Поэзия 60 70 годов. Кто такие поэты-шестидесятники

Поэзия послевоенных десятилетий и особенно второй половины 60-х годов отмечается необычайным богатством и разнообразием творческих исканий и открытий. Это интересный и сложный период развития советской поэзии. Его изучение, интенсивно ведущееся в течение последних двух десятилетий, все же еще не достаточно полно цредставляет это явление в советской литературе.

Начало 60-х ознаменовалось также ярким утверждением в литературе таких разных молодых поэтов, как Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенкий, Р.Казакова, Н.Матвеева, В.Цыбин, Б.Ахмадулина и др. Эпоха, бурно возраставшего энтузиазма народа, на гребень волны подняла именно молодежь, чутко уловившую новые настроения. Знамением времени становилась громкая, звучащая с трибун, поэзия. К середине десятилетия четко обозначилось новое направление в поэзии. Оно определялось качественно иным стремлением осмыслить действительность, поверив ее опытом истории. В творчестве поэтов, представителей поэзии философичной, а также так называемой "тихой лирики" наметился поворот к изучению классической традиции русского стиха. В целом во второй половине 60-х годов начался процесс нравственного возвышения личности, заметно повысивший требования гражданственности. Пожалуй, ближе всего к решению этих вопросов среди молодых подошли Н.Рубцов, В.Казанцев, А.Прасолов, А.Передреёв, А.Жигулин, "Полярные цветы".

Собственно, наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно противоположных направлений, идущих от разных традиций: одно от трибунной, громкой поэзии Вл.Маяковского - Е.Евтушенко, А.Вознесенский и др. - и другое - от тютчевско-есенинской - Н.Рубцов, А.Прасолов, А.Жигулин, В.Соколов и др., скорее характеризовало необычайное богатство поэтического процесса тех лет, нежели свидетельствовало о его нецельности. В творчестве этих, столь разных художников выразилось своеобразие того времени, а также сказался большой потенциал литературы социалистического реализма. Но самым "дееспособным" оказалось поколение поэтов, заявивших о себе до начала Великой Отечественной войны и во время ее многие принимали в войне самое непосредственное участие - Е.Винокуров, С.Наровчатов, М.Луконин, О.Берггольц, А.Межиров, М.Дудин и др.

Для поэтов-фронтовиков, а также для А.Твардовского, Л.Мартынова, В.Федорова, В.Бокова, С.Викулова, А.Прокофьева, В.Солоухина, В.Соколова, А.Яшина и др. вторая половина 60-х годов ознаменовалась тем, что в их творчестве особенно отчетливо наметился поворот к более глубокому освоению традиций русского классического стиха, обострился их интерес к отечественной истории, к героическому началу в человеке. Поэты стремились философски осмыслить путь советского народа к революции, к социализму. Лирика гржданского звучания в их произведениях приобрела в то время решающее значение. Поэзия наполнялась интонациями медитативного, философского характера. Неслучайно и обращение поэтов к поэме С.Викулов "Преодоление"1964, "Окнами на зарю", 1965, Е.Евтушенко "Братская ГЭС" 1965, А.Вознесенский "Лонжшо" 1963, Р.Рождественский "Реквием" 1961, "Письмо в XXX век"1965, В.Федоров "Седьмое небо" 1965-1967, А.Твардовский "За далью - даль" 1961, Е.Исаев "Суд памяти" 1963 и др.

Это обстоятельство свидетельствовало о наступавшем времени обобщенно-масштабного осмысления действительности нашими художниками.

Данный сайт посвящен известным советским поэтам середины 60-х годов 20 века с целью сохранения и популяризации литературного наследия их творчества.

Стрельцова Анна

Реферат посвящён эпохе 60-х годов, знаменитому спору физиков и лириков, раскрывает настроение, новые веяния в области поэзии,объясняет возникновение нового жанра -бардовской песни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Время хрущёвской "Оттепели " отстоит от сегодняшнего дня на полвека, но споры, проблемы, взаимоотношения между "физиками"(а ныне технарями) и лириками, гуманитариями актуальны и сейчас. Наверное потому, что спор этот - о пользе тех и других- вечен и неразрешим. Ещё тургеневский Базаров произвёл своеобразный "бум", отвергая значение искусства для человека и провозглашая только материальную пользу науки: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Но жизнь всё расставляет по своим местам. В своё время знаменитый Эйнштейн сказал о Ф.Достоевском, что он(Достоевский) дал ему «больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс».

Самым близкий по времени к нашим дням был бум конца 50-х – начала 60-х. Не случайно именно тогда впервые прозвучали новые поэтические имена. И не случайно концертные залы, где выступали тогда молодые Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, штурмовали людские толпы, еле сдерживаемые нарядами конной милиции.

То время поражало наивной открытостью и человечностью. Людям разрешали быть просто людьми. “Шестидесятники” считали, что “режим можно очеловечить, что он сам хочет очеловечиться”. Советский строй казался непоколебимым, надо только снять с него коросту сталинизма. Таким образом, духовное раскрепощение советских людей в годы “оттепели”, либеральные настроения – все это подготовило почву для грядущей перестройки.

Сам дух времени был “оттепельным”. Об этом вспоминал Олег Ефремов, известный актер и режиссер: “Создавая “Современник”, мы чувствовали себя вместе – не только внутри коллектива, но и вне его. Значит, моему поколению помогало обрести голос некая общественная атмосфера. От нас чего-то ждали, сейчас я понимаю – нас прямо – таки подталкивали вперед и требовали, чтобы мы удержались вместе. И каждый чувствовал – душой, телом, локтем, нервами: я не один!”

Такая атмосфера способствовала рождению значительных произведений во всех видах искусства. Был издан роман "Мастер и Маргарита", вышел в свет 9-томник И.Бунина, появилось первое достоверное произведение о лагере "Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына, перед глазами читателей предстала и "окопная правда" Ю.Бондарева "Батальоны просят огня", К Воробьёва "Убиты под Москвой".1 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в главной газете Советского Союза «Правде» был опубликован рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Рассказ вызвал широкий резонанс в стране, что собственно не удивительно, ведь главным героем в нем был человек, который еще несколько назад был бы однозначно причислен к врагам народа – бывший военнопленный Андрей Соколов. Однако теперь ситуация в стране значительно изменилась. Фильм С.Бондарчука, режиссера-дебютанта, стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным, несмотря на то что герой фильма - человек, побывавший в плену, и в картине не выражена коммунистическая идеология. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов С.Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача - и режиссерская, и актерская (Бондарчук сыграл в своем фильме главную роль). В этот период резко возросла роль так называемого "самиздата"- объединённой авангардной поэзии. Это было появление серии художественных произведений, утверждавших новый тип взаимосвязей писателя и общества, право писателя видеть мир таким, каков он есть.

В 60-е годы страна переживала поэтический “бум”. Поэзия “оттепели” стала для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Громадные залы Лужников, концертного зала им. П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы благодарные слушатели внимали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков буквально сметались поэтические сборники. Заметно увеличилась площадь, какую отдавали стихам “толстые” журналы и альманахи. Был основан и в течение ряда лет выходил пользовавшийся колоссальной популярностью альманах “День поэзии”. Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности, неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства:

Уходят люди... Их не возвратить.
И тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозможности кричать.
(Е. Евтушенко)

Один поэт негодовал по поводу общества, где человеком распоряжаются как винтиком, другой был убежден: “Людей неинтересных в мире нет”, третий провозглашал: “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”. Поэзия 60-х годов решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия. Выдающиеся успехи науки и техники: запуск первых спутников, выход человека в космическое пространство – оказали влияние на общественное сознание:

Что-то физики
В почете,
Что-то лирики
В загоне,
– писал Слуцкий.

Некоторые поэты попытались осмыслить эту ситуацию по-другому:

И пусть электронному зренью
Доверено многое, но
Все грани любого явленья
Искусству лишь видеть дано.

* * *
И где-то в работе бессрочной,
Что к легким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точеная точность стиха.
(В. Шефнер)

Благоприятная обстановка сотворила истинное чудо.

Известные поэты 1920–1930-х годов, давно уже либо замолчавшие, либо забывшие вкусы настоящих творческих побед, вновь обрели голос: М. Светлов – сборник “Охотничий домик” (1961), Н. Асеев – сборник “Лад” (1961), Л. Мартынов – сборник “Первородство” (1965) и др.

Но главная роль в поэтическом буме 60-х годов, конечно же, принадлежала молодым.

Вот когда сбылась мечта В. Маяковского: “Чтоб больше поэтов, хороших и разных”

Современники выделяли в поэзии 1960-х две ветви.

Одни поэты, продолжают традиции В. Маяковского, нашли себя на эстраде, служа так называемой громкой поэзии: Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др.

Следуя русской философской и пейзажной лирике, их оппоненты использовали “тихую” поэзию: А. Жигулин, Н. Рубцов, В. Соколов, Я. Смеляков и др.

Время заставило отказаться от этой искусственной классификации, основанной на упрощенном понимании творческой манеры многих поэтов.

В 50-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни – Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др.

Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии.

Но в 60-е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А. Вознесенский, Г. Сапгир и др.), хотя в печать прорваться, за немногими исключениями, ей не удавалось.

Ведущим жанром в поэзии 60-х была лирика – гражданская, философская, любовная, пейзажная.

Примитивный спор шестидесятых годов между «физиками» и «лириками» шел под знаком взаимного недоверия. «Физики» считали «лириков» мечтателями и глотателями пустот, людьми, оторванными от жизни. Себя считали людьми «конкретными», умеющими «делать железо», воплощать идеи в жизнь. «Лирики» говорили об опасности инерции неосмысленного технического прогресса. Короче, «лирики» были пессимистами и скептиками, чуть ли не деградантами, «физики» оптимистами и дельцами.

У лириков был всегда комплекс их недооценки. Сложившиеся государственные мифы делали неинтересной и неприбыльной гуманитарную сферу. Что тут можно производить, если все есть, какие знания нужны, если есть «Философские тетради» Ленина, исчерпывающие все вопросы и давшие все ответы?

Достаточно было в любом городе страны зайти в любой технический ВУЗ и тут же гуманитарный, чтобы понять всю разницу отношения государства к первым и вторым. Здания-колоссы для «физиков», оборудованные по последнему слову всего и вся, и ветхое старье с падающими потолками для гуманитариев. Далеко можно не ходить. Даже в МГУ эта сегрегация бросается в глаза: для «физиков» главное здание, известное на весь мир, для «лириков»-гуманитариев – стеклянное плоское убожество, известное только поступающим в МГУ на филологический, исторический, философский.

Нам говорили: обороноспособность это - главное. Гонка вооружений, нужно больше ракет, хороших и дальнолетящих.

И все кивали головами.

«Крушение коммунизма - на 50 процентов заслуга «Битлз», другие 50 процентов принадлежат Солженицыну».

Знаковым явлением в споре «физиков» и «лириков» было появление в 1968 году стихотворения молодого поэта Юрия Кузнецова «Атомная сказка».

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Конечно, удивительно, как в маленьком стихотворении можно было сформулировать труднейшую проблему.

Начнем с названия.

Во-первых, это сказка, в которой ложь с намеком. Иначе говоря, читать текст без смысловой дешифровки о том, что «лягушку жалко» - значит увидеть ложь и не увидеть намек.

Это первое.

Второе. Сказка – форма почвенного мышления народа, прошедшее через века, утвердившее свой концептуально-мифологический синкретизм. Иначе говоря, главными фигурами сказки являются фигуры переноса, тяготеющие к символичности (воспроизводимости в сознании как устойчивые знаки). Иначе говоря, речь идет не просто лягушке, а сказочном обобщении.

Говоря о незаслуженном отвержении полезности лирики, Б.А.Слуцкий выразил общее мнение, моментально приобретшее известность и ставшее почти афоризмом:

Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, Дело в мировом законе .

А какими же они были, лирики, глашатаи свободы в период "Оттепели, забрезжившей впереди свободой слова?"

Вознесенский: Мы были поющими и уже тогда ничего не боялись. Все мы тогда распевали Окуджаву. Он не написал еще песню “Про дураков”, но они считали его песни опасными.

Б. Ахмадулина: Я водила “Москвич”. Мое лицо светилось музыкой.

Евтушенко: Я первый в Москве ходил в нейлоновом костюме.

Рождественский: У меня был лыжный свитер, но я пламенно читал с эстрады гражданские стихи.

Ярким явлением 60-х годов, тем самым "БУМом", стало явление авторской песни.

Среди поэтов, стоявших у истоков жанра авторской песни, необходимо назвать имена Михаила Анчарова, Юрия Визборна, Ады Якушевой, Юлия Кима, Александра Вертинского.

Однако настоящими основоположниками, ключевыми фигурами по праву являются Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич.

Будучи одним из ярких проявлений роста духовного самосознания в пору "оттепели", которую Булат Окуджава определил как "время ожидания перемен", авторская песня стала на протяжении 1960-1970х годов действительной формой противоборства с официозом, казёнщиной, догматизмом.

Возникнув в 1950-е на основе разнообразных, в первую очередь фольклорных традиций, включающих городской романс, студенческие. туристические, "дворовые" песни, она в дальнейшем потерпела существенные изменения в содержательном и с художественно-стилевом аспектах.

Отмечая, что творец авторской песни "сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора", что "доминантой здесь является стихотворный текст, ему подчинена и музыкальная сторона, и манера исполнения", Вл. Новиков вместе с тем остерегается в связи с ней употреблять слово "жанр".

Однако, он все же считает возможным уже сегодня заняться "рассмотрением авторской песни как сугубо литературного явления, как факта русской поэзии второй половины ХХ века"

Заметим, кстати, что Б. Окуджава. употребляя в связи с нею слова "явление", "движение", "направление", не раз говорил и о своеобразном жанре, неоднократно подчеркивая, что в основе её прежде всего лежат стихи: "Это ведь не просто песня. -это исполнение стихов".

Творцы авторской песни, при всем жанровом своеобразии создаваемых ими произведений, ориентировались не на массу слушателей, а на отдельного человека. Для них характерно пристальное внимание к обыкновенному, рядовому, даже "маленькому" человеку. Именно благодаря обращению не ко всем, но к каждому в отдельности. авторская песня получила широчайшую, а в случае Высоцкого поистине всенародную известность.

Как правило, создатели авторской песни стремились уйти от открытой гражданственности, тем более патетики, неизменно смягчая ее иронией. Обращаясь к внутреннему миру личности, к заветным струнам человеческой души, они вносили в исполнение и содержание песен ноты интимности, лиризма, искреннего и доверительного разговора о самом глубинном и важном. Это была интонация беседы, дружеского общения, обусловливающая атмосферу "искреннего человеческого внимания, общения и взаимопонимания"

Отсюда подкупающая естественность чувства, слова, образа, непосредственность переживаний, обращение к реальной повседневности, обыденному и сегодняшнему существованию, а вместе с тем, через это нынешнее, обыкновенное- к вечному, глубинному, главным жизненным, духовным ценностям. которые человек носит в душе: родине и природе, дружбе и любви, вере и надежде, чести и совести.

В отличие от эстрадной песни, в авторской важнейшую, доминирующую роль играет сама поэзия, стихи, поэтическое слово, а музыка, мелодия, которая обычно обусловлена смысловым интонационным звучанием поэтического текста и передает его тончайшие оттенки. служит средством усиления воздействия слова поэта. Это была опирающаяся на давнюю историко-культурную традицию звучащая поэзия, звучащее слово.

Булат Окуджава, хоть и завил о себе впервые в конце 50-х годов вместе с поэтами "оттепельной поры"-"шестидесятниками" (Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной,...), но по сути он все же один из поэтов военного или фронтового поколения-тех, чей талант формировался в жестоких испытаниях, на переднем крае, по артиллерийским и пулеметным обстрелом, в окопах и землянках Отечественной войны.

Выступая пере слушателями еще 1961 году, поэт отмечает: "Большинство стихов моих- и те, которые читаю, и те, которые пою- на военную тему Когда мне было 17 лет, я из девятого класса ушел на фронт. И я тогда стихов не писал, а потом, очевидно, эти впечатления юности были настолько сильны, что они до сих пор идут за мной по пятам. Вот чтоб вас не удивляло преобладание военной темы у меня"

Для поэта и его героя характерно острое неприятие, отрицание войны- именно как о гибели и разрушения, и в то же время-утверждение жизни, вера в ее торжество, в победу над смертью:

"Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад"

Но тематический и образный диапазон песен Окуджавы никак не исчерпывается войной. В его лирике утверждается красота, поэзия обычной будничной жизни. В ней хорошо ощутима земная основа, жизненная почва, на которой вырастает чувство- переживание, и вместе с тем -романтическая окрыленность в восприятии и творческом воссоздании самых обыденных явлений.

" Мы земных земней. И вовсе

к черту сказки о богах!

Просто мы на крыльях носим

то. что носят на руках.

Просто нужно очень верить

этим синим маякам,

и тогда нежданный берег

из тумана выйдет к вам."

В художественной системе Окуджавы будничное и земное буквально на наших глазах претворяется в необычное и возвышенно-романтическое, образуя " свой поэтический мир, свой поэтический материк"

Несомненная роль тропов и сотворении этого поэтического мира у самого Окуджавы. В его песнях перед нами предстает "Женщина, ваше величество", чьи глаза- "словно неба алмазного свод", "две холодных звезды голубых", они подобны "синим маякам", напоминают "нежданный берег", который становится "близким берегом". То есть необычное оказывается рядом: "она на нашей улице живет", у нее "обветренные руки и старенькие туфельки", "пальтишко...легкое на ней"..

В метафорах Окуджавы сливается, сопрягается обыденное, земное и романтическое, устремленное ввысь и вдаль, небесное и морское. В его стихах обычная московская улица течет, "как река", ее асфальт прозрачен, "как в реке вода".

В поэтическом мире Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и- уже как форма воплощения всего этого- музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему.

"Моя историческая родина- Арбат", - говорил Б. Окуджава. Он пояснял: " Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину"

"Пешеходы твои- люди не великие,

каблучками стучат- по делам спешат

Ах, Арбат, мой Арбат, ты- моя религия,

мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,

сорок тысяч других мостовых любя.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты- мое отечество,

никогда до конца не пройти тебя!"

"У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат- район, страна. живая, трепещущая история, наша культура.. Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье".

В стихах и песнях Окуджавы всегда темно переплетается социально-историческое и вечное, общечеловеческое. Его тяга к гармонии, к высветлению прекрасного в жизни и человеке, связанного с верой, надеждой и любовью, неотделима от ощущения драматизма и трагедийности бытия в мире.

В одном из поздних стихотворений, посвященных Новелле Матвеевой, Окуджава так характеризовал время "оттепельных" надежды, породивших, в частности, и такое явление, как авторская песня:

"Мы- романтики старой закалки

Из минувшей и страшной поры.

Мы явились на свет из-под палки,

чтоб воспеть городские дворы"

Романтическое ощущение молодости, естественно. претерпело существенные изменения, впитав печаль и горечь "музы иронии", побуждающей переосмыслить образы собственных стихов:

"Покосился мой храм на крови,

впрочем, так же, как прочие стройки.

Новогодняя ель- на помойке.

Ни надежд, ни судьбы, ни любви."

В основе лирического творчества Булата Окуджавы его нераздельность с народной жизнью и судьбой, органично впитанные опыт и традиции русской поэзии и, конечно же, фольклорные истоки.

Владимир Высоцкий на одном из концертов говорил: "...когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить еще и музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и с тал сочинять музыку к своим стихам".

О рождении нового жанра авторской песни, своеобразии этого художественного феномена у Высоцкого свидетельствуют его собственные слова, а так же высказывания и характеристики современников. В своих выступлениях В. Высоцкий неоднократно подчеркивал отличие авторской песни от эстрадной, а с другой стороны- от "самодеятельной", считая, что в основе первой всегда лежит собственное оригинальное поэтическое творчество, неотделимое от сугубо индивидуального, авторского, "живого" исполнения, выделяющего тончайшие смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов.

Что же касается специфики песенного творчества В. Высоцкого, то, по верному замечанию Р. Рождественского, он создавал "песни-роли", органически вживаясь в образы персонажей- героев его стихотворений.

"Каждая его песня-это моноспектакль, где Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем."

Высоцкому не нравилось. когда о его ранних песнях говорили, как о блатных, дворовых, он предпочитал связывать их с традицией городского романса.

"Начинал я с песен, которые многие почему-то называли дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который в то время был совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к такому простому, нормальному разговору в песне, тяга не к упрощенной, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростны, эти первые песни, была в них она. но пламенная страсть; извечное стремление человека к правде, любовь к его друзья, женщине, близким людям."

Говоря о песенном творчестве Высоцкого как о своеобразной художественно-философской и поэтической системе, о путях объединения отдельных стихотворений в тематические группы, о путях циклизации. следует особо остановиться на стихах военного цикла и своеобразии решения автором этой темы.

Среди ключевых стихотворений военного цикла- "Он не вернулся из боя". В нем трагическая смерть одного из бесчисленных рядовых Великой войны осмысляется как обыденный факт, приобретающий символическое звучание. Гоечь утраты, кровная связь живых и погибших по контрасту оттеняются здесь картиной столь безмятежной на фоне людской трагедии вечной и прекрасной природы:

"Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

"Друг, оставь покурить!"- а в ответ- тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде.

Наши павшие- как часовые..

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые."

В стихах военного цикла поэт достигает особой емкости в создании поэтического образа. Таков символ Вечного огня в стихотворении " Братские могила", которым Высоцкий обычно открывал свои выступления-концерты.

Помимо военной- или, быть может, точнее, антивоенной- темы важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России в ее сегодняшнем дне и ее историческом прошлом.

Что касается любовной лирики, то Высоцкому принадлежат великолепные ее образцы, созданные на разных этапах творческого пути и в самых различных формах.

"Я поля влюбленным постелю-

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит- я люблю!

Я люблю, и значит- я живу! "

Важно отметить жанровое многообразие, специфику форм и модификации стихов-песен Высоцкого. В его собственных жанровых обозначениях нередко фигурируют слова песня, песенка , и, пожалуй, чаще других в их названиях возникает слово баллада .

Сам Высоцкий всегда выделял эпическую, сюжетно-повествовательную основу своего песенного творчества: " Я вообще все песни стараюсь писать как песни-новеллы - чтобы там что-то происходило". А с другой стороны. вслед за слушателями он обращал внимание на лирическую, неповедальную ноту своих произведений, в тоже время подчеркивая, что их исполнение предполагает непременный контакт и взаимодействие с теми, кому они адресованы.

Стремясь вступить в диалог с людьми, которым адресована песня, поэт подчас использовал традиционную форму лирического, иронического. сатирического письма-обращения к различным адресатам. Таковы, например, "Письмо к другу, или Зарисовка о Париже", "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное-невероятное" из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи", "Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям".

И при всей, быть может, размытости жанровых границ многих произведений Высоцкого его жанрово-тематические циклы складываются в художественное целое, в сложный и целостный художественный мир. Откликаясь в своих песнях на "злобу дня", поэт видел и осмыслял ее масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, время, вечность, мирозданье живут в его стихах, нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное- с вечным. Отсюда- пространственно-временная распахнутость, широта и масштабность его поэтического мира.

Для Высоцкого характерно особое ощущение обстоятельств быта. деталей человеческого поведения и психологии, чувств и переживаний, жестов и поступков, а главное- предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи многочисленных персонажей его стихов-песен. Каждый раз все это мотивировано конкретным образом, характером, душевным складом, состоянием действующего лица песни-монолога и находит выражения в неповторимом лексическом. фразеологическом, интонационно-синтаксическом строе речи.

Примеры оттенков живой разговорной интонации, определяющей синтаксические особенности высказывания, находим в обрывистой речи "Разведки боем" :

"кто со мной? С кем идти?

Так, Борисов.. Так, Леонов..

и мягкой раздумчивости "Горной лирической" :

" А день, какой был день тогда?

Ах да- среда!"

в сатирическом звучании восклицаний и вопросов "Диалога у телевизора" :

" Ой, Вань гляди -кось, попугайчики!

Нет, я ей-богу закричу!

А это кто в короткой маечке?

Я, Вань, такую же хочу."

в экспрессивных обращениях программного стихотворения "Натянутый канат" :

" Посмотрите- вот он

без страховки идет.

Чуть правее наклон-

упадет, пропадет!

Чуть левее наклон-

Все равно не спасти...

Но замрите, - ему остается пройти

не больше четверти пути! "

Что касается особенностей поэтики и стиля, то для Высоцкого характерна тенденция к взаимодействию и синтезу различных стилевых начал: реалистичности и романтики, сказочной условности и фантастики, естественной простоты и вместе- предельной напряженности, экспрессивности в использовании художественно-изобразительных, речевых, стиховых средств. Поиски художественного синтеза реализуются, вбирая опыт смежных искусств. Как многократно отмечалось, Высоцкий был одновременно поэтом и композитором, автором стихов и музыки, режиссером-постановщиком и актером-исполнителем своих произведений перед зрителями и слушателями.

Появление новых поэтических форм, новых тем. обращение к внутреннему миру человека, новое осмысление судьбы страны и личности - это достижение поэтического бума 60-х годов. Всё это оказалось в итоге самым знаменательным, судьбоносным сдвигом, мощной поэтической волной, умножившей запас духовной высоты. В этой поэзии жил более многогранный, духовно более сложный образ Родины.

Список использованной литературы:

1.В.А.Чалмаев, С.А.Зинин "Литература" 11класс, учебник для общеобразовательных учреждений, ООО "ТИД "Русское слово"2008г.

2.В.А.Зайцев "Окуджава, Высоцкий, Галич. Поэтика, жанры, традиции" 2003г ГКЦМ В.С.Высоцкого

3. http://1001material.ru

4. http://www.computerbooks.r

5. http://ishevelev.narod.ru/ipavlova.htm

Игорь ШЕВЕЛЁВ.

Московский
андеграунд.

6. Стихи В.Высоцкого, Б.Окуджавы.

7. http://ivancgalina.ya.ru/replies.xml?item_no=1300

Острая идейная борьба на рубеже 50 - 60 -х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарования.

На страницах «Свистка» и «Искры» печатались, время от времени произведения Козьмы Пруткова. Такого поэта в действительности не существовало. А.К. Толстой и его двоюродные братья А. и В. Жемчужниковы придумали своеобразную сатирическую маску тупого и самодовольного бюрократа, от имени которого и писались разнообразные литературные произведения - стихи, пьесы, афоризмы. С помощью выдуманного автора и его «творении» создатели Козьмы Пруткова получали возможность для сатирического разоблачения политической реакции, обывательской пошлости.

К демократическому направлению русской поэзии середины XIX в. относятся так же Н.П. Огарев и И.С. Никитин.

Творческий путь Николая Платоновича Огарева (1813 - 1877) начался еще в 30-е годы. В его творчестве развиваются традиции философского направления в поэзии. Лирический герой поэзии Огарева - передовой человек своего времени, живущий в атмосфере напряженной умственной работы, идейно-философских исканий и раздумий. Он жаждет свободы. Стремится к постижению истины и справедливости. В дальнейшем на первый план выдвигается социальная проблематика, повышается внимание к жизни и быту простых людей, что сближало его с Некрасовым. К концу 30 - началу 40-х годов относятся поэмы «Дон», «Царица моря», «Юмор». В лирическом герое поэмы «Юмор» отчетливо виден сам автор, страдающий от царящей вокруг социальной несправедливости.

Значительное место в лирике Огарева заняли мотивы любви и дружбы. Примечательным является лирический цикл «Книга любви». В центре цикла - пленительный образ женщины, вызвавшей чистую, возвышенную, но не разделенную любовь: «Я вас люблю! Но не скажу вам /ни слова про любовь мою, /и этих строк не покажу вам /и все в себе я затаю».

Из произведений, созданных Огаревым в последнее десятилетие его жизни на родине, наиболее значительными являются стихотворения «Совершеннолетие» (1846), «Упование. Год 1848» (1848), поэмы «Господин», «Зимний путь» (1855), стихотворная повесть «Деревня» (1847).

Годы эмиграции (1856-1877) были самыми плодотворными в литературной деятельности Огарева. Свыше трехсот художественных и публицистических произведений было опубликовано им на страницах «Полярной звезды», «Колокола».

Иван Саввич Никитин (1824 - 1861) вошел в литературу как наследник Кольцова. Правдивое изображение народной жизни, тесная связь с устным народным творчеством, мелодичность и эмоциональный строй его лирика - все это предопределило популярность поэзии Никитина у демократического читателя. В раннем творчестве Никитин проходит литературную школу Пушкина, Кольцова. Лермонтова, Майкова, Некрасова. Совмещая в одном стихотворении будничные зарисовки суровой жизни бедняков с «кольцовскими», «майковскими», «фетовскими» картинами гармонической природы, Никитин пытается эстетически преодолеть мир нужды, нищеты и горьких забот («Утро на берегу озера» 1854).

В своем творчестве А.А. Фет (1820-1892) исходил из признания высокого и непреходящего значения поэзии, резко противопоставляя ее реальной действительности, представляющейся ему «миром скуки и труда». Фет был убежден в том, что литература призвана отражать лишь высшие ценности, откликаться на вечные, общечеловеческие потребности, совершенно оставляя в стороне актуальные вопросы общественно - политической жизни. Поэзия Фета резко отличается от демократической («некрасовской») линии в русской литературе. Для него характерно состояние восторга перед красотой, природой, любовью, искусством.

Его стихи о природе принадлежат к числу замечательных образцов пейзажной лирики. Поэт умеет видеть красоту типичной русской «неяркой» природы. Связь человека с природой у Фета дана не прямо, а опосредствованно. Его пейзаж внутренне очеловечен. Природа и человек образуют единый, нерасторжимый мир («Лес», «Весенний дождь», «Уснуло озеро» и др.)

Фет широко использует яркие детали, поданные «крупным планом», конкретные примеры тока или иного времени года или времени суток.

В отличие от пейзажной лирики стихи Фета о любви лишены конкретности. Поэта интересуют преимущественно мимолетные явления душевной жизни в их соотношении с природой («Сняла ночь...», «Только в мире и есть...», «На заре ты ее не буди...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.)

А.А. Блок считал, что стихи Фета были для него «путеводной звездой».

Ф.И. Тютчев (1803-1873) принадлежит к числу выдающихся русских поэтов. Долгое время его стихи не пользовались широкой известностью. Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву в отличие от Фета доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». У него есть стихи о бедствиях народа: «Слезы людские, о слезы людские..» (1850), «Пошли господь свою отраду..»(1850).

В поэтическом творчестве Тютчева нашли отражение и сильные, и слабые стороны его мировоззрения. Поэт остро ощущал непрочность, призрачность, дисгармоничность и даже обреченность мира, в котором он живет. Отсюда трагичность мировосприятия, ощущение одиночества, страстное стремление найти выход из этого мира и отчаяние от сознания невозможности этого. Что бы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпочитает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще невозможно выразить словами. Так возникает стихотворение «Silentium!» (Молчание!») с знаменитой строкой: «Мысль изреченная есть ложь».

У Тютчева природа наделена своей жизнью, обычно таинственной и непостижимой для человека:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Природа у него одушевлена, очеловечена: и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, в единстве человека и природы.

Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свету противопоставляется тьма, югу - север, дню - ночь, зиме - лето или весна. Но это не механическое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его диалектическом единстве. Вот почему он так часто обращается к переходным состояниям, идет речь о временах года или временах суток («Весна», «День вечереет, ночь близка...», «Зима недаром злится...»)

Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна. Не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури. Так проявляется в поэзии Тютчева тема беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.

Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е.А. Денисьевой и названный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, имеющий большое историко-литературное значение. Любовь воспринимается Тютчевым как «поединок роковой», в котором неизбежна гибель любящего сердца.

Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она по характеру своему диалогична: ее структура строится на сочетании двух уровней, двух голосов, в ней выражены два сознания: ее и его. Ее чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины, ее роковое поражение. Лирический герой ощущает свою неспособность ответить ей столь же сильным чувством. В «денисьевском цикле» мы встречаемся и с формой внутреннего диалога («О, как убийственно мы любим...», 1851), где внутреннее смятение самого героя приобретает трагический характер. Примерно в это же время Некрасов создавал свою любовную лирику («панаевский цикл»), в которой так же на первый план был выдвинут образ женщины.

На протяжении всей своей творческой жизни Тютчев писал небольшие лирические стихотворения, объем которых, как правило, не превышал 20 строк. Для того, чтобы воплотить в столь краткой форме значительные проблемы философского и психологического характера, он должен был использовать новые художественные средства: смелые метафорические эпитеты, олицетворения, перебои стихотворного ритма и т.д. В ряде случаев его стихотворения построены как обращение к человеку или природе, как отрывок из беседы. Этому соответствует вопросительная или восклицательная интонация, возникающая уже в начальных строчках ряда стихотворений.

Шестидесятые годы 20 века – это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого “издательского бума” в области поэзии не было никогда ни до, ни после. “Визитные карточки” этого времени – Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Н. Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь В. Высоцкий.

Одно из главных направлений поэзии 60-х годов 20 века – это так называемая “есенинская лирика”. Именно в это время был снят запрет на творчество поэта в России и последователи его заметно воодушевились. Пожалуй, главным среди них можно смело назвать Н. Рубцова. При жизни “певец тихой Родины” не был по достоинству оценен соотечественниками. Ведь он не выступал с трибун, не собирал полные залы и даже несколько потерялся среди поэтического бума шестидесятых. Романтизм в то время на пике моды не был. А лирический герой Рубцова, человек с твердым характером и русской душой, ищет смысл как бы неспешно

и рассуждает о судьбе страны без лозунгов и транспарантов. Однако время все расставило на свои места, поместив Николая Михайловича в один ряд с А. Фетом, Ф. Тютчевым и С. Есениным.

Еще одно популярное направление поэзии шестидесятых годов 20 века – это трибунное следование традициям В. Маяковского. Самые яркие имена в этой области – Е. Евтушенко и Р. Рождественский. Они, не боясь за свою судьбу, высказывались о стане резко и категорично. Их лирический герой готов сражаться до последнего, разоблачая культ личности и отстаивая правду. Не удивительно, что такая поэзия нашла отклик в массах. Новшество этого времени – так называемые поэтические встречи. Роберт Иванович, Евгений Александрович и их соратники были не просто популярны На их вечера было невозможно приобрести билеты, а книги, выпущенные миллионными тиражами, расходились с полок магазинов практически мгновенно. Правда, находились и критики. До сих пор некоторые их них не признают “маяковщины” шестидесятых, считая это направление в поэзии – дилетантским. Но сам Евгений Александрович оценивает свое творчество весьма оптимистично и в одной из своих книг утверждает, что обязательно прорвется в 21 век. Что ж, уже прорвался и даже в нем прочно обосновался.

Отдельной строкой стоит отметить творчество И. Бродского. Его вклад в мировую литературу переоценить невозможно. Не случайно в 1987 ему была присуждена Нобелевская премия. О том, кто же такой Иосиф Бродский критики и публицисты спорят и рассуждают по сей день.

Ну и наконец еще одно направление поэзии шестидесятых годов 20 века – это поющие поэты. Самые яркие из них – Б. Окуджава и В. Высоцкий. О последнем можно говорить бесконечно. Не признающий никаких авторитетов, никогда не считавший себя бардом, Владимир Семенович без страха, с присущими только ему бунтарским духом и артистизмом всегда открыто высказывал свое мнение. Его творчество – это прорыв в поэзии 20 века. Сегодня остается только радоваться тому, что звезда В. С. Высоцкого зажглась в шестидесятых, а не в сталинскую эпоху.

Вот такая она – поэзия шестидесятых. Разная, но неизменно рвущаяся в массы и стремящаяся к светлому будущему.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Русская поэзия двух последних десятилетий необы­чайно многообразна по темам, жанрам, стилевым на­правлениям. 1970-е годы – время расцвета тех поэтов, ко­торые заявили о себе на волне...
  2. Русская деревня - это целый мир, особый и неповтори­мый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убе­жать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, тру­дов и...
  3. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” со­здан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц ав­тор вводит нас в быт...
  4. Анна Ахматова созидала в бурную эпоху социальных потрясений. Ее стихи пронизаны психологизмом и пониманием отношений между людьми. Лучшие черты творчества отразились в проникновенных строках “Песни...

Поэзия 60-х годов

«Колоссальнейшая эпоха!» - так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и - главное - интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются такие журналы, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» - журнал молодых, талантливых авторов.

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, - Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

«Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», - пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Финский писатель Мартти Ларни, побывав в Москве в 1962 году, восторженно писал о спонтанных поэтических чтениях, когда любой желающий мог прочесть там свои стихи. Но больше всего его поразило то внимание, с которым эти стихи слушали люди.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Самиздат - от словосочетания «самостоятельно издавать» - перепечатанные на пишущей машинке копии литературных произведений, по каким-либо причинам не издающихся в официальной печати.
Эти копии передавали из рук в руки хорошим знакомым, которые, в свою очередь, также делали нелегальные копии и распространяли их. Обычным делом было получить на одну ночь почитать, к примеру, отпечатанный экземпляр романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В 1959-1960 годах молодым поэтом Аликом Гинзбургом был основан первый самиздатовский журнал «Синтаксис», в котором были опубликованы ранее запрещённые стихи Б. Ахмадулиной, А. Ахматовой, Б. Окуджавы, В. Некрасова, В. Шаламова.

Однако особенно был велик интерес к звучащему, живому слову - в Политехническом институте регулярно проводятся поэтические вечера, пусть уже несколько «облагороженные», находящиеся под присмотром власти, но всё же необходимые читателям и слушателям: практически всю аудиторию составляли молодые люди. Они определяли для себя смысл жизни, внимая предельно искренним, полным внутренней энергии строкам Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной. Слово было наделено особой силой, поэзия - особой властью: лирика определяла идеалы, лирика внушала желание переустроить мир, сделать его светлее и лучше.

Тогда как в Москве в Политехническом регулярно проводятся литературные вечера, в Ленинграде открывается «Кафе поэтов», аналог знаменитой «Бродячей собаки» акмеистов. Там впервые со своими стихами выступает юный Иосиф Бродский.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.

Поколение литераторов, начавших свою творческую деятельность в это время, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками».

«Объединяло их одно - время. Империя как-то в одночасье одряхлела, всюду в мире подняла головы молодёжь... Эти поэты собирали полные залы клубов, театров. Целые стадионы. Причём во многих городах... Как во времена Маяковского и Есенина, поэтическое слово зазвучало громко и стало всем: политикой, философией, свободой и непререкаемой истиной - для миллионов», - вспоминал Г. Сапгир в книге «Поэты-шестидесятники».

«Эстрадная» лирика

«Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии - пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой - геройпреобразователь.

А первый День поэзии -

в том перевальном -

пятьдесят четвёртом,
когда на смену словесам затёртым
слова живые встали из могил,
а новые великие слова
ходить учились,

но едва-едва...

Кто временем рождён -

рождает время.

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

«На у-ли-цу!»...

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну...

Карандаши ломались о листочки -
студенты,

Происходило чудо оживанья
доверия,

рождённого строкой.

Поэзию рождает ожиданье
поэзии -

и страной.

Е. Евтушенко.

«Первый День поэзии»

Основная тема новой поэзии - конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм - поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». «Эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются косность, мещанство, консерватизм; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день - лишь начало новой замечательной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим.

Ситуация ошарашивает.

невозможно молчать!

Надо нам научиться

спрашивать.

А тем более -

отвечать!

Научиться -

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

Отвечать,

на любое мгновенье

собственную печать,
за порученное,

доверенное
и обещанное
отвечать!

Р. Рождественский.

«Отвечать!»

Молодые поэты не отрицали традиции - они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни - вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт - не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня - торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике - доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Б. Ахмадулина.

«День поэзии»

«Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого отдельного человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, им было что сказать людям. Словом «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроения, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя.

Да разве святость - влезть при жизни в святцы?

В себя не верить - всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость - самоуваженье...

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.

Е. Евтушенко.

«Неверие в себя необходимо»

«Тихая лирика»

Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступает место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной».

Постоянный новаторский поиск сменился обращением к традициям русской лирической поэзии. Первыми почувствовали сами это «эстрадники».

Как-то стыдно сплошной заслезнённости,
сострадательства с видом бойца.

Как-то стыдно одной заземлённости,
если всё-таки есть небеса.

Как-то хочется слова нескушного,
чтоб лилось оно звонко, легко,

И всё к Пушкину тянет, всё к Пушкину,
ну, а он - высоко-высоко...

Е. Евтушенко. «Как-то стыдно изящной словесности...»

Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чище, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Б. Ахмадулина. «Свеча»

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Рубцов, Глеб Горбовский - поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их тихого, проникновенного голоса.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких -

Попробуй их останови! -

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Н. Рубцов. «В минуты музыки»

Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху торжества науки и техники и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».

«Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.

«Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.

Мои рифмы - обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы - типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, -
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия -
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

Лирика второй половины XX века не ограничивалась «эстрадной» поэзией и «тихой лирикой». Продолжая традиции классической поэзии, создавали свои стихи Ю. Кузнецов, Ю. Левитанский, А. Кушнер. Необыкновенный отклик в обществе нашла и бардовская поэзия (творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Время действительно требовало новой поэзии, разнообразной в своих проявлениях, - и 60-70-е годы XX столетия по праву можно считать новой эпохой в развитии русской поэзии.

«Лианозовская школа» - неофициальная литературно-художественная группа 60-х годов XX века. Названа по месту встреч художников (В. Кропивницкая, Л. Кропивницкий, О. Рабин, Н. Вечтомов, В. Немухин, Л. Мастеркова) и поэтов (Е. Кропивницкий, И. Холин, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, Я. Сатуновский) в барачном посёлке Лианозово (ныне район Москвы). Сперва на квартире художника и поэта Е. Кропивницкого в посёлке Долгопрудный, а позднее - у его дочери В. Кропивницкой и её мужа О. Рабина проходили неофициальные выставки живописи, на которых также читались стихи. Термин «лианозовская группа» впервые прозвучал в 1963 году в официальном обвинении Е. Кропивницкому при исключении его из Союза художников СССР.

Повторяем пройденное

Вспомните, что такое модернизм. Что вам известно о литературных направлениях Серебряного века и поэзии 1960-1970-х годов? Творчество каких поэтов и почему вам особенно близко?

Вспомните традицию литературных кафе Серебряного века. В чём, по-вашему, достоинство подобных поэтических собраний? Считаете ли вы, что чтение стихов возможно только в небольшой аудитории, среди избранной публики?

С. Чупринин. Крупным планом (Поэзия наших дней).

Выскажите своё отношение к прочитанному

    Читали ли вы какой-нибудь из литературных журналов? Что вы можете о нём сказать?

    Как вы думаете, что послужило причиной «литературной свободы» в 60-е годы? Что вы знаете об эпохе «оттепели»?

    Существует ли в наши дни самиздат?

    Чем вызвано разделение поэзии 1960-х на «тихую» и «эстрадную» лирику? Связано ли это, на ваш взгляд, только с манерой исполнения произведений?

    Каково ваше отношение к «эстрадной поэзии»? Близка ли вам лирика поэтов-«эстрадников»? Какие стихотворения и почему привлекли ваше внимание?

    Как вы понимаете определение «тихая лирика»? Чего вы ожидали от этой поэзии и оправдались ли ваши ожидания? Познакомьтесь с «тихой лирикой» по поэтическим сборникам и ресурсам электронных библиотек. Какие стихотворения произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

    Как проявляется в стихотворении Н. Рубцова «В минуты музыки» мотив лирического раздумья? Как бы вы определили основную интонацию стихотворения? С помощью каких художественных приёмов создаётся его напевность, музыкальность?

    Какая поэзия вам ближе - «эстрадная» или «тихая» лирика? Почему? Прочитайте выразительно ваше любимое стихотворение, прокомментируйте его.

Решаем читательские задачи

    Каково, по-вашему, основное настроение стихотворения Е. Евтушенко «Первый день поэзии»? С помощью каких художественных приёмов оно создаётся? Какие фразы напоминают лозунги, девизы? К чему, по-вашему, призывает читателей автор? Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать ораторское начало «эстрадной» лирики.

    За что, как вы считаете, чувствует себя в ответе лирический герой стихотворения Р. Рождественского «Отвечать!»? Только ли о работе идёт речь в этом стихотворении? Какова его тема?

    Как характеризуется читательская и зрительская аудитория в стихотворении Б. Ахмадулиной «День поэзии»? Можем ли мы говорить о традиционном конфликте «поэт и толпа»? Как он трансформируется в поэзии «шестидесятников»?

    Каким перед нами предстаёт поэт в стихотворении Ахмадулиной? В чём его отличие от обыкновенного молодого человека своего времени? С помощью каких художественных приёмов это подчёркивается?

    Как вы думаете, какое значение обретают слова «неверие» и «вера в себя» в контексте стихотворения Е. Евтушенко «Неверие в себя необходимо»?

    Проанализируйте самостоятельно стихотворение А. Вознесенского «Пожар в Архитектурном». В чём заключается новаторство образной системы и необычность метафор? Как вы понимаете смысл последней строки?

    Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Вознесенского «Я - Гойя!». Какова, на ваш взгляд, тема этого произведения? С помощью каких художественных средств создаётся интонационная инструментовка стихотворения? Каким представляется вам лирический герой? Объясните своё понимание его признания, вынесенного в заглавие.

    Опираясь на приведённые в учебнике стихотворные фрагменты и самостоятельно прочитанные стихотворения, ответьте на вопрос: как относятся молодые поэты-«шестидесятники» к классическим традициям русской поэзии?

    В чём простота и сложность образной системы стихотворения Г. Горбовского?

Давайте поспорим

«Молодым поэтам той поры, конечно же, неслыханно повезло.

Повезло со временем - людям, как никогда, пожалуй, хотелось новых „песен”...

Повезло с литературой, в которую они вступили, - поэтам в России привыкли верить...

Повезло с возрастом, - двадцатилетние, они могли отвечать лишь за будущее...

Повезло с талантом...» (С. Чупричин. Крупным планом (Поэзия наших дней)).

Как вы понимаете слова литературоведа? Что, на ваш взгляд, определило успех «эстрадной» поэзии - новые темы, новаторская образная и ритмическая система, «обыкновенный» лирический герой? Предложите своё объяснение этого феномена.

«„Тихая лирика" вернула современной русской поэзии то сосредоточенное тепло, ту трогающую душу интимность, которой так недоставало блестящей, но холодноватой и несколько рассудочной поэзии эстрады» (С. Чупринин). Подтвердите или опровергните мнение литературоведа, обратившись к стихотворениям Н. Рубцова, В. Соколова, Г. Горбовского, А. Жигулина.

«Молодость - вот что было паролем времени, вот что питомцами Политехнического воспринималось как единственный реальный капитал и как первейшая добродетель» (С. Чупринин). Подберите синонимы к слову «молодой». Можно ли, по-вашему, утверждать, что ведущий конфликт «эстрадной» поэзии, «века нынешнего и века минувшего» определён прежде всего молодостью и юношеским максимализмом «шестидесятников»?

Сравните прочитанные вами стихи «эстрадников» и поэтов «тихой лирики». Как проявилась разница в тематике, образе лирического героя, языке и стиле, интонации произведений? Согласны ли вы с мнением критика, что, «ориентируясь на классические образцы, „тихая лирика" противостояла чрезмерной „прозаизации" и чрезмерному „разбалтыванию" российского лирического стиха, активизировала интерес к традициям отечественной поэзии XIX века, щедро ввела в современный литературный обиход дары национального фольклора» (С. Чупринин)? При ответе можете использовать самостоятельно подобранные поэтические тексты.

Обсудим вместе

    Вспомните, какое литературное направление начала XX века утверждало отказ от традиций и принцип преображения действительности с помощью поэзии. Каковы его основные черты? Что роднит это направление с «эстрадной» поэзией? Подтвердите свою точку зрения, используя фрагменты поэтических произведений.

    На примере стихотворения Е. Евтушенко «Первый День поэзии» покажите, как изменяется ритмическая система новой лирики. Сравните её со знаменитой «лесенкой» В. Маяковского. Какой эффект достигается при переносе слов на другую строку? Укажите неточные и составные рифмы.

    В чём парадоксальность заявлений Е. Евтушенко в стихотворении «Неверие в себя необходимо»? Как она реализуется на уровне лексики, метафор? Попробуйте дать своё толкование данного стихотворения.

    Какая антитеза лежит в основе фрагмента стихотворения Евтушенко «Как-то стыдно изящной словесности...»? Прочитайте стихотворение полностью. К какому выводу приходит поэт?

    С помощью каких микрообразов и эпитетов создаётся образ «старинной поэзии» в стихотворении Б. Ахмадулиной «Свеча»? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.

    Вспомните, что такое элегия. Можно ли сказать, что «тихая лирика» элегична? В чём это проявляется? Подтвердите свою точку зрения, обращаясь к поэтическим текстам.

    Что является предметом изображения в стихотворении Н. Рубцова «В минуты музыки»? С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ русской природы?

    Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения Рубцова? Какую роль играет пейзаж в передаче его чувств и мыслей? Сравните его с лирическим героем «эстрадной» лирики. Как вы понимаете слова Л. Аннинского об откровенном и сокровенном человеке в лирике 60-х годов?

    Каково, на ваш взгляд, поэтическое кредо «тихой лирики»? Каким предстаёт перед нами поэт и процесс рождения стихотворения?

    Сопоставьте стихотворения Ахмадулиной и Евтушенко о Дне поэзии? Какие черты, общие для «эстрадной» поэзии, вы можете отметить? В чём различие авторских поэтических индивидуальностей?

    Прочитайте самостоятельно стихотворение Е. Евтушенко «Идут белые снега». Чем необычно это стихотворение для «эстрадной» лирики? Какая тема в стихотворении является центральной, с помощью каких образов она раскрывается? Как вы думаете, почему поэт выбирает устаревшую и очень редкую грамматическую форму слова - «снега»? Какова, на ваш взгляд, роль рефрена?

    Прочитайте самостоятельно стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей», «В горнице». Вспомните также знакомое вам стихотворение «Тихая моя родина». Какая тема, на ваш взгляд, является ведущей в его лирике? Традиции какого поэта начала XX века продолжает Н. Рубцов? Докажите свою точку зрения, обратившись к другим стихотворениям поэта-«шестидесятника»: обратите внимание на тематику, образ лирического героя, образную систему и язык стихотворений.

Творческое задание (на выбор)

Предложите свою интерпретацию любого стихотворения поэта«шестидесятника». Можете проанализировать самостоятельно прочитанное вами стихотворение.

Создайте литературный портрет поэта-«шестидесятника», используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета. Можете оформить свой проект в виде презентации или веб-странички. Включите в свою работу фотоматериалы и видеофрагменты и представьте её одноклассникам на читательской конференции. Выберите автора, творчество которого вас особенно заинтересовало: это может быть «эстрадник», представитель «тихой лирики», поэт-реалист или бард; ваша задача - рассказать о жизни и творчестве этого поэта, подчеркнуть его творческую индивидуальность. При защите проекта прочитайте наизусть наиболее понравившиеся вам строки.

Напишите исследовательскую работу «Традиции поэзии С. Есенина в творчестве Н. Рубцова». Разместите свою работу в Интернете.

Напишите исследовательскую работу «Поэзия футуристов и „эстрадная” лирика». Представьте свою работу одноклассникам и разместите её в Интернете вместе с отзывами на неё.

Составьте электронный сборник наиболее понравившихся вам стихотворений поэтов-«шестидесятников» с аннотацией к нему.

Темы сочинений

Тема Родины в поэзии И. Рубцова.

Образ поэта в «эстрадной» лирике.

Тема поэта и поэзии в лирике поэтов-«шестидесятников».