Полное отчаяние: как уцелеть в житейской буре. Отчаяние и безысходность

Отчаяние — это лишение надежды. В отличие от светского понимания отчаяния, которое объясняется, как отрицательная эмоция, связанная с ощущением невозможности удовлетворить какую-либо потребность или как состояние крайней безнадежности вследствие горя, неприятности, в христианстве отчаяние связано, прежде всего, с чувством богооставленности. Это состояние напрямую связано с унынием и представляет одну из крайних форм овладения уныния человеком, когда христианин лишается надежды на помощь Бога в его жизни.

Состояние человека, имеющего некий, пусть и минимальный, религиозный опыт, но не практикующего религию, является отчаянием. Иногда отчаявшийся не сразу осознает свое состояние и лишь спустя некоторое время, совсем удалившись от Бога и разочаровавшись в жизни, может впасть в состояние отчаяния в нерелигиозном значении этого слова.

Впрочем, он может этого избежать, бесконечно находя развлечения для отпавшей от Бога души. Верующий человек, впавший в отчаяние, не должен замыкаться в самом себе, но все усилия своей воли направить на молитву и покаяние, совершенно изгоняющие отчаяние и наполняющие душу упованием на скорую помощь Божию.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ ОТЧАЯНИИ:

Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа. Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ. Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит, и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним, и хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не в состоянии победить врага.
Если же Бог сотворил нас только по любви, чтобы мы наслаждались вечными благами, и к этому устраивает и направляет все от первого дня до настоящего времени, то что побуждает нас предаваться сомнению и отчаиваться? Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению… но и потому, что ввергает в сатанинское безумие… Душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть. Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла.

Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться.

Нет ничего равного милости Божией, нет ничего больше ее. Поэтому отчаявшийся сам себя губит.

Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-либо скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: «…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:3-4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения нужно ее наполнить надеждой на милость Божию.

Помыслы смутные и влекущие в отчаяние приходят от диавола, который хочет нас ввергнуть в полное отчаяние, погубить, поскольку отчаяние – тонкий грех. Кто отчаивается в своем спасении, тот думает, что Бог – немилостивый и неистинный, а это есть страшная хула на Бога. К этому тяжкому греху сатана хочет нас привести через помыслы смущения и отчаяния. И этому его лютому искушению мы должны противиться, и утверждаться в надежде на милосердие Божие, и от Него ожидать нашего спасения.

Самый тяжкий грех – «отчаяние». Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, – показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от лютаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными самоубийству. Самоубийство – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения.

Бесовское дело и коварство – внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно.

В поучениях Серафима Саровского есть такие слова —

Отчаяние, по учению святого Иоанна Лествичника , рождается или от сознания «множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается и от тяжести их утопает в глубине безнадежия», или «от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслуживают сего падения». Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам Иоанна Лествичника, и несовместно разуму. Первое врачуется воздержанием и благой надеждой, а второе – смирением и неосуждением ближнего (Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица », ст. 26, отд. 89).

Господь печется о нашем спасении. Но человекоубийца диавол старается привести человека в отчаяние.

Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, какие бы они ни были. Жизнь наша есть как бы дом искушений и пыток; но мы не отступим от Господа, доколе не повелит Он пытающим оставить нас и пока мы не будем оживлены терпением и твердым бесстрастием.

Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться, но Петр – твердый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.

«Итак, братие, – учит преподобный Антиох, – когда отчаяние будет нападать на нас, не покоримся ему, но, укрепляясь и ограждаясь светом веры, с великим мужеством скажем лукавому духу: «Что нам и тебе, отчужденный от Бога беглец с небес и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Христос, Сын Божий, власть имеет и над нами, и над всеми. Ему согрешили мы, Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые Честным Его Крестом, мы попираем твою змииную главу» (Прп. Антиох. Слово 27).

И с умилением будем молиться ко Господу:

«Владыко Господи небесе и земли, Царю веков! Благоволи отверзти мне дверь покаяния, ибо я в болезни сердца молю Тебя, истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, света миру. Призри многим Твоим благоутробием и приими моление мое; не отврати его, но прости мне, впавшему во многие прегрешения. Приклони ухо Твое к молению моему, и прости мне все злое, которое соделал я, побежденный моим произволением. Ибо ищу покоя, и не обретаю, потому что совесть моя не прощает меня. Жду мира, и нет во мне мира по причине глубокаго множества беззаконий моих. Услыши, Господи, сердце вопиющее к Тебе, не посмотри на мои злые дела, но призри на болезнь души моей и поспеши уврачевать меня, жестоко уязвленного [грехом]. Дай мне время покаяния ради благодати человеколюбия Твоего, и избавь меня от бесчестных дел, и не возмерь мне по правде Твоей и не воздай мне достойное по делам моим, чтобы мне не погибнуть совершенно. Услыши, Господи, меня, в отчаянии находящегося. Ибо я, лишенный всякой готовности и всякой мысли ко исправлению себя, припадаю к щедротам Твоим; помилуй меня, поверженного на землю и осужденного за грехи мои. Воззови меня, Владыко, плененного и содержимого моими злыми деяниями и как бы цепями связанного. Ибо Ты един ведаешь разрешать узников, врачевать раны, никому не известные, которые знаешь только Ты, ведающий сокровенное. И потому во всех моих злых болезнях призываю только Тебя – врача всех страждущих, дверь рыдающих вне), путь заблудившихся, свет омраченных, искупителя заключенных, всегда сокращающего десницу Свою и удерживающего гнев Свой, уготованный на грешников, но ради великого человеколюбия, дающего время покаянию. Воссияй мне свет лица Твоего, Владыко, тяжко падшему, скорый в милости и медленный в наказании. И Твоим благоутробием простри мне руку и восставь меня из рва беззаконий моих. Ибо Ты Един Бог наш, не веселящийся (о) погибели грешников и не отвращающий лица Своего от молящегося к Тебе со слезами. Услыши, Господи, глас раба Твоего, вопиющего к Тебе, и яви свет Твой на мне, лишенном света, и даруй мне благодать, чтобы я, не имеющий никакой надежды, всегда надеялся на помощь и силу Твою. Обрати, Господи, плач мой в радость мне, расторгни вретище и препояшь меня веселием (Пс.29:12). И благоволи, да успокоюсь от вечерних дел моих, и да получу успокоение утреннее, как избранные Твои, Господи, от которых «отбежали болезнь, печаль и воздыхание»3), и да отверзется мне дверь Царствия Твоего, дабы, вошедше с наслаждающимися светом лица Твоего, Господи, получить мне жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь».

В жизни каждого человека могут произойти такие события, которые повергнут его в состояние отчаяния и безысходности, и выбраться из этого состояния ему будет очень непросто. Да, иногда жизнь загоняет человека в тупик и бьет его со всей силы, сбивая с ног и вынуждая страдать. И лишь немногие из нас, оказавшись к крайне тяжелой для себя ситуации, в тупиковой ситуации, могут найти в себе силы, чтобы с достоинством выйти из нее. Многие, к сожалению, в сложных ситуациях падают духом и впадают в отчаяние. А ведь отчаяние и безысходность, страх и боль, упадок духа и потеря веры в лучшее и в самого себя – это те испытания, через которые должен пройти каждый из нас в своей жизни. И чтобы вы знали, уважаемые читатели, как пройти через эти испытания, как найти выход, даже из самой безнадежной ситуации, я предлагаю вам внимательно и вдумчиво прочитать эту статью, в которой я не только дам вам необходимые для преодоления любых жизненных трудностей знания, но и заряжу вас положительной энергией, которая позволит вам эти знания применить.

Человек, испытывающий чувство безысходности и отчаяния, и не видящий выхода из той, нехорошей для него ситуации, в которой он по стечению обстоятельств оказался, находится под властью крайне негативных эмоций. Ему кажется, что выхода из его ситуации в принципе не существует, хотя на самом деле он его просто не ищет, потому что не может искать, ведь для этого ему необходимо избавиться из своих мрачных эмоций и начать думать, но эмоции очень сильны и они его не отпускают – они властвуют над ним. Эмоции, особенно негативные, в трудной ситуации – это главный враг человека. Находясь в спокойном состоянии, вы все, я уверен, так же, как и я, считаете, что из любой ситуации, какой бы сложной она не была, всегда есть выход. И глядя на оказавшегося в трудной ситуации человека со стороны, вы можете дать ему массу правильных советов по тому, как из этой ситуации выбраться. Но стоит вам самим оказаться в похожей ситуации и почувствовать безысходность на собственных эмоциях, и вы тоже не будете знать, что и как вам надо делать, чтобы справиться с собой и своими проблемами. Впадая в отчаяние, мы не видим того, что обычно видим, когда смотрим на ту же самую ситуацию со стороны, не испытывая негативных эмоций. Конечно, не все проблемы могут быть нами решены, даже в самом что ни на есть спокойном состоянии, поскольку для этого необходимо еще обладать нужными знаниями, которые позволяют решить ту или иную проблему. Но чтобы, хотя бы нащупать правильное направление, в котором следует двигаться, чтобы решить свои проблемы, человеку важно пребывать в спокойном состоянии, ведь без спокойствия мы не в состоянии контролировать самих себя, не в состоянии осознать происходящее с нами в полной мере. Поэтому я расскажу вам о том, как прийти к спокойствию и начать мыслить конструктивно, ибо как видите, решение рассматриваемой нами проблемы зависит в первую очередь именно от этого.

Что произошло? Кто в этом виноват? К чему все это приведет? И что делать, чтобы решить свою проблему, проблемы? Вот они – вопросы, на которые нам приходится отвечать, когда мы впадаем в отчаяние и чувствуем безысходность, когда нам страшно и мы не видим света в конце тоннеля. Иногда эти вопросы сами лезут в нашу голову, а иногда нам нужно ставить их перед собой, чтобы разобраться в происходящем в нашей жизни. Я предлагаю вам, дорогие друзья, отвечать на эти вопросы в обратной последовательности, чтобы ответить на них правильно и вообще ответить, а не оставить их в подвешенном состоянии. Итак, что же делать в той ситуации, находясь в которой вы испытываете чувство отчаяния и безысходности, а также ряд других негативных ощущений, отравляющих вам жизнь? Совершенно очевидно, что необходимо вначале успокоиться и избавиться от всех эмоций, которые вас одолевают, независимо от той ситуации, в которой вы оказались. Находясь под воздействием негативных эмоций, вы даже с помощью специалиста не сможете решить свои проблемы, потому что просто не будете его слушать и понимать, что он говорит вам. Поэтому, кстати, опытные психологи, прежде чем что-то советовать своим клиентам, стараются их успокоить, и только после того, как человек успокоится, они приступают к вдумчивому обсуждению с ними их проблем. Так как же избавиться от негативных эмоций и начать мыслить конструктивно? Для этого необходимо абстрагироваться от неприятной для вас действительности, необходимо взглянуть на нее и на себя самого, со стороны. Сделать это непросто, но возможно, и главное, необходимо.

Нужно обладать хорошим воображением, чтобы суметь взглянуть на себя, на свое отчаяние, на свой страх, гнев, обиды, на мнимую безысходность своей ситуации, со стороны. Кому-то это сделать легко, кому-то сложно, но каждый, уверяю вас, каждый может абстрагироваться от своих проблем и связанных с ними эмоций. Поэтому нужно стараться это сделать, чтобы успокоиться. Ведь что значит безысходность – это значит безвыходность, когда человек убежден в том, что выхода из того положения, в котором он оказался – нет! Но разве в этом мире такое возможно? Разве в нем вообще существуют безвыходные ситуации? Конечно же нет. Выход есть всегда, из любой ситуации. Но чтобы его найти, необходимо взглянуть на свою ситуацию со стороны, чтобы увидеть то, чего мы не видим, взирая на нее от первого лица. Так вот, чтобы абстрагироваться от своих проблем и связанных с ними эмоций, необходимо говорить и думать о себе, как о третьем лице, проблему которого вы хотите решить. Не считайте возникшую у вас проблему своей, считайте ее чужой – того человека, в котором вы привыкли видеть себя. Не вы оказались в сложной ситуации, а он – тот человек, с которым вы себя ассоциируете, оказался в сложной ситуации, и ваша задача, а вы – это чистый разум, в первую очередь заключается в том, чтобы вывести этого человека из того эмоционального состояния, в котором он пребывает и которое его слепит. А затем, и из той сложной ситуации, в которой он оказался, вы вместе с ним сможете его вывести. Подумайте над такой возможностью решения возникающих в вашей жизни проблем, примите в свою жизнь, в свое сознание, данный сценарий ваших действий, чтобы использовать его в стрессовых ситуациях. Ведь проблема с абстрагированием гораздо чаще возникает у тех людей, которые вообще не имеют представления о подобном состоянии собственного сознания, при котором человек говорит и думает о себе в третьем лице и в таком состоянии решает, и весьма эффективно, все свои проблемы. Некоторые люди даже критикуют тех, кто практикует подобный способ решения своих проблем, и утверждают, что человек, говорящий о себе в третьем лице – это какой-то ненормальный человек. Не придавайте этой точке зрения никакого значения. Она неверна! Ненормален тот человек, который не может решить свои проблемы, из-за отсутствия у него контроля над собственным эмоциональным состоянием, и тот, кто не дай бог придет к мысли о бессмысленности своей жизни и начнет задумываться о том, чтобы прервать ее. Вот что ненормально, вот что страшно! Люди, впадающие в депрессию и находящиеся в ней в течении долгих лет, лишая себя возможности полноценно общаться с внешним миром – вот с кем действительно не все в порядке, вот, кто ненормален, и кому явно нужна помощь. А тот, кто пытается себя успокоить, чтобы решить свои проблемы, говоря и думая о себе в третьем лице – это очень даже нормальный и психически здоровый человек. Так что обязательно прибегните к предложенному мною приему работы с собственным сознанием, чтобы избавиться от негативных эмоций и помочь себе так же, как вы могли бы помочь другому человеку, смотря на него со стороны, оказавшемуся в сложной ситуации и впавшему в состояние отчаяния и безысходности. Забудьте о том, что именно с вами происходит то, что происходит, и подумайте о том, как бы вы помогли человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, какие бы советы вы ему дали, что бы вы предложили ему сделать, чтобы решить свои проблемы? Ну и потому, просто прислушайтесь к собственным советам и решите свои проблемы.

Помимо вышесказанного, друзья, вам необходимо включить в круг своих понятий представление о том, что Вселенная многовариантна, и у каждой ситуации может быть бесчисленное количество решений. Эти решения могут быть любыми, и хорошими для вас, и плохими. Возможно, вам в это трудно поверить или вы не хотите в это верить, предпочитая видеть себя в бесперспективном положении, в тупике, из которого нет выхода, но пока, человеческий опыт указывает на то, что это именно так. Следовательно, у той ситуации, пребывая в которой, вы испытываете чувство отчаяния и безысходности, есть такой сценарий развития событий, при котором вы будете чувствовать себя счастливым человеком и все у вас будет хорошо. И вообще, у любой ситуации есть масса позитивных сценариев развития событий, даже если в текущем состоянии эта ситуация кажется катастрофичной и выхода из нее не видно. Вам пока не надо с этим спорить или слишком много думать над этой теорией многовероятности будущего, пока я просто прошу вас включить ее в круг своих понятий. Допустите вероятность того, что такое может быть, и что даже та ситуация, в которой нет выхода, которая просто ужасна для вас или для кого-то другого, может завершиться для вас и для этого человека самым, что ни на есть, благоприятным образом. Работать над этой теорией будет – или ваш мозг, пытаясь помочь вам преодолеть тяжелое эмоциональное состояние – эмоциональный кризис, чтобы вы нашли решение своих проблем, либо эту теорию в работе с вами будет использовать психолог, к которому вы обратитесь за помощью. Главное, чтобы вы понимали, что безвыходных ситуаций не существует в нашем мире. В нашем мозгу да, они могут существовать, а в мире, в известной нам Вселенной – нет. Так что как бы тяжело вам сейчас не было, или кому-то другому, кому вы хотите помочь – знайте, все это временное ощущение отчаяния, безысходности, обреченности, страха, гнева и прочих, негативных эмоций и чувств, которые отравляют ум и душу человека. При определенных действиях со стороны испытывающего эти эмоции и чувства человека, они незамедлительно могут покинуть его. При каких именно действиях это может произойти? Об этом ниже.

Так вот, последнее и самое главное, о чем я хочу вам сказать, уважаемые читатели, и на чем мне хотелось бы, чтобы вы сосредоточили все свое внимание – это ваше желание себе помочь. Вы можете мне не поверить, но я, как человек опытный, утверждаю, потому что знаю это, что многие люди просто не хотят себе помочь, и они не хотят, чтобы им помогли другие, поэтому и не ищут выхода из тех сложных ситуаций, в которые жизнь их заводит. Им нравится находиться в этих ситуациях, нравится быть жертвой и страдать. Например, и это доказано многими учеными, о чем вы сами можете узнать в интернете и в соответствующей литературе, многие безнадежно больные люди, в своих мыслях, которые они могут даже не осознавать, не хотят выздоравливать, и поэтому умирают. И наоборот, те безнадежно больные люди, которые не просто верят, а искренне хотят выздороветь, излечиваются даже от самых неизлечимых болезней. Это не чудеса, это один из законов Вселенной, пока еще не до конца изученный людьми, но существующий и работающий. И этот закон говорит нам о том, что от наших желаний зависит, уж если не все, то многое. И в первую очередь, от наших желаний зависит, будем ли мы счастливыми людьми или будем страдать. Оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, вы должны подумать о том, насколько сильно вы хотите ее изменить. Ведь если вам нравится страдать, тогда вам никто не сможет помочь решить ваши проблемы, и уж тем более вы сами не сможете себе помочь. Есть такие люди, которым очень нравится рассказывать всем о том, какой ужасной является их жизнь, как в ней все плохо и как они страдают. Они ищут и находят во всем негатив и затем накручивают, накручивают, накручивают на него другие негативные мысли, вгоняя себя в еще более мрачное состояние. Они постоянно ноют, постоянно жалуются на свою несчастную судьбу, постоянно говорят о своих страданиях, нередко многократно преувеличивая их значение и серьезность. Такие люди по своему собственному желанию впадают в состояние отчаяния и безысходности и не хотят из него выходить. Зачем им это нужно? Они хотят страдать, хотят получать удовольствие от боли и страданий, точно так же, как люди получают удовольствие от причинения себе вреда с помощью алкоголя и табака. Я не стану сейчас углубляться в эту тему, так как в двух словах ее не опишешь, поэтому мы оставим ее для других статей. Но вы должны знать, что без искреннего желания избавиться от негативных эмоций и чувств, человек от них не избавится.

Я постоянно сталкиваюсь в своей работе с людьми, которые не хотят, чтобы у них все было хорошо – они хотят страдать, им это нравится. И когда после длительного общения с ними и попыток им помочь, я понимаю, что они сопротивляются мне и не хотят принимать мою помощь, я задаю им прямой вопрос – почему они не хотят, чтобы у них все было хорошо? Не всем я этот вопрос задаю, ибо не все к нему морально готовы, многие люди даже не осознают того, что им нравится страдать, что им нравится видеть безысходность своей ситуации и бессмысленность своей жизни. Но те люди, которые, с моей точки зрения, готовы к этому вопросу, отвечают мне – что не знают, почему им не нужна, ни моя, ни их собственная помощь. Они не понимают, почему не хотят быть счастливыми, а хотят страдать. И вот с этого момента, у нас с ними начинается совсем другая работа. То есть, нужно сначала понять, почему ты не можешь сделать то, что тебе нужно сделать, чтобы решить свои проблемы. Ведь все дело в желании человека – он решает, быть ему счастливым или страдать.

Что касается вас, дорогие друзья, то вам необходимо хорошенько в себе и в своей жизни разобраться, чтобы постараться найти в ней закономерность того, что с вами произошло. Я не утверждаю на сто процентов, но допускаю вероятность того, что вы сами загнали себя, возможно даже не осознавая этого, в то состояние, в котором вы сейчас находитесь. Отчаяние и безысходность – это не самостоятельные явления в этом мире, это лишь одно из состояний нашего ума и нашей души. И это состояние, если вы в нем пребываете, уж если и не стало результатом вашего неосознанного желания, то во всяком случае, может, благодаря вашему, уже полностью осознанному желанию, покинуть вас. Для этого нужно, чтобы вы пожелали этого, а затем проявили волю к тому, чтобы вывести себя из этого состояния. И вот теперь, когда я вам об этом сказал, вы можете вернуться к моим словам о том, что Вселенная многовариантна, что ваше будущее имеет массу возможных вариантов, как хороших, так и плохих, и именно от вас зависит, по какому сценарию будет развиваться ваша дальнейшая жизнь. Согласитесь, теперь в это гораздо легче поверить. Теперь, когда вы знаете о том, какую силу может иметь ваше желание, уже и ваша вера начинает приобретать ту исцеляющую силу, которой она славится. Вы ведь знаете о том, что если человек будет верить в лучшее, то это лучшее наступит? Но чтобы во что-то верить, нужно этого хотеть, ведь без желания человека – вера бессильна. К тому же одной верой сыт не будешь, за ней всегда следуют конкретные действия, которые необходимо совершить, чтобы прийти туда, где ты хочешь оказаться. Верить легко, но не всегда эффективно. А вот понимать, на чем основана твоя вера и какой в ней смысл – вот это уже более эффективный подход к решению своих проблем.

От вашего, дорогие друзья, желания зависит – какое у вас будет эмоциональное и духовное состояние и как будет складываться ваша дальнейшая жизнь. Не нужно думать о каком-то конкретном варианте развития событий, который бы вас полностью устроил, просто решите для себя, чего вы хотите – чтобы у вас все было хорошо, или чтобы все было плохо. И постарайтесь объяснить себе свой выбор. И лишь после того, как ваше желание будет вами осознанно и принято – приступайте к поиску того варианта развития событий, при котором ваше будущее будет таким, каким вы хотите его видеть. Я уверяю вас, вы этот вариант обязательно найдете. А значит, на место чувства отчаяния и безысходности, придет чувство радости и счастья, опираясь на которое, вы совершите все требующиеся от вас действия для исполнения своего желания.

Согласно данным Всемирной организации здоровья с каждым годом покончить жизнь самоубийством старается все больше людей. Что очень важно, в развитых странах таких людей не меньше, чем в отсталых или только развивающихся. Так что экономический фактор здесь не играет ключевой роли. Стоит заметить, что мысли о смерти чаще всего посещают мужчин, а не женщин. Исключение по этому показателю составляет только несколько стран. В чем же причина такого явления?

Причины суицида

Если верить статистике, только за прошлый год на планете 1,1 миллиона людей покончили жизнь самоубийством. Что же заставляет их идти на такой отчаянный шаг? По всей видимости, они даже не подумали о том, что многие мужчины и женщины готовы заплатить огромные деньги, лишь бы иметь детей, то есть дать жизнь кому-то еще. Но увы, это невозможно. А здесь такое огромное количество людей бесплатно лишают себя жизни. Они считают так: покончил с собой и все - этим решены все проблемы.

Но на самом деле таким поступком они создают больше проблем своим родственникам, друзьям и знакомым. Даже, казалось бы, чужие люди начинают задумываться о том, что же заставило их соседа или сослуживца расстаться с жизнью. В действительности причин этого может быть много:

  • накопилось много проблем и другого выхода, как покончить жизнь, человек не видит;
  • узнал от врача о страшном диагнозе;
  • ушла любимая жена к другому мужчине;
  • разочарование в жизни.

И это только некоторые причины, толкающие человека на суицид.

Но, каковы бы ни были причины, почему посещают навязчивые мысли о смерти, все их можно поделить на несколько категорий:

  • материальные проблемы;
  • неудачи на работе или в личной жизни;
  • прочие проблемы.

Если рассмотреть все эти причины более внимательно, то окажется, что они вполне решаемые. Только надо приложить немного больше усилий, пересмотрев для этого свой образ жизни или отношения с близкими и с Богом.

Христианский взгляд на суицид

Кто внимательно читает Священное Писание, тот прекрасно понимает, кто посылает навязчивые мысли о том, чтобы человек лишил себя жизни. Они исходят не из человеческого естества, и доказательством этого служит тот факт, что во всей Библии нигде не идет речи о том, что самоубийство - это грех. На самом деле это настолько противоестественный грех, что авторам, которые писали Библию, он казался невероятным. По этой причине они и не высказывались о нем так прямо.

Не стоит забывать того факта, что вся Библия основана на двух законах:

  1. Возлюбить Господа Бога всем своим естеством.
  2. Возлюбить ближнего, как самого себя.

Эти два закона были даны людям еще задолго до прихода в мир Иисуса Христа. Но Он их также подтвердил и перенес уже и для следующих поколений. А разве должен человек, который любит себя, думать о самоубийстве?

Вот и складывается такая цепочка: мы должны любить себя, своих ближних, и только это может служить доказательством, что мы любим Бога. А ведь самоубийца не любит себя и своих ближних, не думает о последствиях. Значит, он не может любить и Бога. А это говорит о том, что для него закрыт доступ к Богу. И если человек найдет мир с Богом, то он поймет, как решить проблемы и его уже никогда не будут посещать мысли о самоубийстве.

Надо помнить и о том, что одна из 10-и основных заповедей от Господа состоит из таких двух слов: «Не убий». И там ведь не сказано, о чьей смерти идет речь - своей или чужой. А это означает одно: Бог подразумевал, чтобы человек не посягал на жизнь, так как она является даром Божиим. И неважно, чья это жизнь, своя или другого человека.

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в , где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители , Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует , говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

Руки опустились. Мысли пребывают в состоянии невозможности принимать решения. Эмоциональный ступор и, только четкое ощущение того, что ситуацию не получится решить никакими способами, сковывает тело.

Очередная выкуренная сигарета не дает выхода и ответ на вопрос – как быть дальше? Спиртное давно закончилось, но и оно не решало никаких поставленных задач, а только приглушало сознание, затуманивало разум, искажало восприятие реальности.

Состояние отчаяния, словно тень, словно второе тело преследовало меня повсюду. Окружающие люди шарахались, пугались моего приближения, будто я прокаженный, будто от меня можно заразиться неизлечимой болезнью под названием безысходность, уныние, отчаяние. Только лучшие друзья, прожившие подобное состояние, могли находиться рядом со мной, будто обладали противоядием, эмуннитетом от этой болезни.

Поддержка друзей, словно глоток воздуха для меня, утопающего. Их поддержка не решало мою ситуацию кординально, но давало надежду и возможность добраться до берега, ухватиться за кустик или маленькое деревце. Было только одно НО, это руки, которые не подчинялись моим желаниям, да каким там желаниям, если их не было. Отчаяние, одно лишь отчаяние.

Чтобы как-то уцелеть, не позволить сознанию полностью развалиться, я искал причины случившегося, и, безусловно, находил их. Не удивительно то, что я находил причины случившегося вне себя, вне своей ответственности. Так проще. Так безопаснее для меня, а это сейчас мне необходимей всего.

Печальная сторона поиска причин и виновных состояла в том, что она не решала моей проблемы. Ситуация продолжала быть не решенной. Это чем-то похоже на то, как если промокнуть под дождем, и винить в этом погоду, вместо того, чтобы предусмотреть возможность случая дождя и взять зонт, а в следующий день, переложив всю надежду на волю случая погоды, вновь промокнуть под дождем, и снова винить в этом погоду. Да, виноват дождь в том, что я промок, но от осознания этого, я сухим не стану.

«Спасение утопающего, дело рук самого утопающего». Я никогда не мог проникнуться в смысл и значение этого выражения, но интуитивно чувствовал, что зерно правды в этом есть. Значит, спасти себя могу только я сам? Но как, как, если виноват не я, а обстоятельства?

Словно бабочка пролетела мимо моих глаз. Словно глоток воздуха, который оказался решающим между жизнью и смертью, промелькнула мысль, что отчаяние, это состояние моего ума, порой, не имеющего ничего общего с реальностью. Почему-то в моей голове возник вопрос – а другие животные, кроме человека, испытывают отчаяние, или это только свойство человеческой натуры?

Если я испытываю уныние и отчаяние, то кто принимает решение переживать эти чувства? Я?! Но…. Воздух стал словно густым, время будто остановилось и появилось ощущение, будто я выпил залпом сто пятьдесят граммов водки на пустой желудок. Подобное состояние наступало тогда, когда происходило действительно что-то важное в моей жизни.

Я заметил, совсем случайно, что если надолго задержать в легких воздух, то через несколько десяток секунд, возникает непреодолимое желание сделать глоток воздуха. Инстинкт самосохранения дает о себе знать, несмотря даже на ощущение безысходности.

Несмотря на отчаяние, рука рефлекторно отдергивалась от горячей кружки. Несмотря на отчаяние, пусть не так сильно, но возникало ощущение голода и потребность утолить его. Тело продолжало жить, тело словно взывало к жизни, в то время как сознание делало попытки свести все к утопии.

Я сам принял на себя ответственность переживать эти чувстви, как бы сильно не пытался это отрицать. Я сам создал ту ситуацию, в которой нахожусь, и это тоже не имело никакого смысла для меня отрицать. Раз это так, значит я единственный, кто способен изменить ситуацию к лучшему, и никакие надежды на время и случай не помогут мне в этом.

Я осознал, что стал рабом привычек. Я прочувствовал всем телом, что отклонив восприятие хотя бы на один градус от привычного, я попадал в странное, неведомое состояние. Именно это чувство возникало каждый раз, когда реальность не совпадала с моими привычками, ожиданиями, не побоюсь этого слова – слайдами. И вместо того, чтобы искать выход, пробовать варианты и возможности, которых раньше не пробовал, я опускал руки и впадал в уныние, словно это решало ситуацию.

Человек привыкает ко всему. Я, как и многие другие люди, привык к одиночеству, боли, дискомфорту и бедности. Другие люди, в чем я точно уверен, ВЫБРАЛИ привычку жить в достатке, комфорте, отличном здоровье, приятном общении…. Именно – ВЫБРАЛИ.

Привычное, скудное мышление, опять предприняло попытки спихнуть ответственность за свою жизнь на ситуации, найти причины и сказать виноватым голосом – «но у меня совсем не так, у меня так получилось…».

Я засучил рукава, налил в тазик теплой воды и насыпал в него моющего средства. Подмел лестничную площадку, потом еще одну, и еще одну. Вымыл тщательно то, что так же тщательно подмел. Не желая больше прислушиваться к мыслительному бреду, навел идеальный порядок в своей квартире. Только половину дня ушло на то, чтоб вынести хлам, не нужные вещи, треснутую посуду, забытые мною давно подарки…

Три дня ушло на то, чтоб привести дом в порядок, отчего, стало значительно легче на душе. – Что ж, пора навести порядок и в своей голове, — подумал я, но не стал наливать в тазик воды, а просто достал блокнот и карандаш, начал записывать все то, что приходило в голову как это можно сделать.

Подходило все, я рассматривал любые варианты, но первое, с чего я начал записи в блокноте, это были записи моих успехов. Всего пять успехов в день, ни больше, и не меньше. С этого, пожалуй, весьма наивного действия, и начались мои кардинальные перемены в жизни.

P.S. Рекомендую! Справа, я выложил превосходное видео с Бодо Шефером, просмотр которого прекрасно помогает при отчаянии и унынии, стимулирует к действию и настраивает на позитив и успех. Статья написана 26.11.2011 года.