Поэзия и проза древнего рима. Лирическая поэзия древнего рима

Древний Рим

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого.


Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в до н. э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.

Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга. Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой заслугой Невия было составление поэмы о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам.

Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный стихотворный размер - обычный у греков гекзаметр.

Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н. э. был Тит Макций Плавт (254 - 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от своих предшественников он работал только в одном жанре - комедийном, но зато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.

Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие города, что говорят о подражательности плавтовских комедий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и их бытом. Плавт, например, дает описание римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором, сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивал плавтовским пьесам долгий успех у римской публики.

Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу Менандром. Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическое развитие по ходу действий.

Если Плавт и Теренний были крупнейшими сочинителями комедий, то Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом «сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свой сборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных. Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к моральному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.

Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.

Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские поэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и II вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э. жили многие поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, - справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства».

В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической поэзии, перу которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека: любовь радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений Катулла направлен против диктаторских намерений Цезаря, против его алчных клевретов.

На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, к личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин.

Римская культура основывалась на древнегреческой. Многие древнеримские поэты просто подражали грекам. Но спустя какое-то время ситуация в Риме изменилась. Появились яркие самобытные поэты, такие как:

Гай Валерий Катулл (ок. 87 — 54 гг. до н.э.) Родился в Вероне, городе Цизальпинской Галлии. Так уж получилось, что в годы жизни поэта Рим был охвачен гражданской войной. Правил в те времена Гай Юлий Цезарь. Против его политики выступали республиканцы. Именно к ним и присоединился молодой поэт. Он писал в адрес своих противников едкие и острые на язык стихи и эпиграммы. В своем творчестве поэт попробовал себя и в «ученой поэзии», посвященной мифам и мотивам произведений. Но подобного рода произведения были интересны лишь определенной малочисленной группе людей. Поэт прославил своё имя, благодаря любовной лирике, посвященной Лесбии. Это его лучшие творения. Ибо они пропитаны искренней любовью к женщине. Вдохновение поэт черпал в своих глубоких чувствах к некой римской матроне Клодии Пульхре, к которой в стихах обращался по имени Лесбия. Этот псевдоним был взят не случайно. Ибо родиной великих древнегреческих поэтов Алкея и Сапфо был остров с красивым названием Лесбос. Катулл в своих стихах воспевал красоту любимой и её обаятельность. Рассказывал читателям о своей пылкой страсти к красавице. В его стихах чувство любви описано наиболее полно: зарождение и восторженность, счастье от разделенной любви и наслаждение эмоциями, боль измены и бесконечные страдания по этому поводу. Знатная римлянка Клодия, прославившая своё имя любовными похождениями, по началу ответила поэту взаимностью, но вскоре он ей надоел и она нашла отраду в другом своем поклоннике. Катулл страдал. Его стихи отражали эмоциональную силу горечи и разочарования. Позже в поэте зародилось новое чувство — чувство презрения к изменнице. В своих стихах Катулл писал: «А ты, Катулл, терпи! Пребудь, Катулл, твердым!» Возможно, мир узнал бы из произведений этого древнеримского поэта и о других человеческих чувствах, но поэт умер, не дожив и до 30 лет. были увлечены творчеством Катуллы. Его стихи переводил А.С.Пушкин, его творчество изучал А.Блок.

Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.) Родился в Венузии, очень стареньком городишке на юге Италии. Отец поэта мечтал о хорошей жизни для сына и сделал всё возможное, чтобы Гораций попал в привилегированное общество Рима. Он скопил небольшое состояние и дал сыну прекрасное образование на литературном и философском поприще в Афинах. В годы жизни поэта Римом правил Октавиан Август. Когда в империи вспыхнула гражданская война в 44 г., поэт примкнул к республиканцам, которые потерпели поражение. Гораций был арестован. Но попав под амнистию, вернулся на родину и приступил к своему творчеству. Все началось с того, что эпический ввёл Горация в литературный кружок богача Мецената. Меценат всячески поддерживал поэта и оказывал ему своё покровительство. Гораций в своих произведениях призывал жить скромно, держась «золотой середины» (Впоследствии это выражение стало крылатой фразой), он был противником всякой роскоши и богатой излишне сытой жизни. Он держался подальше от императорского двора и писал сатирические произведения, обнажая человеческие пороки: жадность, зависть, властолюбие, расточительство. При этом Горацио старался не касаться острых политических тем, похвальные псалмы в адрес императора писал сдержанно и редко. А вот гимны вину и любви, сатирические насмешки над человеческими пороками — это любимые темы Горация. Творчество Горация составляют сборники од и сатир, «Посланий», одним из которых является знаменитая «Наука поэзии» Именно здесь поэт делится своими взглядами на литературу. А знаменитая ода Горация «К Мельпомене» , известная также под названием «Памятник», переводилась различными поэтами Европы и России в разное время. Например, нам хорошо знакомое со школьной скамьи стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Горацио был одним из самых популярных и востребованных поэтов древности. Он чаще других изучался и имел огромное влияние на европейскую лирику. Это влияние мы можем наблюдать и в творчестве русских поэтов. Например, оно ощутимо в произведениях Ломоносова, Державина, Пушкина, Фета, Брюсова и т.д.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 17 г. н.э.) Величайший поэт, познавший немилость императора. В годы жизни поэта правил Октавиан Август, блюститель порядка и нравов. Ему не понравилось творчество Овидия, в котором поэт воспевал удовольствия и утонченную роскошь городской жизни. Овидий прославился «Любовными элегиями» и знаменитой поэмой «Наука любви» . В этой поэме Овидий очень точно, талантливо и, в ряде случаев, иронично описывает любовные переживания. Август сослал поэта в возрасте 50 лет (8 г.н.э.) в город Томы (Констанца), расположенного на побережье Чёрного моря. Овидий очень страдал и тосковал по родине. Он писал жалостливые стихи, пытаясь смягчить черствое сердце императора и получить разрешение вернуться домой. Но Августа не тронули пронзительные строки страдающего поэта. 10 лет провел Овидий на чужбине и там умер. Если говорить обобщенно, то творчество Овидия условно можно разделить на три основных направления: любовная поэзия (Сборник «Любовные стихотворения» , «Наука любви» ), мифологическая поэзия («Фасты» , «Метаморфозы» ) и творчество на чужбине («Песни скорби» , «Послания с Понта» ) Мировую славу Овидию принесла поэма «Метаморфозы» , состоящая из 15 книг, где поэт подробно и детально обработал множество мифологических сюжетов и преданий. Начинается поэма с сотворения мира и заканчивается превращением императора Юлия Цезаря в комету. От начала и до конца поэмы происходит множество событий с участием богов, которые делятся на сильных и служивших им плебеев. Боги живут на небе, но их жизнь очень сильно напоминает жизнь римского общества. Сильные, т.е. патриции, плетут интриги и принимают участие в любовных приключениях. В целом творчество Овидия оказало очень сильное влияние на поэтов всех времен и европейских народов. Многие сюжеты поэм Овидия послужили образцом и основой для создания других художественных произведений: стихов, балетов, опер и т.д. Во время ссылки А.С.Пушкин часто сравнивал свою судьбу с судьбой великого Овидия. А знаменитые Ромео и Джульетта были созданы Шеспиром под влиянием 4 книги Метаморфоз о Пираме и Фисбе.

В заключение хочу предложить мультфильм, созданный по мотивам сюжета об Аполлоне и Дафне поэмы «Метаморфозы» Овидия.

Литература и поэзия Древнего Рима

Весь мир находился в руках победителей-

римлян. Они владели и морями, и сушей, и

небом, усеянным звездами, но им всего

было мало! Их тяжело нагруженные

корабли бороздили моря. Если им

встречался укромный залив и неизвестная

ранее область, где по слухам, были

золотые рудники, местные жители

объявлялись врагами Рима, и судьба

готовила им опустошительную войну,

чтобы римляне могли завладеть новыми

сокровищами.

Гай Петроний

Это писал римлянин, приятель Нерона, одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа "Сатирикон", богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.

История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик, монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства.

Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.

Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.

Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.

От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.

У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.

Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река - ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает... волчица.

Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.

Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина - смелого, сильного и жестокого.

Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.

Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.

ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ

Побежденная Греция победила

сурового победителя и внесла искусство

в грубый лациум.

Гораций

Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.

Даже богов римляне стали "переманивать" к себе с греческого пантеона.

У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка "Собрание богов". На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, "ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной..."

Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.

Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома - Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.

Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.

до н.э., когда появилась "Латинская Одиссея", вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.

Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.

В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысяч мест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра стала служить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов, вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМА

ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ (ок254-184 гг. до н.э.)

О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Он родился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не очень достоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и о театральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедии Плавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенно известны "Хвастливый воин", "Менехмы", Горшечная комедия", Псевдол", "Привидение", Выкхиды", "Пленники", Амфитрион".

Подружку выкупил на волю юноша,

Растратив все в отсутствие отца добро.

И вот старик вернулся. Транион сумел

Вкруг пальца обвести его: мол, выехал

Из дома сын, испуган привидением.

Да тут явился ростовщик, потребовал

На те, мол, деньги дом соседний сын купил.

Изобличен был раб. Но собутыльник их

Ему и юноше прощенье вымолил.

ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (ок.195-159 гг.до н.э.)

Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора, который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6 комедий, все они сохранились до нашего времени.

Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии, ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады.

ЛУКРЕЦИЙ

Рода Энеева мать, людей и бессмертных

услада. О благая Венера! Под небом

скользящих созвездий жизнью ты

наполняешь и все судоносное море, и

плодородные земли; тобою все сущие

твари жить начинают и свет,

родившиеся, солнечный видят.

Лукреций

"О природе вещей"

Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасных греческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовали в Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви. Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателе Римского государства. Венера стала национальной святыней Рима. Военначальники называли ее Felix ("приносящей счастье"). Юлий Цезарь считал ее своей прародительницей, якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы, скульпторы изображали ее в мраморе.

Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всем эстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу.

"О благая Венера!" В этом возгласе вылился весь восторг Лукреция перед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинается с прекрасной любви.

Венера в поэме Лукреция - поэтический образ. Ни в каких богов он не верил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда, он не полностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их на жительство куда-то в "интермундии" (между мирами), где они, нисколько не думая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежных радостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы.

Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать их своим безбожием?

С первых же страниц его поэмы "О природе вещей" мы попадаем в атмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как он разъясняет читателю, жизнь людей "долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом". Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя в них страх перед неким существом, которое с неба взирало на них "ликом ужасным". и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вот один эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугала молва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснения загадкам мира.

Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее ту высшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что вселенная бесконечна /"Дна никакого нет у вселенной нигде", "нет ни конца ни предела пространству"/, что состояние материи - вечное движение /"Мир обновляется вечно.

Все это вошло как несомненная истина в современное учение о материализме.

Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первыми посредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которыми снабжено наше тело /"Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может"/. Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все люди и отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье - вот цель их существования. Этого требует сама жизнь, сама природа.

Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересует проблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянно совершенствовать свой быт? Оказывается - потребности, нужда:

Судостроение, полей обработка, дороги и стены,

Платье, оружье, права, а также и все остальные

Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:

Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -

Все это людям нужда указала, и разум пытливый

Этому их научил в движенье вперед постепенном.

Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если верить очень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этой замечательной личности (99 - 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон в письме к брату писал: " ...в ней много проблесков природного дарования, а также искусства".

ПОЭЗИЯ

Лирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностью интересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либо личным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков - "поэтами новыми".

Само появление их свидетельствовало об упадке республиканских традиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, в сущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью и серьезностью эпических повествований, издевались над литературными консерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явно отдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в данной области они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение ряд новшеств:

Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,

Мы табличками долго забавлялись.

Превосходно и весело играли,

Мы писали стихи поочередно,

Подбирали размеры и меняли.

Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия, как игра, как легкое развлечение. И они занимались ею, молодые, "новые поэты".

ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ

Лирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. К концу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многими представителями знати и ведет беспорядочный образ жизни "литературной богемы".

Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков, получивших с легкой руки Цицерона название "неотериков" - новых поэтов, и был наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительной лирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой. Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви к Клодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихи поставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии.

Милый птенчик, любовь моей подружки!

На колени приняв, с тобой играет

И балует она и милый пальчик

Подставляет для яростных укусов.

Когда так моя прелесть, жизнь, отрада

Забавляется, бог весть как смеется,

Чтоб найти утешеньце в заботах,

Чтобы страсть (знаю - страсть!) не так пылала,

Тут и я поиграть с тобой хотел бы,

Чтоб печаль отлегла и стихло сердце.

(перевод Пиотровского)

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (70 - 19 гг. до н.э.)

Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучал риторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школы Сирона.

Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В это Время он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годов Вергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -"Буколики", опираясь на традицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературе эллинизма.

В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму, посвященную сельскому труду - "Георгики". Он прославляет в ней сельский тру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскому труду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегося возродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В "Георгиках" Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата.

Сразу же после окончания "Георгик" Вергилий принимается за работу над "Энеидой", героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (65 - 8 гг.до н.э.)

Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.

Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихи относящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги "Сатир" и названы самим поэтом "Беседами". Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.

Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги "Од" (или "Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация - утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В "Одах" достигло совершенства художественное мастерство поэта - яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.

ОВИДИЙ (43г. до н.э. - 18г. н.э.)

Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на все его творчество. Государственная карьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью поэзии.

Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий ("Аmores") и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям ("Героиды"). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность - иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.

ФЕДР (конец I в.до н.э. - ок.70 г.н.э.)

Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.

Литературное творчество поэтов, создание образцов латинской прозы оказали самое благоприятное влияние на разработку римского права. Юристы использовали достижения римской прозы, и именно в эту эпоху создавался тот ясный и точный язык, которым написаны выдающиеся произведения юридической литературы эпохи Империи. Вашему вниманию предлагаются сведения лишь о некоторых римских писателях и поэтах.

Вергилий Марон, Публий (70 -19 до н. э.) Литературная деятельность началась в Риме. Он пишет эпиграммы и эпические поэмы. В Риме Вергилий знакомится с Меценатом, сподвижником и дипломатом императора Октавиана Августа (63 до н. э. – 14 н. э.). В честь Мецената Вергилий сочинил дидактическую поэму о земледелии, о мирной сельской жизни. Вершиной его поэтического творчества была «Энеида» , в которой он прославлял мощь римской империи и Августа. Поэма оказала глубокое влияние на всю последующую римскую и западноевропейскую литературу.

Август, Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) Император Август – одна из наиболее значительных фигур в истории Древнего Рима. Его законодательная деятельность была направлена на совершенствование государственной и судебной систем, укрепление института римской семьи и нравственных устоев римского общества. Август вступил на политическую арену в качестве приемного сына и наследника Цезаря. Он был единоличным правителем государства, в его руках была сосредоточена высшая военная власть. Международная политика Августа была направлена на укрепление авторитета Рима, на отказ от новых завоеваний. Это способствовало стабилизации, столь желанной после эпохи гражданских войн. Время правления Августа было ознаменовано также расцветом искусств.

Гай Цильний Меценат (лат. Gāius Cilnius Maecēnās, около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Гораций Флакк, Квинт (65 -8 до н. э.) Получил блестящее образование в школах Рима. Поэзия Горация – образец классического изящества словесного выражения. Влияние его на последующее развитие культуры было огромно. Его творчеством в России интересовались Державин, Батюшков, Дельвиг, Аполлон Майков, другие русские поэты.

Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 -96) Теоретик красноречия, первый из риторов, принятый на государственную службу, гордость Рима. К старости был назначен наследником престола. Автор трактата «Воспитание оратора» (12 книг - самый большой из сохранившихся античных трудов по риторике). Квинтилиан утверждал, что основные цели воспитания оратора – нравственность и вкус. О нравственности надо заботиться с младенчества, а вкус развивать на классических образцах. Главный образец – Цицерон: «Чем больше тебе нравится Цицерон, тем больше будь уверен в своих успехах» .

Писчим материалом в античности были папирус, пергамент, и навощенные таблички, буквы на которых процарапывались так называемым стилем – заостренной тростниковой палочкой. Для кратких официальных надписей использовался твердый материал. (см. на следующем слайде) Все римские литературные памятники дошли до нас в средневековых рукописях, причем значительное количество сочинений римских авторов безвозвратно погибло.

Оратор Письменные принадлежности: 1 – восковые таблички; 2 – стиль; 3 – папирусный свиток; 4 – чернильницы и перьевая ручка

Ливий Тит (59 до н. э. – 17 н. э.) Писатель-историк. Написал 142 книги, но сохранились только некоторые «декады» (десятикнижия и более поздние краткие обзоры его истории «от основания города» (Рима). Тит Ливий рассматривал историю как «учительницу жизни» (magistra vitae). Он замечательный рассказчик и великолепный оратор. Если его современник Вергилий был творцом «Энеиды» - римской истории в стихах, то всю историю Ливия можно назвать живописной эпопеей Древнего Рима в прозе.

Лукреций Кар (ок. 96 -55 до н. э.) Римский поэт-философ эпохи гражданских войн. Поклонник философии Эпикура, Лукреций в дидактической поэме «О природе вещей» популяризирует его идеи. В первых трех книгах излагается учение об атомах. Четвертая посвящена теории познания, пятая – астрономии, геологии и истории человеческой культуры. В шестой книге объясняются различные явления природы, а заканчивается поэма описанием эпидемии в Афинах V в. до н. э. В Лукреции современному читателю созвучно живое ощущение природы, вера в человека, в его разум в прогресс человечества

Овидий Назон, Публий (43 до н. э. – 18 н. э.) Для потомства Овидий остался третьим членом великого поэтического триумвирата античности: Вергилий, Гораций, Овидий. Он был певцом человечности и человечества. Каждая эпоха училась у него гуманизму на свой лад. Для средних веков он был наставником практики куртуазного вежества и теории мирового сродства. В феодально- рыцарской поэзии трубадуров Овидий – образец певца любви. Для Возрождения и классицизма творчество Овидия – источник норм галантного поведения и неисчерпаемый источник занимательных историй.

Плиний Младший, Гай Цецилий Секунд (ок. 61 – ок. 114) Был учеником теоретика красноречия Квинтилиана. Отличаясь ораторскими способностями, он прошел всю лестницу государственных должностей. При императоре Траяне он стал консулом. «Панегирик Траяну» - единственная сохранившаяся речь Плиния Младшего. Его идеалом в образе жизни и в литературных занятиях был Цицероновскими были оба жанра, которым Плиний Младший посвятил свою жизнь, - судебные речи и письма (10 книг).

Сенека Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) Прозаические сочинения Сенеки включают 12 книг небольших философских трактатов и большой сборник писем на моральные темы к молодому другу – философу Луцилию. Здесь он выказал виртуозное словесное мастерство. Кроме философской прозы, из сочинений Сенеки сохранились девять трагедий: «Безумный Геркулес» , «Медея» , «Эдип» и др. Его трагедии – это произведения для чтения, а не для постановки. Сенеку почитали наравне с Сократом. Он овладевал душами и заставлял себе подражать вольно или невольно от «Исповеди» Августина до драм Шекспира.

Тацит Публий Корнелий (ок. 54 – ок. 123) Получил очень хорошее литературное образование и стал видным судебным оратором. Две основные работы Тацита («История» и «Анналы») проникнуты обвинением против тиранического режима империи. Его исторические сочинения отличаются глубиной психологического анализа, красотой описаний и характеристик. Тацит был именно римским историком: Рим, римский сенат и народ – вот объекты его внимания. Тацит получил высокую оценку своих современников.

Федр (ок. 15 до н. э. – 70 н. э.) По происхождению был рабом. Основной жанр его творчества – басня. Он перелагает в латинские стихи греческие басни легендарного Эзопа и сочиняет новые по их образцу. Сохранилось 120 басен Федра. Он ценил в басне не изложение, а мораль. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном. В России некоторые сюжеты его басен использовал Крылов.

Цезарь Гай Юлий (100 -44 до н. э.) Политический деятель, полководец, писатель. Он находил время для теоретических проблем латинского языка. Основные труды – «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» (события 49 -43 гг. до н. э.). В «Записках» речи персонажей передаются Цезарем преимущественно в косвенной форме, о себе он пишет в третьем лице, чтобы произвести впечатление большей объективности повествования. Простота, четкость, ясность стиля, ограниченный до минимума запас слов способствовали тому, что в Новое время Юлий Цезарь стал первым «гимназическим» автором.

Цицерон Марк Туллий (106 -43 до н. э.) Получил общее и риторическое образование. Блестящие ораторские способности помогли ему добиться государственных должностей. Цицерон был просвещеннейшим человеком эпохи, гениальным оратором и талантливым писателем. Сохранилось 58 его речей, 7 трактатов по риторике, 12 трактатов по философии и около тысячи писем. Наиболее известны «Письма к Аттику» . В Теории красноречия Цицерон отстаивает идею гармонии словесного выражения и содержания. Отличительные черты ораторского искусства самого Цицерона – не только глубина знания, но и музыкальная периодичность, ритмичность; тщательный отбор стилистически нейтральных слов. Для Европы он стал воплощением гуманизма республиканской античности. В Риме его читали в школах, писали комментарии к его речам.

Общеизвестны цитаты Цицерона: История - свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. В трактате «Об ораторе» (De Oratore II). Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. - В трактате «Об ораторе» Письмо ведь не краснеет. - В письме Луцию Лукцею. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. - Из речи в защиту Клуенция.

Таким образом, литературный латинский язык развивался благодаря творчеству римских писателей и поэтов и на протяжении нескольких столетий оставался языком науки, юриспруденции, богослужения, дипломатии.

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея". В XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных важнейших исторических событиях.

Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях--Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса - Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид.

V век до н. э.-- время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 - 456), Софокла (ок. 496 - 406), Еврипида (ок. 480 - 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая.

Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр - уважаемый человек.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера--нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами.

Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.

Другое имя римской поэзии - Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»).

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254--184 гг), по сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.