Поэтом рождаются а оратором становятся говорил. Ораторами становятся, поэтами - рождаются

Знаю три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя НЕ слушать. Разница между ними невелика, но существенна: первые исчерпывают терпение, вторые злоупотребляют доверием, третьи совершенствуются, доставляют удовольствие и создают впечатление.

Блестящие ораторы начинают как посредственные, учатся говорить доступно о сложном и достигают высот, когда мастерство и старание незаметно небрежны. Чтение с листа подходит авторам книг, докладчик же умеет говорить сердцем. Зал боготворит вещающего чувством, даже если не слышит умного или полезного.

Много произнести и достаточно сказать не одно и то же. Стреляющий, ещё не стрелок, болтающий - не оратор. Захватывать территории проще, чем брать аудиторию в заложники. Нужен точный прицел и спелые мысли. Нет комплимента лучше, чем восторженный возглас из зала: «Думаю также, но вы сказали раньше!»

Превратите страсть в понимание, говорение в побуждение, мысли – в реальность. Следуйте кочками сомнений, опирайтесь на шест рассудка, перекидывайте мостки суждений и опасайтесь трясин пустозвонства.

1.Кристаллизуйте тему. Не всегда выбираете предмет – иногда навязывают. Но даже куб богат гранями: снежный север, пляжный юг, гниющий запад, тайный восток, недосягаемый верх, простенький низ.

2.Рождайте структуру. Гуляйте парком, бродите переулками, смотрите в стену и думайте над скелетом выступления: 5-7 корневых мыслей, важных пониманию и достойных произнесения.

3.Продумайте заключение. Мишенью стать должна реакция зала: «Что должны почувствовать, решить, сделать слушатели?». Краткий, ёмкий, предметный ответ задаст верное направление.

4.Сочините вступление. Зал наполнят люди с заботами, задачами, заморочками. Настройтесь камертоном фраз, бросайте приманки слуху, добейтесь заинтересованного внимания.

5.Приветствуйте публику. Не начинайте «мне выпала честь», не подлизывайтесь к аудитории, забудьте речевые штампы. Приступайте просто и сердечно, искренне и душевно.

6.Представьтесь. Лучше, если о вас расскажет хозяин мероприятия – это придаст веса и легитимности. Но не тушуйтесь начинать и без поддержки – скажите о себе пару слов без вычурно-хвалебных од.

7.Наладьте отношение. Загодя решите, как топить лёд равнодушия, создать тёплый контакт, завести сердечный разговор: «Как вызвать доверие, установить связи, повысить общность?»

8.Вызовите улыбку. Продумайте «ломку» предубеждений, уместный комплимент, непринуждённое восхищение. Натянутость перерастает в сближение лёгкой шуткой высшей пробы. Не анекдот.

9.Будьте благодарны. Выступление – привилегия, наверняка вы не мудрейший из присутствующих. Цените время микрофона, уважайте собравшихся, говорите по делу.

10.Создайте повод. Не гоните «с места в карьер», пользуйтесь сравнением, переживанием, историей, чтобы связать «сейчас» с темой речи и ожидаемой реакцией.

11.Задайте вопрос. Риторический. Чтобы повисла тишина, завязалось ошеломление, возникло смятение. Возбуждайте размышления, ставьте проблемы, запускайте инерцию самоопределений.

12.Выскажите позицию. Не тяните кота за хвост, объявите на чьей вы стороне. Дальнейшее пусть хлещет сквозь выгоду союзников и гневный ропот противников. Вербуйте, не таясь и не берите в плен.

13.Не отступайте. Убейте в себе раба, а в речи «если». Ваше слово: «Когда». Будьте рациональны, холодны и прямолинейны. Говорите выразительно, без ухищрений, остерегайтесь лживой учтивости.

14.Повторяйте. Припев запоминается лучше слов песни. Рефрен стройте логичным: что именно имеете в виду. Расплывчатость – зыбучие пески прострации. Вещайте многократную ясность.

15.Отделяйте блоки. Предоставьте слушателям привилегию – следить «на какой вы странице». Подсказывайте, намекайте, ведите лабиринтами плана, содействуйте росту понимания.

16.Набрасывайте примеры. Речевые иллюстрации способствуют глубокому пониманию. Хитроумные пассажи и мудрёные уловки забудут через час, истории переживут вас в памяти собравшихся.

17.Путешествуйте временем. Обращайтесь к прошлому, задействуйте настоящее, проектируйте будущее. Взывайте к фантазиям, думайте о чаяньях, торите тропы.

18.Поддайте жару. Костёр речи пылает одухотворёнными фразами, ёмкими посылами, нежданными вбросами. Накаляйте обстановку, высекайте искры, делитесь огнём, озаряйте светом.

19.Остерегайтесь пафоса. Пора пламенных призывов прошла, кульминации должны быть уместны. Используйте приём «кардиограммы», не старомодничайте демагогическими всхлипами.

Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном
звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции,
чтобы поддерживать порядок.
Эмерсон

Цель:

  • развитие интеллектуального потенциала;
  • общеучебных навыков (в частности презентационных);
  • артистических способностей;
  • развитие навыков речевой культуры;
  • ораторского мастерства.

Подготовка к занятию: Слайды со схемами.

Кадры из фильма “Карнавал”

Раздаточный материал:

  • Скороговорки
  • Рекомендации
  • Карточки с заданиями к упражнениям
  • листы А-4 для рефлексии – 3 шт. и цветная бумага для отметки.

Ребята! Каждому человеку необходимо уметь говорить понятно, четко, правильно выражать свои мысли и передавать их окружающим. В жизни бывают такие ситуации, когда необходимо будет красиво подать себя или свою работу. Некоторые из вас пишут исследовательские работы. Выполнение исследования – это только часть работы, всех, кто занимается исследованиями ожидает публичный этап – демонстрация полученных результатов на научной конференции.

В исследовательской деятельности необходимо обладать презентационными умениями и навыками. Презентовать – это красиво подавать себя, свою работу.

Презентационные умения и навыки, это:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения.

Результаты опроса , который мы провели на предыдущем занятии, показали, что наиболее трудно для вас: выступать с докладом не читая, а рассказывая и говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников. Этому мы будем учиться сегодня.

Навыки монологической речи (информирование)

Монологическая речь не предполагает высказываний слушающих, говорит всегда один человек. К монологической речи относятся лекции, доклады, выступления. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а так же умения устанавливать контакт с аудиторией.

Достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор – зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством . Ораторское искусство – это особое мастерство выступающего. Ораторами не рождаются и, значит, этому мастерству можно и нужно учиться.

Практика выступления лучших ораторов мира показывает, что сухое, деловое выступление, когда передается только “голая информация”, как правило, вызывает скуку и даже раздражение, слушается без интереса. Ораторы используют специальные приемы, чтобы разнообразить, украсить свою речь.

К таким приемам относятся использование речевых оборотов (образных выражений): сравнений, метафор, эпитетов. Ораторы используют крылатые слова, пословицы, поговорки. Не малую роль играет словарный запас выступающего. Чем богаче словарь, тем ярче, разнообразнее речь.

Взгляните на экран. Вы видите “Схему ораторского искусства” . Сейчас мы узнаем, как подготовить речь для выступления:

  1. Подбор содержания выступления.
  2. Составление плана выступления, распределение его в логической последовательности. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух.
  3. Литературная обработка содержания речи Лучше запоминается начало выступления и конец, поэтому они должны быть особенно яркими.
  4. Заучивание, запоминание речи. Лучше текст рассказывать, а не читать.
  5. Работа над интонацией, мимикой, жестами.
  1. Не прячьтесь за трибуной.
  2. Не бойтесь передвигаться на сцене.
  3. Стойте прямо, перенесите центр тяжести с пяток на носки.
  4. Наладьте зрительный контакт с отдельными слушателями.
  5. Меняйте тембр голоса, чтобы не быть монотонным. Голосом подчеркивайте новые и важные мысли, контролируйте скорость речи, при быстрой речи аудитория ее не воспримет, при медленной люди будут отвлекаться.
  6. Развлеките публику анекдотом, драматическим началом выступления, поставьте несколько вопросов.
  7. Меняйте положение. Не цепляйтесь за трибуну и не налегайте на нее. Не пренебрегайте жестами.
  8. Произносите слова четко.
  9. Отдайтесь вдохновению. Не скрывайте своего воодушевления. Публика будет внимательней, если увидит, что вы убеждены в своих мыслях и идеях.
  1. Каша во рту, то есть слова звучат невнятно и на одной ноте.
  2. Запинания: речь сбивчива, бессвязна; в ней много вводных слов, заиканий.
  3. Выступление плохо спланировано, не акцентируется внимание на главной мысли.
  4. Безразличие к аудитории.
  5. Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна.
  6. Оратор не позаботился о том, чтобы тщательно отрепетировать свою речь.
  7. Недостаточное знание предмета.

Зная, чего не следует делать оратору, мы вместе с вами разработаем рекомендации выступающему. Учитывая первый недостаток, какую рекомендацию можно дать?

Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, насыщенности информацией. Высокий уровень культуры речи предполагает совершенствование техники речи.

К составляющим техники речи относятся:

  1. Дикция – это четкость и ясность произношения, слов, и отдельных звуков и фраз.
  2. Звукопроизношение – умение четко и правильно произносить отдельные звук.
  3. Сила голоса – это не только громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание.
  4. Темп речи – число слов, произносимых в минуту. Оптимальный темп – 120 слов минуту.
  5. Тембр голоса – это звуковая окраска голоса, которая создает оттенки голоса.
  6. Интонация – выделение голосом отдельных отрезков речи, слов, фраз, предложений.

Без интонации все богатства языка были бы мертвы.

Вы, наверное, слышали, что родиной ораторского искусства считают Древнюю Грецию Здесь по законам страны каждый должен был защищать себя в суде сам, а для этого нужно было уметь говорить.

Гермоген, Квантилиан, Перикл, Демосфен, Цицерон – вот имена великих ораторов, чьи пламенные речи изучаются до сих пор в риторике?

– Кто знает, что это за слово?

Огромным трудом и работой над, собой прославился Демосфен. Он был неотразимым оратором. Известно, что с рождения он имел слабый голос, речь его была шепелявой, с большго дефектами. Попытки публично выступать кончались негодованием и свистом толпы: никто не хотел слушать такого оратора. Но Демосфен был упорен. Несколько лет тренировался в произнесении речей, ходил на берег моря и старался перекричать шум бури. Каждый день он набирал в рот мелкие камушки и, держа их во рту, часами произносил речь, стараясь выговаривать отчетливо каждое слово... И Демосфен стал тем, кем он хотел стать: слушать его речи съезжались со всей Греции.

Сейчас вашему вниманию предлагается отрывок их фильма “Карнавал”, в котором мы увидим, как тренирует технику речи, по методике Демосфена, героиня фильма.

(Просмотр кадров из фильма “Карнавал”)

Практические задания

А сейчас мы переходим к практической части нашего занятия. Для начала необходимо подготовить (“разогреть”) речевой аппарат: руки, губы, язык.

(Вытягиваем вверх, вниз, вправо, влево).

Следующее упражнение: произносим слова громко, тихо, шепотом, быстро, очень быстро

“По горе идет отряд, барабанщик очень рад
Барабанит, барабанит полтора часа подряд”.

Мы подготовили свой речевой аппарат к работе.

Всем известно, что хорошо тренируют речь скороговорки (улучшают артикуляцию, дикцию).

Игра “Вступительный экзамен в театральный институт”.

У вас есть листочки с текстами. Эти тексты необходимо четко и правильно произнести перед “приемной комиссией”. (У каждого своя скороговорка.)

“Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем, после душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши и не пачкай тушью уши”.

Дома следует тренировать произношение, для этого необходимо проговаривать трудные слова или словосочетания. Сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом, а затем мысленно, в уме так же отчетливо.

Если эти упражнения вы будете записывать на магнитофон, то получите возможность наблюдать за тем, как меняется ваш голос и дикция день ото дня.

В этом упражнении нужно произнести текст выразительно.

Чтение с листа: деление текста на смысловые куски, которым должна соответствовать определенная интонация.

Пусъки бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонилисъ. И Калуша волит. Оее, оее! Бутявка-то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!!

Упражнение “Выделение интонацией”

Произносим фразу “Я тебе говорила, что билеты в наш театр стоят 30 рублей”, выделяя интонацией по очереди каждое слово.

(Для этого упражнения нужны девять человек).

Мы видим как меняется смысл фраз.

Упражнение “Оратор”

Произносите речь дома перед семьей, друзьями. Снова и снова повторяйте ее. Чем больше практики, тем лучше получится выступление!

Сейчас вам нужно будет произнести небольшое выступление.

Цель вашего выступления : сообщить нам тему своей работы, почему вы ее выбрали. Нужно рассказать об этом так, чтобы мы тоже захотели писать работу на эту тему. Постарайтесь учесть все рекомендации по ораторскому мастерству. А мы своими аплодисментами выберем самого красноречивого оратора.

На сегодняшнем занятии мы учились ораторскому мастерству. Надеюсь, то, чему научились на этом занятии, пригодится вам в дальнейшем для ежедневных тренировок, развития ваше ораторского мастерства.

В заключение я предлагаю свое мнение о занятии оставить на листочке.

(Для рефлексии листы с фразами):

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне было интересно.
  3. У меня остались вопросы, не все понятно.

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум, 2001.
  2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Издательство “Дело”, 2002.
  3. Колтунова М.В. Нормы. Риторика. Этикет. Москва “НПО "Экономика"”, 2000.

Поэтами рождаются, ораторами становятся
см. Ораторами становятся, поэтами - рождаются.

  • - Ср. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв,- Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А.С. Пушкин. Чернь...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Поэты родятся, ораторами дѣлаются. Ср. Не для житейскаго волненья, Не для корысти, не для битвъ, - Мы рождены для вдохновенья, Для звуковъ сладкихъ и молитвъ. А. С. Пушкинъ. Чернь...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - см. Ораторами становятся, поэтами - рождаются...
  • - Из книги «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, которая писала в ней о проблеме женской эмансипации...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Название романа советского писателя Константина Михайловича Симонова. Этот роман является второй частью трилогии К. М. Симонова «Живые и мертвые»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Без сборничка под образа не становятся...
  • - см. Ощетинился волос...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пожары обходят иконами или становятся по углам с иконами...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Неценз. Жарг. арест. Реплика на понукание начальства быстро-быстро! Мокиенко, Никитина 2003, 178...
  • - Разг. О состоянии сильного страха, ужаса. ДП, 316; ФСРЯ, 77; БМС 1998, 94; Ф 1, 74; ШЗФ 2001, 42; БТС, 147, 873; ЗС 1996, 73; СОГ 1989, 77; ПОС, 4, 120...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 30 боявшийся волосы дыбом встают волосы дыбом поднимаются волосы шевелятся на голове душа уходит в пятки кровь в жилах леденеет кровь в жилах стынет ...

    Словарь синонимов

"Поэтами рождаются, ораторами становятся" в книгах

Часть первая Конструкторами не рождаются. Конструкторами становятся. Но не все…

Из книги Великий Яковлев. «Цель жизни» гениального авиаконструктора автора Остапенко Юрий А.

Часть первая Конструкторами не рождаются. Конструкторами становятся. Но не все… Первый из советского поколения Что же привлекло внимание Сталина в молодом симпатичном конструкторе, который с таким увлечением демонстрировал свои планеры-аэропланы на Тушинском

Глава 1. Сатанистами рождаются, а не становятся

Из книги Тайная жизнь сатаниста. Авторизованная биография Антона Шандора ЛаВея автора Бартон Бланш

Глава 1. Сатанистами рождаются, а не становятся Если у богов есть драматическое чутье, они проявили его в темную, ненастную ночь 11 апреля 1930 года - ночь, когда родился Антон Шандор ЛаВей. Пророчески вступивший в мир под знаком Овна (чей символ - рогатый баран), Антон ЛаВей

Из книги 8 законов Крайслер: Законы бизнеса, которые сделали Chrysler одной из самых успешных в мире автомобильных корпораций автора Лутц Роберт А.

Лидерами рождаются или становятся? Конечно, справедливо и то и другое, как и в тех случаях, когда речь идет о музыкантах, писателях, спортсменах или художниках. Есть люди, которые обладают задатками лидера, чуть ли не генетически обусловленными: этой причудливой смесью

Человеком не рождаются, им становятся

Из книги Друг на все времена автора Келер Владимир Романович

Человеком не рождаются, им становятся Два мира есть у человека: Один, которым нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. И. Заболоцкий Долг перед собоюВ одной семье хранится фотография: лобастый симпатичный мальчик с густой шевелюрой. На обороте –

Так все-таки великими лидерами рождаются или становятся?

Из книги Легко не будет [Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов] автора Хоровиц Бен

Так все-таки великими лидерами рождаются или становятся? Рассмотрим каждую из отличительных особенностей лидера. Способность внятно сформулировать видение будущего. Не подлежит сомнению, что одни люди – гораздо более одаренные ораторы, чем другие. Однако правда и то,

Женщиной не рождаются, ею становятся

автора Серов Вадим Васильевич

Женщиной не рождаются, ею становятся Из книги «Второй пол» («Le deuxieme sexe», 1949) французской писательницы Симоны де Бовуар (1908-1986), которая писала в ней о проблеме женской эмансипации. Возможно, что она просто перефразировала известное изречение, которое приписывается

Ораторами становятся, поэтами - рождаются

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ораторами становятся, поэтами - рождаются С латинского: Oratores fiunt, poetae nascuntur [ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур].Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106 - 43 до н. э.) из его «Речи в защиту Архия», которую он произнес в 61 до н.

Поэтами рождаются, ораторами становятся

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поэтами рождаются, ораторами становятся см. Ораторами становятся, поэтами -

Блестящими спикерами не рождаются – ими становятся

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Блестящими спикерами не рождаются – ими становятся Наверное, самая хорошая новость об умении выступать перед аудиторией состоит в том, что этому можно научиться. Большинство людей, которые сегодня выделяются своими ораторскими способностями, когда-то и двух слов

Личностью не рождаются, а становятся

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Личностью не рождаются, а становятся Человеческие существа имеют большую способность к размножению и выживаемость. Многие виды животных и растений не смогли выжить в изменяющихся условиях жизни на Земле или смогли выжить только в определенных местах, где существуют

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Из книги Учимся говорить публично автора Шахиджанян Владимир Владимирович

Поэтами рождаются, ораторами делаются Мне грустно. Но бывает хорошая грусть. Она знакома многим педагогам. Выпускной вечер в школе, прощальный бал в институте. И у тех, кто прощается со своими учениками, всегда навертываются на глаза слезы. Очищающие слезы. Звучит

Переговорщиками рождаются или становятся?

автора Дуэк Кэрол

Переговорщиками рождаются или становятся? Умение вести переговоры - одно из ключевых качеств, которыми должен обладать каждый занимающийся бизнесом, чтобы преуспевать. Очень трудно представить себе, как может процветать компания, если люди, стоящие у ее руля, не владеют

Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся?

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся? Каждый год на попытки научить лидеров и менеджеров руководить своими служащими и налаживать с ними эффективную обратную связь тратятся миллионы долларов и тысячи часов рабочего времени. Тем не менее

Лидерами рождаются или становятся?

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Лидерами рождаются или становятся? В интервью, взятых Уорреном Беннисом у величайших лидеров нашего времени, «все они единогласно утверждали: лидерами становятся, а не рождаются, причем по большей части благодаря собственным усилиям, нежели каким-то внешним силам»294. Сам

Лидерами рождаются или становятся?

Из книги Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] автора Вербняк Павел

Лидерами рождаются или становятся? Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть

СОЧИНЕНИЕ.

Поэтами рождаются. Ораторами становятся.

Мне хочется написать о поэте 20 века Эдуарде Осадове. О человеке, который писать стихи начал с восьми лет, пережил тяжелейшие испытания в жизни, не сломался при этом, а стал действительно оратором и Человеком с большой буквы в жизни и поэзии. «Я чувствовал на себе всегда большую ответственность за то, что скажу, напишу и сделаю. Вы знаете, я очень горжусь тем, что у меня нет ни одной строки, в которой бы я солгал. Ни одной. За каждую свою строку - удачная она, не удачная, все равно - за каждую из них я несу полную ответственность и сегодня. Поэтому я никогда не был перевертышем». Когда читаешь его сборники стихов, а я прочел их больше половины изданных, а некоторые не один раз, то веришь в правду и искренность этого человека и приклоняешься перед ней.

Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении. По национальности он армянин. Родители были у него учителями. После смерти отца в 1929 году он с матерью переехал в Свердловск. Здесь жил второй дедушка, тоже армянин, врач по профессии, Иван Калустович Курдов. На Урале прошло все детство Эдуарда Асадова. Здесь он пошел в первый класс, здесь в восьмилетнем возрасте написал свое первое стихотворение, здесь вступил в пионеры, здесь был принят в комсомол.

Когда ему исполнилось пятнадцать лет, семья переехала в Москву. После спокойного и деловитого Свердловска Москва показалась шумной, яркой и торопливой. С головой ушел в стихи, споры, кружки. Эдуард колебался, куда подавать заявление: в литературный или театральный институт. Но события изменили все планы. Выпускной бал в школе был 14 июня 1941 года, а через неделю - война! В районном комитете комсомола подаёт заявление добровольцем на фронт, в райком пришёл вечером, а утром уже был в воинском эшелоне. Всю войну провоевал в подразделениях «катюш». Сначала воевал под Ленинградом, был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей на Северо-Кавказском и 4-ом Украинском фронтах. Воевал, мечтал о победе, а в перерывах между боями писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом – госпиталь. Стихи между операциями... И слепота навсегда.

В 1946 году поступил в Литературный Институт имени Горького. Первыми литературными учителями были: Чуковский, Сурков, Светлов, Антокольский. Институт окончил в 1951 году. В этом году у Асадова вышла первая книга стихов «Светлые дороги» и он был принят в члены партии и в члены Союза Писателей.

Эдуард Асадов - любимый поэт миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкого мужества и исключительной силы воли. Вся его жизнь - это борьба, борьба со всяческим злом на земле. В годы Великой Отечественной войны - борьба с фашизмом. Война не на жизнь, а на смерть. В послевоенные годы - беспощадная борьба с подлостью, ложью, лицемерием, трусостью. Борьба за любовь, чистоту человеческих отношений, борьба за радость, за счастье человека на земле... А его оружие - поэзия. Асадов писал обо всем о войне, о городах, о человеческих отношениях. В его поэзии есть поэмы, баллады, песни, лирические монологи, сказки-шутки и просто шутки.

Маленькому мне мама просто так прочитала несколько его шуток или сказок-шуток - такие, как «Аптека счастья» или «Рыбье счастье» и совсем уж грустный стих о рыжей дворняге. Когда я подрос я часто перечитывал эти стихи, но потом захотелось большего. Я стал читать стихи о нашем городе, о войне, о дружбе, о том, чего терять нельзя, о подлости и трусости.

Хочу привести несколько четверостиший, которые мне очень нравятся, но это просто крупица от тех стихов, которые хочется прочитать не один раз!

Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то

Саперными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.

Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вести пропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!

Да, мужеству забвенья не бывает.
Вот почему погибшего в бою
Старшины на поверке выкликают
Как воина, стоящего в строю!

О нашем городе: - Здравствуй, по вешнему строг и молод,

Крылья раскинувший над Невой,

Город-красавец, город герой,

Неповторимый город!

Ну а мы, будто в вихре хмельного шквала,
Все стремимся и жить и любить быстрей.
Даже музыка нервной какой-то стала,
Что-то слишком визгливое слышится в ней!

Жизнь скучна, обнаженная до корней,
Как сверх меры открытая всем красавица.
Ведь душа лишь тогда горячо влюбляется,
Если тайна какая-то будет в ней.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

........
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

_____
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Знаешь, все не так уж в мире сложно,

Как иные думают,скользя.

Как в любви есть и «нельзя» и «можно»,

Так и в дружбе есть и «можно» и «нельзя».

Дружба - не апрельская вода.

Здесь зима с теплом не совмещаются,

И потери тут не возмещаются,

«Да» и «нет»- здесь только навсегда!

Одна из основных черт поэзии Эдуарда Асадова - обостренное чувство справедливости.

Писать можно еще много, но я думаю, что если читать стихи Эдуарда Асадова массам, то его поэзия глубоко тронет сердца людей. Те люди, кто знаком с его поэзией никогда не останутся равнодушными ни к людям, ни к поэзии вообще, ни к русской культуре и жизни, ни к русскому языку. Известно, что с начала 1960-х годов поэзия Эдуарда Асадова приобрела широкое звучание. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов.

Э. А. Асадов награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя орденами "Знак Почета", орденом Почета, медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Севастополя", "За победу над Германией", орденом Красной Звезды, присвоено звание Героя Советского Союза.

21 апреля 2005 года на 82-м году жизни поэт скоропостижно скончался. Похоронен поэт на Кунцевском кладбище в Москве, но сердце его, согласно завещанию, захоронено на Сапун-горе в Севастополе , так как здесь 4 мая 1944 года в боях за освобождение города Эдуард Асадов был тяжело ранен и потерял драгоценное зрение. Именно там, в свист артиллерийских снарядов и рокот взрывов между скал, поэт последний раз увидит своими глазами тот мир, про который он будет писать бессмертные стихи и в котором будет жить.

>>Українська мова: Зв’язне мовлення. Основні поняття про мовлення і спілкування. Види мовленнєвої діяльності. Різновиди читання і аудіювання


Виступ під час дискусії

295. Пригадайте, що означають слова дискусія, диспут, полеміка. В разі потреби скористайтеся тлумачним словником. Чи доводилося вам брати участь у дискусії? Що вам здалося найскладнішим?

296. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Складіть план (складний) прочитаного.

Усні виступи звичні в нашому житті. Кожному потрібно вміти виступити і на зборах, і з лекцією чи доповіддю, взяти участь у диспуті тощо.
Виступ під час дискусії - це роздум проблемного характеру. Автор такого роздуму намагається знайти вирішення певної проблеми чи складного питання. Оскільки багато проблем, які постають у нашому житті, не передбачають однозначного вирішення, то роздуми часто мають дискусійний характер.
Щоб виступ під час дискусії був цікавим, виступаючий повинен сам бути зацікавленим у предметі свого виступу. Коли кажуть: людина спроможна добре виступити перед аудиторією, вміє самостійно роздумувати, сперечатися, відстоювати свої думки, судження та ін., це означає: вона не просто володіє необхідними знаннями, а й уміє їх використовувати практично.
Отже, виступ дискусійного характеру здебільшого будується таким чином: у виступі мають бути вступна частина (вказівка на те, що говоритиме виступаючий і чому), основна частина (виклад власних поглядів на певну проблему чи питання, докази), висновки (пропозиції). У такому виступі часто використовується ілюстративний матеріал для доведення основної думки (тези) висловлювання. Ним може бути так званий місцевий матеріал (приклади з життя свого класу, школи тощо). Такий матеріал, безумовно, ожив¬ляє виступи, привертає увагу слухачів, викликає до нього інтерес. Крім того, під час такого виступу слід чітко уявляти, з якою метою виступаючий буде говорити, якої реакції слухачів він домагається.
Виступ дискусійного характеру намагайтеся будувати з доброзичливістю. Навіть виступ проти якоїсь ідеї, думки потрібно будувати як підтримку позитивного, що є в запереченнях того, хто з вами сперечається.

297. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Користуючись матеріалом тексту, скажіть, яких вимог слід додержуватись під час дискусії. Запишіть їх у формі пам"ятки. З"ясуйте значення слова опонент за тлумачним словником.

ВМІННЯ ПЕРЕКОНУВАТИ
Під час дискусії необхідно уміти швидко визначити головні проблеми й зосередити зусилля на їх розв"язанні.
Досвід показує, що в дискусії слід керуватися правилом: «Поступись опонентові усім, чим можна поступитися, і не стверджуй нічого такого, чого не можеш довести».
Якщо ви хочете переконати слухачів у правильності того, що говорите, то не досить буде сказати «це так і ось так». Не думайте, що люди повірять вам лише тому, що ви їм про це говорите. Щоб їх переконати, треба неодмінно викласти докази у формі фактів або свідчень.
Одним із видів доказу є посилання на авторитет. Адже більшість знань нам опосередковано передали люди, які були або є фахівцями у тій чи іншій галузі.
Щоб доказ був переконливим, необхідно назвати ім"я та прізвище авторитетної людини, на яку посилаєтесь. Замало сказати: «Багато визначних учених вважають, що...»
Щоб вплинути на аудиторію, промовець повинен бути впевнений у своїх силах, уміти завоювати повагу слухачів своїм виступом. Його мова має свідчити про те, що він досконало знає предмет і добре підготувався до виступу. Початок виступу має вирішальне значення для створення у слухачів приємного враження. Жести і міміка повинні бути невимушеними, а темп мовлення ні монотонним, ні надто швидким.
Запальна дискусія закінчилася. Ваші аргументи перемогли, більшість учасників дискусії з вами погодились. Аргументи іншої сторони були відкинуті. Поставте себе на місце опонента. Подбайте про те, щоб ваш супротивник після дискусії не залишався самотнім, щоб він не відчував озлобленості і гіркоти поразки.
Запам"ятайте, що там, де один тріумфує, у другого виникає неприємне відчуття програної справи. Натомість там, де ніхто не поводиться як переможець, ніхто не відчуває себе переможеним. (За І. Томаном.)

298. Уявіть ситуацію: якось в одному класі виникла дискусія на тему «Чи кожна людина може стати гарним оратором?» Думки учнів розділилися: одні говорили, що тільки природні дані можуть зробити людину оратором. Інші стверджували, що властивості гарного оратора набуваються, розвиваються, виховуються. Якої думки дотримуєтеся ви? Підготуйте виступ дискусійного характеру, скориставшись матеріалом поданого нижче тексту. Пам"ятайте про композицію виступу під час дискусії (чужа думка, що привернула увагу; погоджується чи не погоджується виступаючий з цією думкою; ствердження своєї думки (тези); докази (аргументи); висновок).

Пам"ятка
Як володіти голосом під час виступу
1. Пристосовуйте свій голос до обстановки, де відбувається спілкування (не говоріть голосно в громадських місцях).
2. Хто говоріть занадто тихо, справляє враження людини, яка не вірить у свої сили.
3. Не говоріть занадто голосно - це справляє враження агресивної людини.
4. Постійно тренуйте свій голос; найзручніший спосіб для цього - читання вголос, під час якого постійно контролюється правильність вимови.
5. Голос підвищують тоді, коли ставлять запитання, висловлюють радість, здивування. Якщо вам потрібно когось переконати, відповісти на запитання, то голос понижують.
6. Будьте тактовні: спочатку зважте, чи нікого не образить те, що ви хочете сказати, а тоді вже говоріть.

ПОЕТАМИ НАРОДЖУЮТЬСЯ,
ОРАТОРАМИ СТАЮТЬ

Багато тисячоліть тому знаменитий оратор Стародавнього Риму, видатний теоретик ораторського мистецтва Марк Туллій Цицерон виголосив фразу, яка стала крилатою і дійшла до наших днів: «Поетами народжуються, ораторами стають». Великий римлянин був впевнений, що з поетичним талантом людина народжується, а оратором можна стати, якщо прикласти для цього певних зусиль.
Цікаве і висловлювання А. Коні (юриста і громадського діяча, видатного судового оратора) про те, що потрібно розрізняти красномовність та вміння говорити публічно. Якщо красномовність - це дар, яким наділена людина від природи, то вміння виступати набувається в результаті повсякденної практики, систематичних тренувань і вправ.
Дійсно, гарним оратором може стати лише той, хто хоче ним стати, хто прагне цього хто багато працює над собою. Звичайно, при¬родні дані допомагають людині досягти кращих результатів, але самі по собі вони не є запорукою успіху.
Давайте звернемося до історії ораторського мистецтва.
Кому не відоме ім"я знаменитого давньогрецького оратора Демосфена? Проте, мабуть, не всі знають, що його виступи спочатку не мали успіху. Коли Демосфен виголошував першу промову, то народ сміявся з нього і, висловлюючи своє невдоволення, так кричав, що оратор не міг закінчити її. Тільки ціною величезних зусиль, постійної і наполегливої праці Демосфен домігся визнання сучасників.
Давньогрецький історик Плутарх в книзі «Порівняльний життєопис» розповідає про те, як Демосфен зумів побороти свої слабості, позбувся недоліків, які йому заважали. Щоб зміцнити свій слабкий голос, навчитися жестикулювати, позувати перед слухачами, володіти мімікою, він влаштував собі в підземеллі кімнату для занять і працював там щодня.
Демосфен навчався ораторському мистецтву в інших відомих ораторів, його сучасників. Він уважно слухав їхні виступи, стежив за ходом роздумів, відзначав для себе позитивні і негативні сторони. Він запам"ятовував вдалі слова і вирази, а потім використовував їх у своїх виступах, придумував різні варіанти висловлення однієї і тієї ж думки, вносив до них поправки, шліфував, відточував, вибирав серед них кращий і найбільш точний варіант.
Вся майстерність Демосфена-оратора, вся його сила були здобуті постійною, наполегливою, цілеспрямованою працею.
Надзвичайно освіченим, різнобічним і невтомним оратором, за словами Плутарха, був Цицерон. Ще будучи підлітком, він з пристрастю вбирав всяку науку, не нехтуючи ніякими знаннями. Завдяки працьовитості і природним здібностям, Цицерон став відомим серед своїх ровесників, а їхні батьки навіть приходили на заняття, щоб власними очима побачити Цицерона і переконатися в його блискучих успіхах.
Закінчивши шкільні заняття, Цицерон продовжував навчатися з величезною старанністю: знайомився з філософськими вченнями різних шкіл, вивчав грецьку мову, штудіював різні науки. Він відточував свою красномовність, як зброю. Наполегливо працював сам, відвідував знаменитих ораторів. Коли Цицерон став виступати захисником в суді, то його промови зразу ж привернули увагу сучасників.
Як бачите, видатні оратори багато працювали над собою, приділяли велику увагу повсякденній підготовці до публічних виступів.
І хай їхня ораторська діяльність буде прикладом для тих, хто захоче навчитися виступати в аудиторії, хто захоче стати справж¬нім оратором. (За Л. Введенською.)

299. Підготуйте робочі матеріали до виступу на класних зборах на тему дискусійного характеру «Чи всяка справа може бути цікавою і творчою».