Поурочные планы предшкола.

Здравствуй, брат мой!

Вчера целый день у меня случались неприятности, каких, впрочем, бывает полным-полно у всех взрослых, и У ТВОИХ ПАПЫ С МАМОЙ - тоже. Я промаялся весь день, а ночью долго не мог заснуть. А когда, наконец, заснул, мне приснилось, что где-то у меня есть младший брат - ТЫ. И я понял: без твоей помощи, без твоего тепла мне будет очень трудно.

Мне снилось, будто ты подошёл ко мне, стоящему на перекрёстке под проливным дождем, упёрся в мой живот своей тёплой кудрявой башкой и пробормотал:
- Здравствуй, брат мой!

Ты укрыл меня плащом и повёл к дому. Мы шли с тобой сквозь потоки дождя, как два корабля сквозь бурю: я - большой усталый корабль с закопчёнными трубами и ты - маленький катер-проводник.

…Знаешь, есть у моряков такие маленькие катера-проводники, которые приводят огромные корабли из бурного моря в тихий порт. Большому кораблю трудно пробраться среди прибрежных подводных скал, с высоты своего роста он не видит их и может напороться брюхом на их острые пики. И тогда катер-проводник берёт своего старшего брата на буксир - будто за руку - и осторожно протаскивает мимо преград прямо к причалу…

Где твой буксир - твоя рука, брат мой?

Я увидел тебя во сне, но я точно знаю, что ты существуешь наяву, на самом деле. ТЕБЯ НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ, БРАТ МОЙ!

Взрослые всегда оберегают детей, помогают им, защищают их. Но ты не можешь себе представить, как иногда бывают БЕЗЗАЩИТНЫ сами взрослые! Они, как большие неуклюжие корабли, могут запросто напороться на острую подводную скалу, если их не встретит в море маленький катер-проводник.

Посмотри вокруг. Может быть, твои близкие взрослые, ТВОИ ПАПА И МАМА так же НУЖДАЮТСЯ В ТВОЕЙ ПОМОЩИ, как и я? Может быть, им тоже нужен маленький катер-проводник?

ПРОТЯНИ ИМ РУКУ, брат мой!

Думающий о тебе, взрослый дядька ОЛЕГ

Это письмо написал ИМЕННО ТЕБЕ Очень Хороший детский писатель Олег Кургузов. Он автор многих книг: “По следам Почемучки”, “Про каплю Акву” и других. За книгу рассказов “Солнце на потолке” Олег получил Международную литературную премию имени Януша Корчака. Но что для меня лично ещё важнее – он очень добрый. Однажды я сам видел, как он заступался за другого хорошего детского писателя, про которого не очень умный дядька наговорил глупостей. Ещё я уважаю и люблю его за то, что он всегда относится к читателю как к другу, он не приседает перед ним, не обманывает его, не делает ему “козу”, не сюсюкает, он ему доверяет. Но это ты и сам уже понял из его письма к тебе. Ты даже можешь ничего не отвечать, просто когда будешь читать рассказы Олега, открой ему навстречу своё сердце. Как он открывает тебе своё.
Виктор Меньшов

Джем твоего письма

Мальчик Киря печатал на пишущей машинке письмо своей бабушке. У бабушки было плохое зрение, и печатные буквы она разбирала легче, чем рукописные.

Мальчик Киря умел печатать на машинке только одним пальцем, поэтому он часто промахивался мимо нужной клавиши и нажимал не ту букву. Поэтому в письме у Кири было много ошибок.

Закончить своё письмо к бабушке Киря хотел фразой: «Ждём твоего письма». Но он перепутал очерёдность букв «Ж» и «Д», и у него получилось «ДЖем твоего письма».

Бабушке очень понравилось всё письмо внука. Но особенно ей понравилась последняя фраза: «Джем твоего письма».

«Значит, – решила бабушка, – для Кири моё письмо – это такое же счастье, как его любимый джем».

Бабушка прослезилась от радости и вместе с ответным письмом отправила внуку баночку его любимого клубничного джема. А на бумажке, которой была закрыта баночка, она написала большими бабушкиными буквами: «Джему моего сердца».

Ух, котище!

Мама, папа и я ужинали. А кот Лукьян сидел возле стола и смотрел на нас просящими глазами.

Мама отломила кусок сыра и сказала:
– Хочешь сыра, Лукаша? Скажи «мяу».

Кот молчал.

Тут к нам пришла тетя Паша – родственница по папиной линии – и села к столу.

– Лукаша, скажи «мяу», и тебе дадут сыра, – пропела она.

Кот молчал.

Тут к нам пришёл дядя Саша – родственник по маминой линии – и тоже сел к столу.

– Ну, кот, выдай «мяу» и получишь кусок сыра, – строго сказал он.

Кот молчал.

«Эх! – подумал я. – Если бы кот был большим и сильным как тигр, они бы не стали дразнить его».

И тут кот начал расти на глазах. Он рос, рос, рос и превратился в огромного котищу-тигрищу!

– Ну-ка, все хор-р-ром, – зарычал он, – скажите «мяу» или я вас сожру!

Родственники задрожали, прижались друг к другу. И я услышал стук из зубов.

– Быстр-р-ро! – рычал Лукьян.

– М-м-м-я-а-а.., – заблеяли родственники.

– Др-р-ружно! – командовал Лукьян.

– Мяу-у-у!!! – завопили родственники.

А я подошел к Лукьяну, погладил его, почесал за ухом. И котище-тигрище снова стал маленьким котом.

Душа нараспашку

Ветер гнул деревья в дугу. Они наклонялись в ту сторону, где под деревьями сидел мой папа. Он был задумчивый и грустный, как пингвин в ожидании Северного сияния.

Мама взглянула в окно на папу и сказала:
– Чего это он там делает?

– Проветривается, – сказал я.

– А, по-моему, он простужается, – сказала она. – Сходи за ним и приведи его домой.

Когда я подошёл, папа расстегивал рубашку и подставлял свою голую грудь упругому ветру.

– Ты чего делаешь? – спросил я.

– Распахиваю душу всему миру, – ответил папа.

От удивления я даже икнул, но папа тут же всё объяснил:
– Видишь: деревья, как огромные веники, гнутся в мою сторону – это они сметают из воздуха всякие чувства, мысли и вести в мою распахнутую душу. И я становлюсь мудрее!

– А если они наметут тебе всякой чепухи: глупых и злых мыслей?! – испугался я.

– Нет! – смело ответил папа. – Дурные мысли меня не коснутся. Вот!

И он показал пальцы, сложенные крест-накрест.

– Ага! – догадался я. Я-то знал, что так надо держать пальцы при встречах с ведьмами и колдуньями, чтобы они не навеяли тебе чёрных мыслей.

– Ну, ладно, – сказал папа. – Я ещё посижу тут, на ветру, а ты иди – помоги маме по дому.

Мы с мамой пропылесосили ковры в комнатах и вымыли пол на кухне. А тут и папа возвратился, светящийся от радости.

– Ну, что скажешь? – спросила мама, выжимая половую тряпку.

– Жизнь прекрасна!!! – завопил папа и крепко-крепко обнял нас с мамой.

От него шла такая сильная сила, что нам показалось, будто мы стали лёгкими-лёгкими и вот-вот взлетим прямо к небу. Прямо туда, откуда с огромной высоты, задумчивый и грустный, как пингвин в ожидании Северного сияния, на нас с надеждой глядит наш Боженька.

Итоговая проверочная работа

I. Прочитайте текст. Придумайте и напишите своё название.

Вставьте, где надо, пропущенные буквы.

_______________________________________

Закончить своё п сьмо к бабушке Киря х тел фразой: «Ждём твоего письма». Но он перепутал очерёдность букв «Ж» и «Д», и у него получилось «ДЖем твоего п сьма».

Бабушке очень понравилось всё письмо внука. Но особенно ей понравилась последняя фраза: «Джем твоего п сьма».

«Значит, - решила бабушка, - для Кири моё письмо - это такое же счастье, как его любимый джем».

Бабушка прослезилась от радости и вместе с ответным

п сьмом отправила внуку баночку его любимого клубнич ного джема.

А на бума ке, которой была закрыта баноч ка, она написала

б льшими бабушкиными буквами:

«Джему моего сердца».

(По О. Кургузову)

2. Запишите полное имя мальчика. Придумайте имя, отчество и фамилию его бабушке. Дайте название городу, в котором жил Киря, и деревне, где проживала бабушка. Запишите по порядку.

Мальчика зовут ______________________________________________ ______________________________________________________________

Бабушку зовут _________________________________________________ ______________________________________________________________

Мальчик живёт в _______________________________________________ ______________________________________________________________

Бабушка живёт в _______________________________________________ ______________________________________________________________

3 . К какому типу относится прочитанный вами текст? Дайте письменный ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________

Определите тему текста и его главную мысль.

Тема: ________________________________________________________

Главная мысль: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите из текста все имена существительные. Заполните таблицу, распределив их по родам.

Мужской род

Женский род

Средний род

5. Определите и надпишите, в форме каких падежей стоит существительное письмо в тексте.

___________________________________________________________

6. Допишите план текста.

1. Киря пишет бабушке письмо и путает буквы.

2. Бабушке очень нравится последняя фраза.

3. ____________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

7. Определите падеж прилагательных, надпишите над словами. Окончания существительных и прилагательных выделите.

Вкусного джема, от большой радости, в стеклянную баночку, бабушкиными буквами, бабушкиных букв, через плотную бумажку, в плотную бумажку, с милой бабушкой, для славного внучка.

8. Замените данные слова местоимениями.

Киря - ________________, джем - _____________________,

письмо - _________________, буквы - ____________________,

бабушка - _________________, баночка -_____________________.

9. Запишите эти же предложения, заменив выделенные слова подходящими местоимениями.

Киря написал письмо бабушке. В письме была ошибка. К бабушке письмо пришло быстро. Бабушке понравилось послание.

10. Выпишите все глаголы из последнего абзаца текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Закончить - ____________________, ждать - ___________________,

решить - ____________________, путать - ____________________,

ответить - _________________, отправить - ___________________.

12. Бабушка Кири была учительницей русского языка. Она часто давала ему диктанты. Вот один из них. Попробуйте выполнить его без ошибок: вставьте, где нужно, мягкий знак.

Рассказы для чтения в начальной школе.

Семья - это главное и важное, что есть у каждого человека, семья переживает с нами самые тяжёлые моменты и радуется нашим успехам и гордиться нашими достижениями. В семье происходят и разные интересные истории.

Из цикла «Все сказки»

ДЖЕМ ТВОЕГО ПИСЬМА (сказка нежная)

Мальчик Киря печатал на пишущей машинке письмо своей бабушке. У бабушки было плохое зрение, и печатные буквы она разбирала легче, чем рукописные.

Мальчик Киря умел печатать на машинке только одним пальцем, поэтому он часто промахивался мимо нужной клавиши и нажимал не ту букву. Поэтому в письме у Кири было много ошибок.

Закончить свое письмо к бабушке Киря хотел фразой: «Ждем твоего письма». Но он перепутал очередность букв «Ж" и «Д", и у него получилось «ДЖем твоего письма».

Бабушке очень понравилось всё письмо внука. Но особенно ей понравилась последняя фраза: «Джем твоего письма».

«Значит, — решила бабушка, — для Кири моё письмо — это такое же счастье, как его любимый джем».

Бабушка прослезилась от радости и вместе с ответным письмом отправила внуку баночку его любимого клубничного джема. А на бумажке, которой была закрыта баночка, она написала большими бабушкиными буквами: «Джему моего сердца».

И. Гамазкова

ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

— Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

— Не хочу!

— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?

— А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

— Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама — папу.

А папа — дедушку.

А дедушка — бабушку.

А бабушка — Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!

И. Гамазкова

ГЛУПИЦА И СИМПАТЯГА

Однажды в субботу кто-то вдруг позвонил в дверь.

Ты бы что сделал?

Правильно! А одна девчонка-глупчонка в глазок не посмотрела, «Кто там?» не спросила, а взяла и сразу открыла.

И там стоял человек. Ничего себе, даже симпатичный. Симпатяга такой...

Но на самом деле это был бандит. И он стал спрашивать, дома ли папа.

Ты бы что ответил?

Правильно, папа, мол, отдыхает, только что вернулся с работы. Прямо со службы пришел, из милиции. Как раз сегодня его наградили вот таким здоровенным орденом за поимку главаря всей мафии. Не считая, конечно, множества медалей за целую кучу менее главных, но особо опасных преступников. И тут можно по алфавиту: аферистов, бандитов, воров, грабителей... Вот так поступил бы ты.

А эта девица-глупица отвечает:

— Папа с нами не живет, а мама на дачу уехала. На весь день.

И только она это сказала, как увидела на стене от этого симпатяги тень. Странная такая тень. Немного страшноватая. Страшненькая. И даже, пожалуй, страшная... А если приглядеться внимательно — просто УЖАСНАЯ!

И тогда она как заорет изо всех сил:

— Бабушка!!!

И тут из кухни пришла ее бабушка. Подошла она к двери и говорит:

— Здравствуйте! Вам кого?

А этот бандит-симпатяга голову в плечи втянул, попятился-попятился и — бегом вниз по лестнице! Даже лифта ждать не стал, а прямо с тринадцатого этажа до самого первого кубарем скатился! Вместе со своей тенью. Дверь в подъезде так захлопнул, что весь дом задрожал!

А бабушка удивляется:

— Странно! Не понимаю, чего это он?

Плечами пожала и ушла опять на кухню

готовить свое коронное блюдо — макароны по-флотски.

Они у нее особенно здорово получались, потому что она их готовила непременно в тельняшке. А по субботам, воскресеньям и по праздникам (как раз в тот день) надевала еще китель и капитанскую фуражку. С якорем!

М. Дружинина

ДЕВОЧКА НАОБОРОТ

В нашем доме живет одна девочка. Не просто девочка Даша, а девочка наоборот!

Например, скажешь ей: «Даша, спляши,

пожалуйста!» И она сразу начинает... петь! Ля-ля-ля!

А если ей скажешь: «Даша, спой, пожалуйста!» Она, представьте, тут же начинает... плясать! И подпрыгивает, и ножкой машет, как балерина, и кружится! Такая вот удивительная девочка.

Однажды мама ее попросила:

— Дашенька! Убери, пожалуйста, свои игрушки. И вытри пыль.

И Даша немедленно начала энергично расшвыривать игрушки по всей комнате! И пылить!

Тогда мама сказала:

— Дашенька! Очень тебя прошу! Ни в коем случае НЕ убирай игрушки! И ещё я тебя просто умоляю, НЕ вытирай пыль. Ни за что! Никогда!

И Даше пришлось начинать уборку. Положить на место все свои игрушки и вытереть пыль. Хотя ей этого очень-преочень не хотелось.

Но что поделаешь! Все должно быть по-честному.

Ведь она девочка наоборот...

М. Дружинина

ОТКРЫТКА

Вовка грустно разглядывал разложенные на столе открытки. И зачем он их купил! Все открытки, конечно, очень красивые. Глаз не оторвешь! Но ни одна, ни одна из них не подходила дли поздравления бабушки с днем рождения! Ужасно жалко, что все они адресованы кому угодно, только не бабушке:

ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ,

МИЛОЙ ТЕТЕ,

ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ,

НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ.

Других открыток в магазине не оказалось. Вовка и набрал сгоряча таких, какие были, День рождения-то завтра! Открытку «ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ" тоже прихватил на всякий случай. Уж больно хороша! А теперь вот сиди и ломай голову, что с ними со всеми делать.

— Придумал! — наконец радостно хлопнул себя по лбу Вовка. — Допишу кое-чего — и порядок!

Вовка принялся обрабатывать вторую открытку. Он долго что-то высчитывал, хмурил брови, щелкал языком. В конце концов и эта открытка стала убедительно адресована бабушке. Кому же еще, если на ней написано: «МИЛОЙ ТЕТЕ Асе моего двоюродного дяди Васи!"

Но во время чудесного превращения открытки Вовкина рука предательски дрогнула. В результате — отвратительная помарка. Опять вся красота насмарку. Вовка тяжело вздохнул и взялся за следующие открытки.

Для третьей и четвертой подробных дополнений не потребовалось. Получилось изящно и коротко: «ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ моей мамы и НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ моей прабабушки». Выбирай любую!

— Вот теперь супер! Класс! — довольно крякнул Вовка, причем так громко, что разбудил котенка Классика, дремавшего на диване.

Классик решил, что хозяин приглашает его полюбоваться своей работой, бодро вскочил на стол и немедленно опрокинул прямо на открытки стакан с томатным соком, который Вовка собирался выпить, да так и забыл.

Вовка застонал от досады. Он вышвырнул истошно орущего Классика за дверь, забегал по комнате, бешено вращая глазами, потом

снова плюхнулся на стул. Еле взял себя в руки.

Итак, оставалась одна открытка — ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ. «Шеф», к счастью, не пострадал от сока.

— Сейчас и ты у меня станешь бабушкой, — зловеще прошипел Вовка и начал шевелить мозгами со страшной силой.

Надо сказать, что не напрасным было это шевеление. Через некоторое время на открытке нарядно извивалось: «ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ-повару нашей семьи»:

То есть опять-таки бабушке!

Но буква «у»! Букву «у» из слова «шефу» необходимо было убрать! Иначе неграмотно! Ножичком, что ли, соскрести?

Буква «у» стремительно исчезла под натиском лезвия. А на ее месте с точно с такой же скоростью образовалась дырка. Все! Последняя открытка испорчена!

Вовка в сердцах швырнул «Шефа» на пол и рухнул на диван.

Утром все поздравляли бабушку с днем рождения. Вовка тоже чмокнул «новорожденную» в щечку и вручил ей открытку небывалых размеров.


Итоговая проверочная работа
I. Прочитайте текст. Придумайте и напишите своё название.
Вставьте, где надо, пропущенные буквы.
_______________________________________
Закончить своё п сьмо к бабушке Киря х тел фразой: «Ждём твоего письма». Но он перепутал очерёдность букв «Ж» и «Д», и у него получилось «ДЖем твоего п сьма».
Бабушке очень понравилось всё письмо внука. Но особенно ей понравилась последняя фраза: «Джем твоего псьма».
«Значит, - решила бабушка, - для Кири моё письмо - это такое же счастье, как его любимый джем».
Бабушка прослезилась от радости и вместе с ответным
п сьмом отправила внуку баночку его любимого клубнич ного джема.
А на бума ке, которой была закрыта баноч ка, она написала
б льшими бабушкиными буквами:
«Джему моего сердца».
(По О. Кургузову)
2. Запишите полное имя мальчика. Придумайте имя, отчество и фамилию его бабушке. Дайте название городу, в котором жил Киря, и деревне, где проживала бабушка. Запишите по порядку.
Мальчика зовут ______________________________________________ ______________________________________________________________
Бабушку зовут _________________________________________________ ______________________________________________________________
Мальчик живёт в _______________________________________________ ______________________________________________________________
Бабушка живёт в _______________________________________________ ______________________________________________________________
3. К какому типу относится прочитанный вами текст? Дайте письменный ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________
Определите тему текста и его главную мысль.
Тема: ________________________________________________________
Главная мысль: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выпишите из текста все имена существительные. Заполните таблицу, распределив их по родам.
Мужской род
Женский род
Средний род
5. Определите и надпишите, в форме каких падежей стоит существительное письмо в тексте.
___________________________________________________________
6. Допишите план текста.
1. Киря пишет бабушке письмо и путает буквы.
2. Бабушке очень нравится последняя фраза.
3. ____________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
7. Определите падеж прилагательных, надпишите над словами. Окончания существительных и прилагательных выделите.
Вкусного джема, от большой радости, в стеклянную баночку, бабушкиными буквами, бабушкиных букв, через плотную бумажку, в плотную бумажку, с милой бабушкой, для славного внучка.
8. Замените данные слова местоимениями.
Киря - ________________, джем - _____________________,
письмо - _________________, буквы - ____________________,
бабушка - _________________, баночка -_____________________.
9. Запишите эти же предложения, заменив выделенные слова подходящими местоимениями.
Киря написал письмо бабушке. В письме была ошибка. К бабушке письмо пришло быстро. Бабушке понравилось послание.
10. Выпишите все глаголы из последнего абзаца текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Закончить - ____________________, ждать - ___________________,
решить - ____________________, путать - ____________________,
ответить - _________________, отправить - ___________________.
12. Бабушка Кири была учительницей русского языка. Она часто давала ему диктанты. Вот один из них. Попробуйте выполнить его без ошибок: вставьте, где нужно, мягкий знак.
Ноч, меч, мяч, вещ, лещ, плащ, помощ, доч,
реч, нож, лож, дрож, гараж, молодёж, этаж, мякиш, брош, борщ, обруч, кулич, тиш, луч, богач, циркач, врач, силач, трубач, марш, това-
рищ, мелоч.
13. Раскройте скобки и запишите правильно.
Милая бабушка! (Не)скучай без меня, (не)плачь, (не)горюй, (не)смотри понапрасну в окно, (не)расстраивайся, (не)переживай. Я жив и (не)вредим, на каникулах я к тебе приеду!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________