Поэзия рембо. Артюр Рембо — Биография — актуальный и творческий путь

Феноменальность этого французского поэта заключается в том, что он, поэт по

призванию, свой творческий путь закончил в девятнадцать лет - и еще потом целых

восемнадцать лет жил, исключив поэзию из своей жизни полностью. Он стал

торговцем. Он хотел разбогатеть. Такого в мировой поэзии еще не было. Известны

примеры, когда поэт как бы обрекался на молчание, не было вдохновения, но чтобы

гениальный поэт бросил писать стихи и не страдал от этого, не призывал музу

вернуться - такого не бывало. Рембо оставил поэзию - как отрезал. Без сожаления.

Рембо был, безусловно, уникальным человеком. Стихи и прозу он начал писать в

семь лет. Рембо-подросток поражал всех своей необычайной зрелостью. В творчестве

он двигался семимильными шагами. В русской поэзии такой ранней зрелостью

отличался Лермонтов. Родился поэт в городке Шарлевиле. Отец его был офицером, он

бросил мать Артюра, его самого и еще троих малолетних детей.

В школе сразу проявились выдающиеся способности Рембо. Но стать блистательным

учеником для него было мало. В пятнадцать лет он впервые убежал из Шарлевиля -

добрался до Парижа, где его задержала полиция, вернула домой. Потом он убежал в

Бельгию, пытался заняться журналистикой - мать опять с помощью полиции

возвратила сына домой. Но через несколько месяцев он уже снова был вдали от дома

В Париже.

Всю жизнь Рембо будет куда-то стремиться, что-то искать. А начиналось все это с

обычных побегов из дома.

МОЕ БРОДЯЖЕСТВО

В карманах продранных я руки грел свои; Наряд мой был убог, пальто - одно

названье; Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье И - о-ля-ля! - мечтал о

сказочной любви.

Зияли дырами протертые штаны.

Я - мальчик с пальчик - брел, за рифмой поспешая.

Сулила мне ночлег Медведица Большая,

Чьи звезды ласково шептали с вышины;

Сентябрьским вечером, присев у придорожья, Я слушал лепет звезд; чела касалась

дрожью Роса, пьянящая, как старых вин букет;

Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,

Как лиру, обнимал озябшие колени,

Как струны, дергая резинки от штиблет.

(Перевод А. Ревича)

Поэтический взлет Рембо пришелся на историческую эпоху Парижской Коммуны. Он с

энтузиазмом принял восстание. В письме своему любимому учителю и другу Изамбару

поэт пишет: "Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом и сером. Что вы от меня

хотите, я упорствую в своем обожании свободной свободы... Я хотел бы бежать

вновь и вновь..."

Сначала он бежал из своего маленького Шарлевиля, про который говорил - "мой

родной город выделяется крайним идиотизмом среди маленьких провинциальных

городков". Потом он будет бежать вообще от окружающего мира и от самого себя.

При этом будет стремиться к Новым идеям и формам, будет искать что-то еще не

уловленное никем. Так появляется стихотворение "Гласные", которое уводит

творчество Поэта в область импрессионизма и символизма.

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый, "0" голубой - цвета причудливой

загадки: "А" - черный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и

воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, "Е" - белые палатки, Льды, белые цари, сад, небом

окропленный; "И" - пламень пурпура, вкус яростно соленый - Вкус крови на губах,

как после жаркой схватки.

"У" - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой в усталом

взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

"О" - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие

вселенных; "0" - лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

(Перевод В. Микушевича)

Исследователь творчества Рембо Л.Г. Андреев пишет: "Рембо шел от самоотрицания к

самоотрицанию. Его развитие сопровождалось нескрываемым, нетерпеливым желанием

уничтожить, выбросить из жизни только что пройденный, только что пережитый этап.

Рембо словно уничтожал за собой лестницу, по которой поднимался все выше и выше

К своему последнему поэтическому акту, к отрицанию поэзии".

Исследователи отмечают, что этапы пути Рембо-поэта измеряются несколькими

стихотворениями. Иной поэт тратит годы, чтобы перейти от одного этапа в своем

творчестве к другому, а у Рембо порой одно стихотворение уже этап, а другое

стихотворение - следующий.

Артюр Рембо мог сказать, как и его соотечественник Флобер, "ненависть к буржуа -

начало добродетели". В его стихах много критицизма, порой безжалостности,

откровенности и циничности, не свойственной пятнадцати-шестнадцатилетним юношам.

Например, прочтите стихотворение "Венера", Рембо написал его в пятнадцать лет, а

впечатление такое, будто это написал зрелый автор "Цветов Зла" Бодлер.

Редко, но все же пишет поэт чистые и возвышенные стихи об этом мире. Такое,

например, стихотворение, как "Руки Жанны-Мари".

РУКИ ЖАННЫ-МАРИ

Они, большие эти руки, В чью кожу въелась чернота, И нынче, бледные от муки,

Твоим, Хуана, не чета.

Не кремы и не притиранья Покрыли темной негой их, Не сладострастные купанья В

прудах агатовых ночных.

Они ли жаркий луч ловили В истоме в безмятежный час? Сигары скручивали или

Сбывали жемчуг и алмаз?

К пылающим стопам мадонны Они ли клали свой букет? От черной крови белладонны

Мерцает в их ладонях свет.

Охотницы ли на двукрылых Среди рассветно-синих трав, Когда нектарник приманил

их? Смесительницы ли отрав?

Какой, пленяя страстью адской, Их обволакивал угар, Когда мечтою азиатской

Влекли Сион и Кенгавар?

Нет, не на варварских базарах, Не за молитвою святой И не за стиркою загар их

Покрыл такою смуглотой.

Нет, это руки не служанки И не работницы, чей пот В гнилом лесу завода, жаркий,

Хмельное солнце дегтя пьет.

Нет, эти руки-исполины, Добросердечие храня,

Бывают гибельней машины, Неукротимее коня!

* И, раскаляясь, как железо,

И сотрясая мир, их плоть Споет стократно Марсельезу, Но не "Помилуй нас,

господь!"

Без милосердья, без потачки, Не пожалев ни шей, ни спин, Они смели бы с вас,

богачки, Всю пудру вашу, весь кармин!

Их ясный свет"сильней религий, Он покоряет всех кругом, Их каждый палец

солнцеликий Горит рубиновым огнем!

Остался в их крови нестертый Вчерашний след рабов и слуг, Но целовал Повстанец

гордый Ладони смуглых этих Рук,

Когда любви мятежной сила В толпе, куда ни поглядишь, Их, побледневших,

проносила На митральезах сквозь Париж!

О Руки! Нынче на запястьях У вас блестит, звеня, металл. Мы раньше целовали

всласть их - Теперь черед цепей настал.

И не сдержать нам тяжкой дрожи, Не отвести такой удар, Когда сдирают вместе с

кожей, О Руки, ваш святой загар!

(Перевод М. Яснова)

Особо хочется сказать о знаменитом стихотворении Рембо "Пьяный корабль". Оно

довольно длинное и не представляется возможным здесь полностью его привести. Но

читатель, заинтересовавшийся по-

эзией Рембо, сам найдет и прочтет его. Так вот, "Пьяный корабль" - это как бы

символическое выражение состояния души поэта. Корабль очеловечивается, он

плывет, теряя экипаж, руль, и вот-вот пойдет на дно. Необузданный метафоризм

передает состояние "корабля-человека", разбитого сердца поэта. "Рембо не только

нарисовал в виде картины, в виде судьбы "пьяного корабля" свое путешествие за

"неизвестным", - пишет Андреев. - Он предсказал даже скорую гибель корабля,

пустившегося в опасное предприятие. Способность воссоздать в стихотворении, в

"видении" свою поэтическую судьбу, свою собственную поэтическую суть поражает в

"Пьяном корабле" и представляется поистине феноменальной". Рембо написал это

стихотворение в 17 лет.

Летом 1873 года книгой "Пора в аду" Рембо попрощался с поэзией, как бы отрекся

от самого себя. Он предельно жестко осудил весь свой творческий путь. И это в

девятнадцать лет, когда у большинства поэтов только начинается истинно

творческий путь.

Как нынче говорят, Рембо ушел в коммерцию. Он поставил задачу себе -

разбогатеть. Ездил по Европе, потом добрался до Египта, до Адена, до Абиссинии -

в городе Хараре он жил последние десять лет своей жизни. В 1891 году у него

начались сильные боли в правой ноге, его перевезли в Марсель, там ампутировали

ногу. Но болезнь прогрессировала. В ноябре того же года Рембо умер в марсельской

больнице от саркомы.

Видимо, все-таки отказ от поэзии был для поэта актом самоубийственным. Первым

шагом к гибели. Некоторые исследователи считают, что вторым таким шагом был

разрыв с Европой. С почвой своей поэзии. Все-таки навсегда переселиться в Африку

Это тоже был какой-то отказ от самого себя.

- (Rimbaud) (1854 1891), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871).… … Энциклопедический словарь

Рембо, Артюр - Артюр Рембо. РЕМБО (Rimbaud) Артюр (1854 91), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада “Пьяный корабль”, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи “Париж заселяется вновь”, “Руки… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

РЕМБО Артюр - РЕМБО, ЖАН НИКОЛА АРТЮР (Rimbaud, Jean Nicolas Arthur) АРТЮР РЕМБО (с картины А.Фантен Латура). (1854 1891), французский поэт. Родился 20 октября 1854 в Шарлевиле. C детства бунтовал против жестких правил в семье и в школе и не раз убегал из дому … Энциклопедия Кольера

Рембо Артюр - Рембо (Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, ‒ 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с… … Большая советская энциклопедия

Рембо Артюр - Запрос «Рембо» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Артюр Рембо Arthur Rimbaud Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения: 20 октября 1854 Место рождения … Википедия

Рембо - Артюр (Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854 1891) выдающийся французский поэт. Биография Р. необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания,… … Литературная энциклопедия

Рембо, Жан Николя Артюр - Артюр Рембо Arthur Rimbaud Фотография Э.Каржа Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения … Википедия

Рембо - Рембо, Жан Николя Артюр Артюр Рембо Arthur Rimbaud Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения … Википедия

РЕМБО (Rimbaud) Артюр - (1854 91) французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада Пьяный корабль, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи Париж заселяется вновь, Руки Жанны Мари (оба 1871). В книгах стихов и… … Большой Энциклопедический словарь

Рембо (значения) - Рембо Рембо, Жан Николя Артюр французский поэт символист XIX века Рэмбо, Джон (легкоатлет) (род. 1943) американский легкоатлет, призёр Олимпийских игр. Рембо или Рэмбо Персонаж книг Дэвида Моррелла: Первая кровь Рэмбо: Первая кровь,… … Википедия

Книги

  • Стихотворения , Рембо Артюр. В настоящее издание включены практически все стихотворения великого французского поэта, одного из основоположников символизма Артюра Рембо (1854-1891). Его творческоенаследие невелико, в… Купить за 8208 руб
  • Путешествие в Абиссинию и Харар , Рембо Артюр. Бросивший писать стихи Артюр Рембо, сменивший множество профессий и стран, оседает в Восточной Африке, где путешествует, занимается колониальной коммерцией, ведётантропологические и…

Рембо Артур (Rimbaud Jean Nicolas Arthur) (1854–1891), французский поэт.

Родился 20 октября 1854 в Шарлевилле, департамент Арденны на северо востоке Франции. Второй ребенок в семье капитана Фредерика Рембо и его жены Марии Катрин Витали (урожденной Кюиф), которая происходила из простой крестьянской семьи. Отец бросил жену и пятерых детей, когда мальчику исполнилось четыре года. С раннего детства испытал нужду и лишения. Посещал занятия в местной начальной школе; весной 1856 поступил в колледж Шарлевилля. За год освоил двухгодичную учебную программу. Проявил интерес к поэзии. В 15 лет получил приз за сочинение на латинском языке. Первое стихотворение («Les Étrennes des orphelins») написал в 1869. С 1870 обучался поэтическому мастерству у своего учителя Жоржа Изамбара. К 16 годам создал более двадцати поэтических произведений, некоторые из которых были опубликованы в журнале «Современный Парнас».

В юные годы Рембо неоднократно убегал из дома, бродяжничал по северной Франции и Бельгии. Сражался на баррикадах Парижской Коммуны 1871. Там же пристрастился к алкоголю.

Родные и близкие резко осудили Рембо за открытое пренебрежение нормами буржуазной морали. Друг детства Эрнест Делаэ утверждал: «его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях».

В начале сентября 1871 Рембо отправил П. Верлену образцы своих поэтических сочинений на отзыв. Прочитав балладу «Пьяный корабль» («Le bateau ivre»), П. Верлен пришел в такой восторг, что немедленно пригласил юношу в Париж. Их первая встреча состоялась 10 сентября 1871 и положила начало бурному трехлетнему роману, полному кипения «жестоких страстей».

Рембо поселился в семейной квартире П. Верлена на улице Николе, 14. Несмотря на молодость, он бесцеремонно помыкал П. Верленом и откровенно дерзил хозяйке. Совместное проживание немедленно привело к конфликту. Жена Поля Верлена Матильда Моте изгнала Рембо за нежелание подчиняться внутреннему распорядку. Некоторое время он скитался у знакомых поэтов Т. Банвиля, Ш. Кро, художника Ж. Форена и др. Вскоре Поль Верлен арендовал для Рембо комнату на улице Кампань Премьер, 14.

Друзья устраивали шумные сборища, проводили время за выпивкой и курением гашиша. Во время шуточной потасовки Рембо ранил Верлена ножом. Их репутация в глазах добропорядочных буржуа серьезно пострадала. Члены Парижского литературного кружка с позором изгнали Верлена и Рембо из своих рядов; газетные репортеры именовали «скверными мальчишками» («vilains bonshommes»).

20 января 1872 Рембо уехал на родину, но уже 18 мая, по просьбе Поля Верлена, вернулся в Париж. 7 июля 1872 друзья отправились в Бельгию. Спустя месяц переехали в Лондон, где поселились в дешевой гостинице на Хоуленд стрит, 34–35. Зарабатывали на жизнь уроками французского языка. Отношения омрачались пьяными ссорами и взаимной ревностью. Приятели несколько раз расходились и снова сходились. Драматическая развязка наступила 10 июля 1873. Нетрезвый Поль Верлен дважды выстрелил в Рембо из револьвера и ранил его в запястье. 8 августа 1873 он был осужден бельгийским судом на два года за покушение на убийство и мужеложство.

Рембо вернулся к матери в Шарлевилль. В июле 1873 опубликовал сборник стихотворений в прозе «Одно лето в аду» («Une saison en enfer»), посвященный Полю Верлену. Весной 1874 вместе с поэтом Жерменом Нуво Рембо снова побывал в Лондоне. Завершил стихотворный цикл «Озарения» («Les Illuminations», 1875). В последний раз Рембо встречался с Полем Верленом в марте 1875 в Штутгарте, Германия. Встреча закончилась окончательным разрывом, поскольку Рембо упорствовал в своих убеждениях и не желал раскаяться в совершенных грехах.

Заключительный период жизни Рембо прошел в постоянных скитаниях. Поэтическим творчеством практически не занимался. В мае 1876 завербовался в голландскую колониальную армию. Проходил службу в маленьком городке Салатига на острове Ява в Индонезии, где ныне установлена мемориальная доска в его память. Спустя два года Рембо вернулся во Францию. В декабре 1878 устроился диспетчером каменного карьера в Ларнаке, Кипр. Переболел брюшным тифом. В 1880 отправился в Йемен в качестве агента торговой фирмы Бардей. С 1884 занимался торговлей кофе, пряностями, фарфором и др. По всей вероятности, участвовал в незаконных поставках оружия и наемников для эфиопского короля Шоа Менелика II. Одним из первых европейцев проник в ранее недоступную провинцию Эфиопии Огаден.

Между тем, имя Рембо приобрело широкую известность во Франции. В 1884 вышла книга Поля Верлена «Прóклятые поэты» («Les poètes maudits»), один из очерков которой был посвящен Рембо. Поэтический цикл «Озарения» (1886) прочно утвердил за Рембо репутацию гения и «ужасного ребенка» («un enfant terrible») французской литературы.

По рассказам очевидцев, Рембо совершенно равнодушно относился к известиям о своей литературной славе. Он продолжал вести беспорядочный образ жизни, не взирая на ухудшение здоровья. В феврале 1891 у Рембо появились боли в правом колене. 9 мая 1891 он прибыл во Францию для лечения. Врачи одной из больниц Марселя поставили Рембо диагноз рак кости. 27 мая того же года ногу пришлось ампутировать. После операции Рембо намеревался вернуться в Африку, однако умер 10 ноября 1891 в Марселе. Тело предано земле на семейном кладбище в Шарлевилле.


(Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854-1891) - выдающийся французский поэт. Биография Рембо необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Рембо бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания, ханжества провинциальных мелких буржуа. В период Франко-прусской войны подросток Рембо насмехался над патриотами. В 1871, попав в Париж, участвовал в борьбе Коммуны. Очутившись после парижских баррикад в провинциальном захолустьи, Рембо послал свои стихи в Париж к Верлену, тогда уже известному поэту, и вскоре получил приглашение в столицу. Знакомство с Рембо превратилось у Верлена, человека неуравновешенного, в пылкую дружбу, повидимому сексуально окрашенную. Вместе с Верленом Рембо странствовал по Франции и Бельгии, довольно долго жил в Лондоне. В Брюсселе после крупной ссоры Верлен стрелял в Рембо, ранил его и попал на два года в тюрьму. Рембо снова пришлось прожить некоторое время в провинции, где он в 1873 напечатал (единственную, изданную лично им) книгу стихов и прозы «Une saison en enfer» (Четверть года в аду). Попытки Рембо проникнуть в прессу не удались. Понемногу жизнь Рембо превратилась в настоящий приключенческий роман. Рембо отправился бродить по Германии, Швейцарии, Италии, подумывал даже о России. Записался волонтером в карлистские войска, затем поступил в голландскую армию, но по прибытии на Яву дезертировал, рискуя головой. Одно время Рембо служил в кипрских каменоломнях, разъезжал с цирком и т. д. Отказавшись от многих ранних мечтаний, в том числе и от мечты о лит-ой славе, Рембо в качестве торгового агента поселился сначала в Адене, затем в Абиссинии, где и прожил свыше 10 лет, совершая торговые экспедиции в глубь страны. Постепенно изменились все убеждения и вкусы Рембо. Он принялся копить деньги, чтобы со временем начать «солидную» жизнь. Но как раз в эту пору началась поэтическая слава Рембо. Давние друзья издали его стихи, Верлен написал о нем яркую статью. Вести об этом доходили к Рембо, но, покончив с химерами, он о своем литературном прошлом отзывался пренебрежительно. В феврале 1891 Рембо, упав с лошади, заболел и был вынужден ехать в Европу уже для лечения. А в ноябре того же года поэт умер в Марсельском госпитале мучительной смертью.

Литературой Рембо занимался каких-нибудь 4 года, в возрасте 16-20 лет. Но значение этих юношеских опытов таково, что в Рембо приходится видеть одного из крупнейших французских поэтов XIX в. Творчество Рембо поучительно тем, что неразрывно связано с первым периодом биографии поэта, важнейшим моментом к-рой является участие его в борьбе Парижской Коммуны. Основной пафос творчества Рембо - это пафос протеста радикальной мелкой буржуазии и деклассированных, отчасти люмпен-пролетарских низов против порядков Второй империи. Некоторые юношеские вещи Рембо написаны в парнасском духе, но наряду с этой подражательностью тогда же намечалась у Рембо другая творческая линия - линия гражданской лирики в духе Гюго - «Le forgeron» (Кузнец), а также очень непосредственная личная лирика, бытовые зарисовки, шаржи. Как бы прощаясь с застывшими традициями Парнаса, Рембо написал в 1870 злую пародию на излюбленный парнасцами образ Венеры, рождающейся из морской пены (богиня у Рембо вылезает из зеленой ванны жирной, татуированной женщиной, с омерзительной язвой на заду). Он стремительно перешел к своеобразнейшим стихам, насыщенным прежде всего политическим и антирелигиозным содержанием, - к стихам, полным издевательства над казенными публицистами, империей, военщиной, попами, буржуазными обывателями, версальскими палачами. Значительная часть этих стихов была написана Рембо уже после разгрома Коммуны. Однако отсутствие у Рембо определенного, классово-революционного миропонимания, отсутствие связей с передовой общественностью (правда, тогда рассеянной), полное одиночество поэта в условиях провинциальной жизни не могли содействовать укреплению Рембо на революционной позиции в годы реакции. В некоторых последних его стихах чувствуется безудержная ярость мятежника, но вместе с тем Рембо, находясь в захолустьи, попытался экзотически преобразовать омерзительный мир, написал поэму «Bateau ivre» (Пьяный корабль), сонет о цветных гласных («Voyelles») и т. п. Однако в новейшем издании «Стихов» (Poesies) в качестве заключительного стихотворения недаром стоят «Les corbeaux» (Вороны), этот реквием Коммуне, этот стон о разгроме. Оттого, учитывая все противоречия творчества и жизни Рембо, генетическую связь между мелкобуржуазными и люмпенпролетарскими настроениями раннего Рембо и позднейшим превращением поэта в колонизатора, ни в коем случае нельзя игнорировать основное, по существу революционное содержание литературного наследия Рембо.

Как художник слова Рембо является новатором. От выверенного стиха парнасского склада Рембо быстро перешел к нарочитому пренебрежению цезурами, к сознательному нарушению классической строфики, к свободным диссонансам. Стихи его поражают обилием самых смелых метафор и сравнений. Примечательно в поэзии Рембо безбоязненное использование жаргона и прозаической разговорной речи. В его страстных сатирах нередки также площадные ругательства, бросаемые со всей прямотой в лицо врагу. Немало у Рембо очень экстравагантных тем - «Les chercheuses de poux» (Ищущие в волосах), «Oraison du soir» (Вечерняя молитва) и мн. др., написанных явно в порядке вызова, но неизменно лиричных.

Быть может менее значительна проза Рембо - его «Les illuminations» (Озарения) и «Une saison en enfer» (Четверть года в аду). Впрочем ее словесная выразительность чрезвычайно высока. Обычные приемы поэзии перенесены Рембо именно в прозу. Указывая на декадентский спад в творчестве Рембо, данные произведения, как и некоторые поздние стихи, свидетельствуют об уходе этого мелкобуржуазного художника в область вымысла, уходе, вынужденном гнетущими впечатлениями французской действительности после 1871.

Влияние Рембо сказалось на целом ряде французских писателей и поэтов. Но преемниками Рембо заимствовалась и заимствуется меньше всего идейная направленность лучших вещей поэта. В России творчество Рембо было усвоено нашими символистами, позже повлияло и на футуристов.

Буржуазия давно уже создала свою версию о Рембо. Из его творческого наследия обычно извлекаются наиболее субъективные и фантастические вещи вроде «Пьяного корабля», сонета «Гласные» и т. п. Политический же характер творчества Рембо обычно игнорируется или перетолковывается на самые различные лады. Первые биографы, исследователи и издатели Рембо не останавливались даже перед исправлением его произведений и писем, а также соответствующим образом компановали тексты. Только в сравнительно недавнее время в работах М. Кулона и др. замечается приближение к более верному пониманию творчества и личности Рембо. В России неправильное представление о Рембо было усвоено большинством писавших о нем. В советское время появились иные суждения о Рембо, но подлинная оценка поэта все еще впереди.

Артюр Рембо - поэт символист, больше схожий с поэтами романтиками Родился в буржуазной семье. Мать прививала детям благотворительность, любовь к Богу, а отец учил их рациональности и экономии. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Его способности всех поражали. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. Он много читал, увлекался проиведениями Ф. Рабле и В. Гюго, а также поэзией «парнасцев».

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г. бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену, после едет к нему в Париж. Верлен вводит Рембо в литературные круги и является, так сказать, его наставником. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

Стихотворение "Сидящие ". ему противно все застывшее и мертвое. Романтическая тема, но тут хорошо отражается своеобразие лирики Рембо. "Люди стулья...", люди вещи - люди, которые утрачивают все человеческое. Соединение несоединимого, стирание граней между живым и мертвым. Концепция поэта-ясновидца. Поэт посредник между высшими силами и читателем. Надо обрести эту способность медиума. Это не его собственные идеи а проговаривание того, что приходит ему свыше. Нужно расшатать для этого свою волю, убить в себе все рациональное. И для этого все средства хороши - из-за этого бухал))) красавчик

"Пьяный корабль ". Стихотворение состоит из 25 катренов александрийского стиха с перекрестной рифмовкой и намеренно расшатанным ритмом. Написано от имени корабля, сорванного с якоря, и носящегося по свету по воле волн и ветров.

Перед взором поэта проходит череда фантасмагорий, яростные бури «в темных глазницах морей», каскады молний «из пылающих ям черно-синих небес», таинственные и зловещие прибрежные леса, «где глазами людей леопарды глядят», и отчаянная мечта о великолепии могущества.

В конце - лишь разочарование и желание добраться хоть до какой-нибудь пристани.

Написав это гениальное стихотворение в 17 лет, Рембо предсказал в нём собственную судьбу, полную скитаний и странствий, закончившихся жизненным крахом и смертью в старинной европейской гавани.

В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение », которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

У Рембо была непостоянная и капризная судьба. Как в творчестве так и в жизни он искал разные пути, иногда полностью противоположные. После того как П. Верлен, который стрелял в Рембо, попадает в тюрьму, переживающий Рембо впадает в неврозы. Криком души, мольбой человека, который уже не рассчитывает на чью-либо помощь, но все же зовет из Вселенной кого-то неизвестного стала книга «Одно лето в аду » (1873), единственный сборник изданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не смог оплатить и книги так и остались на складе. Их нашли случайно через несколько десятилетий, а до этого существовала легенда будто Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие денег, духовный дискомфорт привели к острому творческому кризису. В последних произведениях поэта чувствовались боль и отчаянье одинокой души.

«Пьяный корабль» судьбы Рембо, окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не угомонило «боль жгучих противоречий», и он решил изменить свою жизнь. После того как ему исполнилось 20 лет, он не написал ни одной рифмованной строчки. Отказавшись от искусства, путешествовал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всякими безделушками на европейских базарах, пытался косить траву в голландских селах, даже был солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Кипре, в Занзибаре. Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну на Италию. В последние годы работал в торговой фирме «Вианне, Барде и Ко», которая продавала кофе, слоновью кость и кожу.

По разному трактуют исследователи розрыв Рембо с поэзией. Французский пиатель А. Камю видел в этом «самоубийство духа », а австрийский прозаик Стефан Цвейг - «неуважение к исскуству, пренебрежение им ». Существует версия, что поэт сбежал из Парижа, что бы найти себя в чем-то другом, что бы утвердится, а после вернуться независимым и свободным, избавившись от пьяного сна. Некоторые современные исследователи считают что поэт дошел в своих экспериментах со словом до крайней черты и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он еще пытался писать, но уже не мог найти смысл в поэтичном творчестве. Однако загадка поэзии Рембо до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его уход из искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который стал целой эпохой в мировой литературе.

37-ми лет уставший, о еще полный сил, Рембо вернулся во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в 1891 г. у него возникла опухоль правого колена, которая оказалась саркомой. 10 ноября 1891 г. он умер в марсельской больнице.