Пособие по фэмп. младшая-средняя группа

Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители! Рада видеть всех, кто нашёл время побывать в гостях на нашем сайте! Сегодня я расскажу, как быстро и без особых затрат можно изготовить увлекательные пособия.

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величина, форма, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие знания станут основой дальнейшего успешного обучения.

Для всех нас очень важно, как организовать деятельность детей на занятии в свободное время, чтобы сохранить познавательный интерес ребенка. Мне помогает в этом разнообразный раздаточный материал, и чтобы труд в изготовлении раздаточного материала был потрачен не напрасно, я стараюсь придумывать пособия многоразового использования. Именно таким и служит пособие - " Умные клеточки"

Изготовить пособие не трудно. Для этого нужно взять большой лист белой бумаги или картона, расчерченный на клеточки.Число колонок и рядов клеточек может быть произвольным. Наверху и внизу колонки пронумерованы цифрами.

Для полноценного использования пособия его нужно сделать на каждого ребенка - поверьте, это того стоит!

Как использовать пособие?

1. При организации работы по ориентировке в пространстве:

Объект (игрушка, картинка, фигура) движется в заданных вами направлениях по клеточкам от любой клетки, обозначенной цифрой или обозначенной точкой в центре пособия;

В старшем возрасте это пособие поможет научить детей действовать по схеме, заданной с помощью знаков.

В подготовительной группе это пособие поможет закрепить умение ориентироваться в тетради в клеточку. Ваша задача - подготовить только текст задания. Совет из опыта: придумывая задание, постарайтесь так продумать ходы, чтобы действия детей заканчивались в определенном месте на игровом поле, тогда удобно проверить правильность выполнения задания!

2. При организации работы на закрепление навыков порядкового счета:

Данное пособие - это многоэтажный дом - размещение фигур, (плоскостных изображений животных, мелких игрушек.) по этажам, по квартирам;

3. Для организации развивающей игры " Стадион"

Цель игры:

Закрепление навыков счета и умения ориентироваться в пространстве;

Развитие логического мышления - умения выделять признаки геометрических фигур согласно заданных с помощью символов условий;

Закреплять умение действовать по символу - " отрицание"

Материалы для игры:

игровое поле, набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине, карточки со знаками-символами;

Ход игры:

Ведущий предлагает построить "спортсменов"

(геометрические фигуры) на старте - на синие цифры. " Спортсмены" движутся согласно заданному с помощью символов условию. Условия движения располагаются на доске, их можно комментировать, а можно предоставить детям возможность выполнять задание самостоятельно.

Например:

Все фигуры делают один шаг вперед:

Все фигуры делают два шага, но нельзя красным

Продолжающие бег фигуры делают три шага вперед, но нельзя круглым

Игру можно использовать, как дидактическое упражнение на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, а так же, как диагностическое задание при мониторинге знаний по ФЭМП.

Дидактическая игра «Божьи коровки»

Игра способствует умению находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.

Каждая божья коровка должна найти свою ромашку.

Ещё варианты:

Взять одну ромашку или божью коровку и подобрать «соседей», то есть предшествующее и последующее число;

Можно сравнить числа или цифры и поставит между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или «равно»;

Ну и что ещё подскажет фантазия.

«Гаражи и автомобили»

Цель игры: закреплять представление детей о составе чисел первого десятка, о цифрах;в старшей и подготовительной группе закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

«Мозаика»

Предлагаю всем педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный полезный конструктор.

Вам понадобиться:

Салфетки универсальные

Ножницы

Карандаш

Трафареты геометрических фигур

Данное пособие поможет:

Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет)

Развивать речь, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры:

«Собери красивые бусы», «Напиши цифры», «Напиши букву», «Выложи предмет», «Найди пару», «Науди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

Древнекитайская головоломка «Танграм»

Представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей. Пусть количество деталей невелико, но на плоскости они могут складываться в сотни разнообразных фигур: силуэтов животных, людей, окружающих предметов.

Для изготовления этой головоломки вам понадобится плотный картон или всё та же универсальная салфетка. Квадрат разрезать на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Самое простое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трёх элементов. Далее, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигуры по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть геометрические фигуры.

«Помоги Степашке»

Эта игра проводится по принципу игры «Божьи коровки»

«Рыбалка»

Данная игра состоит из набора рыбок и цифр. Задания могут быть самые разнообразные. Например:

- «выловить» заданное количество рыбок,

Поймать нужную цифру,

Вычислить пример на сложение или вычитание и найти ответ и т.д.

«Калейдоскоп»

Игра развивает умение расчленять узор на геометрические фигуры разной формы, цвета и величины по образцу. Развиваетзрительное восприятие, внимание и ориентировку в пространстве. Совершенствует умение называть из каких фигур и в какой последовательности сложен узор.

Материал: Карточки с узором из геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Узор выполнен путём наложения фигур меньшего размера на фигуры большего размера. Набор таких же отдельных фигур.

«Весёлые гусеницы»

Пособие «Весёлые гусеницы» связано крючком из отдельных деталей (кружочков) Это пособие можно использовать для обучения детей основным цветам, для различения величин: длинный - короткий, для обучения счёта, для развития мелкой моторики.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа №16
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Жигулевска, г. о Жигулевск Самарской области
структурное подразделение детский сад «Вишенка»
Тимофеева Т.В.
Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
Игровые интерактивные
многофункциональные
пособия
по познавательному
развитию
дошкольников

Жигулевск 2017 г.
ГБОУ СОШ №16 СПДС «Вишенка» (корпус 2)
Авторский коллектив: старший воспитатель Тимофеева Т.В.,
воспитатели Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных
технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности
самостоятельно логически мыслить. Научить маленького ребенка думать
можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей,
невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к
активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию
мира математики.
Во время непосредственно образовательной деятельности с детьми мы
используем самые различные методы и приемы, но главным из них все­
таки остается игра, как основной вид деятельности детей. С помощью
игры обучение для детей становится радостным, увлекательным и
жизненно важным делом, поскольку является частью их жизни.
Представляем вашему вниманию авторские интерактивные пособия по
ФЭМП, с помощью которых ребенок сравнивает и сопоставляет,
устанавливает сходство и отличие, открывая мир чисел и фигур.
Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится
ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать
собственную позицию.

Цель данных игр: развитие математических способностей, логического и
образного мышления,
анализировать и делать умозаключения, самостоятельности.
зрительного восприятия,
памяти,
умения
Игровое пособие
по формированию элементарных
математических представлений
у дошкольников
КОМПЬЮТЕР

«Компьютер» ­ это мобильный игровой модуль, универсальная
увлекательная игрушка, которая помогает детям усвоить программный
материал в игровой форме. По формированию у детей элементарных
математических представлений помогает:
* Совершенствовать навыки счёта
* Изучать и закреплять цифры
* Проводить работу с геометрическими фигурами
* Решать простейшие арифметические задачи
* Развивать умение ориентироваться на плоскости
* Закреплять представления о величине предметов
Игрушка состоит из клавиатуры и монитора
Клавиатура помогает развивать у детей младшего возраста мелкую
моторику рук. На ней можно играть в дидактические игры типа:
«Найди и назови геометрическую фигуру»,
«Назови по цвету, по форме»,
«Который по счёту?»
Монитор играет роль магнитной доски, на которой детям предлагаются
различные дидактические игры, в которые дети играли на столе или
фланелеграфе, например:

«Логическая цепочка»,
«Подбери по величине»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Что изменилось?»,
«Сравни и подбери»
Для детей старшего возраста можно предложить знакомство с цифрами,
знаками, обучение составлению и решению задач.
Также предложены карточки с заданиями (образцами) к хорошо
знакомым играм «Пифагор»,
«Геометрическая мозаика».
«Колумбово яйцо»,
Танграм»,

Игровое пособие
по формированию элементарных
математических представлений
у дошкольников
КНИЖКА­
УМНИШКА

В пособии «Книжка­умнишка» представлены задания по всем
разделам математики. Каждая страница обклеена цветной бумагой. Это
позволяет ребенку закреплять основные цвета. На одной стороне листа
вырезанные из цветной бархатной и
книги изображены цифры,
гофрированной бумаги. Ребенок с помощью пальчика обводит цифру и
называет ее. После того как ребенок выучит их, можно провести игру
"Угадай цифру". Ребенку завязывают глаза и он с помощью тактильных
ощущений угадывает её. Под цифрами приклеены объемные предметы ­
пуговицы и палочки для счета на ощупь.
Страница: Геометрические фигуры.
Все фигуры вырезаны из разного материала. Ребенок с помощью
тактильных ощущений обследует фигуры.

Страница: Выше ­ ниже.
Деревья можно заменить другими предметами. т. к они свободно
вынимаются из креплений. Это позволяет ребенку с помощью приложения
одного предмета к другому сделать правильный вывод.
Страница: Уже ­ шире. Короче ­ длиннее.
Дорожки можно заменить другими предметами, они тоже легко
вынимаются из креплений. Ребенок, используя прием приложения,
определяет какая дорожка шире, уже, длиннее или короче.

Страница: Учись считать
Малыши находят один или много предметов, старшие дети считают
предметы на картинке и обозначает цифрой, составляют задачи.
Страница: Ориентировка в пространстве
Дети находят верх, низ, право, лево, верхний правый угол и т.д. и
обозначают картинкой, которая легко вставляется в кармашек в заданном
месте.

Так же в книжке есть страницы Порядковый счет, Дни недели,
Времена года, Часы, Части суток

Многофункциональность данной игры заключается в том, чтобы в
доступной, понятной, интересной форме, донести до детей познавательно­
развивающий материал в разных видах детской деятельности.
В данном пособии собраны несколько математических дидактических
игр по определенной теме:
«Назови цифры (геометрические фигуры, математические знаки) »;
Вариант «Найди и назови», «Сосчитай и подбери цифру»;
Задачи: Закрепить умение быстро и правильно называть выпавшую
цифру и чего бывает столько же.
«Считай и не ошибись»
Задачи: Обучать умению считать до пяти (десяти), пользуясь
правильными приемами счета: называть числительные по порядку,
соотносить каждое числительное с количеством предметов. Развивать
память и внимание.
«Назови соседей», «Назови цифры больше (меньше) этого»;
Задачи: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к
выпавшему.
«Подбери математический знак» и др.
«Кто больше увидит»
Задачи: Формировать умение запоминать геометрические фигуры и
называть их.
Вариант «Найди соответствующие объемные геометрические фигуры»

  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • ДОШКОЛЬНИКИ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В статье раскрыты теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста посредством занимательного материала, дидактических игр, задач и развлечений.

Первые годы жизни ребенка - это период в наибольшей степени интенсивного развития. Время дошкольного детства недолгое в сравнении всей жизни человека, но очень содержательно постижением всего нового. Окружающая жизнь обрушивает на маленького человека огромное количество информации. Ошибаясь, он находит ответ на многие вопросы, постигает логичность: чтобы мяч катился дальше его необходимо сильнее ударить; в узкое отверстие не пройдет объемистый предмет, и многое другое.

Обучению дошкольников первоосновам математики отводиться первостепенное место. Это послужило источником для целого ряда причин: обилие информации, которое получает ребенок, начало школьного обучения с шестилетнего возраста, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процедуру обучения более насыщенной.

Для интеллектуального воспитания детей важнейшее значение имеет усвоение математических представлений, которые влияют на развитие умственных процессов так необходимых для учения окружающего мира.

Многие знаменитые психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева, считают, что формирование у ребенка математического представления должно основываться на предметно-чувственной деятельности, в результате которой легко осилить весь объем знаний, осмысленно постигнуть навыки счета и измерения, обрести прочную, элементарную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Для обучения дошкольников математике используются занимательные игры, задачи и развлечения. Несложный занимательный материал определяется с учетом потенциала детей и альтернативы всеобщего формирования и воспитания. Следует отметить, что занимательный материал применим для активизации умственной деятельности, заинтересованности математического материала, увлечения и развлечения детей, развития ума, расширения и углубления математических представлений, закрепления полученных знаний и умений, упражнения в использовании их в новой обстановке и других видах активности (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ).

Ежедневно в быту и играх ребенок встречается с ситуациями, требующих применения математического решения: сервировка стола для кукол, раздел конфет поровну и т.д. Необходимы знания таких позиций, как «мало», «много», «меньше», «больше», «поровну», умение определить и выбрать число во множестве. Вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно дети решают возникающие вопросы. Таким образом, дети дошкольного возраста знакомятся с математикой и овладевают элементарными вычислительными процессами. Приоритетной задачей работы дошкольных образовательных учреждений считается развитие у дошкольников элементарных математических представлений.

Программа по математике направлена на формирование и прогресс математических представлений и способности, смекалки, умственной активности, логического мышления, то есть умения делать простейшие суждения, пользования грамматическими правильными оборотами речи. Программой по математике предусмотрены операции с наглядным материалом, определение объема сыпучих и жидких тел, проведение измерений с помощью условных мерок, представления о геометрических фигурах, развитие глазомера ребят, формирование понимания пространственных отношений, понятия о времени.

Чтобы достичь успешного освоения учебного материала помогает использование разных методов, средств и приемов обучения. Поставленные цели и задачи влияют на выбор обучения, содержание изучаемого материала, этап занятий и возраст детей.

В современное время применяются новые подходы к формированию познавательных интересов к математике у дошкольников.

Увеличились возрастные особенности детей в освоении математического содержания, повысились требования школы к математической подготовленности дошкольников, модифицировались социальные условия, изменилось отношение к образованию и воспитанию детей. Воспитателям предоставлен большой потенциал в выборе программ математического формирования, использования разных технологий и моделей обучения дошкольников.

Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Поэтому для фиксирования математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В основе методики математического обучения лежат дидактические принципы: последовательность, систематичность, индивидуальный подход, постепенность. Детям предлагаются задания последовательно, усложняясь от занятия к занятию. При переходе к новой теме пройденный материал повторяется, что дает возможность углубить знания детей и сосредоточить их внимание на новой информации (Е.И. Щербакова ).

Воспитателями на занятиях по математике используются разные методы: словесный, наглядный, игровой. Также применяются другие способы: беседа, рассказ, объяснение, описание, вопросы и ответы, смотр картин и предметов, упражнения, дидактические и подвижные игры.

В занятиях с детьми всех возрастных групп особое место заимствуются методы развивающего обучения: классификация предлагаемых знаний, применение наглядных средств, куда входят эталонные образцы, простейшие схематические изображения, предметы - заместители и которые применяются для выделения в реальных предметах и ситуациях разных свойств и отношений, употребление общего способа действий в новых условиях.

Формированию у детей элементарных математических представлений содействуют используемые методические приемы: комбинация практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно - игровых и поисковых ситуаций. Повышенная трудность, нестандартность игры, необходимость решения поставленной задачи вызывает большую заинтересованность дошкольников.

Для ускорения формирования и развития логических структур мышления у детей, воспитатели моделируют логические и математические конструкции в игре, в процессе которой создаются благоприятные условия для использования математических знаний, их самостоятельного и активного применения. Так у детей формируется интерес к математическому содержанию.

Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения.

Мы считаем, что определенных результатов в развитии детей можно достичь совместными усилиями семьи и воспитателей детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для дальнейшего обучения и это является началом длинного и весьма интересного пути в мир познания и чудес. Важно научить дошколят не только писать и считать, но и уметь творить и думать. И в этом в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка огромную роль имеет математическое учение.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
  3. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие: – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.
  4. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.