Пользуясь знаниями по географии полученными. Переводятся ли баллы в обычные оценки? Структура ВПР и распределение баллов

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016–2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ГЕОГРАФИИ 2016–2017 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Задание 1

Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также

картами атласа, определите общий признак географического положения всех

пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке.

Найдите географический объект, который является «белой вороной» в цепочке

(отличается от других в группе), и объясните свой выбор.

Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).

1) Калахари – Большой Западный Эрг – Тенере – Конго – Намиб

2) Баренцево – Азовское – Лаптевых – Карское – Белое

3) Монголия – Финляндия – США – Китай – Норвегия

4) Эквадор – Кения – Индонезия – Кирибати – Мальдивы

5) Чукотский АО – Камчатский край – Магаданская область – Приморский край – Хабаровский край № Объединяющий «Белая Объяснение Продолжение признак объектов ворона» «белой вороны» логического в цепочке по их ряда без «белой географическому вороны»

положению Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.

Школьный тур. 9 класс Задание 2 С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.



Название архипелага происходит от айнского «кур», что означает «человек». __(1)__ острова располагаются между __(2)__ морем и __(3)__ океаном. Острова, как и самый большой остров России __(4)__, входят в состав __(5)__ области, они изображены на её флаге. Самый большой остров архипелага – __(6)__, а самая высокая точка, с координатами 51 ° с. ш. 156° в. д., – __(7)__ Алаид (высота 2339 м) на острове __(8)__, названном в честь землепроходца, который предоставил первую подробную информацию об островах и полуострове __(9)__ в XVII веке.

Происхождение островов __(10)__, здесь около сотни __(7)__, 39 из них действующие. Это область __(11)__ складчатости, о чём свидетельствуют частые __(12)__, вызывающие разрушительные волны __(13)__.

У восточных подводных склонов проходит узкий глубоководный __(14)__ жёлоб глубиной до __(15)__ м. Лето на островах прохладное, несмотря на то что архипелаг лежит между __(16)__° и __(17)__° с. ш.

На островах выпадает более __(18)__ мм осадков в год. Основное занятие местных жителей – __(19)__, поскольку органический мир окружающих вод очень богатый. На южные острова архипелага претендует единственная империя в современном мире – __(20)__.

–  –  –

Определите форму рельефа и заполните таблицу.

Эта форма рельефа находится на территории одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, на границе двух национальных образований, которые перестали существовать в 2007 г.

Впервые об этой территории узнали из отчётов экспедиции в 1842– 1845 гг. Но более подробные сведения были получены только в советское время, когда в 1920–1930-х гг. был основан крупный промышленный центр по добыче и переработке полезных ископаемых, открытых Н.Н. Урванцевым.

Название этой формы рельефа в переводе с языков коренных жителей означает «горы без вершин» или «озёра с крутыми берегами».

И это не случайно, так как это целый комплекс высоких плосковершинных массивов, разделённых глубокими и широкими ступенчатыми речными долинами. Такой рельеф возник в результате поднятия древнего плато, образовавшегося при излиянии огромной массы лавы. Ввиду различной прочности и устойчивости к выветриванию горизонтально залегавших вулканических пород склоны образовавшихся ущелий приобрели ярко выраженный ступенчатый характер. Неотектонические движения привели к появлению гигантских трещин, которые были со временем разработаны ледниками, а впоследствии заняты реками и узкими глубокими озёрами, напоминающими норвежские заливы. Сейчас их здесь более 25 тысяч.

Вместе взятые, они образуют второй по объёму поверхностный резервуар пресной воды в России.

На севере и западе эта форма рельефа резкими уступами высотой до 300–500 м обрывается к низменным равнинам, а на юге границу условно проводят по одной из «главных» параллелей. Такое соседство объясняет суровость климата. Здесь от восьми до девяти месяцев в году лежит снег, зимой температура легко может опускаться до 40 °С, грунт скован многолетней мерзлотой. Уникальный растительный и животный мир этой территории сохраняется одним из крупнейших ООПТ России, который в 2010 г. получил особый международный статус.

–  –  –

Название формы рельефа Субъект Федерации Национальные образования Промышленный центр 3 полезных ископаемых 3 коренных народа Глубокие и широкие ступенчатые речные долины Ступенчатый рельеф лавового плато Преобладающая горная порода 3 крупных озера на этой территории 2 пограничные низменные равнины Главная «параллель» – южная граница территории Тип климата Особый международный статус территории

–  –  –

Природные зоны тундр и степей занимают на земном шаре значительную площадь. При поверхностном рассмотрении эти зоны похожи друг на друга, но в действительности между ними существуют огромные различия.

1. Напишите основное свойство, которое позволяет говорить о внешнем сходстве тундр и степей.

2. Напишите ключевые отличия этих двух природных зон друг от друга.

3. Наибольшую площадь и тундры, и степи занимают в северном полушарии:

в Евразии и Северной Америке.

a) Объясните, почему в Северной Америке южная граница зоны тундр опускается к 50° с. ш., а северная граница зоны степей поднимается почти к 55° с. ш.

б) Объясните, почему подобного контраста нет в Евразии.

в) Напишите, в каких районах Северной Америки зафиксирована самая южная граница зоны тундр и самая северная граница зоны степей.

г) Напишите, какие районы евразийского материка можно считать аналогами этих североамериканских территорий, и объясните, почему эти территории являются аналогами.

4. В каком месте Земли тундры встречаются ещё ближе к экватору, чем в Северной Америке? Напишите причину подобного явления.

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.

Школьный тур. 9 класс

–  –  –

Старшеклассники из Москвы вместе со своими родителями выбирали места отдыха на зимние каникулы. Все увлекаются горными лыжами, а высокий курс евро не позволяет поехать на европейские курорты. Первоначально рассматривались десять курортов: Абзаково, Архыз, Белокуриха, Губаха, Домбай, Кировск, Красная Поляна, Терскол, Шерегеш, Яхрома. Но окончательный выбор пал на пять центров.

Лена захотела познакомиться с российскими субтропиками.

Вася мечтал оказаться на склонах высочайшей вершины России.

Петя стремился попасть за полярный круг.

Ира решила заодно навестить родственников в Башкирии.

Олег положил глаз на Подмосковье.

По возвращении в Москву их учитель географии попросил построить климатограммы для своих мест отдыха.

1. Определите, на какие курорты поехали ребята. Расположите их в порядке убывания светового дня.

2. Установите соответствие между курортами и их климатограммами.

3. На склонах каких географических объектов катались ребята?

–  –  –

Похожие работы:

«Б1.Б14 Управление человеческими ресурсами Целью дисциплины является привитие студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных задач управления человечес...»

«Приложение к ООП ООО ФКГОС Муниципальное образовательное учреждение Гумбейская средняя общеобразовательная школа Нагайбакского муниципального района Челябинской области Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: На заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы _ /Минеева О.В. _ /Хайбуллина Н.А. _ /Третьяков...»

« "Россия–Европейский союз: к новому качеству отношений"ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Проф. И.Ю.Юргенса, Председателя Правления Института современного развития Данная работа с...»

«ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ" Открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОАО "Концерн Росэнергоатом") ПРИКАЗ УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Генерального директора В.Г. Асмолов "_"_...»

В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими картами (в том числе, при выполнении практических работ с контурными картами). Следует помнить, что возможность повторить чрезвычайно важна не только для понимания, но и для актуализации знаний именно тогда, когда они будут нужны. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам: - источники географических знаний; - природа Земли и человек; - материки, океаны, народы, страны - природопользование и экология - география России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Творчество - это не сумма знаний,

а особая направленность интеллекта,

особая взаимосвязь между интеллектуальной

жизнью личности и проявлением ее сил

в активной деятельности»

В. А. Сухомлинский

«3нание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.»

Л.Н.Толстой

«Победители не верят в случайность.»

Ф. Ницше

ВВЕДЕНИЕ

Вклад географии, как учебного предмета в достижение целей общего образования трудно переоценить. Именно изучение географии позволяет сформировать у школьников комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, которое в итоге должно стать основой практической повседневной жизни. География — единственная наука, находящаяся на стыке естественных, общественных, социальных наук и активно использующая аппарат точных наук для достижения своей высоко гуманной задачи: изучение природных и общественных явлений, структуры, функционирования и эволюции географической оболочки в целом и отдельных её частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов. Система географических наук призвана сформировать у школьников целостное восприятие мира. Задача государственной итоговой аттестации определить степень овладения учащимися знаниями, умениями и способами деятельности, предусмотренными нормативными документами и отраженными в федеральном государственном стандарте.

При выборе формы подготовки учащихся учитывается какой вид ГИА предпочтителен для конкретного ученика. Самые заинтересованные выбирают собеседование, есть вариант написания исследовательской работы в рамках школьной научной конференции или классическая сдача экзамена по билетам.

  1. Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. В наиболее полной мере этому условию отвечает работа с географическими картами во всех аспектах: собственно географическая карта; контурная карта; номенклатура. Только целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков чтения карты ведет к усвоению знаний и умений, к росту познавательной деятельности. Роль этих навыков в современной жизни трудно переоценить. Активизация деятельности ведет к развитию познавательного интереса, закреплению знаний и применению их в новой жизненной ситуации (в том числе ГИА). Кроме того, актуальность активизации познавательной деятельности состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность. Таким образом, активность действий приводит к активности мысли, именно такого результата обучения в средней школе мы ожидаем. Активность - путь развития познания.
  1. В подготовке школьников к экзамену в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля. Успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

    Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.

    В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы.

    Учитывая ограниченность времени, при повторении важно, во - первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во - вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.

    Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:

    Определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;

    Вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);

    Обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.

    Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:

    Представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии:

    Помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам;

    Привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;

    Ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;

    Дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.

    В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими картами (в том числе, при выполнении практических работ с контурными картами). Следует помнить, что возможность повторить чрезвычайно важна не только для понимания, но и для актуализации знаний именно тогда, когда они будут нужны. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:

    источники географических знаний;

    Природа Земли и человек;

    Материки, океаны, народы, страны

    Природопользование и экология

    География России.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА — ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Выдающийся географ Н.Н.Баранский считал географическую карту одним из основных методов и средств географического исследования и говорил, что одна карта может заменить много страниц текста.

Карта - это уменьшенное изображение поверхности Земли или её части на плоскости, показанное при помощи масштаба и условных знаков. Карта является главным дидактическим и динамическим пособием в преподавании географии. Посредством географической карты можно обозреть сразу весь мир, более детально изучить его части, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними сходства и различия, определять географическое положение объектов,устанавливать их взаиморасположение и причинно-следственные связи между ними.

Во-первых, по карте можно определять географическое положение какого-либо географического объекта: его расположение по отношению к различным объектам, например к экватору и полюсам, в каких климатических поясах и природных зонах он находится, каково его расположение по отношению к океанам и морям, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами.

Посредством определения географических координат объектов, можно точно определить местоположение того или иного из них. Как известно, природа какой-либо местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит величина солнечной радиации, особенности климата и почвенно-растительного покрова, хозяйственная специализация региона и многое другое.

Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности Земли. Она даёт представление о взаимном расположении материков и вод Мирового океана, крупных равнин и гор, стран, городов и т.д. На карте не только можно охватить взором всю Землю, всю страну в целом, но и выяснить взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов.

Во-вторых, при помощи географической карты можно изучать не только положение и взаимоотношение, но также размеры и форму географических объектов: особенности конфигурации частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты объектов рельефа, глубины водоёмов и другое. Карта показывает размещение месторождений полезных ископаемых, климатических поясов, основных типов почв, природных зон, размещение человечества, его хозяйственную деятельность. И, конечно, при помощи географической карты мы изучаем местоположение различных географических объектов - их номенклатуру.

Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами Атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета у школьников, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает их устную речь. Известно, что географическая карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, например при изучении хозяйственных объектов, объектов социальной инфраструктуры. Всё это убеждает в том, что карта должна всегда находиться в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в различных нестандартных ситуациях.

Изучение географической карты должно проходить в трёх аспектах:

  1. источник информации об объектах и явлениях;
  2. носитель номенклатуры;
  3. контурная карта.

При выполнении экзаменационной работы по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8 и 9 классов. Предлагаемая методика нацелена на максимальное использование географических карт как источник информации. Географическая карта отражает размещение, свойства, связи и динамику природных, социально-экономических, природно-техногенных геосистем и их компонентов. На географических картах показывают литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу, социосферу и техносферу Земли и их взаимодействие. По содержанию они могут быть общегеографическими, тематическими или специальными; по назначению- научно-справочными, учебными, краеведческими, туристскими, дорожными и т.п. Географические карты классифицируют также по масштабу, пространственному охвату, уровню анализа-синтеза и другим признакам. Уровень (масштаб) информации, которую возможно получить анализируя карту очень высок (и количественно, и качественно).

При выборе стратегии подготовки к ГИА я руководствовалась анализом заданий, предложенных на экзамене в предыдущие годы.

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. При анализе экзаменационных заданий прежних лет можно сделать вывод о том, что в их структуре преобладают вопросы (80%), успешный ответ на который связан с умением пользоваться географическими картами разного масштаба, содержания и генерализации и извлекать из них необходимую информацию.

Из 18 заданий, на которые надо найти правильный ответ из 4 предложенных (тестовая форма), на 15 однозначно можно найти ответы в географических картах соответствующего содержания. Из 9 заданий, требующих самостоятельно сформулировать краткий ответ — карта поможет ответить на 6 вопросов. И, наконец, из 3 заданий, требующих развернутого ответа, все 3 решаются с помощью карты, умения считывать необходимую информацию. Итак, 24 задания из 30 предполагают успешное владение навыками чтения географических карт, умение анализируя их, получать исчерпывающую информацию. Результат анализа — подтверждение мысли о том, что географические карты являются много объёмным носителем информации по всем аспектам географических знаний и умений, могут быть использованы как макет для выполнения многих практических заданий и позволяют структурировать информацию, облегчая её восприятие и запоминание, открывая всю красоту логики природных и социальных законов и их взаимосвязь. Географические карты разного содержания представляют собой пример наглядности причинно-следственных связей, являясь образом объекта-территории и явления.

Рассмотрим последовательно все блоки знаний, предназначенных к повторению и степень участия в этом географических карт соответствующего содержания.

  1. - Источники географических знаний . Этот раздел сам по себе требует картографических знаний и умений. При подготовке к экзамену необходимо повторить темы и в контексте этих тем вспомнить и закрепить фундаментальные понятия: Глобус (масштаб и его виды; параллели и меридианы; градусная сетка, географические координаты и их определение; способы изображения земной поверхности). План местности (способы ориентирования, азимут, измерение расстояний и определение направлений на плане; условные знаки;чтение плана местности; решение практических задач по плану). Географическая карта — особый источник информации (отличие карты от плана; градусная сетка и легенда карты; различные проекции; ориентирование и измерение расстояний по карте; чтение карты, определение географических объектов; определение абсолютных высот; разнообразие карт). Географические методы изучения окружающей среды (картографический метод).

- Природа Земли и человек. Этот раздел является сквозным для всех годов обучения географии с 5-6 класса до 10-11 с разной степенью подробности и углубленности в предмет изучения и для его повторения понадобятся географические карты самого разного содержания: геологические; тектонические; рельефа; полезных ископаемых; физические; климатические (температур января и июня; среднегодового количества осадков; атмосферных фронтов и т.д.); природных зон; речной сети; океанов и морских течений; населения Земли (плотность, расселение, расы, религии, миграции);политические и т. д.

  1. - Материки, океаны, народы, страны. Это тематика курса географии 7 класса, который дает учащимся ещё более полное представление об оболочках Земли, формирует понятие о самой сложной из них — географической оболочке, в которой живет человечество, о закономерностях ее развития, то есть о тех зависимостях, которые постоянно действуют на всей земной поверхности. Кроме того этот курс изучает отдельные материки и океаны, историю их открытия и исследования, особенности их природы, а так же народы, населяющие каждый материк, расположенные там государства, особенности жизни и быта их населения.

- Природопользование и экология. Тематика этого раздела присутствует в курсах географии всех классов в разной степени подробности на разных уровнях под значимым лозунгом «Географическая оболочка — наш дом». Школьники изучают закономерности географической оболочки, взаимодействие природы и общества, изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности человека, возможности рационального природопользования, проблемы и перспективы природоохранных мероприятий во всем мире и экологическую политику конкретных государств.

География России. Тематика курсов географии 8 и 9 классов предполагает изучение физической и экономической географии России. Предметом изучения географии в этих классах является особенности природы и природные ресурсы России: рельеф; климат и климатические ресурсы; внутренние воды и водные ресурсы; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир и биологические ресурсы, а так же природа регионов России. При этом очень актуальна работа с контурными картами регионов России: Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Тема «География России: население и хозяйство» предполагает детальное изучение экономической географии: особенности развития хозяйства России, его структура, комплексы, из которых оно состоит (топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и т. д.). При изучении комплексов особое внимание уделяется анализу факторов размещения отдельных отраслей, проблемы и перспективы их развития, что невозможно без анализа экономико-географического положения территории. Административно-территориальное устройство и районирование России требует ещё более тщательного изучения географического положения отдельных территорий. Именно эта тематика используется составителями КИМов в географических задачах.

В качестве примера востребованности и, более того, необходимости воспользоваться географической картой при решении экзаменационных задач рассмотрим последовательность действий, рекомендуемых учащимся при выполнении заданий следующего типа: «23. Размещение целлюлозно-бумажного комбината в г. Сегежа можно объяснить выгодным ЭГП: расположением на берегу Выгозера и близостью к транспортным путям. Укажите ещё одну особенность ЭГП г. Сегежи, которая способствовала размещению в нём ЦБК?».

Для решения задачи предлагается следующий алгоритм:

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Географическая карта — многообъемный, многомасштабный носитель информации по всем аспектам географического знания. Как средство исследования позволяет структурировать информацию при помощи анализа и синтеза и создавать образ изучаемого объекта или явления, понимать причинно-следственные связи природных комплексов или их элементов. Географическая карта является необходимым элементом при использовании любой технологии подготовки к ГИА. Кроме того, карта даёт возможность выполнять различные практические задачи.


Выпускники старших классов уже давно смирились с итоговыми испытаниями в виде . Однако Минобразования посчитало, что старшеклассникам мало волнений, связанных с общегосударственной экзаменацией, и несколько лет назад ввело в практику всероссийские проверочные работы или, сокращенно, . С одной стороны, к написанию данного вида контрольных можно отнестись, спустя рукава, ведь они не окажут влияния на итоговую аттестационную отметку.

С другой стороны, итоги ВПР покажут министерству уровень преподавания в вашей школе, и плохой результат вряд ли приведет в восторг учителей. Одним из предметов, вынесенных на всероссийскую проверку знаний, является география. Данный предмет можно смело назвать интересным, однако тем школьникам, которые не собираются сдавать в качестве ЕГЭ, придется нелегко.

Этот предмет требует изучения огромного массива данных в виде названий географических объектов, терминов, дат и фамилий первооткрывателей, а также экономического районирования России и мира. Кроме того, совершенно не хочется отвлекаться на подготовку к ВПР, когда впереди столько сложных экзаменов, напрямую связанных с . Тем не менее, успешно написать контрольную вполне возможно – и мы подскажем вам, как!

Демо-вариант ВПР по географии

Дата и регламент ВПР-2018 по географии

Ученикам одиннадцатых классов предстоит написать проверочную работу по географии 3 марта 2018 года . Регламент предполагает, что выпускники будут писать контрольную на протяжении 90 минут. На данном мероприятии строго запрещается использовать учебную литературу, однако можно будет использовать атласы по географии для 8, 9, 10 и 11 классов средних школ.

При написании контрольной работы ученикам предстоит продемонстрировать знания, полученные ими в ходе обучения с 8 по 11 класс включительно. Разделы, которые выносятся на проверку, посвящены источникам получения географической информации, особенностям современного мирового хозяйства, природопользованию и геоэкологии, трендам в развитии отдельных стран, характеристике регионов нашей планеты, а также географическим, экономическим и демографическим особенностям Российской Федерации.

Одиннадцатиклассникам предстоит убедить комиссию в том, что они:

  • знают категориальный аппарат и терминологию, используемую в географической науке;
  • понимают, какими особенностями характеризуется природа Российской Федерации, знают специфику ее районирования, основные отрасли экономики, предпосылки к формированию добывающей отрасли и состояние сельского хозяйства;
  • помнят специфические географические особенности разных стран и регионов мира, могут описать их отличительные черты в области социального развития и экономики;
  • понимают, что такое специализация, и могут рассказать о современной системе разделения труда и кооперации между разными странами;
  • научились читать и сравнивать географические карты;
  • могут оценить степень ресурсной обеспеченности конкретной страны или региона;
  • имеют навыки в определении тенденций природного, социально-экономического и геоэкологического характера;
  • умеют применять полученный комплекс знаний и умений в реальной жизни, определяя разницу во времени, читая карты, интерпретируя и проводя анализ различных источников географической информации;
  • овладели навыками поиска информации и оценки событий социально-экономического, геополитического и гэоэкономического характера, как в РФ, так и других странах.

На ВПР по географии вам предстоит разобраться с 17 заданиями за 90 минут

Структура ВПР и распределение баллов

В каждом из вариантов ВПР по географии содержится 17 заданий, в числе которых:

  • простые задания, предполагающие запись одного слова;
  • задания, в которых нужно будет установить соответствие между географическими объектами или объектом и характеристикой;
  • задания, в которых нужно будет заполнить пропущенную часть текста, пользуясь предложенным списком слов;
  • задания, предполагающие выбор нескольких верных ответов из предложенного списка;
  • задания, ответом на которые является верная последовательность элементов;
  • усложненные задания, в которых ученикам предстоит самостоятельно сформулировать развернутый ответ.

За решение всех заданий школьник может получить максимум 22 балла. При этом за 12 базовых заданий можно набрать 15 баллов (68% от всех баллов за ВПР), а за решение 5-ти заданий повышенной сложности – 7 баллов (еще 32%).

Переводятся ли баллы в обычные оценки?

Напомним, что результаты ВПР не оказывают влияние на отметку в аттестате школьника, однако для анализа итогов контрольной работы баллы будут переводиться в оценки. Для учеников выпускного класса руководство отдельно взятой школы может разработать свою собственную шкалу перевода.

Как подготовиться к ВПР по географии?

География пригодится вам даже в том случае, если вы не собираетесь поступать на туризм или геоэкологию. Современный человек не может считаться образованным, если не обладает хотя бы минимальными знаниями о том, что происходит в мировой политике и экономике, не знает, где расположена та или иная страна, какие тенденции и предпосылки обуславливают развитие держав и их специализацию, не может поддержать разговор о мировом рынке ресурсов или туристическом развитии стран.


Как правило, географическую терминологию важно не зазубрить, а понять

Так что не думайте, что если вы не сдаете ЕГЭ по географии, то ВПР для вас – лишь досадное препятствие на пути к выпускному. Кроме того, учитель, недовольный результатами своего класса, может приготовить немало неприятных сюрпризов в виде дополнительных заданий и тестов. Однако несколько простых рекомендаций помогут вам хорошо написать проверочную работу, не слишком-то отвлекаясь на подготовку к ЕГЭ по другим предметам.

Во-первых, не забудьте отработать демо-версию контрольной работы (скачать её можно на нашем сайте – см. ссылку в качале статьи). Это позволит понять, какие разделы курса вы усвоили недостаточно хорошо. Во-вторых, возьмите книги за 8-11 классы и повторите материал школьной программы. Так как ВПР нацелена на проверку базового уровня знаний, этого будет вполне достаточно. Огромное количество терминов требует не просто заучивания, а понимания, поэтому разберитесь с непонятной терминологией, чтобы легко решить тестовую часть.

В-третьих, выпускники прошлого года советуют уделить время работе с контурными картами и атласами, чтобы научиться извлекать из них географическую информацию. В-четвертых, вы можете сделать свою подготовку интересной и легкой. Смотрите видеоуроки или фильмы, повествующие о великих географических открытиях, чтобы запоминать интересные факты и хронологию событий, отдыхая от монотонного чтения скучных учебников.

Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите общий признак географического положения всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке.

Найдите географический объект, который является «белой вороной» в цепочке (отличается от других в группе), и объясните свой выбор.

Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).

  1. Калахари – Большой Западный Эрг – Тенере – Конго – Намиб
  2. Баренцево – Азовское – Лаптевых – Карское – Белое
  3. Монголия – Финляндия – США – Китай – Норвегия
  4. Эквадор – Кения – Индонезия – Кирибати – Мальдивы
  5. Чукотский АО – Камчатский край – Магаданская область – Приморский край – Хабаровский край
Объединяющий признак всех объектов в цепочке по их географическому положению «Белая ворона» Объяснение «белой вороны»
1
2
3
4
5

Ответы

Объединяющий признак объектов в цепочке по их географическому положению «Белая ворона» Объяснение «белой вороны»

Продолжение логического ряда без «белой вороны»

1 Все объекты расположены в Африке (2 балла ) Конго (2 балла ) Конго не является пустыней/полупустыней. ИЛИ Конго – это впадина/река/страна, но не пустыня (полупустыня) (3 балла ) Любая пустыня (полупустыня), расположенная в Африке (1 балл )
2 Моря, омывающие берега России (2 балла ) Азовское море (2 балла ) Является частью Атлантического океана. ИЛИ Не является частью Северного Ледовитого океана (3 балла ) Любое море Северного Ледовитого океана, омывающее берега России (1 балл )
3 Соседи России первого порядка ИЛИ страны, граничащие с Россией (2 балла ) США (2 балла ) Имеет с Россией только морскую границу. ИЛИ Все страны в цепочке, кроме США, имеют сухопутную границу с Россией (3 балла ) Любая страна, имеющая сухопутную границу с Россией (1 балл )
4 Все страны пересекает экватор. ИЛИ Все страны лежат в северном и южном полушариях. ИЛИ Все страны лежат в трёх полушариях (2 балла ) Кирибати (2 балла ) Страна лежит в четырёх полушариях (3 балла ) Любая страна, которую пересекает экватор. ИЛИ Любая страна, расположенная в трёх полушариях (1 балл )
5 Субъекты России (Дальнего Востока), имеющие выход к Тихому океану (2 балла ) Чукотский АО (2 балла ) Имеет также выход к Северному Ледовитому океану (3 балла ) Сахалинская область (1 балл )

Задание 2

С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.

Название архипелага происходит от айнского «кур», что означает «человек». __(1)__ острова располагаются между __(2)__ морем и __(3)__ океаном. Острова, как и самый большой остров России __(4)__, входят в состав __(5)__ области, они изображены на её флаге. Самый большой остров архипелага – __(6)__, а самая высокая точка, с координатами 51 ° с. ш. 156° в. д., – __(7)__ Алаид (высота 2339 м) на острове __(8)__, названном в честь землепроходца, который предоставил первую подробную информацию об островах и полуострове __(9)__ в XVII веке. Происхождение островов __(10)__, здесь около сотни __(7)__, 39 из них действующие. Это область __(11)__ складчатости, о чём свидетельствуют частые __(12)__, вызывающие разрушительные волны __(13)__. У восточных подводных склонов проходит узкий глубоководный __(14)__ жёлоб глубиной до __(15)__ м. Лето на островах прохладное, несмотря на то что архипелаг лежит между __(16)__° и __(17)__° с. ш. На островах выпадает более __(18)__ мм осадков в год. Основное занятие местных жителей – __(19)__, поскольку органический мир окружающих вод очень богатый. На южные острова архипелага претендует единственная империя в современном мире – __(20)__.

Ответ
1 11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10 20

Ответы

Ответ

Ответ

1 Курильские 11 альпийская/кайнозойская/новая/новейшая
2 Охотское 12 землетрясение
3 Тихий 13 цунами
4 Сахалин 14 Курило-Камчатский
5 Сахалинская 15 9783
6 Итуруп 16 44 ± 1 П
7 вулкан 17 51 ± 1
8 Атласова 18 1000 (возможны варианты, указанные в атласах, которыми пользуются ученики)
9 Камчатка 19 рыболовство
10 вулканическое 20 Япония

За каждый верный ответ – 2 балла . Если, по мнению жюри, ответ неполный, выставляется 1 балл . Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.

Максимум за задание – 40 баллов .

Задание 3

Определите форму рельефа и заполните таблицу.

Эта форма рельефа находится на территории одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, на границе двух национальных образований, которые перестали существовать в 2007 г. Впервые об этой территории узнали из отчётов экспедиции в 1842– 1845 гг. Но более подробные сведения были получены только в советское время, когда в 1920–1930-х гг. был основан крупный промышленный центр по добыче и переработке полезных ископаемых, открытых Н.Н. Урванцевым.

Название этой формы рельефа в переводе с языков коренных жителей означает «горы без вершин» или «озёра с крутыми берегами». И это не случайно, так как это целый комплекс высоких плосковершинных массивов, разделённых глубокими и широкими ступенчатыми речными долинами. Такой рельеф возник в результате поднятия древнего плато, образовавшегося при излиянии огромной массы лавы. Ввиду различной прочности и устойчивости к выветриванию горизонтально залегавших вулканических пород склоны образовавшихся ущелий приобрели ярко выраженный ступенчатый характер. Неотектонические движения привели к появлению гигантских трещин, которые были со временем разработаны ледниками, а впоследствии заняты реками и узкими глубокими озёрами, напоминающими норвежские заливы. Сейчас их здесь более 25 тысяч. Вместе взятые, они образуют второй по объёму поверхностный резервуар пресной воды в России.

На севере и западе эта форма рельефа резкими уступами высотой до 300–500 м обрывается к низменным равнинам, а на юге границу условно проводят по одной из «главных» параллелей. Такое соседство объясняет суровость климата. Здесь от восьми до девяти месяцев в году лежит снег, зимой температура легко может опускаться до −40 °С, грунт скован многолетней мерзлотой. Уникальный растительный и животный мир этой территории сохраняется одним из крупнейших ООПТ России, который в 2010 г. получил особый международный статус.

Название формы рельефа
Субъект Федерации
Национальные образования
Промышленный центр
3 полезных ископаемых
3 коренных народа
Преобладающая горная порода
Тип климата

Ответы

Название формы рельефа Плато Путорана (2 балла )
Субъект Федерации Красноярский край (2 балла )
Национальные образования Эвенкийский автономный округ (2 балла ), Таймырский/Долгано-Ненецкий автономный округ (2 балла )
Промышленный центр Норильск (2 балла )
3 полезных ископаемых уголь, медные и никелевые руды (по 2 балла , максимум 6 )
3 коренных народа эвенки, ненцы, нганасаны, долганы, юкагиры (по 1 балл у, максимум 3 )
Глубокие и широкие ступенчатые речные долины каньоны (2 балла )
Ступенчатый рельеф лавового плато траппы (2 балла )
Преобладающая горная порода базальт (2 балла )
3 крупных озера на этой территории Лама, Кета, Глубокое, Хантайское, Пясино (по 2 балла , максимум 6 )
2 пограничные низменные равнины Западно-Сибирская низменность, Северо-Сибирская низменность (по 2 балла , максимум 4 )
Главная «параллель» – южная граница территории Северный полярный круг (1 балл )
Тип климата субарктический континентальный/резко континентальный (2 балла )
Особый международный статус территории объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (2 балла )

Максимум за задание – 40 баллов .

Задание 4

Природные зоны тундр и степей занимают на земном шаре значительную площадь. При поверхностном рассмотрении эти зоны похожи друг на друга, но в действительности между ними существуют огромные различия.

  1. Напишите основное свойство, которое позволяет говорить о внешнем сходстве тундр и степей .

И тундры, и степи – безлесные природные зоны (4 балла).

  1. Напишите ключевые отличия этих двух природных зон друг от друга .

Основное отличие (4 балла)

Различия в коэффициенте увлажнения: в тундрах он больше единицы, а в степях меньше единицы. Допустимы и другие ответы подобного свойства: в степях недостаточное увлажнение, а в тундрах избыточное; степи – аридные ландшафты, а тундры – гумидные и т. п.

Дополнительные отличия (являются следствием разного соотношения поступающего тепла и влаги в комплексы, достаточно написать два отличия) (6 баллов , по 3 балла за отличие)

  • Лимитирующим фактором, препятствующим развитию лесной растительности, в зоне тундр будет недостаточное количество тепла, а в зоне степей – недостаточное количество влаги.
  • Соотношение биопродуктивности к биомассе: в степях оно будет близким к 1, в тундрах же очень низким (0,05–0,1 и ниже). Допустимы и другие ответы подобного свойства, например такой: в зоне тундр замедленный биокруговорот, а в зоне степей – интенсивный.
  • Различный состав растительности: в тундре преобладают
  • кустарнички, мхи и лишайники, в степях преобладают травы.
  • Различные почвы: в тундрах – тундровые глеевые, бедные гумусом, в степях – чернозёмы и каштановые с большим содержанием гумуса.

Допустимы и другие ответы подобного свойства, например такой: в тундрах по массе преобладает неразложившаяся органика, а в степях основная масса органического вещества содержится в гумусе.

  1. Наибольшую площадь и тундры, и степи занимают в северном полушарии: в Евразии и Северной Америке .

a) Объясните, почему в Северной Америке южная граница зоны тундр опускается к 50° с. ш., а северная граница зоны степей поднимается почти к 55° с. ш. (6 баллов ).

Для тундр : такая аномально низкая по широте южная граница зоны обусловлена несколькими факторами.

  • Во-первых, при преобладании западного переноса велика барьерная роль Кордильер, влияние Тихого океана на б όльшую часть материка невелико.
  • Во-вторых, холодный арктический воздух беспрепятственно проникает на юг, особенно в районе Гудзонова залива. Из-за этих особенностей климат Северной Америки более суровый, чем в Евразии. В восточном секторе материка влияние западного переноса самое незначительное, а арктических воздушных масс – самое существенное.
  • В-третьих, велико влияние холодного Лабрадорского течения.

Для степей : резко континентальный климат Великих равнин с очень малым среднегодовым количеством осадков приводит к значениям коэффициента увлажнения меньше единицы уже в таких высоких широтах .

б) Объясните, почему подобного контраста нет в Евразии (4 балла ).

В Евразии влияние атлантических воздушных масс прослеживается на весь материк, постепенно спадая при движении с запада на восток. На континенте нет такой преграды, как Кордильеры.

в) Напишите, в каких районах Северной Америки зафиксирована самая южная граница зоны тундр и самая северная граница зоны степей (по 2 балла за район, всего 4 балла ).

Самая южная граница зоны тундр – низменность Гудзонова залива или южное побережье Гудзонова залива (южное побережье залива Джеймс).

Самая северная граница зоны степей – север Великих равнин.

г) Напишите, какие районы евразийского материка можно считать аналогами этих североамериканских территорий (по 2 балла за район, всего 4 балла ).

Для тундр – полуостров Камчатка.

Для степей допустимы варианты – Западно-Сибирская низменность, Кузнецкая котловина, Минусинская котловина, аласы Якутии.

Почему эти территории являются аналогами (по 2 балла за район, всего 4 балла )?

Для тундр : полуостров Камчатка расположен также в восточной части материка, где влияние Атлантики минимально. Охлаждающее влияние оказывает холодное Курило-Камчатское течение.

Для степей : северная граница степей в Евразии также приурочена к районам континентального климата. Два фактора ограничивают распространение степей в Восточной Сибири: рельеф и многолетняя мерзлота. (Наиболее правильным ответом следует считать Западную Сибирь, так как дальше на восток природная зона степей в Евразии фрагментарна.)

  1. В каком месте Земли тундры встречаются ещё ближе к экватору, чем в Северной Америке? Напишите причину подобного явления.

Допустимы варианты : Кергелен и Фолклендские (Мальвинские) острова или горные тундры (Внутрення Азия) (2 балла ).

Причина – сильное охлаждающее влияние ледникового щита Антарктиды.

Горные тундры являются высотным поясом, аналогом зоны тундр на равнине (2 балла ).

Максимум за задание – 40 баллов .

Задание 5

Старшеклассники из Москвы вместе со своими родителями выбирали места отдыха на зимние каникулы. Все увлекаются горными лыжами, а высокий курс евро не позволяет поехать на европейские курорты. Первоначально рассматривались десять курортов: Абзаково, Архыз, Белокуриха, Губаха, Домбай, Кировск, Красная Поляна, Терскол, Шерегеш, Яхрома. Но окончательный выбор пал на пять центров.

  • Лена захотела познакомиться с российскими субтропиками.
  • Вася мечтал оказаться на склонах высочайшей вершины России.
  • Петя стремился попасть за полярный круг.
  • Ира решила заодно навестить родственников в Башкирии.
  • Олег положил глаз на Подмосковье.

По возвращении в Москву их учитель географии попросил построить климатограммы для своих мест отдыха.

  1. Определите, на какие курорты поехали ребята. Расположите их в порядке убывания светового дня.
  2. Установите соответствие между курортами и их климатограммами.
  3. На склонах каких географических объектов катались ребята?
  1. У какого курорта самая большая амплитуда температур?
  1. Кто из школьников первым встретил Новый год? Какое время показывали часы у одноклассников?

________________________________________________

Климатограммы к заданию 5

Петя Г Хибины

За правильное соответствие «курорт – ученик» – по 2 балла, максимум 10 . За правильное расположение в соответствии с убыванием светового дня – по 2 балла , максимум 10 . За правильное соответствие «курорт – климатограмма» – по 2 балла , максимум 10 . За правильное определение форм рельефа/ соответствие «курорт – форма рельефа» – по 1 баллу , максимум 5.

4. – В Абзаково – 36° (2 балла ).

5. – Ира (1 балл ). У одноклассников часы показывали 22.00 (2 балла ).

Максимум за задание – 40 баллов .

Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке. Найдите географический объект, который является «белой вороной» (отличается от других в группе), и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).

  1. Гхор, Каттара, Долина Смерти, полуостров Вальдес, озеро Эйр
  2. Гавайские острова, Соломоновы острова, Канарские острова, Японские острова, Филиппинские острова
  3. бандикут, намбат, коала, ехидна, кенгуру
  4. Серенгети, Салонга, Вирунга, Игуасу, Этоша
  5. Каспийское море, Мёртвое море, озеро Рудольф, озеро Чад, озеро Эйр
«Белая ворона» Объяснение «белой вороны»
1
2
3
4
5

Ответы

Объединяющий признак всех объектов в цепочке «Белая ворона» Объяснение «белой вороны» Продолжение логического ряда без «белой вороны»
1 Впадины / территории с отметками высот ниже уровня моря Каттара Все – самые низкие точки на материках, а Каттара – нет Впадина Афар, озеро Ассаль
2 Вулканические острова (просто «острова» не засчи-тывать) / острова, где есть действую-щие вулканы Канарские острова Все – острова Тихого океана, а Канарские – Атлантического Курильские, Алеутские и др., которые не противоречат смыслу
3 Эндемики Австралии ехидна В Все – сумчатые животные, а ехидна – яйцекладущее вомбат, пос-сумы, кускус, валлаби, тас-манский дьявол, сумчатый волк, куница, тушканчик
4 Особо охраняемыеприродные территории/ национальные парки Игуасу В Все – нац. парки в Африке, а Игуасу – в Южной Америке Любой нац. парк Африки. (атлас 7 класс, карта «Всемирное наследие ЮНЕСКО»)
5 Бессточные озёра (просто «озёра» – 1 балл) Чад В Все озёра солёные, а Чад – пресное Любое солёное озеро мира: Аральское, Урмия, Ван, Большое Солёное озеро, Эльтон, Баскунчак…

Внимание! Если ученик предлагает своё решение задачи и оно не противоречит условиям задания, то баллы следует выставлять.

Максимум за задание – 50 баллов .

Задание 2

С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.

__(1)__ – одна из двух частей света, расположенных на одном континенте. Проведение границы между частями света вызывает много споров в научной среде, тем не менее известно, что восточная граница __(1)__ проходит по __(2)__ горам, а крайняя западная точка – мыс __(3)__ – находится на __(4)__ полуострове, её долгота – __(5)__° з. д. Крайняя северная точка – мыс __(6)__ – лежит на широте 71° с. ш. Таким образом, __(1)__ лежит в __(7)__ полушариях Земли. Часть света омывается водами __(8)__-х океанов, береговая линия сильно изрезана, имеется много островов и полуостровов. Самый большой остров – __(9)__, а полуостров – __(10)__. На юге __(1)__ омывается межматериковым морем, что отразилось в его названии – __(11)__.

Природные условия части света очень разнообразны. На древних и молодых __(12)__ сформировались равнины, самая большая из которых носит название __(13)__. В __(14)__ областях различного возраста представлен горный рельеф. Материковая часть __(1)__ лежит в __(15)__ климатических поясах. Большое влияние на климат оказывает тёплое течение __(16)__, которое образно называют «печкой __(1)__». Но при движении на __(17)__ от __(18)__ океана его влияние ослабевает.

Здесь находятся самая большая и самая маленькая по __(19)__ территории страны мира. Граница с соседней частью света, расположенной на этом же материке, проходит по территории и акватории таких стран, как __(20)__, __(21)__ и __(22)__. Также к __(1)__ относят островное государство __(23)__, где проходит граница __(24)__ плит почти в самом центре __(18)__ океана. А королевству __(25)__ принадлежит самый большой остров планеты, расположенный в совсем другой части света.

Ответ Ответ
1 14
2 15
3 16
4 17
5 18
6 19
7 20
8 21
9 22
10 23
11 24
12 25
13

Ответы

Ответ

Ответ

1 Европа 14 складчатость
2 Уральские / Урал 15 3
3 Рока 16 Гольфстрим
4 Пиренейский 17 восток
5 9 ± 2 18 Атлантический
6 Нордкин 19 площадь / размер
7 3 20 Россия
8 2 21 Казахстан
9 Великобритания 22 Турция
10 Скандинавский 23 Исландия
11 Средиземное 24 литосферные
12 платформа / плита 25 Дания
13 Восточно-Европейская

За каждый верный ответ – 2 балла . Если по мнению жюри ответ неполный – 1 балл . Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.

Максимум за задание – 50 баллов .

Задание 3

Эта группа островов площадью немногим более 200 тысяч км2 была открыта в конце XV века во время первой и второй экспедиций знаменитого мореплавателя. Два самых крупных острова были открыты во время первой экспедиции, а два других во время второй. Острова входят в состав региона (субрегиона), название которого образовалось из-за одного из самых серьёзных заблуждений в эпоху Великих географических открытий.

Первоначально, после их открытия, острова принадлежали одной из европейских стран, однако уже в XVII веке они стали ареной борьбы между крупнейшими европейскими державами. В этой борьбе активно участвовали пираты, чья главная резиденция сначала располагалась на небольшом острове к северу от острова Б, а затем резиденцией стал крупнейший город острова В. В 1692 году этот город был практически до основания разрушен стихийным бедствием. В результате ряда вооружённых конфликтов часть территорий островов сменила свой статус, а часть осталась под контролем страны-открывателя.

Дальнейшее изменение политической карты произошло в начале XIX века, когда часть колоний получила независимость. В самом конце XIX века страна-открыватель потеряла свои последние колонии на островах, их захватил новый мировой лидер.

Напишите:

  • название группы островов;
  • мореплавателя, который открыл острова;
  • название региона (субрегиона), в состав которого входят острова;
  • названия двух пиратских резиденций в регионе.
1
2
3
4

Заполните пустые колонки таблицы. (Страны-метрополии – те государства, которым принадлежали острова в прошлом.)

Наз-вание острова Пло-щадь, тыс км 2 Страны-метро-полии Современ-ные государ-ства Круп-нейшийгород
А 111
Б 76
В 11 Сантьяго
Г 9 Сан-Хуан-Баутиста

Ответы

Наз-вание острова Пло-щадь, тыс км 2 Название острова, данное перво-открывателем Страны-метро-полии Современ-ные государ-ства

Круп-нейшийгород

А Куба 111 Испания Куба Гавана
Б Гаити 76 Испания, Франция Гаити, Доминикан-ская респуб-лика Санто-Доминго
В Ямайка 11 Сантьяго Испания,Велико-британия Ямайка К Кингстон
Г Пуэрто-Рико 9 Сан-Хуан-Баутиста Испания, США Сан-Хуан

За название острова – 3 балла , за страны-метрополии и название острова – по 1 баллу , за современные государства и крупнейшие города – по 2 балла , итого за таблицу – 36 баллов .

Внимание! В некоторых ячейках нужно написать 2 ответа, каждый из них оценивается.

Максимум за задание – 50 баллов .

Задание 4

Ребята из Москвы приехали в Аризону для изучения природы Гранд-Каньона. Вместе со своими американскими друзьями они произвели измерения температуры, атмосферного давления и относительной влажности воздуха на смотровой площадке и на спуске в каньон. Но когда они сверили результаты, то обнаружили, что их данные не совпадают. Ребята начали обвинять друг друга в фальсификации результатов, но их учителя быстро объяснили, почему такое произошло.

Перед Вами сводные результаты измерений. Определите, какие из них принадлежат российским школьникам, а какие американским. Заполните недостающие ячейки таблицы.

Страна

Значения Единицы измерения Значения

Единицы измерения

+30 температура воздуха +86
570 атмосферное давление 759,9
40 40
спустились на 1000 спустились на 1093,6
+40 температура воздуха +104
665,2 атмосферное давление 886,6
25 относительная влажность 25

Объясните различия в показателях у школьников из разных стран; как и почему изменились атмосферное давление и температура воздуха (приведите расчёты); почему показатели относительной влажности не отличаются.

Различия в показаниях приборов образовались____________________________

Атмосферное давление_______________________________________________

Температура воздуха _________________________________________________

Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что

Рассчитайте, какую температуру покажет прибор у американских школьников в Москве, если прибор у российских школьников показывает +10.

Определение температуры на американском приборе.________________________________________________________

Ответы

Страна
Значения Единицы измерения Показания приборов на смотровой площадке Значения Единицы измерения
+30 °С (1 балл ) температура воздуха +86 °F (1 балл )
570 мм рт. ст (1 балл ) атмосферное давление 759,9 ГПа/мбр (1 балл )
40 % (1 балл ) относительная влажность воздуха 40 % (1 балл )
спустились на 1000 м (2 балла ) показания приборов на склоне Гранд-Каньона спустились на 1093,6 ярд (2 балла )
+40 °С (1 балл ) температура воздуха +104 °F (1 балл )
665,2 мм рт. ст (1 балл ) атмосферное давление 886,6 ГПа/мбр (1 балл )
25 % (1 балл ) относительная влажность 25 % (1 балл )

Различия в показаниях приборов образовались так как в странах используют разные единицы измерения: в России метрическую, а в США – имперскую (4 балла ).

Атмосферное давление с высотой изменяется: 10,5 м = 1 мм рт. ст (2 балла), 1000: 10,5 ≈ 95,2 мм рт. ст. – на столько изменилось давление при спуске на 1000 м (2 балла ). Т.к. школьники спускались в каньон, давление возрастало: 570 + 95,2 = 665,2 (2 балла ).

Температура воздуха

Так как воздух сухой (относительная влажность равна 40 %), изменяться будет по 1° на 100 м (2 балла). 1000 м: 100 м × 1° = 10° – на такую величину изменится температура при спуске на 1000 м (2 балла). Так как школьники спускались, температура повысится: +30° + 10° = +40° (2 балла ).

Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что прибор измеряет её в относительных показателях (2 балла ).

Определение температуры на американском приборе

  1. Определим, чему соответствует 10 °С на американской шкале: 104 – 86 = 18 °F (3 балла ).
  2. Следовательно, 1 °С = 1,8 F (18: 10 = 1,8) (3 балла ).
  3. 20 × 1,8 = 36 °F; так мы узнали, на сколько °F понизится температура воздуха при достижении отметки +10 °С (3 балла ).
  4. Итоговый расчёт: 86 °F – 36 °F = +50 °F (3 балла ).

Максимум за задание – 50 баллов .

Максимум за всю работу – 200 баллов .