«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016–2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие...»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ГЕОГРАФИИ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Задание 1
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также
картами атласа, определите общий признак географического положения всех
пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке.
Найдите географический объект, который является «белой вороной» в цепочке
(отличается от других в группе), и объясните свой выбор.
Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).
1) Калахари – Большой Западный Эрг – Тенере – Конго – Намиб
2) Баренцево – Азовское – Лаптевых – Карское – Белое
3) Монголия – Финляндия – США – Китай – Норвегия
4) Эквадор – Кения – Индонезия – Кирибати – Мальдивы
5) Чукотский АО – Камчатский край – Магаданская область – Приморский край – Хабаровский край № Объединяющий «Белая Объяснение Продолжение признак объектов ворона» «белой вороны» логического в цепочке по их ряда без «белой географическому вороны»
положению Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс Задание 2 С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.
Название архипелага происходит от айнского «кур», что означает «человек». __(1)__ острова располагаются между __(2)__ морем и __(3)__ океаном. Острова, как и самый большой остров России __(4)__, входят в состав __(5)__ области, они изображены на её флаге. Самый большой остров архипелага – __(6)__, а самая высокая точка, с координатами 51 ° с. ш. 156° в. д., – __(7)__ Алаид (высота 2339 м) на острове __(8)__, названном в честь землепроходца, который предоставил первую подробную информацию об островах и полуострове __(9)__ в XVII веке.
Происхождение островов __(10)__, здесь около сотни __(7)__, 39 из них действующие. Это область __(11)__ складчатости, о чём свидетельствуют частые __(12)__, вызывающие разрушительные волны __(13)__.
У восточных подводных склонов проходит узкий глубоководный __(14)__ жёлоб глубиной до __(15)__ м. Лето на островах прохладное, несмотря на то что архипелаг лежит между __(16)__° и __(17)__° с. ш.
На островах выпадает более __(18)__ мм осадков в год. Основное занятие местных жителей – __(19)__, поскольку органический мир окружающих вод очень богатый. На южные острова архипелага претендует единственная империя в современном мире – __(20)__.
–  –  –
Определите форму рельефа и заполните таблицу.
Эта форма рельефа находится на территории одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, на границе двух национальных образований, которые перестали существовать в 2007 г.
Впервые об этой территории узнали из отчётов экспедиции в 1842– 1845 гг. Но более подробные сведения были получены только в советское время, когда в 1920–1930-х гг. был основан крупный промышленный центр по добыче и переработке полезных ископаемых, открытых Н.Н. Урванцевым.
Название этой формы рельефа в переводе с языков коренных жителей означает «горы без вершин» или «озёра с крутыми берегами».
И это не случайно, так как это целый комплекс высоких плосковершинных массивов, разделённых глубокими и широкими ступенчатыми речными долинами. Такой рельеф возник в результате поднятия древнего плато, образовавшегося при излиянии огромной массы лавы. Ввиду различной прочности и устойчивости к выветриванию горизонтально залегавших вулканических пород склоны образовавшихся ущелий приобрели ярко выраженный ступенчатый характер. Неотектонические движения привели к появлению гигантских трещин, которые были со временем разработаны ледниками, а впоследствии заняты реками и узкими глубокими озёрами, напоминающими норвежские заливы. Сейчас их здесь более 25 тысяч.
Вместе взятые, они образуют второй по объёму поверхностный резервуар пресной воды в России.
На севере и западе эта форма рельефа резкими уступами высотой до 300–500 м обрывается к низменным равнинам, а на юге границу условно проводят по одной из «главных» параллелей. Такое соседство объясняет суровость климата. Здесь от восьми до девяти месяцев в году лежит снег, зимой температура легко может опускаться до 40 °С, грунт скован многолетней мерзлотой. Уникальный растительный и животный мир этой территории сохраняется одним из крупнейших ООПТ России, который в 2010 г. получил особый международный статус.
–  –  –
Название формы рельефа Субъект Федерации Национальные образования Промышленный центр 3 полезных ископаемых 3 коренных народа Глубокие и широкие ступенчатые речные долины Ступенчатый рельеф лавового плато Преобладающая горная порода 3 крупных озера на этой территории 2 пограничные низменные равнины Главная «параллель» – южная граница территории Тип климата Особый международный статус территории
–  –  –
Природные зоны тундр и степей занимают на земном шаре значительную площадь. При поверхностном рассмотрении эти зоны похожи друг на друга, но в действительности между ними существуют огромные различия.
1. Напишите основное свойство, которое позволяет говорить о внешнем сходстве тундр и степей.
2. Напишите ключевые отличия этих двух природных зон друг от друга.
3. Наибольшую площадь и тундры, и степи занимают в северном полушарии:
в Евразии и Северной Америке.
a) Объясните, почему в Северной Америке южная граница зоны тундр опускается к 50° с. ш., а северная граница зоны степей поднимается почти к 55° с. ш.
б) Объясните, почему подобного контраста нет в Евразии.
в) Напишите, в каких районах Северной Америки зафиксирована самая южная граница зоны тундр и самая северная граница зоны степей.
г) Напишите, какие районы евразийского материка можно считать аналогами этих североамериканских территорий, и объясните, почему эти территории являются аналогами.
4. В каком месте Земли тундры встречаются ещё ближе к экватору, чем в Северной Америке? Напишите причину подобного явления.
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
–  –  –
Старшеклассники из Москвы вместе со своими родителями выбирали места отдыха на зимние каникулы. Все увлекаются горными лыжами, а высокий курс евро не позволяет поехать на европейские курорты. Первоначально рассматривались десять курортов: Абзаково, Архыз, Белокуриха, Губаха, Домбай, Кировск, Красная Поляна, Терскол, Шерегеш, Яхрома. Но окончательный выбор пал на пять центров.
Лена захотела познакомиться с российскими субтропиками.
Вася мечтал оказаться на склонах высочайшей вершины России.
Петя стремился попасть за полярный круг.
Ира решила заодно навестить родственников в Башкирии.
Олег положил глаз на Подмосковье.
По возвращении в Москву их учитель географии попросил построить климатограммы для своих мест отдыха.
1. Определите, на какие курорты поехали ребята. Расположите их в порядке убывания светового дня.
2. Установите соответствие между курортами и их климатограммами.
3. На склонах каких географических объектов катались ребята?
–  –  –
Похожие работы:
«Б1.Б14 Управление человеческими ресурсами Целью дисциплины является привитие студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных задач управления человечес...»
«Приложение к ООП ООО ФКГОС Муниципальное образовательное учреждение Гумбейская средняя общеобразовательная школа Нагайбакского муниципального района Челябинской области Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: На заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы _ /Минеева О.В. _ /Хайбуллина Н.А. _ /Третьяков...»
« "Россия–Европейский союз: к новому качеству отношений"ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Проф. И.Ю.Юргенса, Председателя Правления Института современного развития Данная работа с...»
«ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ" Открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОАО "Концерн Росэнергоатом") ПРИКАЗ УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Генерального директора В.Г. Асмолов "_"_...»
В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими картами (в том числе, при выполнении практических работ с контурными картами). Следует помнить, что возможность повторить чрезвычайно важна не только для понимания, но и для актуализации знаний именно тогда, когда они будут нужны. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам: - источники географических знаний; - природа Земли и человек; - материки, океаны, народы, страны - природопользование и экология - география России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Творчество - это не сумма знаний,
а особая направленность интеллекта,
особая взаимосвязь между интеллектуальной
жизнью личности и проявлением ее сил
в активной деятельности»
В. А. Сухомлинский
«3нание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.»
Л.Н.Толстой
«Победители не верят в случайность.»
Ф. Ницше
ВВЕДЕНИЕ
Вклад географии, как учебного предмета в достижение целей общего образования трудно переоценить. Именно изучение географии позволяет сформировать у школьников комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, которое в итоге должно стать основой практической повседневной жизни. География — единственная наука, находящаяся на стыке естественных, общественных, социальных наук и активно использующая аппарат точных наук для достижения своей высоко гуманной задачи: изучение природных и общественных явлений, структуры, функционирования и эволюции географической оболочки в целом и отдельных её частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов. Система географических наук призвана сформировать у школьников целостное восприятие мира. Задача государственной итоговой аттестации определить степень овладения учащимися знаниями, умениями и способами деятельности, предусмотренными нормативными документами и отраженными в федеральном государственном стандарте.
При выборе формы подготовки учащихся учитывается какой вид ГИА предпочтителен для конкретного ученика. Самые заинтересованные выбирают собеседование, есть вариант написания исследовательской работы в рамках школьной научной конференции или классическая сдача экзамена по билетам.
- Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. В наиболее полной мере этому условию отвечает работа с географическими картами во всех аспектах: собственно географическая карта; контурная карта; номенклатура. Только целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков чтения карты ведет к усвоению знаний и умений, к росту познавательной деятельности. Роль этих навыков в современной жизни трудно переоценить. Активизация деятельности ведет к развитию познавательного интереса, закреплению знаний и применению их в новой жизненной ситуации (в том числе ГИА). Кроме того, актуальность активизации познавательной деятельности состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность. Таким образом, активность действий приводит к активности мысли, именно такого результата обучения в средней школе мы ожидаем. Активность - путь развития познания.
- В подготовке школьников к экзамену в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля. Успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.
Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы.
Учитывая ограниченность времени, при повторении важно, во - первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во - вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.
Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:
Определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;
Вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);
Обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:
Представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии:
Помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам;
Привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;
Ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;
Дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.
В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими картами (в том числе, при выполнении практических работ с контурными картами). Следует помнить, что возможность повторить чрезвычайно важна не только для понимания, но и для актуализации знаний именно тогда, когда они будут нужны. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:
источники географических знаний;Природа Земли и человек;
Материки, океаны, народы, страны
Природопользование и экология
География России.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА — ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Выдающийся географ Н.Н.Баранский считал географическую карту одним из основных методов и средств географического исследования и говорил, что одна карта может заменить много страниц текста.
Карта - это уменьшенное изображение поверхности Земли или её части на плоскости, показанное при помощи масштаба и условных знаков. Карта является главным дидактическим и динамическим пособием в преподавании географии. Посредством географической карты можно обозреть сразу весь мир, более детально изучить его части, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними сходства и различия, определять географическое положение объектов,устанавливать их взаиморасположение и причинно-следственные связи между ними.
Во-первых, по карте можно определять географическое положение какого-либо географического объекта: его расположение по отношению к различным объектам, например к экватору и полюсам, в каких климатических поясах и природных зонах он находится, каково его расположение по отношению к океанам и морям, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами.
Посредством определения географических координат объектов, можно точно определить местоположение того или иного из них. Как известно, природа какой-либо местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит величина солнечной радиации, особенности климата и почвенно-растительного покрова, хозяйственная специализация региона и многое другое.
Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности Земли. Она даёт представление о взаимном расположении материков и вод Мирового океана, крупных равнин и гор, стран, городов и т.д. На карте не только можно охватить взором всю Землю, всю страну в целом, но и выяснить взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов.
Во-вторых, при помощи географической карты можно изучать не только положение и взаимоотношение, но также размеры и форму географических объектов: особенности конфигурации частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты объектов рельефа, глубины водоёмов и другое. Карта показывает размещение месторождений полезных ископаемых, климатических поясов, основных типов почв, природных зон, размещение человечества, его хозяйственную деятельность. И, конечно, при помощи географической карты мы изучаем местоположение различных географических объектов - их номенклатуру.
Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами Атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета у школьников, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает их устную речь. Известно, что географическая карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, например при изучении хозяйственных объектов, объектов социальной инфраструктуры. Всё это убеждает в том, что карта должна всегда находиться в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в различных нестандартных ситуациях.
Изучение географической карты должно проходить в трёх аспектах:
- источник информации об объектах и явлениях;
- носитель номенклатуры;
- контурная карта.
При выполнении экзаменационной работы по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8 и 9 классов. Предлагаемая методика нацелена на максимальное использование географических карт как источник информации. Географическая карта отражает размещение, свойства, связи и динамику природных, социально-экономических, природно-техногенных геосистем и их компонентов. На географических картах показывают литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу, социосферу и техносферу Земли и их взаимодействие. По содержанию они могут быть общегеографическими, тематическими или специальными; по назначению- научно-справочными, учебными, краеведческими, туристскими, дорожными и т.п. Географические карты классифицируют также по масштабу, пространственному охвату, уровню анализа-синтеза и другим признакам. Уровень (масштаб) информации, которую возможно получить анализируя карту очень высок (и количественно, и качественно).
При выборе стратегии подготовки к ГИА я руководствовалась анализом заданий, предложенных на экзамене в предыдущие годы.
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. При анализе экзаменационных заданий прежних лет можно сделать вывод о том, что в их структуре преобладают вопросы (80%), успешный ответ на который связан с умением пользоваться географическими картами разного масштаба, содержания и генерализации и извлекать из них необходимую информацию.
Из 18 заданий, на которые надо найти правильный ответ из 4 предложенных (тестовая форма), на 15 однозначно можно найти ответы в географических картах соответствующего содержания. Из 9 заданий, требующих самостоятельно сформулировать краткий ответ — карта поможет ответить на 6 вопросов. И, наконец, из 3 заданий, требующих развернутого ответа, все 3 решаются с помощью карты, умения считывать необходимую информацию. Итак, 24 задания из 30 предполагают успешное владение навыками чтения географических карт, умение анализируя их, получать исчерпывающую информацию. Результат анализа — подтверждение мысли о том, что географические карты являются много объёмным носителем информации по всем аспектам географических знаний и умений, могут быть использованы как макет для выполнения многих практических заданий и позволяют структурировать информацию, облегчая её восприятие и запоминание, открывая всю красоту логики природных и социальных законов и их взаимосвязь. Географические карты разного содержания представляют собой пример наглядности причинно-следственных связей, являясь образом объекта-территории и явления.
Рассмотрим последовательно все блоки знаний, предназначенных к повторению и степень участия в этом географических карт соответствующего содержания.
- - Источники географических знаний . Этот раздел сам по себе требует картографических знаний и умений. При подготовке к экзамену необходимо повторить темы и в контексте этих тем вспомнить и закрепить фундаментальные понятия: Глобус (масштаб и его виды; параллели и меридианы; градусная сетка, географические координаты и их определение; способы изображения земной поверхности). План местности (способы ориентирования, азимут, измерение расстояний и определение направлений на плане; условные знаки;чтение плана местности; решение практических задач по плану). Географическая карта — особый источник информации (отличие карты от плана; градусная сетка и легенда карты; различные проекции; ориентирование и измерение расстояний по карте; чтение карты, определение географических объектов; определение абсолютных высот; разнообразие карт). Географические методы изучения окружающей среды (картографический метод).
- Природа Земли и человек. Этот раздел является сквозным для всех годов обучения географии с 5-6 класса до 10-11 с разной степенью подробности и углубленности в предмет изучения и для его повторения понадобятся географические карты самого разного содержания: геологические; тектонические; рельефа; полезных ископаемых; физические; климатические (температур января и июня; среднегодового количества осадков; атмосферных фронтов и т.д.); природных зон; речной сети; океанов и морских течений; населения Земли (плотность, расселение, расы, религии, миграции);политические и т. д.
- - Материки, океаны, народы, страны. Это тематика курса географии 7 класса, который дает учащимся ещё более полное представление об оболочках Земли, формирует понятие о самой сложной из них — географической оболочке, в которой живет человечество, о закономерностях ее развития, то есть о тех зависимостях, которые постоянно действуют на всей земной поверхности. Кроме того этот курс изучает отдельные материки и океаны, историю их открытия и исследования, особенности их природы, а так же народы, населяющие каждый материк, расположенные там государства, особенности жизни и быта их населения.
- Природопользование и экология. Тематика этого раздела присутствует в курсах географии всех классов в разной степени подробности на разных уровнях под значимым лозунгом «Географическая оболочка — наш дом». Школьники изучают закономерности географической оболочки, взаимодействие природы и общества, изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности человека, возможности рационального природопользования, проблемы и перспективы природоохранных мероприятий во всем мире и экологическую политику конкретных государств.
География России. Тематика курсов географии 8 и 9 классов предполагает изучение физической и экономической географии России. Предметом изучения географии в этих классах является особенности природы и природные ресурсы России: рельеф; климат и климатические ресурсы; внутренние воды и водные ресурсы; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир и биологические ресурсы, а так же природа регионов России. При этом очень актуальна работа с контурными картами регионов России: Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Тема «География России: население и хозяйство» предполагает детальное изучение экономической географии: особенности развития хозяйства России, его структура, комплексы, из которых оно состоит (топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и т. д.). При изучении комплексов особое внимание уделяется анализу факторов размещения отдельных отраслей, проблемы и перспективы их развития, что невозможно без анализа экономико-географического положения территории. Административно-территориальное устройство и районирование России требует ещё более тщательного изучения географического положения отдельных территорий. Именно эта тематика используется составителями КИМов в географических задачах.
В качестве примера востребованности и, более того, необходимости воспользоваться географической картой при решении экзаменационных задач рассмотрим последовательность действий, рекомендуемых учащимся при выполнении заданий следующего типа: «23. Размещение целлюлозно-бумажного комбината в г. Сегежа можно объяснить выгодным ЭГП: расположением на берегу Выгозера и близостью к транспортным путям. Укажите ещё одну особенность ЭГП г. Сегежи, которая способствовала размещению в нём ЦБК?».
Для решения задачи предлагается следующий алгоритм:
1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»
2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)
3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)
4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.
5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Географическая карта — многообъемный, многомасштабный носитель информации по всем аспектам географического знания. Как средство исследования позволяет структурировать информацию при помощи анализа и синтеза и создавать образ изучаемого объекта или явления, понимать причинно-следственные связи природных комплексов или их элементов. Географическая карта является необходимым элементом при использовании любой технологии подготовки к ГИА. Кроме того, карта даёт возможность выполнять различные практические задачи.
Выпускники старших классов уже давно смирились с итоговыми испытаниями в виде . Однако Минобразования посчитало, что старшеклассникам мало волнений, связанных с общегосударственной экзаменацией, и несколько лет назад ввело в практику всероссийские проверочные работы или, сокращенно, . С одной стороны, к написанию данного вида контрольных можно отнестись, спустя рукава, ведь они не окажут влияния на итоговую аттестационную отметку.
С другой стороны, итоги ВПР покажут министерству уровень преподавания в вашей школе, и плохой результат вряд ли приведет в восторг учителей. Одним из предметов, вынесенных на всероссийскую проверку знаний, является география. Данный предмет можно смело назвать интересным, однако тем школьникам, которые не собираются сдавать в качестве ЕГЭ, придется нелегко.
Этот предмет требует изучения огромного массива данных в виде названий географических объектов, терминов, дат и фамилий первооткрывателей, а также экономического районирования России и мира. Кроме того, совершенно не хочется отвлекаться на подготовку к ВПР, когда впереди столько сложных экзаменов, напрямую связанных с . Тем не менее, успешно написать контрольную вполне возможно – и мы подскажем вам, как!
Демо-вариант ВПР по географии
Дата и регламент ВПР-2018 по географии
Ученикам одиннадцатых классов предстоит написать проверочную работу по географии 3 марта 2018 года . Регламент предполагает, что выпускники будут писать контрольную на протяжении 90 минут. На данном мероприятии строго запрещается использовать учебную литературу, однако можно будет использовать атласы по географии для 8, 9, 10 и 11 классов средних школ.
При написании контрольной работы ученикам предстоит продемонстрировать знания, полученные ими в ходе обучения с 8 по 11 класс включительно. Разделы, которые выносятся на проверку, посвящены источникам получения географической информации, особенностям современного мирового хозяйства, природопользованию и геоэкологии, трендам в развитии отдельных стран, характеристике регионов нашей планеты, а также географическим, экономическим и демографическим особенностям Российской Федерации.
Одиннадцатиклассникам предстоит убедить комиссию в том, что они:
- знают категориальный аппарат и терминологию, используемую в географической науке;
- понимают, какими особенностями характеризуется природа Российской Федерации, знают специфику ее районирования, основные отрасли экономики, предпосылки к формированию добывающей отрасли и состояние сельского хозяйства;
- помнят специфические географические особенности разных стран и регионов мира, могут описать их отличительные черты в области социального развития и экономики;
- понимают, что такое специализация, и могут рассказать о современной системе разделения труда и кооперации между разными странами;
- научились читать и сравнивать географические карты;
- могут оценить степень ресурсной обеспеченности конкретной страны или региона;
- имеют навыки в определении тенденций природного, социально-экономического и геоэкологического характера;
- умеют применять полученный комплекс знаний и умений в реальной жизни, определяя разницу во времени, читая карты, интерпретируя и проводя анализ различных источников географической информации;
- овладели навыками поиска информации и оценки событий социально-экономического, геополитического и гэоэкономического характера, как в РФ, так и других странах.
На ВПР по географии вам предстоит разобраться с 17 заданиями за 90 минут
Структура ВПР и распределение баллов
В каждом из вариантов ВПР по географии содержится 17 заданий, в числе которых:
- простые задания, предполагающие запись одного слова;
- задания, в которых нужно будет установить соответствие между географическими объектами или объектом и характеристикой;
- задания, в которых нужно будет заполнить пропущенную часть текста, пользуясь предложенным списком слов;
- задания, предполагающие выбор нескольких верных ответов из предложенного списка;
- задания, ответом на которые является верная последовательность элементов;
- усложненные задания, в которых ученикам предстоит самостоятельно сформулировать развернутый ответ.
За решение всех заданий школьник может получить максимум 22 балла. При этом за 12 базовых заданий можно набрать 15 баллов (68% от всех баллов за ВПР), а за решение 5-ти заданий повышенной сложности – 7 баллов (еще 32%).
Переводятся ли баллы в обычные оценки?
Напомним, что результаты ВПР не оказывают влияние на отметку в аттестате школьника, однако для анализа итогов контрольной работы баллы будут переводиться в оценки. Для учеников выпускного класса руководство отдельно взятой школы может разработать свою собственную шкалу перевода.
Как подготовиться к ВПР по географии?
География пригодится вам даже в том случае, если вы не собираетесь поступать на туризм или геоэкологию. Современный человек не может считаться образованным, если не обладает хотя бы минимальными знаниями о том, что происходит в мировой политике и экономике, не знает, где расположена та или иная страна, какие тенденции и предпосылки обуславливают развитие держав и их специализацию, не может поддержать разговор о мировом рынке ресурсов или туристическом развитии стран.
Как правило, географическую терминологию важно не зазубрить, а понять
Так что не думайте, что если вы не сдаете ЕГЭ по географии, то ВПР для вас – лишь досадное препятствие на пути к выпускному. Кроме того, учитель, недовольный результатами своего класса, может приготовить немало неприятных сюрпризов в виде дополнительных заданий и тестов. Однако несколько простых рекомендаций помогут вам хорошо написать проверочную работу, не слишком-то отвлекаясь на подготовку к ЕГЭ по другим предметам.
Во-первых, не забудьте отработать демо-версию контрольной работы (скачать её можно на нашем сайте – см. ссылку в качале статьи). Это позволит понять, какие разделы курса вы усвоили недостаточно хорошо. Во-вторых, возьмите книги за 8-11 классы и повторите материал школьной программы. Так как ВПР нацелена на проверку базового уровня знаний, этого будет вполне достаточно. Огромное количество терминов требует не просто заучивания, а понимания, поэтому разберитесь с непонятной терминологией, чтобы легко решить тестовую часть.
В-третьих, выпускники прошлого года советуют уделить время работе с контурными картами и атласами, чтобы научиться извлекать из них географическую информацию. В-четвертых, вы можете сделать свою подготовку интересной и легкой. Смотрите видеоуроки или фильмы, повествующие о великих географических открытиях, чтобы запоминать интересные факты и хронологию событий, отдыхая от монотонного чтения скучных учебников.
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите общий признак географического положения всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке.
Найдите географический объект, который является «белой вороной» в цепочке (отличается от других в группе), и объясните свой выбор.
Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).
- Калахари – Большой Западный Эрг – Тенере – Конго – Намиб
- Баренцево – Азовское – Лаптевых – Карское – Белое
- Монголия – Финляндия – США – Китай – Норвегия
- Эквадор – Кения – Индонезия – Кирибати – Мальдивы
- Чукотский АО – Камчатский край – Магаданская область – Приморский край – Хабаровский край
№ | Объединяющий признак всех объектов в цепочке по их географическому положению | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Ответы
Объединяющий признак объектов в цепочке по их географическому положению | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» |
Продолжение логического ряда без «белой вороны» |
|
1 | Все объекты расположены в Африке (2 балла ) | Конго (2 балла ) | Конго не является пустыней/полупустыней. ИЛИ Конго – это впадина/река/страна, но не пустыня (полупустыня) (3 балла ) | Любая пустыня (полупустыня), расположенная в Африке (1 балл ) |
2 | Моря, омывающие берега России (2 балла ) | Азовское море (2 балла ) | Является частью Атлантического океана. ИЛИ Не является частью Северного Ледовитого океана (3 балла ) | Любое море Северного Ледовитого океана, омывающее берега России (1 балл ) |
3 | Соседи России первого порядка ИЛИ страны, граничащие с Россией (2 балла ) | США (2 балла ) | Имеет с Россией только морскую границу. ИЛИ Все страны в цепочке, кроме США, имеют сухопутную границу с Россией (3 балла ) | Любая страна, имеющая сухопутную границу с Россией (1 балл ) |
4 | Все страны пересекает экватор. ИЛИ Все страны лежат в северном и южном полушариях. ИЛИ Все страны лежат в трёх полушариях (2 балла ) | Кирибати (2 балла ) | Страна лежит в четырёх полушариях (3 балла ) | Любая страна, которую пересекает экватор. ИЛИ Любая страна, расположенная в трёх полушариях (1 балл ) |
5 | Субъекты России (Дальнего Востока), имеющие выход к Тихому океану (2 балла ) | Чукотский АО (2 балла ) | Имеет также выход к Северному Ледовитому океану (3 балла ) | Сахалинская область (1 балл ) |
Задание 2
С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.
Название архипелага происходит от айнского «кур», что означает «человек». __(1)__ острова располагаются между __(2)__ морем и __(3)__ океаном. Острова, как и самый большой остров России __(4)__, входят в состав __(5)__ области, они изображены на её флаге. Самый большой остров архипелага – __(6)__, а самая высокая точка, с координатами 51 ° с. ш. 156° в. д., – __(7)__ Алаид (высота 2339 м) на острове __(8)__, названном в честь землепроходца, который предоставил первую подробную информацию об островах и полуострове __(9)__ в XVII веке. Происхождение островов __(10)__, здесь около сотни __(7)__, 39 из них действующие. Это область __(11)__ складчатости, о чём свидетельствуют частые __(12)__, вызывающие разрушительные волны __(13)__. У восточных подводных склонов проходит узкий глубоководный __(14)__ жёлоб глубиной до __(15)__ м. Лето на островах прохладное, несмотря на то что архипелаг лежит между __(16)__° и __(17)__° с. ш. На островах выпадает более __(18)__ мм осадков в год. Основное занятие местных жителей – __(19)__, поскольку органический мир окружающих вод очень богатый. На южные острова архипелага претендует единственная империя в современном мире – __(20)__.
Ответ | № | ||
1 | 11 | ||
2 | 12 | ||
3 | 13 | ||
4 | 14 | ||
5 | 15 | ||
6 | 16 | ||
7 | 17 | ||
8 | 18 | ||
9 | 19 | ||
10 | 20 |
Ответы
Ответ | № |
Ответ |
|
1 | Курильские | 11 | альпийская/кайнозойская/новая/новейшая |
2 | Охотское | 12 | землетрясение |
3 | Тихий | 13 | цунами |
4 | Сахалин | 14 | Курило-Камчатский |
5 | Сахалинская | 15 | 9783 |
6 | Итуруп | 16 | 44 ± 1 П |
7 | вулкан | 17 | 51 ± 1 |
8 | Атласова | 18 | 1000 (возможны варианты, указанные в атласах, которыми пользуются ученики) |
9 | Камчатка | 19 | рыболовство |
10 | вулканическое | 20 | Япония |
За каждый верный ответ – 2 балла . Если, по мнению жюри, ответ неполный, выставляется 1 балл . Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.
Максимум за задание – 40 баллов .
Задание 3
Определите форму рельефа и заполните таблицу.
Эта форма рельефа находится на территории одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, на границе двух национальных образований, которые перестали существовать в 2007 г. Впервые об этой территории узнали из отчётов экспедиции в 1842– 1845 гг. Но более подробные сведения были получены только в советское время, когда в 1920–1930-х гг. был основан крупный промышленный центр по добыче и переработке полезных ископаемых, открытых Н.Н. Урванцевым.
Название этой формы рельефа в переводе с языков коренных жителей означает «горы без вершин» или «озёра с крутыми берегами». И это не случайно, так как это целый комплекс высоких плосковершинных массивов, разделённых глубокими и широкими ступенчатыми речными долинами. Такой рельеф возник в результате поднятия древнего плато, образовавшегося при излиянии огромной массы лавы. Ввиду различной прочности и устойчивости к выветриванию горизонтально залегавших вулканических пород склоны образовавшихся ущелий приобрели ярко выраженный ступенчатый характер. Неотектонические движения привели к появлению гигантских трещин, которые были со временем разработаны ледниками, а впоследствии заняты реками и узкими глубокими озёрами, напоминающими норвежские заливы. Сейчас их здесь более 25 тысяч. Вместе взятые, они образуют второй по объёму поверхностный резервуар пресной воды в России.
На севере и западе эта форма рельефа резкими уступами высотой до 300–500 м обрывается к низменным равнинам, а на юге границу условно проводят по одной из «главных» параллелей. Такое соседство объясняет суровость климата. Здесь от восьми до девяти месяцев в году лежит снег, зимой температура легко может опускаться до −40 °С, грунт скован многолетней мерзлотой. Уникальный растительный и животный мир этой территории сохраняется одним из крупнейших ООПТ России, который в 2010 г. получил особый международный статус.
Название формы рельефа | |
Субъект Федерации | |
Национальные образования | |
Промышленный центр | |
3 полезных ископаемых | |
3 коренных народа | |
Преобладающая горная порода | |
Тип климата | |
Ответы
Название формы рельефа | Плато Путорана (2 балла ) |
Субъект Федерации | Красноярский край (2 балла ) |
Национальные образования | Эвенкийский автономный округ (2 балла ), Таймырский/Долгано-Ненецкий автономный округ (2 балла ) |
Промышленный центр | Норильск (2 балла ) |
3 полезных ископаемых | уголь, медные и никелевые руды (по 2 балла , максимум 6 ) |
3 коренных народа | эвенки, ненцы, нганасаны, долганы, юкагиры (по 1 балл у, максимум 3 ) |
Глубокие и широкие ступенчатые речные долины | каньоны (2 балла ) |
Ступенчатый рельеф лавового плато | траппы (2 балла ) |
Преобладающая горная порода | базальт (2 балла ) |
3 крупных озера на этой территории | Лама, Кета, Глубокое, Хантайское, Пясино (по 2 балла , максимум 6 ) |
2 пограничные низменные равнины | Западно-Сибирская низменность, Северо-Сибирская низменность (по 2 балла , максимум 4 ) |
Главная «параллель» – южная граница территории | Северный полярный круг (1 балл ) |
Тип климата | субарктический континентальный/резко континентальный (2 балла ) |
Особый международный статус территории | объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (2 балла ) |
Максимум за задание – 40 баллов .
Задание 4
Природные зоны тундр и степей занимают на земном шаре значительную площадь. При поверхностном рассмотрении эти зоны похожи друг на друга, но в действительности между ними существуют огромные различия.
- Напишите основное свойство, которое позволяет говорить о внешнем сходстве тундр и степей .
И тундры, и степи – безлесные природные зоны (4 балла).
- Напишите ключевые отличия этих двух природных зон друг от друга .
Основное отличие (4 балла)
Различия в коэффициенте увлажнения: в тундрах он больше единицы, а в степях меньше единицы. Допустимы и другие ответы подобного свойства: в степях недостаточное увлажнение, а в тундрах избыточное; степи – аридные ландшафты, а тундры – гумидные и т. п.
Дополнительные отличия (являются следствием разного соотношения поступающего тепла и влаги в комплексы, достаточно написать два отличия) (6 баллов , по 3 балла за отличие)
- Лимитирующим фактором, препятствующим развитию лесной растительности, в зоне тундр будет недостаточное количество тепла, а в зоне степей – недостаточное количество влаги.
- Соотношение биопродуктивности к биомассе: в степях оно будет близким к 1, в тундрах же очень низким (0,05–0,1 и ниже). Допустимы и другие ответы подобного свойства, например такой: в зоне тундр замедленный биокруговорот, а в зоне степей – интенсивный.
- Различный состав растительности: в тундре преобладают
- кустарнички, мхи и лишайники, в степях преобладают травы.
- Различные почвы: в тундрах – тундровые глеевые, бедные гумусом, в степях – чернозёмы и каштановые с большим содержанием гумуса.
Допустимы и другие ответы подобного свойства, например такой: в тундрах по массе преобладает неразложившаяся органика, а в степях основная масса органического вещества содержится в гумусе.
- Наибольшую площадь и тундры, и степи занимают в северном полушарии: в Евразии и Северной Америке .
a) Объясните, почему в Северной Америке южная граница зоны тундр опускается к 50° с. ш., а северная граница зоны степей поднимается почти к 55° с. ш. (6 баллов ).
Для тундр : такая аномально низкая по широте южная граница зоны обусловлена несколькими факторами.
- Во-первых, при преобладании западного переноса велика барьерная роль Кордильер, влияние Тихого океана на б όльшую часть материка невелико.
- Во-вторых, холодный арктический воздух беспрепятственно проникает на юг, особенно в районе Гудзонова залива. Из-за этих особенностей климат Северной Америки более суровый, чем в Евразии. В восточном секторе материка влияние западного переноса самое незначительное, а арктических воздушных масс – самое существенное.
- В-третьих, велико влияние холодного Лабрадорского течения.
Для степей : резко континентальный климат Великих равнин с очень малым среднегодовым количеством осадков приводит к значениям коэффициента увлажнения меньше единицы уже в таких высоких широтах .
б) Объясните, почему подобного контраста нет в Евразии (4 балла ).
В Евразии влияние атлантических воздушных масс прослеживается на весь материк, постепенно спадая при движении с запада на восток. На континенте нет такой преграды, как Кордильеры.
в) Напишите, в каких районах Северной Америки зафиксирована самая южная граница зоны тундр и самая северная граница зоны степей (по 2 балла за район, всего 4 балла ).
Самая южная граница зоны тундр – низменность Гудзонова залива или южное побережье Гудзонова залива (южное побережье залива Джеймс).
Самая северная граница зоны степей – север Великих равнин.
г) Напишите, какие районы евразийского материка можно считать аналогами этих североамериканских территорий (по 2 балла за район, всего 4 балла ).
Для тундр – полуостров Камчатка.
Для степей допустимы варианты – Западно-Сибирская низменность, Кузнецкая котловина, Минусинская котловина, аласы Якутии.
Почему эти территории являются аналогами (по 2 балла за район, всего 4 балла )?
Для тундр : полуостров Камчатка расположен также в восточной части материка, где влияние Атлантики минимально. Охлаждающее влияние оказывает холодное Курило-Камчатское течение.
Для степей : северная граница степей в Евразии также приурочена к районам континентального климата. Два фактора ограничивают распространение степей в Восточной Сибири: рельеф и многолетняя мерзлота. (Наиболее правильным ответом следует считать Западную Сибирь, так как дальше на восток природная зона степей в Евразии фрагментарна.)
- В каком месте Земли тундры встречаются ещё ближе к экватору, чем в Северной Америке? Напишите причину подобного явления.
Допустимы варианты : Кергелен и Фолклендские (Мальвинские) острова или горные тундры (Внутрення Азия) (2 балла ).
Причина – сильное охлаждающее влияние ледникового щита Антарктиды.
Горные тундры являются высотным поясом, аналогом зоны тундр на равнине (2 балла ).
Максимум за задание – 40 баллов .
Задание 5
Старшеклассники из Москвы вместе со своими родителями выбирали места отдыха на зимние каникулы. Все увлекаются горными лыжами, а высокий курс евро не позволяет поехать на европейские курорты. Первоначально рассматривались десять курортов: Абзаково, Архыз, Белокуриха, Губаха, Домбай, Кировск, Красная Поляна, Терскол, Шерегеш, Яхрома. Но окончательный выбор пал на пять центров.
- Лена захотела познакомиться с российскими субтропиками.
- Вася мечтал оказаться на склонах высочайшей вершины России.
- Петя стремился попасть за полярный круг.
- Ира решила заодно навестить родственников в Башкирии.
- Олег положил глаз на Подмосковье.
По возвращении в Москву их учитель географии попросил построить климатограммы для своих мест отдыха.
- Определите, на какие курорты поехали ребята. Расположите их в порядке убывания светового дня.
- Установите соответствие между курортами и их климатограммами.
- На склонах каких географических объектов катались ребята?
- У какого курорта самая большая амплитуда температур?
- Кто из школьников первым встретил Новый год? Какое время показывали часы у одноклассников?
________________________________________________
Климатограммы к заданию 5
За правильное соответствие «курорт – ученик» – по 2 балла, максимум 10 . За правильное расположение в соответствии с убыванием светового дня – по 2 балла , максимум 10 . За правильное соответствие «курорт – климатограмма» – по 2 балла , максимум 10 . За правильное определение форм рельефа/ соответствие «курорт – форма рельефа» – по 1 баллу , максимум 5.
4. – В Абзаково – 36° (2 балла ).
5. – Ира (1 балл ). У одноклассников часы показывали 22.00 (2 балла ).
Максимум за задание – 40 баллов .
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке. Найдите географический объект, который является «белой вороной» (отличается от других в группе), и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).
- Гхор, Каттара, Долина Смерти, полуостров Вальдес, озеро Эйр
- Гавайские острова, Соломоновы острова, Канарские острова, Японские острова, Филиппинские острова
- бандикут, намбат, коала, ехидна, кенгуру
- Серенгети, Салонга, Вирунга, Игуасу, Этоша
- Каспийское море, Мёртвое море, озеро Рудольф, озеро Чад, озеро Эйр
№ | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Ответы
№ | Объединяющий признак всех объектов в цепочке | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» | Продолжение логического ряда без «белой вороны» |
1 | Впадины / территории с отметками высот ниже уровня моря | Каттара | Все – самые низкие точки на материках, а Каттара – нет | Впадина Афар, озеро Ассаль |
2 | Вулканические острова (просто «острова» не засчи-тывать) / острова, где есть действую-щие вулканы | Канарские острова | Все – острова Тихого океана, а Канарские – Атлантического | Курильские, Алеутские и др., которые не противоречат смыслу |
3 | Эндемики Австралии | ехидна В | Все – сумчатые животные, а ехидна – яйцекладущее | вомбат, пос-сумы, кускус, валлаби, тас-манский дьявол, сумчатый волк, куница, тушканчик |
4 | Особо охраняемыеприродные территории/ национальные парки | Игуасу В | Все – нац. парки в Африке, а Игуасу – в Южной Америке | Любой нац. парк Африки. (атлас 7 класс, карта «Всемирное наследие ЮНЕСКО») |
5 | Бессточные озёра (просто «озёра» – 1 балл) | Чад В | Все озёра солёные, а Чад – пресное | Любое солёное озеро мира: Аральское, Урмия, Ван, Большое Солёное озеро, Эльтон, Баскунчак… |
Внимание! Если ученик предлагает своё решение задачи и оно не противоречит условиям задания, то баллы следует выставлять.
Максимум за задание – 50 баллов .
Задание 2
С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.
__(1)__ – одна из двух частей света, расположенных на одном континенте. Проведение границы между частями света вызывает много споров в научной среде, тем не менее известно, что восточная граница __(1)__ проходит по __(2)__ горам, а крайняя западная точка – мыс __(3)__ – находится на __(4)__ полуострове, её долгота – __(5)__° з. д. Крайняя северная точка – мыс __(6)__ – лежит на широте 71° с. ш. Таким образом, __(1)__ лежит в __(7)__ полушариях Земли. Часть света омывается водами __(8)__-х океанов, береговая линия сильно изрезана, имеется много островов и полуостровов. Самый большой остров – __(9)__, а полуостров – __(10)__. На юге __(1)__ омывается межматериковым морем, что отразилось в его названии – __(11)__.
Природные условия части света очень разнообразны. На древних и молодых __(12)__ сформировались равнины, самая большая из которых носит название __(13)__. В __(14)__ областях различного возраста представлен горный рельеф. Материковая часть __(1)__ лежит в __(15)__ климатических поясах. Большое влияние на климат оказывает тёплое течение __(16)__, которое образно называют «печкой __(1)__». Но при движении на __(17)__ от __(18)__ океана его влияние ослабевает.
Здесь находятся самая большая и самая маленькая по __(19)__ территории страны мира. Граница с соседней частью света, расположенной на этом же материке, проходит по территории и акватории таких стран, как __(20)__, __(21)__ и __(22)__. Также к __(1)__ относят островное государство __(23)__, где проходит граница __(24)__ плит почти в самом центре __(18)__ океана. А королевству __(25)__ принадлежит самый большой остров планеты, расположенный в совсем другой части света.
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | 14 | ||
2 | 15 | ||
3 | 16 | ||
4 | 17 | ||
5 | 18 | ||
6 | 19 | ||
7 | 20 | ||
8 | 21 | ||
9 | 22 | ||
10 | 23 | ||
11 | 24 | ||
12 | 25 | ||
13 |
Ответы
Ответ | № |
Ответ |
|
1 | Европа | 14 | складчатость |
2 | Уральские / Урал | 15 | 3 |
3 | Рока | 16 | Гольфстрим |
4 | Пиренейский | 17 | восток |
5 | 9 ± 2 | 18 | Атлантический |
6 | Нордкин | 19 | площадь / размер |
7 | 3 | 20 | Россия |
8 | 2 | 21 | Казахстан |
9 | Великобритания | 22 | Турция |
10 | Скандинавский | 23 | Исландия |
11 | Средиземное | 24 | литосферные |
12 | платформа / плита | 25 | Дания |
13 | Восточно-Европейская |
За каждый верный ответ – 2 балла . Если по мнению жюри ответ неполный – 1 балл . Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.
Максимум за задание – 50 баллов .
Задание 3
Эта группа островов площадью немногим более 200 тысяч км2 была открыта в конце XV века во время первой и второй экспедиций знаменитого мореплавателя. Два самых крупных острова были открыты во время первой экспедиции, а два других во время второй. Острова входят в состав региона (субрегиона), название которого образовалось из-за одного из самых серьёзных заблуждений в эпоху Великих географических открытий.
Первоначально, после их открытия, острова принадлежали одной из европейских стран, однако уже в XVII веке они стали ареной борьбы между крупнейшими европейскими державами. В этой борьбе активно участвовали пираты, чья главная резиденция сначала располагалась на небольшом острове к северу от острова Б, а затем резиденцией стал крупнейший город острова В. В 1692 году этот город был практически до основания разрушен стихийным бедствием. В результате ряда вооружённых конфликтов часть территорий островов сменила свой статус, а часть осталась под контролем страны-открывателя.
Дальнейшее изменение политической карты произошло в начале XIX века, когда часть колоний получила независимость. В самом конце XIX века страна-открыватель потеряла свои последние колонии на островах, их захватил новый мировой лидер.
Напишите:
- название группы островов;
- мореплавателя, который открыл острова;
- название региона (субрегиона), в состав которого входят острова;
- названия двух пиратских резиденций в регионе.
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Заполните пустые колонки таблицы. (Страны-метрополии – те государства, которым принадлежали острова в прошлом.)
Наз-вание острова | Пло-щадь, тыс км 2 | Страны-метро-полии | Современ-ные государ-ства | Круп-нейшийгород | ||
А | 111 | — | ||||
Б | 76 | |||||
В | 11 | Сантьяго | ||||
Г | 9 | Сан-Хуан-Баутиста |
Ответы
Наз-вание острова | Пло-щадь, тыс км 2 | Название острова, данное перво-открывателем | Страны-метро-полии | Современ-ные государ-ства |
Круп-нейшийгород |
|
А | Куба | 111 | — | Испания | Куба | Гавана |
Б | Гаити | 76 | Испания, Франция | Гаити, Доминикан-ская респуб-лика | Санто-Доминго | |
В | Ямайка | 11 | Сантьяго | Испания,Велико-британия | Ямайка К | Кингстон |
Г | Пуэрто-Рико | 9 | Сан-Хуан-Баутиста | Испания, США | – | Сан-Хуан |
За название острова – 3 балла , за страны-метрополии и название острова – по 1 баллу , за современные государства и крупнейшие города – по 2 балла , итого за таблицу – 36 баллов .
Внимание! В некоторых ячейках нужно написать 2 ответа, каждый из них оценивается.
Максимум за задание – 50 баллов .
Задание 4
Ребята из Москвы приехали в Аризону для изучения природы Гранд-Каньона. Вместе со своими американскими друзьями они произвели измерения температуры, атмосферного давления и относительной влажности воздуха на смотровой площадке и на спуске в каньон. Но когда они сверили результаты, то обнаружили, что их данные не совпадают. Ребята начали обвинять друг друга в фальсификации результатов, но их учителя быстро объяснили, почему такое произошло.
Перед Вами сводные результаты измерений. Определите, какие из них принадлежат российским школьникам, а какие американским. Заполните недостающие ячейки таблицы.
Страна |
||||
Значения | Единицы измерения | Значения |
Единицы измерения |
|
+30 | температура воздуха | +86 | ||
570 | атмосферное давление | 759,9 | ||
40 | 40 | |||
спустились на 1000 | спустились на 1093,6 | |||
+40 | температура воздуха +104 | |||
665,2 | атмосферное давление | 886,6 | ||
25 | относительная влажность | 25 |
Объясните различия в показателях у школьников из разных стран; как и почему изменились атмосферное давление и температура воздуха (приведите расчёты); почему показатели относительной влажности не отличаются.
Различия в показаниях приборов образовались____________________________
Атмосферное давление_______________________________________________
Температура воздуха _________________________________________________
Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что
Рассчитайте, какую температуру покажет прибор у американских школьников в Москве, если прибор у российских школьников показывает +10.
Определение температуры на американском приборе.________________________________________________________
Ответы
Страна | ||||
Значения | Единицы измерения | Показания приборов на смотровой площадке | Значения | Единицы измерения |
+30 | °С (1 балл ) | температура воздуха | +86 | °F (1 балл ) |
570 | мм рт. ст (1 балл ) | атмосферное давление | 759,9 | ГПа/мбр (1 балл ) |
40 | % (1 балл ) | относительная влажность воздуха | 40 | % (1 балл ) |
спустились на 1000 | м (2 балла ) | показания приборов на склоне Гранд-Каньона | спустились на 1093,6 | ярд (2 балла ) |
+40 | °С (1 балл ) | температура воздуха +104 | °F (1 балл ) | |
665,2 | мм рт. ст (1 балл ) | атмосферное давление | 886,6 | ГПа/мбр (1 балл ) |
25 | % (1 балл ) | относительная влажность | 25 | % (1 балл ) |
Различия в показаниях приборов образовались так как в странах используют разные единицы измерения: в России метрическую, а в США – имперскую (4 балла ).
Атмосферное давление с высотой изменяется: 10,5 м = 1 мм рт. ст (2 балла), 1000: 10,5 ≈ 95,2 мм рт. ст. – на столько изменилось давление при спуске на 1000 м (2 балла ). Т.к. школьники спускались в каньон, давление возрастало: 570 + 95,2 = 665,2 (2 балла ).
Температура воздуха
Так как воздух сухой (относительная влажность равна 40 %), изменяться будет по 1° на 100 м (2 балла). 1000 м: 100 м × 1° = 10° – на такую величину изменится температура при спуске на 1000 м (2 балла). Так как школьники спускались, температура повысится: +30° + 10° = +40° (2 балла ).
Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что прибор измеряет её в относительных показателях (2 балла ).
Определение температуры на американском приборе
- Определим, чему соответствует 10 °С на американской шкале: 104 – 86 = 18 °F (3 балла ).
- Следовательно, 1 °С = 1,8 F (18: 10 = 1,8) (3 балла ).
- 20 × 1,8 = 36 °F; так мы узнали, на сколько °F понизится температура воздуха при достижении отметки +10 °С (3 балла ).
- Итоговый расчёт: 86 °F – 36 °F = +50 °F (3 балла ).
Максимум за задание – 50 баллов .
Максимум за всю работу – 200 баллов .