Полное толкование с примером гексаграмма 13. Скрытая возможность

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире.
Здесь и сейчас уже максимально проявлена вибрация творчества, любви, Бога. Максимально в том смысле, что больше ситуация не в состоянии вместить в настоящее время.
На земле загорелся лес. Пламя пожара взметнулось в голубое небо. Пожар разгорается всё сильнее и сильнее. Разгораются страсти. Противоречия наступают с внутреннего плана ситуации, угрожая разрушить все достигнутое.
Там, где раньше было бездонное голубое небо, завтра будет полыхать пламя пожара. Огонь страстей заполонит собой всё и вытеснит свершения, любовь и самого Бога на второй план.

На ПОДСОЗНАНИИ вибрация аналогичная, что удваивает силу происходящего.

Голубое бездонное небо простирается над землей. Здесь и сейчас уже максимально проявлена вибрация творчества, любви, Бога.
На земле проросли семена деревьев. В глубине подсознания прорастут семена перемен.
Растут деревья, тонкими ветвями стремясь в небо, а корнями проникая глубоко в землю. Усиливается утончение и чувствительность на духовном плане, также возрастает стремление к прочному материальному положению.
Там, где раньше было голубое небо, завтра на ветру будет шуметь листвою могучий лес. Ветер символизирует непрочность, переменчивость ситуации. Лес — житейская суета. Метания и суета вытеснят из жизни достижения, творчество, любовь и самого Бога.

Общее толкование гексаграммы №13

Как в проявленном мире, так и в тонком, здесь и сейчас уже максимально проявлена вибрация творчества, любви, Бога. Это момент, когда небеса спустились на Землю, это момент воплощения самых заветных желаний во всех планах. Но стремление остаться в такой ситуации в принципе неосуществимо. Перемены неизбежны. Это вызывает пожар эмоций и страстей в мире событий, и утончение, чувствительность и суету на уровне подсознания. Свойство огня — прочное сцепление с ситуацией. Всё это бесполезно. Ситуация не может быть законсервирована. Причём чем сильнее привязанность к кому-либо, тем сильнее будет утончение и чувствительность к эмоциональному отклику этого человека, тем сильнее будут эмоции по поводу перемен в отношениях. Привязанность к любви, дружбе или другому состоянию – это сопротивление переменам, а перемены неизбежны. Сильная привязанность обязательно вызовет очень сильный ветер перемен, который её разрушит. СЛОЖНОСТИ С ДРУЗЬЯМИ.

Не плачьте о потерях в отношениях, просто Бог обрезает путы, чтобы Вам легче было дальше идти по пути духовного роста. Учитесь любить, не привязываясь! Учитесь легко принимать любые потери, даже если вам кажется, что они в принципе невосполнимы. То, что приносит разочарование и боль сейчас, в будущем непременно будет оценено как очень важный поворотный момент к истинному счастью. Мы сами инициируем все свои большие беды именно своим большим желанием обезопасить себя и своих близких от потерь. Путь к счастью, путь к легкому воплощению желаний – это полная непривязанность и отсутствие всяких ожиданий.

_____________________________________________________

МНОГОМЕРНОСТЬ
(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №13)
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ


ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – совпадение оценок для большинства происходящих событий, совместные согласованные действия для достижения целей. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ скрывает, прячет различия. Они накапливаются внутри и затем прорываются наружу в виде СЛОЖНОСТЕЙ С ДРУЗЬЯМИ.

__________________________________________________________

СЛОЖНОСТИ С ДРУЗЬЯМИ

Вы привязаны к друзьям?

«Всё к чему Вы привязаны должно быть разрушено», - Гаутама Будда

Позиции для осознания:

1. «Станьте таким человеком, которого вы хотели бы привлечь», — Уэйн Дайер.

2. «Одиночество объясняется не отсутствием людей, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным или неприемлемостью твоих воззрений для других», — К. Г. Юнг.

3. «Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание», — Гаутама Будда.

4. «Нет ничего страшнее для отношений, чем привычка к подозрению. Это яд, который убивает дружбу и разъедает любовь. Это шип, который раздражает и колет; это меч, который убивает», — Гаутама Будда.

5. «Плохого и неискреннего друга следует опасаться больше, чем дикого зверя; дикий зверь может ранить Ваше тело, но злой друг ранит Вашу душу», — Гаутама Будда.

6. «Не бойтесь врагов, бойтесь друзей. Предают друзья, а не враги», — Джонни Депп.

7. «Опытом доказано, что за какие грехи… осудим ближних, в те сами впадём», -
Преподобный Иоанн Лествичник.

8. «Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь — и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему, и вместе с ним — и он станет вашим весёлым, милым товарищем», - У. Теккерей.

9. «Вы слишком привыкли к мысли, что все воспринимают мир одинаково. Но это не так. Если вы соберетесь вместе и попытаетесь пересказать друг другу самые простые и очевидные для вас понятия, то поймете, что все вы живете в совершенно разных мирах», - Джеймс Роджерс.

10. «Если ты найдёшь человека с которым можешь вести себя так же свободно, как ведешь себя наедине с собой, то цени его как воздух», - Хэнк Муди.

11. «Истинная любовь не отступает и тогда, когда ближний наш оступается и впадает в грех», — Митрополит Иоанн (Снычев).

12. «Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали», - Гете.

13. «Никогда не считай себя не таким, каким тебя не считают другие, и тогда другие не сочтут тебя не таким, каким ты хотел бы им казаться», - Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес».

14. «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надежный твой, а самый страшный враг», - А. Шукур.

15. «Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании», - Зигмунд Фрейд.

16. «Не пачкайте свою жизнь людьми, которые вас не ценят», - Пауло Коэльо.

17. «Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит», — Л. Н. Толстой.

18. «Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую», - Дон Хуан.

19. «Вина - бесполезное чувство. Оно никогда никому не помогает и не в силах изменить ситуацию. Так что выпустите себя из тюрьмы», - Луиза Хей.

20. «Иногда наш огонь гаснет, но другой человек снова раздувает его. Каждый из нас в глубочайшем долгу перед теми, кто не дал нашему огню потухнуть», - Альберт Швейцер.

21. «Попасть в дурную компанию человек может в двух случаях жизни - когда он без гроша и когда он богат», - О. Генри.

22. «Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей», - Конфуций.

23. «Самая большая тюрьма, в которой живут люди, — это боязнь того, что подумают другие», — Дэвид Айк.

24. «Все, что раздражает нас в других, может привести к пониманию нас самих», Карл Юнг.

25. «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть какая-либо реакция, то изменяются оба элемента», — сказал Карл Юнг.

26. «Знание собственной тьмы — лучший способ борьбы с тьмой других людей», - Карл Юнг.

27. «Делись только радостью и с друзьями, и с врагами. Друг порадуется, враг огорчится», — Михаил Литвак.

28. «Причина, из-за которой люди в твоей жизни отвернулись от тебя и просто ушли, иногда не имеет ничего общего лично с тобой. Причина в том, что Бог убирает их с твоего пути, потому что именно они не смогут идти там, где идешь ты. Часто люди, которые кажутся нам необходимыми, на самом деле являются преградой, лишним весом и тормозом в достижении цели. Доверяй небесам и будь благодарным за все происходящее! Иногда великая потеря — это твое величайшее приобретение!» — Омар Хайям.

29. «Бессильный враг – наш лучший друг; завистливый друг – злейший из наших врагов», — Петр Яковлевич Чаадаев.

30. «У успешных людей всегда очень много пародий на друзей…», — Олег Рой. Паутина лжи.

31. «Никто ничего не может сказать про вас. Что бы люди ни говорили, они говорят про самих себя», — Ошо (Бхагван Шри Раджниш).

32. «Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны», — Поль Верлен.

33. «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы её получим», — Демокрит.

34. «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга», — Виктор Гюго.

35. «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается», — Михаил Юрьевич Лермонтов. Герой нашего времени.

36. «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься», — Лев Николаевич Толстой.

37. «У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей», — Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

38. «Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей», — Михаил Михайлович Жванецкий.

39. «Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие - радуются их успехам», — Оскар Уайльд.

40. «Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь», — Марк Твен.

41. «Дружба трагичнее любви - она умирает гораздо дольше», — Оскар Уайльд.

42. «Никогда не говорите о себе ничего дурного. Это сделают ваши друзья», — Андре Моруа. Письма незнакомке.

43. «В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели – людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных», — Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея.

44. «Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твоё сердце», — Габриэль Гарсиа Маркес.

45. «Обидеть может только друг. Обида - это когда тебя насмерть ранит тот, к кому ты успел привязаться», — Мария Семенова. Волкодав.

46. «Настоящий друг зарежет тебя спереди», — Оскар Уайльд.

47. «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», — Марк Твен.

48. «Ничто на свете так не оскорбительно, как безукоризненная вежливость с теми, с кем прежде был на короткой ноге», — Джордж Бернард Шоу.

49. «Все друзья хотят меня женить, потому что люди не выносят, когда кому-нибудь хорошо», — Михаил Михайлович Жванецкий.

50. «Легче простить врагу, чем другу», — Фридрих Вильгельм Ницше.

51. «… У них у всех друзья такие же, как они сами, - дружат на почве покупок, почти живут в комиссионных лавках, ходят друг к другу в гости. Как завидую им, безмозглым!» — Фаина Георгиевна Раневская.

52. «Дружба между мужчиной и женщиной очень слабеет при наступлении ночи», - Отто фон Бисмарк.

53. «Друг – это одна душа, живущая в двух телах», - Аристотель.

54. «Всё, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя», - К. Г. Юнг.

55. «Сам станешь всем тем, что находишь таким отвратительным в окружающих», - Клаус Джоул (Посланник).

56. «Научись никому ничего не рассказывать, и тогда все у вас будет хорошо», - Д. Б. Шоу.

57. «Штука в чем: Если ты холоден - ты ранишь людей. Если ты чувствительный - люди ранят тебя», - Ф. М. Достоевский.

58. «Жить нужно для тех - кому ты нужен… Дружить лишь с теми - в ком уверен… Общаться с теми - кто приятен… И быть благодарным тем - кто тебя ценит», - Ф. М. Достоевский.

59. «Самое большое зло, какое можно сделать человеку, - это лишить его верного представления о самом себе. Этим и страшны близкие люди. Неважно, воспитывают ли они, подчиняют или угнетают, - важно то, что с годами человек привыкает думать о себе так, как думают о нем», - Ричи Достян «Тревога».

60. «Чужое сердце — мир чужой, и нет к нему пути! В него и любящей душой не сразу можем мы войти», - Д. Мережковский.

61. «Бессильный враг - наш лучший друг; завистливый друг - злейший из наших врагов», - Чаадаев П.Я.

62. «Лучшими людьми в моей жизни всегда оказывались те, про кого при первой встрече думаешь: Господи что это за псих», - А. Франклин.

63. «Каждый слышит только то, что он понимает», - Гёте.

64. «Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди тоже меняются, либо уходят из нашей жизни», - Борис Пастернак.

65. «Кто свободен от предрассудков, должен быть готов к тому, что его не поймут», — Лион Фейхтвангер.

66. «Как только ты начинаешь искать «хорошее» и «плохое» в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению», — Морихэй Уэсиба.


Общее в человеке

Каждый отдельный человек, даже отвергая религиозно-этнческие нормы, живет в их сфере.
Макс Вебер

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.
ГУА НИЖНИЙ, ЛИ. ОГОНЬ. ЯСНОСТЬ. СРЕДНЯЯ ДОЧЬ. ЮГ. ГЛАЗ.

Несколько слов об Огне как об одной из структур.

Огонь

Жизненная и космическая сила. Первая победа первобытного человека - укрощение огня, с ней связывается титан Прометей. Укрощение огня знаменовало начало новой цивилизации. Огонь высекали с помощью двух палочек и колеса, и это действие в сказках, легендах знаменовало также половой акт. Обычай возжигания вечного огня, символизирующего весну, восходит к далекому доисторическому прошлому.

Огонь в те времена заменял даже Солнце, он отпугивал диких животных. Позже огонь стал применяться при продлении религиозно-магических действий, связанных с силой солнечного воздействия и вечным возрождением Солнца: вспомним, например, вечный огонь римских весталок, а также маздеистские ритуалы, связанные с культом Солнца. У кельтов огонь - суть Божественного и источник света, почитаемый ими двойной смысл, лежащий в солнечном и лунном началах. Огонь занимал место Солнца в центре орфических храмов.

Правитель мира, рассматриваемый как небесное божество, проявлял себя через земное пламя. Культ вечного огня был центром религии маздеистов.

Этот культ исповедывали в Индии парсы и гебры в Иране. Для них огонь был вечной сущностью всех сил и лампад в святилищах всего мира - в храмах, на могилах неизвестных солдат, в факелах олимпийских игр.

Древние считали огонь проявлением Бога, который посредством огня становится доступным для восприятия, в том числе и восприятия через органы чувств. Платоники символизировали действия Бога образами света и огня.

В индуизме агни-огонь воплощает тройственность - порождение, очищение, возрождение-разрушение. Огонь является как бы озарением, символом воли к победе и символом воина-разрушителя. Небесный огонь, гром и молния, - атрибуты Индры - военная и мирная (сельскохозяйственная) силы, а тепло от огня ассоциируется в Индии с Сурьей, древним божеством.

Пламя очага у индейцев майя аналогично агни - его свет считается материализацией Божественного духа, а свет свечи воплощает душу усопшего.

Огонь, символ жизни, очищает материю (землю) от нечистот, является силой возрождения. В Троицын день языки очистительного пламени опускались на головы апостолов.

Гностики связывают огонь с размножением, рассматривая его как творческий акт, в человеке в том числе. Огонь этот проявляется как красная кровь, у мужчин превращаемая в сперму, а у женщин - в молоко.

В Египте огонь рассматривали как две антагонистические силы, один огонь - эфирный, присущий Солнцу, второй - творящий, его воплощением до сих пор считается Озирис.

У греков огонь был посредником между двумя мирами и освободителем души; считалось, что тело должно быть истреблено им, дабы разделиться на два принципа - мыслительный и чувственный. К этим верованиям восходит появление кремации как обряда погребения умершего человека.

У мексиканцев огонь воплощал глубинную силу, делающую возможным восхождение из глубин; они делали жертвоприношения, причем человеческие, богу огня, обитающему в пупе Земли, с тем чтобы жизнь Солнца не погасла, чтобы зажегся новый огонь. Он зажигается раз в пятьдесят два года при совпадении двух календарных циклов, лунного и божественного. Обряд зажжения нового огня очень сложен и красив, он напоминает праздник Прометея в Афинах, в котором участвуют бегуны за огнем.

Для тантристов огонь является мужским созидательным символом, очаг - женским. Огонь вынуждает все воспламененное им перейти из грубой вещественной формы в высшее состояние. Тантристы стали приравнивать силу огня к энергии Кундалини, - энергии, протекающей вдоль позвоночника человека сквозь его центры, чакры.

На Западе огонь по закону аналогий соответствует Овиу, сухости, теплу, Марсу, красному цвету, мужскому началу, духовности, радости.

В Китае огонь (хио) соответствует югу, красному Цвету, горькому вкусу, курице и пернатым.

Жар солнечных лучей может быть губительным, сравнимым лишь с огнем всепожирающей страсти или войны, а дым с помрачением сознания и угнетенностью. Пожар приводит к панике, обращает в бегство, тогда он становится карой: Люцифер, Носитель Света, стал Князем адского пламени.

Вот такая стихия находит воплощение в нижнем знаке гуа ОБЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, который вытекает из двух предыдущих, согласованности и несогласованности, ибо конфликт разрешается поисками общей платформы для примирения.

Ключевые слова

Общность в человеке и в людях, толпе. Родня, родственные связи. Соборная площадь, уподобление всем. Племена. Древность, не затронутая узором культуры, индейцы.

Объяснение структуры

Много общего в людях, но это общее следует подвергать анализу, разбивая по группам и структурам.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ЛИ. ОГОНЬ, ЯСНОСТЬ. СРЕДНЯЯ ДОЧЬ. ЮГ. ГЛАЗ.

НАЧАЛЬНЫЙ ЯН

На своей позиции, старается подняться, взмыть вверх. Роднит людей отсутствие конфликтов и неприятностей. Иди прямым путем, через врата, и не будет неприятностей от людей.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Единственный Инь, занимающий свое, четное, место. Заводи друзей только в своем клане, не осуждай обычаи другого. Не досадуй на судьбу, на данность. Имеет место путь неудовольствия и досады.

ТРЕТИЙ ЯН.

Затаенность успеха. Лагерь. Три года нет успеха. Спокойное стояние лагерем.

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН

Не на своем месте в знаке, но на своем месте, если смотреть с точки зрения Неба. Взобрались на городские стены, преодолели препятствия, но в войну не вступили, атаковать не хотят, счастье в спокойствии.

ПЯТЫЙ ЯН.

Сначала шум, смута, потом - перемирие, войска справляются друг с другом, но общего волеизъявления пока нет, не найдено. Срединность, возможность справиться друг с другом.

ПОСЛЕДНИЙ, ВЕРХНИЙ ЯН.

Отсутствует сожаление о былых ошибках. Нужен верховный, воля. Его еще нет. По путь правильный.

Главное в гуа

Огонь, ЛИ по природе стремится вверх и объединяется с Небесами. Поэтому знак описывает общность в людях, выход из врат для спасения или наоборот - совместное тушение Огня, взмывшего к Небу.

Основной тезис

Резонанс между вторым и пятым уровнем хорош, так как природы уровней и черт совпадают. Играет роль согласование своих действий с действиями остальных, а это всегда прекрасно. Мнения о людях и о себе формируются верно.

Прорицательный аспект

При выпадении знака гуа следует иметь в виду, что:

Действия ведутся в верном направлении.
Показано внимание и забота о ближних, родственниках, гармония среди родных и друзей.
Сохранение традиций, связь с потоком информации извне.
Не стремитесь нападать, повремените, подумайте.
Взяв что-то или кого-то штурмом, не стремитесь к нападению.
Великие силы сходятся и расступаются, давая друг другу дорогу.

Соответствие с Таро

Здесь, скорее всего, существует связь с Арканом IV, Император, означающим разумность согласования порывов, урегулирование отношений. Также Двойка Мечей, Соборность.

Когда в контакте с людьми есть общность, то предметы обязательно сводятся к гармонии этой общности, потому принимают это посредством знака ДА Ю, ОБЛАДАНИЕ БОЛЬШИМ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Следование общепринятым путем, стационарность, традиционность. При этом - стандартные успехи. Звезд с неба вы не хватаете. Все размеренно, все в рамках приличия, достойно, а хочется "перчинки", верно? Показан поступок, прорыв за пределы устойчивой скуки бытия, размах.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Показана информационная деятельность (компьютерная, например), точные науки. Как таковой успех в бизнесе незначителен. Духовная сфера, искусство, литература, творчество - вот ваши "лавры". Больше духовности.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Миролюбие, оптимизм, терпимость в любви. Показан духовный брак.

4. Межличностные отношения.

Отношения между близкими по духу людьми неустойчивы, но существует тенденция к примирению, люди идут навстречу друг другу, уважая в каждом личность.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Здоровье. Со временем здоровье будет ухудшаться. Сердечно-сосудистые заболевания, часто онкология. СПИД.

6. Тенденция.

Через общее в людях искать свою собственную тропу, не нарушая общего тракта.

АРКАН IV, ИМПЕРАТОР

Принцип права и порядка, верного отношения к миру, в котором живете, стремление к благу для многих людей, даже путем отречения от собственных желаний. Этот путь - через объединение к цели - и показан для данного знака. При этом не нужно быть особо выдающимся человеком - императором, условно говоря. Нужно просто больше заботиться о других, нежели о собственной персоне. Люди потому и люди, что стремятся делать другим добро.

Вера Склярова. Карточный канон "И-Цзин"


(Родня) на полях. Свершение. Благоприятна благородному человеку стойкость. Благоприятен брод через великую реку.

Родня в воротах. - Хулы не будет.
Родня в храме предков. - Сожаление.
Спрячь оружие в зарослях и поднимись на их высокое взгорье. И через три года не поднимется (оружие).
Поднимутся на самый вал и не смогут напасть. - Счастье.
Родня сначала (издает) крики и вопли, а потом смеется. Большие войска, одолевая друг друга, встречаются.
Родня в пригороде. - Раскаяния не будет.

Название

Тун жэнъ (Родня/Единомышленники): тун - гармонизировать, сводить воедино; союз, согласие, гармония; уравновешивать, собирать, совместно участвовать, соглашаться; вместе, сообща; одинаковое время и место; иероглиф изображает человеческий рот в сочетании со знаком укрытия, что указывает на понимание без слов и безупречное сочетание; жэнъ - человеческие существа; отдельная личность; человечество; иероглиф изображает человека, стоящего на коленях в молитвенной позе, или знак покорности.

Образный ряд

Это время для того, чтобы собирать людей вместе для достижения общей цели. Ищите способы объединения людей. Вам предстоит работа, которую лучше всего выполнять вместе и которая приносит взаимную пользу - например, сбор урожая или постройка дома. Выясните, какие чувства и цели являются общими. Пора начинать новый проект или основать новое предприятие. Войдите в реку жизни с осмысленной целью. Движение по выбранному пути принесет пользу и просветление. Душевное тепло и понимание помогут в вашей борьбе. Люди не должны быть отделены друг от друга. Подумайте о том, как соединить их. Соберите их вместе - ведь творческая сила рождается в единении. Постарайтесь увидеть внутреннюю красоту вещей и двигаться вместе с потоком событий. Вы можете установить связующее звено между собой и теми силами, которые движут миром.

Внешний и Внутренний миры

Небо и Огонь

Усилия тех, кто стремится к объединению, рождают свет и тепло.

Сведение людей воедино содержит скрытую возможность спонтанного объединения двух первичных сил.

Последовательность

Упадок не может длиться вечно. В прозрении обретешь единомышленников.

Определение

Родня означает близость и соединение.

Образ

рыба в воде, существо «в своей собственной среде».

Символ

деньги делятся между двумя людьми.

Небо соединяется с огнем. Родня.

Благородный человек выбирает кланы, чтобы разграничивать сущее.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

Родня в воротах.
Хулы не будет.

Вы собираетесь переступить через порог. Чтобы начать новое дело, нельзя оставаться в своем доме. Начинайте действовать: никто не может упрекнуть вас в этом.

Шестерка вторая

Родня в храме предков.
Сожаление.

Прошлое удерживает вас. Остановившись перед образами предков и теми идеалами, которые они символизируют, вы испытываете сожаление от того, что сбились с пути. Созерцание должно уступить место активному познанию. Проанализируйте свои чувства.

Девятка третья

Скроешь оружие в зарослях.
Станешь восходить на высокий холм,
Но три года не возвысишься.

Кризис заставляет вас сложить оружие и идти к цели обходным путем. На это уйдет три долгих года. Для достижения цели необходима полная гармония прежнего опыта и новых знаний. Постарайтесь освободиться от чувства обиды и негодования.

Девятка четвертая

Поднявшись на городской вал, не решайся на атаку.
Счастье.

Цель близка, но агрессивность опасна для ее достижения. Ситуация должна разрешиться естественным образом. Путь открыт (счастье). Не позволяйте чувствам владеть вами, и вы будете вознаграждены за это.

Девятка пятая

Родне - сначала крики и вопли, а потом смех.
Великие войска одолеют друг друга, и будет встреча.

Объединение сначала происходит тяжело, но тем радостнее осознавать, что цель достигнута. Победа над великими войсками - это победа над противоборствующими силами человеческой сущности: лишь одолев друг друга, они могут пребывать в гармонии.

Наверху девятка

Родня на окраине.
Хулы не будет.

Когда цель достигнута, центральное отступает на окраину. Бесстрастность постепенно сменяется безразличием. Су Мэй-шань пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении, поэтому нет и раскаяния». Окончание ситуации подразумевает начало чего-то нового, но цель и стремление, необходимые для совместного действия, еще отсутствуют.

Ассоциативное толкование

  1. Человек держит документ, на обложке которого виден иероглиф синь - «сознание, сердце». Это означает «быть ослепленным алчностью».
  2. Человек, стреляющий из лука в гору, означает продвижение, высокое положение в списке прошедших экзамен.
  3. Олень, пьющий воду, означает, что слава и богатство приходят бесконечным потоком.
  4. Быстрая река означает перспективу успешной карьеры.

Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.

Компаньоны на просторе. Это удача. Благоприятное время для пересечения великой реки. Настойчивость, которую приобрел продвинутый человек, принесет успех сейчас.

Указания к толкованию

Это январская гексаграмма. Она хороша летом и осенью.
Если мы заменим в 5-м яо Ян на Инь, то получим чистую гексаграмму «Огонь». Поэтому Тун-жэнь является гуй хунъу т. е. гексаграммой «возвращающейся души».

Человек хочет открыть спортивно-оздоровительный клуб. Когда он объявляет о своих планах, то находится очень много заинтересованных людей. Он немедленно создает организацию и устанавливает дальнейшие цели, которые проявленный интерес делает вполне осуществимыми.

В округе было много разбойных нападений. Люди рассердились и идут к местному правителю с требованиями решительных мер.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо.

  1. Начальная девятка. Компаньоны входят через ворота. Нет вины.
  2. Вы собираетесь на урок и по пути встречаете соучеников. Все работают вместе с хорошими результатами.
  3. Вы встречаете других людей, у которых с вами общая цель. Впоследствии обнаруживаете, что вы стали хорошими друзьями и союзниками.
  4. Хороший знак для поездки за границу.

Второе яо.

  1. Шестерка вторая. Компаньоны в своем клане. Унижение.
  2. «Мы должны прежде получить, что сможем, для себя, а потом уже думать о других», - говорит компания. Они расстаются, не получив ничего.
  3. «Каждый заботится сам о себе, и мы должны поступать так же», - говорит компания. Их ловят на краже чужого и отправляют в тюрьму.
  4. Не стирайте свое грязное белье на людях.

Третье яо.

  1. Девятка третья. Он прячет свое оружие в густых кустах и взбирается на высокую гору, чтобы занять выгодное положение. В течение трёх лет не будет для него подъёма
  2. Компания находит золото. И сразу же они смотрят друг на друга с недоверием. Так много раздоров, что большая часть клада теряется.
  3. «Мы все верим друг другу», - так говорит каждый. Затем они расходятся по домам и замышляют недоброе против друг друга. Вся их энергия уходит на это, и ничего не делается.
  4. Вы будете страдать от последствий ваших собственных действий.

Четвертое яо.

  1. Девятка четвертая. Он взбирается на стену, но никак не может напасть. Удача.
  2. Двое затевают драку в баре, но вокруг так много друзей, что подраться не получается. Впоследствии появляется возможность примирения.
  3. Мужи жена собираются разводиться, но вдруг их ребенок попадает в аварию. Они так счастливы, что с ним ничего страшного не случилось, что совершенно забывают о своем конфликте.
  4. Хорошее обычно становится возможным после суровых испытаний.

Пятое яо.

  1. Девятка пятая. Люди, собравшись в компанию, сначала плачут и жалуются, а потом смеются, потому что, пройдя через большие трудности, смогли быть вместе.
  2. Влюбленные, познакомившиеся в отпуске, возвращаются по домам в разные концы страны и горюют. Наконец, после долгих задержек, им удается поменять свою работу и обязанности так, чтобы быть вместе.
  3. Два человека знакомятся в гостях и обнаруживают, что у них - общие цели. Решают открыть совместный бизнес. Но каждый из них связан многими обязанностями. Проходит много времени, но наконец они вместе и их предприятие процветает.
  4. Добрый совет со стороны может помочь вам исправить свои недостатки.

Шестое яо.

  1. Верхняя девятка. Компания в открытом поле. Разочарования нет.
  2. Человек переезжает в другой город и обнаруживает, что у тамошних людей нет ничего общего с ним. Тогда он решает познакомиться с соседями, присоединяется к трудам местной общины и делает все как нельзя лучше.
  3. Молодая женщина получает работу на фабрике и видит, что тамошние работницы старше ее и мало похожи на нее. Но она видит, что они по природе - хорошие люди, и сближается с ними.
  4. Трудно угодить всем.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в «пустоши», на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных действий нужна стойкость, полная благородства, «стойкость благородного человека». Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает комментатор Су Мэй-шань: «Пустошь - это земля, которой никто не добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной, действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..» Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя - солнце - свет. - Образ мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под термином «мир» обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно, требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное, так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько, что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает комментатор Вань И: «Человек, желая познать сущность элемента единодушия, должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной работе самая важная заповедь - это не забывать и не помогать». Такие мысли высказываются в комментаторской литературе по поводу текста: Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость великого человека.

1
На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах. Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь следующие слова: В начале сильная черта. Единомышленники находятся в воротах. Хулы не будет.

2
Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие. Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно пребывает в «храме предков». Но там он пребывает на месте, - иными словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною сожаления, которое должно наступить. - Причины такой ошибки на данной ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за пределы прежде сложившегося образа мира. В тексте здесь сказано: Слабая черта на втором месте. Единомышленники находятся в храме предков. Сожаление!

3
То, чего не хватало на предыдущей ступени, - накопленный прежде опыт и разум, - получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей «единомышленника», на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм - на высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание, как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст облекает в следующие образы: Сильная черта на третьем месте. Скроешь оружие в зарослях. Станешь восходить на высокий холм, но три года не возвысишься.

4
Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить достижение намеченной цели - единение с людьми. Но оно символизировано соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется, возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста, суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так: «Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает, что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в счастии». Текст это выражает так: Сильная черта на четвертом месте. Поднявшись на городской вал, не решайся на атаку. Счастье.

5
Единодушие - основная цель данной ситуации - не достигается просто. Это видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь, полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом - удовлетворение. Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор Чжэн Хай-жу говорит: «Победа над великими войсками - это не победа над третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск справишься ли с ней?» А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: «Нет большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним - мелочь». Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так: Сильная черта на пятом месте. Единомышленникам - сначала возгласы и вопли, а потом смех. Великие войска побеждены, и будет встреча.

6
Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным. Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су Мэй-шань по этому поводу пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении, поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не достижимо». Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на отсутствие раскаяния: Наверху сильная черта. Единомышленники на окраине. Не будет раскаяния.

СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Родня находится на полях. Свершение.

Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна благородному человеку стойкость.


Это время для того, чтобы собирать людей вместе для достижения общей цели. Ищите способы объединения людей. Вам предстоит работа, которую лучше всего выполнять вместе и которая приносит взаимную пользу - например, сбор урожая или постройка дома.

Выясните, какие чувства и цели являются общими. Пора начинать новый проект или основать новое предприятие. Войдите в реку жизни с осмысленной целью. Движение по выбранному пути принесет пользу и просветление.

Душевное тепло и понимание помогут в вашей борьбе. Люди не должны быть отделены друг от друга. Подумайте о том, как соединить их. Соберите их вместе - ведь творческая сила рождается в единении.

Постарайтесь увидеть внутреннюю красоту вещей и двигаться вместе с потоком событий. Вы можете установить связующее звено между собой и теми силами, которые движут миром.

АССОЦИАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ

  1. Человек держит документ, на обложке которого виден иероглиф синь - «сознание, сердце». Это означает «быть ослепленным алчностью».
  2. Человек, стреляющий из лука в гору, означает продвижение, высокое положение в списке прошедших экзамен.
  3. Олень, пьющий воду, означает, что слава и богатство приходят бесконечным потоком.
  4. Быстрая река означает перспективу успешной карьеры.
Образ: рыба в воде, существо «в своей собственной среде». Символ: деньги делятся между двумя людьми.


Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану

Компаньоны на просторе. Это удача. Благоприятное время для пересечения великой реки. Настойчивость, которую приобрел продвинутый человек, принесет успех сейчас.

Указания к толкованию

  • Это январская гексаграмма. Она хороша летом и осенью.
  • Если мы заменим в 5-м яо Ян на Инь, то получим чистую гексаграмму «Огонь». Поэтому Тун-жэнь является гуй хунъу т. е. гексаграммой «возвращающейся души».
Человек хочет открыть спортивно-оздоровительный клуб. Когда он объявляет о своих планах, то находится очень много заинтересованных людей. Он немедленно создает организацию и устанавливает дальнейшие цели, которые проявленный интерес делает вполне осуществимыми.

В округе было много разбойных нападений. Люди рассердились и идут к местному правителю с требованиями решительных мер.


Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну


Первое яо.
  1. Начальная девятка. Компаньоны входят через ворота. Нет вины.
  2. Вы собираетесь на урок и по пути встречаете соучеников. Все работают вместе с хорошими результатами.
  3. Вы встречаете других людей, у которых с вами общая цель. Впоследствии обнаруживаете, что вы стали хорошими друзьями и союзниками.
  4. Хороший знак для поездки за границу.

Второе яо.
  1. Шестерка вторая. Компаньоны в своем клане. Унижение.
  2. «Мы должны прежде получить, что сможем, для себя, а потом уже думать о других», - говорит компания. Они расстаются, не получив ничего.
  3. «Каждый заботится сам о себе, и мы должны поступать так же», - говорит компания. Их ловят на краже чужого и отправляют в тюрьму.
  4. Не стирайте свое грязное белье на людях.

Третье яо.
  1. Девятка третья. Он прячет свое оружие в густых кустах и взбирается на высокую гору, чтобы занять выгодное положение. В течение трёх лет не будет для него подъёма
  2. Компания находит золото. И сразу же они смотрят друг на друга с недоверием. Так много раздоров, что большая часть клада теряется.
  3. «Мы все верим друг другу», - так говорит каждый. Затем они расходятся по домам и замышляют недоброе против друг друга. Вся их энергия уходит на это, и ничего не делается.
  4. Вы будете страдать от последствий ваших собственных действий.

Четвертое яо.
  1. Девятка четвертая. Он взбирается на стену, но никак не может напасть. Удача.
  2. Двое затевают драку в баре, но вокруг так много друзей, что подраться не получается. Впоследствии появляется возможность примирения.
  3. Мужи жена собираются разводиться, но вдруг их ребенок попадает в аварию. Они так счастливы, что с ним ничего страшного не случилось, что совершенно забывают о своем конфликте.
  4. Хорошее обычно становится возможным после суровых испытаний.

Пятое яо.
  1. Девятка пятая. Люди, собравшись в компанию, сначала плачут и жалуются, а потом смеются, потому что, пройдя через большие трудности, смогли быть вместе.
  2. Влюбленные, познакомившиеся в отпуске, возвращаются по домам в разные концы страны и горюют. Наконец, после долгих задержек, им удается поменять свою работу и обязанности так, чтобы быть вместе.
  3. Два человека знакомятся в гостях и обнаруживают, что у них - общие цели. Решают открыть совместный бизнес. Но каждый из них связан многими обязанностями. Проходит много времени, но наконец они вместе и их предприятие процветает.
  4. Добрый совет со стороны может помочь вам исправить свои недостатки.

Шестое яо.
  1. Верхняя девятка. Компания в открытом поле. Разочарования нет.
  2. Человек переезжает в другой город и обнаруживает, что у тамошних людей нет ничего общего с ним. Тогда он решает познакомиться с соседями, присоединяется к трудам местной общины и делает все как нельзя лучше.
  3. Молодая женщина получает работу на фабрике и видит, что тамошние работницы старше ее и мало похожи на нее. Но она видит, что они по природе - хорошие люди, и сближается с ними.
  4. Трудно угодить всем.

ОБЩЕЕ ТОЛКОВАНИЕ ПО Ю. ШУЦКОМУ

Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими.

Для такого совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в "пустоши", на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие.

Оно в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных действий нужна стойкость, полная благородства, "стойкость благородного человека".

Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает комментатор Су Мэй-шань: "Пустошь - это земля, которой никто не добивается.

Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной, действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?.."

Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя - солнце - свет. Образ мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой.

Поэтому под термином "мир" обычно подразумевают лишь познанный мир. На данной же ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно, требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное, так и еще не познанное.

Последнее в такой мере, что его присутствие способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько, что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается заново в контекстах новых окружений.

Эта необходимость пройти через весь мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими единомышленниками.

Поэтому, хотя и остается необходимой его личная стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом созвучии с другими.

В точной и краткой формулировке это выражает комментатор Вань И: "Человек, желая познать сущность элемента единодушия, должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного прежде.

Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной работе самая важная заповедь - это не забывать и не помогать".

Такие мысли высказываются в комментаторской литературе по поводу текста: Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость великого человека

.


Тун жэнъ (Родня/Единомышленники): тун - гармонизировать, сводить воедино; союз, согласие, гармония; уравновешивать, собирать, совместно участвовать, соглашаться; вместе, сообща; одинаковое время и место; иероглиф изображает человеческий рот в сочетании со знаком укрытия, что указывает на понимание без слов и безупречное сочетание; жэнъ - человеческие существа; отдельная личность; человечество; иероглиф изображает человека, стоящего на коленях в молитвенной позе, или знак покорности.

Родня находится на полях. Свершение.
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна благородному человеку стойкость.

Это время для того, чтобы собирать людей вместе для достижения общей цели. Ищите способы объединения людей. Вам предстоит работа, которую лучше всего выполнять вместе и которая приносит взаимную пользу - например, сбор урожая или постройка дома. Выясните, какие чувства и цели являются общими. Пора начинать новый проект или основать новое предприятие. Войдите в реку жизни с осмысленной целью. Движение по выбранному пути принесет пользу и просветление. Душевное тепло и понимание помогут в вашей борьбе. Люди не должны быть отделены друг от друга. Подумайте о том, как соединить их. Соберите их вместе - ведь творческая сила рождается в единении. Постарайтесь увидеть внутреннюю красоту вещей и двигаться вместе с потоком событий. Вы можете установить связующее звено между собой и теми силами, которые движут миром.

Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в “пустоши”, на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных действий нужна стойкость, полная благородства, “стойкость благородного человека”.

Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает комментатор Су Мэй-шань: “Пустошь – это земля, которой никто не добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной, действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..” Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя – солнце – свет. – Образ мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под термином “мир” обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно, требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное, так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового познавательного процесса.

Так равновесие образа мира нарушено настолько, что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает комментатор Вань И: “Человек, желая познать сущность элемента единодушия, должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной работе самая важная заповедь – это не забывать и не помогать”.

Внешний и Внутренний миры: Небо и Огонь

Усилия тех, кто стремится к объединению, рождают свет и тепло.

Сведение людей воедино содержит скрытую возможность спонтанного объединения двух первичных сил.

Последовательность

Упадок не может длиться вечно. В прозрении обретешь единомышленников.

Определение

Родня означает близость и соединение.

Символ

Небо соединяется с огнем. Родня.
Благородный человек выбирает кланы, чтобы разграничивать сущее.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Родня в воротах.
Хулы не будет.

Вы собираетесь переступить через порог. Чтобы начать новое дело, нельзя оставаться в своем доме. Начинайте действовать: никто не может упрекнуть вас в этом.

На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах. Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается построение нового развития в данной ситуации.

Линия 2

Шестерка вторая

Родня в храме предков.
Сожаление.

Прошлое удерживает вас. Остановившись перед образами предков и теми идеалами, которые они символизируют, вы испытываете сожаление от того, что сбились с пути. Созерцание должно уступить место активному познанию. Проанализируйте свои чувства.

Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие. Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно пребывает в “храме предков”. Но там он пребывает на месте, – иными словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною сожаления, которое должно наступить. – Причины такой ошибки на данной ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за пределы прежде сложившегося образа мира.

Линия 3

Девятка третья

Скроешь оружие в зарослях.
Станешь восходить на высокий холм,
Но три года не возвысишься.

Кризис заставляет вас сложить оружие и идти к цели обходным путем. На это уйдет три долгих года. Для достижения цели необходима полная гармония прежнего опыта и новых знаний. Постарайтесь освободиться от чувства обиды и негодования.

То, чего не хватало на предыдущей ступени, – накопленный прежде опыт и разум, – получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей “единомышленника”, на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм - на высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание, как оружие спрятать его в зарослях.

Линия 4

Девятка четвертая

Поднявшись на городской вал, не решайся на атаку.
Счастье.

Цель близка, но агрессивность опасна для ее достижения. Ситуация должна разрешиться естественным образом. Путь открыт (счастье). Не позволяйте чувствам владеть вами, и вы будете вознаграждены за это.

Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить достижение намеченной цели – единение с людьми. Но оно символизировано соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется, возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста, суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так: “Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает, что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в счастии”.

Линия 5

Девятка пятая

Родне - сначала крики и вопли, а потом смех.
Великие войска одолеют друг друга, и будет встреча.

Объединение сначала происходит тяжело, но тем радостнее осознавать, что цель достигнута. Победа над великими войсками - это победа над противоборствующими силами человеческой сущности: лишь одолев друг друга, они могут пребывать в гармонии.

Единодушие – основная цель данной ситуации – не достигается просто. Это видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь, полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом – удовлетворение. Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор Чжэн Хай-жу говорит: “Победа над великими войсками – это не победа над третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск справишься ли с ней?” А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: ” Нет большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним – мелочь”. Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на встречу с единомышленниками.

Линия 6

Наверху девятка

Родня на окраине.
Хулы не будет.

Когда цель достигнута, центральное отступает на окраину. Бесстрастность постепенно сменяется безразличием. Су Мэй-шань пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении, поэтому нет и раскаяния». Окончание ситуации подразумевает начало чего-то нового, но цель и стремление, необходимые для совместного действия, еще отсутствуют.

Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным. Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су Мэй-шань по этому поводу пишет: “Нет того, к чему тяготеешь в единении, поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не достижимо”. Можно было бы здесь ожидать раскаяния.