Поэтами становятся или рождаются эссе. Ораторами рождаются или становятся

Скачать полностью (11.70 Кб)

Работа содержит 1 файл

Скачать Открыть

Поэтами рождаются, ораторами становятся.docx

- 14.10 Кб

Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой - это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление - это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями.

Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора - хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля. А кому-то приходится достигать этого самому, постоянно набивая шишки. Поэтому в риторической науке даже есть понятия естественного (врожденного) и искусственного (приобретенного) ораторского мастерства.

Ораторское мастерство и красноречие - это настоящее искусство. Давайте проведем параллель с другими видами искусств. Некоторые с рождения имеют предрасположенность к рисованию. Однако просто взять и сразу нарисовать шедевр не получится ни у кого. Учеба, подготовка, опыт, время, пробы - и только потом можно говорить о создании настоящего произведения искусства. То же самое и с ораторством. Даже если вы обладаете природными данными, интуитивным пониманием правил построения речи, настоящее блестящее выступление возможно только со временем, в результате кропотливой подготовки.

Великим оратором может стать каждый. Рецепт прост. 5% таланта и 95% работы - вот слагаемые успеха в этом деле. Иногда мне говорят: нет, я, конечно, хочу стать блестящим оратором, но учиться мастерству публичных выступлений не буду, у меня к этому вообще нет данных. Тогда я вспоминаю самых известных ораторов.

Давайте вспомним и мы. Огромный шаг от косноязычия к красноречию сделал великий древнегреческий оратор Демосфен, с детства страдающий тихим и слабым голосом, легко переходившим в фальцет, а также картавостью, шепелявостью, нечеткой дикцией, нервным тиком и имеющий не меньшее количество других комплексов. Болезненная одышка заставляла его замолкать на полуслове. Во время выступления он сильно волновался, при этом одно его плечо начинало подергиваться, что служило предметом постоянных насмешек окружающих. Чтобы избавиться от этого недостатка, во время репетиций Демосфен вешал над плечом остро заточенный меч и таким образом справился со своим недугом (я вас к этому отнюдь не призываю). Чтобы сделать свой голос громким, он тренировался на берегу бушующего моря и в результате смог научиться говорить громче любой самой шумной толпы. Демосфен постоянно перекатывал во рту камешки и проговаривал свои речи, чтобы избавиться от картавости. Когда он произносил свою первую речь, его с позором освистали. Но, несмотря на всю эту, мягко говоря, неперспективную картину, у Демосфена было главное - огромное желание овладеть искусством публичных выступлений. И он смог стать великим оратором - со всей Эллады люди съезжались, чтобы послушать и посмотреть, как выступает Демосфен.

«Поэтами рождаются, ораторами становятся»,- сказал Марк Туллий Цицерон и был прав. Все в ваших руках!

Да вспомните хотя бы пример из недавней истории. Дедушка Ленин картавил, имел большие проблемы с артикуляцией, но это не помешало ему стать великим оратором, способным произносить пламенные речи, вести за собой толпы восторженных людей и войти во всемирную историю как великий вождь народа.

Или взять Маргарет Тэтчер. От рождения она имела, скажем так, не очень приятный для уха, визгливый голос. Перед большой аудиторией «железная леди» терялась, пугалась сотен глаз, забывала слова, не знала, куда смотреть. На самом деле «железной» Маргарет Тэтчер стала потом. Она прекрасно понимала, что без ораторского искусства она не сможет добиться успеха в большой политике. И она начала работать над собой - занятия по постановке голоса, курсы ораторского мастерства, долгие месяцы подготовки, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства и профессионального имиджмейкера. Что получилось в результате, мы все хорошо знаем.

Каждый из вас может стать великим оратором. Главное - желание. И если желание у вас есть, значит, первый шаг на пути постижения искусства красноречия вами уже сделан. И помните, что 95% успеха зависят от вашей регулярной работы над навыками ораторского мастерства. Все в ваших руках.


Описание работы

Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой - это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление - это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями. Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора - хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля.

Ораторами рождаются или становятся? Сколько дискуссий на эту тему было за всю историю ораторского искусства, а люди все равно продолжают спорить. Одни видят в этом божий дар и верят в то, что если господь обошел их стороной, то на публичных выступлениях можно поставить жирный крест. Другие придерживаются мнения о том, что навыки ораторского мастерства, как любые другие навыки, можно и нужно развивать.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ХОРОШИМ ОРАТОРОМ

На мой взгляд, хорошим оратором может стать только тот, кто действительно хочет стать оратором, кто стремится к этому и прилагает все усилия, работая над собой.

Яркий пример тому знаменитый оратор древнего мира Демосфен. С юных лет этот косноязычный мальчик со слабым голосом и привычкой подергивать плечом мечтал о славе оратора. Зная о требовательности афинян к ораторскому искусству, Демосфен настойчиво работал над собой.

Набирая в рот камушки, он учился четко и ясно произносить слова. Силу голоса юноша отрабатывал на берегу моря, где плеск волн заменял ему шум толпы. Он взбирался на горы, громко читая стихи разных поэтов.

Мало кто знает, что Демосфен специально обрил себе половину головы, чтобы неделями не выходить из своей комнаты. Он усиленно занимался над своей речью, мимикой. Чтобы избавиться от привычки подергивать плечом, юноша специально подвешивал к потолку меч. И всякий раз, когда Демосфен поднимал плечо, меч его колол.

Да, первые попытки говорить публично не имели успеха, но настойчивостью и упорством Демосфен победил все недостатки.

Конечно же, врожденные способности значительно облегчают ораторский путь становления. И этого нельзя отрицать. Но если ты их не развиваешь и не совершенствуешь, то на одних природных данных славу хорошего оратора получить сложно.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И РАЗВИТИЕ

Овладение ораторским искусством можно сравнить с умением ходить. Вспомните, как малыш делает свои самые первые шаги. Сразу ли у него получается идти твердо и уверенно? Конечно, нет. Малыш падает, поднимается и снова падает… Набивает шишки, ссадины, плачет… Ему страшно, не все сразу получается, но по-другому нельзя. Не изобрела природа другого пути обучения хождению.

Так уж случилось, что мне в своей жизни пришлось учиться ходить заново в 12 лет и в 33 года после серьезных переломов левой ноги. Помню, как после длительного передвижения на костылях не получалось сделать первые шаги самостоятельно. С болью и слезами передвигалась по стеночке сначала на малые расстояния, потом от предмета к предмету. Желание научиться ходить было так велико, что я делала все для того, чтобы оно поскорее осуществилось.

Так же и в овладении ораторским искусством. Невозможно, не прилагая усилий, стать хорошим оратором. Даже, если ты имеешь природные способности. Развитие ораторского навыка – это путь проб и ошибок, преодоление барьеров и сопротивления.

  • В одном из интервью известный бизнес-тренер и мотивационный спикер Радислав Гандапас очень верно отметил: «Все ораторы – ораторы от бога. И все ораторы – ораторы, которые сами приложили к этому руку. Только наша практика, наше обучение делают нас ораторами. Не бывает ораторов от рождения – это отмазка для людей, которые не хотят заниматься».

Мы часто наблюдаем за выступлением известных спортсменов и любуемся грациозностью легкоатлетов, пластикой гимнастов… Нам кажется, что все они делают с легкостью. Мы даже не задумываемся над тем, что их искусство управления своим телом – это результат долгих, изнурительных тренировок.

Мы смотрим выступления любимых певцов и воспринимаем их так, словно они родились на сцене.

Мы наблюдаем за выступлениями мощных ораторов и даже не подозреваем, сколько трудностей было на их пути.

Все люди проходят путь от падений, синяков и ушибов до умения ходить. Но не многие из нас становятся чемпионами.

Большинство из нас любит петь, но лишь избранные становятся великими артистами.

Все человечество разговаривает, но тех, кто говорит увлекательно, не так и много.

Что их выделяет из всех? Огромное желание и неустанная работа над собой.

Молодой Гай Юлий Цезарь, решив в совершенстве овладеть мастерством публичных выступлений, специально отправился на обучение к знаменитому преподавателю Апполлонию. Но в пути по Средиземному морю был захвачен пиратами в плен. Юноша стал невольным заложником.

На минуточку представьте себя на его месте. Что в этой ситуации стали бы делать вы?

Цезарь же совершенствовал свои ораторские навыки. А его аудиторией были пираты. Да, он произносил свои речи перед разбойниками. Его эмоциональность и зажигательность так понравились пиратам, что они с царскими почестями провожали Цезаря после получения выкупа.

Чтобы стать хорошим оратором, совсем не обязательно, как Цезарь попадать в плен. Надо просто очень сильно этого желать и использовать любую возможность для выступления.

И пусть сбивается дыхание, дрожат колени, краснеют щеки – действуйте! Это единственный путь к тому, чтобы стать хорошим оратором. Ораторами становятся!

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором. Мнения обычно расходятся - одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновен­ного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.

Квинтилиан

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Еще много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусст­ва Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней: «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются). Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить для этого определенные усилия.

Интересно и высказывание А. Ф. Кони:

Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и ув­лекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом вос­питательных влияний среды, примеров, чтения и собственных пе­реживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, ис­полнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, т. е. быть оратором. Это уменье до­стигается выполнением ряда требований, лишь при наличности ко­торых можно его достигнуть.

По мнению А. Ф. Кони, следует различать красноречие и умение говорить публично. Если красноречие - это дар, данный человеку от природы, то умение выступать приобретается в результате повсед­невной практики, систематических тренировок и упражнений.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Обратимся к истории ораторского искусства.

Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена? Но, может быть, не все знают, что его выступления вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над ним и, выражая свое недовольство, так кричал, что ора­тор не мог довести речь до конца.

Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного груда Демосфен добился признания совре­менников.

Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабо­сти, освободился от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укре­пить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уеди­нялся на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы.


У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться говорить несколь­ко стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания. По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой раз­говор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в крас­норечии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземе­лье и повторял весь разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительные доводы, доказательства. Демос­фен учился ораторскому искусству у других прославленных орато­ров, его современников. Он внимательно слушал их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недо­статки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные дру­гими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.

Все мастерство Демосфена-оратора, вся его сила были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом.

Необыкновенно образованным, разносторонним и неутомимо совершенствовавшимся оратором, по словам Плутарха, был Цицерон. Будучи подростком, он со страстью впитывал всякую науку, не пре­небрегал никаким видом знания. Благодаря трудолюбию и природ­ным способностям, Цицерон приобрел известность среди своих свер­стников, на улице они уступали ему самое почетное место, а их отцы даже приходили на занятия, чтобы собственными глазами увидеть Цицерона и убедиться в его блестящих успехах.

Выдающиеся ораторы, как мы знаем, интенсивно работали над каж­дой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении эко­номического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал его в трех местах. Президент быстро исправил формулировки.

Свои большие парламентские речи Черчиль разрабатывал тщательно, вплоть до каждого отдельного слова, а важнейшие части речей за­учивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы своей жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.

Ллойд Джордж в свое лучшее время был, несомненно, гениальным оратором. Его биограф Хуго Фишер заметил: «Во всех фазах жизни у него был талант целенаправленной и прилежной работы над собой по дальнейшему совершенствованию. Тщательная разработка материала, внимание к мелочам, постоянное упражнение памяти также обеспечи­ли успех динамического искусства его речи. Речи Ллойда Джорджа в известном смысле являются «выученными»: знаменитые пассажи крас­норечия и красные места риторических вершин - результат заботливой проработки и тренировки памяти.

Мне грустно. Но бывает хорошая грусть. Она знакома многим педагогам. Выпускной вечер в школе, прощальный бал в институте. И у тех, кто прощается со своими учениками, всегда навертываются на глаза слезы. Очищающие слезы. Звучит сентиментально. Но, может быть, нам всем чуть-чуть не хватает сентиментальности, и жаль, что мы отбрасываем сентиментальность, предпочитая натиск, грубость, браваду.

Так хочется, чтобы слово, обращенное к ученикам, запомнилось. И если даже не вернулось бы к тебе спустя годы благодарственным письмом, то хотя бы не обернулось противоположным - когда по воле случая или в силу обстоятельств ты обратился к тем, кому пытался передать знания, привить порядочность, честность, развить благородство, а наткнулся на раздражение, хамство, черствость, равнодушие, необязательность... (Такое бывает, я и сам с подобными ситуациями сталкивался.)

Я говорю вам: до свидания! Хорошее слово - «до свидания». Прекрасное слово. Мы прощаемся, но мы же встретимся. Произнося «до свидания», мы как бы обещаем, надеемся, что произойдет встреча. До свидания - не прощание, когда люди расстаются навсегда.

Каждый, кто занимался, сам способен оценить свои успехи: стало ли легче общаться, исчезла ли скованность, появилось ли терпение при общении с другими людьми, возникло ли еще большее понимание себя и других людей?

Большинство людей не умеют выступать публично.

Большинство людей не умеют общаться.

Большинство людей не способны вести обычную беседу.

И сами от этого страдают.

Деловые переговоры, личные отношения, общение в семье...

Все это тесно связано с нашим умением слышать и слушать, говорить, убеждать, доказывать, отстаивать свои идеи... И этому можно научиться.

Отбросим лукавство: конечно, чтобы научиться говорить публично, нужно проделать огромную работу по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Каждый из нас способен развить силу собственного голоса, сделать его более сочным, проникновенным, запоминающимся. Ведь нет двух одинаковых голосов, как нет одинаковых отпечатков пальцев и абсолютно одинаковых почерков. Голос - это всегда и характеристика человека.



Я знал специалиста, способного, прослушав фонограмму, почти безошибочно определять возраст, характер, внешность человека, его сексуальную жизнь (да-да, даже это!), он мог, анализируя голос, точно рассказать о детстве человека.

Ритм, темп речи, ударное слово, верно поставленная точка, предложение с многоточием... Умение держать паузу. Всему этому можно научиться.

Но главное, как я уже не один раз говорил, - предмет разговора, убежденность в своей позиции.

Почему я взялся за создание книги «Учимся говорить публично»? Мне казалось: если люди научатся слушать друг друга, смогут контролировать себя, научатся общаться, поймут, как находить настоящих друзей и единомышленников, а не просто поддерживать отношения с нужными людьми (в этом ничего плохого нет, но не надо исключать и подлинную дружбу), смогут, как говорили в старину, сеять доброе, вечное, то всем нам станет легче жить.

Доказать?

Пожалуйста!



Родился ребенок. Как с ним говорят мать и отец? Как с ним общаются другие взрослые?

Сю-сю-кают! А потом кричат на малыша, ибо он их раздражает. У многих взрослых хватает времени на все - работу, телевизор, пьянки (чувствуете, я рьяный противник пьянства, которое нас губит, но мы никак не можем это понять), а на нормальное, спокойное, методичное (подчеркиваю: методичное) общение с детьми времени не остается. А потом мы удивляемся, почему у детей не речь, а сленг. Да все дело в том, что дети создают свой мир, они отгораживаются от нас, взрослых, они не верят, что мы способны понять их.

Как все просто! Как все сложно. Один человек не способен понять другого. И у нас это происходит не только в личном общении, но и на государственном уровне.

По тому, как человек говорит, можно многое сказать о нем. (Я вынужден повторить уже сказанное ранее.) Но как же важно вслушаться в речь другого человека и постараться точно определить его сущность. Тогда будет меньше ошибок. Мы скажем «нет» лгуну, фарисею, корыстолюбцу, человеку, актерствующему в жизни, а не на сцене.

Может быть, все в жизни бывает, именно сейчас читает меня тот человек, которого действительно стоит поддержать. Читает тот, кому хочется оставить о себе память своими добрыми делами. Может быть, меня читает будущий президент. С чего ему начать свое вхождение во власть? С личной образованности. С того, чтобы научиться говорить.

Мы живем среди людей. Так постарайтесь, чтобы все, кто с вами общается, лучше поняли вас, а вы других. Пусть у вас будет свой микромир, но чтобы царил в вашем доме дух взаимопонимания и взаимоподдержки.

Начиная курс, я думал, что он нужен деловым людям. Но они, деловые люди, считают, что у них нет времени для занятий. Что ж, им виднее. Только не понимают они, деловые люди, что, потратив два-три часа в неделю на занятия, они сэкономят десятки часов в будущем, когда их просьбы будут выполняться с первого раза, а не после десятого, а то и сотого напоминания, иногда переходящего в крик и угрозы.

(С непониманием деловых людей я столкнулся, когда пытался убедить их в полезности слепого десятипальцевого набора на клавиатуре компьютера).

Один врач мне сказал, что сорок процентов инфарктов происходят из-за неверного общения людей. Мы доводим друг друга до инфаркта. Но каждый забывает: сегодня он довел кого-то до инфаркта, как раньше говорили, разрыва сердца, а завтра кто-то другой поступит с ним так же.

Как же быть, если тебя не понимают? В чем причины того, что тебя не могут понять, не слышат? Только ли неумение говорить, убеждать, доказывать?

Нет. Все сложнее. Вы можете прекрасно говорить, а вас не поймут. Почему? Да просто те, к кому обращены ваши слова, не способны вас понять. Такое бывает. И не стоит в таких случаях тратить энергию. Иногда можно уговорить (убедить, доказать свою правоту) зал на несколько тысяч мест - и не суметь воздействовать на одного человека, ибо этот человек запрограммирован на непонимание. Не тратьте в этом случае свои силы. Оставьте в покое такого человека, пожалейте его узколобость, зашоренность, запрограммированность. Он никогда вас не поймет.

А вы продолжайте жить. Ищите единомышленников среди других людей. Живите, но не торопитесь жить.

Мы торопимся умереть. Стоит ли?

Я надеюсь, что меня правильно поймут, надеюсь.

Как оценить эффективность курса?

Помните, в самом начале книги я просил записать на магнитофон свою речь?

Создайте еще один вариант речи.

Прослушайте его. И сравните с той, первой речью. Что, обе не получились? Тогда с самого начала, пожалуйста, выполните все задания.

С уважением и признательностью ко всем, кто читал (а может быть, и занимался) нашу школу «Учимся говорить публично»,

Ваш Владимир Шахиджанян

P.S. В 61 году до н.э., защищая греческого поэта Архия (оспаривалось римское гражданство), Цицерон произнес фразу: «Poёtae nascuntur, oratores fiunt». Смысл этого выражения прост: поэтический талант - это от природы, ораторский можно развить путем упражнений.

А высказывание Цицерона в переводе на русский язык звучит так: "ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ ДЕЛАЮТСЯ ".

Спасибо за ваши терпение и внимание.

Введение
Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода – это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших туинформацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.
Иное назначение ораторского искусствавидел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину. Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особымстимулом к добру и просвещению человечества».
Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотеливыселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, наскольковам позволит природа».
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторскогоискусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.
При работе мной были изучены труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева и др.
На основе полученных знаний я постараюсь полно и всесторонне осветить поставленные мной вопросы.

1. Понятие об ораторском искусстве
Термин ораторское искусство (лат. оratoria)античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
2. Перен. Эффектность, внешняя красивостьречи, напыщенность.
3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько...