Понятие социализации. Освоение социальных ролей

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

;font-family:"Arial";color:#000000">Понятие социализации

;font-family:"Arial";color:#000000">Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

;font-family:"Arial";color:#000000">От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).

;font-family:"Arial";color:#000000">Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

;font-family:"Arial";color:#000000">По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

;font-family:"Arial";color:#000000">Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

;font-family:"Arial";color:#000000">Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Таким образом, содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

;font-family:"Arial";color:#000000"> Виды социализации

;font-family:"Arial";color:#000000"> Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

;font-family:"Arial";color:#000000">1. с первой и второй половиной жизни;

;font-family:"Arial";color:#000000">2. с формальными и неформальными институтами.

;font-family:"Arial";color:#000000">Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

;font-family:"Arial";color:#000000">Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.

;font-family:"Arial";color:#000000">Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

;font-family:"Arial";color:#000000">Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

;font-family:"Arial";color:#000000">Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и др.

;font-family:"Arial";color:#000000">Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

;font-family:"Arial";color:#000000">Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

;font-family:"Arial";color:#000000">Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Под социализацией личности понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Формирование субъектом необходимых качеств жизни в обществе называется социализацией. Социализация - достаточно сложный процесс. Она включает в себя рвдадение знаниями и навыками, благодаря которым человек приобретает социальную природу, становится дееспособным участником общественной жизни, осуществляет восприятие ценностей, Идеалов, норм и принципов социальной активности. Социализация имеет важное значение как для личности, так и для общества. Личностное значение социализации состоит в том, что благодаря ей индивид становится личностью. Благодаря социализации человек приобретает как типичные черты людей того общества, в котором он живет и той общности, к которой принадлежит, так и индивидуальные, свои собственные, неповторимые, в которых реализуются его способности и задатки, доставшиеся ему в наследство генетически. Если в процессе социализации эти черты будут формироваться у личности гармонично, она будет уверенно и комфортно чувствовать себя в обществе, легче интегрироваться в социальные общности, институты и организации. Значение социализации для общества состоит в том, что благодаря ей новое поколение людей перенимает от предыдущего материальные и духовные ценности, жизненный опыт, то есть все богатство культуры, тем самым обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Именно благодаря социализации общество продолжает функционировать. Нарушение процесса социализации личности в обществе может привести к конфликту поколений, общества и личности, упадку культуры, дезорганизации общественной жизни. В обществознании существуют различные подходы к процессу социализации. Можно выделить два основных: социобиологический и культурологический. Представители социобиологического подхода считают, что хотя культура влияет на социальную активность человека, многие ее виды, от агрессии до альтруизма, могут быть обусловлены генетически, так как существует человеческая «натура». Согласно этой точке зрения социализация представляет совокупность генетических предрасположений или тенденций, определяющих характер активности данного человека. Считается, что биологические особенности человеческой натуры помимо других факторов стимулируют употребление того или иного вида пищи, создание структур власти, охрану территории проживания. Таким образом, социобиологи признают, что усвоенное поведение может преодолевать влияние большинства генетических факторов и опыт людей формируется главным образом на основе обучения, но отдают предпочтение биологическим основам некоторых видов поступков людей. Представители культурологического подхода утверждают, что хотя людям свойственны генетически обусловленные рефлексы, тем не менее в их генах не запрограммированы сложные виды социального поведения. Они вынуждены учиться им в процессе жизнедеятельности. В качестве доказательства представители данного подхода приводят в пример первые месяцы жизни детей. Генетически обусловленные виды поведения требуют обязательного закрепления и развития уже сразу после рождения с помощью родителей. Эта помощь, а затем и самостоятельные действия детей составляют содержание социализации. Дети включаются в культурные отношения общества. Поэтому социализацию личности обусловливают, прежде всего, культурологические факторы. Более верной, видимо, является позиция, когда признается, что биологические факторы (гены, пол, возраст, тип нервной системы) составляют необходимую предпосылку и материально-физическую основу социализации личности, а общественная среда и ее процессы выступают факторами социализации. Действительно, чтобы человек мог осуществить социализацию, он должен реально существовать как индивид со всеми необходимыми для индивида природными признаками. Ho социализация индивида в природе не возникает и не происходит. Она возможна только в обществе среди других людей. Ближайшее окружение ребенка и образует первую необходимую среду и фактор социализации. Затем человек включается в более сложную систему социализации. Процесс социализации беспрерывен. Он происходит на протяжении всей жизни индивида. Как правило, его разделяют на три стадии (каждая имеет свои отличительные черты): дотрудовая (игровая); трудовая (активно-деятельная); послетрудовая. Рассмотрим для сравнения социализацию детей и взрослых. 1. Социализация детей и взрослых различается степенью овладения социальными ролями. Дети, как правило, имеют игровые социальные роли. Взрослые исполняют несколько ролей (специалиста в какой-либо области, родителя, члена трудового коллектива и т.д.). 2. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении содержания, методов и форм их внешней активности, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации на основе приспособления и подражания, любознательности. Если взрослые активно функционируют в социальной среде, то дети впитывают в себя из социальной среды нормы и правила поведения, информацию. Взрослые могут оценивать и переоценивать принципы, правила и нормы жизнедеятельности, устанавливать новые, дети способны усваивать их лишь с некоторой долей творчества. 3. Социализация взрослых ориентирована на понимание жизни людей и отношений с природой. Детям характерно эмоциональночувственное освоение социальных отношений и природы. Социализация в детстве строится на повиновении взрослым или на утверждении «своей» позиции. Дети включаются в первые формы социального взаимодействия, привыкают к выполнению определенных правил. Взрослые творчески осваивают различные социальные роли на работе, дома, в общественных процессах. Они устанавливают систему приоритетов и ценностей, которые определяют их смысл жизни в обществе и природе. 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы воспроизводить материальную и духовную культуру общества, решать свои смысложизненные задачи, формировать новые поколения. Социализация детей развивает элементы сознания, мировоззрения, формирует первые необходимые социальные качества поведения, общения и взаимодействий. Социализация старших поколений состоит в переосмыслении социального опыта, фиксации его в письменных и других символах и знаках культуры, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Социализация личности и других субъектов общества осуществляется как самопроизвольно, стихийно по мере включения индивида во все более сложные и многообразные общественные отношения, так и целенаправленно с использованием целесообразности и творчества, организованного воздействия на человека с применением совокупности методов и средств. Процесс социализации осуществляется следующим образом. Во-первых, индивид осмысливая принятые в обществе правила и приемы поведения, одновременно корректирует свое поведение в зависимости от личного эмоционально-чувственного и интеллектуального развития, от способностей и таким образом утверждает себя в обществе (группе). Во-вторых, в межличностном и внутригрупповом общении индивид обменивается социальной информацией, усваивает соответствующие знаки передачи информации и культуры, правила общения, нормы поведения, устанавливает связи симпатии или антипатии, доверительности или подозрительности, коммуникабельности или отчужденности, корректирует на этой основе свое поведение, формирует новые знания, мировоззренческие позиции, навыки и умения, социальные качества. В-третьих, деятельность человека связана с такой его социальной активностью, которая характеризует творчество и созидание в труде, воспроизводство материальных и духовных ценностей, их распределение и потребление. Деятельность имеет также негативнодеструктивный аспект. Он связан с уничтожением отслуживших свой срок материальных и духовных ценностей, а также с применением насилия. Особенно опасна для человека и общества деструктивная деятельность людей в военных конфликтах и войнах. Социализация личности в ходе позитивной, общественнополезной созидательной деятельности является наиболее предпочтительной, эффективной и результативной, так как человек получает возможность проявить и реализовать свои творческие возможности и способности. Создавая новое или воспроизводя известные предметы или явления культуры общества, человек, как правило, испытывает удовлетворение деятельностью и проявлением своих социальных качеств. Они совершенствуются в процессе деятельности, в результате чего человек достигает мастерства, прочных навыков и умений, накапливает важный социальный опыт. В-четвертых, существует собственно духовная социализация личности как своеобразное обобщение и осмысление поведения, общения и деятельности, а также специального совершенствования знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностных ориентаций в сознании, элементов мировоззрения и конкретных социальных качеств, что образует духовный мир личности. Процесс социализации личности осуществляется в двух фазах: социальной адаптации и интериоризации. Социальная адаптация означает вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней с помощью различных социальных средств. Для этой фазы характерны: 1) восприятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководителя, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей); 2) активность в новой социальной среде, приспособление к требованиям и правилам общества (группы). Социальная адаптация может быть активной и пассивной. Активная адаптация характеризуется тем, что индивид не только приспосабливается к новой социальной среде, но и пробует изменить ее: вносит и утверждает некоторые новые нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он считает необходимыми и важными для социальной среды. Осуществление активной адаптации во многом зависит от социального статуса индивида, а также от неординарности его личностных качеств. Пассивная адаптация - восприятие индивидом новых условий как они есть, корректировка своей деятельности и поведения с их учетом, без стремления что-то в них изменить. Показателями успешной адаптации являются: достижение индивидом высокого социального статуса в данной среде, а также, его удовлетворенность новой средой в целом и ее отдельными элементами: характером своей деятельности, морально-психологической атмосферой в коллективе и т.д. Успешность активной и пассивной социальной адаптации зависит как от самого индивида, его коммуникабельности, так и от характера социальной среды. Легче адаптироваться в небольшом коллективе, устойчиво функционирующем, с хорошей моральной атмосферой, чем в аморфных и неорганизованных социальных группах. Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - это процесс усвоения индивидом выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и перевод их во внутренний мир, закрепление в своих признаках и качествах. Компоненты сознания и мировоззрения общества или общности становятся элементами сознания мировоззрения индивида, духовной основой его активности. Важно еще раз подчеркнуть, что адаптация и интериоризация не означают, что общность или общество в целом «лепят» личность по своему подобию. Личность индивидуальна, неповторима и самостоятельна. Она приобретает и формирует в себе как общие черты, присущие сообществу, так и «собственные», индивидуальные, присущие ей и никому больше. Чем больше будет в личности общего, особенного и единичного, тем она богаче, значимее для общества и самой себя, тем успешнее осуществляется ее социализация. Основные понятия Социализация личности, подходы к объяснению социализации, стадии социализации личности, основные виды социализации личности, формы социализации, социальная адаптация, социальная ин- териоризация, 6.2.

Часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией назы-вается процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении й деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако, поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего Я в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое Я и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отка-зываться от одного в пользу другого.
Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый - это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на вос-приятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (напри-мер, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации - атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:
того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»).;
того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»);
того, как мы отвечаем-на воспринятую нами реак цию других («Видимо, я буду всегда так причесы ваться»).
87
Глава II. Человек и общество
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский пси-холог Джордж Герберт Мид пошел дальше в анализе процесса развития нашего Я. Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале жизни, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего Я.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им дру-гие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего Я.
Мид считает,* что человеческое «Я» ростоит из двух частей: «Я - сам» и «Я - меня». «Я - бам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я - меня» это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я - сам» реагирует на воздействие «Я - меня» - осознание своего воздействия на других людей. Например, «Я - сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я - сам» знаю, что люди считают «Я - меня» справедливым человеком, всегда готовым
Социология
88
прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.
Третий этап, по Миду, - стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого «человека со стороны», олицетворяющего об-щественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны», например, следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении (1)

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. (2)

Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.


Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

2. Механизмы социализации

Механизмы - изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.

Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

Два аспекта:

1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры;

2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений

Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации.

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно):

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает;

3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги. Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился. В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России.

В России провели тот же эксперимент: дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные: наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 - флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по эстетическому. Следовательно, не было обнаружено политической социализации.

Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп была предложена следующая ситуация:

Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию). Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.

В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до сих пор не опубликованы).

1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий: там у них друзья, родители и т.д)

2) Советские дети: Россия заняла 4 место. Советские дети выбрали 1- Америку и 2- Японию.

Экономические критерии: Осознание своей экономической неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте.

На 3 место советские дети поставили Францию

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности -- их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек -- это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или -- точнее -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,-- писал К. Маркс,-- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек -- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -- это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств -- общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
12. Различные трактовки категорий «социальная общность» и «социальная группа». Их соотношение.