Постановка л от мягкого ль. Постановка правильного звука «Л» у ребенка

Успешная социализация невозможна без правильной речи. Над красотой речи необходимо работать с детского возраста. Очень часто у детей возникают проблемы с произношением Л. Взрослому человеку кажется, что произносить этот звук просто. Однако дети получают навык проговаривания фонемы только к 6 годам. В статье рассказывается, когда требуется логопедическая постановка звука Л, перечисляются подходящие логопедические упражнения.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – , вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Артикуляционные упражнения

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

  1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
  2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
  4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
  5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
  6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Ошибки при попытке произнести звук

При постановке фонемы некоторые дети делают ошибки, сводящие на нет эффективность занятий. Чаще всего ошибки обусловлены неправильным положением речевых органов, но с этой проблемой несложно справиться.

Тренировки могут не давать результата, потому что:

  • язык находится слишком глубоко во рту, поэтому произносится «Ы» (не «лук», а «ыук»);
  • губы ставятся неправильно, из-за чего звучание искажается;
  • при проговаривании делается вдох (при щёчном произношении слышится «Ф», при носовом – «Н»);
  • происходит замена на уже отработанный «Р» (не «булка», а «бурка»).

Постановка звука Л по подражанию

Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:

  • губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
  • конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
  • воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.

Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.

Логопедическая постановка звука Л

Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:

  • тренировка артикуляции;
  • развитие речевого дыхания;
  • автоматизация произношения.

Каждый перечисленный приём необходимо включать во все проводимые дома занятия. Причём нужно учитывать, что дети до 4 лет не должны тренироваться дольше 20 минут, дети 4 – 6 лет – дольше 25 минут.

Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:

  • делать короткий секундный вдох;
  • затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.

Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:

  • играть с вертушкой;
  • «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
  • «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
  • угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
  • вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью , путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

  1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
  2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
  3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
  4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
  5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.

Автоматизация звука Л

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

  • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
  • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
  • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

  • прямых – ля, лю, ле, ли;
  • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
  • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

4. Логопедические карточки со звуком Л.


Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.

Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:

Проверяется произношение следующими упражнениями:


Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:

  • двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
  • в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
  • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
  • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
  • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
  • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
  • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

Причины отсутствия правильного «Л»

Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:

  • неправильное речевое дыхание;
  • проблема в речевом слухе;
  • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
  • индивидуальное строение уздечки.

Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

  • у ребенка небольшой объем легких;
  • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
  • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
  • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
  • торопливое произношение – захлёбывание.

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.

Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.


  • предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
  • подражание различным звукам.

Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

  • созданием слухового образа звука

Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

  • многократное произношение слов со звуком [Л]

ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата,

О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

  • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
  • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
  • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
  • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
  • индивидуальное строение уздечки

Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

  • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
  • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
  • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.

Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

  • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
  • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

  • Упражнения для разминки
  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
  • Упражнения постановки от звука [Ы]

В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].

  • Упражнения постановки от звука [Л´]

[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

  • Упражнения постановки от звука [А]

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

  • Упражнения постановки от звука от [В]

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Постановка звука [ЛЬ]

Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:


Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля - ля, ле - ле, ли - ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:


4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

  • ли – ли — ли - ливень — ле-ле-ле - лев;
  • ля – ля — ля - лягушка — ле-ле-ле - летопись;
  • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
  • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

8) Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.

Можно выбрать следующие упражнения:

1) песенка звука [Л]:

ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;

2) произношение [Л] в слогах:

  • можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
  • произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
  • произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
  • автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;

3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):


Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л

[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;

4) отработка произношения [Л] в конце слова:

возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.

Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:

  • белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
  • Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
  • Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
  • У Володи в руках пластинка.
  • Клава взяла в руки иголку.

Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.

Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:


Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:

  • Зимой холодно, зверям голодно.
  • Соловей маленький, а голосок сладенький.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:


Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

С шариком можно выполнять следующие действия:

  • толкать языком;
  • ловить ртом без помощи рук,
  • брать в губы и выталкивать с силой;
  • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
  • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

  • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
  • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
  • легонько похлопывать ложкой по языку.
  • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
  • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
  • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

  • короткий вдох – одна секунда;
  • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:


Постановка [Л] с механической помощью

Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

В таком случае могут помочь следующие задания:


Закрепляем произношение

Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:

  • Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
  1. Лола вымыла полы.
  2. Всадник сидел на лошади с седлом.
  3. Лось стоял и вдруг упал.
  4. Павел сидел на стуле.
  5. Большая луна на небо всплыла.
  6. Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
  7. Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
  8. Лиса Алиса всех перехитрила.
  9. Волк охотился за булкой.
  10. Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
  11. Леня вымыл бокалы.
  12. Муслим разговаривал с Люсей.
  13. Любе пришла посылка.
  14. Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
  15. Сегодня полнолуние.
  16. Затмение Луны таинственно.
  17. Я взял альбом и пошел рисовать.

  • Малышу предлагается закончить фразу:
  1. У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
  2. Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
  3. Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
  4. Лыжник встал (на лыжи).
  5. Подковали копыта (лошадке).
  6. Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
  7. В доме светло, горит (лампа).
  8. Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
  • Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
  • ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
  • ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
  • ле-ле-ле: село, весло, лето;
  • лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
  • лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
  • После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:

Десять маленьких бельчат

Вышли маму все встречать.

У дупла они сидели

И на солнышко глядели.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

  • «Метели, метели, что вы напели?»

В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

  • «Говори громко! Говори тихо!»

Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

  • «Отгадай, кто говорит!»

Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

  • «Не пропусти!»

Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

  • лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
  • Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
  • «Слушай внимательно и выбирай».

Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

  • лук, люк, угол, уголь;
  • лист – флис, кис-кис.
  • «Что это?»

Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:

  • фрукты: апельсины, ананасы;
  • животные – лиса, лось;
  • обувь – туфли;
  • деревья – слива.

Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука Л

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль:

Звук «Л» необходимо ставить ребенку как можно раньше, а именно в тот момент, когда вы заметили проблемы в произношении этого проблемного звука. Чем старше дошкольник становится, тем менее покладистим становится его язык. Проще будет побороть проблему «на корню», чем потом пожинать «плоды» невнимательности к своему чаду.

Постановка звука «Л» заключается в использовании различных методов работы с неусидчивым и подчас неподдающимся малышом. Эта статья посвящена самостоятельной логопедической работе родителей со своими детьми. Статья предоставит маме и папе возможность научить своего ребенка говорить букву «Л» и звук «ЛЬ» легко и быстро. поможет научить детей правильно говорить букву «Л» без помощи педагога-специалиста. Лечение делится на два этапа: выработка правильной артикуляции и автоматизация звука.

Постановка звука «Л» при его отсутствии или замене в речи ребенка на «Ы»

На первом этапе вырабатывают правильную артикуляцию и речевое дыхание при произнесении звуков «Л» или "ЛЬ" (это и есть артикуляционная гимнастика). На данном этапе процесс вдоха и выдоха важен как никогда.

Попытайтесь приказать малышу произносить свой «размазанный» звук «Л» (который больше похож на Ы) четче. Этот звук должен быть произнесен так, будто попадает малышу на ладошку. Выдыхать нужно так же сильно. Необходимо отодвигать ладошку как можно дальше ото рта, чтобы ротовой выдох усиливался.

Накажи язычок

Необходимо пошлепать язычок губами 5-6 раз, произнося при этом «пя-пя». Затем следует удерживать широкий язык в спокойном положении.

Сделать язык лопаткой

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. Губу при этом не натягивать на нижние зубы. Удерживать в этом положении от 1 секунды до 5, а затем и до 10.

Джем «Пальчики оближешь»

Ребенку нужно будто слизать с верхней губы джем широким кончиком языка. При этом движения должны быть сверху вниз, а не по сторонам. Нижняя губа не должна быть задействована.

Методические указания родителям

При закреплении звука «Л» следует использовать картинки со словами: лев, лиса, лист, лейка, слива, апельсин, шляпа, цыпленок, вафли, домашние туфли, соль, телефон. Заметьте, во всех вышеперечисленных словах звук «л» является мягким. Именно с мягкого звука «ль» следует начинать обучение правильного произношения. После успешного преодоления ребенком мягкого звука, справиться с освоением твердого звука детскому язычку будет уже не так трудно.

Ниже представлены способы обучения детей произношению твердого звука «Л».

Автоматизация звука «Л» в слогах

Попросите ребенка произнести вслед за вами или же самостоятельно прочитать данные слоги:

  • Ла-ло-лу-лы;
  • Ло-лу-ла-лы;
  • Лу-лы-лы-ло;
  • Лы-лу-ло-ла;
  • Ла-лы-лу-ло;
  • Лы-ла-ло-лу;
  • Ал-ол-ул-ыл;
  • Ял-ёл-юл-ил-ел;
  • Ал-ял-ол-ёл.

Добившись правильного произношения ребенком звука «Л» в слогах, можно переходить к автоматизации «Л» в словах.

Артикуляционная гимнастика со словами

Попросите сына/дочь повторить следом за вами или самому вслух прочесть определенные слова, содержащие проблемную букву. Конечно, дошкольнику нелегко будет высидеть, читая или повторяя большее количество слов. Поэтому постарайтесь проявить креативность. Нарисуйте (если не умеете или ленитесь рисовать, распечатайте в Интернете) картинки с изображением каждого из нижеприведенных слов. Существительные нарисовать будет легче. Если же это глаголы что-то вроде «скакала, водила», то изобразите на листе бумаги девочку/мальчика в данном действии (скачущего или водящего хороводы). Можно объединить несколько слов, таких как существительные и глаголы (или прилагательные). Например, унылый Лука уснул.

Язык жестов

Можно в качестве варианта вообще обойтись без изобразительного искусства. Попытайтесь упростить упражнения и жестами показать то или иное слово, содержащее букву «Л» или звук «ЛЬ», таким образом, чтобы дитя могло без труда его угадать. Если ребенок не знает значение картинки, расширьте его кругозор, объяснив, что именно этот предмет означает и для чего предназначается. При этом вы добьетесь двойного результата. Малыш и эрудицию подключит, и правильно говорить заодно научится. Такая гимнастика побудит детей к дальнейшему саморазвитию.

Итак, следует поочередно отработать с дошкольником несколько словарных рядов.

    Первые словарные упражнения будут содержать слог «ла»:

    Лак, лапа, юла, лада, зола, вела, лаз, ладно, лампа, кулак, силач, ласты, Мила, жила, пела, мыла, мгла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, бросала, носила, водила, возила.

    Вторые словарные упражнения будут содержать слог «ло»:

    Лоб, лом, лось, лодырь, лодка, ложка, локоть, лом, болото, колода, берлога.

    Третьи словарные упражнения будут содержать слог «лу»:

    Лук, луч, лужа, клуша, лужайка, валун, Балу, луна, Лука, лунка, шалунишка, лукошко, голубь, желудь, палуба, лужок.

    Четвертые словарные упражнения будут содержать слог «лы»:

    Лыко, милый, вялый, зрелый, малыш, столы, улыбка, полынь, лыжник, голубцы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, белый, вокзалы, каникулы, малышка, смелый, унылый, булыжник, полыхает.

    Пятые словарные упражнения будут содержать слог «ал»:

    Халва, балаган, бал, Бали, валун, шалунишка, дал, жал, зал, вал, устал, бокал, мал, галка, палка, мочалка, закалка, скалка, балка, фиалка, спал, упал, копал, алфавит, маршал, шалфей, балкон, вокал, обвал, стучал, металл, галстук, алмаз, выдал, выпал, падал, капал, насыпал, топал, щупал, выгнал.

Переходим от слов к предложениям

Предложите ребенку произнести или прочесть вслед за вами такие постановки в виде предложений, содержащие букву «Л»:

  • Мила ела салат.
  • Луша взяла лопатку.
  • Ласточка свила гнездо.
  • Мама сделала молочную лапшу.
  • Мила вымыла ладони.
  • Наступила зима.
  • Готовь лыжи и салазки.
  • Людмила видела слона.
  • В лавке продаются спелые и сладкие яблоки.
  • Клавдия увидела черно-белую ласточку.

Игра «Закончи предложение»

Подберите картинки к словам: лопата, лодка, велосипед, мыло, глобус, ластик, клавиша и парта. Начните предложение, а малыш закончит по картинке.

Дядя Лука копает клумбу чем? (лопатой).

Володя и Славик плывут на чем? (лодке).

Клавдия мыла ладони чем? (мылом).

Володя поехал на чем? (велосипеде).

Михаил смотрел на что? (глобус).

Володя уронил что? (ластик).

Коля нажал на что? (клавишу).

Павлик в классе сел за что? (парту).

Игра «Сочиняем на ходу»

После коротеньких разминочных загадок можно перейти к более сложному заданию - текстам, которые ребенку тоже необходимо прочесть вслух или же повторить со взрослым. Желательное условие для данного упражнения - паузы.

Следует научить ребенка говорить с выражением и не спеша. В заданиях подобного рода это важно, потому что слоги имеют похожую структуру и переплетаются, при этом слова имеют разный смысл. Скороговорка здесь не получится. Не торопите детей. Пусть он читает без спешки, сосредоточившись на смысле текста. Только поняв суть сказки, ребенок поймет, с какой интонацией правильно читать текст, а вы сможете научить его говорить правильно и без запинки. В ниже приведенных текстах отрабатывается как твердый «Л», так и мягкий звук «ЛЬ».

Сказочка про куклу Милу

Купила мама маленькой Людмиле куклу. Кукла Люде очень полюбилась. Людмила назвала куклу Милой. Кукла была мила. Целые дни Люда была с Милой. Она шила ей костюмы и платья, расчесывала пышные белые волосы. Люда укладывала Милу спать и баюкала. Девочка берегла куклу. Но как-то Людмила уложила Милу спать. Пока девочка обедала, куклу унесла собака Лайка. Она потрепала куклу. Поплакала-поплакала Люда, но куколку любимую не оставила. Тогда мама решила купить дочурке такую же куклу. Пока дочка спала, мама подложила новую вместо старой куклы. Людмила даже не догадалась.

Научите отличать «Л» и «ЛЬ»

После того, как постановка «Л» автоматизирована, в обязательном порядке поработайте над дифференциацией, чтобы ребенок не путал звуки. Дифференциация - это различение звуков. Постановки автоматизации необходимо проводить в форме забавы для детей. Не допускайте переутомления детей во время постановки. Артикуляционная игра должна проходить в непринужденной форме. При этом важно не только научить ребенка говорить, но и закрепить приобретенные навыки как в повседневной речи, так и в письме.

Артикуляционная гимнастика с дифференциацией

Данная артикуляционная гимнастика предполагает произнесение малышом словарных пар. Следует научить ребенка говорить звук с мягким «ЛЬ» и твердым «Л» четко и ясно. Такое упражение поможет добиться четкости в произношении.

Лавка - лямка;

Игла-земля;

Слон-силен;

Клумба-клюква.

Поиграем в раскраски

Попросите ребенка выделить букву «Л» зеленым цветом там, где она твердая, и красным цветом - там, где он услышит мягкий звук «ЛЬ».

  • Наша Юля словно юла.
  • Илья разжал кулачок, а на ладони сидит светлячок.
  • Станислав гулял по огороду и ел все, что находил.
  • Лоре нужна зеленая, а не голубая краска.

Если малышу надоели повторяющиеся каждый раз упражнения, видоизмените их, придумывать обновленные с другими словосочетаниями и . Регулярные занятие и гимнастика языка оградят родителей от некоторых проблем при подготовке ребенка к школе.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков л, ль:

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие – 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая – ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» – «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам – Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па – Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. – Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. – Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

Конспект логопедического занятия.

Постановка звука [л].

Тема: «Звук [л]».

Цели:

I. Образовательно-развивающие

1. Дать [л], используя артикуляционный профиль звука и показ логопеда.

2. Дать характеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.

3. Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].

4. Постановка звука [л] с использованием совместной ручной модели логопеда и ребенка.

5. Отработка правильного произношения звука [л] в , словах.

II. Коррекционно-развивающие

Развивать направленную воздушную струю.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать общую моторику.

Развивать артикуляционный праксис (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ, языка).

Развивать мимические мышцы языка.

Развивать фонематический слух.

III. Воспитательные

Воспитывать желание, стремление говорить звук [л] правильно.

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: профиль артикуляционного звука [л], кукла, картинки и изображением 6-8 предметов, методическое пособие на воспитание воздушной струи, бабочка, мяч, лото, инструмент.


Ход занятия


- Сели правильно. Спинку выпрямили, руки положили на стол.

Мы будем разговаривать

Мы будем проговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Сегодня нам предстоит очень большая работа, поэтому будь очень внимательна и старательно выполняй все инструкции.


2. Развитие общей моторики


- Сначала сделаем упражнения.

Повторяй за мной


Тик-так, тик-так

Я умею делать так


Влево – тик, вправо – так

Тик-тик. Так-так.

В полуприсяде 2 наклона туловища влево и вправо

-----//-----

По 2 наклона головы влево и вправо


3. Развитие мелкой моторики


Пальцы дружная семья

Друг без друга им нельзя

(сгибание и разгибание кулаков)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний

Наш мизинец, малышок!

У-У-У-У! Указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движения выполнять

(соединяем все пальцы с большим)

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже

Мы про зайку не забудем

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить

Надо !

(соединяем все пальцы с большим).


4. Массаж лица


Поглаживающий массаж:

Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к ушам.

Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кисти обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.


5. Работа над дыханием


- Ручку на животик

Вдох через рот, выход через нос,

Вдох через рот, выдох через рот,

Вдох через нос, выход через рот губы трубочкой


6. Развитие мимических мышц лица


- Посмотри на гномиков, какие у них различные выражения лиц. Это сердитое (показ гномика), это удивленное (показ гномика) и т.д. попробуй сделать такие же выражения лиц.


7. Объявление темы занятия


- Сегодня : клоун Лоло. Вот вы и познакомились. Он будет сегодня выполнять все ваши задания.

Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении?

Спа л я, спа л ,

Спать уста л ,

Взя л да вста л

Постоя л , постоя л ,

Снова уста л

И опять поспа л .

Правильно, сегодня будем учиться красиво и правильно говорить звук [л].


8. Артикуляционная гимнастика


- Чтобы его правильно говорить нужно сделать несколько упражнений.

Упражнения для нижней челюсти.

Молоточек (вверх-вниз).

Пила (вправо-влево).

Молодец.

Упражнения для губ.

Улыбка.


- Что мы делаем в цирке, когда выступает клоун? (смеемся, улыбаемся)

Как? (губы сомкнуты, удержание губ в улыбке) 3 раза.

Картинка.

Мы веселые лягушки,

Губы тянем прямо к ушкам.

Заборчик.

Картинка.

«Хоботок».

Картинка.

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Улыбка – хоботок.

А теперь сделаем попеременно улыбку – хоботок (под счет 3 раза).

Ребята – лягушата,

Ребята – слонята.

Упражнения для языка.

Лопаточка (картинка).

Язык похож на лист,

Что упал

Мягкий, круглый,

Плоский – будто лист березы.

Открой рот и положи язык на нижнюю губу (3 раза).

2. Иголочка (картинка).

Вдруг закапал

Дождик колкий

Стал он тонкий

Как иголка.

Рот открыт, язык узкий, направлен вперед (3 раза).

Маляр (картинка).

Потолок побелеем мы.

Мы сегодня маляры.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба (3 раза).

4. Грибок (картинка).

Рот открыт. Язык присосать к небу (3 раза).

Воспитание воздушной струи.

На нашего клоуна села бабочка. Нам нужно, чтобы бабочка улетела.


9. Анализ артикуляции звука


- Чтобы правильно произносить звук [н], нужно знать, в , зубы.

В каком положении находятся губы (в легкой улыбке).

Зубы? (видны, разомкнуты).

Кончик языка находится за верхними зубами. Упирается в них. Он узкий.

Воздушная струя идет по бокам языка между языком и щекой.


10. Характеристика звука.


- Звук согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой?

Положи мне руку на горло и почувствуй – горлышко дрожит.

Значит звук какой?

Твердый.


11. Развитие фонематического слуха.


- Положи фишку, когда услышишь звук [л].

А ветер щеки то л стые

Наду л , наду л , наду л

И на деревья пестрые

Поду л , поду л , поду л .

Сколько получилось? Молодец.

Положи фишку, когда услышишь звук [л] в словах.

Л ужа, кепка, сту л , полка, вещь, птица, п л ен.

Если услышишь звук [л] среди слогов, подними левую руку.

За, ко, л о, л у, и л у, со, л а, пи, л ы.

Если услышишь среди звуков звук [л], подними правую руку.

А, о, и, л , к, ш, л , с, л , л .

Игра «Лото».

На большом листе изображены шесть предметов: рожки-ложки, Луша-лужа, рак-лак. Эти же предметы изображены на маленьких карточках. Ребенок берет карточку, называет предмет, изображенный на ней, ищет соответствующий предмет на карте, далее ищет карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним звуком, называет и ищет этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определяет, в .


12. Постановка звука.


1. По подражанию.

Сейчас мы с тобой немного поиграем. Клоун к нам прилетел на самолете.

Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно как он гудит: лллл…. (зв. длительно).

2. От артикуляционной гимнастики.

Губы в .

Зубы видны, разомкнуты.

Язык за верхними зубами, кончик языка упирается в них, он узкий.

Воздушная струя идет по бокам, она теплая.

3. От межзубного.

Как гудит пароход? (ыы).

Повторим.

Положи широкий язык между зубами, прикусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы.

Пароход может давать несколько гудков.

Убрать язык за верхние зубы.

4. Механическая помощь.

Удержание языка указательным пальцем, или зондом за верхние зубы.

5. Чтобы правильно научиться произносить звук [л], твой кончик языка должен с силой упираться в верхние резцы (или альвеолы). Вот так (используется совместная ручная модель логопеда и ребенка). Четыре пальца твоей левой руки – это «верхние зубы». Моя правая рука – это «язык». Я – «языком» в пальцы – «зубы» твоей левой руки и одновременно произносить звук [л] (Показ логопеда, привлечь внимание ребенка к зеркалу. Затем логопед и ребенок меняются «ролями».)


13. Закрепление в изолированном виде.


Произносим красиво, гудим как самолеты.


14. Закрепление в слогах.


Клоун решил показать нам номер с мячом, а на нем какие-то слоги.

Обратные: ал, ол, ул, ыл.

Между гласными (на другой стороне шарика): ала, оло, улу, ылы.

На шариках клоуна написаны стечения: олн, алн, улн, ылн.


15. Закрепление в словах, во фразовой речи.


Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Мила маме помогла.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,

Мила вымыла полы.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Ловко вымыла стекло.

Лу-лу-лу, Лу-лу-лу,

Милочка полола лук.

Лото « Инструменты»

На маленьких карточках нарисованы молоток, пила, лом.

Те же инструменты изображены на общей карте. Ребенок может положить маленькую карточку на общую после того, как правильно повторит стишок об инструменте.

Молоток.


Молоток стучал, стучал,

Гвозди в .

Колотил он с толком,

Получилась полка.

Лом.

Лом ломает

Толстый лед.

Лом ломать

Не устает.

Пила.


Пилит толстый ствол пила,

Накалилась добела.


16. Итог занятия


- С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук? При произнесении звука [л] где находятся губы, зубы?


17. Домашнее задание.


Дома, пожалуйста, утром и вечером делай упражнения, которые мы сегодня выучили.