Постановка целей обучения как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. Таким образом, хорошо сформулированные цели обучения определяют… Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать успешность обуч

В образовательном процессе и

эффективности его работы в деле воспитания подрастающего поколения .

Рождается ребенок. В общество приходит его новый собрат. Он мал, слаб, неразвит, ничего не знает ни о мире, ни о себе. Это, конечно человек, но человек будущий, "потенциальный". В зависимости от условий, в которых он окажется, ребенок превратится или в развитую, творческую, ориентированную на созидание личность, или в существо с отрицательным социальным знаком, способное лишь к разрушению.

Воспитание - это процесс воздействия сознания на сознание. Успех воспитания определяется не умелостью педагога, содержанием образовательных программ и учебных планов, не оснащенностью и совершенством материально - технической базы школы, а ее культурой.

Хочу остановиться на некоторых направлениях моей воспитательной работы :

«здоровье», «мой край родной», «досуг», «общение», «учеба», «профессии».

Здоровье ставлю на первое место, т. к. в последнее время качество здоровья наших детей заметно ухудшилось, особенно зрение. Цель этого направления – поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Каждое утро в нашей школе начинается с физ. зарядки. Проводим общешкольный День Здоровья на свежем воздухе, дети посещают секцию ОФП, прогулки на лыжах, организовано горячее питание. В классе организовано дежурство, влажная уборка классной комнаты и уход за комнатными цветами. Каждую пятницу в классе проводим санитарный день. На классных часах особо уделяю внимание теме о вреде курения, алкоголя и наркомании.

Воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей, которые знают и уважают свои корни, культуру, традиции, обычаи своего края – это и есть цель работы по направлению «мой край родной». Три года я занималась с ребятами краеведческой работой. Мы изучали историю возникновения села, очень часто встречались со старожилами и интересными людьми села. Каждый ребенок составил генеалогическое древо своей семьи, поделился историей о семейной реликвии. Ходили в походы….

Досуговую деятельность стараюсь строить на принципах самоуправления; приятно, когда дети сами предлагают идеи проведения мероприятия. В предыдущем выпуске стал традицией День именинника, которому предшествовала большая подготовка: выполнение своими руками подарков, разработка программы праздника с музыкальными номерами. Еще одна традиция – поездка в г. Новосибирск в театры «Глобус» и Оперный, в зоопарк. Все это способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов.

В этом учебном году я являюсь классным руководителем учащихся 9 класса , в котором обучается 8 человек: 3 девушки и 5 юношей. В с. Куликовское проживает трое, один из п. Каськовский, один из п. Бочино, трое из п. Васильевский. Налицо моя проблема во внеклассной работе – большая часть детей «привязана» к подвозу. Поэтому и родительские собрания заменились на индивидуальные встречи. Обязательны стали посещения в начале учебного года семей моих учеников с целью выявления готовности к школе, для ознакомления с социальными условиями проживания учащихся. В таких ситуациях разговоры происходят в более теплой, непринужденной обстановке, родители становятся ближе. Для себя сделала плачевный вывод: заинтересованность родителей в образовании детей стала ниже. Для сравнения с предыдущим выпуском (2003 г): участие в ЕГЭ по математике 75%, качество 66%; по физике 8,3% - участие и качество – 100%. Сегодня трое из них учатся в торгово-экономическом институте, трое в индустриально-педагогическом колледже , одна в сельхоз Академии, одна в педагогическом Университете (физ. фак.).

Беседы с родителями показали, что не все родители представляют будущее своего ребенка. Поэтому моя задача помочь совместить желания родителей, возможности и желания ребенка с возможностями школы. Совместно с психологом провела диагностику профессиональных склонностей подростков. Результаты теста показали, что моим детям ближе профессии двух типов: «человек – человек» и «человек – техника». На классных часах знакомлю с профессиями этих типов, тем самым стараюсь помочь ребятам в выборе будущей профессии.

Обучение и воспитание неразрывны. Воспитывать не может человек безнравственный, бесчестный, безответственный, недобрый. К воспитанию нельзя допускать человека без ясных социально приемлемых ценностей, отягощенного психическими препятствиями и комплексами, внутренне не свободного, с неразвитым чувством собственного достоинства. Ибо воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику воспитателем самого себя, собственных ценностей и отношений, своего "образа жизни", где "работают" механизмы подражания, внушения , заражения.

Словом, не может воспитывать педагог, которого дети не любят, кому не хотят подражать, образу жизни которого тайно или явно не завидуют.

Основной задачей обучения является подготовка его к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки - это подготовка к жизни, а вся внеурочная деятельность - это некая модель самой жизни, желательно достойной. Чем богаче, разнообразнее, содержательнее эта деятельность, тем более подготовленным к будущей взрослой жизни оказывается воспитанник. Нельзя школьное бытие ребенка сводить только к учебе.

Мы с вами должны каждый своими средствами делать одно общее дело: учить детей не только физике, математике, химии, но и законам жизни;

лепить в голове учащихся возможно более полную картину мира, доказывать, что мир добр, гармоничен и человечен;

обучать не только способам и приемам абстрактного мышления, но и способам взаимодействия с другими и с самим собой;

развивать эмоциональную сферу, будить социальные чувства, как на уроке, так и после него, т. к. бесчувственный, бессердечный человек одинаково опасен, будь он большим ученым или законченным невеждой.

Классным руководителям, педагогам нужно научиться ставить более конкретные и выполняемые воспитательные задачи, но самое главное - больше уважать своих воспитанников, изучать их природу, закономерности развития, считаться с ними и...думать, думать, прежде чем предпринять какое-то педагогическое действие. Ибо вред, урон, разрушения формирующейся личности бездушный педагог может нанести огромный. В процессе воспитания передаются, а точнее - выращиваются отношения. А поскольку в основе отношений лежат эмоции, чувства, влечения, то их механически передать нельзя. мало сказать воспитанникам, что нужно уважать старших, родителей, учителей, Родину. Эта информация для них ничего не значит, ибо эмоционально мертва. Отношения возникают в процессе собственного опыта, личных переживаний. Их можно выстрадать, в себе открыть и т. д. , т. е. потратить на эту работу часть себя, собственных усилий, даже здоровья. Возникновение, изменение отношений возможно только в процессе деятельности и переживаний, в результате ценностного взаимодействия с другими.

Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна, привлекательна, значима для обучающегося. Он должен знать, понимать, куда его ведет учитель, что от него требуется, и сознательно участвовать в этом процессе - быть субъектом учебной деятельности , помогая учителю, т. е. обучая самого себя. А вот цель воспитания, да и сам процесс должны быть максимально скрыты от воспитанника. Ребенок не хочет быть воспитуемым. Это воспринимается им всегда как насилие над собой. Этот процесс должен будить собственную, духовную работу сердца ребенка, готовя необходимые внутренние условия, психическую почву для рождения новых чувств и отношений. Сколько бы мы не взывали к сознанию детей, побуждая их быть "трудолюбивыми", все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовольствия от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - это важные побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному. Поэтому воспитание - это искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно ценного поведения, т. е. культивирование в ребенке желания "быть хорошим". Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, а лишь ощущаемый сердцем наставника процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника с непредсказуемым, предопределенным результатом, а лишь генерирующим в ребенке стремление сделать то, что хотелось бы педагогу. Эта душевная связь недоступна человеку неразвитому, грубому, черствому.

Как совершается очеловечивание, становление личности ребенка? В этом процессе можно выделить стихийное влияние: улица, сверстники, семья, неформальные группы и др. и организованное: школа, внешкольные воспитательные учреждения, радио, телевидение. Самые главные, высшие ценности человека: представления о добре, истине, совершенстве, красоте, гражданских идеалах формируются, очевидно, под воздействием стихийного влияния - так называемого общественного мнения нации. Хотя, безусловно, велика здесь роль образования. Официальное влияние воспитательных институтов, конечно же традиционной школы, можно сравнить лишь с небольшим ручейком в огромном потоке жизни школьника. "Уроки нравственности", "классные часы мужества" с точки зрения эффективности воспитательного значения, конечно, ничтожны (т. к. они лишены практического подкрепления получаемых знаний). Представьте себе, если ребенок в течение 11лет жил в атмосфере унижений и неудач, если 11лет бездельничал и обучался тому, как обмануть педагога и избежать ответственности, что и кто из него вырастет?

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения — центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

Содержание и цели обучения: стандарты, планы, программы, учебники

Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:

1. дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени. Это требование предполагает тщательный учет тех существенных различий, которые всегда имеются между той или иной наукой и соответствующим учебным предметом. Учебная дисциплина отличается от конкретной науки как совокупностью понятий, так и самой логикой изложения. Мастерство преподавателя, его высокий профессионализм проявляется не только в глубоком знании содержания научной дисциплины, но и в искусстве селекции, отбора из него той части, которая соответствует конкретным условиям обучения. Наука превращается в учебный предмет только при условии ее синтеза, слияния с дидактикой;

2. психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.

Но при этом как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна осуществляться в ущерб его объективности, научности, с чем и связана одна из главных трудностей разработки содержания обучения;

3. обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности. Даже отвлеченная, абстрактная теория в учебном процессе по возможности должна сочетаться с формированием умений, навыков, приобретением творческого опыта, способности правильно оценивать действительность;

Цели обучения

Проблема целей обучения заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее. Цель обучения — это его определяющее, всепроникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства. Известное замечание римского философа Сенеки о том, что для корабля, не имеющего гавани, никакой ветер не будет попутным, применимо и к целеполаганию в системе образования. Бесцельное обучение неизбежно будет и безрезультатным. В разные исторические периоды, в разных странах перед обучением ставились самые разнообразные цели в зависимости от специфики разных эпох, народов и цивилизаций. Цели отличались и по своим масштабам, они могли быть общечеловеческими, социально-групповыми, индивидуально-личностными. Однако в любой образовательной системе выделялась главная цель, которой подчинялись все остальные, и которая определяла весь характер данной воспитательной системы. Именно цели обучения отличают одну воспитательную систему от другой.

Всю историю педагогики можно представить как цепь сменяющих друг друга целей воспитания, их зарождения, осуществления и отмирания. Целей воспитания одинаково пригодных для всех времен и народов не существует. Как и все в мире, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Они задаются, детерминируются уровнем экономического и культурного развития общества, достижениями философской и педагогической мысли, возможностями существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

Два противоположных по целям типа воспитания сложились в Древней Греции. Они основывались на полярных представлениях о сравнительной ценности личности и общества.

Спартанский тип был ориентирован в первую очередь на потребности общества и подчинение им интересов личности.

Афинский тип в качестве главной цели воспитания рассматривал личность, всестороннее развитие способностей, заложенных в ней природой. Уже тогда этот второй тип воспитания обнаружил свою высокую жизнеспособность. Однако в его рамках по мере исторического развития оформились два разных варианта определения целей и задач обучения:

  • «сообщающее», «репродуктивное» обучение, рассматривающее в качестве главной цели обучения усвоение основ наук, полезных для жизни знаний. Это направление, сохранившееся до сих пор, иногда называют академическим;
  • «развивающее», «продуктивное» обучение, в качестве главной цели обучения указывает на развитие мышления, логики, творческих способностей личности.

Истина в этом споре, по-видимому, расположена где-то посредине. Сегодня большинство специалистов по теории обучения приходят к выводу, что развивать творческие способности человека, не создав ему прочной базы в виде определенной суммы научных знаний, невозможно. Опираясь на богатый исторический опыт определения конструктивных целей обучения, современная дидактика формулирует их в виде совокупности следующих задач:

  • усвоение обучаемыми определенного объема знании о самом себе, других людях, природе. Причем речь идет не только о какой-то сумме фактов, но и о необходимости объяснения связей между ними, а также об умении применять знания в конкретных ситуациях, а в идеале — об умении решать проблемы с опорой на знания из разных областей;
  • развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических умений; первостепенное значение при этом придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда полученные знания быстро устаревают и становится необходимым непрерывное обучение, в том числе и путем самостоятельного обучения;
  • овладение профессиональными знаниями по избранной специальности, подготовка к творческой работе по своей профессии с цслыо достижения в ней высокого уровня мастерства, зрелости профессионализма;
  • развитие культурных потребностей, гражданских, нравственных, эстетических мотиваций и интересов.

Постановка целей обучения ориентирует преподавателей и учащихся на достижение конечного результата обучения. Ясная цель позволяет точно отбирать содержание обучения, выделять в нем основные дидактические единицы и соответствующие им методы обучения, упорядочивает всс стороны процесса обучения, придает ему необходимую целостность и единство.

Свидетельством определяющей роли целеполагания является процесс развития отечественною образования. В течение более чем семидесяти лет советская педагогика провозглашала высокие демократические цели: воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, сочетающей в себе высокое умственное развитие, моральную чистоту и физическое совершенство. Однако слова часто расходились с делом. В реальной жизни происходило подавление прав и свобод личности, осуществлялось жесткое подчинение всей системы воспитания монопольно господствующей идеологии.

Однако сегодня нет оснований отказываться от ранее провозглашенной цели, поскольку ей нет разумной альтернативы. Но при ее реализации необходимо учесть ранее допущенные ошибки.

Кроме того, должны быть смещены некоторые ее акценты. Если раньше в качестве основной цели обучения и воспитания выдвигалась подготовка специалиста, способного работать на благо государства и общества, то сегодня акцент смешается на задачу самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Эти изменения способствуют воссоединению современного российского образования с мировой и отечественной гуманистической традицией воспитания.

Национальной особенностью российской культуры и образования издавна было усиленное внимание к внутреннему миру человека, его индивидуальной нравственной позиции. Выдающийся философ XVIII в. Г.С. Сковорода (1722-1794) призывал своих читателей:

Брось коперникански сферы.

Глянь в душевные пещеры...

Важнейшее тебе

Найдешь ты сам в себе.

А в обустройстве этого внутреннего мира человека главной задачей воспитания является утверждение позитивного отношения к миру и людям, идеалов добра и справедливости в качестве высших ценностей. «Мы смело высказываем убеждение, — писал К.Д. Ушинский , — что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Другой известный русский педагог М.И. Демков считал, что громадную роль в жизни людей играют религия и нравственность. Укрепление их влияния составляет задачу нравственно-религиозного воспитания.

Отказываться от этих традиционных для России целей воспитания сегодня нет никаких оснований. Необходимо лишь создать условия для их осуществления.

  • стандарты;
  • планы;
  • программы;
  • учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования , устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).

В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них. При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социально-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образовательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демократизацию, что и характеризует в настоящее время российское образование.

Стандарт — исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Через создание и внедрение стандартов государство реализует свою руководящую роль в системе образования. Соблюдение стандартов обязательно для всех типов учебных заведений независимо от форм собственности. Главная цель их введения состоит в том, чтобы не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования для всех типов учебных заведений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обучен- ности, а для выпускников общеобразовательных школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план , на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подготовки указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, областей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образовательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.

Рабочий учебный план — это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность , длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

3. Учебная программа — еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

Одна из современных новаций в этом деле — предоставление права отдельным преподавателям создавать в одном и том же учебном заведении альтернативные учебные программы, учитывающие особенности различных по уровню развития и характеру интересов групп учащихся. Однако способы практического применения подобных программ разработаны еще слабо.

4. Учебник - еше один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в печатной, но и в электронной форме. Электронные учебники, так называемые компьютерные обучающие программы (КОПРы) особенно широко используются в дистанционной форме обучения в виде кассет, дисков, а также сайтов Интернета.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

  • информационную , состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;
  • обучающую , с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:
  • контрольную , которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса.

Во всяком случае, хороший учебник должен отвечать таким элементарным требованиям, как краткость, доступность, структурированность, т.е. четкое разделение на блоки, модули и т.п.

К сожалению, многие современные учебники, как печатные, так и электронные, ограничиваются только первой из указанных функций, т.е. дают лишь учебную информацию и не показывают, как с ней нужно работать, предоставляя это решать самому читателю, который к этому не всегда готов.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справочники, книги для дополнительною чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во многом зависят результаты обучения. Признается необходимость комплексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обучения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, — качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержание обучения — этот последний фактор по своей значимости занимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эффективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Поэтому наряду с содержанием обучения еще одной и более важной дидактической проблемой является проблема качества деятельности преподавателя, применяемых им методов обучения, от чего прежде всего зависит общая эффективность любой сис темы образования.

Образование - это процесс освоения достигнутых результатов развития общества. В процессе социализации человек приобщается к стандартам поведения, ценностям, совокупности знаний, которые произвело общество за длительный период развития.

как элемент системы образования

Образование осуществляется поэтапно, в зависимости от цели, возраста, задач обучения. Дошкольное, для детей в возрасте 6-7 лет, дает начальные представления об окружающем мире. Занятия осуществляются в игровых, наглядных формах, которые наиболее доступны для восприятия в этом возрасте.

Право на получение обязательного общего образования закреплено в Конституционной норме, что подчеркивает его значимость в процессе социализации - адаптации личности к системе общественных связей. Это важный этап обучения, поэтому необходимо понимать, какова цель деятельности ученика и при каких условиях она достигается.

Учебная деятельность

Учение — это психический процесс специфической деятельности человеческого общества, который регулируется осознанной целью. Учение имеет место только в том случае, когда деятельность управляется и регламентируется определенными учебными задачами для достижения поставленной цели.

Для успешного осуществления процесса обучения необходим набор волевых и познавательных качеств. Их совокупность (память, воображение, психологическая готовность) определяется в зависимости от того, какова цель деятельности ученика, и может существенно отличаться на разных этапах учебной деятельности.

Учебная деятельность отличается от иных форм преобладанием в ней гностического аспекта. Цель ее - познание окружающего мира.

Это направленный целесообразный процесс, в результате которого человек приобретает новый уровень познания, выходит на новое качество жизнедеятельности.

Процесс и цели обучения

Процесс обучения имеет смысл в том случае, если он направленный, с определенным вектором движения и системой координат, позволяющих оценить степень соответствия курса этому вектору. От поставленной цели зависит набор средств, методов, форм, приемов обучения, ученика. В свою очередь, совокупность форм и методов влияет на качество, результативность и скорость достижения цели.

В настоящее время подходы в обучении называются личностно ориентированными. Что это значит? Ученик рассматривается в таком подходе не как объект учебной деятельности, за которого решают, куда и как он движется в познании. Сам ученик определяет цели своего развития. Понятно, что ребенок, подросток в этом процессе не всегда может сформулировать цель обучения, оценить свои возможности и выбрать методики развития. Все это остается в компетенции педагогов. Однако задача мудрого педагога - помочь школьнику в его самоопределении. Какова цель деятельности ученика? Достичь в процессе учения того уровня компетенции, который возможен в рамках его личных психолого-социальных характеристик и максимально раскрывает его личность.

Задачи учения

Для достижения цели деятельности в процессе учения решается комплекс задач, которые являются теми маркерами процесса, что одновременно не позволяют сбиться с пути и выступают критериями успешности обучения. ученика определяется следующими задачами:

  • Знания. Расширение объема информации по предмету учения.
  • Умения. Формирование способности применить приобретенные знания на практике.
  • Навыки. Достижения определенного уровня практического результата при систематическом использовании приобретенных умений.

Задачи и цель учения предопределяют виды, формы и методы осуществления учебной деятельности. Их эффективность и выбор зависит от социально-психологических особенностей ученика.

Условия для успешной учебной деятельности

Результаты процесса познания зависят от того, кто ученик. Характеристика деятельности ученика должна учитывать его пол, возраст, личные особенности, уровень интеллекта, особенности воспитания. Есть характеристики объективные и субъективные, которые важно учитывать в выборе определенных форм обучения учеников.

В число объективных параметров входят: возрастные и половые особенности, психотипы личности. Субъективными факторами станут особенности воспитания, личные способности и наклонности ребенка. ученика в обязательном порядке должна строиться с учетом как объективных данных, возрастных отличий, так и с учетом сугубо индивидуальных особенностей. Если это ребенок экстраверт, гипердинамичный мальчик 5-летнего возраста, то вряд ли можно сформировать навык шить одежду для кукол, впрочем, всегда есть исключения.

Виды и формы учебной деятельности

Формы и виды деятельности можно комбинировать, разнообразить и изменять под особенности учения. Существует большое количество вариантов, при помощи которых можно достичь отличных учебных результатов (при условии их правильного выбора):

  • Уроки в форме дискуссий.
  • Театрализованные уроки.
  • Викторины.
  • Творческие мастерские.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Защита проектов.

Формы также могут быть групповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность, самоконтроль и проч.

Все они формируют поле возможности для проявления талантов и особенностей учащихся. Характеристика основных видов деятельности ученика должна раскрыть мотивы его действий, выявить потребности и поставить адекватные процессу задачи.

Характеристика учебной деятельности

Известный в сфере педагогической психологии ученый Леонтьев А. Н. выделил следующие основные характеристики, которые и в настоящее время являются исчерпывающими для анализа учебной деятельности учеников. Чем определятся ученика?

Прежде всего, это потребность ученика в процессе обучения, важной является учебная задача, которая решается на определенном этапе в процессе учения. Эффективность процесса зависит напрямую от мотивов учебной деятельности ученика и соответствующих им операций, действий и приемов.

  • Учебная задача. Особенность этого момента состоит в том, что при грамотной ее постановке ученик не просто находит ответ на вопрос, он приобретает универсальный алгоритм действий в неограниченном количестве вариантов с аналогичными параметрами.
  • Потребность. Стремление освоить в которой происходит учебная деятельность учащихся с целью достижения учебной цели.
  • Мотивы. Личные потребности ученика, которые решаются в результате освоения определенных знаний, достижения цели.

Обучение и развитие

Стандарты современного образования направлены на гармоничное сочетание обучения и развития детей. Но реальное решение этого важнейшего вопроса напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, культуры родителей, их знания и применения в процессе воспитания базовых понятий возрастной психологии и педагогики.

При грамотном ответе на вопрос о том, какова цель деятельности ученика, задаются параметры зоны его ближнего развития. Что это означает?

По мнению Выготского Л. С., существует определенный разрыв между актуальным развитием ребенка (то, что он способен решить и сделать самостоятельно) и тем, на что способен ребенок в результате сопровождения компетентного инструктора (учителя). Именно этими параметрами и определяются цели обучения. Для того чтобы эта дистанция была преодолена успешно и у ребенка сформировалась устойчивое желание развивать свои способности, важно обратить внимание на мотивы учения. В этом процессе должны принимать участие не только педагоги, но, что еще более важно, родители ученика.

  1. Изначально ребенок должен понять, что учение - это область его личной ответственности. Не следует за ребенка выполнять прямые его функции - подготовка домашней работы, сборы в школу. Лучше оставить это на уровне контроля, с постепенным переходом на самоконтроль.
  2. Проявлять личный искренний интерес к области, в которой осуществляются виды деятельности ученика, и оценке результатов (даже, на ваш взгляд, незначительных) в процессе учения.
  3. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Отмечать его личный рост по сравнению с тем, какой он был вчера и что изменилось лично в нем. Всегда есть за что похвалить вашего ребенка! Все дети - гениальны.
  4. Концентрироваться на достижениях, не ругать за неуспех, нужно учить ребенка с достоинством выходить из трудных ситуаций, не теряя веры в себя. Характеристика деятельности ученика должна осуществляться только в позитивном ключе.
  5. Помочь ребенку увидеть реальную связь успешности в освоении теоретических знаний с уровнем практической выгоды и целесообразности.
  6. Разработать систему поощрений с короткой целью - за день, неделю, месяц, учебный период (четверть, полугодие) и с перспективой - на год.

Помнить, что самостоятельность ребенка зависит во многом от позиции родителя - друга, советчика, авторитета. А успешность - от умения помочь ребенку поверить в свои силы.

Академия дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)

Дисциплина: Педагогика

Практическое задание 1, Модуль 1. Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики

Выполнил:

Слушатель Стрельникова Елена Сергеевна

Преподаватель:

Сухоруков Александр Александрович

Г. Курган – 2017

Задание 1.

Защитник

Я полностью согласна со словами (выводами) учащегося. Он верно подметил, что «цель обучения всегда открыта и должна быть понятна, привлекательна, значима для обучающегося. Он должен знать, понимать, куда его ведёт учитель, что от него требуется, и сознательно участвовать в этом процессе - быть субъектом учебной деятельности, помогая учителю, т.е. обучая самого себя». По новому федеральному государственному стандарту, мы, учителя, подводим ученика к теме и цели урока. Мы не говорим как раньше тему и цель урока, а задаем наводящие вопросы. Ребенок, таким образом, учится думать и выделять самое главное.

Согласна, что цель воспитания и сам процесс должны быть скрыты от ученика. Ребенок должен понять в момент воспитательного процесса, что от него именно требует учитель. Поняв и осознав, ребенок исправляет свои ошибки. Задача учителя подвести ребенка к осознанию его ошибок, не говоря прямо о них. Иначе, опять же соглашусь со словами, что «ребенок не хочет быть воспитуемым».

Оппонент

Я не совсем согласна со словами, что цель должна быть привлекательна для учащегося. Ведь может быть и наоборот. Точно также цель может быть и не значима для ребенка. Ребенок может и не понимать, куда же ведет его учитель, что же этот учитель хочет от воспитанника. Учащийся может учиться, но без интереса участвовать в процессе обучения, или не участвовать совсем. Многие дети не хотят заниматься самообразованием. Многие ученики не всегда понимают, что же требует от них учитель, какие цели он ставит перед учеником.

Задание 2.

Эссе на тему: «Один день учителя в школе»

Учитель- это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Авиценна

Вот и снова наступило первое сентября. Школьный двор озарило ярким, осенним солнцем. Сквозь лучики солнца заметны яркие, по-настоящему осенние листья. Погода ясная, на небе нет ни единого облачка. Тепло. Хотя нет, я бы сказала, жарко. Время подходит к десяти утра. В школу приходят дети с красивыми цветами. С детьми приходят их родители, бабушки и дедушки. Для первоклассников это самая первая в их школьной жизни линейка. Они еще такие маленькие, но такие разные. Кто – то напряженно думает о чем – то своем о том, что же ждет их впереди, чьи – то глаза смотрят вокруг с удивлением в ожидании чуда. Вот стоит белокурая девочка. Она еще не знает, внутри нее живет красавица, которая к выпускному балу покорит мужские сердца. А вот стоит конопатый мальчишка – разбойник, который наверняка лишит сна и покоя ни одного педагога, но все же станет спортсменом, гордостью школы и просто хорошим человеком. Они все такие разные, но все такие родные. Для учителя все ученики становятся своими. Учитель смотрит в их чистые глаза и понимает, а этот ребенок нуждается в моей помощи. Он нуждается в моем совете и поддержке. Это, наверно, и есть счастье…

Профессия учитель – это постоянный поиск новых методов обучения, творческого подхода к изложению нового, еще неопознанного и неизвестного для ребенка. На любом этапе развития ребенок приходит в школу не только для получения новых знаний, но и для общения с одноклассниками, учителями. Каждый ребенок со своими плюсами и минусами. И задача учителя принять ребенка таким, какой он есть. Все зависит от учителя, от его подготовки к уроку, от его методики преподавания. На сегодняшний день современный урок требует колоссальной подготовки.

Вот и закончилась торжественная линейка, прозвенел звонок и начались уроки. На пороге кабинета появились пятиклассники. Сегодня для них абсолютно новый урок. Для ребят не только новый урок, но и новый учитель. Ребята вспомнят таблицу умножения, научатся решать новые для них задачи. Урок начали с небольшого приветствия и представления учителя. Они с таким интересом разглядывают учителя. Так интересно за ними наблюдать. На уроке повторили таблицу умножения, повторили какие бывают арифметические действия, их свойства, вспомнили как решаются арифметические задачи. Урок прошел достаточно интересно и плодотворно. Дети получили хорошие оценки. Прозвенел звонок, началась перемена. Дети подошли к столу учителя, стали задавать вопросы, высказали свои пожелания, поблагодарили за урок.

Вот и подошел урок в шестом классе. Нужно успеть перестроиться. Сегодня будем не только повторять материал за пятый класс, но и изучать новую тему, разбирать сложные примеры и задачи. Богатый опыт приобретается учителем в работе с применением современной учебной техники: урок – презентация, использование интерактивной доски, использование видео – уроков. Урок проходит в виде диалога, совместного поиска в решении проблемы. Психологи говорят есть «трудные ученики», к ним тоже можно найти подход и заинтересовать уроком, их в первую очередь необходимо вовлекать в процесс диалога, где они могут высказать свою точку зрения, на какую – либо тему. И если такой ученик принимает активное участие в проведении урока, а чаще всего у них получается очень хорошо, то с такого урока уходишь вдохновленный, уверенный в своих возможностях. Знание психологии, педагогический опыт и такт, профессионализм, порядочность, терпение дают нам возможность решать конфликтные ситуации. Самое главное не допускать внутренний конфликт в душе ребенка.

Пятый класс, адаптация. Адаптация – это сложно проходящий процесс для многих малышей. Как они вольются в новую для них жизнь? Каждый из них старается показать себя с лучшей стороны, только у кого – то получается, а у кого – то нет. В этот трудный момент для класса необходима поддержка классного руководителя, родителей, школьного психолога. От поддержки, взаимопонимания, уважения к учителю и к друг другу зависит, как ребята будут себя чувствовать в среднем звене, как они смогут себя найти в школьной среде. В работе классного руководителя сейчас самое главное дать возможность каждому ребенку проявить себя с лучшей стороны, не дать возможность сделать глупость, пресекать злобу и бестактность учеников в отношениях с одноклассниками.

На следующий урок придут девятиклассники. Эти ребята уже самостоятельные. Они делятся на группы. Каждая из групп получает свое задание. Они увлеченно обсуждают предложенные учителем темы, ищут ответы на вопросы в литературе, интернете. Они работают в группах, что дает возможность развивать в них сотрудничество, дружелюбие, умение выслушивать мнение других участников группы не только по своему вопросу. Это дает возможность выработать ответственное отношение к конечному результату своей работы.

Вот и подошли к концу уроки. Необходимо заполнить всю школьную документацию, заполнить журналы, продумать как будут проходить уроки на следующий день, что можно добавить нового и интересного. Еще нужно проверить самостоятельные работы учеников и сделать презентацию к завтрашнему уроку. А также предстоит перечитать и доработать конспект открытого урока, ведь скоро предстоит его провести.

Вот и подошел к концу сегодняшний день. Этот день дал много интересного и нового, и запоминающегося. Дал возможность к новому поиску чего – то нового и своего.