

Всем известны некая мистика, загадочность, неясность, которые вносил в каждое свое произведение Николай Гоголь. Краткое содержание («Пропавшая грамота» в плане атмосферы тайны не выбивается из общего ряда), мы надеемся, позволит ощутить это в полной мере.

Отличии первоначальной версии от конечной

Стоит отметить, что по объему первоначальная версия произведения «Пропавшая грамота» была намного объемнее. По словам историков, занимающихся исследованием черновых вариантов повести, в ныне существующей повести отсутствуют не только некоторые описания, но и целые фрагменты, из-за чего порой возникают даже разночтения.

К примеру, в конечное содержание не вошли: эпизод с горшками, которые надували щёки, некоторые детали, касающиеся описания путешествия старика из пекла, в ходе которого он оседлал хромого.

Возможность определить точную дату написания повести «Пропавшая грамота» пока не удалось. Дело в том, что автограф произведения мало о чем может сказать: по нему нельзя определить ни места, ни времени написания.

В какие годы писалось произведение?

Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата Гоголем в 1828 году. Об этом свидетельствует его письмо матери, датируемое маем 1829 года. В нём Николай Васильевич просит в подробностях описать ему различные карточные игры, которые были популярны в то время на Украине.

Доказательством того, что «Пропавшая грамота» была закончена не позже весны 1831 года, может служить тот факт, что впервые она была напечатана в первой книге «Вечеров…», а цензурное разрешение на её издание получил 26 мая 1831 года Николай Васильевич Гоголь.

"Пропавшая грамота" написана в виде рассказа от лица некого Фомы Григорьевича, который рассказывает своим слушательницам, постоянно просящим у него «яку-нибудь страховинну казочку», такие истории, что те, по его же словам, «всю ночь потом дрожат под одеялом».

Он начинает рассказывать об одном интересном случае, якобы произошедшем с его собственным дедом, которому однажды гетман поручил задание доставить грамоту к царице.

Попрощавшись с семьей, дед отправился в путь. На следующее утро он уже был на конотопской ярмарке. Царская грамота в это время была в надежном, безопасном месте - зашита в шапку. Не боясь её потерять, главный герой рассказа решил раздобыть здесь «огнива и табаку».

Прогуливаясь по ярмарке, он подружился с неким гулякой-запорожцем. Вместе с ним и ещё одним казаком, увязавшимся за приятелями, дед отправился дальше.

В ходе разговора, запорожец рассказывает много интересных диковинных историй из своей жизни. Увлекшись разговором, он ведает друзьям о том, что продал душу дьяволу, а срок расплаты наступит совсем скоро (ночью того дня). Наш герой, чтобы помочь запорожцу, дает ему обещание не спать ночью. Приятели решают устроить привал в ближайшем питейном заведении.

Новые друзья деда быстро засыпают, и по этой причине ему приходится находиться на страже одному. Однако как ни старался главный герой, сон, в конце концов, одолевает его, и дед засыпает.

Наутро, проснувшись, он обнаруживает, что рядом нет ни нового товарища-запорожца, который продал душу дьяволу, ни коней, ни шапки с вшитой в неё грамотой.

Находясь в подобном, не самом лучшем положении, дед решает спросить совета у чумаков, которые в тот момент также находились в шинке. Один из них поведал герою о том, где можно найти чёрта.

На следующую ночь, следуя указаниям шинкаря, дед идет в лес, где он, минуя различные преграды, находит костер с сидящими вокруг него «страшными рожами».

Сразу же после того, как герой рассказал им о своей ситуации и заплатил, он оказался в «пекле» за столом, за которым сидели различные чудища, существа и злые ведьмы.

Одна из сидящих за столом ведьм предложила деду сыграть в карточную игру «дурень» три раза: если тот выиграет, ему вернут шапку с грамотой, а если проиграет - навечно останется здесь.

Два раза подряд главный герой проигрывает, однако в третий раз, прибегая к хитрости, он всё-таки выигрывает. После того, как сработал план, пропавшая грамота вернулась обратно в руки деда, герой решает выбраться из «пекла».

Очнулся он на крыше своего собственного дома, весь в крови. Практически сразу же он немедля отправляется с грамотой к царице.

Навидавшись различного рода «диковин», главный герой временно забывает о произошедшем, но теперь раз в год в его доме начинает происходить «разная чертовщина»: например, жена пускалась в пляс против своей воли.

Экранизация

Экранизирована повесть была дважды: в 1945 и в 1972 году. Первая экранизация представляла собой одноимённый мульфильм, который в облегчённом варианте пересказывал сюжет произведения.

Вторая была полнометражным фильмом. Он повторял сюжет произведения, но в отличии от оригинала, в фильме «Пропавшая грамота» герои немного отличались: например главный персонаж был не дедом, а как казаком Василем. Также замечены незначительные отступления от сюжета.

Вот такое мистическое произведение, вполне в своей манере, написал Николай Гоголь. Краткое содержание («Пропавшая грамота» - одна из малоизвестных повестей цикла), конечно, не передаст в полной мере очарования гоголевского языка, но даст представление об этой сказке.

Николай Васильевич Гоголь

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? - Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе… Нет, мне пуще всего наши девчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич, Фома Григорьевич! а нуте яку-небудь страховинну казочку! а нуте, нуте! …» тара та та, та та та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу, и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало; навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум… Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурни . Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку, а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо - он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает Апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть и дивиться нечего, когда всякий встречной кланялся ему мало не в пояс.

Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню… Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек … знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, - позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам. Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец да и только! Эх народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и - пустится! да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры, и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да: так встретились; слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать, так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим. Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшной. Дед и еще другой, приплевшийся к ним гуляка, подумали уже, не бес ли засел в него, откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось чем далее, сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе. «Ге, ге, земляк! да ты не на шутку принялся считать сов. Уж думаешь, как бы домой, да на печь!» - «Перед вами нечего таиться, - сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них глаза свои. - Знаете ли, что душа моя давно продана нечистому». - «Экая невидальщина! Кто на веку своем не знался с нечистыми? Тут-то и нужно гулять, как говориться, на прах». - «Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! - сказал он, хлопнув по рукам их, - эй, не выдайте! не поспите одной ночи! Век не забуду вашей дружбы!» Почему ж не пособить человеку в таком горе? Дед объявил напрямик, что скорее даст он отрезать оселедец с собственной головы, чем допустит черта понюхать собачьей мордой своей христианской души.

Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом. Издали только мерещился огонек, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи в мрак. Огонек, казалось, несся навстречу, и перед козаками показался шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин. В те поры шинки были не то, что теперь. Доброму человеку не только развернуться, приударить горлицы или гопака, прилечь даже негде было, когда в голову заберется хмель и ноги начнут писать покой-он - по. Двор был уставлен весь чумацкими возами; под поветками, в яслях, в сенях, иной свернувшись, другой развернувшись, храпели, как коты. Шинкарь один перед каганцем нарезывал рубцами на палочке, сколько кварт и осьмух высушили чумацкие головы. Дед, спросивши треть ведра на троих, отправился в сарай. Все трое легли рядом. Только не успел он повернуться, как видит, что его земляки спят уже мертвецким сном. Разбудивши приставшего к ним третьего козака, дед напомнил ему про данное товарищу обещание. Тот привстал, протер глаза и снова уснул. Нечего делать, пришлось одному караулить. Чтобы чем-нибудь разогнать сон, обсмотрел он возы все, проведал коней, закурил люльку, пришел назад и сел опять около своих. Все было тихо, так что, кажись, ни одна муха не пролетела. Вот и чудится ему, что из-за соседнего воза что-то серое выказывает роги… Тут глаза его начали смыкаться так, что принужден он был ежеминутно протирать кулаком и промывать оставшеюся водкой. Но как скоро немного прояснились они, все пропадало. Наконец, мало погодя, опять показывается из-под воза чудовище… Дед вытаращил глаза сколько мог; но проклятая дремота все туманила перед ним; руки его окостенели; голова скатилась, и крепкий сон схватил его так, что он повалился словно убитый. Долго спал дед, и как припекло порядочно уже солнце его выбритую макушу, тогда только схватился он на ноги. Потянувшись раза два и почесав спину, заметил он, что возов стояло уже не так много, как с вечера. Чумаки, видно, потянулись еще до света. К своим - козак спит; а запорожца нет. Выспрашивать - никто знать не знает; одна только верхняя свитка лежала на том месте. Страх и раздумье взяло деда. Пошел посмотреть коней - ни своего, ни запорожского! Что бы это значило? Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? Сообразя все, дед заключил, что, верно, черт приходил пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня. Больно ему было крепко, что не сдержал козацкого слова. «Ну, - думает, - нечего делать, пойду пешком: авось попадется на дороге какой-нибудь барышник, едущий с ярмарки, как-нибудь уже куплю коня». Только хватился за шапку - и шапки нет. Всплеснул руками покойный дед, как вспомнил, что вчера еще поменялись они на время с запорожцем. Кому больше утащить, как не нечистому. Вот тебе и гетьманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Тут дед принялся угощать черта такими прозвищами, что, думаю, ему не один раз чихалось тогда в пекле. Но бранью мало пособишь; а затылка сколько ни чесал дед, никак не мог ничего придумать. Что делать? Кинулся достать чужого ума: собрал всех бывших тогда в шинке добрых людей, чумаков и просто заезжих, и рассказал, что так и так, такое-то приключилось горе. Чумаки долго думали, подперши батогами подбородки свои; крутили головами и сказали, что не слышали такого дива на крещеном свете, чтобы гетьманскую грамоту утащил черт. Другие же прибавили, что когда черт да москаль украдут что-нибудь - то поминай, как и звали. Один только шинкарь сидел молча в углу. Дед и подступил к нему. Уж когда молчит человек, то, верно, зашиб много умом. Только шинкарь не так-то был щедр на слова; и если бы дед не полез в карман за пятью злотыми, то простоял бы перед ним даром. «Я научу тебя, как найти грамоту, - сказал он, отводя его в сторону. У деда и на сердце отлегло. - Я вижу уже по глазам, что ты козак - не баба. Смотри же! близко шинка будет поворот направо в лес. Только станет в поле примеркать, чтобы ты был уже наготове. В лесу живут цыганы и выходят из нор своих, ковать железо, в такую ночь, в какую одни ведьмы ездят на кочергах своих. Чем они промышляют на самом деле, знать тебе нечего. Много будет стуку по лесу, только ты не иди в те стороны, откуда заслышишь стук; а будет перед тобою малая дорожка, мимо обожженного дерева, дорожкою этою иди, иди, иди… Станет тебя терновник царапать, густой орешник заслонять дорогу - ты все иди; и как придешь к небольшой речке, тогда только можешь остановиться. Там и увидишь кого нужно; да не позабудь набрать в карманы того, для чего и карманы сделаны… Ты понимаешь, это добро и дьяволы, и люди любят». - Сказавши это, шинкарь ушел в свою конуру и не хотел больше говорить ни слова.

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? - Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе… Нет, мне пуще всего наши девчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич, Фома Григорьевич! а нуте яку-небудь страховинну казочку! а нуте, нуте!…» тара та та, та та та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу, и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало; навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум… Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурни. Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку, а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо - он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает Апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть и дивиться нечего, когда всякий встречной кланялся ему мало не в пояс.

Ad Content

Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню… Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек… знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, - позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам. Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец да и только! Эх народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и - пустится! да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры, и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да: так встретились; слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать, так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим. Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшной. Дед и еще другой, приплевшийся к ним гуляка, подумали уже, не бес ли засел в него, откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось чем далее, сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе. «Ге, ге, земляк! да ты не на шутку принялся считать сов. Уж думаешь, как бы домой, да на печь!» - «Перед вами нечего таиться, - сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них глаза свои. - Знаете ли, что душа моя давно продана нечистому». - «Экая невидальщина! Кто на веку своем не знался с нечистыми? Тут-то и нужно гулять, как говориться, на прах». - «Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! - сказал он, хлопнув по рукам их, - эй, не выдайте! не поспите одной ночи! Век не забуду вашей дружбы!» Почему ж не пособить человеку в таком горе? Дед объявил напрямик, что скорее даст он отрезать оселедец с собственной головы, чем допустит черта понюхать собачьей мордой своей христианской души.