Последний катаклизм тютчева почему написал. Последний катаклизм: разбор стихотворения

Наверное, таких мало. Ибо одно из самых запоминающихся произведений Ф. И. Тютчева "Silentium". А между тем, в стихотворении "Последний катаклизм" заложен очень глубокий философский смысл. Хотите узнать - какой? В статье подробно рассказано.

Оно состоит из одного четверостишия. Что хотел донести Тютчев до читателя в таком коротком произведении? Почему оно было написано? Как отражает мировоззрение поэта?

Давайте искать ответы на эти вопросы. Они лежат на поверхности. Читайте статью и убедитесь сами.

Что представляет собой?

"Последний катаклизм" - это философская миниатюра. Она посвящена теме Всемирного потопа. Почему поэт обращается к этой библейской теме? Он предчувствует новую катастрофу. Но какую? Будет ли она повторением предыдущей? Может, да, а может, и нет.

Обратимся к Книге Бытия

Согласно ветхозаветной истории, Бог прогневался на людей. До такой степени, что решил уничтожить Свое же творение. Но был среди людского моря благочестивый человек по имени Ной. Его-то и предупредил Бог о грядущем потопе, велев построить судно. В этом судне можно было спастись от потопа.

Работа над строительством длилась много лет. Наконец ковчег был готов. Ной с семьей вошли на его борт, прихватив с собой и животных. Каждой твари по паре. Сразу после этого хлынул дождь.

Сорок дней и ночей шел ливень. И около года понадобилось Ною, чтобы выйти на сушу. Ковчег причалил к горе Арарат. Благочестивый Ной благодарил Бога за спасение. После чего Бог обещал, что никогда больше не повторится Всемирного потопа.

Тютчев о новой катастрофе

В стихотворении "Последний катаклизм" Федор Иванович говорит о грядущей катастрофе. Он предчувствует ее, как было сказано выше. Но в то же время Федор Иванович рассматривает новый потоп как источник жизни. Звучит довольно странно. Однако, по мнению Тютчева, после наводнения мир вернется к своим истокам. К началу времен. Вода поглотит все живое, но вместе с этим станет источником новой жизни. Максимальное разрушение становится максимальным созиданием. Земля ввергается в хаос, это ее начальное состояние.

Таким образом, "Последний катаклизм" - это не что-то пугающее. Не мрачное предсказание конца света, а отображение источника новой жизни, вечного движения.

С политической точки зрения

Федор Иванович не стеснялся своих политических взглядов. Иногда высказывал их в стихотворениях. Литературоведы считают, что стих Тютчева "Последний катаклизм" - это олицетворение социальных потрясений, ожидающих мир. К революциям и переворотам Федор Иванович относился довольно скептически. С его точки зрения существовало две силы: консерватор Россия и Европа-революционер.

Известно, что поэт был старшим цензором. Его деятельность позволяла запретить распространение манифеста коммунистической партии на территории Российской империи.

Учитывая политические взгляды поэта, вполне логично, что стих "Последний катаклизм" - это предупреждение о мировых социальных потрясениях. Они, как известно, приводят к катастрофическим последствиям зачастую.

Разочарование

Что еще может крыться в "Последнем катаклизме" Тютчева? Неудовлетворенность внешним миром, разочарование в нем. На момент написания стихотворения душевное состояние поэта могло оставлять желать лучшего. Это отобразилось в произведении.

Федор Иванович - известный поэт-философ. В его произведениях нет ничего лишнего. Каждое слово взвешенное и обдуманное.

Неизбежность катаклизма и невозможность человечества остановить его. Это один мотив. Второй же кроется в такой же неизбежности возрождения жизни. Погибнет старая жизнь, но возродится новая. Как гармонично сочетаются эти две, казалось бы, абсолютно несочетаемые вещи. В момент написания стихотворения поэту было душевно плохо. Это вполне возможно. Но он понимает, что эта агония души, ее "последний катаклизм" не вечен. Он пройдет, а на смену придет "белая жизненная полоса".

Возвращаясь к Богу

Последняя строка стихотворения: "И Божий лик изобразится в них". В ней заложен глубокий философский смысл. Все бытие, начиная от сотворения мира и до Второго пришествия, основано на Боге. Все происходит по Его воле. И ничего не совершается без Его ведома.

Божественный лик непостижим для людей в силу греховности. Но люди и Бог взаимосвязаны. Первым нельзя жить без веры. Вера - в Боге. И только после катастрофы истинный лик Божий отобразится в водной глади. Он воплощен в этой картине, присутствуя там.

Бог - это основной поэтический образ стихотворения. В этом стихотворении нет личного человеческого "я". Философия его подчеркивается обобщенным употреблением лексики.

Бог показан на водной глади. В стихотворении совмещены понятия несовместимые. Бог бесплотен, но здесь он обретает образ. Вода - это образ зеркала. В стихотворении скрыто сравнение вод с зеркалом.

Интонация стихотворения "Последний катаклизм" неспешная. Заставляет вдуматься в строки произведения.

Стиль написания

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Окончания как женские, так и мужские. Рифмы различные: перекрестные, открытые и закрытые. И это добавляет стихотворению ощущение неоднозначности. Создается впечатление, что здесь присутствуют два совершенно разных мира.

Резюмируем

"Последний катаклизм" написан в 1829 году. Это философское стихотворение, содержащее в себе то, что долгое время способны исследовать литературоведы. Незримый разум, мысли и мировидение Федора Ивановича Тютчева.

Заключение

В статье был сделан анализ стихотворения "Последний катаклизм". Кто-то увидит в стихотворении нечто близкое. Согласится мысленно с его автором. А кому-то этот стих чужд. И этот человек воскликнет: "Я не согласен!", - таким образом вступая в мысленный спор с поэтом. Для того и нужны философские стихотворения, чтобы каждый мог по-своему увидеть этот мир. Подобного рода стихи дают толчок к размышлениям. Они помогают высказывать свою точку зрения, не бояться вступать в спор и отстаивать собственную позицию. Помогают развиваться личности человека.

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Анализ стихотворения Тютчева «Последний катаклизм»

«Последний катаклизм» - философская миниатюра, впервые опубликованная в альманахе «Денница» в 1831 году. В ней Тютчев обращается к легенде о Всемирном потопе, широко распространенной в мифологии разных народов. Среди христиан наиболее известна история, рассказанная в Книге Бытия. Согласно ей, потоп стал наказанием человечеству за нравственное падение. В живых Господь решил оставить только отличавшегося благочестием Ноя и членов его семейства. Бог заранее предупредил их о грядущем наводнении и повелел построить ковчег, на котором можно будет спастись во время катастрофы. Сооружение судна заняло 120 лет. Когда работа была завершена, Ной взошел на борт, взяв с собой животных. Сразу после этого на землю хлынула вода, продолжался потоп в течение сорока дней. Почти год понадобился на то, чтобы Ной смог сойти с ковчега на сушу. Как говорится в Книге Бытия, причалило судно к горе Арарат. Благодаря Бога за спасение, Ной принес жертву, после чего Господь благословил его и все, что есть на земле.

В стихотворении Тютчева говорится о повторении всемирного потопа: «…Все зримое опять покроют воды…». Поэт предчувствует катастрофу, вот только, по его мнению, она принесет земле не только разрушения. После наводнения мир вернется к началу времен, к своим божественным истокам. «Последний катаклизм» - не предсказание-страшилка конца света. Вода здесь выступает в качестве источника жизни, как следствие, вечного движения, что вообще характерно для творчества Тютчева. В значительной части его пейзажно-философских стихотворений встречается ее образ в том или ином виде – «Волна и дума», «Снежные горы», «Фонтан». Продолжать этот список можно еще очень долго. По мысли Тютчева, вода полностью поглотит землю, но из нее же впоследствии появится новая жизнь. Получается, в стихотворении показан процесс единый и двуликий одновременно. Максимальное разрушение становится началом максимального созидания. Земля должна ввергнуться в хаос, который, согласно древнегреческой мифологии, есть первичное состояние Вселенной.

По мнению ряда литературоведов, «Последний катаклизм» имеет социальный подтекст – потрясения социальные Тютчев сравнивает в нем с природными катастрофами. Утверждение это не лишено смысла. К революциям и переворотам Федор Иванович относился весьма скептически, что нашло отражение в его публицистических статьях. Политические взгляды поэт иногда высказывал и в стихотворениях. По мнению Тютчева, в современном ему мире существовали лишь две силы – консервативная Россия и революционная Европа. Федор Иванович считал, что под эгидой первой необходимо создать союз славяно-православных стран. В 1848 году поэт заступил на должность старшего цензора. В рамках своей деятельности он запретил к распространению на территории Российской империи манифест коммунистической партии, переведенный на русский. Если принимать во внимание политические взгляды Тютчева, то «Последний катаклизм» действительно может восприниматься как высказывание о социальных потрясениях, которые зачастую приводят к необратимым катастрофическим последствиям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Размер выбран поэтом не случайно. Как писал Томашевский, в первые десятилетия XIX века пятистопный ямб стал широко использоваться в трагедиях. Тютчев возвышенный трагизм своего произведения подчеркивает и при помощи лексики: «пробьет последний час», «покроют воды», «состав частей разрушится земных». О том, что катастрофа приведет к рождению новой жизни, свидетельствует последняя строка. Для нее Федор Иванович выбирает положительно окрашенную лексику: «…И божий лик изобразится в них!».

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.

Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) -- катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части -- первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится".

В стихотворении присутствуют две стихии -- земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением -- отсутствием местоимений "я", "ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики -- не эмпирической, а предельно отвлеченной ("последний час природы", "все зримое", "божий лик").

Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:

"Когда пробьет последний час природы...";

"Когда последний час природы пробьет..."

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором -- оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и", многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!"

Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными -- "земных", "них") и женскими (безударными -- "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы -- воды), так и неграмматические (земных -- них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа", все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы "разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха "Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U -- безударный, I -- ударный):

Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической.

Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"):

II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II -- два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все зримое" (от старославянского слова "зрак" -- "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

Предложенный анализ, как уже отмечалось выше, не является "ключом", с помощью которого можно "открыть" любой поэтический текст.

Фёдор Иванович Тютчев

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Коллажи Pablo Genoves

«Последний катаклизм» — философская миниатюра, впервые опубликованная в альманахе «Денница» в 1831 году. В ней Тютчев обращается к легенде о Всемирном потопе, широко распространенной в мифологии разных народов. Среди христиан наиболее известна история, рассказанная в Книге Бытия. Согласно ей, потоп стал наказанием человечеству за нравственное падение. В живых Господь решил оставить только отличавшегося благочестием Ноя и членов его семейства. Бог заранее предупредил их о грядущем наводнении и повелел построить ковчег, на котором можно будет спастись во время катастрофы. Сооружение судна заняло 120 лет. Когда работа была завершена, Ной взошел на борт, взяв с собой животных. Сразу после этого на землю хлынула вода, продолжался потоп в течение сорока дней. Почти год понадобился на то, чтобы Ной смог сойти с ковчега на сушу. Как говорится в Книге Бытия, причалило судно к горе Арарат. Благодаря Бога за спасение, Ной принес жертву, после чего Господь благословил его и все, что есть на земле.

В стихотворении Тютчева говорится о повторении всемирного потопа: «…Все зримое опять покроют воды…». Поэт предчувствует катастрофу, вот только, по его мнению, она принесет земле не только разрушения. После наводнения мир вернется к началу времен, к своим божественным истокам. «Последний катаклизм» — не предсказание-страшилка конца света. Вода здесь выступает в качестве источника жизни, как следствие, вечного движения, что вообще характерно для творчества Тютчева. В значительной части его пейзажно-философских стихотворений встречается ее образ в том или ином виде - «Волна и дума», «Снежные горы», «Фонтан». Продолжать этот список можно еще очень долго. По мысли Тютчева, вода полностью поглотит землю, но из нее же впоследствии появится новая жизнь. Получается, в стихотворении показан процесс единый и двуликий одновременно. Максимальное разрушение становится началом максимального созидания. Земля должна ввергнуться в хаос, который, согласно древнегреческой мифологии, есть первичное состояние Вселенной.

По мнению ряда литературоведов, «Последний катаклизм» имеет социальный подтекст - потрясения социальные Тютчев сравнивает в нем с природными катастрофами. Утверждение это не лишено смысла. К революциям и переворотам Федор Иванович относился весьма скептически, что нашло отражение в его публицистических статьях. Политические взгляды поэт иногда высказывал и в стихотворениях. По мнению Тютчева, в современном ему мире существовали лишь две силы - консервативная Россия и революционная Европа. Федор Иванович считал, что под эгидой первой необходимо создать союз славяно-православных стран. В 1848 году поэт заступил на должность старшего цензора. В рамках своей деятельности он запретил к распространению на территории Российской империи манифест коммунистической партии, переведенный на русский. Если принимать во внимание политические взгляды Тютчева, то «Последний катаклизм» действительно может восприниматься как высказывание о социальных потрясениях, которые зачастую приводят к необратимым катастрофическим последствиям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Размер выбран поэтом не случайно. Как писал Томашевский, в первые десятилетия XIX века пятистопный ямб стал широко использоваться в трагедиях. Тютчев возвышенный трагизм своего произведения подчеркивает и при помощи лексики: «пробьет последний час», «покроют воды», «состав частей разрушится земных». О том, что катастрофа приведет к рождению новой жизни, свидетельствует последняя строка. Для нее Федор Иванович выбирает положительно окрашенную лексику: «…И божий лик изобразится в них!».