Пока волнуется желтеющая нива. «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов и Ламартин

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого мы проведем, отделено от юношеского творчества Лермонтова всего несколькими годами, но за это время в жизни поэта произошли важные перемены. Оно написано «узником», создано заключенным в Главном штабе, ожидающим решения суда о своей дальнейшей судьбе. Автобиографические моменты усиливают значение вывода, содержащегося в произведении, где утверждается возможность гармонии, «счастья... на земле», постижения божественного смысла бытия.

Как и в элегии Жуковского «Вечер», к таким мыслям приводит созерцание природы, хотя у Лермонтова воспроизведен пейзаж в воспоминании. Впечатления лирического героя похожи на вспышки пламени, освещающего желтеющее в августе поле, плоды в саду, июньское цветение ландышей, весеннюю свежесть леса, холод ключа в овраге. В них важна не последовательность, связанная со сменой времен года, а субъективная значимость. Все подробности появляются в рамках одного сложноподчиненного предложения («Когда... тогда...»), как и в раннем стихотворении «Весна», но исчезает превалирующий там пессимизм. Природа предстает «в каком-то смутном сне», сквозь который конкретика цветов, звуков и запахов, с которой обрисован неброский среднерусский пейзаж, кажется воплощением земной красоты.

В первом четверостишии на картине появляются яркие мазки:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при шуме ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Во втором — к ним добавляется серебристый цвет ландыша. Все освещено солнцем, разливающим «Румяным вечером иль в утра час» золотой свет. Если в первой строфе природа «прячется», то далее «приветливо кивает» (вторая строфа), «лепечет... таинственную сагу» (третья строфа; сага — сказание, от древнескандинавского слова, обозначающего жанр повествовательного эпоса), открывая загадку жизни. Как и у Жуковского в элегии «Вечер», все чувственные впечатления сливаются (в первом четверостишии желтый цвет, сочетаясь с малиновым и зеленым, перекликается с шумом ветерка, слива прячется, нива переливается на солнце; нива — посевы на поле). Во второй строфе стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтова ландыш обрызган росой, зрительный акцент сочетается с запахом и эмоциональными нотами: роса утоляет духовную жажду, для лирического героя находится «приветливый» спутник:

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

В третьей строфе выявляется скрытый в двух первых мотив движения: ручей играет, мчится из «мирного края». В первом — втором четверостишиях он был только намечен (волновались, двигались от ветра колосья; была не видна за листом, как будто пряталась от солнца, слива; ландыш рос под кустом, выглядывая из-под него). «Студеный ключ» не охлаждает воображение лирического героя, напротив, оно включается в его игру, в журчании слышен лепет, таинственные слова об идеальном мире:

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то чудный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он...

Эти слова понятны и близки лирическому герою, его мысль, отрешаясь от обыденности, от бесплодных сетований, обращается к постижению новых истин. Вслед за тремя придаточными предложениями, обрисовывающими условия, при которых романтик готов согласиться с земным несовершенством, в последнем четверостишии воспроизводится главное, воспринимающееся в связи с тем, что им завершается стихотворение, как итог, вывод:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

В образе лирического героя стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого нас интересует, на первый план выходит способность внимательно вглядываться в черты реальности, находя в ней красоту и гармоничность, отражающие небесный идеал. Природа предоставляет возможность человеку «постигнуть на земле» высшее счастье, увидеть согласие идеала и действительности.

Они звучат в жизнеутверждающем аккорде, обусловливая торжествующий пафос стихотворения. Субъективность впечатлений («мне... кивает», «лепечет мне») и выводов («я могу постигнуть», «я вижу») ставит в центр мироздания лирического героя, возвышая его личность. В ней есть нечто, отличное от чувства и разума чело века (лирический герой постигает то, что неизвестно в земном мире, видит Бога). Как и у Жуковского, в передаче сверхчувственного и внеразумного опыта участвует музыка. Цвета, запахи, звуки сливаются, создавая неповторимую мелодию. Фоническое своеобразие дополняет смысловую музыкальность. Текст пронизан ассонансами, внутренними рифмами, звуковыми повторами.

Об элегии Жуковского «Вечер» напоминают (помимо шестистопного ямба, которым написаны три первые строки в разностопной строфе Жуковского) повторы гласных с полугласным, слышные у старшего поэта в первых же строчках («Ручей , вию щий ся...»), а у Лермонтова пронизывающие весь текст (волнуе тся желтею щая », «росой о брызганный душистой », «какой -то смутный сон», «мирный край », «И счастье я могу») и сочетающиеся с повторами гласных с сонорными:

И прячется в саду мали новая сли ва

Под тенью сла достной зеле ного ли стка;

Когда, ро сой обры зганный душистой,

Ру мяным вечеро м иль в утра час златой...

Перекликаются звуки в рифмованных словах (мужские рифмы первого четверостишия — с женскими третьего, мужские второго — с женскими четвертого). Повторение союза «и» сообщает высказыванию восходящую интонацию, разрешающуюся в выводе, который заканчивается многоточием, свидетельствующим о недосказанности, о возможности продолжения. Она сочетается с другим впечатлением — композиционной завершенности, обусловленной построением стихотворения-предложения.

Внутренний мир лирического героя Лермонтова, обрисованный в стихотворении, дополняет его характеристику. Не отступая от романтических представлений, стремясь к абсолютной гармонии, он готов принять земной мир, жаждет испытать счастье, покой. Неосуществимость его мечты связана в контексте произведения не с максимализмом требований к жизни, а с неотвратимостью ударов рока, размышления о котором вселяют в его душу тревогу, не допускают того, чтобы он предавался иллюзиям о мирном, сладостном, счастливом бытии. На узника судьбы ложится трагический отсвет, побуждающий внимательнее и бережнее прислушиваться к его «таинственной саге». В ней могут содержаться единственные в своей субъективности откровения, «смутные» догадки о смысле земного существования и о вмешательстве в него Бога.

Михаил Лермонтов написал это стихотворение в 1837 году. Как раз в это время он находился в заключении. Поэт был арестован 4 марта 1837 года за свое стихотворение «смерть поэта», посвященное Александру Пушкину.

Лермонтову пришлось поплатиться за свое творчество, так как в стихотворении были отражены политические взгляды поэта. История рассказывает о том, как сидя в тюрьме до ссылки, Лермонтов написал стихотворение, в котором говориться о природе. Причем стихотворение написано так, что в каждой строчке, в каждом слове чувствуется свобода. Интересный факт: в тюрьме у поэта не могло быть пера и бумаги-он писал обгоревшими спичками на обертке от еды.

Пусть в стихотворении и говорится о природе, но философская мысль тут присутствует, и достаточно глубокая. Поэт говорит о том, что природа способна принести умиротворение, она успокаивает. Находясь в природе, человек отходит от проблем, он познает что-то большее, чем то, что его окружает. В природе человек чувствует себя по-настоящему счастливым. Хотя некоторые могут отнести стихотворение к лирике пейзажа, важно знать, что стихотворение является и философской лирикой.

Лермонтов смог мастерски в нескольких строфах выразить один миг, он смог в этом одном миге отразить чуть ли не всю красоту природы в разных местах: и лес, и сады, ручьи. Но самое главное скрывается в последней строфе, когда автор раскрывает всю суть написанного им стихотворения. «смиряется души моей тревога»: поэт пишет о том, что природа успокаивает, уносит проблемы прочь. Затем поэт говорит в стихотворении читателю, что благодаря природе можно узнать счастье в этом мире.

Метафоры Лермонтова превосходно показывают нам величие природы. Ведь перед природой смиряется сама тревога, она не смеет больше трогать человека, пока природа с ним. «Расходятся морщины на челе» -уступают дорогу счастью и умиротворению, которое дарит природа.

Стихотворение также несет в себе смысл о том, что природа толкает человека на размышления о чем-то великом. Она является тем самым поводом, который позволяет человеку выйти наконец за рамки сознания, обыденного.

Анализ стихотворения Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива

Поиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим... Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя. Именно природа позволяет лирическому герою достигнуть душевного спокойствия, неги, блаженства, ощутить внутреннее умиротворение и вдохновение. Природа не просто становится источником счастья для лермонтовского героя, она открывает ему путь к Богу.

Всего в стихотворении 16 стихов (строк), разбитых на 4 строфы (четверостишия). Первые три строфы описывают то, что приводит лирического героя в состояние счастья: ветер в прохладном лесу, слива, прячущаяся в зелени сада, качающийся ландыш, играющий холодный родник. Для перечисления автор произведение использовал прием рефрена (повтора): каждая строфа начинается с союза "когда". В последней строфе показано внутреннее и внешнее состояние лирического героя.

Автор раскрывает не только чувства, которые сейчас рождаются в душе лирического героя, но и как эти чувства отражаются во внешности: "Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе". Этот прием тонкого психологизма позволяет читателю не просто прочувствовать блаженство лирического героя, а в буквальном смысле его увидеть. В последней строфе использован прием анафоры (единоначатия): первые две строки последнего четверостишия начинаются с союза "тогда", а третий и четвертый стих последней строфы с союза "и".

Все произведение пропитано чувством радости, счастья, умиротворения. Доказывают это эпитеты: "свежий лес", "малиновая слива", "тенью сладостной", "росой душистой", "румяным вечером", "час златой", "ландыш серебристый", "смутный сон", "таинственную сагу", "мирный край", "приветливо кивает". Все эпитеты позитивные, жизнеутверждающие. Они не только передают эмоции героя, но и позволяют нарисовать картины, которые сейчас созерцает лермонтовский герой: увидеть яркие краски заката и восхода, ощутить во рту вкус сливы, услышать лес, почувствовать прохладу ручья.

Природа в стихотворении "Желтеющая нива" изображена в своем движении, она не статична, все в ней дышит, играет, волнуется. Природа живая, и читатель это очень явственно чувствует. Помогают создать такую живую картину не только эпитеты, но и прием олицетворения. Автор намерено придает природным явлениям человеческие черты: ландыш кивает, нива волнуется, ключ играет, лепетом своим погружает в сон. Олицетворение к тому же создает атмосферу некого волшебства.

Стихотворение написано 6-стопным ямбом. Такой размер придает слогу стихотворения легкость, живость и даже некую игривость. Рифма в стихотворении перекрестная, в нечетных стихах рифма точная женская (последний слог стиха безударный), в четных стихах - точная мужская (последний слог стиха под ударением).

Лермонтовское произведение не имеет конца (открытый конец), в последней строфе автор использовал прием эллипсиса (намеренное умолчание), который позволяет читателю продолжить размышления лирического героя и дополнить ряд чувств, которые его переполняют.

Анализ стиха Когда волнуется желтеющая нива

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано лирикой и описанием природы, больше всего в жизни он любил бывать на Кавказе.

В 1937 году от смертельной раны, полученной на дуэли, скончался кумир всего литературного света Александр Сергеевич Пушкин. Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», волей случая оно попадает в руки чиновников. За резкий тон и намеки на убийство Пушкина в стихотворении Лермонтов был арестован и заключен под стражу в питерскую тюрьму. Именно там увидело свет произведение « Когда волнуется желтеющая нива».

Не имея при себе письменных принадлежностей, Лермонтов создает свое последнее лирическое стихотворение на обрывке бумаги обгоревшими спичками и сажей, вкладывает всю душу в описание великолепия родного края. Именно воспоминания о природе и ее красоте помогают поэту выдержать трудности.

Стихотворение написано сложным предложением в 4 строфы, что не очень характерно для поэта, с указаниями времени, фактора и состояния души. Он писал свое произведение единым порывом, спеша высказать всю чувства и переживания, тоску по свободе и несправедливость ситуации. Поэт вступает в разговор с божественным началом, понимает суть существования, именно это творение гениального поэта-лирика считают совершенством его творчества.

Описание природы наполнено эпитетами: румяный вечер, мирный край, ландыш серебристый, таинственная сага, малиновая слива, эти и другие обороты показывают, как хорошо он чувствовал красоту родного края.

Покой и умиротворенность всего произведения «… Приветливо кивает головой » «… Лепечет мне » сменяется обеспокоенностью и тревогой в последних строчках: «… смиряется души моей тревога, … расходятся морщины на челе» становиться понятным весь смысл стихотворения и трагизм ситуации.

Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

  • Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

  • Анализ стихотворения Весенние мысли Фета

    Весна в лирике Афанасия Фета является олицетворением возрождения и новым смыслом жизни. Благодаря этом автор находит силы жить заново и находить новые цели. Множество своих стихотворений Афанасий посвящает весне

  • Анализ стихотворения Державина Соловей

    Державин написал свое произведения под названием «Соловей» в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось

  • Анализ стихотворения Вечером Ахматовой

    О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина

1.История создания. Стихотворение” Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов написал в 1837, будучи арестованным за свое протестантское стихотворение” Смерть поэта”.

2.Тема. Стихотворение относится к пейзажной лирики Лермонтова, так как большая часть стихотворение наполнена пейзажными образами.

3.Основная мысль. На мой взгляд, Лермонтов показывает в этом стихотворении роль природы в духовном мире человека, так как именно этому посвящена последняя строфа произведения.

3.Композиция.

Стихотворение состоит из четырех строк по четыре стиха. Но что интересно, так это то, что стихотворение состоит всего лишь из одного восклицательного предложения. Можно сказать, что в первых трех строфах дается описание природы, а в последней автор делает умозаключение.

4.Ритм, рифма, размер. Стихотворный размер - разностопный ямб, в основном шестистопный. Первые три строфы имеют перекрестную рифму, а четвертая – кольцевую. Стихотворение довольно мелодично.

5.Настроение. Это стихотворение отличается от других стихотворений Лермонтова своим настроением. При чтении стихотворения у меня появлялись только положительные эмоции.

Я не чувствовал печаль или грусть. Это не свойственно стихотворениям Лермонтова.

6.Лирический герой. Лирический герой спокоен, он не чувствует тревоги, страха. Герой остался наедине с природой, которая наталкивает его на размышления.

Но главное место в стихотворении всё-таки занимает природа. В первой строфе она обобщена, так как автор говорит о ниве, о лесах, о садах. Во второй же строфе мы видим лишь один элемент природы – ландыш:

” Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой”.

В третьей строфе природа помогает лирическому герою успокоиться, дает ему возможность подумать:

” И, погружаем мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу”.

Вот мы и вернулись к лирическому герою. Именно в последней строфе раскрываются все его чувства. Глядя на спокойную и умиротворенную природу, у героя пропадает тревога, и, наконец, он понимает, что он счастлив:

” И счастье я могу постигнуть на земле”.

7.Художественные средства. Ну и конечно, как же можно описывать природу, не используя средства художественной выразительности. Они здесь на каждом шагу, в каждом стихе есть хоть один эпитет. Эпитеты:” сладостная тень зеленого листка”, ”ландыш серебристый”, ”утра час златой” -, метафоры: ”ключ играет по оврагу, лепечет мне таинственную сагу”, ”лес шумит” -, олицетворения: ”слива прячется”, ”ландыш кивает головой” - всё это придаёт стихотворению выразительности, наполняет его образами русской умиротворенной природы.

8.Моё мнение. Я восхищаюсь тем, как Лермонтов описывает природу. Я считаю, что он мастер в этом, так как в детстве он много времени проводил наедине с природой. Также мне очень понравилась философская концовка стихотворения. Я согласен с Лермонтова, ведь только наедине с природой и с собой можно понять, в чём счастье и как его достичь. По моему мнению, в этом стихотворении Лермонтов представился нам с другой стороны. Он показал, что может не только грустить, но и любить и ценить моменты, проведенные на природе. Ну и нельзя упомянуть о том, что стихотворение” Когда волнуется желтеющая нива…” признано шедевром пейзажной лирики Лермонтова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..." не только о красоте природы, как может показаться на первый взгляд. Оно о том, что только в единении с природой человек может обрести гармонию.

Ранняя и поздняя лирика Лермонтова заметно различается. Если в самом начале творческого пути поэта она была наивно-восторженной, то позднее его начали волновать общественные вопросы. Именно поэтому это произведение выделяется среди других. Ниже представлен анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..."

Краткая история написания

Анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." следует начать с исторической ремарки: в 1837 году Лермонтов был взят под стражу из-за другого своего творения. Он написал "Смерть поэта", посвященное гибели Пушкина, и многим чиновникам оно не понравилось. Поэт был под стражей до тех пор, пока выясняли степень революционности стихотворения.

В тот период, несмотря на свой молодой возраст, Михаил Юрьевич уже скептически смотрел на жизнь и понимал, что общество еще не готово к изменениям. Доказательством тому служило декабристское восстание. Во время ареста он и создает стихотворение, похожее на внутренний монолог.

Это одно из последних написанных им лирических произведений. По рассказам очевидцев, он написал его, не используя чернил и бумаги. Для создания строк "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтову пришлось воспользоваться обугленными спичками, а в качестве бумаги взять обертку от еды, которую приносил ему старый слуга. Несмотря на то что поэт воспевает красоты родного края, ключевой мыслью является то, что места, в которых прошли его детские годы, придают ему силы для того, чтобы продолжать творить.

Особенности построения

Следующий пункт анализа стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." о том, каким метром оно написано и какая рифма используется. Произведение имеет кольцевую и Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей - чередование шестистопного и пятистопного ямба. Но отличительная особенность стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." в том, что последняя строка написана

Лермонтов обычно не использовал данный прием, но благодаря ему создается ощущение, что поэт торопился передать все свои эмоции и не заботился о том, какая рифма была бы гармоничней. Это придает стихотворению сходство с русскими народными песнями, которые нравились Лермонтову.

Литературные приемы

При анализе стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." немаловажно уточнить, с помощью каких средств выразительности поэту удалось создать атмосферу таинственности и умиротворенности. Для того чтобы показать всю красоту пейзажа, поэт использует эпитеты, которые наполняют произведение красками, характерными для его поэзии.

Для придания стихотворению лиричности, Лермонтов обращается к поэтическим эпитетам. Все перечисленные средства выразительности помогают читателю перенестись в описываемый край и любоваться легкими пейзажными зарисовками. Чтобы передать нежную привязанность и восхищение, Лермонтов прибегает к олицетворению.

Все перечисленные приемы помогают читателю не только натуралистично представить пейзажи, но и ощутить дыхание ветерка, и увидеть, как колышется нива, и услышать, как шумит лес. Читатель чувствует умиротворение, как когда-то Лермонтов при виде знакомых пейзажей.

Поэтические образы

Следующим пунктом анализа стихотворения является определение образов, созданных поэтом. Конечно, в произведении есть лирический герой. В его душе чувствуется тревога, смятение, он пытается найти ответы на мучающие его вопросы... И только природа способна подарить ему гармонию и успокоить.

Природа здесь выступает в роли хранительницы гармонии и покоя. Она всегда рада приходу героя и дарит свою красоту, чтобы он почувствовал себя просветленным. Природа всегда остается прекрасной и величественной.

Анализ "Когда волнуется желтеющая нива..." поможет школьникам взглянуть на творчество поэта глубже и больше узнать о личности Лермонтова. Это стихотворение - монолог поэта о том, что он чувствует, лишь единство с окружающим миром поможет привести свои эмоции и мысли в порядок. Человек не должен забывать о том, что человек и природа - едины, поэтому нужно заботиться и ценить окружающую среду.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано М.Ю. Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина. К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. Хлеб заворачивался в серую бумагу. На ней-то (с помощью спички, печной сажи и вина) и было написано это стихотворение.

Жанр произведения – пейзажная миниатюра, с элементами философской медитации.

Пейзаж в этом стихотворении – это не одна мимолетная картина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Поэт рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «студеный ключ играет по оврагу». Создавая яркие, живописные картины, Лермонтов олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таинственную сагу».

Далее мы наблюдаем в произведении обратную градацию цветовых эпитетов. Яркие, сочные краски становятся неопределенными, цвет переходит в свет, а затем цветовые эпитеты и вовсе уходят из текста. Так, в первой строфе мы видим «желтеющую ниву», «малиновую сливу», «зеленый листок». Затем характер определений несколько меняется: «румяный вечер», «утра час златой», «ландыш серебристый». В третьей строфе цветовые эпитеты замещаются иными: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край».

Точно такую же градацию мы наблюдаем в отношении объективности картины окружающего мира. Если в первой строфе эта объективность сохраняется (нива волнуется, лес шумит, слива прячется под кустом), то во второй строфе мы имеем индивидуально-личностное восприятие природы героем: «мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой». То же самое явление наблюдаем и в третьей строфе: «ключ… Лепечет мне таинственную сагу»).

Принцип обратной градации лежит в основе создания и художественного времени произведения, и художественного пространства. Так, в первой строфе, вероятно, изображено лето. Вторая строфа говорит о весне («ландыш серебристый»), время суток здесь как будто растекается в своей неопределенности: «Румяным вечером иль в утра час златой». А третья строфа вообще никаких указаний на время года не содержит.

Художественное пространство стихотворения идет по степени сужения до определенного момента. В первой строфе мы видим довольно широкую пейзажную панораму: поле, лес, сад. Затем в поле зрения лирического героя остается куст и ландыш. Но потом вновь пространство расширяется (как бы прорывается) благодаря ключу, который мчится неизвестно откуда:

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.

Здесь это художественное пространство становится бесконечным. Эта картина является кульминацией стихотворения.

Затем мы погружаемся в область чувств лирического героя. И здесь также наблюдаем определенную градацию. «Заключительное четверостишие содержит обратное движение – от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному. Четыре стиха его – четыре этапа этого движения: «Тогда смиряется души моей тревога» – внутренний мир человека; «Тогда расходятся морщины на челе» – внешний облик человека; «И счастье я могу постигнуть на земле» – ближний мир, окружающий человека; «И в небесах я вижу бога» – дальний мир, замыкающий мироздание; внимание поэта движется как бы расходящимися кругами», – пишет М.Л. Гаспаров.

Композиционно в стихотворении выделим две симметричные части. Первая часть – картины природы. Вторая часть – область чувств лирического героя. Композиция стихотворения нашла свое отражение в его метрике.

Стихотворение написано катренами. Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей – чередуются шестистопный и пятистопный, последняя строфа вновь возвращается к шестистопному ямбу, но последняя строка укорочена (четырехстопный ямб). Лермонтов использует перекрестную и кольцевую (последняя строфа) рифмовки. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворение («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»), эпитеты («румяным вечером», «в час златой», «смутный сон»), анафору («И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…»). Все стихотворение представляет собой период, в котором присутствует синтаксический параллелизм («Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе»).

Таким образом, красота и гармония окружающего мира усмиряют волнение лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все мысли и чувства. Душа его устремляется к богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! По своему смыслу стихотворение сопряжено с такими произведениями Лермонтова, как «Молитва», «В минуту жизни трудную…», «Ветка Палестины».