Потерянные сокровища — ожерелье Патиала. Тайна запечатанной двери индийского храма Падманабхасвами

О многомиллиардном “кладе” знали давно

Не счесть алмазов в каменных пещерах… Столица индийского штата Керала с практически невыговариваемым названием Тируванантапурам теперь известна на весь мир. В воскресенье в подземных катакомбах местного храма Шри Падманабхасвами были обнаружены баснословные сокровища. “МК” связался с представителем местной администрации в надежде выяснить подробности удивительной находки.

Храм таил огромные сокровища.

— Кто и как нашел эти громадные сокровища?

— Это была целенаправленная акция, так как власти уже давным-давно опасались за сохранность артефактов и драгоценностей в этом храме, — рассказал “МК” по телефону представитель местной администрации Т. А. Шайн. — Высший суд выбрал семь квалифицированных специалистов. И эти люди открыли потайные помещения, где и были найдены сокровища. Однако никто не разглашал подробной информации о том, сколько там ценностей и какова их общая стоимость. Данные о стоимости драгоценностей, которые сообщаются в СМИ, неточные.

— Кому это богатство будет принадлежать?

— В ближайшие десять дней Высший суд штата Керала должен опубликовать отчет по этому решению, тогда станет ясно, кому достанутся сокровища. Кроме того, нужно провести опись и регистрацию всех артефактов.

— А что делается для обеспечения безопасности ценностей?

— Вокруг храма уже установлены круглосуточные посты охраны…

Действительно, находка в храме — не из тех, которые делаются случайно (Падманабхасвами — не единственное культовое сооружение, в котором хранятся несметные ценности. Например, в храме Тирумал в штате Андхра-Прадеш хранится 3 тонны золота.)

Было известно, что в стенах храмового комплекса в штате Керала спрятаны многочисленные сокровища — драгоценные подношения, скопившиеся за многие и многие годы. Одну из секретных комнат, например, не открывали почти 140 лет. Но власти пошли на это после того, как один из местных юристов обратился в суд, требуя обеспечить охрану ценностям.

В своей нынешней форме этот индуистский храм был построен одним из самых могущественных правителей Траванкора царем Мартханда Вармой в XVIII веке (хотя история его начинается аж с VIII столетия). В 1750 году махараджа посвятил свое царство Падманабхе (воплощению Вишну), главному божеству в царстве. Столетиями паломники приносили подаяния в обитель Вишну, одного из самых почитаемых богов в индуизме.

Теперь вокруг Шри Падманабхасвами постоянно дежурят многочисленные наряды полиции, оснащенные металлодетекторами, чтобы предотвратить возможные попытки прихватить хоть кусочек из найденного богатства. Святыню уже осаждают многочисленные паломники и просто зеваки. Местные власти решили от греха подальше отправить к святыне отряд коммандос.

Похоже, назначенные судом члены комиссии, которые должны были провести инвентаризацию, понятия не имели о количестве сокровищ, покоящихся в храме.

Несмотря на нежелание властей называть цифры, на сайте храма вполне подробно описано содержимое сокровищниц — золотые монеты времен Ост-Индской компании (их нашли аж 17 кг), мешки с всевозможными драгоценными камнями (от изумрудов до бриллиантов), 30-сантиметровая статуэтка Вишну из чистого золота, инкрустированная каменьями, а также золотая статуя Кришны, весящая под 5 кг. В сокровищницах покоились старинные короны, а также всякие золотые безделушки общим весом в тонну. Известно также, что среди находок — шестиметровое ожерелье из чистого золота весом 2,5 кило. Все это, по мнению администрации сайта, стоит приблизительно $22 млрд.

И тут встает сакраментальный вопрос: а что делать с вытащенными на белый свет миллиардными ценностями? Этот вопрос не на шутку взбудоражил индийское общество. Взять все и поделить? Так, чтобы на каждого индийца пришлось бы по $20? Нет, нет и нет. Дом одного общественного активиста, предложившего отдать сокровища на народные нужды, атаковали разозленные верующие. Многие набожные индуисты считают, что драгоценности принадлежат их богу. К тому же на сокровища могут найтись и земные претенденты. Дело в том, что сам храм, в отличие от многих других в штате Керала, не является собственностью государства, а до сих пор принадлежит королевской семье Траванкор. Хотя Индия давно республика, бывшие махараджи до сих пор имеют немалый вес.


Сказочная древняя Индия утопала в драгоценностях. Частная коллекция сокровищ, собранная индийским шейхом Аль-Тани - в своем роде уникальна, больше такой в мире нет. Она вобрала в себя уникальные ювелирные изделия пяти столетий - от Империи Великих Моголов до колониальной Индии в составе Британской империи и до наших дней.

Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полудённом-
Далёкой Индии чудес…

Полюбуемся на некоторые из ее экспонатов…

Сокровища эпохи Великих Моголов

Поражают своим блеском и сиянием драгоценности Империи Великих Моголов, украшающие пышные наряды верховных правителей и служащие для них символами власти.


Особо выделяется из предметов этой великой эпохи кинжал с рукояткой из нефрита и стальным лезвием, инкрустированным золотом. Вершину рукоятки украшает миниатюрная голова, выполненная в европейском стиле. Владельцами этого кинжала были два императора – Джахангир и его сын, великий шах Джахан, создатель знаменитого храма Тадж-Махал.





Еще один замечательный экспонат – «Голова тигра». Тигр выполнен из золота, инкрустирован драгоценными камнями - алмазами, рубинами и изумрудами. Являлся украшением трона, изготовленного для индийского правителя Типу Султана.




Сокровища индийских махараджей

Жемчужный ковер Барода


Этот ковер невиданной красоты – самый дорогой в мире. Его размер – 1.73 x 2.64 м. Шкура оленя расшита стеклянным бисером и натуральным жемчугом. Украшают ковер три большие розетки из бриллиантов, золота и серебра, а также тысяча рубинов и шестьсот изумрудов.

Изготовить этот ковер приказал махараджа Гаеквад Кханд Рао для того, чтобы укрыть им могилу Пророка в Медине (Саудовская Аравия). Однако правителю так и не удалось увидеть этот шедевр, который вышивали в течение пяти лет – он умер буквально за несколько месяцев до завершения работы над ковром. Этот ковер не стали использовать для укрывания могилы Пророка, как задумывал махараджа, а оставили в семье, в княжестве Барода.










Великолепный алмаз необычного цвета виски, весящий 61.5 карата и получивший название "Глаз тигра", вставил в украшение для чалмы махараджи Наванагара ювелир Картье в 1934 году.


Современные украшения



Удивительная находка индийских археологов


В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729— 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам — главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.





Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.



Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами — формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.



Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше — царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма — через одни видны стопы, через другие — тело, а через третьи — грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.



Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура — лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет» , — сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.



В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.



По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.



Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ — верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии — от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.



Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.


Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.



Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это — уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться — судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы — каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота — полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.



При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.



PS: К началу 20 века 80% всего золота мира было состредоточено в Азии, в том числе Индии и Китае. Именно ФРС США постаралась, чтобы это золото не вошло в мировой оборот...

Индия с древних времён славилась как «страна золота и драгоценностей». Драгоценные камни до XVIII века вывозились фактически только из Индии, а знаменитый «Бриллиантовый рынок» находился в Голконде, в центре Декана.

В XIV веке глинобитную крепость Голконду, что на языке телугу означает «пастушеский холм», завоевал Мухаммед Тулак, мусульманский правитель Дели. Она находилась там, где впоследствии у слияния рек Муси и Уси возник город Хайдарабад. На холме, сложенном из огромных гранитных валунов, новый владыка приказал возводить из того же гранита фундаменты крепостных стен. Зубчатые стены карабкались по уступам высокого холма и тремя поясами охватывали крепостные сооружения. Между стенами поднимались плоские крыши дворцов и арсеналов, караван-сараев и гаремов, минареты мечетей и купола мавзолеев.

Возводившие крепость индийские зодчие создали прекрасную систему каменных переходов. Звук от хлопка в ладоши, отражаясь от одной стены к другой, шёл через всю крепость Голконду и не терял своей первоначальной силы. У ворот крепости дежурили многочисленные стражники и слуги, а наверху во дворце си-] дел и раджа (правитель) и его приближённые. Лёгкий хлопок ладоней повелителя - и всё приводилось в «боевую готовность»: слуги и стража прекрасно знали, что предстоит королевский выезд.

Древняя Голконда стала синонимом несметных сокровищ и богатств, ибо здесь, в окрестных горах находили множество драгоценных камней, которые отсюда отправлялись во все стороны света. Ещё в 1298 году знаменитый итальянский путешественник Марко Поло писал о Голконде:

«В этом царстве находят алмазы, и скажу вам, много тут гор, где находят алмазы. Пойдёт дождь, вода потечёт ручьями по горам да по большим пещерам, а как перестанет дождь и только что вода сойдёт, идут люди искать алмазы в тех самых руслах, что вода понаделала, и много их находят».

И ещё Марко Поло рассказывал о владыке этого царства:

«Индийский царь носит по традиции сто четыре камня на шее. На руках у царя по три золотых запястья с дорогими камнями и с крупным жемчугом высокой ценности; а на ногах у царя по три таких же золотых кольца с дорогими каменьями и жемчужинами... Камни да жемчужины, что на царе, сказать по правде, стоят побольше иного хорошего города. Чего всё это стоит, ни счесть, ни пересказать никто не может. Неудивительно, что на нём всего этого столько: все эти дорогие камни и жемчуги в его же царстве находятся. Скажу вам ещё: никто не смеет вывезти из этого царства ни одного большого и дорогого камня и ни одной жемчужины весом свыше полсаи. Каждый год царь объявляет по своему царству, чтобы все, у кого хорошие жемчужины и дорогие камни, приносили их ко двору, двойная цена будет за них платится. В этом царстве такой обычай: за хорошие камни платится вдвое... оттого-то у царя такое богатство и так много дорогих камней... Вот ещё какой тут обычай: когда после царя останется большое богатство, сын ни за что в свете не тронет его, а говорит: «Досталось мне отцовское царство и весь народ могу, так же как и он, нажить богатство». Так-то здешние цари не тратят своих богатств, один другому передают их; каждый копит; потому-то здесь такое великое богатство».

Немыслимые сокровища Голконды привлекали алчный взор многих завоевателей, но не так-то просто было одолеть крепость. Форт опоясывали три высокие стены из гранитных монолитов, за которыми вставало более семидесяти бастионов. Начиная с 1656 года Аурангзеб, правитель из династии Великих Моголов, в течение нескольких десятилетий предпринимал военные походы против Голконды, но только в 1704 году ему удалось осадить главную цитадель. Осада города-крепости продолжалась семь долгих месяцев, и всё это время артиллерия Аурангзеба громила Голконду. Уцелел лишь королевский дворец: он был расположен на самой вершине цитадели, и пушечные ядра до него не долетали. Страдающим от голода и жажды защитникам

крепости пришлось открыть свои ворота. Абдул Хасан, последний правитель Голконды, был схвачен и отправлен в заточение, а его сокровищница досталась Аурангзебу.

Великолепная Голконда ушла в небытие, но поблизости от её развалин в середине XVIII века началось строительство нового города - Хайдарабада. Ныне в нём проживает более 4 млн. жителей.

Более двух веков Хайдарабадским княжеством правили низамы. По давней традиции они также собирали «бриллиантовую» дань и без преувеличения пользовались славой богатейших из самых богатых людей в мире. Их дворцы считались воплощением пышной восточной роскоши, в чём можно убедиться и в наши дни. В подвалах дворца последнего низама Османа Али хранилось несчётное количество бриллиантов, изумрудов, рубинов, серебра, золота. Сокровищами было заполнено не только подземелье, но и почти все залы дворца. А бумажные ассигнации, сваленные в мешки, низам вообще никогда не считал и лишь однажды обнаружил, что часть их изъели крысы.

том, что индийские властители были хранителями сказочных сокровищ, напомнил всему миру случай, достойный повести Шехеразады из «Тысячи и одной ночи». В этой «сказке» принимал участие и «джинн», охранявший сокровища: шесть сундуков, набитых редчайшими ювелирными украшениями.

Всё началось с того, что некий государственный чиновник обратил внимание на 84-летнего Акбала Наса. В своё время он был вассалом последнего магараджи Кашмира. Этот Акбал Нас регулярно появлялся в пыльных подвалах казначейства штатов Джамму и Кашмир в административном центре Сринагаре. Никто точно не знал, что он там инспектирует и в чём состояла его работа. Известно было лишь то, что в течение 40 лет этот седобородый старец раз или два в месяц приходил в казначейство и скрывался в тёмном подземелье, где давно никто ничего не хранил. Последнее обстоятельство и натолкнуло любопытного чиновника на мысль проследить, что делает в подвалах бывший слуга магараджи. И вот после многодневной слежки ему удалось прокрасться вслед за старцем по подземному лабиринту к тайной нише. Заметив место, куда прибрёл седобородый «джинн», молодой служащий покинул подвал и доложил о своих наблюдениях властям. Сначала к его сообщению отнеслись с явным недоверием, но всё же согласились проверить всё на месте.

Депутация из семи правительственных чиновников в сопровождении рабочих прибыла к указанному тайнику, и их взору при свете факелов предстали шесть старинных сундуков. Главный министр штата Джамму и Кашмир Фарук Абдулла приказал взломать заржавевшие замки и отодрать потёртую муслиновую обивку, на которой были прикреплены восковые печати последнего магараджи. Сундуки вскрыли. Они были доверху завалены шкатулками с драгоценностями, украшенными изображениями короны бывшей правящей династии Догра.

Оценщик английской фирмы Сотби (фирмы, которая регулярно проводит в Лондоне аукционы по продаже антикварных изделий и художественных ценностей), находившийся в отпуске в Кашмире, был спешно вызван в подземное хранилище. Там он провёл 20 часов, чтобы представить формальный отчёт об общей стоимости содержимого шести сундуков. Но после обследования заявил: «Я не могу оценить эти сокровища. Они бесценны...»

Впоследствии в подвалы спускались геологи, ювелиры, историки и прочие специалисты, способные пролить свет на прошлое найденных сокровищ. Основываясь на предварительных, в основном поверхностных подсчётах, правительственные чиновники оценили обнаруженные богатства на сумму, превышающую несколько сот миллионов фунтов стерлингов.

Корреспонденту газеты «Санди тайме» Энн Вивёр удалось побывать в здании казначейства штата Джамму и Кашмир и увидеть незначительную часть сказочных богатств, которые оно хранило. «Мы уселись за стол в конторе хранителя казны, чиновника Каора, - пишет журналистка. - Рядом сидел Акбал Нас. Носильщики внесли сундуки, сгибаясь под их тяжестью. Когда их открыли, я увидела конские сбруи, украшенные изумрудами. На свет появились игрушки сына последнего магараджи: миниатюрные слоники и лошадки, инкрустированные драгоценными камнями, волчок, усыпанный бриллиантами. Тут были шпаги, ожерелья, парадные одежды. Браслет и золотой пояс весом полтора килограмма. В одной шкатулке лежали огромный бриллиант и ожерелье из изумрудов. Рядом пожелтевшая бумажка, на которой написано «4 миллиона рупии». Почерк явно выдаёт трясущуюся руку. Мы повернулись к Акбалу Насу. Чей это почерк? Сколько лёт ожерелью? Откуда оно прибыло? Его взор был устремлён в потолок. «Я последний хранитель сокровищ магараджи, - ответил он, - и унесу тайну в могилу».

Индийский геолог ПЛ. Райна, изучавший коллекцию, заявил, что бриллианты по качеству очень хороши. Самый большой из них весит 34 карата и по чистоте и сиянию соперничает с бриллиантом «Якоб» в 100 карат из коллекции низамов Хайдарабада. За ними следуют изумруды, добытые в горах Урала, среди них по крайней мере 200 камней весят по 50 карат, некоторые обработаны в виде фигурки Будды. Затем идут жемчуга - одна из самых красивых коллекций мира. И довершают всё мешочки цейлонских и бирманских рубинов. К удивлению всех, в найденной коллекции не было одного камня известных на весь мир тёмно-синих сапфиров, добываемых в местных штатах. Дело в том, что астрологи нагадали магарадже, что сапфиры могут навлечь несчастье и беду на правителей династии Догра.

На рубеже XX века на территории Индии было около 600 княжеств, где проживало несколько тысяч раджей, магараджей или низамов (титул владык в мусульманских странах). После завоевания Индией независимости в 1947 году мир магараджей превратился в анахронизм, так как деление огромной территории на 600 обособленных княжеств стало тормозом для решения важных национальных задач страны. Многие магараджи понимали это и добровольно объявили о включении своих территорий в состав индийского государства. Однако в отношении таких княжеств, как, например, Хайдарабад, пришлось применять вооружённую силу.

В один прекрасный день индийские магараджи окончательно лишились своей былой власти. Их «падение» произошло 7 сентября 1970 года, когда особым президентским декретом были отменены всякие звания, титулы и привилегии. Декрет уравнял бывшую знать в правах с остальными гражданами независимой Республики Индии.

На это стоит посмотреть! В Кремле проходит уникальная выставка "Индия. Драгоценности, покорившие мир" . На экспозиции представлено около 300 (!) аутентичных произведений искусства из частных коллекций, ювелирных домов Cartier, Chaumet, Mauboussin, Van Cleef & Arpels, Mellerio и лучших музеев Европы и Азии. Все работы выполнены мастерами XVI–XX столетий. Многие украшения сопровождаются эскизами и фотографиями индийских правителей различных исторических эпох. Эти драгоценности никогда ранее не демонстрировались в России. Выставка настолько масштабна, что занимает сразу два здания кремлевского ансамбля - Успенскую звонницу и Одностопную палату Патриаршего дворца. До 27 июля 2014 года, ежедневно (кроме четверга) с 10 до 17, входной билет от 350 до 500 рублей. Некоторые экспонаты для затравочки:

Кстати, я давно восторгаюсь сочетанием платины, бриллиантов и изумрудов. Видимо в одной из прошлых жизней я жила в придворной Индии... Эти восхитительные ожерелья размером см 30 в ширину и 20 в высоту каждое. Первое: платина, 985(!) бриллиантов, 38 изумрудов, жемчуг. Серьги в комплекте - платина, алмазы, бриллианты, изумруды. Второе: платина, бриллианты, изумруды, сапфиры, жемчуг. Кликабельно. Работа второго просто изумительна!!!


Колье: золото, необработанные алмазы размером с мелкое куриное яйцо, изумруд. Комплект: платина, бриллианты, шпинели, жемчуг.

Тюрбан-корона сановника Непала: золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, эмаль, золотные нити, бархат. "Натюрбанник" - платина, изумруды, бриллианты, жемчуг + метр крепежной цепи, полностью из бриллиантов. Кликабельно.

Нагрудный медальон, длина изделия ок. 70 (!) см, двустороннее (!!!): платина, бриллианты, жемчуг. Величина центрального камня не менее 6 см в диаметре. Алмазный фонд нервно курит в сторонке. Ожерелье: платина, два огромных бриллианта, гигантский изумруд, обводка и вся шейная часть из крупных бриллиантов. Кликабельно. Колье: платина, резные рубины, бриллианты.

Резные изумруды, бриллианты: колье (золото) и брошь (платина).

Большинство подобных украшений носили... мужчины! И чем больше, тем официальнее и могущественнее. Архивные фотографии индийских махараджей "при параде" - последний даже встать не может, видимо, под тяжестью надетых с головы до пят (в прямом смысле) драгоценностей:)