Поэзия Николая Гумилева: анализ стихотворения "Вечер". Тропы и образы

«Вечер» Николай Гумилёв

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла… Ты гонишь прочь
Зловещих птиц - мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна - твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна -
Давно оплаканное счастье.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от , Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Николай Гумилев своим читателям смог подарить необыкновенный, красочный мир литературы. С помощью простых приемов, красивых слов и сравнений его стихотворения приобретали лиричные нотки. Будучи путешественником, не только в душе, но и в жизни, Николай Степанович через свои произведения передает замечательные образы и экзотику тех мест, которые он сам смог повидать. Гумилев всегда искал что-то новое, его литература достаточно необычна и своеобразна. Его душа настолько живописна и велика что, кажется, иногда не хватает слов описать все терзания и чувства. Стихотворения поэта всегда насыщены разнообразными перлами, сравнениями и формами.

В 1908 году писатель издает свой второй сборник под названием "Жемчуг серый". В этот самый сборник входит стихотворение "Вечер". Произведение повествует читателям о ночном времени суток и, какие чувства вызывает данное время у героя. Автор хорошо описывает вечер, в котором время выступает еще и как состояние души самого героя. В стихотворении прослеживается один ключевой момент. Человек стремится быть счастливым, поиск счастья становится главной целью, но найти его не просто. Оказывается, полностью познать счастье в настоящем времени можно только во сне. Именно сон станет тем переходом между днем и ночью. Писатель характеризует день чем-то великолепным, но оказывается таким ненужным. Лирический герой отдает предпочтение ночи, ведь только ночь может подарить человеку настоящее счастье, прогнать его печали. Засыпая, человек мысленно переносится в страну, которую сам придумал. В придуманном мире нет места горестям и бедам, герой чувствует себя превосходно. Для главного героя сон, наступивший вечером, это место, где томится его уже пройденное, или может еще не наступившее счастливое время. Он не хочет отпускать ночь, она полностью имеет над ним контроль. Герой отказывается признавать день со всеми его красками и радостями.

Юношеское восприятия жизни дает понять главному герою, что счастье давно утрачено, найти его будет слишком сложно. Герой понимает, счастье ускользает от него. Исходя из этого, только сон откроет перед героем двери в неизведанный счастливый мир. Пока длится сон - длится счастье героя. Самое печальное то, что главный герой даже не догадывается, что каждый прожитый им день дает ему надежду на будущее, постепенно приближая к долгожданному счастью.

По плану, кратко

Картинка к стихотворению Вечер

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Она

    Супружеские отношения поэта со своей супругой были весьма непросты. Они были знакомы еще с ранних лет, сначала дружили, потом он в нее влюбился. Ахматова, в свою очередь, хотела встретить принца, давно придуманного ею.

  • Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело 6 класс

    Лирика пейзажей Тютчева довольно-таки хороша и многообразна. Придерживаясь романтизма лирик полагает, что эмоции и чувства намного многозначнее, чем их проявления. Намного важнее видеть всю красоту мира, который тебя окружает

  • Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

    Знаменитое стихотворение "Ветер принёс издалека..." великого русского писателя Александра Александровича Блока было написано 29 января 1901 года. Нужно отметить, что данное произведение является одним из самых ранних у данного поэта.

  • Анализ стихотворения Державина Бог

    В 1780 году к Державину пришла мысль о создании произведения «Бог». Но по сколько поэт в то время был сильно занят по долгу службы, тогда он не смог осуществить написание этой оды. Чуть позже Державин возобновил свою идею и довел

  • Анализ стихотворения Есенина Какая ночь! Я не могу

    Последние годы из своей жизни Есенин.С.А. не скрывал свои чувства в отличии как это делают другие и полностью открыто показывал это и выражал свои мысли, не боясь получения в свой адрес критики и писал всё то что наболело в его душе.

2 764 0

В 1910 году выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от , Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение , датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной» . Риза - верхнее облачение священнослужителя - упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда - неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь» .

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения - результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского. Брюсова. Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер». датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной» . Риза - верхнее облачение священнослужителя - упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда - неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь» .

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения - результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной».

Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу.

Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Стихотворение «Вечер» входит в книгу стихов «Жемчуга». В нём, как в других стихотворениях этого поэта, звучит мотив поиска счастья.

Название («Вечер») – это и время суток, и сумеречное состояние души лирического героя. Тема стихотворения, по-моему, это движение души «смутной» к «обетованной стране» счастья, пусть даже во сне. Возможно, в этом стихотворении отчасти отразились чувства, переживания Гумилёва накануне его женитьбы на А.А.Горенко. (Четвёртый раздел стихов книги «Жемчуга» вышел с посвящением А.Горенко).

Композиционно стихотворение представляет собою три строфы по пять строк (пятистишия). Во всех строфах рифмуются 1-3-4-я строки и 2-5-я. Преобладает наличие мужских рифм (ударение на последнем слоге), что придаёт стихотворению чеканность. А четырёхстопный ямб смягчает резкое звучание.

Стихотворение очень гармонично; одна строфа плавно «перетекает» в другую. Поэт не прибегает к каким-либо специальным приёмам звукописи, но обилие гласных

(Е, И, А) придаёт стиху певучесть, музыкальность.

В отличие от многих других стихов Гумилёва, в этом не так уж много точных реалий. А те, которые есть, окутаны таинственностью. И даже слово «сандалии» навевает образ богини-ночи. В стихотворении использована лексика общеупотребительная, но в сочетании со словами высокого стиля (риза, великолепный, зловещие, повелительница, обетованная). Весь лексический ряд настраивает читателя на торжественно-высокое восприятие.

В первой строфе возникают два образа: это лирический герой с «душою смутной» и «ласкающая тень». Повтор эпитета «ненужный» (день) готовит читателя к переходу от реальности в мир снов и грёз. А эпитет «жемчужная» (риза) в контексте творчества Гумилёва означает всё прекрасное.

Во второй строфе загадочная «ты» («ласкающая тень») «гонит прочь» печали лирического героя (поэта?). Метафора «зловещие птицы» подчёркивает грусть, сумерки в душе героя. С середины строфы настроение грусти, печали сменяется, потому что «повелительница ночь» победно вступает в свои права и грусть великолепного, но ненужного дня отступает. Это настроение победы подчёркивается восклицательной интонацией в конце второй строфы.

В третьем пятистишии опять звучит сближающее, сердечное местоимение «ты»: «Блестит луна – твоё запястье…» Возникает образ ночи (женщины) с браслетом-луной на запястье. Она дарует герою тишину и «обетованную страну – Давно оплаканное счастье». Вечер – ночь – луна – сон – счастье. Такой смысловой ряд выстраивается при чтении этого стихотворения.

Стихотворение «Вечер», бесспорно, наполнено философским смыслом, т.к. речь в нём идёт о поиске счастья, о ненужности жизни в отсутствии его. Переживания героя даются на космическом фоне: смена ночью дня, повелительница ночь, луна, звёзды, от которых «слетает тишина».

Может, я не совсем права, но при чтении последней строфы возникает ассоциация со стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». И так же, как у Лермонтова, стихотворение Гумилёва заканчивается печально звучащей нотой: лирический герой обретает счастье, но только во сне, и эту печаль усиливает эпитет «давно оплаканное» счастье.

Более новые статьи:

«Вечер» Н.Гумилев

«Вечер» Николай Гумилёв

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла… Ты гонишь прочь
Зловещих птиц - мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна - твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна -
Давно оплаканное счастье.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского. Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Николай Гумилев - Еще один ненужный день (Вечер)

Yeshche odin nenuzhny den,
Velikolepny i nenuzhny!
Pridi, laskayushchaya ten,
I dushu smutnuyu oden
Svoyeyu rizoyu zhemchuzhnoy.

I ty prishla. ty gonish proch
Zloveshchikh ptits - moi pechali.
O, povelitelnitsa noch,
Nikto ne v silakh prevozmoch
Pobedny shag tvoikh sandaly!

Ot zvezd sletayet tishina,
Blestit luna - tvoye zapyastye,
I mne vo sne opyat dana
Obetovannaya strana -
Davno oplakannoye schastye.

Tot jlby ytye;ysq ltym,
Dtkbrjktgysq b ytye;ysq!
Ghblb, kfcrf/ofz ntym,
B leie cvenye/ jltym
Cdjt/ hbpj/ ;tvxe;yjq/

B ns ghbikf/// ns ujybim ghjxm
Pkjdtob[ gnbw - vjb gtxfkb/
J, gjdtkbntkmybwf yjxm,
Ybrnj yt d cbkf[ ghtdjpvjxm
Gj,tlysq ifu ndjb[ cfylfkbq!

Jn pdtpl cktnftn nbibyf,
,ktcnbn keyf - ndjt pfgzcnmt,
B vyt dj cyt jgznm lfyf
J,tnjdfyyfz cnhfyf -
Lfdyj jgkfrfyyjt cxfcnmt/

Послушать стихотворение Гумилева Вечер

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Вечер