Понятие об эмоциях в психологии эмоций. Эмоции

Определение, функции эмоций. Классификация эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский).

План ответа

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

      Понимание эмоций.

      Характеристика эмоций.

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

      Перечень функций.

    Классификация эмоций.

Ответ:

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния , связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов , которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие « эмоция » используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека .

Эмоции особый класс субъективных психологических состояний , отражающихся в форме непосредственных переживаний некого процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

      Понимание эмоций.

Эмоции это:

    Субъективное состояние (« Мне страшно», «Мне больно»);

    Внешнее проявление (Удар –Бег, Удар – Ответный Удар / Проявление: мимическое, пантомимическое, поведенческое);

    Физиологический процесс. За эмоциями лежат конкретные нервные процессы;

    Реакция на что-то. Эмоция может только выразить субъективный смысл ситуации,предостави субъекту возможность рационально осознать его смысл.

    Оценка чего-то. Эмоции реакция на субъективно значимые состояния.

      Характеристика эмоций.

Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций представлено:

    В их качественных характеристиках , к которым относятся

    1. Знак – положительный или отрицательный;

      Модальность – специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев о печали и т.д.

    В динамике протекания эмоций, их длительности , интенсивности и пр. параметрах

    В динамике внешнего выражения эмоций – эмоциональной экспрессии (мимике, пантомимике, интонационной стороне речи).

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

1.Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

2.Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).

3.Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

4.Компенсаторная функция. Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

      Перечень функций.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:

1. Сигнальная функция эмоций . Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

2. Отражательная ункция оценки) . Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.

3. Пусковая . Эмоции запускают деятельность.

4. Побудительная (стимулирующая) . Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему.

5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред ) . Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

6. Регулирующая (подкрепляющая). Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Этуфункцию у эмоций выделял П.В. Симонов.

7. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) – это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее)

8. Коммуникативная (экспрессивная) . Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

9. Предвосхищающая (эвристическая) . Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи.

10. Активации (мобилизующая/демобилизующая) . Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию , настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927) . Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.

11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.

12. Приспособительная. Анохин: эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия.

13. Переключательная .Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность (реализация в борьбе между страхом и чувством долга)

14. Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В . Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

    Классификация эмоций.

    1. Настроение, эмоции и аффекты.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности :

    Слабая интенсивность. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

    Значительная длительность. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

    Неясность, «безотчетность». Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение. Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

    Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Особенность аффектов:

    Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

    Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

    Безотчетность эмоционального переживания . Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение.

    Диффузный характер эмоционального переживания (резко выраженный) . Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

      Классификация по А.Н. Леонтьеву.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу событиям.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность – спсособность к обобщению и коммуникации.

Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства . Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

    Принцип единства аффекта и интеллекта.

Выготский использовал понятие аффекта в более широком смысле, нежели принято.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. "Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания". Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Еще в 30-е гг. Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания".

Психологическая теория и педагогическая практика тесно связаны, и оказывают друг на друга взаимообусловливающее влияние. Современная практика общественного воспитания дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминирования образовательных ценностей над воспитательными. Детский сад в значительной мере превратился в учебно-образовательное учреждение. В распорядке и организации жизни детского сада главное место занимают занятия, которые во многом похожи на школьные уроки. С воспитателей спрашивают в первую очередь выполнение программы, а родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе. Подготовка же к школе в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе. События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.

Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания» - Выготский.

Эмоции и чувства. 1. Понятие об эмоциях и чувствах.

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств.

3. Эмоциональные реакции и состояния.

4. Высшие чувства.

5. Развитие эмоций и чувств у детей.

1. «Эмоции» и «чувство» - очень близкие и чаще всего неотде­лимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции - это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.

Чувство - это черта личности, относительно устойчивое отно­шение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радо­сти за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций жела­тельности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова , кото­рый полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно. П. В. Симонову принадлежит создание формулы эмоций

Э = (-П)/(H-C)

где Э - эмоции,

П - потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «–»),

Н - информация, необходимая для удовлетворения по­требности,

С - информация, которую можно использовать, то, что известно.


Из формулы можно сделать следующие выводы:

1) если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

2) если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек облада­ет полнотой информации и возможностями для удовлетворе­ния потребности;

3) если С = 0, то Э - максимальна, так как при наличии по­требности нет никакой информации о том, как ее удовлетво­рить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не собы­тие, а его ожидание»;

4) если С больше Н, то возникают положительные эмоции. П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую

ситуацию: «Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам.

Он знает, что только через три дня может быть источник. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не от­меченный на карте.

Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладате­лем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелей­ших испытаний».

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой форму­лы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.

2. В жизни человека присутствует огромное количество эмо­ций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и от­рицательные (вызывают неприятные переживания). Следует отметить, что личные и общественные оценки зна­ка эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно - это отрицатель­ная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положи­тельная;


2) птенические (вызывают активность человека) и астениче­ские (сковывают активность, провоцируя пассивное поведе­ние);

3) В. Вундт предложил классификацию по трем направле­ниям:

а) удовольствие - неудовольствие;

б) напряжение - разрядка;

в) возбуждение - торможение.

4) Современный американский исследователь К. Изард
(«Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундамен­
тальные и производные.

К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удив­ление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Еще раз подчеркнем, что из-за многообразия эмоциональ­ных проявлений трудно дать единую классификацию эмо­ций.

3. Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональ­ная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным со­провождением речи.

Понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека.

Исследования показали, что наиболее информативными в эмо­циональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстого встречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 - улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица - глаза или рот - определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фото­графии лица одного и того же человека, где изображались различ­ные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различ­ных эмоций.

Задача испытуемых - определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.


Например, в некоторых африканских странах смех выражает изумление, а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительно­го периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэто­му иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее эмо­циональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью аде­кватно оценивать происходящее.

В развитии аффективного состояния можно выделить нес­колько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом расстраиваются мелкие движения, проявление вы­разительных реакций не контролируется.



Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его дей­ствия безрассудны. По окончании аффективной вспышки насту­пают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс - это понятие ввел Г. Селье , который определял его как состояние сильного и длительного психологического напря­жения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на чело­века стресс может и мобилизовать ресурсы организма для дости­жения высоких результатов, например, в спортивных со­стязаниях.


Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматиче­ских заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется три фазы:

1) реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;

2) стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

3) истощение.

Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в си­туации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность че­ловека выносить длительные эмоциональные напряжения, пло­хая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутрен­них проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

4. Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психо­логия не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отно­шении человека к другим людям, обществу, в основе их проявле­ния лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широ­ком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познава­тельной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными про­цессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятель­ности.

Примерами таких чувств являются любознательность, сомне­ние, радость открытия, любовь к истине и др. А. Энштейн писал:


«Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испы­тать, это ощущение тайны.

В ней источник всякого подлинного знания». В. А. Сухомлин-ский подчеркивал значение чувства удивления в интеллектуаль­ном развитии ребенка, отмечал, что отсутствие или утрата этого чувства не стимулирует познание тайн бытия, обедняет внутрен­ний мир ребенка.

Эстетические чувства отражают отношение человека к раз­личным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляют­ся в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эти чувства являются продуктом культурного развития лич­ности, показателем ее зрелости.

Примерами является чувство прекрасного, эстетического нас­лаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенно­стью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональ­ным переживаниям.

5. Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция - крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2-2,5 ме­сяца - «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчи­вы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удив­ление, отвращение, радость и т. п.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно форми­руются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания.

Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная лите­ратура - всем хорошо известные способы развития эмоциональ­ной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональ­ное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позво­лит им в дальнейшем лучше понимать других людей.Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.


Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т. п.

Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль ска­зок. Чтение сказок - это никак не просто интересное времяпре­провождения, а один из способов развития внутреннего мира са­мого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно исполь­зовать самые разнообразные способы и приемы.

Как уже было сказано, любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

а) внутреннее переживание;

б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомимикой, особенностями речи и соматовегетативными феноменами.

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам отражения, но отражения специфического. Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. "Эмоциональный процесс – это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой.

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г.Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями . Они утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев – и вы сами начнете пережинать это чувство; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение.

Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.

У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса-Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели. Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Выделяют следующие типы эмоциональных явлений:

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) – форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Негативные эмоции – форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) специфика эмоций определяется через те или иные интеллектуальные действия:

- гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;

- печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;

- страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;

- презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;

- застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;

- чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;

- отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Астенические чувства – форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.

Стенические чувства – положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Основой признак того или иного настроения – эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе. Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.

Эмоциональные проявления могут носить и патологический характер:

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

1) реакция тревоги;

2) сопротивление;

3) истощение.

По мнению Г. Селье, стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Эмоциональная лабильность - характеризуется легкой сменой настроения от несколько грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода. Она часто наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов или на фоне астении после перенесенных соматических заболеваний.

Дисфория - пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. Встречается при эпилепсии.

Эмоциональная амбивалентность - характеризуется одновременным существованием противоположных эмоций. При этом наблюдается парадоксальное изменение настроения, например, несчастье вызывает радостное настроение, а радостное событие - грусть. Наблюдается при неврозах, акцентуациях характера и некоторых соматических заболеваниях.

Апатия - болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Человек становится неряшливым и неопрятным. К своим родным и близким люди при апатии относятся холодно, безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности они теряют способность чувствовать.

Ажитация – психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).

Аффективный застой – аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойство. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.

Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования.

Эмоциии (от лат. emovere - возбуждать, волно­вать) – это особая группа психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение че­ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Человек не только познает окружающую действительность, но и активно на нее реагирует и оказывает соответствующее воздействие. Познавая действительность, человек, так или иначе, к ней относится. Одни события, явления, предметы его радуют, другие огорчают, раздражают, третьи возмущают, вызывают негодование, и даже приступы ярости.

Эмоции (от латинского emoveo – потрясать, волновать) – реакция психики человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, носящая ярко выраженную субъективную окраску.

Эмоции, как правило, относительно простой непосредственный вид психического отражения, протекающий в форме переживаний личной значимости и оценке внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека. Это отражение носит ярко выраженный субъективный характер, каждый из нас по-своему и плачет и по-своему смеется. Эмоции могут быть реакцией не только на непосредственные события, но и на вероятные и вспоминаемые, они отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и могут предвосхищать результат и действие.

В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Функции эмоций

Сигнальная функция эмоций выражается в передаче собеседнику информации о своем психическом состоянии, своем отношении к текущей ситуации, готовности действовать определенным образом.

Регулирующая функция эмоций состоит в стимулировании активности индивида. Эмоции, связанные с негативными переживаниями, как правило, снижают работоспособность. Известно, что одна минута межличностного конфликта в коллективе порождает 20 минут послеконфликтных переживаний и снижение результативности деятельности работников на 25%. И наоборот, приподнятое настроение повышает трудовую отдачу.



Защитно – мобилизационная функция эмоций связана с чувством надвигающейся опасности для индивида. Она помогает ему вовремя подготовиться к сложной ситуации. При этом подготовка происходит не только на уровне аналитических размышлений над поиском вариантов защиты, но и на уровне психофизиологических изменений в организме (выброс в кровь дополнительного количества адреналина, приведение соответствующих групп мышц в напряженное состояние и др.).

Оценочная функция эмоций позволяет человеку сформировать субъективную обобщенную оценку текущим событиям, признать за ними тот или иной уровень полезности или неприемлемости, оценить их соответствие его актуальным потребностям.

показателем талантливости артиста.

Виды эмоций

Характеристика эмоций Виды эмоций
1 Знак Положительные, отрицательные, амбивалентные
2 Модальность Радость, страх, гнев и пр
3 Влияние на поведение и деятельность Стеничные (повышающие активность), астеничные (понижающие активность)
4 Степень осознанности Осознаваемые, неосознаваемые
5 Предметность Предметные, беспредметные
6 Степень произвольности Произвольные, непроизвольные
7 Происхождение Врожденные приобретенные Первичные, вторичные
8 Уровень развития Низшие, высшие
9 Длительность Кратковременные, длительные
10 Интенсивность Слабые, сильные

Формы эмоционального реагирования:

аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализуют «аварийное поведение». Самоконтроль резко понижен.

Эмоции – относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание. Выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации.

Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

Интерес - интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность.

Радость - эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и самому себе.

Удивление - эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями.

Печаль - переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

Гнев - эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности.

Отвращение - эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов.

Презрение - чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии.

Страх - эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выраженной тенденцией к бегству.

Стыд - переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, как способствующее соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих.

Вина - переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.

1. Эстетические чувства возникают при восприятии мира прекрасного, будь то явление природы, произведение искусст­ва или поступки человека (чувство красоты, величия, низости, комического и трагического).

2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс по­знания, воображения и творчества (изумление, сомнение, недо­умение, пренебрежение, любопытство).

3. Нравственные чувства характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, к людям и к обще­ству в целом (чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства).

4. Праксические чувства возникают в практической дея­тельности и отражают эмоциональное отношение как к резуль­татам, так и к самому процессу труда.

Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.

Эмоции – это неотъемлемая и очень важная составляющая жизни человека. Многие игнорируют их роль в своей жизни или просто не берут в учет. Но эмоции помогают улучшить отношения и ухудшить их, работать более эффективно или вообще не начать трудиться. Руководители, которые считают, что эмоциям на работе не место, поступают очень неправильно. Но что такое вообще эмоции? В этой статье мы дадим ответ на данный вопрос.

Эмоции и их функции

Под эмоциями подразумевают переживания средней продолжительности, которые возникают в ответ на изменение окружающего или внутреннего мира и являют собой субъективную оценку происходящему. Они отличаются от аффектов и настроений.

Функции эмоций

  • Сигнальная. Заключается в том, что они помогают нам передавать свое отношение к определенным вещам другим людям, можем передавать собственные настроения им и устанавливать прочные отношения с собеседниками.
  • Регулятивная. Означает то, что эмоции нас чаще всего побуждают к определенному действию или, наоборот, отталкивают от него. В первом случае эмоция называется стенической , а во втором – астенической. Причем нужно смотреть не на принадлежность эмоции к определенному классу (страх, гнев, радость, печаль), а на конкретные действия, которые были вызваны этим состоянием.
  • Отражающая. Эмоции являются средством переработки информации и окружающей действительности. В психологии есть такое свойство психики, как отражение. Оно подразумевает то, что все, происходящее в мире и в нас самих, оставляет отпечаток в психике . Эмоции здесь играют ключевую роль.
  • Побудительная. Суть этой функции в том, что эмоции определяют направление, в котором мы двигаемся. Этот пункт близок к регулятивной функции затем лишь исключением, что побудительная функция определяет цели, которые мы перед собой ставим. То есть, они побуждают двигаться к какой-то мечте.
  • Подкрепляющая. Тоже в какой-то степени пересекается эта функция с регулятивной. Эмоции являются маркером, что есть хорошо, а что – плохо. Интенсивная по эмоциональной части информация запоминается намного лучше, чем сухая. Так, устроен эволюционный механизм. Именно поэтому так тяжело учить школьный или университетский учебник. Там факты, и только. Подкрепляющая функция также выражается так: мы сделали какой-то поступок. Если нам понравилось его совершать, мы стараемся повторять. Если не понравилось, то стараемся избегать. Именно эта функция имеет побочный эффект в виде зависимостей разного рода. Человек пьет, и ему это нравится. Очевидно, что ему хочется это делать чаще. А поскольку эмоции имеют побудительную функцию, то становится понятно, почему человек не выдерживает, и таки срывается в очередной запой. И даже когда человек уже не получает удовольствия от спиртного, бросить ему тяжело, потому что сформировался рефлекс . А на его формирование влияют положительные эмоции.
  • Переключающая функция. А эта функция другим языком называется силой воли. То есть, функция эмоций также в том, чтобы определить, какое действие более важное и приоритетное. Механизм по большей части бессознательный. Но если развивать силу воли, то постановка приоритетов становится более осознанным процессом.
  • Приспособительная функция. А в целом эмоции являются средством адаптации к окружающей среде. Страх необходим для того, чтобы найти способ избежать неприятностей, которые сделают плохо человеку. Агрессия необходима, чтобы преследовать добычу (пусть абстрактную, в виде цели) и уничтожить ее. Или же уничтожить существо, которое потенциально угрожает. Все это механизмы приспособления. И, вообще, страх со злостью очень тесно связаны . Чаще всего злятся оттого, что боятся, хотя и не всегда.

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление эмоций делится на вербальное и невербальное. Первое – это тогда, когда человек сам говорит, что он чувствует или намекает . В общем, вербальное внешнее выражение эмоций связано непосредственно со смысловой частью речи. Невербальное – это много разных аспектов, которые не соединены с ней.

К таковым проявлениям можно отнести множество признаков, таких как: поза, жесты, мимика, дыхание, сердцебиение, интонация.

Вербальное выражение эмоций

К вербальному выражению относятся все то, что связано с синтаксическими, лексикологическими и другими языковыми структурами. Эмоции могут возникать и проявляться по-разному. На радость, может указывать как непосредственное указание на факт испытания этого состояния “я так доволен”, так и косвенные признаки, такие как увеличение количества эмоционально окрашенных слов или усиление эмоционального оттенка обычного слова – “это невероятно круто”.

Вербально выражаемые эмоции могут проявляться и через контекст, когда нет непосредственного слова, которое бы указывало на эмоцию, но при этом видна оценка события. “С президентом А встретился президент Б, который указал на необходимость осуществления превентивного ядерного удара. Собственно, президент Б достаточно силен, чтобы морально надавить на А, и потому понятно, кто будет править бал”. Здесь нет эмоциональных слов, но зато понятно, что автор этого высказывания считает, что президент Б лучше президента А. Основной упор здесь идет на слова “достаточно силен”.

В этом случае нет достаточной объективности, потому что контекст интерпретируется непосредственно слушателем или читателем в зависимости от того, по какому каналу передается подобная информация. Так, в описанном примере с президентами можно также сделать такие выводы:

  • Президент А очень бедный, его так жалко. А Президент Б полный негодяй.
  • Президенту А нужно было думать перед тем, как встречаться с президентом Б.
  • Президент Б очень большой молодец. Собственно, если ты сильнее, то почему бы не применять силу.

Фразы, в которых эмоциональный смысл закладывается в контекст, очень часто используются профессиональными лгунами и средствами массовой информации . С одной стороны, имитируется объективность, выкладываются, казалось бы, сухие факты. Тем не менее делается ставка на то, чтобы слушающий или читатель проинтерпретировал их в нужном СМИ русле.

Собственно, поэтому вербальный канал передачи эмоций является очень ненадежным. Если правильно подобрать слова, то можно легко скрыть собственные состояния.

Невербальное выражение эмоций

Здесь все намного интереснее. Если человек испытывает какую-то эмоцию, то она обязательно отражается в теле, пусть даже в самых маленьких движениях или вегетативных изменениях. Поэтому наблюдательный человек может легко определить лгуна, который волнуется за исход разговора. Профессиональные шпионы умеют не нервничать, когда лгут, и потому никакой детектор лжи неспособен их “раскусить”. Но обычный человек, который не обладает эмоциональным интеллектом (способностью распознавать собственные и чужие эмоции, а также управлять ими), не сможет скрыть свое негативное состояние, даже если будет правильно подбирать слова.

Самый информативный канал передачи невербальной коммуникации . Хотя интонация, поза, жесты и так далее, тоже могут очень много сказать. А вот физиологические изменения, такие как дыхание, сердцебиение, изменение проводимости кожи, способны измерить специальные датчики, которые и являют собой главный компонент детектора лжи.

Эмоции и чувства – соотношение этих понятий

Эмоции и чувства -–это близкие, но не тождественные понятия. Есть несколько версий, чем они отличаются. Одна из них говорит, что чувства – это категория внутренняя, а эмоции являются выражением чувств. Что-то в этом есть, хотя некоторые эмоции, вообще никак себя не показывают, а человек ничего особо и не делает, хотя и испытывает определенные состояния .

Поэтому все больше психологов говорят, что чувства – это как комплекс эмоций. Последние являются более примитивными и исходят от первой сигнальной системы. Они эволюционно древние. А чувства – это чисто человеческое понятие, и они могут возникать в ситуациях социального взаимодействия или приближены к ним.

Например, решительность являет собой сочетание разумной злости и радости. Злость является определенным антиподом страха, а радость из-за того, что человек очень сильно чего-то хочет. Вообще говоря, мы по большей части испытываем не эмоции, а именно чувства. Например, ревность – это сочетание страха, злости и печали. Страха за то, что человек лишится своего родного человека, а также удара по самолюбию, злость на человека, к которому ревнует, а печаль -– это нарекание на свою горькую судьбу.

Вдохновение являет собой смесь радости и гнева. Последний помогает сосредоточить внимание на определенном предмете, а радость стимулирует творчество. Именно поэтому вдохновленный человек всецело погружается в работу, и перестает реагировать на любые стимулы, а также может делать то, на что в обычном состоянии неспособен. Хороший пример чувства вдохновения – хирург настолько был увлечен операцией, что не заметил, как посыпался кусок потолка в операционной . И когда операция закончилась, он спросил коллег, что произошло?

Как возникают эмоции

Механизм возникновения эмоций, следующий – сначала происходит в мире какое-то изменение. Нет разницы, где в психике или в окружающей действительности. Это изменение оценивается мозгом определенным образом (подсознательно), что вызывает определенные мысли, которые ведут к конкретному действию. Схема предельно проста. И несмотря на то что порядок здесь приведен от изменения к действию, на самом-то деле, влияние на любой из этих компонентов помогает повлиять на способность конкретных состояний возникать в определенной ситуации .

Именно поэтому ведущие психологи и коучи говорят, чтобы мы учились брать под контроль собственные мысли. Собственно, сила воли являет собой неспособность удержаться от пирожного, когда очень сильно хочется, а способность взять под контроль собственные мысли и то, что мы представляем. Да, воображение очень тесно связано с эмоциями. Стоит только представить себя очень жирным человеком, который не может даже без одышки выйти из дома, которому врачи пророчат два года еще прожить, имеющего диабет в максимальных деталях , то же самое пирожное перехочется есть сразу же.

Кстати, касаемо речи. За силу воли и речь отвечают одни и те же участки мозга -– префронтальная кора. Так что в норме речь очень тесно связана с волевой регуляцией поведения. Так что это можно использовать для того, чтобы мотивировать себя и изменить жизнь к лучшему. Ведущий коуч мира Энтони Роббинс советует хотя бы неделю посидеть на мысленной диете. То есть, думать только о позитивном. Доказано, что оптимисты (да, именно те, кто слегка смотрят на мир сквозь розовые очки) имеют больше шансов достичь цели .

Кроме того, оптимизм очень положительно влияет на обучение. Оптимист имеет больше шансов испытать вдохновение, чем реалист или пессимист, что было подтверждено многочисленными исследованиями. Помните, что основа творчества – это расслабление .

Сила воли – это не влияние на действия, как последнее звено в цепочке, а на оценку и мысли, как причину действий. Собственно, ее можно назвать еще одним компонентом механизма возникновения эмоций.

Основные эмоции человека

А какие же можно считать основными, базовыми? Вообще, над ответом ученые спорят. Но есть четыре класса эмоций, которые испытывает человек – гнев, радость, страх, печаль. И видим, что считающаяся позитивной эмоция только одна. Почему так? А потому что нельзя рассматривать психические состояния с позиции позитива или негатива. Каждая имеет плюсы и минусы в зависимости от адекватности ситуации и интенсивности.

А еще люди интересуются, что такое взрыв эмоций? Ответ очень прост – когда в один момент возникает сразу несколько чувств большой интенсивности. Например, при смерти близкого человека или очень хорошей новости.

Выводы

А выводы из этой статьи можно сделать следующие:

  • Эмоции необходимы для управления поведением и общения между людьми.
  • Нет плохих и хороших эмоциональных состояний.
  • Основой силы воли является речь, которая одновременно способна влиять на состояния.