Пора валить? Все об эмиграции. Образование в Швеции: особенности образования по-шведски

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, .

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в и муниципальных органах власти.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологический комфорт – в приоритете

Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

Индивидуальный подход

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Продленное веселье

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 950 крон (около 100 евро) в месяц.

для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день ищут в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.

Дошкольное и школьное образование в Швеции – эта тема продолжит наш цикл статей об образовательных системах разных стран Европы и мира.

В Швеции любой ребенок по достижению 6-ти летнего возраста имеет доступ к образованию. Система школьного образования в Швеции регулируется Законом об Образовании и предполагает 9 лет обязательного обучения в школе.

Дошкольное образование в Швеции

Дошкольное образование начинается с одного года и длится до достижения ребенком пятилетнего возраста. Дошкольное образование в Швеции предоставляется и обеспечивается местными властями. На размер муниципальной субсидии влияют следующие факторы: возраст ребенка, работают родители или учатся, являются безработными или находятся в декретном отпуске. Последнее подразумевает, что у родителей есть еще один ребенок меньше одного года. Дошкольное образование совмещает в себе присмотр за детьми, их подготовку к школе (шведский язык - чтение и письмо), а также творческое и индивидуальное развитие. Дошкольное образование в Швеции действует круглый год. График работы зависит от графика учебы или работы родителей, а также принимает во внимание потребности ребенка.

Муниципальные власти имеют право взимать разумную плату за место в дошкольном или детском саду семейного типа. Плата за посещение дошкольного учреждения может варьироваться от 1 % до 3,2 % от совокупного дохода семьи для первого, второго и третьего ребенка, соответственно. Ежемесячная плата не должна, однако, превышать 1260 шведских крон для первого ребенка, 840 шведских крон для второго и 420 шведских крон для третьего ребенка.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он переходит на подготовительный год дошкольного образования – это год до начала обязательного среднего образования. На этом этапе детей готовят к предстоящему обязательному среднему образованию. Этот год не является обязательным, но почти все дети его проходят.

Школьное образование в Швеции

Современная система школьного образования в Швеции состоит из следующих этапов:

1. С 7 до 16 лет дети посещают обязательную школу в Швеции

Наряду с муниципальными школами, в Швеции существуют также и частные школы. Родители могут выбирать, в какую школу отдавать своего ребенка. Иногда программа в частных школах Швеции может отличаться и иметь более специализированный уклон, но в большинстве случаев учебные программы совпадают.

Школьный год обычно начинается в конце августа и длится до начала/середины июня следующего года. Школьный год состоит в среднем из 40 недель. Учебная неделя – из пяти дней. Зимние каникулы длятся с 20 декабря до начала января. По достижению 16 летнего возраста и окончания обязательной школы ученик может дальше не посещать школу. В рамках обязательного школьного образования в Швеции каждого школьника учат пользоваться современными технологиями для поиска необходимой информации, помощи в процессе обучения, а также для общения.

2. С 16 до 19 лет ученики посещают высшую среднюю школу.

После окончания обязательной школы ученики переходят в высшую среднюю школу. Обучение на этом уровне не является обязательным и предоставляется бесплатно. Обучение на этом этапе длится три года. Ученики могут выбирать любую из 17-ти программ, которые дают более обширное общее образование. По окончанию высшей средней школы ученики могут поступать в университет. Следует заметить, что Upper Secondary School (10 -12 год) является опционным.

Процесс перехода и зачисления из одного уровня школы на другой могут отличаться в разных школах. Несмотря на это, от всех учеников требуют наличие проходного бала по шведскому языку , английскому языку и математике.

В системе школьного образования Швеции также существует категория школ, которые называют Charter Schools. Они были введены в 1992 году. Спонсируются такие учреждения за счет общественных средств. Программа обучения в таких школах должна быть одобрена специальными инспекторами и следовать той же программе, что и общеобразовательная школа. Данный вид школ может принадлежать как коммерческим, так и некоммерческим организациям. В Charter Schools запрещено взимать плату за обучение. Зачисление в эту школу проходит без экзаменов.

Система оценивания в школах Швеции

Раньше ученики в школах Швеции не получали оценок до 6 класса. После 6 класса оценки классифицировали следующим образом: сдал (godkänd - G), сдал с отличием (Val godkänd - VG), и выше, чем с отличием (Mycket Val godkänd - MVG). Следует заметить, что в системе оценивания Швеции не существует оценки «не сдал/провалил». Вместо этого делают примечание ***, в котором указывают, что ученику не хватило базы, чтобы сдать предмет или объясняют другую причину. Иногда для этого используют следующее обозначение: Icke godkänd (IG). На него ссылаются, когда делают примечание ***. Все зависит от предпочтений учителя и не играет большой роли.

В 2011 году была введена новая система оценивания: A, B, C, D, E – сдал и F – не сдал. Если ученик получает F по определенному предмету – преподаватель готовит отчет для родителей, указывая на то, что нужно сделать, чтобы повысить успеваемость.

В Швеции также существуют международные школы, которые, в первую очередь, предназначены для студентов, временно проживающих в Швеции, или тех, кто переехал в страну по тем или иным обстоятельствам. Для обучения в международной школе требуется ежегодный взнос.

Попасть в международную школу не так просто. Если родители хотят, чтобы их ребенка зачислили в одну из таких школ, им следует заранее об этом позаботиться, так как существует список очередности заявок. Стоимость обучения в международной школе может достигать свыше 100000 шведских крон в год.

В Швеции существуют как государственные, так и частные международные школы. Система обучения в частных школах более гибкая, чем в государственной школьной системе. В таких школах программа рассчитана на специфику обучения студентов из других стран. В таких школах шведские дети учатся вместе с учениками из самых различных стран.

Список требований для зачисления в частные школы в Швеции:

Подтверждение оплаты

Оценки с предыдущей школы

Копия паспорта студента, удостоверение родителей

Медицинская карточка

Список сделанных прививок

Дополнительная плата может взиматься, если дети не зарегистрированы в органах местного самоуправления или когда им не был присвоен шведский идентификационный номер.

Если родители приехали из другой страны и не хотят отправлять своих детей в международную школу – они могут выбрать the Norr Stockholm School или the International English School. Это независимые школы, которые следуют общепринятой программе, но обучение в которых частично проходит на английском языке.

На этом завершаем знакомство с дошкольным и школьным образованием в Швеции, и уже в следующей статье узнаем, каким требованиям должен соответствовать студент, чтобы получить

Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.

  1. Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
  2. В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
  3. Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
  4. Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
  5. Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
  6. Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
  7. Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
  8. Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
  9. Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
  10. Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
  11. Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
  12. В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
  13. Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
  14. Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
  15. Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
  16. В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
  17. В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
  18. После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
  19. Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
  20. В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.

Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.

ШВЕДСКАЯ ШКОЛА В МОСКВЕ

Шведская школа в Москве принимает детей от 2 до 16 лет из семей, имеющих какую-либо связь со скандинавскими странами . Школа расположена в зеленом районе Москвы рядом с Ленинским проспектом и станцией метро «Университет». Обучение строится на основе шведской образовательной программы, преподавание ведется квалифицированными учителями на шведском языке . Управление школой осуществляет родительский комитет, а значит у вас есть уникальная возможность влиять на ее работу. Мы предлагаем качественное скандинавское образование в уютной и почти домашней обстановке .

Младшая дошкольная группа (Детский сад) - дети 2-5 лет

Секция дошкольной подготовки «Вильдхунден» набирает небольшую группу детей 2-5 лет – всего не более 15 мест . В секции трудятся три педагога , как минимум один из них – специалист в области дошкольной педагогики. Обучение строится на основе шведской образовательной программы , в которой большое место отводится познавательной деятельности детей, игре и творчеству . На этом этапе урок должен быть занимательным, полезным и по-домашнему комфортным для всех учеников группы. Кроме того, мы осознанно работаем над развитием социальных навыков у детей.

Старшая дошкольная группа - дети 6 лет

В Шведской школе организован подготовительный класс для шестилетних детей. Дети занимаются в собственном «домашнем» классе, в обстановке игры и активного творчества знакомясь с миром школы . Наряду с дошкольной педагогикой здесь используются методы начального образования – такой симбиоз способствует лучшему развитию и обучению ребенка. Дети из подготовительной группы общаются как с детьми из младшей группы, так и со школьниками, встречаясь с ними на общих собраниях, уроках физкультуры и на тематических занятиях. Для более безболезненного перехода из подготовительного класса в «настоящую» школу важно наладить тесное взаимодействие между дошкольниками и школьниками.

Школа. 1-6 годы обучения

Шведская школа в Москве предлагает обучение для детей в группах смешанного возраста и большим количеством педагогов . Дети 1-6 годов обучения делятся на небольшие классы. При изучении некоторых дисциплин (математики, русского и английского языков) эти классы дробятся на группы поменьше – с одним педагогом на группу. Благодаря небольшому количеству учеников в группе и тесному контакту с учителем , дети получают возможность заниматься в соответствии со способностями и развиваться в оптимальном режиме.

7-9 годы обучения

Начиная с 7 года обучения, наши ученики обучаются с применением стокгольмской системы дистанционного образования «София Дистанс». По поручению Шведского управления образования, «София Дистанс» предоставляет возможность получения полноценного среднего образования на основе сетевого обучения с использованием шведской системы оценок, учебных планов. Преподаватели соответствующих предметов ведут и планируют процесс обучения шведских школьников по всему миру, находясь в Стокгольме. «София Дистанс» содержит четкие планы, указания и дидактические материалы по всем предметам. Задания выполняются в сети Интернет, а также с помощью учебников. Ученики имеют перед собой понедельно расписанный план учебы, знают, когда и какие задания высылать преподавателю для проверки и оценки. Таким способом ученики усваивают гуманитарные, естественные и эстетические предметы, изучают языки. Шведская школа дает ученикам возможность заниматься под руководством высококвалифицированных преподавателей. Такж ев школе работает педагог, помогающий выполнять и отправлять задания.

Скандинавский оазис в России

В Шведской школе в Москве особое значение придается изучению языков. Многие из наших детей живут в двуязычных семьях и в разной степени владеют разными языками, что необходимо учитывать в процессе обучения. Многие впоследствии продолжают обучение в интернациональных школах в других странах, а значит, преподавание языков в нашей школе должно быть на высшем уровне . Все дошкольники и ученики изучают русский язык и знакомятся с русской культурой . Уже в младшей дошкольной группе они, в игровой форме, знакомятся с английским языком . Обучение английскому языку начинается с 6 лет.

В нашей школе дети имеют возможность увидеть положительные стороны культурных и индивидуальных различий. В Шведской школе воспитываются и учатся дети из Швеции, России, Норвегии и Дании , а на школьном дворе и во время общих мероприятий они общаются с детьми из Финляндии, Италии и Японии. Важную часть учебной программы составляют экскурсии и поездки по Москве. Дошкольники и школьники с ранних лет учатся основам демократии, активно участвуя в работе советов класса и школы. Еще в школе есть «дерево дружбы» - ученики прикладывают к нему большой палец в знак согласия соблюдать правила поведения и отношения друг к другу, установленные самими учениками. Дерево – отправная точка всех дискуссий на тему уважения и поведения . У Школы есть план профилактической работы, построенной на равном отношении к ученикам и упреждающей конфликты и преследования одних учеников другими.

Каждую пятницу вся школа дает большое представление на сцене . Дети учатся выступать на публике – петь, играть спектакли и показывать то, над чем они работали на неделе. На представление с удовольствием ходят родители , а заодно общаются за чашкой кофе в учительской. Благодаря этому, встречи родителей и сотрудников в стенах школы происходят часто и естественно. Во время весеннего полугодия дошкольники и школьники вместе готовят большую тематическую программу, которую представляют на концерте в одну из суббот в апреле. Сами дети и их родители очень любят такие апрельские концерты.

Добро пожаловать в Шведскую школу в Москве! Для получения более подробной информации или посещения нашей школы вы можете обратиться к нашему директору, Тумас Стрёмвалль,