Постановка и автоматизация звука х. Закрепление и автоматизация звука "х"

Учитель-логопед
Бурова Анастасия
Викторовна,
Детский сад №353, г. Пермь

Актуальность представленного материала заключается в том, что достаточно сложно найти в специальной литературе доступный материал для детей по автоматизации звука «Х». Как правило, произношение данного звука нарушается у детей с ОНР 2 или 3 уровня при дизартрии и грубо нарушенном фонематичеком слухе.

Звук «Х» встречается недостаточно часто в словах русского языка, а слов простых по слоговой структуре и без наличия в них труднопроизносимых звуков ещё меньше.

Поэтому в данной методике представлена классическая последовательность автоматизации звука и подобран речевой материал с учётом ограниченных речевых возможностей детей.

Материал удобно использовать как на занятиях, так и в домашних условиях (при выполнении родителями домашних заданий логопеда).

Методика процесса автоматизация звука Х (изолированно, в слогах, словах, предложениях)

Выбраться из лабиринта, произнося звук Х:

Упражнение на развитие фонематического слуха: хлопни, когда услышишь звук Х

А, Л, Х, Р, Д, Ы, Й, КЬ, Х, В, Н, П, ПЬ, ДЬ, Ж, Х, Ф, Ч, С, Ф, Х, Е, Ц, Х,

АП, АЩ, АХ, АВ, АФ, АС, АХ, АГ, ОР, ОХ, ОЖ, ОФ, ОЧ, ОХ, ОТ, УК, УЦ, УХ, УП, УН, УЙ, УХ, УД, УХ, ЭК, ЭЦ, ЭХ\, ЭЛ, ЭБ, ЭМ, ЭХ, ЭС, ЭЧ, ЭХ

ДА, ХА, ВА, СА, ХА, ЧА, ЩА, ХА. ХО, БО. ВО, ХО, ЦО, КО, ХО, МУ, ЧУ, ВУ, ХУ, ЛУ, ТУ, ХЫ, ДЫ, ЖЫ, ХЫ, БЫ, ФЫ, ВЭ, ХЭ, ФЭ, ЗЭ, ХЭ и т.д.

Поздороваться с игрушкой каждым пальчиком поочерёдно, произнося звук Х:

а) ха-ха, хо-хо, ху-ху, хы-хы, хэ-хэ

б) ах-ах, ох-ох, ух-ух, ых-ых, эх-эх

в) аха-аха, охо-охо, уху-уху, ыхы-ыхы, эхэ-эхэ

г) хва-хва, хво-хво, хву-хву, хвы-хвы, хвэ-хвэ

д) хна-хна, хно-хно, хну-хну, хны-хны, хнэ-хнэ

Спеть мотив песенки «В лесу родилась ёлочка» (или любой другой) используя ХА, ХО, ХУ, АХ, ОХ, ЫХ и х.д. (по усмотрению логопеда)

Игра «Эхо»: взрослый говорит, ребёнок повторяет, чётко проговаривает

звук Х

а) Ха-хо, хо-ха, ху-хэ, хэ-хы, хы-хо, хо-ху, ху-хы, ху-ха, хо-хэ, ха-хэ

б) Ха-ху-хы, хо-хы-ха, ху-ха-хо, хы-хо-ху, ха-хо-хы, хы-хэ-хо, хо-ха-ху, ху-хэ-хо, хэ-хы-ха, хы-ха-ху, хо-хы-ху, ха-хэ-ху, ху-ха-хы, хэ-хо-хы, хо-хэ-ху, ху-хы-хо, ха-хы-ху, хо-хэ-ха, ха-хо-хы, хо-хэ-хы

в) Ах-ух-ых, ох-ых-ах, ух-ах-ох, ых-ох-ух, ах-ох-ых, ых-эх-ох, ох-ах-ух, ух-эх-ох, эх-ых-ах, ых-ах-ух, ох-ых-ух, ах-эх-ух, ух-ах-ых, эх-ах-ых, ох-эх-ух, ух-ых-ох, ах-ых-ух, ох-эх-ах, ах-ох-ых, ох-эх-ых

г) Ях-ях-ех, ех-ех-юх, юх-юх-их, их-их-ёх, ёх-ёх-ях, ях-ех-ех, ех-юх-юх, юх

их-их, их-ёх-ёх, ях-ех-ях, ех-ях-ех, юх-их-юх, их-ёх-их, ёх-юх-ёх, ях-ех-юх, их-ёх-ех, ех-их-ях, их-юх-ех, ех-ёх-ях, их-юх-ёх, ёх-их-ех, юх-ях-ех, их-ях-юх

д) Аха-охо-аха, аха-уху-аха, аха-ыхы-аха, охо-эхэ-охо, охо-аха-охо, охо-уху-охо, уху-аха-уху, уху-эхэ-уху, уху-охо-уху, ыхы-охо-ыхы, ыхы-аха-ыхы, ыхы-эхе-ыхы, эхэ-охо-эхэ, эхэ-аха-эхэ, эхэ-уху-эхэ

Слова:

В начале слова: хата, хам, халат, хлеб, хватать, хватка, хвост, хозяйка, хомяк, хвалить

Хоккей, хобот, холодильник, ходить, ход

Хулиган, художник, худеть

В середине: пешеход, кухня, ольха, уха, ухо, муха, поход, находка, пыхтеть, меховой, охота, пахать, снегоход

В конце: мох, пух, дух, воздух, петух, монах, мех, отдых, конюх, смех, запах

Задания для автоматизации со словами, содержащим звук Х:

а) Игра «Один-много» (один хвост-много хвостов, один хобот-много хоботов и т.д.)

б) Игра «1,2,3,4,5» (один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов)

в) Придумать предложение с заданным словом (петух – петух клевал зерно в курятнике)

Загадки:

а) Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб)

б) Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух)

г) Маленькая, чёрная, по комнате летит – звонко жужжит (муха)

Словосочетания:

Мягкий мох, лёгкий пух, сильный дух, хвостатый петух, детский отдых, заботливый конюх, звонкий смех, вкусный запах, мамина уха, пахучая ольха,

худая хозяйка, хватать хлеб, художник ходит, длинный хобот

Предложения:

Хвостатый петух любит петь. Мех сильно пах. У ухи вкусный запах. Монах и конюх боялись смеха. В воздухе запах меха и мха. Новая кухня – это находка. Худой хомяк ходит на кухне. Муха кусает в ухо хулигана.

Скороговорки:

Ух! Ух! Ух! – вот поёт петух Ох! Ох! Ох! – там мох

Ха! Ха! Ха! – мы видим петуха Ха! Ха! Ха! – вот уха

Ах! Ах! Ах! – петух поёт в кустах Ух! Ух! Ух! – это Вини-пух

Ох! Ох! Ох! – петух увидел мох Ах! Ах! Ах! – пих-пах

ЫХ! ЫХ! ЫХ! – все уехали на отдых АХ! АХ! АХ! – мех запах

В дальнейшем ребёнку предлагаются задания на дифференциацию звука Х-К, Х-Ф, Х-ХЬ.

Используемая литература:

1.Журнал «Логопед» №6 2006 г.

2.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать».

3.Рау, Слезина «Обучение звукопроизношению глухих».

Чистоговорки с [Х], [Х"]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х], [Х"]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:

Хомячок охрип от крика:

Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру! (А. Пудваль)

Хохотушка

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

И смешинку потеряла. (Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста. (Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать! (А. Каменчук)

Хорь охотник

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех! (В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Звук Х и Х".

В начале слова: Хаты, хан, халат, хаос, халва, хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма. Хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург.

В середине слова : Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.

В конце слова : Запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

Слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Предложения со звуками Х и Х".

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох)

На грядках сеют (горох)

По утрам поет (петух)

В воздухе летает тополиный (пух)

В квартире большая, уютная (кухня)

Машина дала обратный (ход)

Дети перестали шуметь, стало (тихо)

Стадо пасёт (пастух).

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

У страха глаза велики.

Хорошую речь хорошо и выслушать.

Хороший человек хорошо и работает.

Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.

Хорошо сказал, хорошо и поехал.

Страх хуже смерти.

На словах тих, а на деле лих.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Кабы этот смех – да на всех.

Каков уход, таков и доход.

Делано наспех – и сделано на смех.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Есть еще порох в пороховницах.

Худого не хвали, а хорошего не корми.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Хороший товар сам себя хвалит.

Полон хлевец белых овец. (подушка)

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)

Слаще мёда, легче пуха.

Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)

Прохор и Пахом ехали верхом.

Ха - ха – ха – вкусная уха!

Ху – ху – ху – мы едим уху.

Ох - ох - ох –на болоте мох.

Хе – хе – хе – сидит птичка на ольхе.

"Х" все ходит, ходит, ходит,

Места, что ли не находит?

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Не вынеся этого смеха,

Он встал и уехал.

Хохотушка – буква "Х"

Засмеялась: ха – ха – ха.

Хомяку сказал хорёк:

"Хвост твой узок, мой широк"

Не хочешь великаном стать?

На ходули надо встать.

Охи, охи, хохот, смех –

Скоморохи выше всех.

Был в саду переполох – там

Расцвел чертополох.

Чтобы сад не заглох

Пропололи чертополох.

Рассказ "Хомяк – хвастун"

Жил был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего. Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты! – восхитились хомяки.

Что, что потом!? – хором спросили хомяки.

Я… потом…

Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

Стихи на букву (звук) - Х.

ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха,

хи-хи-хи, хи-хи-хи

Всё дерутся петухи,

ху-ху-ху, ху-ху-ху

Клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

Хватит драться, петухи!

ха-ха-ха, ха-ха-ха

Без хвостов два петуха.

Хорь.

Хмурый-хмурый ходит Хорь –

На него напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть.

Ни вздохнуть, ни охнуть!

Смотрит хитрая куница

Сверху с пихты на Хоря:

– Ты сходил бы, Хорь в больницу,

Не вздыхал, не охал зря.

У тебя, наверно, Хорь –

Корь!

В. Суслов.

На охоте

Шёл охотник на охоту,

увидал в кустах кого-то.

Он затвором щёлк да щёлк,

и на снимке вышел волк.

В. Викторов

Тихо, тихо снег идёт,

белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

во дворе лопатой.

М. Познанская

Ходики ходят,

они на ходу.

Ходики встали:

попали в беду.

Ходит по лесу хорёк -

хищный маленький зверёк.

С. Маршак

Костя хлеб жуёт сухой. -

Ты бы ел его с ухой!

Мох - тот же мех. К чему меха?

Мне шубу сшил портной из мха.

Мягка, легка... Один лишь грех:

совсем не греет этот мех.

В. Лунин

Хомяк не хочет в зимний холод

ходить, испытывая голод,-

хитрец холодною порой

храпит в хоромах под землёй.

Хороши цыплятки у Хохлатки!

Хохлатка квохчет, кудахчет:

Ах, вы мои милые

не хворые, не хилые,

хорошохонькие!

Ах! Ах!

Тихо, тихо...

Тихо, тихо,

тихо, тихо

мы по комнате пройдём.

На диване тихо, тихо

мы усядемся вдвоём.

Посидим с тобою тихо,

может, час, а может, два.

Говорить мы будем тихо

очень тихие слова.

За окошком тихо, тихо

клён о чём-то шелестит.

Всюду тихо, тихо, тихо,

потому что мама спит.

В. Орлов

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

и выходит на зарядку:

раз, два, три, четыре, пять,

хочет Хомка сильным стать!

А. Каменчук.

На охоту хорь в курятник ходил,

да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

на Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

Нехороший тот курятник, плохой!..

В. Суслов

Хотел бы я выучить птичий язык

Хотел бы я выучить птичий язык!

Хотел бы я птичьи заботы понять,

хотел бы их крики и споры унять,

хотел бы от хищников их охранять,

хотел бы их песни вовсю распевать!

Я птицам сказал бы:

Спасибо вам, птицы,

было бы очень тоскливо!

Е. Карганова.

Медвежье ухо

Зайчихе заяц говорит:

Пропали мы, старуха:

в траве смотри-ка, что торчит.

Что? Что?

Медвежье ухо!

Медведь! Как выскочит сейчас!

Как зарычит! Как схватит нас!..

Нет, нет, не так уж я проста,-

Зайчиха отвечала,-

чтобы медведя от куста

совсем не отличала...

Медвежье ухо - это куст.

Я ем его! Ты слышишь хруст?

А. Шибаев.

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

Г. Сапгир.

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

В. Берестов.

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

Ф. Бобылев.

Хомяку сказал хорек:

«Хвост твой узок,

мой – широк!...»

Б. Тимофеев.

Был в саду переполох –

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Вкусная халва –

мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Сердце так и гложет страх!

Ах!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Вот и ждет меня доска.

Притворюсь-ка, что я глух.

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух… не вызвали.

Ц. Ангелов.


Лариса Егорова

Для успешного осуществления коррекционных задач учителю – логопеду приходится искать новые формы работы с детьми с нарушениями речи. Одной из таких форм работы является логопедическая сказка . Обращение к логопедической сказке на индивидуальном занятии по автоматизации звуков объясняется рядом причин. Прежде всего, работа над формированием у ребенка правильной речи требует от него внимания, сосредоточенности, настойчивости. Эти качества обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи.

Как известно, на этапе автоматизации поставленных звуков на уровне слогов , отдельных слов, ребенку в течение продолжительного промежутка времени приходится неоднократно повторять один и тот же речевой материал. В результате у него снижается интерес к логопедическим занятиям .

Для повышения учебной мотивации речевой материал для автоматизации звуков должен быть разнообразен, интересен, хорошо иллюстрирован, понятен и доступен ребенку с речевыми нарушениями. Всем этим требованиям отвечает изложение учебного материала в форме сказки .

Кроме того, в логопедическую сказку легко и органично включаются игры и задания на развитие внимания, мышления, памяти, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики.

Все, о чем говорилось выше, касается занятий по автоматизации не только звуков [Х] , [Х"], работе над которыми посвящена логопедическая сказка . Сказочная форма изложения учебного материала приемлема для автоматизации любых звуков .

Но, к сожалению, приходится констатировать, что дидактических пособий для в настоящее время мало. Представленный в них дидактический материал изложен недостаточно интересно, плохо иллюстрирован и подобран без учета онтогенеза формирования слоговой структуры слов , что затрудняет проведение коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, у которых чаще всего бывают нарушены эти звуки .

Ограниченность дидактических пособий по автоматизации заднеязычных звуков и увеличение частотности нарушения у детей в последнее время именно этой группы звуков , стало основной побудительной причиной создания логопедической сказки «Приключения белочки Ханы и ее друзей» . Учебный материал в пособии представлен в форме путешествия со сказочными персонажами .

Пособие превращает логопедическое занятие в увлекательное путешествие со сквозными героями : белочкой Ханой и ежиком.

Каждая страница пособия предназначена для решения определенной учебной задачи (автоматизация звука [Х] в слогах , в начале, в середине, в конце слова, в предложениях и спонтанной речи). В начале каждого упражнения белочке Хане дается задание, для выполнения которого ей приходится правильно проговорить речевой материал. Далее расположена иллюстрация к сказке , а под чертой, в нижней части страницы, указано задание и речевой материал для автоматизации звука . Каждое упражнение можно повторить несколько раз.

В пособии так же предусматриваются задания на развитие мелкой моторики : раскрашивание предметов, проведение линий и другие виды деятельности. Эту работу могут выполнять родители с ребенком в качестве закрепления учебного материала.

В структуру занятий включены лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка, предупреждения и коррекции грамматических ошибок в речи.

Предлагаемое логопедическое пособие адресовано учителям – логопедам , воспитателям, родителям в работе по автоматизации звуков [Х] , [Х"].

Апробация логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей» в работе с детьми средней группы свидетельствует, что эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков [Х] , [Х"], проведенных в форме путешествия со сказочными героями , гораздо выше, чем при проведении занятий в традиционной форме. Предлагаю вашему вниманию фрагменты логопедического пособия .

Фрагмент 1. Автоматизация звука [Х] на уровне слогов .

Белочка и ёжик увидели слоника, который никак не мог собрать букет цветов для мамы, потому что боялся их растоптать.

Надо помочь слонику , - сказал ёжик .

Но как? – удивилась белочка.

Если ты будешь правильно произносить слова со звуком [Х] , то мы соберем букет для слоника.

Большое спасибо – сказал слоник , когда друзья собрали для слоника большой красивый букет.

Вы мне очень помогли . Пойдемте вместе со мной в гости к лягушке.

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет каждый слог по два раза : ах, ох, ух, их, эх, ах, ох, ух, их, эх.

Фрагмент 2. Автоматизация звука [Х] на уровне слов .

Белочка Хана решила угостить яблочками своих сестричек. Но что такое? На ее пути лежала большая-пребольшая гусеница.

Не пущу тебя, Хана, пока ты не пройдешь путь от моего хвоста до моих рожек.

Не бойся, Хана, - сказал ёжик ,- ты уже многому научилась, ты справишься с этим заданием.

Ребенок по картинкам называет слова : муха, хлопушка, духи, хурма, хлеб, орехи.

Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.

Друзьям было очень весело. Но вдруг на солнышко набежала тучка. Одна, потом другая. Вскоре тучки закрыли все небо.

Мы же хотели пойти на речку искупаться, а теперь придется вернуться домой, - загрустила белочка Хана…

Не грусти, белочка, - ответил ёжик. – Ведь у меня иголочки не простые, а волшебные. Я подарю тебе несколько иголочек. Если ты, возьмешь в лапку иголочку и повторишь предложение, тогда облачка разойдутся, и на небе снова будет сиять солнышко.


Ребенок повторяет за взрослым каждую фразу по 2 раза.

Уха готова. Муха летает. Мама нюхает духи. Летит пух. Кричит Петух. Растет мох. Упал орех. Желтая хата. Ползет черепаха. Болит ухо. Купили хлеб.

Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.

Белочка и ёжик помогли хомячку посчитать запасы. Ёжику показалось, что этих продуктов хомячку не хватит на всю зиму. И он решил угостить своего друга вкусными желудями. Хомячок принял предложение ёжика, но сначала решил угостить своих гостей. Скажи, из чего приготовил хомячок супы, уху и варенье? Какой суп нельзя есть?

Уха из рыбы. Суп из гороха. Суп из мухоморов. Варенье из орехов.


Как называется суп из гороха? (Гороховый суп) . Суп из рыбы? (Рыбный суп) . Варенье из орехов? (Ореховое варенье) . Закрой книжку, вспомни и расскажи, какое угощение приготовил хомячок для своих гостей.

Фрагмент 3. Дифференциация звуков [Х]-[Ф] на уровне слов.

В следующий раз ёжик принес белочке альбом с фотографиями разных предметов.

В каждом горизонтальном ряду есть один «лишний» предмет. Давай найдем его и обведем, - сказал ёжик . – Нужно хорошо подумать и объяснить, почему предмет лишний.

Так! Халат, футболка, сарафан, шарф, - перечислила белочка. Я думаю, здесь лишний шарф, - сказала белочка Хана . - Шарф надевают, когда становится холодно, а всю остальную одежду носят в теплое время года.

Молодец, - сказал ёжик . – Ты правильно рассуждаешь! А теперь подумай, какой звук [Ф] или [Х] есть в этих словах.

А, поняла, - воскликнула белочка. – Шарф, футболка, сарафан – во всех словах есть звук [Ф] и только в слове «халат» звук [Х] . Значит, «халат» - лишнее слово.

Молодец, белочка! – похвалил Хану ёжик.


В каждом горизонтальном ряду ребенок находит и раскрашивает «лишний» предмет. Объясняет, почему он лишний, выделяя звуки [Х] , [Ф] в словах.

Халат, футболка, сарафан, шарф.

Флаг, фонарь, фотоаппарат, хлеб.

Светофор, фартук, конфета, муха.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Работая с детьми средней группы по постановке нарушенных звуков, я столкнулась с некоторыми сложностями. Во-первых, ограниченностью дидактических пособий по автоматизации звука [Х], во-вторых, с необходимостью разнообразить работу с детьми 4-х лет наглядным материалом, который был бы объединен единым сказочным сюжетом, что должно было повысить учебную мотивацию детей-логопатов.

Кроме того, в структуру занятия я планировала включать лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка и коррекции грамматических ошибок. Поэтому пришла к необходимости создания дидактического пособия по автоматизации звука [Х].

Представленное на конкурс индивидуальное занятие по автоматизации звука [Х] было проведено с использованием логопедической сказки «Приключение белочки Ханы и ее друзей». Это пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения.Игры и упражнения, представленные в пособии, помогут автоматизировать звук [X] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [Х] - [Ф]. Пособие может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.

Задачи :

1. Автоматизация звука [Х] в словах, предложениях, связной речи.

2. Развитие навыка употребления существительных в дательном падеже единственного числа.

3. Развитие навыка употребления предлогов « под» , « над» , « между» .

4. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, памяти.

Оборудование : предметные картинки (теремок, ёж, муха, белка, хомяк, петух, черепаха, часы, части часов), массажный мяч.

Ход занятия

1. Дыхательное упражнение «Погреем руки». Многократное произнесение звука [x].

2. Слоговые ряды:

Ха-ха - ха-ха-ха
Хо-хо - хо-хо-хо
Хэ-хэ - хэ-хэ-хэ
Хы-хы - хы-хы-хы

3. Работа с использованием логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Рассказывание логопедической сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.

Логопед: Ёжик, белочка, хомяк, муха, петух и черепаха заметили чудесный теремок. Они подошли к теремку, постучали в дверь и спросили: «Кто, кто в теремочке живет?». Но им никто не ответил. Дверь приоткрылась, словно гостеприимный теремок приглашал друзей зайти и отдохнуть. Хозяином чудесного теремка оказался хамелеон.

Выполнить задания:

а) Назвать героев сказки (муха, черепаха, белочка Хана, петух, ежик, хамелеон).

б) Определить количество слогов в этих словах с помощью хлопков.

в) Отгадать, про каких животных будет говорить логопед.

  • Это животное живет над черепахой. Это...
  • Это животное живет под петухом. Это...
  • Это животное живет под хомяком. Это...
  • Это животное живет между белочкой и хомяком. Это...
  • Эта птица живет между хомяком и ежиком. Это...

г) Составление ребенком аналогичных загадок.

д) Дидактическая игра «Кого не стало?» с индивидуальными изображениями героев сказки.

е) Расположить героев сказки в пустые окошки теремка без зрительной опоры.

4. Самомассаж пальцев рук с использованием массажного мячика.

Гладь мои ручки, (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад) Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить, (Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями),
Я хочу с тобой поладить. (Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой рукой). (О. Крупенчук).

Логопед: Белочка Хана, ежик, муха, хомяк и черепаха подружились с недоверчивым хамелеоном, и он перестал их бояться. Они играли в разные интересные игры, а когда настало время прощаться, хамелеон подарил каждому из них подарки. « Подарки хамелеона» . Чтение логопедической сказки (стр. 29).

Выполнить задания:

а) Узнай и расскажи, для кого эти подарки. Например: Ежику хамелеон подарил сахар и т.д.

б) Закрой книгу и вспомни, какие были подарки и для кого они предназначались.

« Собери из частей целое» (Собрать из частей часы-ходики, назвать части предмета).

Логопед: А для нас с тобой хамелеон тоже приготовил интересный подарок. Давай посмотрим, что лежит в этом конверте.

6. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком [Х].

Ходики ходят - они на ходу,
Ходики станут - попали в беду.

7. Итог занятия.

Список использованной литературы:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г, Г’, К, К’, Х, Х. М.: «Издательство Гном и Д», 2011. - 48с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор - сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. - 96 с.

Логопедическая сказка «Приключение белочки Ханы и ее друзей».

Закрепление и автоматизация звука "Х" Речевой материал. Ответь на вопросы. 1. Чем виляет собака? (Хвостом) 2. Где живут коровы и козы? (В хлеву) 3. Из чего делают ткани? (Из хлопка) 4. Как называются сухие ветки? (Хворост) 5. Как называются листья ели и сосны? (Хвоя) 6. Спортивная игра на коньках (хоккей) 7. Небольшая гора, возвышенность (холм). 8. Громкий смех (хохот). 9. Кто пишет картины? (Художник) 10. Фрукт оранжево – красного цвета (хурма). Отгадай загадки. В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник) Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Легкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок) Закончи предложения. У слона длинный …..(хобот). Мы купили в магазине …..(холодильник). Мальчики и девочки поют в …..(хоре). Белка собирает грибы и ……(орехи). Дети пошли в …..(поход). В шахте работают…..(шахтеры). Миша и Алеша играют в ……(шахматы). В огороде растет …..(горох). Повтори предложения. Хозяйка испекла хороший хлеб. Харитон несет охапку хвороста. Петух и хохлатка ходили между лопухами. Хитрая хищница унесла петуха. В хлебнице лежит хлеб, а в сахарнице сахар. На холме стоит хата. В холодильнике лежит холодец. В воздухе кружится пух с ольхи. У хозяйки хрустальная сахарница. Мальчики плохо пели хором. Дети хрустят сухарями и орехами. Вокруг облепихи летали мухи. Под ольхой вырос мухомор. Мама сшила халат их хлопка. Повтори пословицы и поговорки. Не пой худой песни при добрых людях. Храни себя от бед, пока их нет. Хлопот полный рот. У ленивой пряхи нет для себя рубахи. Хорош павлин, да ногами худ. Плох обед, пока хлеба нет. Дело наспех, сделано на смех. Снег на полях, хлеб в закромах. Хорошей хозяйкой дом стоит. Хороший товар сам себя хвалит. Хоть ноги длинные у спеха, но не доводит до успеха. Лето – собериха, зима – поедиха. Повтори скороговорки. Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали; -Ха! ха! ха! ха! Прохор и Пахом ехали верхом. Вкусная халва - мастеру хвала. Хохотушка буква Х рассмеялась: «Ха – ха – ха!» Муха – горюха села на ухо. Был в саду переполох- Там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, Прополи чертополох. Повтори тексты. Храбрый охотник охотится на хорька. Хорек не выходит из своей норы. Пастух пасет колхозных овец. Рядом находятся хлебные поля. Повариха сварила уху. Хороша уха. Дети водили хоровод. Вдруг хлопнула хлопушка. Они сказали: «Ох»! Повтори считалку. Бах – бух, тях – тюх, Зайчик – ух, Во весь дух, Полетел от зайки пух. Хуп – хоп, зайке в лоб, Шум, звон, поди вон! Повтори потешки Поехали, поехали, С орехами, с орехами. Ехали, ехали, Обратно приехали. Ехал пан, ехал пан, Шагом, шагом, шагом; Ехал пан, ехал пан, Рысью, рысью, рысью; Ехал пан, ехал пан, Махом, махом, махом, - Бух! Произнеси чистоговорки Ха – ха ха – мы поймали петуха. Хи- хи – хи – Маша нюхает духи. Хе – хе – хе – рыба плавает в ухе. Ах – ах – ах – очень холодно в горах. Ох – ох – ох – мы посеяли горох. Ух – ух – ух - с тополей слетает пух. Их – их – их – я люблю сестер своих. Эх – эх – эх – в гости мы позвали всех. Материал подготовила Екатерина Конева.