Поездка в прошлое сколько страниц. Детские сказки онлайн

В повести Фёдора Абрамова внимание привлекают конфликты при раскулачивании, коллективизации. Микша Кобылин живёт, хотя и не очень счастливо, в иллюзиях, что его дяди – благородные вершители революции. Власть советская далеко, так они в глуши насаждали коммунизм, впрочем, страшной ценой жизни многих невинных.

Случайный попутчик (но окажется, что именно он в детстве, защищаясь в драке, сломал герою нос) открывает Кобылину глаза на преступную натуру «героев». Происходит возвращение Микши в прошлое – с новым взглядом на события. Отречение от отца, снятие креста с церкви, издевательства над несчастными – эти «подвиги» прошлого гонят раскаявшегося героя на смерть.

Главная мысль

Повесть о подмене идеалов, когда идеи революции заслоняют человеческие отношения, становятся поводом для непростительной жестокости. Герой будто возвращается в прошлое, переоценивает свои поступки.

Читать краткое содержание Абрамов Поездка в прошлое

Показан конфликт между отцом героя и «дядьями», которые отличались фанатичностью. Эти ярые коммунисты пели марши, когда все вокруг плакали. Дяди плохо влияли на юного Микшу. Например, он чувствовал себя обязанным избивать детей раскулаченных переселенцев, хотя они от голода еле на ногах стояли. Те несчастные ничего плохого не делали, но их назвали врагами власти, поэтому нужно их наказывать. Сами дядьки убили множество невинных, навесив ярлык «кулаки – враги народа».

Из принципа дядьки осудили даже отца героя, хотя их сестра молила простить этого, действительно, добрейшего человека. Микша в юности даже публично отрёкся от слишком доброго отца, фамилию поменял. Его учитель, который простил окружающим и донос, и то, что за него ни один ученик, ни родитель – никто не заступился (а когда-то он всё бросил, чтобы преподавать в их школе), не может Микшу простить за отречение. И это тоже помогает герою раскаяться. В последний момент он спешит на могилу отца – впервые. Ради этого он форсировал реку, промок, так и заснул в мокрой одежде на могиле – и замёрз. Его смерть в газете преподносят как пьяное буйство.

Интересен образ жены Микши – Оксы. В семнадцать лет она сама пришла к нему вдовому, потому что ей жалко стало его маленьких детей. Взвалила на себя такой груз… Но всё же она ни о чем не жалела, любила сурового пьющего мужа.

Эта трагическая повесть имела такую же сложную судьбу. Напечатана она была лишь через пятнадцать лет после своего завершения, уже после смерти автора.

Картинка или рисунок Поездка в прошлое

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Храбрые беглецы Куприн

    В пансионе для детей жили трое мальчиков. Когда появилась новая классная дама в группе, она стала придираться к одному по имени Нельгин, за его шалости. Когда было время прогулок

  • Краткое содержание Скрипка Ротшильда. Чехов

    Яков Иванов работает гробовщиком. Это дело не приносит ему особого дохода, поэтому он подрабатывает игрой на скрипке во время свадеб. Вместе с Яковом на этом деле зарабатывал еврей по фамилии Ротщильд. Этот играл не очень хорошо.

  • Краткое содержание Овальный портрет Эдгара По

    Меня мучила сильная лихорадка. За мной ухаживал лишь мой слуга. В этот заброшенный замок слуга вломился и затащил меня, раненного бандитами, чтобы я не замёрз на улице. В качестве временного ночлега мы выбрали одну из маленьких тёмных комнат.

  • Краткое содержание Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах (Габбе)

    Все происходит в одном очень старом городе. Именно здесь живут люди, которые при помощи своих рук умеют создавать настоящее творчество. И так бы у них и было бы все хорошо, но неожиданно пришли сюда солдаты одного богатого чужеземного

  • Краткое содержание Булычев Камень ребус

    В руки Алисы Селезневой попадает таинственный черный камень неизвестного происхождения. Чтобы раскрыть его тайну девочка отправляется на поиски приключений.

/ «Поездка в прошлое»

В рамках популярного во второй половине 20 столетия литературного направления – деревенской прозы – работал и известный прозаик Федор Абрамов. Являясь выходцем из маленького поселка Архангельской области, он прекрасно понимал проблемы деревни и ее жителей, и именно эту тему освещал в своем творчестве.

Произведения Абрамова встречали нападки цензуры и долгое время не были знакомы читателю. Так случилось и с повестью «Поездка в прошлое», о которой мы сегодня будем говорить. Написана она была в 1974 году, а вот опубликована, спустя целых 15 лет.

Основная тема повести – психология людей, прошедших войну.

Абрамов ярко и правдиво показывает, каким образом партийная политика влияла на самых обычных рядовых граждан. В том историческом периоде, который описывает писатель, произошло раскулачивание крестьян. Это событие оставило неизгладимый след в судьбах многих миллионов людей. Оно попросту разрушило их жизни.

Жить лучше других и иметь хоть какой-то достаток было опасно. Так как за это сразу же назначалась ссылка на север, а все имущество ликвидировалось.

Абрамов предлагает нам познакомиться с такими проблемами, охватившими Россию того времени, как коллективизация, раскулачивание, повсеместное пьянство, фанатизм.

Весь сюжет повести строится вокруг образа главного героя - Микши Кобылина. Такой выбор сейчас вызвал бы много вопросов, но для того времени это было оправданным.

Познакомимся же подробнее с этим героем. Микша – конюх, любящий выпить. Он уверен в том, что его род состоит из честных и благородных людей. Они – сторонники революции. Примером для подражания для него всегда были дядья. Именно их поступки он брал за основу своего поведения. А вот к отцу он относился совершенно иначе, и даже сменил его фамилию.

Такое слепое поклонение характерно для советской эпохи. Идеология ставилась во главу угла. Главный герой до конца так и не понимал, на кого он равняется. Причем, ему пытались рассказать, кто такие эти самые дядья, но он не вникал, потому что даже слушать ничего не хотел. Возможно, всему виной была еще и пропаганда областного музея. Каким же горьким стало разочарование, когда выяснилась вся правда.

Дядя Мефодий стал виновником покалеченных жизней многих людей. И его смерть не стала искуплением многочисленных прижизненных грехов. Местная жительница рассказывала Микше, что Мефодий участвовал в массовых казнях. Был еще один дядя – Александр. Узнать правду о нем стало для Микши еще большим испытанием.

Долгое время герой не знал, какова причина смерти дяди Александра. Узнал же о ней Кобылин совершенно случайно. И произошло это так: Микша провожал незнакомца к поселку Курзия, уже давно заброшенному. Из завязавшегося разговора он узнал, что попутчика зовут Кудасов, что его семья была сослана на север. А с сестрой произошла настоящая трагедия, изменившая и жизнь самого незнакомца. Девушка рано стала работать, в 15 лет, в ее обязанности входила уборка в комендатуре. Именно там девчонку изнасиловал дядя Микши, Александр. А попутчик, которого сейчас сопровождал наш герой, убил его за это преступное деяние.

Но все же обратимся снова к основному сюжету повести «Поездка в прошлое». На страницах этого произведения Абрамов во всей красе раскрыл жесткую процедуру раскулачивания. Почему же автор так детально изображает этот момент, показывая мельчайшие составляющие. Все дело в том, что писатель с малых лет видел лишенцев, их ссылали в Архангельскую область, на родину прозаика.

Абрамов показывает наиболее часто возникающие ситуации – драки и ссоры между коренными жителями и раскулаченными переселенцами. Микша был еще совсем молод, но все же не отставал от взрослых – принимал участие во всех акциях, которые организовывали его дядья. даже не отдавая себе отчета, почему, он ненавидел бывших кулаков. Без него не проходили и драки. Осталась даже отметина – сломанный нос. Позже выяснится,что травку Микше нанес тот самый Кудасов. В разговоре с ним выясняется много разных, порой не очень приятных подробностей.

Эту беседу во время пути к заброшенному поселку мы сегодня не раз вспоминали. Так как же она повлияла на Микшу? Какие он сделал для себя выводы?

Абрамов ставит своего героя перед трудным выбором.

«Поездка в прошлое» - произведение о том, как выяснение истины может повлиять на человека, как правда расставляет все по своим настоящим местам.

Конечно, каждый желает знать, как все было на самом деле, но в случае с главным героем повести это узнавание стало тяжелым испытанием.

Расставшись с Кудасовым, Микша терзается тем, какие его родственники, он даже не хочет идти домой. Больше всего Кобылина угнетает тот факт,что ради них он предал самого главного в жизни человека – отца. Микша со всей отчетливостью понимает, что был не прав, что зря так поступил с отцом.

Терзаемый осознанием истинного положения дел и мучаемый совестью Микша идет на могилу отца, где замерзает. Отца главного героя уважали в поселке, он был честным и работящим, не таким, как дядья. Можно бы было вернуться и все изменить? Но нет, уже слишком поздно. Время нельзя повернуть вспять. И отца уже не вернешь, не покаешься в том, что поступил неправильно. В том, что сглупил, пошел на поводу у жестоких и страшных людей.

Тяжелая правда легла настоящим бременем на плечи Микши. Он не может вынести ее веса. Истина убила его. Вернуться домой и сделать вид, что ничего не произошло, герой не может. И жить с этим гнетом тоже.

Заканчивая свое сочинение, можно отметить, что повесть Федора Абрамова «Поездка в прошлое» интересна с исторической точки зрения. В ней представлены события такими, какие они есть. На них нет и налета советской идеологии. Поэтому-то повесть и не напечатали при жизни автора. Это было бы опасно. Хотя оценена она была достаточно высоко.

«Поездка в прошлое» – произведение, интересное и в наше время, оно оказывает существенное влияние на современных читателей, заставляет задуматься над своими действиями.

ПОЕЗДКА В ПРОШЛОЕ

Снегопад застал их на середке реки. Вмиг стало слепо, бело, залепило глаза - неизвестно, куда и ехать.

Выручили пролетавшие где-то над головой гуси: закричали, заспорили суматошно - видать, и они растерялись в этой заварухе. Вот тогда-то Власик, при­слушиваясь к их удаляющемуся гомону, и сообразил, в какой стороне юг, ибо куда же сейчас лететь птице, как не в теплые края.

Снежная липуха немного успокоилась, когда от перевоза поднялись в крутой берег. Впереди проглянуло Сосино с жердяной изгородью по задворью, черная часовня замаячила в полях слева.

Вытирая рукой мокрое лицо, Власик начал было объяснять своему неразговорчивому спутнику, как пройти в деревню и разыскать бригадира, но тот, похо­же, в этом не нуждался: загвоздил суковатой палкой побелевшую дорогу, как будто всю жизнь по ней ходил.

Из тутошних, видно, чей? - подумал Власик.

Однако раздумывать над этим ему было некогда. Он замерз, продрог насквозь - от стужи, от сырости,- и все мысли его сейчас были сосредоточены на том, чтобы поскорее добраться до Микши да отогреться в тепле.

В доме у Микши, несмотря на то что перевалило за девятый час, все еще было утро. Хозяйка с худым, разру­мянившимся от жара лицом хлопотала возле печи, а хозяин, мрачный, опухший, весь заросший дремучей щетиной, сидел за столом и пил чай. Пил в одиночестве, под обстрелом угрюмых взглядов своих отпрысков, та­ких же крепколобых и грудастых, как их отец, сбивших­ся в тесную кучу на широкой родительской кровати справа от порога.

Власик поздоровался.

Ни слова, ни кивка в ответ. Как будто они и не кореши, не приятели давние.

Но он и не подумал обижаться на Микшу - всегда так, когда переберет накануне,- а потому спокойно занялся своим делом: снял с себя широкий пояс связи­ста-линейщика с металлической цепью, снял мокрую, стоявшую колом парусиновую куртку - и к печке, на скамейку,- тепло так и обняло его худую, продрогшую спину.

Хозяин - в полном молчании домашних - выпил еще два стакана чая, черного, как болотная вода, и толь­ко после этого повел своим страховидным горбылем – нос у него раздавлен с детства:

Чего куришь?

Власик с готовностью достал из парусиновых штанов помятую пачку «Севера», перекочевал к столу - ка­рантин кончился.

Закурили.

Да что новости, Никифор Иванович. Известны мои новости. Ребятишки сейчас в школу ходят, все изо­ляторы посбивали. Вот и загораю кажинный день на линии. Ну а ежели районные дела… (Власик жил в рай­центре.) Экспедиция тут из сузёма вернулась, крепко, говорят, пошуровали. Все ручьи, все речки на замок взяли.

Ерунда,- поморщился Микша.

Да нет, не ерунда, Никифор Иванович. Теперь лишний раз за рыбкой в сузём не сходишь.

Ерунда, говорю,- повторил Микша.- Будут они наш сузём на замок запирать. Какая рыба в сузёмных речках? Мусор один. Они шуровали, да весь вопрос - чего. Не ту ли самую рыбку, которая под землей?..

У Власика отвалилась нижняя челюсть, два желтых, прокуренных клыка проглянули в беззубом рту.

– Балда! Насчет урана, говорю, але еще какой взрывной хреновины. А рыба эта для отвода глаз. По­нял?

А ведь это подходяще, Никифор Иванович,- живо согласился Власик, и сухое, бескровное лицо его разом просияло.- Я тут с одним переезжал за реку, не больно-то он на воду глядел.

С кем с одним?

Да с одним, с экспедиции с этой. Здоровый боров, а сам хромает. С палкой.

Микша удивленно повел своей черной шерстистой бровью:

Зачем бы это ему сюда? Чего он не видал в нашей дыре?

А вот уж в части этого не докладывал.- Власик поглядел в окошко, поглядел на Оксю, гремевшую же­лезной кочергой у печки, хитровато прищурил глаз.- А что, Никифор Иванович, может, сообразим сегодня к вечеру? Поскоблим маленько донышко, пока рекостав не начался?

Браконьерничать? - прямо поставил вопрос Микша.- Давно тебя защучили - хочешь снова на острогу?

Да что, Никифор Иванович, захочешь рыбки – и на острогу полезешь…

Нельзя,- отрубил Микша.- Рыбнадзор ноне днюет и ночует на реке.

Ничего, ничего. Можно, ежели аккуратненько да с оглядом.- И тут Власик двинул в ход, так сказать, материальный стимул (любили они с Микшей всякие заковыристые словечки) - хлоп на стол бутылку.

Оксе этот номер, конечно, не понравился, да что обращать на нее внимание? Какая баба в ладоши бьет, когда мужик с бутылкой обнимается?

После опохмелки разговор пошел как по маслу, и они принялись разрабатывать план предстоящей вылазки: как лучше сделать, чтобы не напороться на рыбнадзор? в какое время выехать? куда? вниз спуститься, к перека­там, или, наоборот, податься вверх, к Красной щелье, где не так заметен луч?

Однако не успели они обговорить и половины –нешуточное дело затевают! - как под окошком вырос высокий человек в черном плаще.

– Он! - живо воскликнул Власик и даже при­встал.- Тот самый, с рыбной экспедиции.

Некоторое время незнакомец разглядывал Микшин дом, затем, припадая на больную ногу, вдруг двинулся в заулок.

Власик и Микша переглянулись: не наклепал ли кто на них? по какому еще делу может пожаловать рыбный человек?

Дело, слава богу, касалось не их. Но, как говорится, хрен редьки не слаще: незнакомец, подав Микше записку от директора совхоза, просил свозить его на Курзию.

На Курзию? - страшно удивился Власик.- Сей­час? Да вы, дорогой товарищ, слыхали, нет, что такое эта самая Курзия? Сорок верст сузёмом да глубокой осенью… Зря, что ли, ее у нас зовут Грузией!.. Да там после лишенцев, этих самых кулаченых, никто и не бывал.

Никакого впечатления! Глазами железными в Микшу вцепился, будто заморозить, загипнотизировать того решил, а что пищат остальные - Окся тоже подала го­лос от печки,- наплевать.

Микша с ответом не спешил. Сидел, поглядывал на улицу, где снова, похоже, запосвистывал ветер, катал на лбу кожу, как волны на реке, и Власик уже не сомне­вался: сейчас задаст от ворот поворот этому высоко­мерному начальничку,- а Микша возьми да и скажи:

Можно, пожалуй, прокатиться.

Выехали уже не рано, в первом часу, потому что не к теще в гости ехали - в сузём. Пришлось менять перед­ние колеса у телеги, подгонять коню хомут, подрубать копыта, да мало ли чего. А кроме того, заставил себя ждать Кудасов, командированный, который, как все приезжие, потащился поглядеть на ихнюю знамени­тость - старую часовню.

Пьяненький, основательно поднакачавшийся Власик увязался их провожать. Ему страсть как не хотелось расставаться с двумя бутылками, уплывшими от него в берестяной корзине, накрепко привязанной к задку теле­ги, и он, позвякивая своей цепью, ковылял сбоку, каню­чил:

Здря вы, товарищ Кудасов, ей-богу, здря. У нас на эту Курзию-Грузию забыли когда и ездили. А вы взду­мали на вечер глядя. Давайте хоть из-за утра…

Микша в душе был согласен с приятелем. Конечно, лучше бы сейчас сидеть в теплой избе, чем полоскаться на осеннем ветру, да раз уж слово дадено - терпи. И он, настраивая себя на долгую дорожную маету, заговорил, как только въехали в поле,- тут Власик от них отстал: – Ну что, рыбку в морях да в океанах вычерпали –за сузёмы взялись?

Кудасов не ответил. Он, как и следовало ожидать, смотрел на часовню, мимо которой они проезжали,- угрюмую, черную постройку наподобие высокого бре­венчатого амбара, без креста, с развороченной крышей, с подпорами по бокам.

Памятник старины,- не без ехидства объявил Микша.- Под охраной государства. Дощечка имеется. Ни одного гвоздика железного - все дерево. Топором одним рублена. В одна тысяча шестьсот шестьдесят семам году. При Иване Грозном.

Относится к писателям, которые работали в жанре деревенской прозы. Это направление было весьма популярно во второй половине двадцатого века. Ему было легко работать писать свои произведения в этом направлении, Ему было легко работать писать на эту тему, так как родился в Архангельской области Абрамов. Краткое содержание («Поездка в прошлое» тому примером) повестей, вышедших из-под его пера, заставляет задуматься о судьбах не только маленьких селений, но всей России. Неудивительно, что с недавних пор они входят в обязательную программу по литературе. Более зрелым читателям можно посоветовать ознакомиться с трилогией «Пряслины», которая была удостоена Государственной премии.

Федор Абрамов: «Поездка в прошлое»

Многие произведения этого прозаика трудно проходили цензуру. Написана повесть была еще в 1974 году, а опубликовали еще уже только в самом начале перестройки - в 1989. К сожалению, автор издания не дождался. Повесть опубликовали в журнале «Новый мир», а позже она была издана в посмертном собрании сочинений.

Эта повесть отличается от подобных произведений тем, что основное внимание в ней отдано не событиям, которые происходили с героем, а социальным конфликтам и психологии людей в военные и послевоенные годы.

Что, по мнению прозаика, негативно повлияло на людей

О чем же писал в своих произведения Федор Абрамов? «Поездка в прошлое», краткое содержание которой мы рассматриваем, рассказывает о том, как политика партии в предвоенные годы (примерно 1920-1930) повлияла на жизни простых людей. Это был период раскулачивания зажиточных крестьян, который сломал миллионы судеб. В то время на север страны ссылались те, кто, по мнению других, жил лучше и имел больше, чем окружающие. Попасть в списки раскулаченных можно было за малейший достаток.

Все это с болью за свой народ образно описывал Абрамов. Краткое содержание («Поездка в прошлое» в этом плане особенно характерна) его повестей, если провести их обзор, выделяет основные проблемы, появлению которых способствовала ошибочная политика партии:
. коллективизация;
. раскулачивание;
. появление фанатиков, приверженцев революционного движения;
. пьянство деревенских люмпен-пролетариев.

Истинные хранители традиционных ценностей в описанное автором время были в меньшинстве и это тоже можно назвать трагедией.

Главный герой и его образ в повести

Центральный сюжет Абрамов (краткое содержание, «Поездка в прошлое») завязал вокруг Микши Кобылина. Современным авторам было бы странно выбрать такого героя, но в этом произведении он смотрится органично. Работал Микша сельским конюхом, любил выпить и был уверен, что его родственники - вершители революции, были людьми честными, отважными и благородными. Все поступки, которые совершали дядья героя, воспринимались им как эталонные.

В свое время Микша отрекся даже от отца и сменил фамилию. Этому немало поспособствовали дядья, которые подавали ему иной пример, чем отец. Советская идеология в то время была очень сильна. Главный герой до последнего не осознавал, с кого он берет пример. Ему не раз пытались открыть глаза на ближайших родственников, но он не вникал в то, что рассказывала старая Федосеевна.

Чем на самом деле занимались родные Микши

О чем же дальше повествует Ф. Абрамов? «Поездка в прошлое» (краткое содержание) очень красочно и эмоционально описывает картину событий тех времен. Микша Кобылин считал своих дядьев вершителями революции, чему немало способствовала пропаганда областного музея. На самом деле Мефодий сломал немало судеб. Даже его смерть не смогла искупить совершенные при жизни грехи. Например, по рассказам местной жительницы, им были совершены массовые казни.
Но более тяжелой для Микши стала правда о его дяде Александре. Истинную причину его смерти долгое время скрывали. Истина открылась для главного героя совершенно случайно - он пошел проводить до заброшенного поселка Курзия незнакомца. Его фамилия была Кудасов, и семью попутчика Микши несколько лет назад сослали на Север. Сестра Кудасова в 15 лет уже работала, ее обязанностью была уборка в комендатуре, где ее изнасиловал Александр. По этой причине он был и убит попутчиком Микши, которому на тот момент было всего 14.

Сцены раскулачивания - самые сложные и яркие в повести

Вернемся к основному сюжету, который описал Абрамов. Краткое содержание («Поездка в прошлое» мы рассматриваем) можно продолжить тем, что то в нем достаточно много ярких и жестоких подробностей именно о процедуре раскулачивания. Автор знал о жизни лишенцев не понаслышке, он сам провел детство в Архангельской области, куда часто отправляли переселенцев с юга. На улицах поселков не раз возникали баталии между коренными жителями и отправленными к ним бывшими "кулаками".

Сам Микша, несмотря на юный возраст, старался участвовать в акциях, проводимых дядьями, наравне со взрослыми. Он ненавидел раскулаченных и, несмотря на юный возраст, помогал демонтировать крест с часовни. Участвовал он и в драках. На память о детстве у Микши остался сломанный нос, который, как выяснилось позже, повредил Кудасов. Это главный герой понял в ходе разговора.

Как повлияла на Микшу правда

Немаловажно и то, какие выводы сделал главный герой после разговора с Кудасовым. Нелегкий выбор заставляет сделать главного героя Абрамов. «Поездка в прошлое» (краткое содержание это показывает лишь отчасти) - повесть в первую очередь о правде и о том, что она может сделать с человеком. Безусловно, важно иметь правильное представление о мире и произошедших в нем событиях, но в случае с Микшей истина стала губительной. После того, как он проводил Кудасова, Микша не может идти домой: его терзает правда, которую он узнал о своих родных. Ради них он отрекся от самого близкого человека - отца и, как выяснилось, зря.

Терзаясь своими мыслями и воспоминаниями, Микша пошел на могилу отца и там замерз. Люди рассказывали ему, что отец был настоящим образцом для подражания - трудолюбивым и честным. К сожалению, менять что-либо было поздно. Истина подкосила Микшу, убила изнутри.

Повесть читается достаточно легко. Узнать все подробности, прочувствовать талант писателя поможет только сама книга, ее полное содержание. «Поездка в прошлое» (Абрамов сам не раз это подчеркивал) рассказывает о жизни простого русского человека со знанием вопроса, эта повесть интересна в первую очередь с исторической точки зрения. В ней описаны события без идеологической окраски и выгораживания поступков представителей Советской власти. Именно поэтому повесть при жизни автора оценивали достаточно высоко, но публиковать не спешили (в то время давление на издательства и СМИ со стороны официальных властей было достаточно сильным). «Поездка в прошлое» - очень современное произведение, которое способно влиять на чувства людей и заставлять переосмыслять свои действия. Его стоит прочитать не только в кратком содержании.