Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество.

Тема Общество

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2. Человек воздействует на природу:

1) благоприятно

2) его влияние не имеет последствий

3) и - благоприятно, и не благоприятно

4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье

2) отношения между работником и работодателем

3) отношения между природой и обществом

4) связи между социальными группами и внутри них

А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1) экономического развития страны

2) политического развития страны

3) духовности общества

4) развития межнациональных отношений

А5. Верны ли следующие суждения?

А. «Исторически общество первично, а государство - вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1) верно А

2) верно Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:

1) экономической сфере

2) духовной сфере

3) политической сфере

4) социальной сфере

А7. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1) революционный характер перемен

2) скачкообразность

3) насильственные методы

4) постепенность

А9. К числу глобальных проблем не относится:

1) угроза ядерной войны

2) распространение наркомании

3) дефицит природных ресурсов

4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А10. Демографические проблемы порождены:

1) гонкой вооружения

2) соперничеством СССР и США

3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете

4) загрязнением окружающей среды

А11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:

1) эволюции человека как гармонично развитой личности

2) улучшении нравов

3) развитии науки и разума

4) росте идеалов истины и справедливости

А13. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

1) любая последовательность событий

2) живая память общества, народа, социальной группы

3) прошлое, давно минувшее

4) сущностная динамика общественного развития

А14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие - для природы.

1) верно А

2) верно Б

3) верно только А

4)верно только Б

А16. Вопросы власти, государства решаются в:

1) экономической сфере

2) духовной сфере

3) социальной сфере

4) политической сфере

А17. Понятие «развитие », «взаимодействие элементов» характеризует общество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах

2) строительство египетских пирамид

3) распад империи Карла Великого

4) объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

1) были благоприятны для занятия земледелием

2) позволяли тщательно обрабатывать землю

3) требовали крайнего напряжения сил

4) слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения? Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1) производства, распределения, потребления и духовной сферы

2) экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1) стремление к прогрессу

2) «непрерывность», плавность исторического процесса

3) высокая социальная мобильность

4) стремление максимально использовать природу в своих целях

А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1) личность подчинилась обществу

2) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3) усилилось внешне экономическое принуждение

4) возросла социальная мобильность

А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А26. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

3) О. Шпенглер

4) Г. Плеханов

А30. А. Тойнби сформулировал закон:

1) единства и борьбы противоположностей

2) смены общественно-экономических формаций

3) классовой борьбы

4) «вызов - ответ»

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв ИЛИ цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1 Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«……………. среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

В2 Какому понятию соответствует следующее определение?

«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация»,

В3 Цивилизация - это:

А. Определенный этап общественного развития

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности

В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой

г. Особое состояние общества с правами и свободами

1) верно А Б

2) верно Б Г

3) верно А Г

4) верно А Б В Г

В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ___________(1). Главными институтами общества являются __________(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит в ходе _________(3) общества».

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

А) частный бизнес

Б) государство

В) функциональные качества

Г) экономика, семья, образование, религия

Д) общественные потребности

Е) эволюция

Ж) совместная деятельность

В7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает ………. сфера жизни общества».

Ответ: ……………………

В8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры:

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Материальное производство - это создание вещей, а ………... производство - создание идей.

Ответ:_________________

В10. Из ниже приведенного списка выберите признаки индустриального общества.

1) Основа производства - земля, сельскохозяйственный труд

2) Развитие крупной машинной промышленности

3) Преобладание ручного труда

4) Основа производства - знания, информация

5) Широкое применение машинной техники

6) Неграмотность большинства населения

7) Основной вид экспорта - средства производства

8) Основной вид экспорта – сырье

9) Основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии и т.д.)

10) Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование

11) Непрерывное образование граждан

12) Решается задача преодоления неграмотности населения

В11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?

1) Истощение плодородного слоя почвы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

5) Кризис финансовой системы

6) Проблемы войны и мира

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

В12. Вставьте пропущенное слово: «Промышленной революцией называется замена …………... труда машинным, мануфактуры фабрикой».

Ответ: _______________

В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.

1) Возникновение государства

2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему

3) Изменение климата на планете

4) Формирование наций

5) Способность человека к чувственному познанию

6) Традиции и обычаи

7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ. При выполнении заданий необходимо уметь:

1) перечислять признаки какого-либо явления, объекта одного класса;

2) раскрывать понимание какого-либо теоретического положения на конкретном примере;

3) решить задание-задачу, содержащую условие в виде ситуации или высказывания на основе предписаний (вопросов) к ней;

4) проанализировать фрагмент текста на основе заданий к нему;

5) написать краткое сочинение - эссе научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение темы, выделив проблему и аргументировав ее на основе оперирования понятиями обществоведческого курса, знания фактов общественной жизни, использования личного опыта и обоснования своей позиции.

С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

С3. Назовите три исторических типа общества, По каким признакам они выделены?

С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация не редко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций...

Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм ......

Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности и желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации...

Маловероятно чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание. особенно сейчас. когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом . А.Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира». (Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». (Ж. Вольфром)

3) «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты - значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

ОТВЕТЫ: Уровень А

№ задания

№ задания

№ задания

Уровень В

Задания

Ответ

Естественная

1 - В; 2 - А; 3 - Г; 4 - Б

1 -В; 2-Г; 3-Ж

1 - В; 2 - А; 3 - Б; 4 - Г

Духовная

Духовное

Уровень С

С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики: целостность; состоит из взаимосвязанных элементов; элементы изменяются с течением времени; меняется характер взаимосвязи между системами; меняется система в целом. Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую (буржуазную), социалистическую (коммунистическую)

С3. Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное.

Признаки: доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: основа - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции: общество и природа взаимосвязаны; природа - естественная среда обитания общества; цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде; столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя атмосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву; в результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека; в нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответственность за такие экологические преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д. Могут быть приведены другие позиции.

С5. Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например: угроза, экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»; угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к технологиям производства оружия массового поражения; демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развитыми странами.

1) Выделены проблемы: ограниченность ресурсов; неравномерность развития (проблема «Север - Юг»); демографическая; последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения: наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле; формирование общества потребления делает скорость и комфорт приоритетными ценностями. Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например: коммунистические утопии; вера во всемогущество научно-технического прогресса; вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Просвещения. Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл суждения.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы: демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран; в результате - слабое участие в мировом разделении труда; как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от богатых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

Демонстрационный вариант ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.


А1 .Понятие « развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий человека материальный мир

4) не подверженную изменениям систему

А2. Признаком понятия «деятельность» является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3) целенаправленность

4)обязательное использование орудий

А3 .Верны ли следующие о типах общества?

А.В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.

Б.В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и привилегий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4 . Гуманизация образования предполагает

1) разнообразие образовательных услуг

2) компьютеризацию учебных заведений

3)унификацию требований к учебному оборудованию

4) особое внимание к общественным дисциплинам

А5 . Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) политической и социальной

2) социальной и духовной

3) экономической и духовной

4)политической и экономической

А6. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука представляет собой сложную систему субъектов, методов, объектов и результатов организованной познавательной деятельности.

Б. Наука формирует эмоционально- чувственные образы материального мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.

1) плановому

2) командному

3) рыночному

4) традиционному

А.8 Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится(-ятся).

1) штат мастеров по установке окон

2) связи с клиентами фирмы

3) администрация фирмы

4)оборудование для производства окон

А9. Жители многих городов страны обнаружили, что на протяжении года цены на товары и услуги стабильно увеличиваются, а качество их не изменяется. Данный факт свидетельствует о таком экономическом явлении, как


  1. кризис перепроизводства

  2. инфляция

  3. дефицит товаров и услуг

  4. безработица
А 10. На рисунке отражены изменения предложения черешни на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положениеS1). (P -цена товара,Q – количество товара.)

Это перемещение может быть связанно, в первую очередь, с(со) P

1)уменьшением цен на сельскохозяйственную технику S1 S

2) снижением затрат на транспортные услуги

3) увеличением доходов производителей черешни

4) увеличением цен на минеральные удобрения

А11. Верны ли следующие суждения о безработице?

1) Безработица является закономерным следствием Q

рыночного регулирования экономики.

2) В каждой стране устанавливается свой неизменный в течение

многих десятилетий уровень безработицы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Критерием социальной стратификации является?

4) неравенство

А13. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения - это пример применения санкций

1) неформальных позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

А14. В ходе социологического опроса 2006г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.


Какой вывод можно сделать на основании данных гистограммы?

1) Респонденты в возрасте 18- 24 лет считают, что в молодости жизнь в своё удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.

2) Респонденты в возрасте 25- 39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и сделать карьеру.

3) Респонденты в возрасте 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.

4) Респонденты в возрасте 40- 54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.

А15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Между понятиями « социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16. Верховенство и независимость государственной власти от других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами обозначают понятием

1) форма власти

2) государственный режим

3)форма территориального устройства

4) государственный суверенитет

А17. Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

1) разработка политических программ

2) принятие законов

3) назначение глав регионов

4) ведение внешней политики

А18. Государство Z поделено на области по территориальному принципу. В государстве действует единая конституция, система права и органов государственной власти. Главы областей назначаются правительством государства. Форма государственного устройства страны Z.

1) унитарное государство

2) республика

3) демократическое государство

4) федерация

А19. Верны ли следующие суждения о политике?

А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А20. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) церковь отделена от государства и системы образования

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения

А21. Безвозмездным является договор

1)аренды


2)подряда

3)дарения

4)купли-продажи

А22. К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение

1) уголовных дел об имущественных преступлениях

2) имущественных споров физических лиц

3) хозяйственные споры фирм

4) дел об административных правонарушениях

А23. Анна заказала в ателье платье, которое должно быть сшито к выпускному вечеру. Но ателье нарушило установленный срок. Анна обратилась в суд. В судебном процессе она является

1)потерпевшей

2) истицей

3) ответчицей

4) обвиняемой

А24. Верны ли суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность может налагаться лишь за деяния, которые запрещены законом.

Б. Не допускается повторное наказание за одно и тоже правонарушение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ: ___________________________.


В2. Ниже приведён ряд словосочетаний. Все они, за исключением одного, относятся к характеристике республики как формы правления.

Народовластие, коллективные решения, бессрочная власть, выборность органов власти, мнение большинства.

Найдите и запишите словосочетание «выпадающее» из этого ряда.


Ответ: _______________________.
В3. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры Типы экономических

систем

А) основа экономики страны Z- сельское

хозяйство, земля принадлежит родовым

общинам и ими обрабатывается 1) командная


Б) в стране А государство централизованно 2)традиционная

распределяет факторы производства и устанавли-

вает цены товаров и услуг


В) в стране Fпроизводители соревнуются за

наиболее выгодные условия производства и продажи 3)рыночная

товаров
Г) в стране С в условиях свободы

предпринимательства у потребителей есть

широчайший выбор товаров и услуг
Д) единственным производителем и

продавцом товаров и услуг в стране G

является государство, частное предпринимательство

находится под запретом


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов(без пробелов и других символов)

А

Б

В

Г

Д

В4. Найдите в приведённом ниже списке отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) наличие возрастного ценза

3) доступность правдивой информации о кандидатах

4) равноправие избирателей

5) наличие альтернативных кандидатов

6) регистрация избирателей на избирательных участках
Ответ:___________________.
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков.

« Участники гражданского процесса- это, в первую очередь, ____________(1), без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле,- стороны в споре, т.е __________(2),предъявивший требования, и ___________(3), к которому требования предъявляются, а также лица, по чьей инициативе возбуждаются дела, возникающие из _______________(4) правоотношений и дела особого производства. Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной ________(5).Для граждан она наступает с 18 лет(в некоторых случаях, например после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолетние). Для _______(6) лиц она возникает с момента регистрации».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательность одно за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) потерпевший Е) истец

Б) публичные Ж) юридические

В) дееспособность З) ответчик

Г) суд И) прокурор

Д) правоспособность
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

5

6

Часть 3
Прочитайте текст и выполните задание С1- С4.

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики – то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя – общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени

(например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становиться затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации - снижается.

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спрос и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растет быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так не редко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алычных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки – не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной - единственной причины – быстрого роста денежной массы.

Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в своё правительство.

(Р.Строуп, Дж. Гвартни)


С1. Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вредна для экономики? Какая
С2.

фрагменты текста.


С3. Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения этого тезиса.
С4.
С5.
С6.
С7.
С8.
С9 . Выбери одно из предложенных ниже высказываний и изложи свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственной жизненный опыт.

С9.1.

С9.2.

С9.3.

С9.4.


С9.6.

Инструкция по проверке и оценке работ экзаменуемых по обществознанию

Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.


Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. № задания

А1

1

А2

3

А3

2

А4

4

А5

4

А6

1

А7

3

А8

4

А9

2

А10

4

А11

1

А12

1

А13

3

А14

4

А15

1

А16

4

А17

1

А18

1

А19

3

А20

4

А21

4

А22

3

А23

2

А24

3

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом, В3 – B6 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Часть С

причина нестабильности денег названа в тексте?




Баллы

элементы :

1) ответ на первый вопрос, например: « для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени, будут связанны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации – снижается»;

2) ответ на второй вопрос, например: причиной нестабильности денег является быстрый рост денежной массы.

Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Даны правильные ответы на оба вопроса.

2

Дан правильный ответ на один любой вопрос

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2. Какие три функции денег отмечены авторами? Приведите соответствующие

фрагменты текста.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

названы функции и приведены соответствующие фрагменты текста, например:

1 ) средство обмена- « Деньги, и это самое главное, являются средством обмена»;

2) средство накопления – «Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательской способности для будущего употребления»;

3) единица измерения – «Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек».


Правильно названы три функции денег, приведены соответствующие фрагменты текста

2

Правильно названы одна - три функции денег, приведены один - два фрагменты текста

1

Правильно названы одна- три функции денег, соответствующие фрагменты текста не приведены. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

пояснения:

1) высокий уровень инфляции приводит к остановке производства;

2) инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов;

3) инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.

Могут быть приведены другие пояснения.



Приведены три пояснения

3

Приведены два пояснения

2

Приведено одно пояснение

1

ИЛИ Ответ неправильный



0

Максимальный балл

3

С4. В тексте высказано мнение, что « самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) антиинфляционная политика всегда негативно отражается на уровне жизни и социальном самочувствии большинства населения, поэтому недоверие населения к правительству может помешать осуществлению необходимых для снижения инфляции и оживления производства мер;

2) значительную роль в развитии инфляции играют инфляционные ожидания участников рынка, поэтому недоверие к правительству может усилить эти ожидания и дополнительно стимулировать увеличение инфляции;

3) недоверие граждан к правительству в условиях кризиса может привести к акциям социального протеста.

Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.


Приведены три аргумента.

3

Приведены два аргумента.

2

Приведён один аргумент

1

Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.

ИЛИ Ответ неправильный



0

Максимальный балл

3

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие « гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданстве.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей;

«)два предложения с информацией о гражданстве, опирающейся на знания курса, например:

- «Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства».

- « Гражданство обеспечивает правоспособность человека»

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о гражданстве.


Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.



1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.

ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.

ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

2

С6. Назовите любые три фактора, влияющие на формирование спроса, и

проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

В правильном ответе должны быть названы факторы и приведены примеры , допустим:

1) сезонность(например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок);

2) уровень доходов потребителей (например, в странах со стабильно высокими доходами населения велик спрос на дорогие экологически чистые продукты питания, специальные линии диетических продуктов, недоступные людям с низкими доходами);

3) религия и культурные традиции (например, в странах со значительным процентом мусульманского населения свинина не пользуется спросом, высок спрос на мясо птицы обработанное по специальной технологии).

Могут быть названы иные факторы, приведены другие примеры.


Правильно названы три фактора, каждый из которых проиллюстрирован примером.

3

Правильно названы два - три фактора, два из которых проиллюстрированы примерами.

ИЛИ Явно названы два фактора, приведены примеры трёх факторов.



2

Правильно назван один – три фактора, один из которых проиллюстрирован примером

ИЛИ Явно назван один фактор, приведены примеры двух – трёх факторов.

ИЛИ Приведены примеры только трёх факторов.


1

Правильно названы только один – три фактора.

ИЛИ Только приведены один –два примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.

ИЛИ Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

С7. В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три объяснения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

Могут быть даны следующие объяснения;

1) гражданство сына может быть установлено на основе договорённости родителей – по гражданству матери или отца;

2) гражданство сына может быть установлено по месту рождения;

3)возможно изменение сыном гражданства России на гражданство Франции по достижении совершеннолетия или ситуация установления двойного гражданства.

Могут быть даны иные объяснения.


Даны три объяснения

3

Даны два объяснения

2

Дано одно объяснение

1

Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.

ИЛИ Ответ неправильный



0

Максимальный балл

2

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме « Семья как социальная группа» Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и чёткости выражения мысли;

Отражение в плане основных аспектов темы в определённой(адекватной заданной теме) последовательности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи

2) Тип семьи

3) Роли в семье

4)Функции семьи

5)Ресурсы семьи

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.



Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.

3

Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно.

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.



2

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.

1

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.

ИЛИ Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

С9.1 – С9.6.





К1


Смысл высказывания раскрыт.

2



1



0

К2




1


0

К3


2




1



0

Максимальный балл

5

С9. 4. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев)

Чем же это чревато? На мой взгляд, это может привести к девальвации понятия – нация, к утрате национальных особенностей, которые делают нас непохожими друг на друга, что обеспечивает разнообразие многообразий, существующих сегодня. По-моему, И.Н. Шевелев, сопоставляя отсутствие национального достоинства с национализмом, идет на сознательное обострение восприятия данной проблемы, предупреждая о том, что без национальных корней человек не может быть человеком. И я с этим не могу не согласиться, так как для меня быть русским не мене важно, чем для кого-то быть человеком мира!


С9.4.
Высказывание Шевелева можно охарактеризовать как чрезвычайно злободневное, связанное с серьезной проблемой современной социологии – проблемой взаимосвязи национальной идентификации и современных тенденций в развитии национальных отношений: межнациональной диффузии как результата процесса глобализации и всплеску националистических настроений, опять же, как результату глобализации.

.

С9.1 – С9.6. Среди критериев, по которым оценивается выполнение заданий С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 -0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По всем остальным критериям(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.




Критерии оценивания ответа на задание С9

К1

Раскрытия смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

2

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но представленная позиция свидетельствует о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, представленная позиция не даёт о представление, о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией.

1

Представлена собственная позиция без пояснения.

ИЛИ Собственная позиция не представлена.



0

К3

Уровень приводимых суждений и аргументов

2

Суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.

ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.



1

Суждения и аргументы не приведены

0

Максимальный балл

5

С9. 4. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев)

Национальное достоинство, национальное самосознание, национальная культура ключевые признаки, отличающие одну нацию от другой, с их помощью мы можем идентифицировать нации, определять общее и различия. Автор высказывания обращает внимание на проблему отсутствия чувства национального достоинства, т.е. на то, что для многих это чувство чуждо. Чем порождена эта проблема? По-моему, мнению она возникла в период глобализации, когда границы между - национальным и интернациональным становятся все зыбче и зыбче. Развитие средств массовой коммуникации, появление транснациональных компаний и многое другое, поставили человека, как бы вне национальных границ, все больше людей считают себя людьми мира космополитами и общемировые ценности для них становятся важнее, чем национальные.

Чем же это чревато? На мой взгляд, это может привести к девальвации понятия – нация, к утрате национальных особенностей, которые делают нас непохожими друг на друга, что обеспечивает разнообразие многообразий, существующих сегодня. По-моему, И.Н. Шевелев, сопоставляя отсутствие национального достоинства с национализмом, идет на сознательное обострение восприятия данной проблемы, предупреждая о том, что без национальных корней человек не может быть человеком. И я с этим не могу не согласиться, так как для меня быть русским не мене важно, чем для кого-то быть человеком мира!
По поводу этого варианта эссе, мне кажется, что здесь не раскрыта тема - ничего

не предлагается по поводу анализа национализма.

С9.4. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев)
Высказывание Шевелева можно охарактеризовать как чрезвычайно злободневное, связанное с серьезной проблемой современной социологии – проблемой взаимосвязи национальной идентификации и современных тенденций в развитии национальных отношений: межнациональной диффузии как результата процесса глобализации и всплеску националистических настроений, опять же, как результату глобализации.

Автор формулирует две крайне противоположенные реакции на эти мировые процессы: отсутствие чувства национального достоинства – полная потеря национальной идентификации, а национализм – ее крайнее проявление, которые одинаково опасны для человечества, и тут я с ним совершено согласен.

Во-первых, отсутствие чувства национального достоинства может стать причиной утраты национального своеобразия в лучшем случае, а в худшем – к исчезновению этнической общности. Составляющими понятия нация ведь являются помимо прочего и национальная культура, история, самосознание, менталитет, а потеря национального достоинства это в самом широком смысле отрицание всего этого.

Во-вторых, национализм, особенно характерный сейчас для малых или молодых наций опасен тем, что он, выделяя одну нацию, опять же отрицает значимость для истории других наций, по существу не признает за ними права на чувство собственного национального достоинства.

Именно поэтому два этих явления, будучи противоположными явлениями, тесно взаимосвязаны между собой и одинаково социально опасны.

Пособие для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию содержит:
- подробный разбор всех видов заданий и типичных ошибок на экзамене;
- тренировочные материалы и материалы для самоконтроля;
- рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов.
Авторы предлагаемого пособия - разработчики экзаменационных заданий Единого государственного экзамена по обществознанию и методических материалов для выполнения контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
Пособие предназначено учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля.

Примеры.
В самом широком смысле общество - это
1) весь материальный мир в целом
2) часть материального мира
3) страна, государство
4) часть природно-географической среды, окружающей человека
Ответ: 2.

Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.
Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны Ответ: 3
Ответ: 3.

Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как
1) динамичную систему
2) часть природы
3) весь окружающий человека материальный мир
4) не подверженную изменениям систему
Ответ: 1.

К характеристике как общества, так и природы относится понятие
1) динамичная система
2) весь материальный мир
3) формы и способы взаимодействия людей
4) этап исторического развития человечества
Ответ: 1.

Содержание
От авторов 5
Общество
Общая характеристика содержательной линии 6
Разбор отдельных заданий 8
Общество как система. Общество и природа 8
Подсистемы (сферы) общества, их взаимосвязь 11
Многообразие путей и форм общественного развития, исторические типы общества 16
Целостность современного мира, глобальные проблемы человечества 24
Проблема общественного прогресса 29
Эссе по теме «Общество» 32
Тренировочные задания 33
Человек
Общая характеристика содержательной линии 41
Разбор отдельных заданий 43
Человек: единство природного и социального 43
Индивид и личность 44
Потребности человека 45
Деятельность человека 47
Сознание, самопознание и самооценка 51
Эссе по теме «Человек» 54
Тренировочные задания 55
Познание
Общая характеристика содержательной линии 61
Разбор отдельных заданий 65
Познание как деятельность 65
Абсолютная и относительная истина 67
Чувственное и рациональное познание 69
Научное познание 71
Социальное познание 75
Эссе по теме «Познание» 79
Тренировочные задания 79
Духовная жизнь общества
Общая характеристика содержательной линии 84
Разбор отдельных заданий 86
Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры 86
Средства массовой информации 91
Искусство, наука, образование, религия 95
Эссе по теме «Духовная жизнь общества» 104
Тренировочные задания 105
Экономическая сфера жизни общества
Общая характеристика содержательной линии 109
Разбор отдельных заданий 112
Факторы производства 112
Типы экономических систем 114
Отношения собственности 118
Рыночный механизм. Типы рынков 120
Государство в рыночной экономике 122
Эссе по теме «Экономическая сфера жизни общества» 129
Тренировочные задания 130
Социальные отношения
Общая характеристика содержательной линии 138
Разбор отдельных заданий 141
Социальный статус и социальная роль 141
Социализация, социальная норма, социальный, контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция 147
Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи 150
Социальное неравенство 157
Тренировочные задания 159
Политика и право
Общая характеристика содержательных линий 162
Разбор отдельных заданий 168
Тренировочные задания 179.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Обществознание, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Вариант 2

1. В какой из приведенных ниже фраз понятие «общество» употребляется в более широком смысле?

1) общество садоводов представило на выставке новый сорт гладиолусов

2) современное общество нерачительно распоряжается природными ресурсами

3) американское общество активно интересуется президентской кампанией

4) общество объединяет историю, настоящее и будущее человечества

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Системный характер общества выражается во взаимосвязи сфер общественной жизни.

Б. Системный характер общества проявляется в обособлении общества от природы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Революция в отличие от реформы

1) является средством социального развития

2) предполагает резкие коренные изменения

3) проводится по инициативе властей

4) влечет противоречивые последствия

4. Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

    динамичную систему;

    часть природы;

    весь окружающий человека материальный мир;

    не подверженную изменениям систему.

5.

А. Общество, как и природа, является динамичной системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.

    Верно только А;

    верно только Б;

    верны оба суждения;

    оба суждения неверны.

6.. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

    Верно только А;

    верно только Б;

    верны оба суждения;

4) оба суждения неверны

7. Общество в узком смысле – это:

    часть материального мира;

    производительные силы;

    природная среда;

    этап исторического развития.

8. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?

    обособление от природы;

    постоянное развитие;

    сохранение связи с природой;

    наличие сфер и институтов

9. В отличие от природы, общество:

    является системой;

    находится в развитии;

    выступает в качестве творца культуры;

4) развивается по собственным законам

10. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как

    часть материального мира

    социальную среду обитания человека

    целостную систему

    совокупность общностей

11. Общество как динамическую систему характеризует

    изменяемость некоторых видов растений

    наличие различных сфер общества

    обновление форм взаимодействия социальных групп

    изолированность от природы

1. Найдите в приведенном ниже списке примеры влияния природы на общество и запишите цифры, под которыми они указаны

1) уборка школьниками парка от бытового мусора

2) ликвидация последствий наводнения

3) гибель урожая от засухи

4) вырубка леса под строительство дома

5) интенсивная добыча нефти и газа

Ответ__________

2. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением одного, характеризуют общество, как динамичную систему.

1) связь с природой

2) изменение общественных отношений

3) развитие социальных институтов

4) отмена устаревших норм

5) совершенствование социальной организации

Найдите и запищите номер признака, выпадающего из этого ряда

Ответ______________

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

4. Соотнесите системные элементы общества и характеризующие их объекты.

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Социальные институты существуют в культуре, политике, __________ (1). Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом является __________ (2). А в духовной сфере общественной жизни к социальным институтам можно отнести _________ (3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более _____________ (4).

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

А) государство

Б) парламент

В) прогрессивное

Г) экономика

Д) устойчивое

Е) школа

6. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ Понятие общество

1)Расцвет средневекового западноевропейского общества А) в широком значении

продолжался несколько веков. Б) в узком значении

2)Под обществом понимают все способы

взаимодействия людей

3)Общество собаководов организовало очередную выставку.

4)Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества.

5)Общество любителей изящной словесности избрало своего

председателя.

«Общество как социальная система» - Социальные слои. Потребность в воспроизводстве рода. Общество как социальная система. Системные качества. Основные элементы структуры общества. Социальная система. Органическое единство трех элементов. Потребность в решении духовных проблем. Методология исследования общества как системы. Виды социальных групп.

«Общество» - Функция интеграции. Реформа. Территория. Понятие «общество». Индустриальная цивилизация. История развития общества. Изменения в социальной структуре общества. Формационный подход. Влияние территории. Прогресс. Снижение уровня благосостояния людей. Автономность. Основные факторы социокультурного единства.

«Природа общество человек» - Написание картины. Обмен информацией, чувствами, идеями. Как вы думаете, что называют«Второй природой»? Реальное. Последствия НТР. Природа. Завышенная. Игра. Выбор. Учение. Конструктивные. Взаимосвязь. А. Маслоу. Труд. Экономическая. Основная деятельность. Природа- уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека.

«Общество 8 класс» - Социальное расслоение. "Сильная рука". Социальный класс. Критерии деления. Социальная мобильность. Социальная сфера жизни общества. Прожиточный уровень. Социальный климат. Социальные роли личности. Социальные проблемы. Изменение социальных отношений в российском обществе. Различие уровня жизни и доходов.

«Проблемы современного общества» - В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов. рудно представить современную жизнь без машин, самолетов, спутников Земли. Первобытная обезьяна. 3. Сколько очагов располагалось в центре первобытного жилища? Растут противоречия между экономически развитыми странами и развивающимся странам.

««Общество» 9 класс» - Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны ли следующие суждения об обществе? Задание А10 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? Задание В2 (д.в. 2011г). Процесс социализации продолжается всю жизнь. Задание А9 (д.в. 2010г). Задание В1 (д.в. 2009г). Взаимодействие общества и природы.

Всего в теме 18 презентаций