Понятие и сущность идеологии фашизма.

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины. В этот период сложились предпосылки, которые способствуют появлению и упрочению фашизма. В первую очередь таковой предпосылкой стал общенациональный кризис , вызванный послевоенной разрухой, затрагивающий все общественные слои и группы и обостряющий социальные, в том числе межэтнические, противоречия. На это накладывается ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса. Усугубило ситуацию применение властью, позиционирующей себя в качестве демократической, мер жёсткого характера. «Медлительность либеральной политики вызывала растущее недовольство. К этому добавлялось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральными фразами, отстаивал антиобщественные привилегии» . Возникло недоверие граждан к политическим институтам. На уровне массовой психологии возникло чувство потери социальной безопасности, зачастую перерастающее в агрессию по отношению к государству в целом.

Не последнюю роль играло ослабление международных позиций страны как в случае с Италией, потерявшей свою былую роль в политических процессах Европы, так и в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев. Деятельность левых партий (коммунистической, социал-демократической) устрашала революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества .

Во главе фашистского движения стояли искусные лидеры-демагоги , умело играющие на общественных противоречиях, манипулирующие массой, обещающие вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий. Харизматические способности таких лидеров зачастую решали многие вопросы, на которые он мог ответить понятно доступно и однозначно: «Чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности» . Невозможно переоценить тот факт, что материальная поддержка крупной буржуазии устраняла многие трудности, встающие на пути к власти для фашистской партии.

Кризис общественного сознания , разочарование масс в либеральных и демократических ценностях заставили обращаться людей не к рациональному решению проблемы в рамках либеральной демократии, а воззвать к эмоциям, чувствам и поиску иррационального выхода из катастрофической ситуации .

Применительно к Германии возможно чётко обозначить основополагающие причины, приведшие к установлению фашизма:

  • - монополистическая буржуазия нашла в фашизме желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;
  • - мелкая буржуазия, определённая часть крестьянства видели в демагогических обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;
  • - рабочий класс Германии оказался расколотым на две рабочие партии, каждая из которых была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.

Как для Германии, так и для Италии значительную роль сыграла общая нестабильность, питающая националистические, милитаристические и реваншистские настроения. Так же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями на международной арене. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР .

Не стоит недооценивать и психологическую подоплёку фашистской идеологии. Пожалуй, именно она сыграла значительную роль в укреплении духа «праведности» фашизма среди малообразованных людей и маргиналов. «Кроме проблемы экономических и социальных условий, способствовавших возникновению фашизма, существует и проблема человека как таковая, которую также нужно понять» . Сущность данной предпосылки возникновения фашистской идеологии заключается в том, что человек, будучи в нестабильном, но относительно свободном состоянии, готов поступиться этой самой свободой для того, чтобы получить гарантию “завтрашнего дня” . Порядок и устойчивость человек в эпоху кризиса готов купить за свободную волю и совесть.

Одновременное наличие всех этих факторов и их сплетение позволило фашистской идеологии приобрести широкий размах в Европе в 1920-30-х гг. Результаты же частичной реализации доктрины фашизма ужасают? подавление личности, тотальный государственный контроль, война, репрессии, концлагеря и миллионы человеческих жертв.

Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) ? праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике.

«Классические» образцы фашизма? это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма? воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм? непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась.

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения,а Гитлер? полную приверженность идеям нации Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

  • · Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция? путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества»
  • · Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно? «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений
  • · Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших» .
  • · Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.
  • · Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.
  • · Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» ? писал Гитлер . Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.
  • · Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.
  • · Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе? «Drag Nach Osten» . Своё отношение и взгляд на коммунистов А.Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона? поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль? как символ тупой и рабской покорности» .
  • · Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР.
  • · Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования -- быть полезными для нас в экономическом отношении» , остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев? Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» ? считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.
  • · Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война? признак жизненной силы нации, смысл истории» [цит. по: 31, с.203] провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование» .
  • · Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии.
  • · Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе? на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества.

Фашизм в форме нацизма привёл Германию к катастрофе исторического масштаба, развалу страны, гибели миллионов самих же немцев. Никакого успеха не было. Фашизм нигде не выжил - ни в Италии, ни в Испании, ни в других странах, где он устанавливался в разных формах. Фашизм может осилить только короткую историческую дистанцию прежде, чем начинает буксовать и рушиться его экономика, а также усиливается сопротивление со стороны населения. Идеология фашизма противоречит природе человека. Кроме того, фашизм сопровождается внешнеполитическими и военными авантюрами, которые заканчиваются поражениями.

Нацисты в Германии смогли прийти к власти в 1930-е гг. в силу экономического кризиса, однако этот мотив не объясняет всей ситуации. К середине 1920-х гг. Германия, как и другие участники Первой мировой войны, преодолела послевоенный кризис. Восстановение и развитие осуществлялось на американские кредиты - жизнь нормализовывалась. Более того, США добились от бывших союзников снижения для Германии непосильных выплат по репарациям. Проблемы начались с Великой Депрессии, когда оказавшиеся на грани банкротства американские банки стали требовать возвращения кредитов. Но все страны в эти годы накрыл кризис. И почти все находили решения в экономической, рыночной плоскости. Не то с Германией: Гитлер навязал немцам тему вины евреев и большевиков во всех их бедах; мол, из-за них Германия проиграла и Первую мировую войну, и теперь терпит беды. Популизм, чистой воды популизм! Немцы на него повелись. Итальянцы повелись на болтовню Муссолини, испанцы - на Франко. Отличительная черта этих и им подобных деятелей - долго, иногда часами говорить, "зажигать" толпу, искажая факты и суть проблем. Главное для них - захватить власть.

Но даже на пике социально-экономического кризиса нацисты набирают на выборах всего треть голосов. Этого недостаточно для реализации своей программы. Только провокации и насилие - поджог Рейхстага, навязывание через президента чрезвычайных законов, ликвидация компартии - позволяют нацистам заполучить в марте 1933 г. парламентское большинство. После этого выборов уже не было. Если нацизм был успешен, так чего бояться выборов, считая, что тебя поддерживает вся страна или хотя бы большинство?

Какие же первые решения принимает Гитлер во власти? Экономические? Нет, это создание в Дахау, под Мюнхеном, концлагеря для расово нечистых "элементов", а также предоставление Гитлеру чрезвычайных полномочий и возможности принимать законы без Рейхстага. Это не успешность - это игра в политический напёрсток под дулом настоящего пистолета.

Экономический успех нацистов - миф. С приходом к власти Гитлер сразу взял курс на подготовку агрессии против других стран, ради чего необходимо было восстанавливать военное производство. Милитаризация экономики помогла преодолеть кризис, но ведь это же тупиковая модель развития. Нацистская (фашистская, популистская) экономика не может быть построена на базе рынка, поскольку рынок сопряжён с политическими свободами. Нацистская экономика полагается на монополии и централизацию управления, иначе быстро создать военное производcтво не получится.

Таким образом, нацизм (фашизм) - это военизированное корпоративное государство во главе с несменяемым лидером, вокруг которого нация ОБЯЗАНА объединиться. Те, кто не объединяется, объявляются "пятой колонной" с прямой дорогой в концлагерь.

Вы считаете, что всё это может долго существовать? История показала, что не может.

Вполне может, это только так называемые либералы считают, что не может. Нацизм разрушила вовсе не экономическая политика. Немецкий нацизм вообще предлагал план по установлению мирового господства, то есть глобализации под националистическим (немецким) флагом. Эта концепция проиграла. Социалистическая глобализация проиграла Победила либерально-капиталистическая. Но она тоже сдувается, завтра может оказаться, что корпоративно-государственный капитализм и связанный с этим национализм опять станет популярным.

Ответить

Ещё 2 комментария

А вот Трамп и сотоварищи, коих немало в США, считают иначе. Вот и британцы чет не восторге от глобализации, даже решили из ЕС выйти. Так что то, что вчера было очевидно верным, завтра окажется сомнительным, а послезавтра просто ложным. Жизнь продолжается, конца истории по Фукуяме не получилось. Либерализм на новом витке истории в проигравших.

Ответить

Вы путаете некоторые вещи, поскольку не понимаете, что такое либерализм и что происходит в США и Европе. Если бы либерализм проиграл, тогда бы остановилось экономическое развитие и мир превратился бы в одну большую колонию. Только происходит всё прямо противоположное.

Трамп является поборником частной собственности и свободы предпринимательства - это базовые категории экономической теории либерализма. Трамп состоялся благодаря им. Трамп осуществил то, за что выступают либералы: сократил налоги и госрегулирование - поэтому рост вышел на 3-4%.

Британцы - пионеры глобализации, они выросли на ней и продолжают расти. Многие из них считают, что ЕС - это антилиберальный проект, поэтому и вышла эта ситуация с Brexit"ом. Борис Джонсон, один из лидеров выхода из ЕС, ответил Путину насчёт либеральной идеи: «Владимир, есть некоторые страны, где капитализмом считается система, при которой все находится в руках олигархов и особо приближенных к лидеру лиц, где в журналистов стреляют, где издеваются над либеральными ценностями, где, согласно Росстату, каждый третий житель страны не может позволить себе более двух пар обуви в год, где 12% населения пользуется удобствами на улице, где реальные доходы населения снижались в последние пять лет» (https://www.rbc.ru/politics/01/07/2019/5d1963539a79471d63e3b7a9) .

Фукуяма был прав: конец истории получился - коммунизм рухнул. Этот крах ещё раз доказал обречённость авторитарной модели.

Проигрыш системы или идеи всегда можно выразить цифрами и конкретной ситуацией - цифры не на вашей стороне.

Ответить

Прокомментировать

Особенности тоталитарных режимов Италии и Германии определялись их опорой на идеологию, основанную на воинствующем национализме и расизме.

Идеология национализма сама по себе не является тоталитарной. Она сформировалась в Европе в XVIII-XIX веках и отразила стремления народов, поделенных между лоскутными феодальными империями, к созданию собственных национальных государств. Направленность политики на защиту национальных интересов на международной арене вполне совместима с любым политическим режимом, в том числе и либерально-демократическим.

В то же время, как показал опыт XX века, идеология, основанная на национализме, при определенных условиях может стать основой тоталитарного режима. При этом национализм приобретает гипертрофированный характер. Он не только перестает отражать интересы нации, но и сводит смысл ее существования к служению абстрактной национальной идее, в том числе и такими методами, которые противоречат объективным интересам народа.

Идеология фашистских партий. Предпосылки роста популярности национальной идеи в Италии и Германии были одинаковы.

Италия понесла большие потери в первой мировой войне, вышла из нее с ослабленной и подорванной экономикой и, хотя принадлежала к лагерю победителей, получила от союзников значительно меньше, чем рассчитывала. Соответственно, идея восстановления «справедливости», создания Великой Италии встречала в обществе позитивный отклик.

Германия капитулировала в ноябре 1918 г., когда шансов на военную победу уже не оставалось. В стране, измученной войной, началась революция. Однако ей были навязаны тяжелые и унизительные условия мира, хотя ее армия еще сохраняла способность сопротивляться, территория не была оккупирована. Это породило миф, что своим поражением в первой мировой войне Германия была обязана предательству со стороны внутренних антинациональных сил.

Важной общей чертой, характеризующей развитие и Германии, и Италии в начале 1920-х гг., была острота внутренних социально-экономических проблем и противоречий, не находивших решения.

Термин «фашизм», означающий «пучок», «связка», под которым понималось единство нации, появился в Италии. Фашистская символика, особое место в которой занимала свастика, символ плодородия во многих древних, дохристианских верованиях, парадные ритуалы, были воспроизведены по образцу Древнего Рима. Идея партии «нового типа», построенной по принципу военной организации единомышленников, подчиняющихся жесткой дисциплине, была заимствована у российских большевиков.

Национальная идея в Германии и Италии излагалась сходными формулами. Они включали апелляцию к единству нации, выражали стремление к общей высшей цели - достижения национального величия; утверждение, что интересы единой нации может выражать лишь одна политическая партия. Возглавляющий ее лидер - А. Гитлер в Германии и Б. Муссолини в Италии - считался символом нации, реализующим ее волю. Эта воля в первую очередь связывалась с осуществлением программы покорения и подчинения более слабых государств, которые рассматривались как потенциальные противники.

В обеих странах национальная идея увязывалась с социальным эгалитаризмом. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы, выдвигались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает» (лозунг Б. Муссолини).

Единственное существенное отличие идеологий итальянского и германского фашизма было связано с тем, что последняя основывалась на откровенном расизме. А. Гитлер и его окружение провозглашали арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство другими народами, которые объявлялись неполноценными, занимающими жизненное пространство, необходимое Германии.

Расизм и расовые теории не были чем-то новым для Европы. Еще со времени Великих географических открытий и начала создания колониальных империй для оправдания завоеваний утверждалось, что туземные жители «лишены души» и обращаться с ними можно, как с животными. В XIX веке в Великобритании были популярны идеи о тяжком бремени «белого человека», призванного руководить народами колоний, якобы не способными позаботиться о себе самостоятельно. Германский фашизм обратил расовую теорию, обосновывающуюся ссылками на силу «арийского духа», антропологические и этнографические изыскания, против самих европейских народов.

В идеологии итальянского фашизма преобладали ссылки на Римскую империю, преемником которой объявлялась Италия, претендовавшая на господство над Средиземноморьем. Это была идеология экспансии в чистом виде, но без столь явно выраженного расистского компонента, как в Германии.

Фашистский режим в Италии. Первоначально подъем фашистского движения, даже приход фашистской партии к власти в Италии не вызвал особых опасений в остальных странах Европы. С одной стороны, у многих антифашистов сохранялось убеждение, что обещания, адресованные почти всем слоям населения, не могут быть выполнены, и это приведет фашизм к краху. С другой стороны, в таких демократических государствах, как Англия, Франция, США, многие полагали, что фашистская идеология носит характер предвыборной риторики, а придя к власти, фашистские партии будут соблюдать либерально-демократические нормы политического поведения.

В известной мере эти ожидания отражали опыт политики фашистского режима в Италии. В этой стране Б. Муссолини, бывший в прошлом социалистом, создал себе репутацию сильного лидера, способного вывести страну из кризиса. В мае 1921 г. возглавленное им фашистское движение получило 7% мест в парламенте. В октябре 1922 г., после марша штурмовиков фашистской партии, чернорубашечников, на Рим, получившего название фашистской революции, король назначил Муссолини главой коалиционного правительства. Ему выразило поддержку большинство парламента. В 1924 г. блок фашистской и либерально-демократических партий добился внушительного успеха на парламентских выборах. Он получил 374 места против 157 мест у оппозиции, социалистов и коммунистов.

Поворот к созданию тоталитарного государства начался с 1925 г. и растянулся по времени примерно на десятилетие. Сперва были распущены «антинациональные», а затем и все, кроме фашистской, политические партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами. На профсоюзы была возложена задача содействия «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Необходимость защиты их социальных интересов отпала с созданием корпораций, объединивших под государственным контролем предпринимателей и наемных работников по отраслям промышленности. Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках государства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начал осуществлять контроль над экономическим развитием. Б. Муссолини получил возможность издавать декреты, имеющие силу закона, соединив в своем лице законодательную и исполнительную власть. Формально Италия оставалась парламентской монархией, в действительности роль короля и парламента была сведена к нулю.

Возникшие в 1920-1930-е гг. во многих странах фашистские движения, а также режимы заимствовали фразеологию и методы Б. Муссолини. Режимы М. Хорти в Венгрии (1920- 1944), Й. Антонеску в Румынии (1940-1944) также апеллировали к единству нации, ее величию, понимая под ним расширение территории за счет соседей.

Особенности германского фашизма. В Германии НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), лидером которой стал А. Гитлер, возникла тогда же, когда и фашистское движение в Италии - в 1919 г. Ее путь к власти был более долгим. Первоначально влияние этой партии ограничивалось Баварией, и ее попытка силой захватить власть в этой немецкой земле в 1923 г. завершилась провалом, Гитлеру пришлось даже провести в тюрьме больше года.

Только мировой экономический кризис 1929-1932 гг., особенно больно ударивший по Германии, изменил ситуацию. В условиях, когда в стране не нашлось лидера, способного, подобно Ф.Д. Рузвельту, найти пути смягчения социальных последствий кризиса на почве демократии, начался быстрый рост влияния двух тоталитарных и враждебных друг другу политических сил: Коммунистической партии Германии (КПГ) и НСДАП. Каждая из них отстаивала свой вариант выхода из кризиса. Однако национал-социалистам, сочетая социальные, национальные и расистские лозунги, удалось обеспечить себе более широкую поддержку безработных и рабочих, боявшихся потерять работу, разоряющихся мелких буржуа.

30 января 1933 г. А. Гитлер, как лидер партии, имеющей самую крупную фракцию в рейхстаге (парламенте), стал рейхсканцлером (главой правительства).

После поджога рейхстага 27 февраля 1933 г., в котором были обвинены коммунисты, КПГ была объявлена вне закона, ее парламентские мандаты аннулированы. Это обеспечило НСДАП и поддерживающим ее партиям центра абсолютное большинство, достаточное для предоставления правительству чрезвычайных полномочий. В итоге все партии, кроме НСДАП, были запрещены, оппозиционная пресса закрыта, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправлены в концлагеря. Веймарская конституция была отменена, с 1934 г. А. Гитлер стал фюрером (вождем) Германии.

Социальная программа национал-социализма - организация общественных работ, строительства дорог, позволившая ликвидировать безработицу, преодоление классового противостояния, понижение налогов для мелких собственников, была выполнена. При этом источником средств стала программа «ариизации» экономики - экспроприация собственности, включая банки и предприятия, неарийцев, прежде всего евреев (они составляли 1/15 численности буржуазии в Германии). Эта собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам. Их выигрыш, однако, оказался лишь временным. В 1934 г. экономика страны была поставлена под контроль территориальных и производственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, ставшей государственным заказом, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты определялись государством. Предельный уровень дивидендов на вложенный капитал для предпринимателей был установлен на уровне 6-8%, больший доход можно было получить лишь за особые заслуги перед рейхом.

Главной же целью тоталитарных режимов А. Гитлера и Б. Муссолини стала подготовка Германии и Италии к войне, которая должна была обеспечить реализацию программы приобретения жизненного пространства, покорения «неполноценных рас». Союзником европейских тоталитарных режимов стал милитаристский режим Японии, сочетавший многие черты традиционного авторитаризма с воинствующим национализмом, стремлением к захватам и господству.

При материальной и идейной поддержке тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера во многих странах мира формировались фашистские партии со своими штурмовыми отрядами, которые должны были стать пятой колонной, возглавить правительства своих стран после их покорения Германией и Италией. Фашистские группировки возникли даже в таких странах, как США и Великобритания. Во Франции сторонники фашизма пытались в 1934 г. захватить власть. Однако в странах первой волны модернизации фашистская идеология не смогла укорениться. Присущий ей акцент на единстве нации, особой роли государства не отвечал условиям обществ с традициями идейного и политического плюрализма, ограниченной ролью государства.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Адольф Гитлер (1889 - 1945), настоящая фамилия Шикль-грубер, родился в Австрии, в пригороде Линца, был четвертым ребенком в семье. Его отец, государственный служащий, имел неплохой доход, и семья не испытывала нужды. Учился Адольф без особого старания, ему претили школьная дисциплина и систематические занятия, он проявлял склонность лишь к живописи и в 1907 г. попытался поступить в Академию художеств в Вене, но не был принят.

Смерть родителей пошатнула материальное благосостояние семьи, и А. Гитлер пытается самостоятельно устроить свою судьбу. Он переезжает в Вену, где живет крайне скромно (он не употреблял спиртных напитков, был робок с женщинами) в ночлежке для бездомных, питается в столовых для безработных, пытается зарабатывать продажей своих картин и повторяет безуспешные попытки поступить в Академию. Помимо рисования, свое время он тратит на беспорядочное чтение околонаучных брошюр, в том числе посвященных оккультизму, марксистской литературы, приобщается к политике в спорах с другими бездомными и безработными, находит средства посещать театры.

Уже в этот период у него проявляется склонность винить в своих неудачах евреев и коррумпированных бюрократов, руководящих, как он считал, Академией художеств. Его привлекают пангерманские идеи, согласно которым все немцы, в том числе и австрийские, должны жить в одной империи, будущим ядром которой должна была стать Германия.

В 1913 г. А. Гитлер переезжает в Мюнхен, где ведет такую же жизнь, как и в Вене. В армию Австро-Венгрии его не взяли из-за слабого здоровья, но с началом первой мировой войны (1914-1918) он вступает добровольцем в германскую армию.

Почти всю войну А. Гитлер проводит вблизи передовой, служит посыльным при штабе полка, за дисциплинированность его производят в ефрейторы и награждают Железным крестом второй степени. В 1916 г. он был ранен, провел три месяца в госпитале и добился возвращения в свой полк. В 1918 г., попав под газовую атаку союзников, он вновь оказывается в госпитале, но к моменту его выздоровления война уже заканчивается.

В отличие от многих своих сослуживцев, А. Гитлер отнюдь не разочаровался в пангерманских идеях. Наблюдая углубление политического кризиса в стране - отречение кайзера, подписание социал-демократическим правительством мира, возникновение на территории Германии Советских республик - он убеждает себя, что в поражении виновны социалисты, евреи, продажная и коррумпированная правящая элита. Ультрапатриотические взгляды отставного ефрейтора привлекают к нему внимание специального бюро рейхсвера по расследованию подрывной деятельности в войсках, сотрудником которого становится А. Гитлер.

В 1919 г. по заданию бюро А. Гитлер вступает в малочисленную, включающую несколько десятков человек Германскую рабочую партию, созданную бывшим железнодорожным рабочим А. Дрекслером. Вскоре А. Гитлер становится лидером новой партии, у него проявляются незаурядные ораторские способности. Смесь эгалитаристских, националистических и антисемитских лозунгов, таких, как «национальный социализм», «новый мировой порядок», откровенная поддержка высокопоставленных военных, позволяют обеспечить партии симпатии масс в Баварии.

В 1923 г. в условиях очередного обострения социально-экономических проблем, вдохновленный успехами другого фашистского лидера, Б. Муссолини, А. Гитлер пытается захватить власть в Баварии, предполагая затем устроить «марш на Берлин». Путч, получивший название «пивного», был легко подавлен полицией. Гитлера приговорили к четырехлетнему заключению, но условия содержания были установлены весьма льготные, позволившие ему работать над книгой, ставшей библией германского фашизма. Эта книга, названная «Майн кампф» («Моя борьба»), сочетала автобиографические заметки с пространными рассуждениями о будущем переустройстве Германии и мира.

В 1925 г. А. Гитлер был освобожден досрочно и приступил к восстановлению своего влияния в национал-социалистическом движении, позиции которого ослабли. Ему удалось стать лидером общегерманского масштаба как благодаря поддержке военной верхушки, так и личным данным. Помимо ораторских способностей, А. Гитлер отличался от большинства политических деятелей тем, что он был фанатиком своей идеи - величия германской нации - и, считая ее высшей ценностью, был готов не останавливаться ни перед чем ради ее реализации. Будучи, судя по воспоминаниям современников, в личной жизни человеком мягким, уступчивым и даже сентиментальным, А. Гитлер без малейших колебаний обрек на гибель миллионы людей, погибших на полях сражений, уничтоженных в концлагерях. В последние дни войны, приказывая сражаться до последней капли крови, Гитлер был готов принести в жертву своей идее и немцев, которые, проиграв войну, оказались, как он считал, недостойными ее.

Бенито Муссолини (1883-1945) родился в маленькой деревушке в Центральной Италии. Его отец был сельским кузнецом, и ему часто приходилось наказывать сына, считавшегося талантливым, но трудным ребенком. Несмотря на постоянные драки со сверстниками, доходящие до поножовщины, Б. Муссолини закончил 10 классов школы и получил диплом, дающий ему право преподавания, но он не захотел заниматься этим «скучным» делом. В 1902 г. он отправился в Швейцарию в качестве «рабочего без средств», бродяжничал, попрошайничал, пока не устроился на работу в секретариат профсоюза каменщиков и неквалифицированных рабочих Лозанны. Здесь он много и хаотично читал, занимаясь самообразованием. В 1903 г. был арестован и выслан из Швейцарии за попытки спровоцировать профсоюз на насильственные действия. В 1904 г., уклоняясь от призыва на воинскую службу, вновь приехал в Швейцарию, где, отсидев в тюрьме, перебивался случайными заработками, пока в Италии не была объявлена амнистия дезертирам.

Вернувшись на родину, Муссолини начал преподавать в школе в небольшом городке Каневе, где он прославился пьянством и любовными похождениями. Вылечившись от сифилиса и отсидев в тюрьме за участие в беспорядках, он отправился в принадлежавший Австро-Венгрии город Тренто, где работал в еженедельнике местных социалистов «Будущее трудящихся». Резкие статьи Муссолини против церкви, национализма, милитаризма вызвали раздражение властей, и в 1909 г. он был арестован и выслан из Австрии.

По возвращении в Италию Муссолини женился и несколько остепенился. Он начал сотрудничать с газетой «Аванти» («Вперед»), официальным органом Социалистической партии Италии. Выявившиеся ораторские и публицистические способности, радикализм взглядов импонировали левому крылу партии, и в 1912 г. Муссолини стал главным редактором газеты.

В условиях начала первой мировой войны 1914-1918 гг. Муссолини первоначально поддержал лозунг социалистов о сохранении нейтралитета страны, однако потом, поверив в ленинскую идею, что война ускорит наступление революции, стал ее ярым сторонником. Порвав с социалистами, которые заклеймили его как предателя, Б. Муссолини начал издавать собственную газету - «Пополо Д"Италия» («Народ Италии»), выступавшую с идеями завоевания Италией достойного ее места в Европе. Эта кампания встретила поддержку ряда интеллектуалов, писателей, в частности романтически настроенного поэта Габриэля Д" Аннунцио.

С вступлением Италии в войну Муссолини был призван в армию и, отказавшись служить в штабе, отправился на передовую, где в 1917 г. был ранен и вернулся к политической деятельности уже в качестве национального героя.

В 1919 г. Б. Муссолини возглавил группу из нескольких десятков человек - бывших фронтовиков, во всем разочарованных анархистов, уголовников, ставших ядром фашистского движения. Его первоначальная программа была путаной и противоречивой, сочетая социалистические и националистические лозунги. Тем не менее, в условиях экономического кризиса, падения доверия избирателей к традиционным политическим партиям движение начало набирать силу. Большую роль в этом сыграли ораторское мастерство Муссолини, его склонность к театральным эффектам, способность без колебаний давать любые обещания. В 1921 г. Муссолини и группа его единомышленников были избраны в парламент. В 1922 г. после марша фашистов на Рим король, не решившийся применить силу, назначил Б. Муссолини главой правительства.

Финал правления Б. Муссолини, продолжавшегося более двух десятилетий, был плачевным. Стремления к обеспечению национального величия толкнули Б. Муссолини на союз с А. Гитлером, к которому он первоначально испытывал сильную антипатию. Итогом явилось вовлечение Италии в войну на стороне Германии. После высадки союзников на юге Апеннинского полуострова в 1943 г. король объявил войну Германии и отстранил от власти Б. Муссолини, который был арестован. Дальнейшая его судьба приобретает характер детектива. По приказу А. Гитлера диверсионная команда во главе с О. Скорцени похитила Муссолини, который был доставлен в оккупированную германскими войсками Северную Италию.

На ее территории была создана Социальная республика во главе с Б. Муссолини, фактически - протекторат Германии. В апреле 1945 г., когда рушился германский фронт, итальянские партизаны схватили Муссолини, пытавшегося бежать из Милана. Он, его любовница К. Петаччи и еще тринадцать человек были расстреляны, их трупы повешены вверх ногами в Милане на площади, где немцы убивали заложников.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему подъем фашистского движения в Италии и Германии пришелся на 1920-1930-е гг.?

2. Сравните идеологии итальянского фашизма и германского национал-социализма. Что в них общего, что отличает их?

3. Сравните пути прихода к власти Муссолини и Гитлера; чем они различаются? Почему им удалось стать дуче и фюрером?

4. Объясните, почему тоталитарная идеология не нашла распространения в наиболее развитых индустриальных странах?

Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия - фашизм и национал-социализм - долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего - шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз». Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини - Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции - пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями - являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором - смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия). [С-BLOCK]

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го - стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм - это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, - отмечает Саркисянц. - Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования. [С-BLOCK]

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины - это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом - непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство - это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты. [С-BLOCK]

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами - национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания. [С-BLOCK]

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос - краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», - так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения». [С-BLOCK]