Понятие о стопе виды стоп. Определение понятия «стопа


Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям.

Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.

Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты продольных сводов, в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы. Такое сочетание называется плосковальгусной стопой. При плоскостопии одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Данная патология наблюдается в равной степени как у лиц сидячих профессий, так и у выполняющих работу стоя, однако лица, работа которых связана с длительным состоянием, жалуются на боли в стопах в 2 раза чаще, чем лица сидячих профессий.

В случае прогрессирования продольного плоскостопия увеличивается длина стоп в основном вследствие опускания продольного свода, а при развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей и отклонения первого пальца кнаружи.

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте от 16 до 25 лет, а поперечное в 35-50 лет.

По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6 летнего возраста не легко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие - вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Паралитическая плоская стопа - результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствия полимиелита).

Рахитическое плоскостопие (встречающиеся наиболее часто - 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

Статическое плоскостопие (встречающиеся наиболее часто - 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

К внутренним причинам, способствующим развитию деформации стоп, относится также наследственно-конституциональное предрасположения, к внешним причинам - перегрузка стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства, ношением нерациональной обуви.

Причиной развития статического плоскостопия могут быть различны - увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствии тренировки у лиц сидячих профессий и т.д.

Хотя при внешнем осмотре можно определить наличие плоскостопия, однако это касается тяжелых запущенных случаев, когда имеется уже вальгусное положение пятки.

Для более точного определения плоской стопы существуют ряд методов. Метод Фриндлянда (подометрический): измеряют циркулем высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которая хорошо прощупывается приблизительно на один палец кпереди от голеностопного сустава. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке. После этого измеряют длину стопы: расстояние от кончика первого пальца до задней округлости пятки, выражают в миллиметрах обе стопы. Полученная величина является искомым подометрическим индексом. Индекс нормального свода колеблется в пределах от21 до 29. Индекс от 29 до 27 указывает на пониженный свод плоскостопие ниже 25 - не значительное плоскостопие.

Однако точнее установить плоскостопие можно, зная величину высоты свода от пола до мягких тканей свода стопы. Для этого применяют плантографию - получение отпечатков стоп после нанесения на подошву красящих веществ - раствор синьки, голландской сажи, танина и др.

Для статического плоскостопия характерны определенные болевые участки: на подошве, в центре свода и у внутреннего края пятки, на тыле стопы и в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями, под внутренней и наружной лодыжками, между головками предплюсневых костей., в мышцах голени вследствие перегрузки, в коленном и тазобедренном суставах, в бедре из-за перенапряжения широкой фасции, в области поясницы на почве компенсаторно усиленного лордоза.

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными, в области наружной лодыжки появляется отечность.

Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки: стопа удлинена и расширена в средней части, продольный свод опущен, стопа пронирована и ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу на медиальном крае стопы. Походка неуклюжая, носки сильно разведены в стороны.

Поперечно-распластанная стопа и отклонения первого пальца кнаружи. В происхождении поперечного плоскостопия, кроме мышц стопы и межкостной фасции, основную роль играет подошвенный апоневроз, поэтому поперечную распластанность стопы следует считать проявлением недостаточности связочного аппарата. Поперечную распластанность взрослых нужно рассматривать как необратимую деформацию, так как до сих пор неизвестны средства эффективно восстанавливающее функцию связочного аппарата, подвергающегося статической нагрузке.

Клиническая картина. Основным симптомом при отклонении первого пальца кнаружи являются боли, особенно при ношении обуви, возникающие в головке первой плюсневой кости вследствие давления. Типично наличие бурситов у головки первой плюсневой кости, характеризующихся покраснением и припухлостью, часто с наличием синовиальной жидкости.

При поперечном плоскостопии и отклонении первого пальца кнаружи лечение может быть консервативным и оперативным.

Консервативное лечение сводится к ношению ортопедической обуви различных конструкций. В более легких случаях (первая степень) можно подкладывать валик ниже расположения натоптышей.

Лечение и реабилитация. Основной задачей является исправление деформации стоп, укрепление мышц стопы и голени. Под исправлением деформации стоп понимается уменьшение имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пяток контрактуры переднего отдела стопы.

Специальные упражнения для мышц голени и стопы в начале лечебного курса рекомендуется выполнять в и.п. лежа и сидя. Исключаются нерациональные и.п. стоя, особенно с развернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы.

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление. Общеразвивающие упражнения имеют особенно большое значение, т.к. плоскостопие развивается у людей физически ослабленных.

В основном периоде лечебного курса достигают коррекции положения стопы и закрепления его. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, с сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигнутой коррекции), упражнения с предметами (захват пальцами стоп шариков, карандашей и их перекладывание, катание подошвами ног палки и т.п.). Для закрепления коррекции используются упражнения в специальных видах ходьбы - на носках, на пятках, на наружном соде стоп, с параллельным постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособления - ребристые доски, скошенные поверхности и т.п. Все специальные упражнения проводится в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.

Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и др.) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения.

Благоприятный результат лечения проявляется в уменьшении или исчезновении неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, нормализации походки и в восстановлении правильного положения стоп.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках с высоким подниманием коленей, с выдвижением ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз).

В связи с большими трудностями лечения и реабилитации больных с плоскостопием чрезвычайно важным является профилактика развития плоскостопия. В детском возрасте необходимо давать детям выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку: происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы - так называемый рефлекс щажения. Необходимо восстановить правильную походку - избегать разведения носков при ходьбе. Большую роль в предупреждении деформаций стопы играет рациональная обувь.

Очень важно ношение обуви, подобранной строго по ноге. Медиальный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи первый палец, носок просторным Высота каблука должна быть 3-4 см, а подметка из упругого материала. Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и валяную.

При начинающемся плоскостопии, кроме подбора рациональной обуви, необходимо уменьшить нагрузки на свод при стоянии и ходьбе, вкладывать в обувь супинаторы - специальные стельки с возвышением свода стопы и поднятием внутреннего края стопы, изготовленные из пробки, пластмассы и др. Важным профилактическим средством являются занятия ЛФК, задачей которых является общее укрепление организма, повышение силы и выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей работоспособности и сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Профилактика возникновения и прогрессирования плоскостопия необходима и для взрослых. Для них также важна правильная ходьба, избегая разведение носков.

Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется параллельная установка стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Большое значение имеют специальные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, игры (волейбол, баскетбол и т.п.).

Вв. до н. э. и указывает на первоначальное единство стиха, музыки и танца.

Стопа в метрическом стихосложении

Сильная и слабая доля

Сильная доля стопы, которая определяется иктом, называется арсис (или арса ; ἄρσις , поднятие ноги в танце), слабая - тесис / тезис (или теса ; θέσις постановка ноги в танце). До - вв. до н. э. термины имели противоположные значения; арсисом называлось восходящее движение (нога поднималась), тесисом - нисходящее движение (нога ударяла о землю). В метрическом стихосложении в стопе сильная доля формируется как правило первым долгим слогом, или первым из долгих слогов, если долгих слогов несколько; напр. дактиль -́UU, амфибрахий U-́U, бакхий U-́ -, ионик восходящий UU-́ -.

Количество стопы

Один из принципов метрического стихосложения - фиксированное количество времени, отводимое установленному виду стиха - определяет первую характеристику стопы, ее длительность, или количество. Стопа делится на временны́е отрезки, посредством которых измеряется ее количество. Такой элементарный временной отрезок называется мора (лат. mora , соответствует др.-греч. χρόνος πρῶτος ). Количество мор определяет просодическое время, необходимое для произнесения слога или стопы. При этом считается, что долгий слог занимает две моры, короткий - одну. Количественный состав стопы колеблется от двух до десяти мор.

Качество стопы

Этот же принцип, вместе с главным свойством квантитативных языков, оппозицией долгих гласных/слогов кратким, определяет вторую характеристику стопы - ее слоговый состав, или качество. Стопы одинакового количества могут иметь разное качество, то есть занимая одинаковое просодическое время, состоять из разного числа слогов. Например, количественно равны трибрахий (UUU) и ямб (U-), занимающие 3 моры, дактиль (-UU) и спондей (- -), занимающие 4 моры. Это свойство стопы определяет наличие таких фонетических явлений как, например, ипостаса (изменение длины стопы по слогам, но сохранение по морам).

Трансформация стопы

В некоторых случаях такие стопы как спондей (-́ -), дактиль (-́UU), анапест (UU-́), в своей номинальной длительности равняясь 4 морам, сводились к длительности ямба (U-́) или трохея (-́U), то есть произносились не в 4, а в 3 моры. При этом, вероятно, долгий слог произносился в 1½ моры, а краткий - в ¾ (так называемые, «иррациональные» стопы). Ускорение темпа таким образом представляется вполне естественным при музыкально-вокальном исполнении метрического стиха, особенно в хоровой лирике. К подобной трансформации поэт прибегал, как правило, по требованиям ритма (т. н. metri causa), либо с целью определённого художественного эффекта.

Наиболее распространенные стопы

Двух- и трёхсложные стопы, восходящие к простым двудольным и трехдольным музыкальным размерам (2/4 и 3/4) считаются простыми, остальные - сложными. Сложные 5-сложные стопы использовались главным образом в хоровой лирике и позже драме, часто формируя размер, уникальный для стиха и произведения.

Простые Сложные
2-сложные 3-сложные 4-сложные 5-сложные
2 моры UU дибрахий (пиррихий)
3 моры -U трохей (хорей)
U- ямб
UUU трибрах
4 моры -- спондей U-U амфибрахий
UU- анапест
-UU дактиль
UUUU прокелевсматик
5 мор -U- амфимакр (кретик)
--U антанапест
U-- триподий (бакхий)
-UUU пеон 1-й
U-UU пеон 2-й
UU-U пеон 3-й
UUU - пеон 4-й
6 мор --- молосс (экстенсипес) U--U антиспаст (ямбхорей)
UU-- ионик восходящий
--UU ионик нисходящий
-UU- хориямб
-UUUU промакр
U-UUU парапик
UU-UU месомакр
UUU-U пиррихотрохей
UUUU- пиррихиямб
7 мор U--- эпитрит 1-й
-U-- эпитрит 2-й
--U- эпитрит 3-й
---U эпитрит 4-й
UU--U антамебей
UUU-- дасий
U-UU- киприй
8 мор --UU- амебей
U--U- дохмий
---UU моллоссопиррихий
U-U-- париамбод
9 мор U---- пробрахий
--U-- месобрахий
---U- моллоссиямб
10 мор ----- молоссоспондей

Стопа в силлабо-тоническом стихосложении

Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

Хорей : -U → ÚU Ямб : U- → UÚ Дактиль : -UU → ÚUU Амфибрахий : U-U → UÚU Анапест : UU- → UUÚ

Особым случаем является адаптированный спондей : -- → ÚÚ. При адаптации спондея, при соблюдении принципа адаптации «долгий в ударный», возникает стопа с двумя ударениями, что нарушает определение стопы как группы слогов, объединенной одним ритмическим ударением. Тем не менее, теоретиками русского силлабо-тонического стихосложения такой спондей рассматривался наравне с прочими стопами.

В русском языке превалирующую частотность имеют слова в 3, 4 и 5 слогов; так как в пределах слова присутствует только одно главное ударение, представление русского стиха в адаптированных стопах нивелирует функцию стопы как конструктивного ритмического элемента стиха.

Напр. номинальный четырехстопный ямб UÚ|UÚ|UÚ|UÚ в стихе «Бы́л крокоди́л кня́зь, во́лхв, жре́ц, во́ждь» (Г. Р. Державин) приобретает вид ÚU|UÚ|ÚÚ|ÚÚ; ямб первой стопы заменяется трохеем, второй и третьей - спондеем, что приводит к нарушению ритма; в ст. «Адмиралте́йская игла́» (UU|UÚ|UU|UÚ) ямб первой и третьей - пиррихием; в ст. «Мой дя́дя, са́мых че́стных пра́вил, // когда́ не в шу́тку занемо́г» (А. С. Пушкин) (UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U // UÚ|UÚ|UU|UÚ) ямб восьмой - пиррихием; и т. п. При этом вторичные ударения слов, которые могут занимать сильные позиции в стопах, динамически несоизмеримы с главными и как элемент ритмообразующего механизма рассмотрены быть не могут. (Предпринимались попытки истолковать это явление, адаптируя понятие ипсотасы, в частности В. Я. Брюсовым . Однако в применении к силлабо-тонике концепция ипостасы приводила к нек-рым неразрешимым противоречиям; см. Ипостаса .)

Во всех таких случаях стих формально перестает быть ямбом; он может получать различное стоповое представление, напр. «Когда не в шутку занемог» можно представить как в виде UÚ|UÚ|UUUÚ (ямб + ямб + пеон 4-й), так в виде UÚ|UÚU|UUÚ (ямб + амфибрахий + анапест), так в виде UÚ|UÚUU|UÚ (ямб + пеон 2-й + ямб) и т. п. В этом случае более корректно утверждение, что стих является [адаптированным] логаэдом . Логаэд, являясь специфически силлабо-метрическим явлением, в античности рассматривался не как фиксированная группа определенных стоп, но как самостоятельная структурная единица, по аналогичной причине. Отсюда в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия стопы и считать основной ритмической единицей собственно стих.

Литература

  • Брюсов В. Я. Краткий курс науки о стихе, ч. 1. - М., 1919 (изд. 2-е, дополн., - М.: ГИЗ, 1924).
  • Томашевский Б. В. Русское стихосложение. - М.: Academia, 1923.
  • Соболевский С. И. Древнегреческий язык. - М., 1948.
  • Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 2003.
  • Цисык А. З., Шкурдюк И. А. Античная метрика. - Минск, 2004.



Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стопа (стихосложение)" в других словарях:

    - (др. греч. πους лат. pes) термин античной метрики, к рый означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. С. является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному… … Литературная энциклопедия

    СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

    - (иначе версификация). I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной организации речи и в этом смысле представляет собой не что иное, как стиховедение (см.). В другом,… … Литературная энциклопедия

    Стопа, 1) в стихосложении ‒ повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых… …

    - (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) простейшаяритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения иодного понижения, т. е. в русском стихосложении из одного слога сударением и одного или двух слогов без ударения.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Стопа - условная мера стиха, лежащая в основе соизмеримости строк (изометрия) в метрич. и силлабо тонич. системах стихосложения. Представляет собой сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого места (тезис, междуиктовый интервал) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Понятие Стихосложение (иначе версификация) употребляется в двух значениях: учение о принципах стихотворной организации речи стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу. в… … Википедия

    I Стопа периферический сегмент нижней конечности; орган опоры тела при стоянии и движении. Условная граница С., отделяющая её от голени (См. Голень), проходит через верхушки лодыжек. В С. выделяют подошвенную и тыльную поверхности; скелет … Большая советская энциклопедия

    - (в дополнение к ст. Метрика). Несмотря на то, что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию, учение о С. относят до сих пор и не без основания к теория поэзии. Как ни очевидно, что произведения прозаического… …

    - (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) простейшая ритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения и одного понижения, т. е. в русском стихосложении из одного слога с ударением и одного или двух слогов без ударения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Метры, стопы и размеры стиха

Стихотворный размер- определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в современных стихотворениях (или длинные и короткие по звучанию слоги для античного стихосложения). Этот порядок задает звучание и ритм стиха .

Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей - способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.

В силлабическом стихосложении определяется числом слогов;

В тоническом числом ударений;

В метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

Метр стиха

Этот термин появился еще в античные времена. Античное стихосложение значительно отличалось от современного, в частности тем, что в современной поэзии стихотворное звучание достигается последовательным чередованием ударных и безударных слогов, в то время, как античные стихотворцы добивались поэтического звучания, растягивая одни слоги и быстро произнося другие. Однако и в современной, и в античной поэзии стихотворения имеют определенный повторяющийся ритм. Сочетание ударных и безударных слогов в современном стихосложении (или протяжных и коротких слогов в античном) и называется метром.

Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой").



Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

Стопа

Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой . Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп.

Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.

Билет №2

1. Текстология.

3. Рифма в стихосложении.

1. Текстология (от лат. textum - связь слов и др.-греч. λόγος - учение) - филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.

Проблематика. Одной из проблем текстологии является проблема атрибуции текста, которая проводится в рамках судебной психологии на основе методов контент-анализа и психолингвистики.

Значительная часть литературных произведений либо остаётся неопубликованной при жизни автора, либо бывает опубликована с неточностями и искажениями как вследствие небрежности, так и сознательно (условия цензуры и т. д.). Неопубликованные в печати произведения часто существуют в ряде списков, из которых ни один нельзя предпочесть другому по достоверности (напр. «Горе от ума» Грибоедова). Наконец, все произведения литературы до середины XV века, когда было изобретено книгопечатание, вообще остались в виде рукописей, которые только в самых редких случаях были автографами или просмотренными и исправленными автором копиями (авторизованные копии). От произведений античной литературы до нас ни одного автографа не дошло. В средневековой литературе почти каждое произведение имело сложную историю текста и целый ряд авторов, причём часто древнейший из дошедших до нас списков отделяется несколькими столетиями от времени написания произведения (напр. «Песнь о Роланде», возникшая в конце XI века, представлена только одним списком конца XII века и большим количеством списков XIII-XIV веков).

Критика текста в основном сводится к двум моментам:

1) К установлению подлинности или подложности источника

2) К реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искажённого переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов.

Сводка этого анализа всех существующих вариантов данного текста и их отношений друг к другу называется «критическим аппаратом», который в настоящее время считается необходимой принадлежностью всякого научного критического издания литературных произведений.

Критика текста источника, признанного подлинным, в свою очередь состоит из двух последовательных моментов:

диагноза (то есть констатирования испорченности данного места текста), основой которого служит либо нарушение логического смысла, либо несоответствие архитектонике целого, показаниям других памятников или других частей того же памятника

конъектуры, то есть составления проекта исправления текста, источником которого могут быть или косвенные указания в самом исследуемом памятнике и близких к нему, или же гадательное предположение, исходящее из общего толкования логического смысла памятника, исторических условий его возникновения, отношения к другим памятникам, его художественной структуры (например, ритм) и т. д.

В последнем случае мы часто имеем дело с так называемой «дивинаторской критикой» (от лат. divinatio - «способность угадывать»), когда сильно испорченный текст реконструируется по косвенным данным.

Задачи текстологии . Основная задача текстологии - дать правильный текст издаваемого литературного произведения. Вопрос же о том, что считать «правильным» или «каноническим» текстом, не всегда понимается одинаково. Различные филологические школы по-разному понимали пути восстановления на основании оставшихся различных редакций текста одного и того же произведения. Так, до середины XIX века в издательской технике преобладает точное («дипломатическое») воспроизведение одной рукописи, признанной по каким-либо соображениям лучшей. С середины XIX века обычны так называемые «критические» издания, реконструирующие предполагаемый прототип путём контаминации вариантов всех доступных исследованию рукописей. Текстология начала XX века характеризуется очень большим психологизмом в подходе к вопросу о так называемой «воле автора» (ср. работы М. Гофмана над пушкинским текстом, Н. К. Пиксанова над текстом Грибоедова, а также всю историю издания текста лермонтовского «Демона»).

История текстологии .

Текстология развивалась первоначально на основе изучения рукописной традиции античных (и позже средневековых) авторов, то есть как раз на основе таких документальных материалов, среди которых, как было указано выше, не встречается (за редчайшими исключениями) автографов. В последнее время она успешно применяется и к текстам произведений новой и новейшей литературы, причём наличие автографов ввело в текстологию совершенно новый круг проблем - «творческую историю произведения», являющуюся новым видом «истории текста» - видом, ограниченным хронологическими рамками жизни автора, и даже ещё уже - хронологическими рамками его работы над данным произведением.

Конкретный материал, на котором развивались и совершенствовались методы текстологии, можно разбить на следующие категории:

Памятники, дошедшие до нас в незначительных фрагментах (например, тексты древнегреческих лириков, комедии Менандра)

Памятники, дошедшие до нас в многочисленных, расходящихся одна с другой, редакциях:

а) подвергшихся многочисленным искажениям при переписке (до конца книгопечатания), - таковы тексты большинства античных авторов

б) подвергшихся неоднократным переделкам и переработкам вплоть до объединения (контаминации нескольких произведений в одно), - такова история текста большинства произведений художественной литературы феодального периода

Памятники, являющиеся сводом ряда других, слагавшихся в течение ряда столетий памятников, относящихся к различным эпохам и возникших в различной общественной среде (например Библия, отчасти поэмы Гомера или русские летописные своды и хронографы)

Памятники, сохранившиеся в немногочисленных или даже в единственной, иногда сильно искажённой, редакции: сюда можно отнести иногда и произведения новой литературы, не напечатанные при жизни автора и не получившие окончательной отделки, как например, «Горе от ума» Грибоедова или «Демон» Лермонтова

фальсификации:

Памятники, целиком подложные - «Дар Константина», так называемые «Лжеисидоровы декреталии», недостающие книги Тита Ливия, письма Фаллариса, «Любушин суд», «Краледворская рукопись», окончание пушкинской «Русалки» и т. п.

интерполяции или вставки (например, христианские интерполяции у языческих авторов, позднейшие вставки эпизодов или хронологических дат в летописях и хрониках).

Анализ каждой из этих категорий памятников связан с особыми техническими приёмами текстологии.

Наиболее часто встречается на практике вторая из перечисленных категорий памятников, которая в свою очередь разбивается на три группы. Такую разбивку можно довольно чётко провести на памятниках древнерусской литературы:

Списки почти тождественные (имеются только орфографические и стилистические варианты, незначительные вставки или пропуски)

Списки как сходные, так и значительно отличающиеся друг от друга (различные варианты сюжета, вставные эпизоды)

Списки, резко расходящиеся между собой, сохраняя лишь общий остов сюжета.

Каждый из этих трёх случаев требует особых методов исследования. Так, например, в первом случае в основу сравнения кладётся один список, а все остальные подводятся под него как варианты, образуя собой критический аппарат; при этом основой сравнения должен быть старший список с типичным текстом, хотя «типичный» текст отнюдь не всегда является древнейшим текстом (древнейший текст может дойти до нас как раз в одном из позднейших списков); в результате построения аппарата, то есть подведения всех вариантов под один список, устанавливается взаимоотношение списков, и они разбиваются на группы, затем устанавливается «архетип» каждой группы и, наконец, взаимоотношение между группами.

Таким путём строится «генеалогическое древо списков», являющееся схематическим изображением истории текста. Работа эта является более или менее сложной, в зависимости от относительной полноты списков; чем больше промежуточных звеньев утеряно, тем она сложнее. Так, например, в одном случае мы можем установить, что один из списков первой группы является архетипом для всей второй группы, в другом случае мы можем ограничиться только утверждением, что вторая группа восходит к такому-то списку первой группы, но сам этот список - архетип - должен считаться утерянным.

Этот путь исследования, методологически проверенный для первого из приведённых трёх случаев, значительно модифицируется для второго и третьего случаев. Конечно, встречаются и в средневековой литературе несколько иные случаи: так, например, среди списков «Песни о Роланде» один, так называемый оксфордский, по структуре сюжета может быть противопоставлен как особая группа всем остальным спискам XIII-XIV веков, образующим вторую группу, но в этой последней один из самых молодых списков, венецианский (конца XIV века), сближается по одному признаку (ассонансы вместо рифм) с древнейшим, оксфордским.

Предположим, что у нас есть замысел произведения. То есть мы в общих чертах знаем, о чем будем рассказывать. Это значит, что мы знаем фабулу.

Фабула - это события, происходящие в литературном произведении, но выстроенные в их естественном, хронологическом порядке, так, как они происходили бы или могли бы происходить в действительности.

То есть это наш рассказ, повесть или роман, изложенные "просто", "напрямую", в одной или нескольких фразах. Например, упрощенную фабулу шекспировской трагедии "Гамлет" мы могли бы сформулировать так: "Брат датского короля тайно убивает брата, завладевает короной и женится на королевской вдове. К сыну убиенного, принцу Гамлету, является призрак отца и рассказывает о совершенном злодействе. Гамлет пытается отомстить королю-убийце, но гибнет на дуэли". Просто и понятно. Но в "Гамлете" действия разворачиваются в совершенно иной последовательности! К примеру, первая сцена трагедии - явление призрака отца Гамлета перед охраной замка и другом Гамлета, Горацио. А убийство короля происходит задолго до того, как начинается представляемое нам Шекспиром действие, да и то "за кадром", в пьесе его нет. Наблюдать же мы его можем только в интерпретации заезжих в королевский замок актеров, которых Гамлет попросил (в третьем акте трагедии) сыграть пьесу по подсказанному им сценарию.

Если мы в пересказе будем строго следовать авторской последовательности изложения, то расскажем сюжет.

Сюжет - художественно целесообразная система описываемых событий, которые автор излагает в такой последовательности и с использованием таких литературных форм и приемов, которые наиболее полно отвечают его творческой задаче .

Понятно, что рассказать сюжет порой непросто - настолько, насколько непросто автор "выстроил" произведение. Ведь направление событийного плана в сюжете может совпадать с фабульным (и тогда фабула "равна" сюжету), но чаще всего отличается от него (как в "Гамлете"). Поэтому фабулу называют еще "выпрямленным" сюжетом, а в случае, когда она сюжету "не равна", говорят об обратной сюжетной композиции.

Композиция - построение, расположение всех элементов художественной формы.

Сочинение стихов – это особая организация речи, в ее основе заложена ритмическая и звуковая структура. Деление ритма на размеры зависит от того, как четко распределяется роль ударных гласных и насколько часто они располагаются.

Прежде чем определять размер, которым написано стихотворение, надо узнать, что такое стопа. Этот термин относится к силлабо-тоническому стихосложению. Стопа - это способ организации стихотворения, при котором чередуются ударные и безударные слоги в определенном порядке. Таким образом, стопа – условная единица, благодаря которой определяется размер того или иного стихотворного произведения. Например, если в слове гласный звук является основополагающим элементом, то ударение будет элементом образования стопы. Они могут быть двусложными и трехсложными, то есть, одна стопа может содержать два слога, один из которых ударный или же три слога, один из которых также ударный. Определить количество стоп и сколько в них слогов, можно на слух.

Виды стихотворных размеров

Рассмотрим, какие существуют стихотворные виды, и как определить размер стихотворения. Существует пять современных стихотворных размеров.

  • Ямб. Представляет собой двусложный размер стихотворения. В таких произведениях первый слог безударный, а второй ударный. В стихотворении в целом ударение падает на второй, четвертый, шестой и т. д. слоги. Наиболее распространенным является четырехстопный ямб. В поэмах и драмах восемнадцатого века часто встречался шестистопный ямб. А вот размер стихотворения ямб очень часто можно встретить в произведениях А.С. Пушкина, например, «Мой дядя самых честных правил...» или «Мороз и солнце...».
  • Хорей. Такой размер имеет двусложную стопу, на первом слоге которого стоит ударение. В стихотворении в целом ударение приходится на первый, третий, пятый и т.д. слоги. Примером хорея может быть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» или произведение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
  • Анапест. Это трехсложный размер стиха, в нем первые два слога безударные, а третий ударный. В целом, в стихе ударение падает на третий, шестой, девятый и т.д. слоги. Примером произведения, написанного таким размером, может служить текст из полюбившейся многим песни «До свиданья мой ласковый мишка... »
  • Амфибрахий. Он также относится к трехсложному размеру стиха. Ударный слог у него находится между двумя безударными. Примером, где рифма и размер стихотворения, написанного в этом стиле, может служить произведение Н.А. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору».
  • Дактиль. Трехсложный размер стиха, где ударение стоит на первом слоге, а два следующих безударны. Стихотворение Н.А. Некрасова «Тучи» написано размером дактиль.
  • Вместе с тем, размеры стихотворений, примеры которых часто можно найти в произведениях известных поэтов: Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Шекспира и др. - не ограничиваются только названными выше. Кроме основных перечисленных стихотворных размеров существуют еще такие, как пиррихий или дибрахий. В таких двусложных размерах стихотворения стоят два безударных слога. А в спондее (двусложный размер) рядом расположены два ударных слога. Еще можно встретить трибрахий, в таком произведении подряд стоят три безударных слога.

Определение размера стихотворения

Для того чтобы определение размера стихотворения было более удобным, можно придерживаться следующих советов:

  • Для анализа необходимо взять бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставить ударение. Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги.
  • Обратите внимание, на какой слог постоянно падает ударение, попробуйте расставить ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы. Разделение будет верным, если в каждой строчке получится один и тот же ритмический рисунок, например, везде первый слог будет ударный, а второй - безударный (в двусложном размере). Затем можно посчитать количество таких ритмических отрезков в строке и выяснить полностью размер стихотворения. Например, каждая строчка стихотворения гармонично делится на отрезки "первый слог ударный, второй безударный", и таких слогов в каждой строчке по четыре. Первый ударный слог, а второй безударный - это хорей. Так как в каждой строчке стихотворения он встречается по четыре раза, то размер стихотворения - четырехстопный хорей.
  • Если это двусложная стопа, ударный слог будет только один. Если ударение падает на нечетный слог – это будет хорей, на четный – ямб.
  • Если ни на один слог не падает ударение – это будет пиррихий. Чтобы это понять, нужно сделать ударения в нескольких строчках, а потом уже делать соответствующие выводы. Например, в песне Шевчука есть такая строка: «Что такое осень – это небо...» Именно здесь встречается пиррихий.
  • Если строчки в стихотворении гармонично делятся на один из трехсложных размеров (их характеристику см. выше), то стихотворение написано или анапестом, или амфибрахием, или дактилем. Опять же, считаем, по сколько стоп в строчках стихотворения, и по их количеству определяем точный размер.
  • Размер может быть "нечистым", то есть, к некоторым строчкам может прикрепляться пиррихий в конце, спондей в середине. В такой ситуации определяют основной ритмический рисунок (как написано большинство строчек стихотворения), именно он и будет являться основным размером, а элементы, выходящие за его пределы, прикрепляют к основному названию. Например, размер стихотворения - пятистопный хорей с пиррихием в конце второй, четвертой и шестой строк.

А теперь, возьмите любое стихотворение и определите размер, которым оно написано. Удачи!

Настал черед познакомится с Ямбом, Хореем, Дактилем, Анапестом, Амфибрахием и Пеоном! Кто они такие? Стопа - повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов. У каждой стопы есть своя схема! Важно запомнить два главных правила! 1) Если выбрал определенную стопу, то она должна строго повторяться с первых строк и на протяжении всего стиха! 2) Нельзя смешивать стихотворные стопы! Советую запомнить эти правила, чтоб у вас получались красивые и качественные стихотворения! Также нужно знать, что у стихотворной стопы только один ударный слог! Пришла пора знакомиться поближе!

Хорей!

Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!

Схема Хорея такая (/ -)

У Хорея всегда ударные нечётные слоги! (1,3,5,7,9...)

Пример - Бу ря мгло ю не бо кро ет! / - / - / - / -

Одностопный Хорей / -

Двустопный Хорей / - / -

Трехстопный Хорей / - / - / -

Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!

Схема Ямба такая (- /)

У Ямба всегда ударные чётные слоги! (2,4,6,8,10,12...)

Пример - Мой дядя самых честных правил... - / - / - / - / -

Одностопный Ямб - /

Двустопный Ямб - / - /

Трехстопный Ямб - / - / - /

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Дактиль!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!

Схема Дактиля такая (/ - -)

У Дактиля всегда ударные слоги - (1,4,7,10...)

Пример - Ту чки небе сные, ве чные стра нники... / - - / - - / - - / - -

Одностопный Дактиль / - -

Двустопный Дактиль / - - / - -

Трехстопный Дактиль / - - / - - / - -

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Амфибрахий!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!

Схема Амфибрахия такая (- / -)

У Амфибрахия всегда ударные слоги - (2,5,8,11...)

Пример - Не ве тер бушу ет над бо ром... - / - - / - - / -

Одностопный Амфибрахий - / -

Двустопный Амфибрахий - / - - / -

Трехстопный Амфибрахий - / - - / - - / -

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Анапест!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 3-м слоге!

Схема Анапеста такая (- - /)

У Анапеста всегда ударные слоги - (3,6,9,12...)

Пример - О весна без конца и без краю.. - - /- - /- - /-

Одностопный Анапест - - /

Двустопный Анапест - - / - - /

Трехстопный Анапест - - / - - / - - /

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Пеоны!

Встречаются довольно редко.

Четырехсложные, стихотворные, античные стопы. Ударение зависит от разновидности.


Схема Пеона первого такая (/ - - -) - 1-й слог ударный

Схема Пеона второго такая (- / - -) - 2-й слог ударный

Схема Пеона третьего такая (- - / -) - 3-й слог ударный

Схема Пеона четвертого такая (- - - /) - 4-й слог ударный

Пример Пеона первого - Сло во переве сит, ведь сильне е во сто кра т... / - - - / - - - / - - - /

Пример Пеона второго - Приличные профессии... - / - - - / - -

Пример Пеона третьего - Замета лись, затеря лись в океа не корабли ... - - / - - - / - - - / - - - /

Пример Пеона четвертого - Цивилиза ция цвете т! - - - / - - - /

И еще пару нюансов...

Ну вот мы и познакомились со стихотворными стопами. Очень надеюсь, что вы сдружитесь. Осталось маленький нюанс: Мы уже знаем что если строчку "Буря мглою небо кроет" разложить на схему, то увидим 4-х сложный Хорей! Но бывает и так что остаются маленькие хвостики. Например - "Только не сжата полоска одна" Если разложить на схему, увидим (/ - - / - - / - - /) Вроде бы 3-х сложный Дактиль но вот последняя черточка... Это и есть хвостик (неполная стопа)! Он тоже считается за целую! Здесь 4-х сложный Дактиль! Чтобы сказать определенный размер произведения, обычно счет ведет по длинной строчке.