«Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова. Анализ стихотворения некрасова поэту памяти шиллера

Памяти Шиллера

И доблести?.. Век «крови и меча»!
На трон земли ты посадил банкира,
Провозгласил героем палача…

Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!»
И нет певцов… Замолкло божество…
О, кто ж теперь напомнит человеку
Высокое призвание его?..

Прости слепцам, художник вдохновенный,
И возвратись!.. Волшебный факел свой,
Погашенный рукою дерзновенной,
Вновь засвети над гибнущей толпой!

Вооружись небесными громами!
Наш падший дух взнеси на высоту,
Чтоб человек не мертвыми очами
Мог созерцать добро и красоту…

Казни корысть, убийство, святотатство!
Сорви венцы с предательских голов,
Увлекших мир с пути любви и братства,
Стяжанного усильями веков,

На путь вражды!.. В его дела и чувства
Гармонию внести лишь можешь ты.
В твоей груди, гонимый жрец искусства,
Трон истины, любви и красоты.

Печатается по ПП, с. 32–33.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1874, № 9, с. 231–232, без подзаголовка, с восемью строфами, цензурным пропуском ст. 4 и подписью: «Н. Некрасов» (перепечатано: ПП).
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III, В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Автографы: 1) первоначальные наброски, ранняя редакция и наброски второй редакции - ИРЛИ, ф. 203, № 24, л. 3 (опубликованы частично: Чуковский К. Некрасов. Статьи и материалы. Л., 1926, с. 325, более полно: ПССт 1967, т. II, с. 582–583); 2) наборная рукопись, без подзаголовка, с датой: «6 сент<ября>», - ИРЛИ, ф. 203, № 24, л. 1 и об. (опубликована частично: ПСС, т. II, с. 605–606, более полно: ПП 1974, с. 163–164).

Датируется по наборной рукописи и по времени первой публикации началом сентября 1874 г. В принадлежащем Некрасову перечне произведений, написанных им в июле-первой декаде августа 1874 г. (см.: ПСС, т. XI, с. 328), стихотворение «Поэту» отсутствует. Окончательная редакция возникла, вероятно, в период подготовки «Последних песен» (февраль-март 1877 г.). Тогда же мог появиться и подзаголовок «Памяти Шиллера». В том же году Некрасов написал «Подражание Шиллеру».
Посвящение Шиллеру выражает давние симпатии Некрасова к немецкому поэту. В «Летописи русского театра» за январь 1841 г. Некрасов отмечал высокие достоинства драматургии Шиллера и относил его к «великим гениям» (ПСС, т. IX, с. 458; наст. изд., т. XI).. Достоевский говорил от имени поколения, к которому принадлежал и Некрасов: «Да, Шиллер действительно вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении мы воспитывались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии» (Время, 1861, № 7, с. 48). Подзаголовок мог возникнуть также и по цензурным соображениям. Он облегчал публикацию стихотворения без цензурных искажений.
Поводом для создания комментируемого произведения могли быть журнальные споры о роли поэзии, поэта в обществе. Например, Н. В. Шелгунов, полемически оценивая поэтический отдел сборника «Складчина» (1874), в котором участвовал и Некрасов, писал: «Хотя плохие стихи давно уже потеряли кредит, тем не менее наши журналы упорны в своей традиции и по-прежнему гостеприимны к так, называемой „рубленой прозе“. Это предпочтение стихам следует, объяснить, конечно, тем, что „поэт“ до сих пор сохранил за собою привилегию „пророка“. Но увы! его грозное слово уже не гремит, потому что не слышится в нем ни искренней боли, ни страсти» (Дело, 1874, № 4, отд. II, с. 65-В6).
Стихотворение перекликается с другими произведениями Некрасова 1874–1875 гг.: «Пророк», «Элегия», «Страшный год», «Современники». В нем могут быть отмечены отзвуки произведений Шиллера - «Die Kunstler» («Художники»), «Die Sanger der Vor-welt» («Певцы минувшего») и др. (см. об этом: Гаркави А. М. 1) Разыскания о Н. А. Некрасове. - Учен. зап. Калинингр. гос. пед. ин-та, 1961, (вып. IX, с. 41; 2) Стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)» - эстетическая декларация П. А. Некрасова. - Научн. тр. Кубанск. гос. ун-та, вып. 273. Краснодар, 1979, с. 64–67).
Враждебная Некрасову критика не приняла демократической тенденции стихотворения. В. П. Буренин свой отклик на него в публицистическом обзоре предварил ироническим заголовком: «Воззвание г. Некрасова к художнику о принятии на себя последним должности прокурора» (СПбВ, 1874, 12 окт., № 281). Более объективную оценку стихотворение получило в критике после выхода «Последних песен». О. Ф. Миллер писал о Некрасове: «Между тем он неоднократно обращается к „поэту“, возлагая на него как бы единственную надежду <…>. Подобно Пушкину, он называет толпою тех, кто не признает поэзии, но он не видит в поэте аскета <…>. Он зовет назад удалившееся божество, он страстно вызывает его борьбу…» (Миллер Ор. Последние песни Некрасова. - Свет, 1877, № 5, с. 107).
Стихотворение вызвало поэтический отклик: Л. Пальмин, «Памяти Некрасова» (1878).

История создания

Стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)» было написано в 1874 г. и опубликовано в №9 «Отечественных записок». В первой публикации не было подзаголовка, который появился в окончательной редакции, подготовленной в 1877 г.

Некрасов , как и большинство его современников, с благоговением относился к Шиллеру , считал его «великим гением». Тема поэта и поэзии прослеживается в творчестве как Шиллера, так и Некрасова. Для Некрасова Шиллер был идеальным поэтом, проповедующим те самые истину, любовь и красоту, которых не находил Некрасов в современном обществе.

Литературное направление и жанр

Некрасов создаёт в стихотворении «Поэту» образ поэта, играющего исключительную роль в воспитании общества (Шиллер был поэтом эпохи Просвещения, представителем веймарского классицизма). Это стихотворение считается эстетической декларацией Некрасова. Реализм стихотворения в его историзме. Оно относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – высокое предназначение поэта в обществе.

Основная мысль: миссия поэта подобна пророческой. Как только смолкают поэты, толпа слепнет, погружается в темноту. Предназначение поэта – нести в мир гармонию и бороться со злом. Некрасов призывает поэта не просто к активным действиям, но к войне: вооружись – казни – сорви венцы.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первых двух лирический герой сокрушается о том, что в наш век певцы умолкли, некому напомнить человеку о его высоком призвании.

В следующих четырёх строфах лирический герой призывает вдохновенного художника вернуться и выполнить свою высокую миссию – нести в мир те добродетели, которые у него в груди: истину, любовь и красоту.

Тропы и образы

Некрасов вслед за Пушкиным противопоставляет поэта толпе. Стихотворение Некрасова описывает, что будет с миром, в котором умолкнут поэты-пророки. Некрасов считает, что таково современное ему общество. Толпа отказалась от поэта – и он умолк. Здесь прослеживается параллель с библейскими пророками, которые умолкали, а народ, не слыша воли Бога, погибал.

Падение современного общества Некрасов описывает, олицетворяя век , который по своей воле выбирает себе правителей – банкиров и палачей. Метафоры дают характеристику этому времени: век крови и меча, банкир на троне земли, палач провозглашён героем .

В противовес толпе поэт называется певцом мира, свободы, любви, доблести, гонимым жрецом искусства и даже божеством (метафоры). Библейский образ пророка соединяется в поэте с античным образом жреца искусства. Для атеиста Некрасова поэт действительно занял место пророка и божества. Лирический герой призывает певца исполнить свою миссию: напомнить человеку о его высоком призвании, засветить волшебный факел (метафора истины), вооружиться небесными громами (метафора божественной избранности, справедливой кары), казнить все пороки общества (корысть, убийство, святотатство, предательство).

Некрасов призывает изменить современность, лишённую откровений певца. Он описывает такой мир как путь вражды (метафора), противопоставляя его пути любви и братства , «стяжанного усильями веков » (метафора). Этот путь любви веками прокладывали поэты, сегодня, с точки зрения Некрасова, замолчавшие.

Слепоту толпы в стихотворении Некрасова может излечить факел, зажечь который призывает лирический герой. Мотив божественного зрения и даже оживления мёртвых глаз приобретает символический смысл нравственного прозрения. Некрасов считает поэта-певца посредником между высоким и низменным. Он призван взнести на высоту падший дух человечества (метафора нравственного оздоровления общества).

Положительные возвышенные эпитеты противопоставлены в стихотворении отрицательным со значением умирания: высокое призвание, художник вдохновенный , волшебный факел – рука дерзновенная , гибнущая толпа, падший дух, мёртвые очи, предательские головы.

Поскольку миссия поэта для Некрасова божественна, он использует в стихотворении старославянизмы: провозгласил, божество, падший, вдохновенный, взнеси, очами, созерцать.

В последней строфе указывается источник света, который певец несёт в мир, гармонизируя его. Источник в душе поэта – «трон истины, любви и красоты » (метафора). Трону земли, на котором сидят человеческие пороки, описанному в первой строфе, противопоставлен трон в душе отдельной личности, певца.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Анализ

«Поэту (Памяти Шиллера)» Некрасов

«Поэту (Памяти Шиллера)» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера) » было написано в 1874 г. и опубликовано в №9 «Отечественных записок». В первой публикации не было подзаголовка, который появился в окончательной редакции, подготовленной в 1877 г.

Некрасов, как и большинство его современников, с благоговением относился к Шиллеру, считал его «великим гением». Тема поэта и поэзии прослеживается в творчестве как Шиллера, так и Некрасова. Для Некрасова Шиллер был идеальным поэтом, проповедующим те самые истину, любовь и красоту, которых не находил Некрасов в современном обществе.

Литературное направление и жанр

Некрасов создаёт в стихотворении «Поэту» образ поэта, играющего исключительную роль в воспитании общества (Шиллер был поэтом эпохи Просвещения, представителем веймарского классицизма). Это стихотворение считается эстетической декларацией Некрасова. Реализм стихотворения в его историзме. Оно относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - высокое предназначение поэта в обществе.

Основная мысль: миссия поэта подобна пророческой. Как только смолкают поэты, толпа слепнет, погружается в темноту. Предназначение поэта - нести в мир гармонию и бороться со злом. Некрасов призывает поэта не просто к активным действиям, но к войне: вооружись - казни - сорви венцы.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первых двух лирический герой сокрушается о том, что в наш век певцы умолкли, некому напомнить человеку о его высоком призвании.

В следующих четырёх строфах лирический герой призывает вдохновенного художника вернуться и выполнить свою высокую миссию - нести в мир те добродетели, которые у него в груди: истину, любовь и красоту.

Тропы и образы

Некрасов вслед за Пушкиным противопоставляет поэта толпе. Стихотворение Некрасова описывает, что будет с миром, в котором умолкнут поэты-пророки. Некрасов считает, что таково современное ему общество. Толпа отказалась от поэта - и он умолк. Здесь прослеживается параллель с библейскими пророками, которые умолкали, а народ, не слыша воли Бога, погибал.

Падение современного общества Некрасов описывает, олицетворяя век , который по своей воле выбирает себе правителей - банкиров и палачей. Метафоры дают характеристику этому времени: век крови и меча, банкир на троне земли, палач провозглашён героем .

В противовес толпе поэт называется певцом мира, свободы, любви, доблести, гонимым жрецом искусства и даже божеством (метафоры). Библейский образ пророка соединяется в поэте с античным образом жреца искусства. Для атеиста Некрасова поэт действительно занял место пророка и божества. Лирический герой призывает певца исполнить свою миссию: напомнить человеку о его высоком призвании, засветить волшебный факел (метафора истины), вооружиться небесными громами (метафора божественной избранности, справедливой кары), казнить все пороки общества (корысть, убийство, святотатство, предательство).

Некрасов призывает изменить современность, лишённую откровений певца. Он описывает такой мир как путь вражды (метафора), противопоставляя его пути любви и братства , «стяжанного усильями веков » (метафора). Этот путь любви веками прокладывали поэты, сегодня, с точки зрения Некрасова, замолчавшие.

Слепоту толпы в стихотворении Некрасова может излечить факел, зажечь который призывает лирический герой. Мотив божественного зрения и даже оживления мёртвых глаз приобретает символический смысл нравственного прозрения. Некрасов считает поэта-певца посредником между высоким и низменным. Он призван взнести на высоту падший дух человечества (метафора нравственного оздоровления общества).

Положительные возвышенные эпитеты противопоставлены в стихотворении отрицательным со значением умирания: высокое призвание, художник вдохновенный , волшебный факел - рука дерзновенная , гибнущая толпа, падший дух, мёртвые очи, предательские головы.

Поскольку миссия поэта для Некрасова божественна, он использует в стихотворении старославянизмы: провозгласил, божество, падший, вдохновенный, взнеси, очами, созерцать.

В последней строфе указывается источник света, который певец несёт в мир, гармонизируя его. Источник в душе поэта - «трон истины, любви и красоты » (метафора). Трону земли, на котором сидят человеческие пороки, описанному в первой строфе, противопоставлен трон в душе отдельной личности, певца.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тема поэта и поэзии занимает особенное место в творчестве Некрасова. Своеобразие ее определяется тем, что для Некрасова проблема назначения художника не была только эстетической. Осмысление ее - означало решение кардинального вопроса о назначении человека-гражданина в обществе. «Особое чутье к страданию», которое и современники Некрасова, и исследователи его творчества отмечают как характерную черту поэта, проявилось и в восприятии Некрасовым своей эпохи как трагической, как «годины горя». Свидетель народного страдания, «глубоко раненный» этим страданием, как точно сказал Достоевский, Некрасов и долг свой поэта видел не только в том, чтобы поведать об этих страданиях миру, «воспеть» их, но и в том, чтобы «перевернуть действительность», «пересоздать умы».

Иллюзорность подобных надежд на способность поэтического слова изменить жизнь очень скоро станет поэту очевидной. В стихотворении 1845 г. «Стишки! стишки! давно ль и я был гений» , вспоминая о мечтах и устремлениях, объединивших юношей-поэтов, Некрасов с горькой иронией скажет об утопических планах юных поэтов:

«Избранники небес», мы пели, пели
И песнями пересоздать умы,
Перевернуть действительность хотели,
И мнилось нам, что труд наш - не пустой,
Не детский бред, что с нами сам Всевышний
И близок час блаженно-роковой,
Когда наш труд благословит наш ближний!

Прозвучавшие в этом раннем стихотворении горькие ноты, вызванные отчетливым сознанием наивности подобных мечтаний, пониманием невозможности переделать мир поэтическим словом, станут лейтмотивом и в более поздних некрасовских стихотворениях. Поэт и в других своих произведениях не раз выскажет мысль о бессилии поэтического слова, его неспособности изменить людей. «Где ж плоды той работы полезной?» - с горечью спросит он в стихотворении 1857 г. «О погоде» по поводу многочисленных книг о «любопытной жизни бедняков». Проливая над книгами «слезы рекой», читатели не спешили облегчить существование не книжных, а реальных бедняков. Однако ирония, вызванная неверием в способность художественного слова «перевернуть действительность», никогда не сопровождалась у Некрасова сомнением в назначение литератора «толпе напоминать, что бедствует народ в то время, как она ликует и поет».

Убеждение в том, что призвание писателя - быть деятелем, активно вмешивающимся в жизнь, определило и новое понимание поэзии. Некрасов не отрицает божественного происхождения поэтического дара: поэт и в его творчестве будет назван «избранником небес», и не всегда с иронией, как в стихотворении «Стишки! стишки! давно ль и я был гений». Но в то же время Некрасов настаивает на том, что поэтическое творчество - это и «тяжкий труд» (например, в стихотворении 1856 г. «Чуть-чуть не говоря: «ты сущая ничтожность»). Русского же писателя в стихотворении, обращенном к собратьям по перу («Русскому писателю», 1855), он называет «тружеником-работником на почве Мысли и Добра».

Некрасов отчетливо сознавал особенность своей эстетической позиции и стремился подчеркнуть отличие своих воззрений на поэтическое творчество от взглядов предшественников. Так, начало стихотворения с весьма традиционным названием - «Муза» (1852) - своего рода декларация о независимости. Описывая свою Музу-вдохновительницу, автор старательно подчеркивает непохожесть своей «вечно плачущей и непонятной девы» на ласково поющую Музу русских поэтов. Описание строится на намеренном противопоставлении, в котором доминируют отрицания: «нет», «не помню»:

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила <...>

Его Муза - иная: «нелюбимая», «печальная спутница печальных бедняков». Поэт создает многоликий, противоречивый образ Музы-вдохновительницы. Она - не небесная гостья, а - нищенка, страдалица, выпрашивающая милостыню и поклоняющаяся только богатству: «плачущая, скорбящая и болящая, / Всечасно жаждущая, униженно просящая, / Которой золото - единственный кумир». Передавая смысл ее песен, то скорбных, то «разгульных», Некрасов как бы воссоздает краткий очерк своей горькой юности. Описывая мелодии песен своей Музы, поэт отметил господствующий в них «звук» - «стон», который действительно станет доминирующим звуковым образом в созданной им самим картине российской жизни:

<...>Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.
Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты,
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.

Муза - скорбящая нищенка - только один лик вдохновительницы. Ее тоскливые жалобы мгновенно сменяются яростью и угрозами неправедному миру, и вместо привычной для русского читателя прекрасной Музы-девы, исполненной небесной гармонии, предстает богиня-мстительница - Немезида:

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: «Мщение!» - и буйным языком
В сообщники звала господень гром!

Порыв «диких страстей» и «скорби лютой» иногда сменяется «божественно-прекрасною минутой»,

Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной...

Отношения поэта и его Музы лишены гармонии. В стихотворении Некрасова впервые звучит мотив борьбы с Музой. «Ожесточенный бой», в который вступает герой со своей «дикой», «безумной» Музой, завершается торжеством «непонятной девы»: она заставляет героя пройти по кругам земного ада. Открывая ему этот страшный мир страданий и унижений, Муза учит чувствовать чужую боль, чтобы рассказать о ней миру:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела -
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила...

В этом стихотворении 1852 г. Некрасов выразил понимание своей миссии в литературе, своего призвания, о котором он и много лет спустя, подводя итоги творческого пути, скажет так же, как и в начале 1850-х гг.: «Я призван был воспеть твои страданья, / Терпеньем изумляющий народ». Но поэт - не только «певец» народных страданий. Очень важным представляется в этом стихотворении образ Божьего грома как «сообщника» Музы. Поэт - в понимании Некрасова - не просто «избранник небес», но соратник Бога, помощник в справедливом суде над земной неправдой. И в более поздних стихотворениях, воплощая свой идеал поэта, Некрасов взывает к нему: «Вооружись небесными громами / Наш падший дух взнеси на высоту!» («Поэту (памяти Шиллера)», 1874), связывая с образом Божьей грозы свое представление о высшем, справедливом возмездии - очищении, обновлении неправедной жизни, избавлении общества от нравственной духоты и застоя.

Но не менее важной ему представлялась и другая задача - учительство, воспитание в читателе силой поэтического слова нового сознания, нового отношения к жизни. Мысль о том, что литература «во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было» «должна ни на шаг не отступить от своей цели - возвысить общество до своего идеала, - идеала добра, света и истины!» - становится задушевной идеей писателя.

В том же, 1852 г., Некрасов создает и другое свое известное стихотворение, посвященное назначению поэта, - «Блажен незлобивый поэт» . Как и стихотворение «Муза», оно строится на антитезе: в основе композиции - противопоставление судеб двух поэтов - «незлобивого» и «озлобленного». Само противопоставление, как известно, восходит к седьмой главе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Следует заметить, что, утверждая безусловное благополучие судьбы «незлобивого» поэта, Некрасов излишне категоричен. Ни критика, ни читатели не были благожелательны к тем поэтам, которые «гнушались дерзкою сатирой». Не случайно в ответ на это стихотворение Я.П. Полонский, один из тех, кого Некрасов и разумел под именем «незлобивых» поэтов, ответил стихотворением-исповедью о драматической судьбе «миролюбивой лиры». Но излишняя полемичность некрасовского стихотворения была вызвана не только желанием привлечь внимание и сочувствие общества к судьбам тех поэтов, которые видели свое назначение в исправлении пороков общества, в «обличении толпы». Автор стремился показать истинный смысл и истинную цель той «ненависти», которая наполняет произведения «озлобленного» поэта, заставляет его клеймить пороки общества. Источник этой ненависти - подлинная любовь, высшая цель поэта - тоже любовь - любовь к людям, любовь к своей стране:

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой <...>

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья <...>

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Но, характерно, что, утверждая столь высокую миссию поэта, Некрасов никогда не идеализировал ни своего героя-поэта, ни поэтов-современников. Герой-поэт в лирике Некрасова лишен ореола непогрешимости. Он никогда не предстает как носитель высшего знания или истин. Образ пророка как выразителя Божьего слова будет близок Некрасову, но «пророком» он назовет не поэта, а революционера-демократа, Н.Г. Чернышевского, последовательно отстаивавшего свои убеждения. Герой-поэт в стихотворениях Некрасова не наделен и талантом, позволившим бы ему чувствовать свое явное превосходство над «непросвещенными». Он - не гений и отмечен многими человеческими слабостями: непоследовательностью в утверждении своей позиции, слабодушием, склонностью к компромиссам. По словам В.В. Кожинова, одно из открытий Некрасова и заключается в том, что он «впервые вводит в поэзию «бытового» человека, всего человека, в том числе в состоянии непоэтическом. Он впервые представляет поэта как человека, находящегося «под игом» всевозможных, в том числе «мелочных» житейских «забот», с душой непросветленной, не поднятой над ними».

Противоречие между высокой миссией художника и человеческими слабостями героя-поэта станет источником одного из драматических мотивов в лирике Некрасова - мотива неисполненного долга. Впервые остро, сильно, трагично он прозвучал в стихотворении «Поэт и гражданин» (1855-1856), во многом и определяя его идейно-художественное своеобразие: декларации о высоком назначении художника слова неразрывно связаны здесь с горькой исповедью поэта, признающего свою неспособность им следовать.

Стихотворение строится как диалог: свои суждения о роли поэта и назначении поэзии высказывают поэт и гражданин. Поэт и гражданин во многом единомышленники. Но есть и определенные расхождения в их взглядах. Есть и разность человеческих характеров: последовательный, цельный, стойкий, непреклонный в своих убеждениях гражданин противопоставлен поэту. Это человек, наделенный талантом и гордой, справедливой душой, но малодушный и непоследовательный защитник своих идеалов, осознанной им истины.

В декларациях гражданина некоторые исследователи видят идеалы В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского. И в то же время в исследовательской литературе справедливо высказывается возражение против «упрощенного толкования стихотворения и сведения его образов к прототипам» . А.М. Гаркави утверждает, что образы и поэта и гражданина «имеют смысл художественных обобщений» и «являются носителями лирического начала»: «в высказываниях поэта и гражданина сформулированы эстетические взгляды Некрасова». И действительно: именно гражданину Некрасов доверяет дорогие ему мысли о назначении поэзии, не раз высказываемые и в лирике, и в письмах, в критических статьях. Так, например, в письме Л.Н. Толстому (1856 г.) звучит центральная идея, утверждаемая в стихотворении гражданином: «<...> В нашем отечестве роль писателя - есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных», - писал Некрасов.

Исследователи видят в этом произведении полемику с пушкинским стихотворением «Поэт и толпа». Подобно пушкинскому, некрасовское стихотворение строится как диалог, спор. Но если поэт у Пушкина противостоит «бессмысленной» толпе, то антагонистом поэта у Некрасова выступает гражданин, воплощение нравственной ответственности и чувства долга перед родиной. Полемика начинается с процитированных поэтом строк Пушкина - слов о назначении поэта: «Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Этими словами, как известно, заканчивалось пушкинское стихотворение.

Для некрасовского поэта в этих строках - безусловная истина, доказательство права поэта не участвовать в жизни общества. Отношение гражданина к пушкинским строкам гораздо более сдержанное. Исследователи видят в его позиции полемику с Пушкиным. Действительно, гражданин не разделяет восторгов поэта и признается, что «живее к сердцу принимает» его стихи, чем стихи Пушкина. Однако это признание не означает отрицания значимости пушкинского слова. Справедливым представляется утверждение Н.Н. Скатова о том, что здесь «не опровержение неопровержимого Пушкина», а «опровержение поэта», который «не Пушкин». Стихи поэта не представляются гражданину художественно совершенными. Он называет его поэмы «бестолковыми», о его элегиях говорит, что они -«не новы», «сатиры чужды красоты, / Неблагородны и обидны», «стих тягуч». Пушкин и для гражданина - недосягаемый образец. Важно, что далее Пушкин уподобляется гражданином солнцу, а поэт - звездам: он «заметен», «но так без солнца звезды видно». Можно предположить, что эти слова тоже полемичны, но по отношению к Чернышевскому. В середине 1850-х гг. Чернышевский писал Некрасову, ставя его талант выше пушкинского: «Такого поэта, как Вы, у нас еще не было. Пушкин, Лермонтов, Кольцов как лирики не могут идти в сравнение с Вами».

Почему же гражданин видит не в пушкинской поэзии, а в несовершенной лирике поэта источник силы, которая должна пробудить общество? Причина его настойчивого внимания - эпоха, совсем иная, чем пушкинская. Это время, когда «не видно солнца ниоткуда», это - «година горя». Описывая свою эпоху, гражданин использует один из традиционных образов, встречающихся и в лирике Пушкина: страна-корабль. Нынешнее время уподобляется им грозной буре, и оно диктует поэту иную роль. Поэзия, когда «стонет буря», не должна быть усыпительными «сладкими звуками», она должна пробуждать желание противостоять «земным громам»:

Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, -
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес - и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновенной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Эта символическая картина времени, нарисованная гражданином, близка автору: в образе эпохи, который неоднократно создает Некрасов в своих стихотворениях, доминирует та же метафора - буря, гроза. Например, в стихотворении «Горе старого Наума»: «Но я родился невпопад - / Лихое было время! <...> / Гром непрестанно грохотал, / И вихорь был ужасен, / И человек под ним стоял / Испуган и безгласен». Одним из непосредственных источников этой метафоры может быть известное пушкинское стихотворение «Арион», в котором челн, погибший во время грозы, символизирует трагическое завершение декабристского восстания 14 декабря 1825 г. В этом пушкинском стихотворении крайне важной была мысль о судьбе поэта, вдохновлявшего своими песнями пловцов. «Выброшенный» на берег «грозой», пушкинский певец видел свое назначение в том, чтобы петь «прежние гимны», - выражение, суть которого - в признании неизменной верности певца погибшим друзьям, их «гимнам» - их идеалам. Но Некрасова не удовлетворяет только идея верности поэта высоким идеалам, его роль мыслится более действенной - она в том, чтобы активно противостоять «земным громам».

Можно предположить еще один возможный источник образов некрасовского стихотворения: рисуя антиидеальный для него образ поэта, пытающегося заглушить «грохот бури» и «услаждающего» уши «ленивцев» вдохновенной лирой, Некрасов полемизирует не столько с Пушкиным, сколько со стихотворением Я.П. Полонского «Качка в бурю» (1851). Лирический герой Полонского, действительно, стремился уйти от морской бури, символизирующей жизненные невзгоды, потрясения, в «золотые сны» - воспоминания о прошлом счастье. «Сон» же поэта «в годину горя», по словам некрасовского гражданина, постыден. Эти слова настойчиво повторяет он поэту: «теперь не должно спать», «ты только временно уснул: / Проснись: громи пороки смело», «с твоим талантом стыдно спать». Определяя свои требования к поэту, гражданин исходит из требований самого времени. Поэзия в «годину горя» не должна уводить читателей от реальных проблем в мир идеальный: стыдно «в годину горя / Красу долин, небес и моря / И ласку милой воспевать...». Постыдно и бездействие, и молчание в трагическое для страны время. Важно отметить, что среди тех, кого гражданин зачисляет в «стан безвредных», считая их неистинными гражданами страны, бездействующими в «годину горя», поставлены рядом: стяжатели, воры, «сладкие певцы» и «мудрецы», чье назначенье - «разговоры».

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда по ним струится кровь...

В утверждениях гражданина звучат многие пушкинские определения: поэт, полагает и гражданин, - «избранник неба», «глашатай истин вековых», его «струны» - «вещие». «Служение искусству» также признается им как назначение поэта. Но одновременно он подчеркивает и другую задачу: служение людям. Гражданин произносит слова, не раз высказываемые и самим Некрасовым: о нераздельности служения искусству со служением обществу, ближнему. Так, в одном из писем Некрасов утверждал: «Верна только одна теория: люби истину бескорыстно и страстно, больше всего и, между прочим, больше самого себя, и служи ей, тогда все выйдет ладно: станешь ли служить искусству - послужишь и обществу, станешь служить обществу - послужишь и искусству». В стихотворении эта мысль воплощается в четкую поэтическую формулу:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви <...>

Что же такое «Всеобнимающая Любовь»? Написанное с большой буквы, слово «Любовь» означает чувство, которое не отделяет человека от мира, а способствует, наоборот, единению с людьми и единению всех людей. Гражданин говорит о любви к стране и людям: для поэта Любовь должна выражаться в пламенных словах о добре и красоте.

Следующее за этими словами высказывание поэта - не спор с убеждениями гражданина. Поэт отвергает не слова гражданина, он только не признает своего права следовать этим словам: «учить других - потребен гений, / Потребна сильная душа». И потому выше поэта он ставит деятеля, гражданина, но понимает его роль по-своему: истинный гражданин, в отличие от поэта, молчаливо исполняет свой долг, идя к намеченной цели:

Блажен безмолвный гражданин:
Он, музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благодарной цели,
И труд его успешен, спор…

С этим определением «гражданина» гражданин не согласен: «безмолвный гражданин», по его мнению, только жалок. Не согласен он и со словом «блажен», точнее, с возможностью такого определения доли гражданина: «блажен», по его убеждению, не «безгласный гражданин», а «болтающий поэт». Истинный гражданин - тот, кто «как свои, на теле носит / Все язвы родины своей». Когда он произносит знаменитые слова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», то речь идет именно о той острой нужде в истинных гражданах, которую испытывает страна. Кроме того, эти слова, восходящие, как известно, к поэме К.Ф. Рылеева «Войнаровский», одновременно содержали указание на определенную поэтическую традицию, которой должен следовать истинный поэт.

Спор, по сути, закончен. Но не потому, что поэт переменил свои убеждения, свою позицию. Она осталась прежней. В сущности, когда поэт спорит с гражданином или когда высказывает мысль о поэзии как вдохновенной молитве и сладких звуках, он спорит не с гражданином, а с самим собой. Диалог постепенно переходит в монолог-исповедь поэта, и читатель понимает, что равнодушие к общественным вопросам, которые провозглашал поэт в начале разговора, его пассивность и тоска - источником имеют пережитую драму. Перед читателем открывается история человека, ушедшего от борьбы, испугавшегося ответственности за горькие истины, которые он высказывал в своих стихотворениях. Оценивая прошлую жизнь с точки зрения тех ценностей, обязанностей, которые провозгласил гражданин и которые сам он признает как безусловные, поэт строго судит себя за отступничество от этих заветов. Эти заветы - любовь и ненависть: любовь к несчастным и обездоленным, любовь к отчизне и человеку, ненависть - к тому, что мешает человеку быть счастливым:

Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои прослышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
<...> Душа пугливо отступила.

Своему герою Некрасов передает глубоко личные переживания: собственную боль, собственные страдания. Покаяние кажется излишне страстным, может быть, даже преувеличенным, особенно если учесть подлинные заслуги Некрасова перед русским обществом. Но эта страстность и сила покаяния объяснимы тем высочайшим идеалом человека-гражданина, который признал для себя Некрасов и которому был неизменно предан:

<...> Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове: честный гражданин.
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.

Никто не корит себя так страстно и пламенно за попрание «долга священного человека», как некрасовский поэт. Он остро осознает и то, что отказ от честного гражданского служения стал причиной утраты и творческого дара. Отсутствие гражданского мужества, которое в поэзии проявляется как уход от социальной проблематики и боязнь описывать пороки властителей, и приводит к тому, что некрасовский поэт перестает быть не только гражданином, но и поэтом:

Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя -
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья гордого полна.

Идея служения поэта прежде всего благу общества - одна из центральных в представлениях Некрасова о назначении поэта и поэзии. Некрасов сознавал, насколько сложно исполнение этой цели. Речь при этом шла не только о гражданском мужестве автора, но и о возможности высказанного им слова пройти через цензуру. Пережитые поэтом столкновения с непреклонным цензором нашли воплощение в образе Музы, иссеченной кнутом, Музы в терновом венце, встречающемся в ряде стихотворений Некрасова («Праздник жизни - молодости годы», 1855, «Безвестен я. Я вами не стяжал», 1855, «О Муза! я у двери гроба», 1877). Терновый венец некрасовской Музы - неизменная деталь ее облика - подчеркивает мысль о поэте как страдальце за веру, за высокую идею. В стихотворении «Безвестен я. Я вами не стяжал» говорится и о смерти Музы под кнутом:

Нет! Свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.

Это же понимание творчества и представление о пути поэтического слова к читателю как «тернистом пути», исполненном страдания и мучения, выразилось в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» , где в судьбе крестьянки, наказываемой кнутом на Сенной площади, лирический герой угадал свою Музу. Исследователи отметили, что некрасовское стихотворение не могло быть откликом на непосредственное впечатление: такие наказания в 1848 г. уже были отменены. Но, избирая символом своей поэзии молодую крестьянку, публично наказанную, униженную, поэт, несомненно, хотел подчеркнуть трагизм судьбы художника: вдохновляющая его муза уподоблялась самому бесправному, беззащитному и самому несчастному существу на земле - молодой крестьянке. Называя ее «Музой мести и печали», Некрасов говорит о тех двух главных чувствах, которые и становятся источником его поэтических мотивов: любви и ненависти. «То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть», - эти строки из стихотворения «Замолкни, Муза мести и печали» выражают нравственное кредо писателя и действительно определяют пафос его творчества.

Любовь и ненависть - слагаемые отношения Некрасова к миру. Не случайно в стихотворении 1855 г. «Демону» именно они доминируют в самохарактеристике героя:

Прямо ли, криво ли вижу,
Только душою киплю:
Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!

Любовь и ненависть, любовь и месть осознаются Некрасовым и как характерные особенности его поэзии. В стихотворении 1855 г. «Праздник жизни - молодости годы» , определяя своеобразие своего поэтического дара и пафоса своего творчества, Некрасов напишет:

Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства…
Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
Догорая, теплится любовь <...>

В этом признании-размышлении автор, по сути, становится на позицию противников своего творчества, настаивающих на «непоэтичности», художественном несовершенстве некрасовского творчества. Пожалуй, он оценивает свою поэзию даже более сурово, чем его критики. Объясняя низкую оценку таланта, прозвучавшую в ряде некрасовских стихотворений и находящуюся «в вопиющем противоречии с реальным общественным и эстетическим значением поэтической деятельности Некрасова», Б.О. Корман видит ее источник в том, что лирический герой Некрасова «постоянно соотносит свою поэтическую деятельность с потребностями общественного развития, с положением народа. Недовольство собой, суровая самооценка, горькие и несправедливые слова о своей поэзии - все это определяется в лирике Некрасова характерным для него народным критерием оценки действительности».

Отрицая художественное совершенство своих стихов, Некрасов гораздо выше ставит чувства, которые должны вдохновлять поэта и которые вдохновляли его самого, - любовь и ненависть. О какой любви говорит поэт? Для Некрасова это - высшая справедливость, любовь-служение, любовь-сострадание к ближнему. Но именно такая любовь и заставляет человека ненавидеть то, что приносит людям страдания и боль. Эту любовь-ненависть, «что добрых прославляет, / Что клеймит злодея и глупца / И венком терновым наделяет / Беззащитного певца...», и воспевает Некрасов.

Весьма важными в этой самохарактеристике представляются и мотивы «живой крови» и «кипения». Глагол «кипит» - один из постоянных в лирике Некрасова - отчетливо передает необыкновенную интенсивность, полноту чувств лирического героя, всегда страстно отдающегося своему переживанию - любви или ненависти, мести, состраданию или гневу. Значимым для понимания Некрасовым сути поэтического творчества является и мотив «живой крови» как основы поэтического слова. Не случайно Некрасов уподобляет поэтическое произведений, пострадавшее от цензорских ножниц, крестьянке, иссеченной кнутом, или напрасно пролитой крови. В первой части поэмы «О погоде» Некрасов создает образ негодующего и страдающего А.С. Пушкина, увидевшего искалеченное цензором стихотворение. В его словах, произнесенных посыльному, слышится живая боль, понятная и лирическому герою Некрасова: «Это кровь, говорит, проливается, - / Кровь моя <...>»

Многое в эстетических взглядах Некрасова проясняет и другой задушевный мотив поэта: утверждение зависимости его поэтического слова от мира родной природы и печальных мелодий народных песен. Эта мысль была высказана в стихотворении «Газетная» . Мир «родной сторонки» здесь предстает как вечная непогода: буря, ветер, гроза заставляют гнуться и стонать русские леса, и этот стон сливается с унылой народной песней, отзываясь в тоскливых напевах русского поэта:

Коли нам так писалось и пишется, -
Значит, есть и причина тому!
Не заказано ветру свободному
Петь тоскливые песни в полях,
Не заказаны волку голодному
Заунывные стоны в лесах;
Спокон веку дождем разливаются
Над родной стороной небеса,
Гнутся, стонут, под бурей ломаются
Спокон веку родные леса,
Спокон веку работа народная
Под унылую песню кипит,
Вторит ей наша муза свободная,
Вторит ей - или честно молчит.

Драматизм в звучании темы поэта и поэзии усиливается в последнее десятилетие жизни Некрасова. Во многом он определяется сознанием неисполненного долга. Одно из стихотворений, где этот мотив обретает трагическую остроту, написано в 1867 году. Уже первая строка: «Умру я скоро. Жалкое наследство...» обозначает его главные мотивы: горькое предчувствие близкой смерти и необходимость подведения итогов и творческого и человеческого пути. Вызванное суровыми упреками в двоедушии, в несовпадении поэтических призывов и человеческого поведения Некрасова, это стихотворение становится исповедью человека, верящего в свои идеалы, в то, что назначение его музы - только воспевание страданий народа, но не ставшего последовательным проводником этих идеалов. Лейтмотив стихотворения - мольба о прощении, обращенная к родине: «За каплю крови, общую с народом, / Прости меня, о родина! прости!..» Герой пытается понять причины своего малодушия и отступничества. Одной из таких причин становятся пережитые в молодости испытания и страдания:

Под гнетом роковым провел я детство
И молодость - в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая - навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.

«Привычки робкой тишины» и названы главной причиной невольного отступничества героя:

Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука...

Но герой не молит о прощении, он сурово корит, казнит себя за отступничество. Отрицая свое право остаться в памяти народной, герой не менее страстно утверждает истинный долг писателя - быть учителем, просветителем, готовым отдать жизнь ради высокой цели:

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой.

Одно из последних некрасовских стихотворений, посвященных столь значимой для него теме назначения поэта, - «Элегия» (1874). Исследователи называют его «пушкинским». Действительно, в этом стихотворении-завещании, обращенном к «юношам» - молодому поколению, мысль Некрасова органично сливается с пушкинскими заветами. Важнейшая идея стихотворения - не только признание неизменной значимости для поэта темы «страданий народа», но и утверждение как высшего назначения каждого поэта - служения народу:

<...> Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Включенные в эти строки поэтические формулы из стихотворения Пушкина «Деревня» («покорствуя бичам», «тощие стада», восходящие к пушкинскому «рабству тощему») позволяют Некрасову, по точному наблюдению Н.Н. Скатова, «вывести свою родословную от Пушкина, не декларируя ее, а подтверждая всем строем своих «пушкинских» здесь стихов». В стихотворении Некрасова можно увидеть и отзвук других пушкинских мотивов, в частности, определенную полемичность по отношению к пушкинскому стихотворению «Свободы сеятель пустынный…» (1823), с прозвучавшим в нем отчаянием лирического «я», не верящего в возможность пробудить народ силой живительного слова:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

К этому стихотворению, несомненно, восходит некрасовское сравнение покорного народа со стадом. Но если у Пушкина звучало неверие в возможность «разбудить мирные народы», то некрасовский герой исполнен стремления служить несчастным и покорным «рабам».

Исследователи видят в некрасовской «Элегии» отзвуки еще одного пушкинского стихотворения - «Эхо», в котором поэтическое слово осмыслялось как отзвук голосов мира. Но Некрасов не повторяет пушкинский мотив, он его развивает: поэзия, поэтическое слово по Некрасову, тоже рождает эхо, отзвук в мире. Эта мысль лишена оптимистического звучания: покоряя «долы и нивы», заставляя их вторить своей песне, поэт, увы, бессилен вызвать отклик того, кому и посвящены его слова. Этим драматическим признанием, мотивом безмолвствующего народа и завершается стихотворение:

Задумчиво брожу в вечерней полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

В одном из последних своих стихотворений - «Зине» (1876) лирический герой снова скажет о неизбежности забвения его имени народом, и вновь увидит в этом справедливое возмездие за свою неспособность быть «борцом» - равно в общественном служении или поэтическом. Как единственный идеал утверждается только гражданское служение:

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет...

Некрасов в поздней своей лирике не склонен умалять значимость и власть поэтического слова: поэтический труд не случайно уподобляется в одном из стихотворений 1877 г. («Зине») подвижническому подвигу: и этот труд осмысляется как условие спасения, «животворения» человека. Поэзия - «счастливый дар», но он обретает смысл только тогда, когда поэт наделен «решимостью» бороться до конца. Эта мысль утверждается в стихотворении «Поэту» (1877), которое звучит как завещание и исповедь:

Любовь и Труд - под грудами развалин!
Куда ни глянь - предательство, вражда,
А ты стоишь - бездействен и печален
И медленно сгораешь от стыда.
И небу шлешь укор за дар счастливый:
Зачем тебя венчало им оно,
Когда душе мечтательно-пугливой
Решимости бороться не дано?..

Но было бы неверно говорить о том, что в поздней лирике пройденный путь осмысливается только пессимистически. Наряду с трагическими интонациями может звучать и вера в высокий смысл совершенного труда. Эта вера прозвучала, например, в стихотворении «Сон». Символом поэта здесь становится пахарь, отчетливо вызывающий в памяти трагические интонации и образы стихотворения «Несжатая полоса» (1854). В стихотворении «Сон», одном из последних, созданных Некрасовым, образ пахаря, не собравшего колосья, ассоциируется уже с собственной судьбой:

Мне снилось: на утесе стоя,
Я в море броситься хотел,
Вдруг ангел света и покоя
Мне песню чудную запел:
«Дождись весны! Приду я рано,
Скажу: будь снова человек!
Сниму с главы покров тумана
И сон с отяжелелых век;
И музе возвращу я голос,
И вновь блаженные часы
Ты обретешь, сбирая колос
С своей несжатой полосы.

Это стихотворение лишено драматических нот, напротив, оно исполнено веры в возможность возвращения к прерванному, незаконченному труду, веры в осуществимость благих порывов.

И доблести. Век «крови и меча»!
На трон земли ты посадил банкира,
Провозгласил героем палача…

Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!»
И нет певцов… Замолкло божество…
О, кто ж теперь напомнит человеку
Высокое призвание его.

Прости слепцам, художник вдохновенный,
И возвратись. Волшебный факел свой,
Погашенный рукою дерзновенной,
Вновь засвети над гибнущей толпой!

Вооружись небесными громами!
Наш падший дух взнеси на высоту,
Чтоб человек не мертвыми очами
Мог созерцать добро и красоту…

Казни корысть, убийство, святотатство!
Сорви венцы с предательских голов,
Увлекших мир с пути любви и братства,
Стяжанного усильями веков,

На путь вражды. В его дела и чувства
Гармонию внести лишь можешь ты.
В твоей груди, гонимый жрец искусства,
Трон истины, любви и красоты. 1

комментарии, примечания к стихотворению
ПОЭТУ
Некрасов Н.А.

1 Печатается по ПП, с. 32–33.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1874, № 9, с. 231–232, без подзаголовка, с восемью строфами, цензурным пропуском ст. 4 и подписью: «Н. Некрасов» (перепечатано: ПП).
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III, В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Автографы: 1) первоначальные наброски, ранняя редакция и наброски второй редакции - ИРЛИ, ф. 203, № 24, л. 3 (опубликованы частично: Чуковский К. Некрасов. Статьи и материалы. Л. 1926, с. 325, более полно: ПССт 1967, т. II, с. 582–583); 2) наборная рукопись, без подзаголовка, с датой: «6 сент », - ИРЛИ, ф. 203, № 24, л. 1 и об. (опубликована частично: ПСС, т. II, с. 605–606, более полно: ПП 1974, с. 163–164).

Датируется по наборной рукописи и по времени первой публикации началом сентября 1874 г. В принадлежащем Некрасову перечне произведений, написанных им в июле-первой декаде августа 1874 г. (см. ПСС, т. XI, с. 328), стихотворение «Поэту» отсутствует. Окончательная редакция возникла, вероятно, в период подготовки «Последних песен» (февраль-март 1877 г.). Тогда же мог появиться и подзаголовок «Памяти Шиллера». В том же году Некрасов написал «Подражание Шиллеру».
Посвящение Шиллеру выражает давние симпатии Некрасова к немецкому поэту. В «Летописи русского театра» за январь 1841 г. Некрасов отмечал высокие достоинства драматургии Шиллера и относил его к «великим гениям» (ПСС, т. IX, с. 458; наст. изд. т. XI). Достоевский говорил от имени поколения, к которому принадлежал и Некрасов: «Да, Шиллер действительно вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении мы воспитывались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии» (Время, 1861, № 7, с. 48). Подзаголовок мог возникнуть также и по цензурным соображениям. Он облегчал публикацию стихотворения без цензурных искажений.
Поводом для создания комментируемого произведения могли быть журнальные споры о роли поэзии, поэта в обществе. Например, Н. В. Шелгунов, полемически оценивая поэтический отдел сборника «Складчина» (1874), в котором участвовал и Некрасов, писал: «Хотя плохие стихи давно уже потеряли кредит, тем не менее наши журналы упорны в своей традиции и по-прежнему гостеприимны к так, называемой „рубленой прозе“. Это предпочтение стихам следует, объяснить, конечно, тем, что „поэт“ до сих пор сохранил за собою привилегию „пророка“. Но увы! его грозное слово уже не гремит, потому что не слышится в нем ни искренней боли, ни страсти» (Дело, 1874, № 4, отд. II, с. 65-В6).
Стихотворение перекликается с другими произведениями Некрасова 1874–1875 гг. «Пророк», «Элегия», «Страшный год», «Современники». В нем могут быть отмечены отзвуки произведений Шиллера - «Die Kunstler» («Художники»), «Die Sanger der Vor-welt» («Певцы минувшего») и др. (см. об этом: Гаркави А. М. 1) Разыскания о Н. А. Некрасове. - Учен. зап. Калинингр. гос. пед. ин-та, 1961, (вып. IX, с. 41; 2) Стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)» - эстетическая декларация П. А. Некрасова. - Научн. тр. Кубанск. гос. ун-та, вып. 273. Краснодар, 1979, с. 64–67).
Враждебная Некрасову критика не приняла демократической тенденции стихотворения. В. П. Буренин свой отклик на него в публицистическом обзоре предварил ироническим заголовком: «Воззвание г. Некрасова к художнику о принятии на себя последним должности прокурора» (СПбВ, 1874, 12 окт. № 281). Более объективную оценку стихотворение получило в критике после выхода «Последних песен». О. Ф. Миллер писал о Некрасове: «Между тем он неоднократно обращается к „поэту“, возлагая на него как бы единственную надежду. Подобно Пушкину, он называет толпою тех, кто не признает поэзии, но он не видит в поэте аскета. Он зовет назад удалившееся божество, он страстно вызывает его борьбу…» (Миллер Ор. Последние песни Некрасова. - Свет, 1877, № 5, с. 107).
Стихотворение вызвало поэтический отклик: Л. Пальмин, «Памяти Некрасова» (1878).

у стихотворения ПОЭТУ аудио записей пока нет.

«Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)» было написано в 1874 г. и опубликовано в №9 «Отечественных записок». В первой публикации не было подзаголовка, который появился в окончательной редакции, подготовленной в 1877 г.

Некрасов. как и большинство его современников, с благоговением относился к Шиллеру, считал его «великим гением». Тема поэта и поэзии прослеживается в творчестве как Шиллера, так и Некрасова. Для Некрасова Шиллер был идеальным поэтом, проповедующим те самые истину, любовь и красоту, которых не находил Некрасов в современном обществе.

Литературное направление и жанр

Некрасов создаёт в стихотворении «Поэту» образ поэта, играющего исключительную роль в воспитании общества (Шиллер был поэтом эпохи Просвещения, представителем веймарского классицизма). Это стихотворение считается эстетической декларацией Некрасова. Реализм стихотворения в его историзме. Оно относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – высокое предназначение поэта в обществе.

Основная мысль: миссия поэта подобна пророческой. Как только смолкают поэты, толпа слепнет, погружается в темноту. Предназначение поэта – нести в мир гармонию и бороться со злом. Некрасов призывает поэта не просто к активным действиям, но к войне: вооружись – казни – сорви венцы.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первых двух лирический герой сокрушается о том, что в наш век певцы умолкли, некому напомнить человеку о его высоком призвании.

В следующих четырёх строфах лирический герой призывает вдохновенного художника вернуться и выполнить свою высокую миссию – нести в мир те добродетели, которые у него в груди: истину, любовь и красоту.

Тропы и образы

Некрасов вслед за Пушкиным противопоставляет поэта толпе. Стихотворение Некрасова описывает, что будет с миром, в котором умолкнут поэты-пророки. Некрасов считает, что таково современное ему общество. Толпа отказалась от поэта – и он умолк. Здесь прослеживается параллель с библейскими пророками, которые умолкали, а народ, не слыша воли Бога, погибал.

Падение современного общества Некрасов описывает, олицетворяя век . который по своей воле выбирает себе правителей – банкиров и палачей. Метафоры дают характеристику этому времени: век крови и меча, банкир на троне земли, палач провозглашён героем .

В противовес толпе поэт называется певцом мира, свободы, любви, доблести, гонимым жрецом искусства и даже божеством (метафоры). Библейский образ пророка соединяется в поэте с античным образом жреца искусства. Для атеиста Некрасова поэт действительно занял место пророка и божества. Лирический герой призывает певца исполнить свою миссию: напомнить человеку о его высоком призвании, засветить волшебный факел (метафора истины), вооружиться небесными громами (метафора божественной избранности, справедливой кары), казнить все пороки общества (корысть, убийство, святотатство, предательство).

Некрасов призывает изменить современность, лишённую откровений певца. Он описывает такой мир как путь вражды (метафора), противопоставляя его пути любви и братства . «стяжанного усильями веков » (метафора). Этот путь любви веками прокладывали поэты, сегодня, с точки зрения Некрасова, замолчавшие.

Слепоту толпы в стихотворении Некрасова может излечить факел, зажечь который призывает лирический герой. Мотив божественного зрения и даже оживления мёртвых глаз приобретает символический смысл нравственного прозрения. Некрасов считает поэта-певца посредником между высоким и низменным. Он призван взнести на высоту падший дух человечества (метафора нравственного оздоровления общества).

Положительные возвышенные эпитеты противопоставлены в стихотворении отрицательным со значением умирания: высокое призвание, художник вдохновенный . волшебный факел – рука дерзновенная . гибнущая толпа, падший дух, мёртвые очи, предательские головы.

Поскольку миссия поэта для Некрасова божественна, он использует в стихотворении старославянизмы: провозгласил, божество, падший, вдохновенный, взнеси, очами, созерцать.

В последней строфе указывается источник света, который певец несёт в мир, гармонизируя его. Источник в душе поэта – «трон истины, любви и красоты » (метафора). Трону земли, на котором сидят человеческие пороки, описанному в первой строфе, противопоставлен трон в душе отдельной личности, певца.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова. Своеобразие лирики Некрасова

К теме поэзии и поэта обращались не раз многие великие художники слова, однако в своих произведениях они раскрывали ее по-разному.

Два направления в искусстве

Две основные тенденции в вопросе о том, как следует понимать стоящие перед искусством задачи, определились в середине 19 века. Сторонники "чистого искусства" полагали, что не в изображении реальности заключается поэзия. Она состоит в изяществе предмета и формы стихотворения. Представители этого направления осознанно уходили от проблем действительности и обращались в своем творчестве к "вечным" темам.

Представители так называемого "демократического" направления занимали противоположную позицию. Они опирались на опыт поэтов-декабристов, Лермонтова и Пушкина. Безусловно, к их числу принадлежал и Некрасов. Творчество Н. А. Некрасова является ярким примером служения Отчизне. Продолжая традиции Лермонтова и Пушкина, этот поэт постоянно обращался на протяжении своего пути к теме поэзии и поэта. Многие стихотворения Некрасова посвящены ей. Мы отметим в этой статье лишь наиболее известные и важные из них.

Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова ранних лет

Касаясь данной темы, Некрасов уже в 40-е годы склонен был сопоставлять с простой женщиной, вышедшей из народа, свою Музу ("Вчерашний день, часу в шестом. "). Николай Алексеевич подчеркивал этим самым народность всего своего творчества, которая была осознана им еще в раннюю пору. Вместе с тем он показывал трудности, с которыми пришлось столкнуться поэту в начале пути. Речь идет о борьбе Некрасова с журналистскими преследованиями и цензурой. Словно молодая крестьянка, муза его "кнутом иссечена" и "бичом исполосована".

Стихотворение "Муза"

В стихотворении "Муза", написанном через 4 года, поэт развивает эти оценки и сравнения. Его наставница, увы, сладкогласных песен не поет. Она не учит гармонии, не пользуется свирелью. Иной облик имеет его муза. Вновь поэт сравнивает ее с крестьянкой, но теперь уже более развернуто. Она поет перед "дымной лучиной" в "убогой хижине". Крестьянка эта "убита кручиной", "согбенна трудом". Однако Муза Некрасова не только уподобляется деревенской труженице. Она также названа "спутницей печальных бедняков". Для этого стихотворения Некрасова характерно то, что расположенность к мщению является чертой характера музы. Этим самым поэт подготавливает в характеристике чудесной "девы" сложный синтез, определение, сформулированное несколько позже, в 1855 году, когда он назвал ее "музой мести и печали".

Два типа поэтов в стихотворении Некрасова

Также Некрасов размышляет о творце, в частности, в произведении "Блажен незлобивый поэт. ". Это творение, созданное в период "мрачного семилетия", посвящено памяти Н. В. Гоголя (на фото ниже), только что умершего. В нем ведется, вопреки цензуре, борьба за торжество в литературе "гоголевского" направления. В этом стихотворении по-новому раскрывается тема поэзии и поэта в лирике Некрасова. Николай Алексеевич резко противопоставляет 2 типа поэтов: "обличитель толпы" и являющийся "незлобивым" художник слова.

Некоторые исследователи творчества интересующего нас автора убеждены в том, что он подразумевал под "незлобивым поэтом" Жуковского, вполне заслуживающего данного эпитета. Под "обличителем толпы", сатириком Некрасов подразумевает Гоголя. Путь в литературе этого писателя был "тернистым". Гоголю не было "пощады" и покоя от противников. "Крики озлобленья" и "хулы" постоянно преследовали его. А самое главное - именно Николай Васильевич, "вооружив сатирой" уста, обличал "карающею лирой" общественные пороки. Необычайно близка была Некрасову проповедь любви "ненавистью" ко злу, "враждебным словом отрицанья". Как и Николай Васильевич (портрет его представлен ниже), Николай Алексеевич "любил ненавидя". Некрасов провозглашал свою заветную мысль о том, что своей отчизны не любит тот, кто живет без гнева и печали.

"Поэт и гражданин"

Основные темы и идеи лирики Некрасова были связаны с одним очень важным для Николая Алексеевича понятием - "гражданин". Поэт, размышляя о художнике-творце, создает стихотворение под названием "Поэт и гражданин". Образу Поэта в нем он придал некоторые собственные свои черты, колебания, сомнения, хотя и стремился, прежде всего, к типизации этого образа. Фигура Гражданина также отличается обобщенностью. Он требует от Поэта откликаться на различные жизненные конфликты, служить активно народу, защите обездоленных. К декабристской поэзии восходят строки Николая Алексеевича о том, что можно не быть Поэтом, но гражданином - обязательно. Вспомним, например, формулу К. Ф. Рылеева (портрет его представлен ниже), который говорил, что он не поэт, а гражданин.

Николай Алексеевич развивает эту мысль. "Разговорность" и драматизм произведения "Поэт и гражданин" (Некрасов) усилила его диалогическая форма. Однако она не спасла от дидактизма и некоторой декларативности, которые проявляются в риторических вопросах, наставлениях, призывах, побуждениях, а также в политической лексике, присущей эпохе Некрасова.

Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова проходит через все его творчество. Николай Алексеевич, откликаясь на споры о том, какую роль в обществе должен играть поэт, которые велись в 1870 годы в журналистике, создает стихотворение "Памяти Шиллера" ("Поэту"). Проблематика и колорит этого произведения отличаются во многом от предшествующих стихотворений о поэзии, как показывает анализ лирики Некрасова. Николай Алексеевич уже не касается темы мук и страдания, не связывает с судьбами крестьянства художника слова. Некрасов, стихи которого часто посвящены страданиям простых людей, ограничивается тем, что создает в этом стихотворении идеальный образ Поэта.

Кто для Некрасова является идеальным образом Поэта?

Для него им является Шиллер (портрет его представлен ниже).

Творчество, мысль, жизнь этого великого немецкого поэта для Некрасова прекрасны главным образом потому, что он видит в них проявление художника-судьи, руководствующегося высшими принципами красоты и нравственности. Автор подчеркивает в подвиге своего героя возвышенное и прекрасное. Он равен в своем верном служении свободе Богу. Поэт вооружен "небесными громами". Он стоит выше банкиров и царей, а "волшебный факел", поднятый им, как "светильник разума", уже нам знакомый, озаряет путь людям, выводит их на свет.

Своему веку и людям нужен Поэт. Он служит им, не пытаясь замкнуться в искусстве, оторванном от жизни. Певец зовет свою музу только тогда, когда ясны в его душе "типы добра и любви". По мнению автора, такой творец может и должен напоминать людям о "высоком призвании", а также, что особенно важно теперь для Некрасова, вносить "гармонию" в их чувства и дела, руководствуясь высоким идеалом красоты.

Стихотворение "Элегия"

Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова раскрывается также в стихотворении "Элегия". Это, возможно, самое драматически выразительное и глубокое стихотворение на эту тему в творчестве интересующего нас автора. Николай Алексеевич, осмысляя пореформенные годы, делает неутешительный вывод о том, что тема "страданий народа" своей злободневности не утратила. Участь крестьян, доля народа остаются по-прежнему невыносимыми и тягостными. Как и раньше, "напевы сельских дев" исполнены скорби и грусти. Своеобразие лирики Некрасова на протяжении всего его творчества заключается в изображении страданий народа. Однако Николай Алексеевич в "Элегии" значительно расширяет картину тягот крестьян. Он говорит, используя множественное число, о бедствиях различных "народов", подразумевая торжество реакции в государствах, соседних с Россией. Здесь люди переживают в это время "ночь безрассветную" (определение, данное в стихотворении "Смолкли честные. ", написанном в том же году).

Поэмы Некрасова сегодня знают и любят многие. Крупнейшая и самая известная из них - "Кому на Руси жить хорошо?". Прочитав даже одно это произведение из всего творчества поэта, можно понять, насколько любил Николай Алексеевич русский народ. Однако не только поэмы Некрасова отражают заботу о нем. Судьбы народа волнуют автора во многих других произведениях. Николай Алексеевич видит высшее предназначение поэта в том, чтобы беззаветно служить ему. В "Элегии" Некрасов будто подводит итог своему творчеству, говоря: "Я лиру посвятил народу своему". С этим нельзя не согласиться.

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова

Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Некрасов на протяжении всего своего творческого пути постоянно обращался к теме поэта и поэзии.
Уже в 40е г. XIX в. касаясь этих мотивов, поэт сопоставляет свою Музу с простой женщиной из народа (стих. «Вчерашний день, часу в шестом…», 1848 г.). Этим самым Н. подчеркивал народность своего творчества и одновременно показывал трудности, с которыми он столкнулся в начале творческого пути, борясь с цензурой. Муза его, словно молодая крестьянка, бичом исполосована, кнутом иссечена, злобными словами охаяна. Через 4 года в стихотворении «Муза» (1852 г.) поэт развивает эти оценки своей Музы. Н. сравнивает свою покровительницу с крестьянкой, поющей «в убогой хижине, перед дымною лучиной, согбенною трудом, убитою кручиной». Но Муза поэта не только уподоблена сельской труженице, но и названа «печальной спутницей печальных бедняков». Дважды произнесенное здесь слово «печали» очень точно определяет одну грань характера некрасовской Музы. Другая же ее грань – расположенность к мщению. В 1855 г. Будет сформулировано определение: «Муза мести и печали».
Н. создает и свое размышление о творце – «Блажен незлобивый поэт» (1852 г.). Созданное в пору «мрачного семилетия», оно посвящено памяти только что умершего Н.В.Гоголя. И, вопреки цензурному террору, ведет борьбу за «гоголевское» направление в литературе. Прославляя поэта – «обличителя толпы», Н. во II части стихотворения наделяет творца чертами пророка, которого «преследуют хулы», но который твердо проходит свой «тернистый путь». И хотя слово «пророк» еще не названо, но миссия пророчества, этика самопожертвования и служения любви и правде здесь четко обозначены.
Размышляя о художнике-творце, Н. создает прославленное стихотворение «Поэт и гражданин» (1856 г.), в котором образу Поэта он придал некоторые собственные черты (известные сомнения, колебания и покаяния). Обобщенностью отличается и фигура Гражданина, требующего от Поэта отклика на жизненные конфликты, активного служения народу, защиты обездоленных. Строчки «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан» восходят к декабристской поэзии. Откликаясь на споры о роли поэта в обществе, которые велись в журналистике 1870х годов, Н. создает стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874 г.). Н. не касается здесь темы страдания и мук. Для Н. жизнь, мысль, творчество великого немецкого поэта прекрасны прежде всего потому, что в них он видит проявление личности художника-судии, который руководствуется высшими принципами нравственности и красоты. В стихотворении звучит призыв к боевому общественному служению:
Вооружись небесными громами!
…Казни корысть, убийство, святотатство.
Сорви венцы с предательских голов…
Но, наверное, самым глубоким и выразительным стихотворением на тему поэта и поэзии становится в те же 70ые годы «Элегия» (1874 г.). Это искренняя душевная исповедь, итог, подводимый в конце пути. Здесь немало колебаний и сомнений. Но эти сомнения преодолеваются, хотя и ценою большого напряжения. Н. не случайно строки этого стихотворения считал «самыми душевными» и любимыми из написанных в последние годы жизни. В них переданы многие сокровенные его думы о современной действительности, положении народа и о себе. Осмысляя характер пореформенных лет, Н. приходит к неутешительному выводу, что старая тема «страданий народа» не утратила своей злободневности:
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!
Но доля народа, участь крестьян по-прежнему остаются тягостными и невыносимыми. Многими своими мотивами это стихотворение Н. связано с пушкинскими традициями.
Размышления о народе и о лире, призванной оплакивать его бедствия и трагический рок, рождает проникновенную строфу о поэте и поэзии. Она является самым важным и глубинным некрасовским самовыражением:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – сердцем я спокоен…
В этом поэт видит роль и назначение поэзии вообще. Это назначение не только в том, чтобы «толпе напоминать, что бедствует народ», чтобы «к народу возбуждать вниманье сильных мира», но и в том, чтобы звать народ к окончательному освобождению от рабства и обретению им подлинного счастья («Народ освобожден, но счастлив ли народ?»). И обращаясь к юношам, поэт зовет их содействовать этому своими активными деяниями. Так Н. выразил свою важнейшую творческую программу.
Подводя окончательно итоги своего пути в четверостишии «Музе» (1876 г.), возвращаясь к мотиву ранних стихов, Н. вновь утверждает родственность своей поэзии простому люду. Пришедшая к гробу Муза – «сестра народа – и моя!» – восклицает поэт.

1563 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Послушайте стихотворение Некрасова Поэту памяти шиллера

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Поэту памяти шиллера