Похищение локона.


Александр Поуп

Похищение локона

Ироикомическая поэма

(Перевод В. Микушевича)

Госпоже Арабелле Фермор

Напрасно было бы отрицать, что я усматриваю некоторую ценность в данном произведении, посвящая его вам. При этом именно вы, надеюсь, подтвердите: оно преследовало единственную цель: развлечь немногих молодых леди, чей здравый смысл и чувство юмора достаточны для того, чтобы посмеяться не только над маленькими неприметными причудами их пола, но и над своими собственными. Однако, облеченная таинственностью, поэма слишком скоро распространилась в свете. Поскольку книгопродавцу был предложен ее несовершенный вариант, вы были так добры, что, снизойдя к моим интересам, согласились на публикацию другого, более верного: я не мог не пойти на это, лишь наполовину осуществив мой замысел, так как полностью отсутствовала машинерия, необходимая для цельности.

Машинерия, мадам, - термин, изобретенный критиками, дабы обозначить роль, которую играют в поэме божества, ангелы или демоны, ибо древние поэты в одном отношении уподобляются многим современным леди: как бы ни было тривиально действие само по себе, они всегда выдают его за крайне важное. Такую машинерию я решил построить на весьма новом и странном основании, использовав учение розенкрейцеров о духах.

Я знаю, как неуместны мудреные слова в присутствии леди, но поэту так свойственно стремиться к тому, чтобы его произведения были поняты, в особенности вашим полом, что я уповаю на ваше позволение объяснить вам два или три сложных термина.

Розенкрейцеры - это сообщество, сведения о котором надлежит мне предоставить вам. Наилучшим образом, насколько я могу судить, повествует о них французская книга, называемая «Le Comte de Gabalis» , столь напоминающая роман своим заглавием и объемом, что многие представительницы прекрасного пола по ошибке и посчитали ее таковым. По мнению этих господ, четыре стихии обитаемы духами, которых они именуют сильфами, гномами, нимфами и саламандрами. Злонамеренные проказы - излюбленная забава гномов или демонов земли, зато едва ли возможно вообразить существа более благожелательные, чем сильфы, обитатели воздуха. По словам розенкрейцеров, все смертные могут наслаждаться интимнейшей близостью с этими нежными духами, пока выдерживается условие, ничуть не обременительное для каждого истинного адепта: соблюдение непоколебимого целомудрия.

Что касается последующих песен, все события в них так же невероятны, как видение в начале и превращение в конце (единственное исключение - утрата вашего локона, о чем я упоминаю с неизменным почтением). Человеческие существа в поэме так же баснословны, как воздушные, а образ Белинды в его нынешней версии не уподобляется вам ни в чем, кроме красоты.

Даже если бы моя поэма обладала всеми совершенствами вашей особы и вашего разума, я не смел бы надеяться, что она приобретет в свете репутацию хотя бы наполовину столь безупречную, как ваша. Но какова бы ни была ее судьба, моя судьба осчастливила меня поводом заверить вас в том, что я искреннейший ваш почитатель, мадам,

ваш покорнейший, смиреннейший слуга

Любовь, подчас внушающую страх, Опаснейшую даже в пустяках, Пою; мне, Муза, Кэрил дал совет Избрать столь незначительный предмет, И не отвергнет Кэрил строк моих, Когда Белиндой вдохновлен мой стих. Неужто кавалер когда-нибудь Отважился на даму посягнуть? Неужто кавалер отвергнут был - Не странно ли - за благородный пыл? Неужто крепнет столь великий гнев, Столь нежными сердцами завладев? Луч солнца робко глянул из-за штор, Чтобы его затмил ответный взор; Собачки в полдень стряхивают сон, И любящий не спал, но пробужден; Слышны звонки, домашних туфель стук И репетиров серебристый звук. Белинда спит, примяв головкой пух; Ей грезу продлевал хранитель-дух; Сильф, соблюдая свято тишину, Велел явиться утреннему сну; И как придворный щеголь, ей предстал, Ей на ухо как будто зашептал И спящую рассказами увлек, Что подтверждал румянец нежных щек: «Покуда ты, прекрасная, жива, Воздушные с тобою существа.

Произведению предпослано авторское вступление, которое представляет собой посвящение некоейАрабелле Фермор. Поуп предостерегает Арабеллу от того, чтобы она чересчур серьезно отнеслась кего творению, поясняя, что оно преследует «единственную цель: развлечь немногих молодых леди», наделенных достаточным здравым смыслом и чувством юмора. Автор предупреждает, что в его поэме всеневероятно, кроме единственного реального факта - «утраты вашего локона», - и образ главнойгероини не уподобляется Арабелле Фермор ничем, «кроме красоты». Я знаю, как неуместны умные словав присутствии леди, пишет далее автор, но поэту так свойственно стремиться к пониманию. Поэтому онпредваряет текст еще несколькими пояснениями. Четыре стихии, в пространстве которых развернетсядействие поэмы, населены духами: сильфами, гномами, нимфами и саламандрами. Гномы - или демоныземли - существа злокозненные и охочие на проказы, зато обитатели воздуха сильфы - существанежные и благожелательные. «По словам розенкрейцеров, все смертные могут наслаждатьсяинтимнейшей близостью с этими нежнейшими духами, пока выдерживается условие… соблюдениенепоколебимого целомудрия».Так, изящно обозначив правила литературной игры, Поуп вводит читателя в многослойныйфантастический мир своей поэмы, где забавное житейское происшествие - пылкий поклонник навеликосветском рауте отрезал локон у неприступной красавицы - обретает вселенский масштаб.Поэма состоит из пяти песен. В первой песне предводитель сильфов Ариэль стережет сон прекраснойБелинды. Во сне он нашептывает ей слова о том, как священна её непорочность, дающая право напостоянную охрану добрых духов. Ведь светская жизнь полна соблазнов, к которым склоняютпрелестниц злонамеренные гномы. «Так приучают гномы чаровниц кокетливо смотреть из-под ресниц, румяниться, смущаться напоказ, повес прельщать игрой сердец и глаз». Под конец своей речи Ариэль втревоге предупреждает Белинду, что нынешний день будет отмечен для нее бедой и она должна бытьвдвойне бдительна и остерегаться своего заклятого врага - Мужчины.Белинда пробуждается. Она пробегает глазом очередное любовное послание. Затем смотрится взеркало и начинает священнодействовать перед ним, как перед алтарем, придавая своей красоте ещеболее ослепительный блеск. Нежные сильфы незримо присутствуют при этой волнующей процедуреутреннего туалета.Песнь вторая начинается с гимна цветущей красоте Белинды, которая своим блеском превосходитдаже сияние разгорающегося летнего дня. Красавица отправляется на прогулку вдоль Темзы, приковывая взоры всех встречных. В ней все - само совершенство, но венцом прелести являются дватемных локона, украшающие мрамор шеи. Поклонник Белинды барон воспылал желанием отнять именно этироскошные пряди - как любовный трофей. В то утро на заре он сжег перчатки и подвязки былыхвозлюбленных и у этого жертвенного костра просил небо лишь об одном сокровище - локоне Белинды.Верный Ариэль, предчувствуя опасность, собрал всю подвластную ему рать добрых духов и обратилсяк ним с призывом охранять и беречь красавицу. Он напоминает сильфам, сильфидам, эльфам и феям, какважен и ответственен их труд и как много опасностей таит каждый миг. «Коснется ли невинностипозор, окажется ли с трещинкой фарфор, честь пострадает или же парча, вдруг нимфа потеряет сгорячабраслет или сердечко на балу…» Ариэль вверяет каждому духу заботу об одном предмете туалетаБелинды - серьгах, веере, часах, кудрях. Сам он обязуется следить за песиком красавицы по имениШок. К юбке - этому «серебряному рубежу» непорочности - приставляются сразу пятьдесят сильфов.
Под конец речи Ариэль грозит, что дух, уличенный в небреженье, будет заточен во флаконе и пронзенбулавками. Воздушная невидимая свита преданно смыкается вокруг Белинды и в страхе ждетпревратностей судьбы.В третьей песне наступает кульминация - Белинда лишается заветного локона. Это происходит водворце, где придворные роятся вокруг королевы Анны, снисходительно внимающей советам и вкушающейчай. Белинда своя в этом великосветском кругу. Вот она присаживается к ломберному столу ивиртуозно обыгрывает двух партнеров, один из которых - влюбленный в нее барон. После этогопроигравший вельможа жаждет реванша. Во время кофейного ритуала, когда Белинда склоняется надфарфоровой чашечкой, барон подкрадывается к ней - и… Нет, ему не сразу удается выполнить свойкощунственный замысел. Бдительные эльфы трижды, дернув за сережки, заставляют Белинду оглянуться, однако в четвертый раз они упускают миг. Теряется и верный Ариэль - «смотрел он в сердце нимфысквозь букет, вдруг в сердце обнаружился секрет; увидел сильф предмет любви земной и перед этойтайною виной отчаялся, застигнутый врасплох, и скрылся, испустив глубокий вздох…» Итак, именноэтот момент - когда Ариэль покинул охраняемую им Белинду, узрев в её душе любовь (уж не к тому лисамому барону?), - стал роковым. «Сомкнула молча ножницы вражда, и локон отделился навсегда». Баронпереживает триумф, Белинда - досаду и злость. Эта центральная песнь поэмы - пик, накалнапряженного противоборства: словно продолжая только что законченную ломберную партию, где мастишли войной друг против друга, а короли, тузы, дамы и другие карты вели сложные скрытые маневры, -под сводами дворца закипают человеческие страсти. Белинда и барон обозначают теперь двавраждебных и непримиримых полюса - мужской и женский.В четвертой песне в действие вступают злые духи, решающие воспользоваться моментом. СкорбьБелинды по похищенному локону столь глубока и велика, что у злонамеренного гнома Умбриэлявозникает надежда: заразить её унынием весь мир. Вот этот мрачный дух отправляется - «назакопченных крыльях» - в подземные миры, где в пещере прячется отвратительная Хандра. У еёизголовья ютится не менее угрюмая Мигрень. Поприветствовав владычицу и вежливо напомнив о еёзаслугах («владеешь каждой женщиною ты, внушая то капризы, то мечты; ты вызываешь в дамах интересто к медицине, то к писанью пьес; гордячек заставляешь ты блажить, благочестивых учишь тыханжить…»), гном призвал хозяйку пещеры посеять смертную тоску в душе Белинды - «тогда полмирапоразит хандра»!Хандра достает мешок всхлипов и причитаний, а также флакон скорбей, печалей и слез. Гном радостноуносит это с собой, чтобы немедленно распространить среди людей. В результате Белиндой овладеваетвсе большее и большее отчаянье. Потеря локона влечет за собой цепь неутешных переживаний игорьких безответных вопросов. В самом деле, посудите, «зачем щипцы, заколки, гребешок? Зачем вневоле волосы держать, железом раскаленным поражать?.. Зачем нам папильотки, наконец?..». Этамизантропия заканчивается признанием в равнодушии к судьбе всей вселенной - от комнатныхсобачек до людей. Попытки вернуть локон назад ни к чему не приводят. Барон любуется трофеем, ласкает его, хвастает им в обществе и намеревается вечно хранить добычу. «Мой враг жестокий! - всердцах восклицает Белинда по его адресу, - лучше бы в тот миг ты мне другие волосы остриг!»В последней, пятой части поэмы накаленные страсти ведут к открытой войне полов. Напраснонекоторые трезвые голоса пытаются воззвать к женскому разуму, резонно уверяя, что потеря локонаеще не конец мира, а также что «помнить надлежит средь суеты, что добродетель выше красоты».
Говорится и о том, что локоны рано или поздно седеют и вообще красота не вечна, а также чтопрезирать мужчин опасно, так как можно в подобном случае помереть девицей. Наконец, не надоникогда падать духом. Однако оскорбленное самолюбие Белинды и её наперсниц объявляет подобныерезоны ханжеством. Дамы кричат: «К оружию!» И вот уже разгорается схватка, раздаются вопли героев игероинь и трещит китовый ус корсетов. Зловредный гном Умбриэль, сидя на канделябре, «на битву снаслаждением глядел».Белинда атаковала барона, однако его не страшило это. «Его влекла единственная страсть - у ней вобъятьях смертью храбрых пасть…» Он предпочел бы заживо сгореть в купидоновом огне. В пылкойдраке вновь обнаружилась истина, что мужчины и женщины необходимы друг другу и созданы друг длядруга. И им лучше прислушиваться к голосу собственных чувств, чем к шепоту духов. Ну а локон? увы, онтем временем сгинул, исчез, незаметно для всех, очевидно, по велению небес, решивших, что владетьэтим сокровищем недостойны простые смертные. По всей вероятности, убежден автор поэмы, локондостиг лунной сферы, где находится скопище потерянных предметов, коллекция нарушенных обетов и т.
п. Локон воспарил, чтобы быть предметом поклонения и воспевания поэта. Он стад звездой и будетсиять и посылать свой свет на землю.Пусть человеческая жизнь красавицы ограниченна и скоротечна и всем её прелестям и локонамсуждено пасть в прах - этот, единственный, похищенный локон всегда останется цел.«Он Музою воспет, и вписана Белинда в звездный свет».

Произведению предпослано авторское вступление, которое представляет собой посвящение некоей Арабелле Фермор. Поуп предостерегает Арабеллу от того, чтобы она чересчур серьёзно отнеслась к его творению, поясняя, что оно преследует «единственную цель: развлечь немногих молодых леди», наделённых достаточным здравым смыслом и чувством юмора. Автор предупреждает, что в его поэме все невероятно, кроме единственного реального факта - «утраты вашего локона», - и образ главной героини не уподобляется Арабелле Фермор ничем, «кроме красоты». Я знаю, как неуместны умные слова в присутствии леди, пишет далее автор, но поэту так свойственно стремиться к пониманию. Поэтому он предваряет текст ещё несколькими пояснениями. Четыре стихии, в пространстве которых развернётся действие поэмы, населены духами: сильфами, гномами, нимфами и саламандрами. Гномы - или демоны земли - существа злокозненные и охочие на проказы, зато обитатели воздуха сильфы - существа нежные и благожелательные. «По словам розенкрейцеров, все смертные могут наслаждаться интимнейшей близостью с этими нежнейшими духами, пока выдерживается условие... соблюдение непоколебимого целомудрия».

Так, изящно обозначив правила литературной игры, Поуп вводит читателя в многослойный фантастический мир своей поэмы, где забавное житейское происшествие - пылкий поклонник на великосветском рауте отрезал локон у неприступной красавицы - обретает вселенский масштаб.

Поэма состоит из пяти песен. В первой песне предводитель сильфов Ариэль стережёт сон прекрасной Белинды. Во сне он нашёптывает ей слова о том, как священна её непорочность, дающая право на постоянную охрану добрых духов. Ведь светская жизнь полна соблазнов, к которым склоняют прелестниц злонамеренные гномы. «Так приучают гномы чаровниц кокетливо смотреть из-под ресниц, румяниться, смущаться напоказ, повес прельщать игрой сердец и глаз». Под конец своей речи Ариэль в тревоге предупреждает Белинду, что нынешний день будет отмечен для неё бедой и она должна быть вдвойне бдительна и остерегаться своего заклятого врага - Мужчины.

Белинда пробуждается. Она пробегает глазом очередное любовное послание. Затем смотрится в зеркало и начинает священнодействовать перед ним, как перед алтарём, придавая своей красоте ещё более ослепительный блеск. Нежные сильфы незримо присутствуют при этой волнующей процедуре утреннего туалета.

Песнь вторая начинается с гимна цветущей красоте Белинды, которая своим блеском превосходит даже сияние разгорающегося летнего дня. Красавица отправляется на прогулку вдоль Темзы, приковывая взоры всех встречных. В ней все - само совершенство, но венцом прелести являются два тёмных локона, украшающие мрамор шеи. Поклонник Белинды барон воспылал желанием отнять именно эти роскошные пряди - как любовный трофей. В то утро на заре он сжёг перчатки и подвязки былых возлюбленных и у этого жертвенного костра просил небо лишь об одном сокровище - локоне Белинды.

Верный Ариэль, предчувствуя опасность, собрал всю подвластную ему рать добрых духов и обратился к ним с призывом охранять и беречь красавицу. Он напоминает сильфам, сильфидам, эльфам и феям, как важен и ответственен их труд и как много опасностей таит каждый миг. «Коснётся ли невинности позор, окажется ли с трещинкой фарфор, честь пострадает или же парча, вдруг нимфа потеряет сгоряча браслет или сердечко на балу...» Ариэль вверяет каждому духу заботу об одном предмете туалета Белинды - серьгах, веере, часах, кудрях. Сам он обязуется следить за пёсиком красавицы по имени Шок. К юбке - этому «серебряному рубежу» непорочности - приставляются сразу пятьдесят сильфов. Под конец речи Ариэль грозит, что дух, уличённый в небреженье, будет заточен во флаконе и пронзён булавками. Воздушная невидимая свита преданно смыкается вокруг Белинды и в страхе ждёт превратностей судьбы.

В третьей песне наступает кульминация - Белинда лишается заветного локона. Это происходит во дворце, где придворные роятся вокруг королевы Анны, снисходительно внимающей советам и вкушающей чай. Белинда своя в этом великосветском кругу. Вот она присаживается к ломберному столу и виртуозно обыгрывает двух партнёров, один из которых - влюблённый в неё барон. После этого проигравший вельможа жаждет реванша. Во время кофейного ритуала, когда Белинда склоняется над фарфоровой чашечкой, барон подкрадывается к ней - и... Нет, ему не сразу удаётся выполнить свой кощунственный замысел. Бдительные эльфы трижды, дёрнув за серёжки, заставляют Белинду оглянуться, однако в четвёртый раз они упускают миг. Теряется и верный Ариэль - «смотрел он в сердце нимфы сквозь букет, вдруг в сердце обнаружился секрет; увидел сильф предмет любви земной и перед этой тайною виной отчаялся, застигнутый врасплох, и скрылся, испустив глубокий вздох...» Итак, именно этот момент - когда Ариэль покинул охраняемую им Белинду, узрев в её душе любовь (уж не к тому ли самому барону?), - стал роковым. «Сомкнула молча ножницы вражда, и локон отделился навсегда». Барон переживает триумф, Белинда - досаду и злость. Эта центральная песнь поэмы - пик, накал напряжённого противоборства: словно продолжая только что законченную ломберную партию, где масти шли войной друг против друга, а короли, тузы, дамы и другие карты вели сложные скрытые маневры, - под сводами дворца закипают человеческие страсти. Белинда и барон обозначают теперь два враждебных и непримиримых полюса - мужской и женский.

В четвёртой песне в действие вступают злые духи, решающие воспользоваться моментом. Скорбь Белинды по похищенному локону столь глубока и велика, что у злонамеренного гнома Умбриэля возникает надежда: заразить её унынием весь мир. Вот этот мрачный дух отправляется - «на закопчённых крыльях» - в подземные миры, где в пещере прячется отвратительная Хандра. У её изголовья ютится не менее угрюмая Мигрень. Поприветствовав владычицу и вежливо напомнив о её заслугах («владеешь каждой женщиною ты, внушая то капризы, то мечты; ты вызываешь в дамах интерес то к медицине, то к писанью пьес; гордячек заставляешь ты блажить, благочестивых учишь ты ханжить...»), гном призвал хозяйку пещеры посеять смертную тоску в душе Белинды - «тогда полмира поразит хандра»!

Хандра достаёт мешок всхлипов и причитаний, а также флакон скорбей, печалей и слез. Гном радостно уносит это с собой, чтобы немедленно распространить среди людей. В результате Белиндой овладевает все большее и большее отчаянье. Потеря локона влечёт за собой цепь неутешных переживаний и горьких безответных вопросов. В самом деле, посудите, «зачем щипцы, заколки, гребешок? Зачем в неволе волосы держать, железом раскалённым поражать?.. Зачем нам папильотки, наконец?..». Эта мизантропия заканчивается признанием в равнодушии к судьбе всей вселенной - от комнатных собачек до людей. Попытки вернуть локон назад ни к чему не приводят. Барон любуется трофеем, ласкает его, хвастает им в обществе и намеревается вечно хранить добычу. «Мой враг жестокий! - в сердцах восклицает Белинда по его адресу, - лучше бы в тот миг ты мне другие волосы остриг!»

В последней, пятой части поэмы накалённые страсти ведут к открытой войне полов. Напрасно некоторые трезвые голоса пытаются воззвать к женскому разуму, резонно уверяя, что потеря локона ещё не конец мира, а также что «помнить надлежит средь суеты, что добродетель выше красоты». Говорится и о том, что локоны рано или поздно седеют и вообще красота не вечна, а также что презирать мужчин опасно, так как можно в подобном случае помереть девицей. Наконец, не надо никогда падать духом. Однако оскорблённое самолюбие Белинды и её наперсниц объявляет подобные резоны ханжеством. Дамы кричат: «К оружию!» И вот уже разгорается схватка, раздаются вопли героев и героинь и трещит китовый ус корсетов. Зловредный гном Умбриэль, сидя на канделябре, «на битву с наслаждением глядел».

Белинда атаковала барона, однако его не страшило это. «Его влекла единственная страсть - у ней в объятьях смертью храбрых пасть...» Он предпочёл бы заживо сгореть в купидоновом огне. В пылкой драке вновь обнаружилась истина, что мужчины и женщины необходимы друг другу и созданы друг для друга. И им лучше прислушиваться к голосу собственных чувств, чем к шёпоту духов. Ну а локон? увы, он тем временем сгинул, исчез, незаметно для всех, очевидно, по велению небес, решивших, что владеть этим сокровищем недостойны простые смертные. По всей вероятности, убеждён автор поэмы, локон достиг лунной сферы, где находится скопище потерянных предметов, коллекция нарушенных обетов и т. п. Локон воспарил, чтобы быть предметом поклонения и воспевания поэта. Он стад звездой и будет сиять и посылать свой свет на землю.

Пусть человеческая жизнь красавицы ограниченна и скоротечна и всем её прелестям и локонам суждено пасть в прах - этот, единственный, похищенный локон всегда останется цел.

«Он Музою воспет, и вписана Белинда в звёздный свет».

Произведению предпослано авторское вступление, которое представляет собой посвящение некоей Арабелле Фермор. Поуп предостерегает Арабеллу от того, чтобы она чересчур серьезно отнеслась к его творению, поясняя, что оно преследует «единственную цель: развлечь немногих молодых леди», наделенных достаточным здравым смыслом и чувством юмора. Автор предупреждает, что в его поэме все невероятно, кроме единственного реального факта - «утраты вашего локона», - и образ главной героини не уподобляется Арабелле Фермор ничем, «кроме красоты». Я знаю, как неуместны умные слова в присутствии леди, пишет далее автор, но поэту так свойственно стремиться к пониманию. Поэтому он предваряет текст еще несколькими пояснениями. Четыре стихии, в пространстве которых развернется действие поэмы, населены духами: сильфами, гномами, нимфами и саламандрами. Гномы - или демоны земли - существа злокозненные и охочие на проказы, зато обитатели воздуха сильфы - существа нежные и благожелательные. «По словам розенкрейцеров, все смертные могут наслаждаться интимнейшей близостью с этими нежнейшими духами, пока выдерживается условие… соблюдение непоколебимого целомудрия».

Так, изящно обозначив правила литературной игры, Поуп вводит читателя в многослойный фантастический мир своей поэмы, где забавное житейское происшествие - пылкий поклонник на великосветском рауте отрезал локон у неприступной красавицы - обретает вселенский масштаб.

Поэма состоит из пяти песен. В первой песне предводитель сильфов Ариэль стережет сон прекрасной Белинды. Во сне он нашептывает ей слова о том, как священна её непорочность, дающая право на постоянную охрану добрых духов. Ведь светская жизнь полна соблазнов, к которым склоняют прелестниц злонамеренные гномы. «Так приучают гномы чаровниц кокетливо смотреть из-под ресниц, румяниться, смущаться напоказ, повес прельщать игрой сердец и глаз». Под конец своей речи Ариэль в тревоге предупреждает Белинду, что нынешний день будет отмечен для нее бедой и она должна быть вдвойне бдительна и остерегаться своего заклятого врага - Мужчины.

Белинда пробуждается. Она пробегает глазом очередное любовное послание. Затем смотрится в зеркало и начинает священнодействовать перед ним, как перед алтарем, придавая своей красоте еще более ослепительный блеск. Нежные сильфы незримо присутствуют при этой волнующей процедуре утреннего туалета.

Песнь вторая начинается с гимна цветущей красоте Белинды, которая своим блеском превосходит даже сияние разгорающегося летнего дня. Красавица отправляется на прогулку вдоль Темзы, приковывая взоры всех встречных. В ней все - само совершенство, но венцом прелести являются два темных локона, украшающие мрамор шеи. Поклонник Белинды барон воспылал желанием отнять именно эти роскошные пряди - как любовный трофей. В то утро на заре он сжег перчатки и подвязки былых возлюбленных и у этого жертвенного костра просил небо лишь об одном сокровище - локоне Белинды.

Верный Ариэль, предчувствуя опасность, собрал всю подвластную ему рать добрых духов и обратился к ним с призывом охранять и беречь красавицу. Он напоминает сильфам, сильфидам, эльфам и феям, как важен и ответственен их труд и как много опасностей таит каждый миг. «Коснется ли невинности позор, окажется ли с трещинкой фарфор, честь пострадает или же парча, вдруг нимфа потеряет сгоряча браслет или сердечко на балу…» Ариэль вверяет каждому духу заботу об одном предмете туалета Белинды - серьгах, веере, часах, кудрях. Сам он обязуется следить за песиком красавицы по имени Шок. К юбке - этому «серебряному рубежу» непорочности - приставляются сразу пятьдесят сильфов. Под конец речи Ариэль грозит, что дух, уличенный в небреженье, будет заточен во флаконе и пронзен булавками. Воздушная невидимая свита преданно смыкается вокруг Белинды и в страхе ждет превратностей судьбы.

В третьей песне наступает кульминация - Белинда лишается заветного локона. Это происходит во дворце, где придворные роятся вокруг королевы Анны, снисходительно внимающей советам и вкушающей чай. Белинда своя в этом великосветском кругу. Вот она присаживается к ломберному столу и виртуозно обыгрывает двух партнеров, один из которых - влюбленный в нее барон. После этого проигравший вельможа жаждет реванша. Во время кофейного ритуала, когда Белинда склоняется над фарфоровой чашечкой, барон подкрадывается к ней - и… Нет, ему не сразу удается выполнить свой кощунственный замысел. Бдительные эльфы трижды, дернув за сережки, заставляют Белинду оглянуться, однако в четвертый раз они упускают миг. Теряется и верный Ариэль - «смотрел он в сердце нимфы сквозь букет, вдруг в сердце обнаружился секрет; увидел сильф предмет любви земной и перед этой тайною виной отчаялся, застигнутый врасплох, и скрылся, испустив глубокий вздох…» Итак, именно этот момент - когда Ариэль покинул охраняемую им Белинду, узрев в её душе любовь (уж не к тому ли самому барону?), - стал роковым. «Сомкнула молча ножницы вражда, и локон отделился навсегда». Барон переживает триумф, Белинда - досаду и злость. Эта центральная песнь поэмы - пик, накал напряженного противоборства: словно продолжая только что законченную ломберную партию, где масти шли войной друг против друга, а короли, тузы, дамы и другие карты вели сложные скрытые маневры, - под сводами дворца закипают человеческие страсти. Белинда и барон обозначают теперь два враждебных и непримиримых полюса - мужской и женский.

В четвертой песне в действие вступают злые духи, решающие воспользоваться моментом. Скорбь Белинды по похищенному локону столь глубока и велика, что у злонамеренного гнома Умбриэля возникает надежда: заразить её унынием весь мир. Вот этот мрачный дух отправляется - «на закопченных крыльях» - в подземные миры, где в пещере прячется отвратительная Хандра. У её изголовья ютится не менее угрюмая Мигрень. Поприветствовав владычицу и вежливо напомнив о её заслугах («владеешь каждой женщиною ты, внушая то капризы, то мечты; ты вызываешь в дамах интерес то к медицине, то к писанью пьес; гордячек заставляешь ты блажить, благочестивых учишь ты ханжить…»), гном призвал хозяйку пещеры посеять смертную тоску в душе Белинды - «тогда полмира поразит хандра»!

Хандра достает мешок всхлипов и причитаний, а также флакон скорбей, печалей и слез. Гном радостно уносит это с собой, чтобы немедленно распространить среди людей. В результате Белиндой овладевает все большее и большее отчаянье. Потеря локона влечет за собой цепь неутешных переживаний и горьких безответных вопросов. В самом деле, посудите, «зачем щипцы, заколки, гребешок? Зачем в неволе волосы держать, железом раскаленным поражать?.. Зачем нам папильотки, наконец?..». Эта мизантропия заканчивается признанием в равнодушии к судьбе всей вселенной - от комнатных собачек до людей. Попытки вернуть локон назад ни к чему не приводят. Барон любуется трофеем, ласкает его, хвастает им в обществе и намеревается вечно хранить добычу. «Мой враг жестокий! - в сердцах восклицает Белинда по его адресу, - лучше бы в тот миг ты мне другие волосы остриг!»

В последней, пятой части поэмы накаленные страсти ведут к открытой войне полов. Напрасно некоторые трезвые голоса пытаются воззвать к женскому разуму, резонно уверяя, что потеря локона еще не конец мира, а также что «помнить надлежит средь суеты, что добродетель выше красоты». Говорится и о том, что локоны рано или поздно седеют и вообще красота не вечна, а также что презирать мужчин опасно, так как можно в подобном случае помереть девицей. Наконец, не надо никогда падать духом. Однако оскорбленное самолюбие Белинды и её наперсниц объявляет подобные резоны ханжеством. Дамы кричат: «К оружию!» И вот уже разгорается схватка, раздаются вопли героев и героинь и трещит китовый ус корсетов. Зловредный гном Умбриэль, сидя на канделябре, «на битву с наслаждением глядел».

Белинда атаковала барона, однако его не страшило это. «Его влекла единственная страсть - у ней в объятьях смертью храбрых пасть…» Он предпочел бы заживо сгореть в купидоновом огне. В пылкой драке вновь обнаружилась истина, что мужчины и женщины необходимы друг другу и созданы друг для друга. И им лучше прислушиваться к голосу собственных чувств, чем к шепоту духов. Ну а локон? увы, он тем временем сгинул, исчез, незаметно для всех, очевидно, по велению небес, решивших, что владеть этим сокровищем недостойны простые смертные. По всей вероятности, убежден автор поэмы, локон достиг лунной сферы, где находится скопище потерянных предметов, коллекция нарушенных обетов и т. п. Локон воспарил, чтобы быть предметом поклонения и воспевания поэта. Он стад звездой и будет сиять и посылать свой свет на землю.

Пусть человеческая жизнь красавицы ограниченна и скоротечна и всем её прелестям и локонам суждено пасть в прах - этот, единственный, похищенный локон всегда останется цел.

«Он Музою воспет, и вписана Белинда в звездный свет».