Портал наша московия. Бойко Василий Демьянович Связист канонерской лодки «Щорс»

(?-1990) - летчик-испытатель, Герой России (посмертно). Работал на МВЗ им. М. Л. Миля. Испытывал Ми-26. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

  • - ДОЧЬ СТЕПЕЙ - МАНЗАНОВА-ГРИЩЕНКО Зинаида Даниловна - бурято-монгольская писательница. Р. в улусе Аларь, Аларского аймака БМАССР, в семье народного учителя...

    Литературная энциклопедия

  • - Первый проректор Томского государственного университета; родился 7 июля 1944 г.; академик РАЕН; работал проректором по учебной работе Томского государственного университета...
  • - Директор института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета с 1997 г.; родился 2 мая 1950 г. в д. Острая Ковернинского района Горьковской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, старший сержант...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Президент - генеральный директор Камско-Волжского АО резинотехники "КВАРТ"; родился 17 января 1932 г. в г. Заинске Татарской АССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1922, ум. 1976. Новосибирский живописец-авангардист...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Боснии и Герцеговине с января 2001 г.; родился в 1942 г.; окончил Ленинградский государственный университет в 1970 г.; с 1981 г. работает в системе МИД...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, подполковник. Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Воевал в составе 32 иап, был командиром звена...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - начальник Юридического управления инвестиционной компании "Тройка Диалог"; окончил факультет международного права Московского государственного института международных отношений...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - р. 1841 в Гродненск. губ., протоиер., магистр богословия, † 1906...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - протоиерей, проповедник, † 7 апр. 1881...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - этнограф, сотр. "Литовск. епарх. вед." 1890 гг., чиновник при хозяйств. управл...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Сов. физикохимик, акад. АН СССР. Р. в с. Свислочь. Окончил Военную акад. хим. защиты. С 1958 на научной и руководящей работе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Демьянович, Андрей Петрович - писатель, протоиерей, магистр Петербургской духовной академии...

    Биографический словарь

  • - российский художник. Жил и работал в Новосибирске. С 1960-х гг. в циклах живописных акварелей и темпер разрабатывал свой вариант узорчато-пестрого, полуабстрактно-сюрреалистического авангардизма...
  • - российский химик, академик РАН, генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда. Труды по изучению механизмов химических реакций...

    Большой энциклопедический словарь

"Грищенко, Анатолий Демьянович" в книгах

ПАДУНОВ (Галкин) Дмитрий Демьянович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ПАДУНОВ (Галкин) Дмитрий Демьянович Воентехник 2-го ранга РККАКапитан ВС КОНРРодился 22 августа 1910 г. в станице Лабинской Лабинского отдела Области Войска Кубанского. Русский. Из казаков. В 1937 г. окончил специализированный Московский химический университет. По

Алексей Демьянович Илличевский (1798–1837)

Из книги автора

Алексей Демьянович Илличевский (1798–1837) Сын томского губернатора. В начале курса по легкости писать стихи превосходил всех своих товарищей и считался в их кружке первым поэтом. Они называли его Державиным, а Пушкина Дмитриевым, и разделились на две партии, спорившие о том,

Константин Демьянович Артюхов (1796–1840)

Из книги автора

Константин Демьянович Артюхов (1796–1840) Инженер-капитан, директор оренбургского Неплюевского военного училища. Записной охотник. Был очень популярен и любим в Оренбурге, как умный и веселый собеседник, не унывавший никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах. Самые

ПРЕДАННЫЙ ЗАБВЕНИЮ: ТРИУМФ И ДРАМА ПОДВОДНИКА ГРИЩЕНКО (По материалам В. Шигина)

Из книги 100 великих тайн Второй мировой автора

ПРЕДАННЫЙ ЗАБВЕНИЮ: ТРИУМФ И ДРАМА ПОДВОДНИКА ГРИЩЕНКО (По материалам В. Шигина) Когда-то его имя не сходило со страниц газет, его дружбой гордились писатели и поэты. Ему не было равных в годы войны по количеству уничтоженных вражеских кораблей, а о мастерстве, хитрости и

Преданный забвению. Триумф и драма подводника Грищенко

Из книги Неизвестная Великая Отечественная автора Непомнящий Николай Николаевич

Преданный забвению. Триумф и драма подводника Грищенко Рассказывает капитан 1-го ранга Владимир Шигин: - Когда-то его имя не сходило со страниц газет, его дружбой гордились писатели и поэты, а самые красивые женщины были счастливы, когда он одаривал их мимолетной улыбкой.

Преданный забвению (Триумф и драма подводника Грищенко)

Из книги Военные катастрофы на море автора Непомнящий Николай Николаевич

Преданный забвению (Триумф и драма подводника Грищенко) Когда-то его имя не сходило со страниц газет, его дружбой гордились писатели и поэты, а самые красивые женщины были счастливы, когда он одаривал их мимолетной улыбкой. Ему не было равных в годы войны по количеству

Грищенко Петр Лукьянович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Грищенко Петр Лукьянович Родился 1 августа 1921 г. в деревне Куковячино Витебской губернии. Окончил среднюю школу и витебский аэроклуб, в 1942 г. - Армавирскую военную авиационную школу пилотов.Участвовал в боях с марта 1943 г. Сражался на Курской дуге, принимал участие в

КАК РАССКАЗЫВАЛ ГРИЩЕНКО

Из книги Секреты балтийского подплава автора Стрижак Олег Шигин Владимир Виленович

ТРИУМФ И ДРАМА ПОДВОДНИКА ГРИЩЕНКО Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя, Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей! И нет нам твёрже почвы под ногами, Чем палубы подводных кораблей… Герой Советского Союза подводник Израиль Фисанович Когда-то его имя не сходило со страниц

Подводник Грищенко

Из книги Герои Балтики автора Шигин Владимир Виленович

Подводник Грищенко Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя, Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей! И нет нам твёрже почвы под ногами, Чем палубы подводных кораблей… Герой Советского Союза подводник Израиль Фисанович Когда-то его имя не сходило со страниц газет, его

Бойко Василий Демьянович Связист канонерской лодки «Щорс»

Из книги Я дрался в Сталинграде [Откровения выживших] автора Драбкин Артем Владимирович

Бойко Василий Демьянович Связист канонерской лодки «Щорс» Война для нас началась неожиданно. Мы, конечно, знали, что немец по Европе шурует, но не думали, что на нас нападет. Собирались в увольнение, я тогда занимался в секции гимнастики и должен был идти на тренировку, но

Мой дедушка - , годы жизни 6.05.1911-19.12.1982 гг. Родился на Украине в селе- Прелестное Славянского района. Перед началом войны жил и работал учителем рисования и черчения и заместителем директора по хоз. части средней школы в селе Путилово Красноармейского района Московской области.

Зимой 1941 года был призван Пушкинским военкоматом в действующую армию. Воевал в составе 5-той армии 3-го Белорусского фронта. Был демобилизован 05.10 1945 года, домой вернулся лишь в мае 1946 года.

Был награждён орденом: "Красной звезды", "За боевые заслуги", медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., "За взятие Кеннигсберга", "За победу над Японией".

После войны работал начальником капитального строительства Московского Лесотехнического института г. Мытищи. За время работы, под его руководством были построены- новое здание института, актовый зал, столовая-кафе, 4-х этажное здание студенческого общежития, студенческий городок с двухэтажными деревянными общежитиями, которые в дальнейшем были заменены на современные кирпичные многоэтажные дома, плавательный бассейн. После ухода на пенсию работал в типографии мастером офсетной печати.

В послевоенной деятельности был награждён медалями:

"Ветеран труда", "В память 800-ления Москвы", многими юбилейными медалями, посвящёнными ВОВ 1941-1945гг.

Регион Москва

Воинское звание старшина

Населенный пункт: Москва

Боевой путь

После призыва в действующую армию зимой 1941 года, моего деда назначили ответственным за колонну призывников. Они должны были из г.Красноармейска Моск. обл. пешим ходом прибыть в город Муром. Оттуда все были отправлены на передовую, а он сначала должен был отчитаться за выданное оружие и обмундирование. Потом тоже был отправлен на фронт. Воевал в составе третьего Белорусского фронта в войсках связи. Обеспечивал связь между штабом и армией. Если связь прерывалась, её прокладывали солдаты под шквальным огнём противника, это была очень тяжёлая и смертельно опасная задача, очень много людей погибло. Моему дедушке повезло, за все годы войны, он получил лишь одно ранение - в ногу.

Он учавствовал в тяжёлых боях за взятие Кеннигсберга. Был такой момент, когда связь штаба с армией была прервана и попытки связистов наладить её кончались неудачей. Дедушке дали письменное донесение и он, под огнём противника, смог доставить его по назначению. После взятия Кеннигсберга их армия должна была идти на штурм Берлина, так как они были к Берлину ближе всех, но, по приказу Сталина, Берлин должна была штурмовать армия Жукова, поэтому их срочно направили на Дальний Восток под Харбин.

С 5-го августа по 3-е сентября 1945 года мой дедушка Грищенко Анатолий Феоктистович был участником войны с Японией. Демобилизовали его только в 1946 году.

Воспоминания

Грищенко Анатолий Феоктистович

Вот, наконец, в ночь на 21-е июля вкусили настоящую "боевую тревогу"- появления немецких Мессеров и Хенкелей с зазывным рёвом моторов, мерцания на чёрном небосклоне зенитных разрывов и бегающими по тому же небу лучами прожекторов, скрещивающих, порой, на одной точке обнаруженного "стервятника"...

Грищенко Анатолий Феоктистович

Был 1941 год. Зима. Конечно со снегом и хорошими морозами. Сюда в Муром пешком я привёл по мобилизации с Пушкинского райвоенкомата роту, в полном составе, возглавлял её. Все живые люди после 10-ти дневного "марша" впроголодь и после обстрела в Ногинске "рассосались"по спискам "кто куда" в этом Муроме, а я вот и попал в, так сказать, часть "подготовки и переформировки в ЗСП". Расшифровывать эту часть особенно нечего, как и везде, в ней есть командиры и начальники, есть склады и вещевое довольствие, есть кухня с "баландой" и пайком хлеба, есть даже где склонить свою голову на сон....

Надгробный памятник


Г рищенко Анатолий Демьянович – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института, старший лейтенант запаса.

Родился 24 августа 1937 года в городе Ленинград (ныне - Санкт-Петербург) в семье служащего. Детство и юность провёл в Украине, жил в Житомирской и Волынской областях. Среднюю школу окончил и городе Луцк. В 1959 году окончил Московский авиационный институт. С 1955 занимался в аэроклубе МАИ, затем летал на самолётах и вертолётах в Центральном и Егорьевском аэроклубах.

В 1959-1966 годах работал в Лётно-исследовательском институте инженером, старшим инженером. В 1966 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей. С марта 1967 по январь 1987 - на лётно-испытательной работе. В 1976 и 1982 годах был лётчиком-инструктором в школе летчиков-испытателей.

Провел ряд испытательных работ на вертолетах Ка-26, Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и их модификациях. Участвовал в испытательных полетах на Ми-26 по транспортировке тяжёлых крупногабаритных грузов на внешней подвеске одним и двумя вертолётами. Всего освоил более 30 типов самолетов и вертолетов, провел в воздухе более 5000 часов, из них больше половины - в испытательных полетах. Участвовал и в уникальной операции по транспортировке воздушно-космического самолета «Буран».

В мае и августе-сентябре 1986 года участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Так как строевые вертолетчики еще не имели необходимого опыта перевозки грузов на нестандартно длинной внешней подвеске, такие задачи поручались экипажам, возглавляемым летчиками-испытателями Г.Р.Карапетяном и А.Д.Грищенко. Вертолет Ми-26 которым управлял Грищенко снижался почти в три раза (!) ниже отметки, оговоренной приказом. Фактически доза облучения была в 15 раз больше «официальной» и оказалась смертельной - лейкоз.

Проходил лечение в США. Были найдены доноры для операции по пересадки костного мозга, которая прошла успешно. Но время было упущено - с момента облучения до операции прошло долгих четыре года. Грищенко Анатолий Демьянович скончался 3 июля 1990 года в клинике города Сиэтла.

У казом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1995 года за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Грищенко Анатолию Демьяновичу присвоено звание Герой Российской Федерации посмертно.

Похоронен в городе Жуковский Московской области на Быковском кладбище.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (12.08.1982). За высокий профессионализм награжден знаком «Одинокий ястреб» (США) посмертно, его имя значится среди 10 мировых асов, кавалеров ордена «Меч Гравинера».

Награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «Знак Почёта», украинским орденом Мужества 1-й степени (25.04.2006), медалями.

Его именем названа улица в Жуковском. В городе Луцк установлена мемориальная доска, в одном из городов Испании – стела.

Около 30 лет Анатолий Грищенко работал в ЛИИ им. М. М. Громова. Он один из немногих выдающихся вертолетчиков в стране, получивших звание «Заслуженный летчик-испытатель». Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 года за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Грищенко Анатолию Демьяновичу было присвоено звание Героя России посмертно.

Благодаря телевидению и прессе весь мир узнал о последних днях жизни и кончине одного из участников восстановительных работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Анатолия Грищенко. Через четыре года список жертв атомной катастрофы пополнился нашим земляком, много лет проработавшим в Летно-исследовательском институте. Начинал он работать там инженером, а с 1967 года трудился летчиком-испытателем. За десятилетия работы провел сложнейшие летные испытания по проблемам прочности, устойчивости, управляемости, транспортировки крупногабаритных грузов. За период летной деятельности освоил и испытал около 30 типов и модификаций различных вертолетов, включая опытные образцы.

В 1986 году Грищенко получил персональный вызов в Чернобыль и одним из первых среди летного состава прибыл на место аварии. Тяжелую и опасную работу выполнил добросовестно. Вернулся домой. А вскоре вновь был командирован в зону бедствия. Не оказалось в стране вертолетчиков его квалификации. И это не преувеличение. Анатолий Демьянович действительно имел такой опыт летной работы, который иначе как уникальным не назовешь. К тому же, требовалось согласие на риск.

Грищенко соглашался рисковать безоговорочно. Он собирался лететь в Чернобыль в третий раз, когда врачи обнаружили у него острый лейкоз.

За считанные месяцы здоровый человек, годный для летной работы «без ограничений», стал инвалидом. Был пышущим здоровьем авиатором, а стал хронически больным пенсионером.

Но прежде, чем это признали, прошло достаточно много времени…

Командировка в ад

Евгений Воскресенский – заслуженный штурман- испытатель СССР. Часто летал с Анатолием Демьяновичем в одном экипаже. Знакомы были добрых четверть века, еще с того времени, когда Грищенко занимал инженерную должность. У него были летные программы на Ту-22. Воскресенский в них участвовал.

Когда Грищенко окончил школу летчиков-испытателей, Евгений Васильевич разделил с ним радость первых самостоятельных полетов. Несколько позже вместе ездили в Ростов на завод изучать материальную часть Ми-26. А затем на этом вертолете перевозили с авиационного завода части «Бурана» к месту сборки.

Кто знал тогда, что опыт работы с крупногабаритными грузами пригодится им при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС…

Когда случилась эта беда, Правительственную комиссию в Чернобыле возглавил Иван Силаев. Как член ЦК КПСС он курировал авиационную промышленность и хорошо знал возможности Анатолия Демьяновича и других жуковских вертолетчиков. Поэтому он сразу же распорядился использовать их при ликвидации последствий катастрофы.

Воскресенский попал в Чернобыль в то время, когда Грищенко находился там уже во второй своей командировке.

«Пришел утром на работу в ЛИИ, – рассказывал мне Евгений Васильевич, – получил задание перегнать в Чернигов вертолет. Оформил документы и, максимум через час, был уже в воздухе…»

Вертолет, на котором летел в командировку Воскресенский, имел особое назначение. На его борту находился мощный брандспойт.

«Вертолет спасателей космонавтов» – так называли ту машину в ЛИИ. В Чернигове находился центр базирования вертолетов, работающих в Чернобыле.

«После приземления, мы попали в распоряжение начальника, наделенного чрезвычайными правами, – вспоминал Воскресенский. – Он руководил и гражданскими, и военными летчиками… Во время командировки распорядок дня был такой: подъем в пять утра, отбой в двадцать два, остальное время – работа. И питались там: продукты на вертолетах привозили.

Чем конкретно занимался ваш экипаж?

Сначала мы уничтожали всевозможные вредные элементы, которые дают большое излучение. Пыль, например. Поливали ее с брандспойта вертолета и таким образом обеззараживали». Грищенко тренировал военных летчиков – учил переправлять крупномасштабные грузы. Когда все это было сделано, взялись за перемещение многотонных вентиляторов и кондиционеров. Они были необходимы для восстановления первых трех блоков АЭС…

Больше месяца длилась та командировка в ад.

"За Чернобыль награждены Почетной грамотой. . . "

После возвращения в Жуковский врачи обнаружили плохую кровь у вертолетчиков. Воскресенский полгода лечился. Когда дело пошло на поправку, лечащий врач Монахова решила послать Евгения Васильевича в санаторий. Без малого два месяца пробивала бесплатную путевку…Добилась-таки своего. Приехал Воскресенский получать эту путевку, а его спрашивают: «А что, вы были в Чернобыле?» – «Да, был» – «Минуточку…» После проверки – выдали путевку. Мелочь? Конечно. Но как больно ранило душу. Его же заподозрили в нечестности! А на следующий год не удалось Монаховой добиться для Воскресенского бесплатной путевки в санаторий. Съездил за свой счет.

«Зачем про это писать?– удивился моему интересу Евгений Васильевич. – Заслуженный штурман-испытатель человек не бедный. Не надо!»

Нет, надо. Обязательно и непременно надо заострить внимание на этом. Когда потребовалось срочно помочь Отчизне – Воскресенский не задумываясь выполнил свой долг. А пришло время лечиться после устранения последствий аварии на атомной станции – государство выставило счет: оплати путевку и, пожалуйста, лечись.

Может быть, вам так щедро заплатили за работу в Чернобыле, что действительно с лихвой оплатили потерю здоровья?»

– «О чем вы говорите? За полтора месяца работы там я получил свою обычную зарплату плюс какую-то совсем небольшую премию… Да и то доказывать пришлось, что законно заработал эти деньги» – -

– Был такой случай. Выполнили мы одну программу. Иначе сказать, сделали определенный объем работы, включающий полеты над атомным реактором, транспортировку крупногабаритных грузов и т. д. Пришли в кассу получать зарплату. Грищенко и Макарову выдали деньги, а мне говорят: не положено.

Как так? Стал Грищенко выяснять – оказалось, нет моей фамилии в смете! Пришлось ему доказывать чиновникам, что дважды два – четыре. Штурман, дескать, такой же работник, как и летчик. В конечном итоге дали, что положено…

– Евгений Васильевич, а чем вы награждены за Чернобыль? Работа там была и трудная, и смертельно опасная. Полгода пришлось лечиться после полутора месяцев такой работы…

– У каждого из нашего экипажа есть Похвальная грамота Государственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».

«Убежден, его можно было спасти»

– Мы с Анатолием Грищенко двадцать лет в одной кабине отработали, – рассказывал мне заслуженный летчик-испытатель СССР Аркадий Макаров. – В Чернобыле он первый раз без меня был, а потом уже вместе там трудились. Работа наша была такая. Поднимали вертолет с грузом 18 тонн на тросе длиною 250 метров. Считалось, что это расстояние предохраняет от радиации. Груз следовало поставить на площадку ограниченных размеров рядом с четвертым блоком… Понятно, что при выполнении такой задачи подолгу приходилось зависать над реактором.

Перед отлетом из Жуковского нам дали таблетки и пастилу, которые вроде бы стимулируют вывод продуктов распада из организма. На вкус те таблетки были очень неприятны, и никто их не использовал по назначению.

Никто, за исключением Грищенко.

Может быть, это совпадение. Но я мучительно думаю вот о чем: в Чернобыле мы не расставались, были всегда вместе. Когда же Анатолий так облучился? Воздействию радиации мы там все подвергались. Глаза слезились. Зубы сильно болели, да так, что хлеб жевать было нельзя. Помню, был случай. Надо лететь, а Воскресенский лежит: зуб невыносимо болит под коронкой. Коронку тогда ему сняли, зуб удалили. Потом оказалось – напрасно…

Так вот, те таблетки и пастилу только Грищенко регулярно принимал. Я не медик и не берусь утверждать, но… Может быть, они не стимуляторами вывода продуктов распада из организма оказались, а концентратами радиации?!

Кстати, я убежден, что если бы медики вовремя обратили серьезное внимание на здоровье Грищенко, его можно было бы спасти. Семь месяцев Анатолий болел, гас буквально на глазах.

Знаете, что ему сказали после Чернобыля? Сам заболел – сам лечись. Сказали, что кровь у него от природы плохая. Это у заслуженного летчика-испытателя СССР…

Инвалидом Анатолий стал быстро, но вот признать, что он потерял здоровье из-за облучения, долго не хотели.

Ответственность взял на себя Воробьев – профессор института гематологии. Он подтвердил, что болезнь Грищенко является прямым следствием пребывания в Чернобыле…

У Анатолия был ослаблен организм, и любой чих для него мог быть опасным. А как его лечили? Я знаю случай, когда Грищенко около часа сидел в очереди в поликлинике. Зашел в кабинет, а врач заявила ему: «Я не обязана вас принимать!» И пришлось идти в другую очередь…

Послесловие

Анатолий Грищенко умер 3 июля 1990 года в американском городе Сиэтл. Похоронили его на Родине – печально известное Быковское кладбище пополнилось еще одной могилой летчика.

Прошло много лет. На днях я в очередной раз побывал на территории этого мемориала.

Шел вдоль могил и вчитывался в надписи на памятниках: «Погиб… Погиб… Погиб…»

Погибших хороним с почестями. А как относимся к живым?

Анатолий Грищенко, после Чернобыля, когда получил широкую известность? Через четыре года, когда смертельно заболел и умер. А какое отношение к тем, кто менее серьезно пострадал? А что мы знаем о молодых летчиках, осваивающих сегодня супертехнику 21 века?

Я шел вдоль могил и никак не мог избавиться от мысли: «Ну почему, почему к живым героям у нас отношение хуже, чем к мертвым?»