Понятия справедливости, честности, достоинства. Справедливость и законность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО «Белорусский государственный университет транспорта»

Кафедра «Философия, история и политология»

Доклад

Тема: «Честность и справедливость»

Выполнила студентка:

группы ПР-21

Аноко И.Н.

Гомель, 2014

Среди высших нравственных ценностей немаловажное значение имеет правда и тесно связанное с ней понятие правдивости.

Слово «правда» перекликается с другими родственными ему словами - «правый», «правильный» и имеет по меньшей мере три смысла.

Во-первых, оно означает некоторый образцовый порядок бытия и человеческих отношений, которому необходимо неукоснительно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми. В этом ракурсе содержание слова «правда» совпадает с понятием справедливости, хотя, пожалуй, в большей степени акцентирует момент идеальности и онтологической укорененности названного образцового порядка. Именно в таком случае говорят «надо жить по правде» или «правда восторжествует». Правда является здесь чем-то вроде высшей инстанции, выносящей в конце концов свой приговор.

«Правдоискательство», столь характерное для России, занято поисками именно этой «высшей правды», которая выразила бы себя в справедливом людском или божественном суде, при котором злые и жестокие будут наказаны, а хорошие и добрые - вознаграждены. «Высшая правда» как бы возносится над многоликой эмпирией жизни, над ее грязью и мелочностью, несправедливостью и бессмысленностью. Она - выше фактичности, является более глубинной и основной силой, чем простой событийный ряд. В этом смысле «высшая правда» противостоит «правде жизни», понятой как механическая подборка негативных примеров.

Тот, кто живет «по правде» - живет по нравственному закону, по Божьим заповедям, по человеческой совести и никогда не скажет: «Все кругом гадкие и скверные, это - правда жизни, зачем же мне быть добрым и щедрым?». Правда не сводится к реестру ужасов из «желтых» газет, она надэмпирична и взывает к человеческому в человеке.

В реальном общении «порядок правды» выражает себя в открытости между людьми, в том, что они честны друг с другом, не лгут, не предают, не подличают. Правда в межличностной коммуникации и в отношениях между группами проявляется в доверии, во внимании и отзывчивости, она предполагает взаимопомощь, поддержку, стремление и способность понять другого, а также раскрыть себя - свои намерения и планы. Правда исключает всякую эксплуатацию, корыстное и расчетливое использование другого как всего лишь инструмента для достижения собственных целей.

Второй смысл понятия «правда» означает соответствие наших представлений объективному положению дел. Все знают с детства, что надо «говорить правду», то есть не лгать, не искажать реальной картины событий, не сочинять небылиц, которые выдаются за факты. Тот, кто в этом смысле следует правде - не лжет и не обманывает, является правдивым человеком.

Правдивость, говорил Монтень, лежит в основе всякой добродетели. Действительно, только честное, правдивое отношение к другим людям является собственно моральным, ибо оно предполагает признание чужого достоинства. Мы сами не желаем быть обманутыми, объегоренными, «обведенными вокруг пальца» и не должны поступать подобным образом по отношению к другим.

Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, не бывает низким лжецом и хитрым обманщиком, он стремится избежать всякого притворства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважает их и ценит. Тот же, кто охотно лжет, не ценит и не уважает других, ставит их в глупое положение, мешает правильно сориентироваться, безжалостно сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное достоинство.

Впрочем, у вопроса о лжи и правде есть и другая сторона. Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли инвалиду громко объявлять, что он - инвалид, а некрасивой женщине, что она - некрасива? Можно ли создать что-нибудь на основе «правды», которая ранит и убивает? Это чисто нравственная проблема, которая может быть сформулирована так: зачем в каждом конкретном случае мы говорим правду и как мы ее говорим?

О правде в подлинном смысле слова речь может идти только тогда, когда мы сообщаем об обстоятельствах максимально объективно, даем самую широкую панораму возможных следствий из наличной ситуации, поддерживаем уверенность и достоинство другого, какую бы правду мы ему ни сообщали. Глубоко правы философы Востока, которые считают, что правда должна быть всегда подана в достаточно приятной, вежливой форме, в противном же случае она из правды превращается в «кривду», а то и в откровенную ложь.

Наше несовершенное бытие поистине пронизано ложью и обманом. Люди обманывают друг друга в личном общении, стараясь получить при этом искомые блага и выгоды. Иногда человек даже теряется, запутавшись: где же правда, а где ложь? И, что важно, речь идет не об иллюзиях, которые рождаются сами собой, без нашего на то вмешательства, не об «объективных видимостях», а речь идет о преднамеренном искажении информации. Вот почему проблема «правда - ложь» или «правда - обман» - одна из центральных в этическом знании.

Честного человека можно оставить рядом с любым богатством, доверить ему самое драгоценное - он все сохранит в целости. Честность, понятая в этом смысле, является важнейшим условием всякого человеческого взаимодействия, это совершенно «практическая» добродетель, без которой невозможно простое совместное действие.

Честность в практическом ключе означает также верность. Честный человек - не предатель, он не проявит коварства, не нарушит данного слова, не обманет надежд и ожиданий, а сделает именно то и именно так, как об этом было условлено. Честность как верность выражается в совместном преодолении трудностей: если двое идут в тяжелый поход, то честный не оставит товарища на середине дороги и приложит все усилия, если его надо спасать или выручать. Честность - это последовательное и упорное выполнение взятого на себя долга. Родители должны честно заботиться о своих детях, даже если дети не отвечают их честолюбивым амбициям и фантазиям. Выросшие дети обязаны честно выполнять долг по отношению к престарелым родителям. Человек, начавший важное дело, честно стремится довести его до конца - в этом смысле честность выступает не только как верность, но и как добросовестность или надежность.

Наконец, слово «честность» нередко употребляется как синоним «справедливости». В этом случае фраза «И они честно поделили то, что вместе заработали» означает «справедливо поделили». При «честном поведении» каждому, кто участвует в совместном начинании, достанется та доля вознаграждения или наказания, которую он заслужил. Здесь не будет субъективизма, произвола, предпочтения любимчиков, «заспинных» сговоров и «частных лавочек».

Все перечисленные смыслы честности говорят нам о том, что честный - это человек чести, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения.

Особой темой при обсуждении феномена честности выступает вопрос о правдивости нашего самоосознания - и подлинности «Я». Честность - это правдивость перед самим собой, адекватное самопонимание и в то же время это отсутствие фальши в нашем самовыражении.

Третий вид самообмана, ставший темой обсуждения в наши дни, это самообман относительно собственной индивидуальности. Иначе говоря, речь идет о подлинности нашего «Я», о его самостоятельности и уникальности. Эта проблема обсуждается у многих авторов, в том числе у таких крупных философов, как М. Хайдеггер и Э. Фромм. Большинство людей полагают себя самостоятельными личностями, в то время как они таковыми вовсе не являются. М. Хайдеггер говорит о современном мире как о «мире man» - от немецкой безличной формы: «man sagt» - говорят, «man baut» - строят. В этих высказываниях отсутствует субъект - самосознающее ответственное «Я». Люди, погруженные в повседневность, мыслят «как другие» и действуют «по типу других», но не осознают этого, пока не столкнутся с переживанием собственной грядущей смерти. По Хайдеггеру, именно бытийный ужас перед смертью пробуждает индивидов от их длящегося всю жизнь душевного сна и заставляет взглянуть в глаза правде - своей конечности и уникальности, которая побуждает их выйти из слепого самообманного прозябания.

Э. Фромм подчеркивает, что люди, живущие вполне обезличенно, нередко искренне уверены: их взгляды, мысли, мнения - это их собственное достояние. Однако на самом деле совокупность присущих им представлений почерпнута ими извне: из мнений родителей и родственников, друзей и знакомых, из радио-, телепередач и газет. Люди тешут себя иллюзией самостоятельности, в то время как живут не собственными, а заемными чувствами и мыслями. Чтобы честно разобраться в себе, полагает Фромм, необходимо анализировать свои взгляды, внимательно проверять, откуда к нам пришла та или иная идея - была она взята у других «в готовом виде» или явилась результатом собственной душевной работы, своего опыта мышления и переживания. правда честность ценность нравственный

«Быть подлинным» - это значит обладать достаточно устойчивым индивидуально-личностным ядром, значит признавать все стороны своего многосложного «Я» и выражать себя вовне свободно и спонтанно - не следуя рабски диктату людей и обстоятельств. «Подлинный» и честный с самим собой человек - это не твердолобый догматик, затвердивший когда-то несколько истин, но это и не хамелеон, постоянно мимикрирующий изменением цвета. Тот, кто честен с собой, во всей полноте осознает свое «Я» и активно развивает лучшие свои способности, склонности и тенденции.

Последний, но очень важный и распространенный вид самообмана, о котором мне хотелось бы сказать здесь, это самообман по поводу наших достоинств и отношения к нам окружающих людей. В нравственном отношении этот самообман может иметь как положительные, так и отрицательные формы, в зависимости от того, какое мироощущение ему сопутствует и какое поведение из него следует. Негативный вариант составляет резко завышенная самооценка, хорошо выражаемая формулой «она знала себе цену, но только двойную». Человек, знающий себе «двойную цену», имеет искаженный образ себя, он может получать приятные переживания от представления о собственных достоинствах, но неизбежно сталкивается с «недооценкой» со стороны окружающих, что заставляет его вступать в конфликты, проявлять высокомерие и рьяно требовать от других «признания». Честный самоанализ мог бы в этом случае придать реалистичности взгляду на себя и помочь выйти из состояния перманентной претензии ко всем вокруг.

Скверную службу может сослужить человеку и приукрашенное, идеализированное представление об отношении к нему других людей. Оно заставляет постоянно разочаровываться, испытывать горечь оттого, что другие виделись исключительно милыми, добрыми и ласковыми и вдруг обнаружили гнев, зависть, грубость - несовершенства. Когда вместо ожидаемой любви получаешь тумаки и шишки, «розовые очки» слетают и могут навсегда превратиться в «черные очки», что, в свою очередь, исказит действительность, однозначно приписав ей знак минус.

Честное видение себя и других - это максимально реалистическое видение.

Впрочем, некоторый самообман может играть и весьма позитивную роль в человеческой жизни, что было мудро замечено и взято на вооружение современной психотерапией. Дело в том, что человек не просто отражает реальность, подобно гладкому зеркалу, но постоянно творит ее в самых разных формах - и практически, и интеллектуально, и своими эмоциями и переживаниями. В конце концов, смысл всему на свете приписываем мы сами! Поэтому честность - это не только следование чисто эмпирическому положению дел, но и формирование определенных тенденций. Такая постановка вопроса означает, что смотреть на самого себя через «розовые очки» в некотором роде хорошее и полезное дело. Мы являемся тем, что мы о себе думаем, потому что наше действие и поступок в абсолютном большинстве случаев следуют за мыслью или за установкой, сложившейся не без участия мыслей.

Мы становимся тем, что себе говорим, и обнаруживаем у себя те черты и свойства, которые себе приписываем. Поэтому, если некто твердит себе: «Я трус», то он скорее всего струсит.

Но если другой постоянно утверждает в глубине души: «Я храбрец», то в подходящей ситуации он окажется способным проявить храбрость. Мы можем «программировать» себя как на дурное, так и на самое лучшее. Поэтому, когда человек относится к себе самому положительно, утверждает в себе доброту, справедливость, великодушие, он непременно обнаружит эти качества, даже если сегодня их еще нет в нем.

То же касается и других людей. Когда мы относимся к другим людям заведомо позитивно, без подозрительности, страха и тревоги, мы вызываем такое же отношение в ответ. Открытость ведет к открытости, приязнь - к приязни. Положительное, доброжелательное, даже несколько идеализированное восприятие других как бы побуждает их тянуться вверх в ответ на высокую оценку и «дорастать» до своего возвышенного образа. Выпущенное в мир добро возвращается добром, порой многократно умноженным. Конечно, случаются ошибки, но все же желательно думать о людях немножко лучше, чем они есть.

Справедливость - это понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость - одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.

Категория справедливости играла важную роль в этике Аристотеля, была основополагающей для таких мыслителей, как Дж. Локк, Д. Юм, Г. Спенсер, П. Кропоткин. Интерес к категории справедливости особенно проявляется в этических исследованиях в Новое время, когда начинается развитие буржуазных демократий, обосновываются идеи правового государства.

Отношения людей друг к другу отражаются в понятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому. Вне понимания значения сохранения этого целого в интересах всех оценка отдельных нравственных действий как справедливых или не справедливых теряет смысл. Аристотель верно обратил внимание на то, что справедливость выражает не одну добродетель, а охватывает их все. Он говорил, что «...правосудность (справедливость - Авт.) есть полная добродетель, взятая, однако, не безотносительно, но в отношении к другому лицу. Поэтому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей, и ей дивятся больше, чем «свету вечерней и утренней звезды».

Производность представления о справедливости от идеи о том, что нужно обеспечить стабильность некоторого целого, что без этого нельзя сохранить условия собственного бытия, подтверждается примитивными верованиями древнего человека. На сохранение целостности направлены магические действия, предполагающие воскрешение убитого на охоте зверя, символические порезы, наносимые охотником себе после того, как на охоте была пролита кровь добычи. В работе П. Кропоткина «Этика» из идеи сохранения целостности непосредственно выводятся идея равенства воздаяния, а затем и более развитые представления о справедливости. Справедливость связывается со стремлением к восстановлению нарушенной из-за неправильных действий гармонии целого. Первобытные дикари и более цивилизованные народы по сию пору понимают под словами «правда», «справедливость» восстановление нарушенного равновесия.

Более развитые представления о справедливости требуют, однако, не просто воспроизводить идею сохранения равенства, но также отразить индивидуальный вклад каждого в производство общественного богатства.

В связи с этим в концепции Аристотеля различается «распределительная» и «уравнительная» (направительная) справедливость. «...Распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство».

Направительное право фактически означает, что соблюдается эквивалентный обмен моральными качествами, что правила, одинаковые для всех, должны всеми обязательно выполняться. Это составляет содержание направительного права (утверждающего равное отношение к закону) и направительной справедливости, оценивающей такое состояние как позитивное, необходимое. «Ведь безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго, и кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными».

По существу Аристотель в своих рассуждениях о направительной справедливости улавливает одну из самых существенных характеристик права как применения равного масштаба к неравным лицам. Но он рассматривает это не только в качестве специфической черты правовой регуляции, но и в качестве неотъемлемого элемента морального понимания справедливости. В целом здесь нет никакого противоречия. Принцип равного обмена нравственными характеристиками работает в морали. Он только представлен здесь не столь формально, как в праве, и не исчерпывает всего многообразия нравственных отношений. Например, я могу быть милосердным, могу прощать человека, который обошелся со мной дурно, и тем самым не соблюдать эквивалентного обмена нравственными характеристиками. Такой тип поведения, собственно, уже выходит за рамки обычного понимания справедливости, хотя прощение тоже можно считать справедливым, если учитываются все обстоятельства, вынудившие того или иного человека совершить дурной поступок.

По мере того, как индивидуализация личности осознается в качестве все большей и большей ценности, в идеях справедливости также отражаются условия личного бытия, необходимые для индивидуального самовыражения. В этой связи уже само общество подвергается оценке с точки зрения того, насколько оно защищает индивидуальные права личности и насколько оно дает возможность для самореализации каждого человека.

Однако возможность самореализации каждого всегда соотносится в понятии справедливости и с интересами всех, с исходной идеей сохранения целостности и приумножения принадлежащего всем богатства. В силу этого категория «справедливость» показывает, до какой степени допустима индивидуализация. Превращение удовлетворения личного интереса в единственный критерий ориентации поведения всегда оценивается в нравственном сознании как несправедливое, как эгоизм. Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:

Уравнивание, направленное на сохранение целого (одинаковый обмен моральными качествами);

Оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого) - общественно санкционированное поощрение;

Защита индивидуальности - гарантии основных прав человека;

Условия для утверждения индивидуальности - возможности для самореализации, предоставляемые обществом, включая право на образование, обеспечение стартовых условий для удовлетворения собственного интереса;

Допустимая степень выражения собственного интереса;

Интеграция в мировое сообщество (связано с гарантией права на свободу передвижения, выбора места жительства, условиями для развития культурной жизни). Если запросы идеала намного обгоняют действительность, возникает желание построить общество, изолирующее себя от других обществ. Так возникает утопическая и несправедливая по отношению к человеку практика самоизоляции, связанная с ограничением доступа к информации, созданием препятствий для контактов с гражданами других государств, запрещением поездок за рубеж и т.д.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Смыслы употребления слова "правда": как образцовый порядок бытия и человеческих отношений, соответствие представлений объективному положению дел, соотношение правды и истины. Духовное обновление личности Л. Толстого, его отражение в романе "Воскресение".

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Персональная ответственность психолога за составление оценки этической приемлемости исследования. Информирование испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие. Честность и открытость в отношениях.

    презентация , добавлен 05.01.2015

    Справедливость как распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Психологические и философские аспекты понятия. Уравнивающая и распределительная справедливость по Аристотелю, ее принципы по Д. Роулсу. Социальная справедливость.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2015

    Деловая коммуникация как самый массовый вид взаимодействия людей в обществе. Рассмотрение понятия и сущности культуры партнерского общения. Изучение основ дипломатического этикета, его принципов и правил. Особенности поведения делового партнера.

    презентация , добавлен 26.04.2015

    Изучение основных принципов профессиональной этики судьи. Обобщение нравственных и моральных требований этой должности: честность, чувство долга, беспристрастность, чувство совести, гуманность. Независимость - принцип профессиональной деятельности судьи.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Моральные ценности и нравственные идеалы. Особенности категории этики. Справедливость как нравственный смысл норм права в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Моральные аспекты профессионального риска сотрудников правоохранительных органов.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2011

    Теоретический анализ сущности, функций рекламы и ее видов в информационном пространстве. Изучение понятия и особенностей этических норм при общении в сети Интернет. Характеристика основных норм, принципов этики: этические нормы и правила Интернет-рекламы.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2010

    Рассмотрение понятия и сущности барьеров в общении. Изучение особенностей коммуникативных барьеров отрицательных эмоций, восприятия, взаимопонимания, а также способов их преодоления. Ознакомление с основными принципами современной философии борьбы.

    реферат , добавлен 30.07.2015

    Основные принципы адвокатской этики: честность, компетентность и добросовестность, конфиденциальность. Критерии оценки работы адвоката. Адвокатская этика в уголовном и гражданском процессе. Предотвращение непрофессиональной юридической практики.

Тема: Честность и правдивость

Цель: формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению словам ложь и нечестность , развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.

Оборудование: результаты анкетирования, которое проводилось на кануне классного часа, карточки со словами Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия, бумажные куклы и различная одежда к ним (комплект для каждой группы), солнышко с лучиками и к нему карточки со словами С м е л о с т ь Х р а б р о с т ь Ч е с т н о с т ь Л ю б о в ь И с к р е н н о с т ь « Н е б е р ё т ч у ж о г о », разрезанные пословицы, сердечки по количеству учеников.

Ход мероприятия:

    Упражнение «Комплимент»

Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и посмотрим друг другу в глаза. Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными и конечно улыбнёмся друг другу.

Дети по кругу говорят своему соседу комплимент.

Вам понравилось это упражнение? А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше комплиментов. Спасибо всем, пройдите на свои места.

2. Результаты анкетирования.

Готовясь к сегодняшнему классному часу, я провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: Что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, всегда говорит правду.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?

    Сказка про правду и ложь.

Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры».

«За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали - Правда, другую ……. – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет». Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это - голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Понравилась вам сказка? О ком шла речь в сказке? Как вы думаете, можно ли избавиться ото лжи???? От кого это зависит, сможем ли мы избавиться от неё?(Только я сам способен решать кем я хочу стать- внимание на солнышко)

4. Понятия «правда» и «ложь».

Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины).
- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? (Чтобы любым путём получить желаемое или снять с себя ответственность за плохой поступок)

На доске таблички со словами. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия).
- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?
(Неправда, враньё, обман).

Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? (Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта. Если кто-то фантазирует, то от этого не бывает плохо кому-то).

Как вы понимаете значение слова «правда»? (Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом.)

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?(Истина, честность).

5. Работа в группах

Если бы можно было олицетворить ПРАВДУ и ЛОЖЬ, как бы они выглядили??? Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос, я предлагаю вам одеть двух кукол. Вы будете работать в группах. После выполнения работы противоположная команда должна будет догадаться, где Правда, а где Ложь.

6. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

Почему первые два мальчика соврали? (струсили) Как поступил третий мальчик? (сказал правду). Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность).

- Правильно ли он сделал? Как бы вы поступили на его месте? Почему?

Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду.

7. Работа в группах. Ситуации из школьной жизни.

Поговорим о ситуациях из жизни.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным. Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

Кл. рук-ль: если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду) Что добавим честной личности? искренность

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон в школе. Он вам нравится, вам хотелось бы его оставить себе. Как вы поступите?

Что добавим честной личности? «не берет чужого»

8. Упражнение «Собери пословицы»

Перед вами лежит лист. Вам необходимо соединить данные фразы

так, чтобы получились пословицы. Объяснить, как вы их понимаете.

Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Правду говори, что дрова руби.

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Где правда, там и счастье.

Ложь всегда выйдет наружу.

Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

9. Игровая ситуация «Фанты»

Учитель. Сейчас мы обсудим правила честной игры и состязаний.

1. Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем. Только честная борьба - иначе и победа неинтересна.

2. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Учитель. Вы познакомились с правилами честной игры. Сейчас на практике мы посмотрим, кто умеет выполнять эти правила. Я вам предлагаю сыграть в игру Фанты. Вы сейчас самостоятельно организуете команды и проведете один кон игры. А затем мы проанализируем ход игры. (Дети разбиваются на группы и играют на желания.)

Вопросы для обсуждения:

- В вашей команде, на ваш взгляд, игра была честной?

- Почему вы так считаете?

- Если победа досталась нечестным путем, принесет ли она радость?

11. Итог классного часа.
- Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен. А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? Да, очень нужны, страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Они делают мир лучше, чище.

На свете так бывает,
Порой не разберёшь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!

В заключении классного часа дети по своему желанию выбирают друга и дарят ему СЕРДЕЧКО ЧЕСТНОСТИ со словам:

Я дарю тебе это сердце, в котором живёт только правда и справедливость

правда

ложь

неправда

истина

честность

враньё

обман

фантазия

С м е л о с т ь

Х р а б р о с т ь

Ч е с т н о с т ь

Л ю б о в ь

И с к р е н н о с т ь

« Н е б е р ё т ч у ж о г о »



Я- личность!

Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае?

Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать?

Вы нашли чужой сотовый телефон в школе. Он вам нравится, вам хотелось бы его оставить себе. Как вы поступите?

Кто правдой живёт, что дрова руби.

Правду говори, да не всяк её творит.

Всяк правды ищет, тот добро наживёт.

Без правды люди не живут, а только маются.

Где правда, там и счастье.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ложь всегда выйдет наружу.

Честные глаза вбок не глядят.

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

Правда как высшая ценность

Лекция 4 ЧЕСТНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Между долгом и виной

бытие в жизни человека. Оно предполагает не только при­знание неверности прежних поступков (а быть может, и образа жизни), но и согласие понести наказание за грех. Отработать его, претерпеть страдания, которые помогут окончательно стереть с души пятна греха и вины. Готов­ность пострадать за свою вину и радикальное изменение поведения - важнейшие черты покаяния.

Долг, совесть, стыд и вина - реальные явления на­шей нравственной жизни, и каждый, наверное, сможет добавить множество интересных нюансов к их описанию.


Среди высших нравственных ценностей немаловажное значение имеет правда и тесно связанная с ней правди­вость.

Понятие «правда» перекликается с другими родствен­ными ему понятиями - «правый», «правильный» - и имеет по меньшей мере три смысла.

Правда - это некоторый образцовый порядок бытия и человеческих отношений, которому необходимо неукосни­тельно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми. В этом ракурсе понятие «прав­да» совпадает с понятием «справедливость», хотя, пожа­луй, в большей степени акцентирует момент идеальнос­ти и онтологической укорененности названного образ­цового порядка. Именно в таком случае говорят: «Надо жить по правде» или «Правда восторжествует». Правда является здесь чем-то вроде высшей инстанции, вынося­щей в конце концов свой приговор.

Правдоискательство, столь характерное для России, на­целено именно на эту высшую правду, которая выразила бы себя в справедливом людском или Божьем суде, при котором злые и жестокие будут наказаны, а хорошие и добрые вознаграждены. Высшая правда как бы возно­сится над многоликой эмпирией жизни, над ее грязью и мелочностью, несправедливостью и бессмысленностью.


Она выше фактичности, является более глубинной и ос­новной силой, чем простой событийный ряд. В этом смысле высшая правда противостоит правде жизни, по­нятой как механическая подборка негативных примеров. Она настолько же фундаментальней суммы негативных фактов, насколько океанская волна значительней, чем пена и щепки на ее поверхности. Тот, кто живет по прав­де, - живет по нравственному закону, по Божьим запо­ведям, по человеческой совести и никогда не скажет: «Все кругом гадкие и скверные, это - правда жизни, зачем же мне быть добрым и щедрым?» Правда не сводится к реестру ужасов из «желтых» газет, она надэмпирична и взывает к человеческому в человеке.

В реальном общении порядок правды выражает себя в открытости между людьми, в том, что они честны друг с другом, не лгут, не предают, не подличают. Правда в межличностной коммуникации и в отношениях между группами проявляется в доверии, во внимании и отзыв­чивости, она предполагает взаимопомощь, поддержку, стремление и способность понять другого, а также рас­крыть себя, свои намерения и планы. Правда исключает всякую эксплуатацию, корыстное и расчетливое исполь­зование другого как инструмента для достижения соб­ственных целей.



Правда - это соответствие наших представлений объективному положению дел. Все знают с детства, что надо говорить правду, т. е. не лгать, не искажать реаль­ной картины событий, не сочинять небылиц. Тот, кто в этом смысле следует правде, не лжет и не обманывает, является правдивым человеком. Правдивость - это осве­щение событий или высказывание своих взглядов без под­мены и камуфляжа. «То, что вчера произошла драка - это правда». В данном случае правдой является факт, о котором спрашивают, имел ли он место. «То, что я люб­лю вас, это правда». Здесь правдивое признание утверж­дает факт внутренней жизни говорящего. Правда вне-

Сначала определимся с видом контекста, в котором стоит их использовать, а затем подметим отличительные особенности.

Слово «честность» назовём понятием общегражданским, а термин «справедливость» — юридическим, хотя прямо в законе он и не указан, но в юридическом лексиконе можно услышать нередко.

Несмотря на применение в разных областях (одна — «обывательская», другая — профессиональная) эти слова обладают и общим смыслом, который можно отобразить синонимами, например: правильность, порядочность.

Теперь стоит перечислить многочисленные синонимы, характеризующие честность: добросовестность, прямодушие, неподкупность, непорочность, правдивость, верность, благородство, бескорыстность, откровенность, открытость, искренность, наивность, прямота, бесхитростность. Здесь вырисовывается портрет этакого Иванушки-дурачка по современным меркам, к сожалению, как бы обидно это ни звучало. «И открыт, и наивен, беспорочен и плаксивен». Это я придумала небольшой стишок про подобных Иванушек. С одной стороны, это хорошо, что на свете не перевелись такие люди — значит, наш мир пока ещё не погибает, но с другой — в нашем современном мире таким оставаться нельзя — выжить трудно, растопчут.

Другое дело — справедливый человек: «достоверен, объективен, беспристрастен и красивен». Тут уже очерчивается совсем другой портрет: образованный, хорошо одетый юноша, немного с хитрецой, слегка лишённый благородства, имеющий несколько незначительных пороков, иной раз скрытен, не всегда откровенен, ничуть не наивен, порой небескорыстен, в определённых случаях и неверен… Но всё по справедливости! Какие ещё синонимы можно добавить к данному понятию? Например, законность (это, скорей, правовая характеристика), истинность, непредвзятость. Вот этого человека можно впустить в современность, и он сможет чего-то добиться, за себя и за других постоять. Если честного парня мы назвали Иванушкой, то этого назовём — Георгием.

Георгий сам бы проявил инициативу, чтобы подружиться с Иванушкой. И это у него бы с лёгкостью получилось. В меру и в общих интересах использовал бы он Иванушкины качества, наставлял бы на путь истинный, предостерегал бы от легкомысленных действий и поступков. А Иванушка, чувствуя рядом с собой надёжного человека, во всём бы его слушал, угождал, нигде не перечил — чуть ли не в идеалы записывал. Тут будет уместно изречение «У собаки один хозяин».

Мне по жизни встречались такие «пары». Они могут создаваться не только между мужчинами, но и между мужчиной и женщиной, женщиной и женщиной. Соответственно, строиться отношения между ними будут не только на дружбе, но и на любви — смысл от этого не изменится.

Мне самой очень нравятся именно честные люди. Среди круга моего общения человека 3−4 таковых найдётся. Порой с ними бывает нелегко (прям как с детьми, честное слово), но в общем — весьма комфортно.

А каких людей предпочитаете вы: честных или справедливых?

Урок «Азбуки нравственности»

в 3 «В» классе по теме:

«Что такое честность и справедливость»

Учитель:

Саранск 2012

Цель: показать, что такие человеческие качества, как честность и правдивость – основа нравственного поведения человека.

Задачи:

Сформировать представление о понятии честности и справедливости;

Показать значимость честности в учебной деятельности , как личностного качества необходимого в процессе обучения;

Развивать способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте. Урок “Азбуки нравственности”.

Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше нравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите ее в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, уважаете. (Раздаю бусинки.)

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в комнате стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь сердечные люди.

2. Актуализация знаний.

Вывесить на доску изображение Пиноккио.

– Определите, что исчезло с этой картинки. (Мы не можем точно сказать.)

– Почему? (Мы не знаем, что было на картинке.)

– Что вам нужно, чтобы определить? (Нам нужна картинка, которая была.)

– А иначе у вас нет образца.

– Для чего вам необходим образец. (Чтобы сравнить рисунки и найти чего не хватает.)

– Найдите.

Вывесить на доску образец.

– Чего не хватает? (Не хватает пера, ленточки на шляпе и бантика.)

– Посмотрите еще раз на картинку. Кто знает, как зовут этого героя? (Его зовут Пиноккио.)

– Какая у него есть особенность? (У Пиноккио может удлиняться нос.)

Вывесить на доску картинку.

– Когда у него нос становился длиннее? (Когда он обманывал.)

– Это положительное или отрицательное качество? (Отрицательное.)

– Как называют людей, которые обманывают? (Обманщиками.)

– А тех, которые не обманывают? (Их называют честными людьми.)

– Скажите легко или трудно определить обманывает человек или нет?

– Действительно непросто.

– Как вы думаете, а кого может обидеть ложью обманщик? (Учителя, одноклассника, маму…)

– Что вы повторили? (Что такое ложь, кого можно обидеть ложью, проверка по образцу…)

– Ну вот, вы повторили все, что вам понадобится. И сейчас я вам предложу задание, которое вы попробуете выполнить.

Задание для пробного действия.

– Я вам расскажу случай, который произошел на уроке. Сначала вам надо определить честно поступил ученик или нет.

– Как это бывает на уроке, ребята писали самостоятельную работу. Когда время закончилось, учитель раздал всем образец для проверки. Один ученик увидел в своей работе ошибку и решил быстренько ее исправить, будто ошибки вовсе не было.

– Честно поступил ученик или нет?

– Не честно по отношении к кому? Кого он обманул?

– Поднимите руку те, у кого нет ответа.

– А теперь поднимите руку те, у кого есть ответ.

– Ты как считаешь? (…)

– У кого другое мнение? (…)

Выслушать все варианты ответов, почему он так думает. Если правильных ответов нет

– Никто из вас не смог правильно определить, кого обманул ученик.

– Значит, вы, как настоящие ученики, испытали трудность. В чем же ваша трудность, что вы не смогли определить? (Мы не смогли определить, кого обманул учник.) Если правильные ответы есть

– Встаньте те, кто абсолютно уверен в своем предположении.

– А ведь некоторые из вас правильно определили, кого обманул ученик. Значит, в чем вы не уверены? (Мы не уверены, что правильно определили, кого обманул ученик.)

Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Вам необходимо выяснить, почему эта трудность возникла.

3. Выявление причины затруднения.

– Давайте разбираться. Что вам надо было определить? (Нам надо было определить, кого обманул ученик.)

– Почему вы не смогли определить? (Мы не знаем, какой ответ правильный.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

– Какую цель вы перед собой поставите? (Нам надо было определить, кого обманывает человек, если он поступает нечестно.)

– Тема нашего урока: Что значит быть честным?

– Какому важному качеству человека будет посвящен наш урок? (Честности.)

– Какое самое главное правило ученика? (Ученик должен делать все сам.)

– А почему он должен делать все сам? (Только так он получит новые знания, получит результат.)

– Значит, для кого он учится? (Для себя.)

– Поэтому, скрыв свою ошибку, кого он обманул в первую очередь? (Себя.)

– Как вы думаете, как это ему может навредить дальше? (…)

Кто из вас разобрался, зачем нужна ученику честность? Поднимите руку.

– Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде. Честность и правдивость – слова, которые очень близки к слову “честь”.

– Что такое честность и правдивость?

(Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный.

Честность – это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость – справедливость, честность.

Правдивый – любящий говорить правду, стремящийся к правде.)

– Кого мы называем честным человеком? (Честный человек не обманывает, не лжет. Если что – то случится то он честно все расскажет…)

Давайте, используя наш эталон, разберем еще один случай.

Работать будем в группе.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

– Прочитайте текст и обсудите вопрос: кто из них обманул и кого?

“В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял ее, прочитал – вся задача была решена….”

“Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь.

– Что он сделал? (Списал.)

– Как вы думаете почему?

– Как нужно было поступить?

– Если Гена списал у Вити то, что сделал Витя? (Дал списать.)

– В какой роли должен был выступить Витя? (учитель-помощник.)

– Как нужно было поступить Вите?

– Получается, что Витя не помог, а Гена нуждался в помощи.

– Какой можно сделать вывод? (Не важно, списываешь ты или даешь списать, – ты обманываешь.)

Обсудите в группе.

– Как вы считаете, что же могло произойти дальше?

Чтение текста учителем до конца.

Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: “Ты очень порадовал меня, Гена”, – сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную “2”.Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: “ Ольга Николаевна, поставьте мне “2”, пятерка не моя оценка, я работу списал”. Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: “За правду спасибо Гена, это очень хорошо, что ты понял все”.

– Что понял Гена?

– Как вы оцениваете поступок Гены?

– Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

– Почему?

6. Закрепление.

Работа в группах.

– Ребята, а кому проще давать совет себе или другим?

– Обсудите в группе.

– Какой совет вы дали бы мальчикам?

Перед вами лежат карточки с советами. Обсудите и скажите: какие советы вы дадите себе, а какие другим.

Честно относитесь к своим обязанностям. Не трать попусту время на капризы и ненужные дела.

Честный человек не возьмет без разрешения чужую вещь.

Честный человек не перекладывает свою вину на другого.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых.

7. Включение в систему знаний.

Работа в группах.

– Как вы думаете, зачем люди обманывают? (Они хотят, чтобы другие не узнали, хотят, чтобы о них думали лучше.)

– А почему они хотят что-то скрыть от других? (Они боятся сказать правду.)

– Вы хотите сказать, что обманывают люди не смелые? Так, я правильно вас поняла? (Да, обманывают трусы.)

– А кто же говорит правду? (Правду говорят смелые люди.)

– Вы сейчас сделали еще одно открытие!

– Какие качества присущи честному человеку? (Правдивый, смелый, достойный, добросовестный, прямой…)

– А зачем нужна честность и правдивость? (Если воспитывать в себе эти качества, то станешь человеком с сильным и твердым характером.)

– Приведите примеры честного и правдивого поведения. (Если ты идешь в гости, то нельзя опаздывать. Если не можешь прийти вовремя, то должен предупредить об опоздании. Если взял чьи-то книги, то возврати их чистыми и не мятыми.

Перед вами лежит конверт. В нем находятся слова. Вам необходимо собрать из них пословицы и объяснить их.

(Без правды люди не живут, а только маются.

За правду стой горой.

Кто правдой живет, тот добро наживет.)

8. Самостоятельная работа.

Раздать карточки.

– Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить “+”, если ученик поступил честно, и “ – ”, если обманул.

1-я ситуация: Учительница посоветовала ребятам дома потренироваться в чтении стихотворения. Вася заигрался и забыл про задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто читал. Вася вместе со всеми поднял руку.

2-я ситуация: На уроке Гриша засмотрелся в окно и не смог ответить на вопрос учителя. Он признался, что отвлекся и прослушал вопрос.

3-я ситуация: Маша стояла у доски и долго вспоминала правило. Даша стала ей подсказывать. Честно ли поступила Даша?

– Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять.

9. Рефлексия

– Давайте подведем итог урока. Какие новые качества вы сегодня открыли? (Честность, правдивость.)

– А вы сами их открыли? (Да.)

– На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат смайлики. Вы должны прикрепить свой смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

“Нельзя быть справедливым, не будучи человечным” Л. Вовенарг

“Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым” В. Гюго

“Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжешь” А. Дюма (сын)

Возьмите бусинки, сожмите в кулачок, приложите к сердцу, и возьмите с собой в жизнь качества, о которых мы говорили, которые так необходимы нам.