Последняя вылазка басмачей в ссср. К вопросу о басмачестве

Рейд особого назначения, о котором рассказывается в предлагаемой статье, был направлен против басмачей Ибрагам-бека, сына эмирского чиновника, сейчас мало известного главаря банд 20-х годов, претендовавшего на диктаторство одновременно на зарубежном Среднем Востоке и в советской Средней Азии.

ИТОГИ УДАРНЫХ КАМПАНИЙ
После краха авантюр генералов Энвер-паши и Селим-паши (бывший турецкий офицер Ходжа Сами-бей) в Восточной Бухаре (1922 - 1923 гг.) одним из главарей басмачества стал Ибрагим-бек, попытавшийся объединить все его раздробленные силы, чтобы свергнуть Советскую власть в этом регионе. Очередной "главнокомандующий армией ислама" продолжал также исправно выполнять приказы свергнутого и бежавшего в Афганистан эмира бухарского Сеида Алим-хана и англичан. В горном крае продолжался разгул больших и малых банд, грабежами и насилием наводивших на дехкан страх. Запуганных и обманутых принуждали вступать в отряды басмачей, помогать им, жестоко карали даже за одно сочувствие Советской власти, тем более содействие Красной Армии и ГПУ.


(Группа командиров Красной Армии в Восточной Бухаре.
Крайний слева - комбриг Т. Т. Шапкин - руководитель воздушного десанта в Гарм в апреле 1929 г.)


В 1925 - 1926 гг. в Таджикистане были успешно проведены две массовые кампании по борьбе с басмачеством. В результате удалось ликвидировать почти все банды, в том числе и на родине Ибрагим-бека в Локае. Сложились благоприятные условия для нормальной жизни и коренных преобразований в республике.
Пока еще влиятельные на местах реакционеры, выдвинувшие бека(4), в новой обстановке советовали ему не рисковать головой и уйти к эмиру в Афганистан, чтобы там снова, как в начале 20-х годов, готовить большую войну против русских и всех неверных. Они же обещали ему поддержку.
(Пленённые главари басмаческого движения вместе со своими гаремами направлялись в спецлагеря ОГПУ. Один из таких лагерей находился на Кубани - в станице Новоромановка Арзгирского района Ставропольского края. Это глухое место в калмыцких степях. Здесь бывшие басмачи под конвоем трудились на солевых приисках..
Начало 1930-х. Начальник лагеря чекист М.Е. Деревяникин с помощью женщины-переводчицы ведёт служебный диалог с только что поступившим в лагерь очередным пленным басмачом-баем.)

В ночь на 21 июня 1926 года Ибрагим-беку с 24 басмачами удалось переправиться через Пяндж и бежать в Афганистан. У чекистов появилось много забот: бек успел оставить в подполье верных людей для тайной подготовки к будущим мятежам. Таким образом, оставшиеся глубокие корни басмачества могли дать опасные ростки.

КАНДИДАТ В ПРАВИТЕЛИ
В Кабуле Ибрагим-бек неплохо устроился под крылышком бывшего эмира. Но в приютившей его стране он начал с того, что стал сеять вражду между узбеками и таджиками, с одной стороны, и местным населением - с другой, подстрекая первых к неповиновению властям Афганистана. На севере чужой страны, особенно в приграничных с СССР районах, через духовенство велась агитация за освобождение Восточной, затем и Западной Бухары от неверных. Участникам еще одной "священной войны" заранее прощались прошлые и будущие грехи. В случае же гибели на поле боя они приравнивались к святым. Это позволило создать из "кровных братьев" крупные банды, которые зачастую возглавляли вызванные из родных мест бека подручные - мастера на расправу с непокорными. Вооружены эти формирования были английскими винтовками и даже пушками.


(Австро-венгерское горное орудие 1880-90-х годов разработки - передано из трофейных запасов басмачам англичанами.
Орудие из бишкекского музея Фрунзе - оно было отбито у "воинов Аллаха" Красной армией.)

Произошло редкое в истории явление: авантюрист, битый на своей земле, создал на чужой мощную военную силу. Один за другим захватывались не только кишлаки, но и города. После Таликана разоряется Чаяб - уездный центр провинции Ханабад. Афганцы, опасаясь резни, бежали в горы, а их имущество досталось басмачам как трофей. Правителем города бек назначил своего духовного отца ишана Иса-хана (во время кампаний 1925 - 1926 гг. он был курбаши (крупной банды, дважды попадал в плен, бежал из душанбинской тюрьмы в Афганистан к беку).
Все более реальным становилось претворение в жизнь сепаратистского лозунга марионеточного государства "Афганский Туркестан" во главе с Ибрагим-беком. Такая "автономия" сильно ослабила бы центральную власть в Кабуле, затормозила проведение прогрессивных реформ королем Аманулла-ханом, явно ухудшила взаимоотношения с ближайшим соседом - СССР. (Кстати, до этого даже предоставление под давлением англичан убежища беку не осложнило их.) В итоге была бы подорвана независимость страны. Очевидна и антисоветская направленность этого замысла. Зарубежные хозяева бека, затушевывая антиафганский характер планов и действий своего верного слуги, не скрывали его расчеты в отношении Советского Востока. Так, средства массовой информации льстиво создавали ему явно фальшивый имидж "Робин Гуда Средней Азии", сочувственно комментировали его желание реванша, мести "за поражения по ту сторону Амударьи".

ПЕРЕВОРОТ В КАБУЛЕ И ГАРМСКИЙ МЯТЕЖ
Эти два зловещих события произошли в 1929 году с разницей в несколько месяцев, причем второе стало следствием первого. В январе Кабул пережил шок узурпации власти местным авантюристом таджикским крестьянином Бачаи Сакао ("сын водоноса"), которого на совещании ханов в селении Калакан 12 декабря провозгласили эмиром Афганистана под именем Хабибулла-Гази. За спиной новоиспеченного эмира стояли англичане. Сразу же последовала отмена многих прогрессивных реформ предшественника, получил льготы иностранный капитал, главным образом британский.

Реакционный переворот открыл перед Ибрагим-беком самые благоприятные возможности. Ведь именно отборные отряды его басмачей, стоявшие под Кабулом, блокировали в ответственный момент войска Амануллы, а затем вступили в настоящую войну против сторонников свергнутого короля, бежавшего сначала в Кандагар, а затем уехавшего в Италию. Самозванец, стремясь поскорее отработать долг, способствовал дальнейшему накоплению беком вооруженных сил на севере страны. И только из опасения дипломатического конфликта с СССР открыто не поддерживал его.Пробным шаром перед большим походом "домой" стал в мае 1929 года мятеж в Гармской области Таджикистана, сравнительно близкой к государственной границе. Английские инструкторы обучили приемам антисоветской пропаганды, организации мятежей 10 специально подобранных басмачей. Связь с тамошним подпольем убеждала бека: на сей раз у него есть шанс на успех. Учитывал он и недовольство населения трудностями жизни, ошибками в работе местных органов власти в условиях начавшейся коллективизации. Делалась ставка и на предводителя будущего мятежа Максума Фузайла, бывшего эмирского наместника в Гарме, местного уроженца, банда которого состояла из 200 человек.

Уже по дороге к Гарму басмачи собирали фанатично настроенных мусульман, убеждая их, что Советской власти больше нет, а Красная Армия расформирована. Чем дальше, тем этот процесс шел быстрее. Каждый случай расправы с советскими активистами, а то и просто с учителями или приезжими русскими убеждал многих в силе мятежников. К тому же распускались слухи о скором приходе армии бека. Положение спасли чрезвычайные меры, принятые командованием красноармейских частей в Душанбе и лично командующим Среднеазиатским военным округом П. Е. Дыбенко, прибывшим на II съезд Советов Таджикистана.Комбриг Т. Т. Шапкин, комиссар национальной бригады А. Т. Федин с четырьмя пулеметчиками вылетели 23 апреля в Гарм. Они-то и организовали подавление мятежа.
Однако провал авантюры не обескуражил Ибрагим-бека, он по-прежнему вынашивал свои поистине диктаторские замыслы.
"Если какой-то кухистанец (намек на происхождение Бачаи Сакао) занял престол с божьей и нашей помощью, то почему бы и нам не стать хозяевами Кабула?" - вопрошал он в самом узком кругу. Это амбициозное рассуждение известно из донесения разведчика ГПУ Мулло Закира Косирова, находившегося тогда в штабе бека. В 1959 году эти же слова были повторены автору воспоминаний "Чекистские были".

В октябре того же 1929 года был совершен еще один государственный переворот. Опираясь на своих соратников, мобилизовав сторонников из пуштунских племен, Надир-хан разгромил крупную группировку Бачаи Сакао. 15 октября он торжественно въехал в Кабул, где был провозглашен шахом Афганистана. Надир-хан жестоко казнил Бачаи Сакао, а басмачей Ибрагим-бека вынудил уйти из Кабула на север страны. Он же объявил о возврате к прежнему курсу реформ. Положение бека из-за заступничества англичан осложнилось, но не больше. Лишь позже его позиции пошатнулись.

БОИ С БАСМАЧАМИ
В Москве было принято чрезвычайное решение - в конце апреля 1929 года начать рейд по приграничным районам северного Афганистана. Он продолжался примерно два месяца. Известна и правовая основа /50/ этого решения. В августе 1926 года, т. е. почти сразу же после бегства Ибрагим-бека, был заключен договор "О нейтралитете и взаимном ненападении" между СССР и Афганистаном. В одном из его пунктов указывалось, что обе стороны обязуются не допускать на своей территории вооруженных отрядов и организаций, враждебных другой стороне.


(Главарь контрреволюционного басмачества Ибрагим-бек (второй слева) и члены специальной оперативной группы, созданной для его поимки: Куфельд (первый справа от бека), Енишевский, А. Н. Валишев (слева от бека).
Снимок сделан в Душанбе сразу после митинга по случаю поимки Ибрагим-бека. 1931 г.)

Между тем подготовка Ибрагим-беком восстания в северном Афганистане и похода против Советского Таджикистана продолжалась весьма активно, причем при руководящей роли англичан.
Численность нашего отряда пока не установлена, но состоял он почти целиком из коммунистов и комсомольцев. Возглавлял его командир 8-й кавалерийской бригады Иван Ефимович Петров (впоследствии генерал армии, Герой Советского Союза).
Из вооружения имелись горные орудия мортирного типа. В разобранном виде (весом до 7 пудов) их грузили на специальные седла (около 2 пудов), называемые по имени создателя "грум-гржимайло".
В сильнейшую жару, когда страшно хотелось пить, бойцам конартдивизиона часто приходилось на себе переносить части орудия, особенно при преследовании басмачей в горах. Без выучки и природной выносливости это было бы немыслимо. Очень выручала и "форма одежды" - халаты из полосатой ткани, на голове чалма из пяти метров материала серого цвета, - что позволяло вводить противника в заблуждение. За несколько минут сняв части орудий и собрав их, бойцы отряда подпускали басмачей на 300 - 500 м, открывали артиллерийский огонь, который сочетался с пулеметным. Станковые пулеметы прятали по сторонам от дороги, ручными стреляли прямо с седла. После такой стрельбы да еще прямой наводкой картечью мало кому из басмачей удавалось уйти в горы или скрыться в зарослях камыша.

Однажды Т. В. Алпатов и другие разведчики дивизиона обнаружили крупные силы противника с батареей пушек. Начавшаяся артдуэль не обещала им успеха. Надежда появилась, когда конники, обойдя противника по лощинам, внезапно открыли по нему огонь из ручных пулеметов. И все же басмачи, руководимые бывшим царским офицером-правой рукой курбаши, держались долго, видя, что их в пять-шесть раз больше. Лишь через четыре часа удалось заставить их отступить.

В том же бою комбриг И. Е. Петров поднялся на свой НП и приказал усилить огонь по скрытым позициям за глиняными дувалами и на укрепленном дворе, где находились замаскированные орудия врага. Затем по его команде П. А. Зотов со своим взводом после сигнала о прекращении артиллерийского огня бросился вперед и захватил пушки. Одну из них развернули в сторону отступавших басмачей...1 мая шел затяжной бой против 3000 всадников Ибрагим-бека, пришедших с востока. По отработанной схеме восемь орудий поставили на главное направление, по два станковых пулемета в 200 м от дороги. С приближением басмачей на 500 м орудия открыли частый огонь: три из них били в голову колонны, три - в хвост, а два - в середину. Заработали и спрятанные пулеметы. Противник бросился врассыпную. Конники лихо орудовали клинками и даже пиками. Через полчаса после начала боя дозор обнаружил еще 1500 басмачей, прискакавших на сей раз с запада, ими командовал Сеид Хусейн, военный советник Бачаи Сакао. Два часа длился страшный бой без надежды на перелом. Басмачи отчаянно сопротивлялись.
Выиграть бой помогла военная смекалка И. Е. Петрова.По его распоряжению к противнику отправили трех пленных, ранее захваченных у бека, чтобы сообщить главарю второй банды о результатах предыдущего боя - 2500 убито, 176 в плену и лишь трем сотням вояк удалось спастись бегством. Предупреждение подействовало: басмачи сложили оружие. Конечно, если бы оба отряда появились одновременно с противоположных сторон, то, имея 10 - 12-кратное превосходство в живой силе, они могли бы смять отряд.
В конце мая Ибрагим-бек, разъяренный неудачами, собрал 4000 всадников при трех артиллерийских батареях. Его план состоял в том, чтобы запереть отряд в ущелье недалеко от реки Вахш. Однако и на этот раз ему не удалось выполнить своего намерения.

"ТАШАКУР, ШУРАВИ!"
"Местное население, особенно бедняцкое, как могло помогало нам , - вспоминал П. А. Зотов. - И чем дальше, тем больше". Афганцы да и представители других национальностей ненавидели бандитов Ибрагим-бека, в чем бойцы неоднократно убеждались.
В одном небольшом кишлаке, например, басмачи перекрыли дехканам воду в отместку за какую-то провинность. Для устрашения выставили орудие с охраной. Доведенные до изнеможения люди пытались открыть ручей, но охранники убили двоих, остальные разбежались. Самые решительные из жителей обратились к отряду за помощью.
Командир дивизиона выслал бойцов с оружием. После короткой перестрелки басмачи бежали, трое из них были взяты в плен. Когда их привели в кишлак, собралась толпа жаждущих отомстить за издевательства и насилие. Бывших вояк закидывали камнями, били палками, с трудом удалось доставить пленных по назначению.Снабженцы отряда платили за продовольствие и фураж больше, чем на базаре. Но часто люди не брали денег за все то, что щедро давали, приговаривая: "Ташакур, шурави!" ("Спасибо, советский!"). Надо ли говорить о чувствах, словах и действиях дехкан-бедняков, когда бойцы отряда отдали им трофейных лошадей.

ПОСЛЕДСТВИЯ АВАНТЮРЫ ИБРАГИМ-БЕКА
В результате рейда басмачи понесли значительные потери, были подорваны, хотя и временно, их моральный дух, уверенность в своей безнаказанности. Недаром даже в середине августа 1930 года советник бывшего бухарского эмира Сайда Амадхаджи отчаянно призывал толпу на ханабадском базаре к священной войне с неверными. У верхушки местной эмиграции появилась растерянность, наметился раскол.
Был обеспечен значительный военный перевес в пользу нового короля Надир-хана. Кабульские власти заявили о своей решимости принять жесткие меры против басмачества на севере страны; официально объявили Ибрагим-бека врагом афганского народа и назначили за его голову крупное вознаграждение. Во второй половине 1929 года после кровопролитных боев басмачи вынуждены были отойти ближе к Амударье, т. е. к советской границе. Однако весной 1931 года Ибрагим-бек предпринял еще одну, последнюю авантюру. Он снова пытался вторгнуться в Таджикистан.
Силы его хотя и были ослаблены, но представляли серьезную угрозу.


(Арестованный Ибрагим-бек (в машине на заднем сиденье) на аэродроме в Душанбе перед отправкой в Ташкент.
Июнь 1931 г.)

Чтобы оценить обстановку, сложившуюся на севере Афганистана, понять взаимосвязь явлений, имевших место по обе стороны госграницы, сошлёмся на рассекреченный документ ГПУ.
В докладной записке из Ташкента в Москву дан точный прогноз: "Осуществление планов Ибрагим-бека... на севере Афганистана чревато для нас серьезнейшими осложнениями на советско-афганской границе в самом недалеком будущем". И далее следует поразительное по точности предвидение: "...провал готовящегося восстания за автономию Афганского Туркестана бросит Ибрагим-бека в Советский Таджикистан немедленно, но сила этого удара будет неизмеримо меньше и слабее, чем в первом случае" . Без сомнения, значение этой необычной военной акции с точки зрения истории было оценено ровно через год, когда наступил полнейший крах надежд Ибрагим-бека на диктаторство уже на таджикской земле.

В завершение остается добавить, что Т. В. Алпатов, П. А. Зотов и еще 41 боец 27-го конартдивизиона (не считая других подразделений отряда спецназначения) были награждены по возвращении на Родину орденом Красного Знамени. Тогда же дивизион стал дважды Краснознаменным...

В СССР нам рисовали картинку дружбы народов СССР. Но скрывали тот факт, что советская власть насаждалась на всей территории бывшего Туркестана (нынешней Средней Азии) принудительными силовыми методами. До Октябрьского переворота Западный (русский) Туркестан был цветущей окраиной с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. После прихода в Туркестан большевиков началась Гражданская война, которя привела к значительным разрушениям и экономическому упадку. Началось внедрение топливной энергетики.
Советская власть фактически покупала лояльность среднеазиатских республик в обмен на послабления.
После распада корпорации СССР в конце 1991 года практически вся построенная за годы советской власти промышленность была демонтирована, дееспособное население бывших среднеазиатских республик работает за рубежом, в основном, в Российской Федерации.
В период с 1918-42 гг всё население Туркестана поднялось на борьбу с красной чумой большевизма и коммунизма. Это освободительное движение называлось басмачеством и имело резко негативное значение в годы советской власти. Но правду не скроешь. Советская власть не смогла удержаться на территории СССР. Население бывшего Туркестана лойяльно белому населению дореволюционного Туркестана, а не еврейским красным бандам большевиков. До Октябрьского переворота Туркестан был белым, русским, после него-красным, еврейским.


Самарканд 1930 года. Работали водяные мельницы, которые могли обеспечивать весь город электричеством, уличные торговцы угощали водой со льдом и прошлогодним снегом, политым сиропом(похоже на мороженое).
Каким образом смогли заморозить воду и сохранить лёд с прошедшей зимы? (см. БАДГИР).

Почему разрушены медресе и мечети, почему наклонился минарет Улуг-бека?

Шла Гражданская война, Самарканд был почти разрушен.

1929 год-образовался Ватикан, начали насаждать религии.

8:08-чайхана, вывеска на 2-х шрифтах: на латинице и кирилице.

В те времена советское правительство проводило латинизацию языков СССР.

Как выглядел Самарканд в 1930 году когда перестал быть столицей

Советская власть закончила построение Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали) и уверенно закрепилась на огромной территории Туркестана.

Жириновский прав, утверждая с трибуны Госдумы о добровольно-принудительном насаждении советской власти в Туркестане.
Деньги, вложенные в Туркестан, ушли, как вода в песок, всё, что было построено в годы советской власти, в настоящее время демонтировано, дееспособное население Средней Азии на заработках в России. При существующем политическом раскаде никто не будет развивать и влкадывать деньги в Среднюю Азию. Большевики искусственно разделили Туркестан на республики и народы.

Жириновский. Узбеки отобрали Самарканд и Бухара у таджиков. Казахи и кыргызы один народ.

Кратко об истории Туркестана:

В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года — центром Самаркандской области данной союзной республики.

Железнодорожный транспорт достиг Самарканда в 1888 году в результате строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1891 годах железнодорожными войсками Российской империи на территории современного Туркменистана и центральной части Узбекистана. Данная железная дорога начиналась от города Красноводск (ныне Туркменбашы) на берегу Каспийского моря и заканчивалась в станции города Самарканд.

Именно станция Самарканд являлась конечной станцией Закаспийской железной дороги. Первый вокзал станции «Самарканд» был открыт в мае 1888 года.
Позднее, вследствие строительства железной дороги в остальных местах Средней Азии, станция была соединена с восточной частью железной дороги Средней Азии и впоследствии данная железная дорога получила название Среднеазиатские железные дороги.

В советские годы в станцию Самарканд не была присоединена ни одна новая линия но в то же время она являлась одной из крупных и важнейших станций Узбекской ССР и Советской Средней Азии.

К моменту начала территориальной экспансии Российской империи, на территории современного Узбекистана существовало три государственных образования: Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство. В 1876 году Кокандское ханство было разбито Российской империей, ханство упразднено, а центральные территории ханства были включены в состав Ферганской области.
К началу XX века Средняя Азия находилась в составе Российской империи и в начале становления советской власти, несмотря на сопротивление басмачей большевикам, вся Средняя Азия стала частью Советского Союза, из Туркестанской АССР, Бухарской республики и Хорезмской республики.

С 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории Узбекистана существовало непризнанное независимое государство — Туркестанская автономия.

В январе 1918 года, после того как Туркестанская автономия отказалась исполнять предъявленный ультиматум признать власть Советов, для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией , под командованием Константина Осипова.

С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей. Эта операция на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы.
С школе нам рисовали образ басмачей злодеями, которые сопротивлялись советской власти, Нам лгали о том, чем была на самом деле эта советская власть.

Басма́чество (от тюркского «басма» - налёт + суффикс -чи) - военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания - на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков.
(Весь народ Туркестана поднялся на борьбу с Красной заразой, но силы были неравны.)

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.

Переговоры с представителями народа (басмачами). Фергана. 1921 год

Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада - священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения
. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается. В настоящее время это движение называется «освободительным движением народов Центральной Азии».
По официальной версии, басмачество как организованная сила было ликвидировано по всей Средней Азии в 1931-1932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года.

Война басмачества против советской власти (Википедия):

Основной конфликт: Гражданская война в России

Место: Весь Западный Туркестан, прилегающие к России/СССР территории Восточного Туркестана, Афганистана и Персии

Причина:Разгром большевиками Кокандской автономии.

Итог:Ликвидация басмаческого движения.

После национально-территориального размежевания Средней Азии, 27 октября 1924 года была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика со столицей в городе Самарканде.
1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.

Крестьянское население Узбекской ССР, как и других республик СССР, подверглось коллективизации и раскулачиванию. В 1931 году из республики были выселены преимущественно в Украинскую ССР более 3,5 тыс. кулацких семей.
Население оказывало сопротивление — только за январь — март 1930 года в республике было 105 вооруженных антиколхозных выступлений.

Насильственная латинизация языков СССР.

Рекомендую к просмотру отличный фильм 1955 года: закат Бухарского эмирата.
Не пожалеете потраченного времени. Там показана Гражданская война на территории Туркестана
и сопротивление басмачей(освободительное движение) ордам Красных.
Много интересных деталей.

Закат Бухарского Эмирата (1955)

Басмачество – партизанское, военно-политическое движение, которое зародилось в Средней Азии после революционных событий 1917 года. Буквально слово «басмач» означает «налетчик», «бандит», «разбойник».

Вопрос появления басмачества вызывает дискуссии в среде историков. Центральная идея советской историографии: басмачи – бандиты, которые не имели ни идеи, ни аппарата власти. В середине ХХ века появилась противоположная идея, что басмачи были борцами за независимость и самоопределение родных земель, которые смогли сформировать серьезное антибольшевицкое движение сопротивления. К проблеме целей, происхождения и задач басмачества никто не подходит беспристрастно – помимо фактов, мы имеем множество мифов, созданных во времена расцвета движения басмачей и после их исчезновения.

Чаще всего, участники движения называли себя моджахедами – борцами против неверных, не мусульман.

Современные исследователи приводят множество фактов, согласно которым сами участники движения считали прозвище «басмачи» оскорбительным и неправильным по отношению к ним. Во времена Гражданской войны прозвище стало гордостью – оно означало воина и борца за справедливость, его носили как титул.

На современном этапе лидеры басмаческого движения считаются героями, а местное население хранит о них память. Один из наиболее известных исследователей движения С.Муллоджанов отмечает, что до сих пор в учебниках нет единого мнения по поводу значения басмачества в истории.

Значение басмачей в Гражданской войне так же неоднозначно: одни считают «налетчиков» представителями «третьей силы», другие называют их полноправной стороной конфликта.

Единственная идея, в которой историки пришли к единому мнению – басмачество сыграло большую роль в истории Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и России. К. Абдуллаев отмечает, что именно басмачи не дали большевикам распространить идею мировой революции на Восток. На современном этапе развития исторической науки басмачей считают символом единения народа в борьбе за право на самоопределение. Интерес к теме этого движения возрос за последние 20 лет.

История басмачества начинается в 1918 году, когда непризнанное государство Туркестанская автономия пало. Другое название – Кокадская автономия. Государственное образование существовало несколько месяцев – с ноября 1917 года по февраль 1918 и охватывало территории современного Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Кокадская автономия была разгромлена Красной Армией со значительными разрушениями и количеством жертв. Правители самопровозглашенного государства отказались признать власть Советов – в ответ был прислан карательный отряд под руководством К.Осипова. После ликвидации Кокадской автономии была образована еще одна советская республика – Туркестан.

Главными идеями басмачества были:

  • Пантюркизм – течение, пропагандирующее необходимость объединение тюркских народов на основе религии, языка, культуры. Зародилось течение в противодействие господству России в середине XIX века.
  • Панисламизм – культурное и религиозное течение, в основе которого лежат идеи единения мусульман под главенством халифа.

Активнее всего басмачи действовали в районе Ферганской долины, Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах. Действовали басмачи отдельными соединениями, количество которых колебалось от нескольких десятков и сотен до тысяч человек.

Главные методы действия басмачей – партизанские рейды. Отряды располагали в труднодоступных районах – на таких территориях басмачи были практически непобедимы. База в горных районах была надежным местом, из которого басмачи могли совершать набеги на силы большевиков. Отряды нападали в густонаселенных районах, пользуясь эффектом неожиданности. Открытых столкновений избегали, предпочитая нападать с тыла на небольшие отряды врага. Кроме того, басмачи разрушали укрепления отрядов большевиков и выгоняли их из захваченных городов. Политика большевиков относительно захваченных территорий стимулировала отряды басмачей действовать активнее.

Этапы развития движения басмачей во время Гражданской войны и после ее окончания:

  1. 1918 год – формируются базовые центры движения. Наиболее активно движение сопротивления развивалось в Фергане.
  2. С 1919 по 1920 год – движение стало масштабным, действовало по всей территории Средней Азии.
  3. С 1921 по 1922 год – главные центры басмаческого движения были разбиты Красной Армией.
  4. До 1926 года главные отряды повержены на территории всей Средней Азии. До конца 20-х годов движение практически не проявляло активности.
  5. Начало 30-х годов – коллективизация, которая вызвала новый виток волнений. Движение басмачей возобновило свои действия. Согласно советской историографии в 1932 году отряды были окончательно разбиты. Современные историки настаивают, что басмачество действовало до начала 40-х годов.

В ходе Гражданской войны басмачи неоднократно вступали в борьбу с Красной Армией, но вынуждены были подписывать соглашения о мире. известнейшими лидерами отрядов басмачей были:

  • Джунаид-хан – действовал на территории Хорезма.
  • Мадамин-бек – лидер басмачей в Фергане. Командовал одним из наиболее численных отрядов – около 30000 человек.
  • Муэтдин-бек – один из предводителей басмачества в Фергане в начале 20-х годов.
  • Ибрагим-бек – руководитель басмаческого движения в Таджикистане, Узбекистане.

Среди причин поражения басмачей:

  • Методы действия басмачей не были приспособлены к войне против масштабной Красной Армии.
  • Высокий уровень разрозненности отрядов, отсутствие единого центра и лидера.
  • Отсутствие союзников.
  • Басмачество базировалось лишь на религии и социальной верхушке населения.

Название этого партизанского антисоветского движения, зародившегося в 1917 г, происходило от тюркского слова «басмак», что означало «нападать», «налетать».

Распространение басмачества объяснялось тем, что их ряды постоянно пополнялись малосознательными и безграмотными дехканами, находившимися под влиянием духовенства и баев.

Это были люди, недовольные хозяйственными и политическими мероприятиями, проводимыми туркестанскими советскими органами, вытекавшими из общероссийской экономической политики «военного коммунизма»: продразверстка, запрещение частной торговли и особенно закрытие базаров, всеобщая трудовая повинность, введение светских школ взамен прежних религиозных (исповедующих ислам), отмена религиозного суда — все это воспринималось основной массой глубоко верующего населения как посягательство на мусульманскую религию и народные обычаи.

Коренное население Туркестана нередко возмущалось перегибами в политике некоторых представителей местных советских органов, в которых на первых порах доминировали старые чиновники или молодые и неопытные, не знающие местных традиций и обычаев. И используя это недовольство коренного населения, реакционное духовенство собирало темных и малосознательных дехкан под «зеленое знамя ислама» на борьбу с Советской властью.

Наиболее авторитетным предводителем басмачества в Туркестане в 1918 году был Иргаш. Реакционное мусульманское духовенство по старинным обычаям, с соблюдением религиозных церемоний подняло этого разбойника «на белой кошме» как религиозного вождя — «верховного предводителя воинства ислама», после чего он начал «священную войну» против Советской власти. Со всех сторон стекались к нему люди, которые становились басмачами.

Вскоре Иргаш захватил власть в сельской местности вокруг Коканда. Он совершал внезапные налеты на кишлаки и русские селения, нападал на небольшие отряды красноармейцев и всегда легко уходил от погони.

В 1918-1919 гг. в Фергане помимо банды басмачей Иргаша действовали еще около 40 бандформирований (наиболее крупные из них Хал-ходжи, Махкам-ходжи, Рахманкула, Аман Палвана, Муэтдина, Мадамин-бека). После нескольких ссор с Иргашем, Мадамин-бек отделился от него и начал действовать самостоятельно. Задумав стать во главе басмаческого движения в Фергане, он ввел в своих отрядах строжайшую дисциплину. К нему потянулись и русские белогвардейцы, которых тот не только принимал, но и назначал на командные посты.

Осенью 1919 года Красная Армия, разгромив банды атамана Дутова, присоединила Туркестанский край к Советской России. ЦК РКП(б) и Советское правительство получили наконец возможность непосредственно вмешаться в ход совместного строительства в Туркестане и разобраться с басмачеством.

Басмачи приносили огромный вред не только государству, но и непосредственно населению края. Только в 1920 году, по неполным данным, они сожгли 56 хлопкоочистительных заводов, около 153 тыс. пудов хлопка-сырца, 34,5 тыс. кип волокна, 17,5 тыс. пудов семян. В Ферганской области басмачи истребили из каждой сотни 84 лошади, 93 головы крупного рогатого скота и 90 голов мелкого скота.

обращении к мусульманскому населению Ферганской области командующий вооруженными силами Красной армии, действовавшими против басмачей, М. В. Фрунзе писал: «Братья! Два с лишним года льется кровь по всей Фергане, два с лишним года измученное население области не знает отдыха и не может спокойно трудиться; два с лишним года шайки басмачей терроризируют мирных жителей, угоняя их скот, забирая жен и сыновей, лишая последнего достояния. В результате их грабительских «подвигов» все население стонет, поля не обрабатываются, ибо их нечем пахать. Отцы и матери оплакивают тысячи погибших детей, все хозяйство прежде цветущего и богатого края — на грани полного уничтожения.

С этим пора кончать. Пора каленым железом выжечь язву басмачества и железной метлой вымести из края грабителей и бандитов. Отныне с басмачеством, как явным бичом народа, будет вестись беспощадная война. Это твердое решение Советской власти… Братья дехкане… поднимайтесь на борьбу с язвой жизни — басмачеством… Собирайтесь в дружную семью под красным знаменем Советской власти» [Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Киргизии. Сборник документов. Фрунзе, 1957. С. 308 ].

Советское правительство в борьбе с басмачеством пыталось использовать не только военные, но и мирные средства.

Еще летом 1919 года Туркестанский ЦИК объявил амнистию тем басмачам, которые добровольно прекратят бандитскую деятельность. Положительный эффект дало и выполнение указаний Советского правительства по урегулированию отношений с коренным населением. Была создана Особая чрезвычайная комиссия ЦИК и СНК по борьбе с басмачеством, которая занялась проведением необходимых мер. Начался процесс прозрения среди басмачей. 31 января 1920 года на сторону Советской власти перешло несколько тысяч басмачей. Иргаш был убит своими сообщниками [Указ. соч., С. 262 ].

Басмаческое движение возглавил Мадамин-бек. Ожесточенная борьба с бандами Мадамин-бека продолжалась до февраля 1920 года, когда, наконец, потерпев решительное поражение в боях со 2-й Туркестанской советской стрелковой дивизией, он объявил о признании им Советской власти и в марте начал переговоры о сдаче. Реввоенсовет Ферганского фронта обещал, что его отряд в случае сдачи будет зачислен на советскую службу в качестве самостоятельной войсковой единицы, входящей в тюркскую бригаду. 6 марта об этом было заключено соответствующее письменное соглашение.

Мадамин-бек сдержал свое слово и выполнил все обязательства. Однако он не сумел добиться того, чтобы все подчиненные ему курбаши перешли на сторону Советской власти. Один из самых непримиримых, Курширмат, объединил недовольных басмачей и увел их с собой, чтобы продолжать бандитскую деятельность. В мае 1920 года Мадамин-бек вызвался склонить Курширмата к прекращению борьбы с Советской властью. Но его миссия закончилась неудачно. Басмачи заманили Мадамин-бека в ловушку, для вида согласившись на встречу, а затем отрубили ему голову.

Дальнейшие события показали, что в большинстве своем «советские басмачи» в душе оставались басмачами. Многие из них использовали передышку для пополнения своих отрядов вооружением и боеприпасами за счет Красной Армии (точно также действовали и чеченские боевики). Некоторые курбаши, став командирами советских частей, не подчинялись распоряжениям советского командования. Военные власти вынуждены были издать приказ о разоружении полков из бывших басмачей. Тогда большинство басмачей бежали со своими отрядами в степи и присоединились к Курширмату и Хан-ходже.

Теперь лидером среди басмачей Ферганы стал Курширмат, получивший поддержку средствами и оружием от бухарского эмира Сейид-Алим-хана и представителей Англии. Курширмат объявил себя «командующим войсками ислама». Так началась новая вспышка басмаческого движения.

В сентябре 1920 года чекисты Туркестанской республики провели большую работу по выявлению пособников басмачей. Во многих советских учреждениях они выявили бывших жандармов, полицейских, агентов охранки, владельцев крупных фабрик, заводов и торговых предприятий и других враждебных Советской власти элементов. К началу 1921 года из пределов Туркестана было выслано более двух тысяч антисоветских элементов.

Большую работу провели чекисты и по непосредственной борьбе с бандами басмачей. Они проникали в станы басмачей и добывали сведения, необходимые для командования Красной Армии, вели контрразведывательную работу по поимке и обезвреживанию агентуры басмачей среди местного населения. Среди этих агентов были осведомители (чаще всего муллы и торговцы), сообщавшие о передвижениях советских частей, скупщики оружия и боеприпасов (в их числе нередко оказывались бывшие белогвардейские офицеры, служившие в советских военных учреждениях) и др.

И все же эти меры не дали ожидаемых результатов. Басмачество в 1920 году ликвидировать не удалось, ибо пользовалось оно поддержкой в определённых кругах наиболее консервативного местного населения. Кроме того, отряды басмачей постоянно пополнялись кадрами из Бухары и Хивы. Уже давно эти небольшие мусульманские государства, управляемые деспотическими тиранами, подстрекаемые английскими спецслужбами, служили очагами антирусской, а затем и антисоветской деятельности, базой всевозможных националистических движений в Туркестане.

В 1918 году после дворцового переворота власть в Хиве захватил один из вождей хивинских племен Джунаид-хан, ставший новым диктатором хивинского царства. Он установил связи с англичанами, с Деникиным и Колчаком и официально объявил войну Советской России. В ходе этой войны части Красной Армии разгромили войска Джунаид-хана и первого февраля 1920 года вступили на территорию Хивы, которая вскоре после этого превратилась в Хорезмскую Народную Советскую республику, которая вошла в состав Туркестана. Джунаид-хан бежал в пески Кара-Кумов, где сумел организовать новые отряды и опять начал войну с Советской властью.

Аналогичная история произошла и с Бухарой. Бухарский эмир Сейид-Алим-хан, подстрекаемый Англией, которая снабжала его оружием и боеприпасами, тоже объявил войну Советской власти, был разбит Красной Армией, занявшей Бухару в сентябре 1920 года. 14 сентября 1920 года вместо бухарского эмирата возникла Бухарская Народная Советская республика, вошедшая в состав Туркестана. Бежавший эмир сколотил в восточной части Бухары новые вооруженные силы, во главе которых поставил бывшего бухарского офицера Ибрагим-бека, и снова началась война.

Басмаческое движение в Фергане продолжалось несколько лет. Борьба с басмачами была трудной. Они совершали внезапные налеты, непрерывно меняли стоянки, имели хорошую разведку и помощь со стороны местного населения. Со всей остротой встал вопрос о создании воинских частей, знакомых с условиями быта, языка и обычаев коренного населения.

Зловещую роль в туркестанских событиях сыграл Энвер-паша, зять турецкого султана, бывший военный министр Турции. Этот авантюрист поначалу выдавал себя за представителя турецкого национально-освободительного движения. В 1920 году он прибыл в Москву, оттуда выехал в Баку на съезд народов Востока, где произносил ультрареволюционные речи. В конце 1921 года Энвер-паша оказался на туркестанской земле. Здесь он уже выступал как глашатай пантюркизма и панисламизма.

Энвер-паша мечтал о создании «Великого мусульманского государства» в составе Турции, Персии, Бухары, Хивы, Афганистана и советских территорий Средней Азии. Он имел поддержку среди реакционных афганских кругов и английских спецслужб. По его инициативе был создан тайный антисоветский «Комитет национального объединения» на территории советского Туркестана, во главе которого встал ташкентский муфтий Садретдин-ходжа Шарифходжаев. Эта организация была строго законспирирована и довольно быстро оказалась весьма влиятельной среди басмачей. Иначе и не могло быть, поскольку во главе её стояло высшее духовное лицо туркестанских мусульман.

«Комитет» развёл бурную подрывную антисоветскую деятельность и являлся опорой Энвер-паши во всех его авантюрных планах. В частности, «Комитет» давал указания лидерам басмачей всячески содействовать Энверу и объединяться под его руководством для борьбы с Советской властью. Весной 1921 года «Комитет» был раскрыт чекистами и частично ликвидирован, но в глубокое подполье не ушёл и продолжал свою подрывную деятельность.

Осенью 1921 года Энвер-паша прибыл в Бухару. Скрыв свои преступные замыслы и выступая революционером, он втёрся в доверие бухарскому советскому руководству и предложил ему свои услуги в качестве инструктора по формированию национальных частей Красной Армии. Получив такой пост и хорошо изучив обстановку в стране, Энвер-паша бежал из Бухары к Данияр-беку, бывшему командующему национальными отрядами армии Бухарского Советского правительства, изменившему Советской власти. Затем Энвер-паша связался с бывшим бухарским эмиром Сейид-Алим-ханом и предложил ему свои услуги в качестве руководителя войны с Советской Россией.

В конце 1921 года Энвер-паша стал «главнокомандующим вооружёнными силами ислама и наместником эмира Бухарского» (в серебряной печати, заказанной Энвером, была надпись: «Верховный главнокомандующий войсками ислама, зять Халифа и наместника Магомета»). С содействия «Комитета» Энвер-паша заключил соглашение с Курширматом, с главарём хорезмских басмачей Джунаид-ханом, с другими главарями басмачей и стал координировать их действия против Красной Армии. Всё это привело к резкому усилению басмаческого движения, вдохнуло в него свежую струю. Энвер-паша захватил почти всю территорию Восточной Бухары, окружил Душанбе и после двухмесячной осады занял его.

Решающие бои против банд Энвер-паши начались летом 1922 года. 4 августа, недалеко от границы с Афганистаном, во время случайной стычки с передовым отрядом 8-й советской кавалерийской бригады Энвер-паша был убит. Басмаческое движение стало затухать. В 1922 году чекисты ликвидировали организацию «Комитета национального объединения».

В течение 1922 года в Туркестане на сторону Советской власти перешли 137 курбашей и 2420 рядовых басмачей, сдавших оружие. Значительный вклад в это дело внесли туркестанские чекисты.

Басмачеству был нанесён решительный удар, и оно утратило свою социальную базу на всей территории Туркестана, за исключением Ферганы. И этот успех был связан в значительной степени с новой экономической политикой советского правительства.

Хозяйственно-политические мероприятия в этом регионе стали строиться теперь с учётом национальных особенностей коренного населения, к более широкому привлечению местного населения к советской работе и к борьбе с басмачеством. Особую роль в этом сыграли отряды — стихийно возникшей самообороны среднеазиатских крестьян, вооружённых часто одним лишь сельхоз инвентарём.

10 июня 1922 года против Муэтдина, одного из последних главарей басмачества, были начаты военные действия, которые привели к быстрому моральному разложению его отрядов и вызвали новую волну сдач частям Красной Армии как отдельных басмачей, так и целых группировок. Муэтдин был взят в плен и предан суду.

В сентябре 1922 года Военно-революционный трибунал Туркестанского фронта при огромном стечении народа рассмотрел дело о преступлениях Муэтдина и семи его ближайших сообщников.

Туркестанскими военно-революционными трибуналами в декабре 1922 года были рассмотрены дела узбекских басмачей Рахманкула и десяти его сподвижников, творивших произвол в районе Старого Коканда; крупной банды басмачей (54 человека) Маргеланского уезда. Главари были расстреляны, активные участники преступлений осуждены к лишению свободы на разные сроки, а рядовые дехкане, вовлечённые в банды, освобождены от наказания.

Большое значение в борьбе с басмачеством имела продуманная политика Советской власти по национальному вопросу. В конце 1924 года в Туркестанском крае были образованы Киргизская и Казахская автономные республики, Узбекская и Туркменская союзные республики. Местное население всё шире вовлекалось в управление страной. Кроме того, Советское правительство оказывало новым республикам экономическую помощь. В 1923 году в Фергану было завезено большое количество хлеба, необходимого дехканам для перехода от посева пшеницы к посеву хлопка; много промышленных товаров; выданы семенные и денежные ссуды; отпущены значительные средства на ирригацию. Дехкане, наконец-то, взялись за восстановление разрушенного войной хозяйства.

Но непримиримые фанатики басмачества в ответ на эти меры ужесточили террор против местного населения. Один из курбашей Маргеланского уезда, Умар-Али, в «наказание» за то, что дехкане посеяли хлопок, вырезал в одном из кишлаков 54 человека, пригрозив в случае повторения посева хлопка «построить священный курган из голов жителей». Борьба басмачей против Советской власти, таким образом, превращалась в борьбу против трудового народа Ферганы и Хорезма.

Басмачи постепенно стали терять связи с населением. Они не могли уже скрываться в кишлаках и превращались стремительно в заурядных бандитов, нарушающих мирную жизнь страны. Даже среди басмачей начались разногласия и расколы.
В 1923 году Маргеланский, Андижанский, Кокандский, Наманганский районы Ферганы были очищены от банд. Сдались и были захвачены в плен такие крупные главари басмачей, как Бая-стан, Аман-Палван, Казак Бай и др. Они все были преданы суду.

За девять месяцев 1923 года басмачи Ферганы потеряли 320 курбашей и около 3200 басмачей, из них добровольно сдались 175 курбашей и 1447 басмачей. Кроме того, было изъято много оружия и боеприпасов [Боевые эпизоды. Басмачество в Фергане и Хорезме. Сборник документов. М.; Ташкент, 1934. ]

Но до полной ликвидации басмачества было ещё далеко. Так, на смену Энвер-паше в районе Восточной Бухары вновь пришёл Ибрагим-бек, назначенный бухарским эмиром «главнокомандующим войсками ислама».

В районе города Куляб весной 1923 года появился новый авантюрист - турецкий офицер Селим-паша, принявший под своё командование остатки энверовских банд в районе левобережья реки Вахш. Селим-паша заключил соглашение о совместных действиях с Ибрагим-беком, установил связи с ферганскими басмачами и начал военные действия против Советской власти. Вооружение и боеприпасы он получал из английских источников. Селим-паше удалось осадить и занять город Куляб, но его оттуда выбили, и он вынужден был перейти на правый берег реки Вахш. В мае 1923 года части Красной Армии вынудили Селим-пашу бежать в Афганистан. После этого были разгромлены и банды Ибрагим-бека, который, однако, долго ещё скрывался в малодоступных горных районах Таджикистана. В 1926 году остатки банд Ибрагим-бека были окончательно разбиты и как воинское формирование прекратили своё существование. В июне 1926 года он также бежал в Афганистан. Тем не менее, его бандитская деятельность продолжалась вплоть до июля 1931 года, когда, наконец, он был пойман отрядом войск ОГПУ совместно с местными дехканами.

Мелкие шайки басмачей продолжали ещё действовать на территории Средней Азии, но они уже не представляли серьёзной опасности. И только в 1933-1935 гг. с басмачеством было покончено, и оно кануло в Лету.

В конце 18-го Колчак послал на юг, в сторону Средней Азии, два отряда: капитанов Ушакова и Виноградова. Они разогнали советскую власть в Семипалатинской области, двинулись на Семиреченскую и взяли штурмом Сергиополь, где засели красные войска. После этой победы снова восстало Семиреченское казачество, его отряды начали возвращаться из Китая. Из Верного (Алма-Аты) против белогвардейцев выступили новые красные силы под командованием Петренко. Он отбил горный Копал, но за белыми остался Лепсинский уезд, где они осадили 30 тысяч крестьян в селе Черкасском.

Среди красных командиров Средней Азии шла борьба за власть. Эмиссар Ташкента Шавров был убит сторонниками местного партизанского вожака Калашникова. В Ташкенте по 25-процентной партмобилизации был набран и послан в Семиречье отряд в тысячу человек, однако белые вскоре вновь вытеснили большевиков из Копальского уезда и взяли Черкасское.

Мятежи в красном Ташкенте

В столице красной Средней Азии Ташкенте кипела грызлись друг с другом две власти. «Русская» - Тур-ЦИК с Совнаркомом и «местная» – Мусульманское бюро РКП(б). В ночь на 19 января в городе поднял восстание военком республики, бывший прапорщик Осипов. Его цель неизвестна: то ли это был мятеж в пользу белых, то ли новый раунд борьбы в красном стане. Восставшие расстреляли председателя ТурЦИКа Вотинцева, председателя Совнаркома Фигельского и еще 12 руководящих деятелей, но при попытке взять Ташкентскую крепость были разбиты и разбежались.

Басмаческое движение – Мадамин-бек.

В Фергане появлялись всё новые басмаческие курбаши. К главе «Кокандской автономии» Иргашу добавился ярый поборник газавата Курширмат, а потом создал «мусульманскую народную армию» Мадамин-бек. Это был, пожалуй, самый умный и талантливый басмач , который принимал к себе и бывших русских офицеров и был произведён Колчаком в полковники. В районе Джелалабада восстание русских крестьян против продразверстки возглавил конторский служащий Монстров. Он вступил в союз с Мадамин-беком. Вся Ферганская долина отпала от красных.

В отдалённой Кушке престарелый генерал Востросаблин с отрядом из 80 бойцов твёрдо защищал российскую границу от азиатов, пользуясь помощью и белых и красных. В 1919-м он месяц отбивался в Кушке от 10-тысячной орды басмачей.

Занятие Закаспийской области деникинцами

В западной части Средней Азии, Закаспийской области неспособное эсеровское правительство машиниста Фёдора Фунтикова, созданное ещё в начале гражданской войны, было свергнуто рабочими (январь 1919). Фунтиков был арестован. Его допрашивали по делу о расстреле 26 бакинских комиссаров, но потом освободили. (В 1926 он был расстрелян советским правительством.) Как и из других областей России, весной отсюда начался вывод иностранных частей, и английский командующий Малессон обратился к Деникину, предлагая ему «взять Закаспийскую область под свою защиту». Деникин прислал дивизию генерала Литвинова, которая до 1920 успешно сдерживала в этой отдалённой области красных.

Восстание Алаш-орды

В апреле 19-го советскую власть в обширной, но малонаселенной Тургайской области (Центральный Казахстан) свергли приверженцы казахской национальной мусульманской партии Алаш‑орда . Красный вожак Амангельды Иманов был расстрелян (18 мая 1919). Алаш-орда создала свое правительство и отряды национальной милиции – небольшие и почти небоеспособные. Киргизов при царе не брали в армию, и военному делу они не обучались. Для их разгрома было бы, наверное, достаточно одного регулярного батальона. Но Алаш-орда снеслась с Колчаком, и в степи вошли части атамана Анненкова, заняв Аягуз и Павлодар.

Руководители партии «Алаш» – А. Байтурсынов, А. Букейханов и М. Дулатов