Поэт Введенский Александр Иванович: биография, творчество и интересные факты. Александр Иванович Введенский

Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе им. Л.Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи. В те годы любимым поэтом был А.Блок. В 1920-е испытал сильное влияние футуризма. Особенно ценил поэзию Крученых.


По окончании школы поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре оставляет и его. Работал письмоводителем, затем в 1921 - 22 на электростанции "Красный Октябрь". Однако все интересы Введенского - в литературе. В эти годы расширяется круг поэтических, литературных связей поэта, его контакты в мире искусства. Он бывает у Клюева, посещает Кузмина, знакомится с Хармсом, который становится его близким другом. В 1925 они выступают в имажинистском сборнике "Необычайные свидания друзей" со своими стихами, вступают в Ленинградский союз поэтов, участвуют в сборниках "Собрание стихотворений", в группе заумников (эта деятельность не была ни плодотворной, ни долгой). Стремятся объединить "все левые силы", и в 1927 появляется литературно-театральная группа под названием "ОБЭРИУ" (Объединение Реального Искусства), деятельность которой заключалась в проведении театрализованных выступлений-концертов, часто сопровождавшихся скандалами (надписи бывали такими: "Искусство - это не шкал", "Мы не пироги" и др.). Они провозглашали себя "творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов". Просуществовали до 1930, когда были разгромлены. Введенский с 1928 выступал как детский писатель, сотрудничал в журнале "Еж" и "Чиж".

К 1931 почти все ОБЭРИУты были арестованы. Введенский был снят с поезда 10 декабря. Им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства социализма своими "заумными стихами". Введенского обвиняли во "вредительстве в области детской литературы". 21 марта 1932 был освобожден, но лишен прав проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Жил в Курске, затем переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933.

По возвращении в Ленинград вступает в Союз писателей. В 1933 - 34 написаны лучшие стихи Введенского - "Мне жалко, что я не зверь", "Приглашение меня подумать", "Четыре описания" и др. В 1936, будучи в Харькове, женится и уезжает с женой на Кавказ, потом возвращается в Харьков, где живет, иногда наезжая в обе столицы. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. В 1939 пишет пьесу "Елка у Ивановых". Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра С.Образцова. В эти годы мало выступал со своими стихами. Последние произведения - пьесы "Потец", "Где. Когда".

В 1941 немцы приближались к Харькову, и семья должна была эвакуироваться. Поезд был переполнен, поэтому было решено остаться и ждать следующего, который должен был идти через несколько дней. Однако дальше эвакуации не было. Через два дня Введенский был арестован, обвинен по "контрреволюционной" статье 54 - 10. Точная дата смерти неизвестна. Позднее в реабилитационном документе стояла дата - 20 декабря 1941.

Александр Иванович Введенский - советский поэт, чей стиль был весьма похож на стихи двух более известных авторов: Велимира Хлебникова и Даниила Хармса. С Хармсом он состоял в близких дружеских отношениях, входил в ОБЭРИУ, и, увы, повторил судьбу товарища. Он так же был репрессирован в начале войны по обвинению в контрреволюционной агитации, и так же не сумел пережить чрезвычайно тяжёлые условия заключения в военное время. Умер 19 декабря 1941 года во время этапирования в Казань.
Александр Введенский стихи при жизни практически не мог публиковать, и вынужден был жить за счёт издания детских стихотворений - это также роднит его с Хармсом. Некоторые его произведения выходили в самиздате, а настоящее собрание сочинений удалось напечатать лишь в 2002 году. Пожалуй, никто из советских поэтов не пострадал от государственной цензуры больше, чем Введенский.

Детство и юность Введенского

Александр Введенский родился 23 ноября (6 декабря по новому стилю) 1904 года в Санкт-Петербурге. Отец его был юристом, а мать - медиком. Поначалу Александра отдали на обучение в кадетский корпус, но затем перевели в гимназию. Примечательно, что окончил он её в 1921 году, не сдав экзамена по литературе.
Александр Введенский стихи начал писать именно в гимназии, и там же познакомился с Леонидом Липавским - в будущем одним из лидеров литературного сообщества «Чинари». После гимназии Введенский пытался учиться в Петроградском университете, но вскоре бросил учёбу. Работал на электростанции, а также письмовыводителем.

Введенский в ОБЭРИУ

В середине двадцатых годов ХХ века состоялось судьбоносное знакомство Введенского с Хармсом. Стихи Александра Введенского вошли в сборник «Необычайные свидания друзей», который состоял из стихов поэтов-имажинистов. Сам же Введенский в те годы позиционировал себя, как футуриста.
Вместе с Хармсом они и создали в 1927 году знаменитое «Объединение Реального Искусства» - ОБЭРИУ. Какой-либо организаторской работой Введенский в объединении не занимался - это была прерогатива Хармса, однако его можно назвать одним из лидеров этого сообщества.
Публиковаться членам ОБЭРИУ было весьма проблематично, в виду необычности их творчества и взглядов, далёких от большевистских идеалов. По совету Самуила Маршака, Введенский и Хармс активно занялись детской поэзией. Александр Введенский стихи также переводил - в частности, его перу принадлежат переводы некоторых сказок братьев Гримм.
Участники ОБЭРИУ быстро попали в немилость властей - их публичные выступления были непонятны «комсомольской» аудитории, назывались «аполитичными» и даже «антисоветскими». В 1931 году Введенского впервые арестовали: по одной версии за произнесённый тост с честь Николая II, по другой - за публичное исполнение «Боже, Царя храни». Последовала ссылка, проходившая в Курске, Вологде и Борисоглебске. Стихи Александр Введенский продолжал писать.

Последние годы жизни

Несмотря на опалу, в 1934 году Введенский стал членом Союза Писателей СССР. В 1936 году ссылка окончилась, Введенский провёл некоторое время в Ленинграде, но затем переехал вместе с женой в Харьков. Он сторонился литературного общества - вероятно, понимая, что во времена сталинского террора любая публичная деятельность для него смертельно опасна. В Харькове у него родился сын.
К сожалению, смена образа жизни не помогла - в сентябре 1941 года Введенского, как и Хармса, снова арестовали. И снова - по обвинению в контрреволюционной деятельности. На самом деле, никакой подобной агитации он давно не вёл, а арестован был скорее из-за подхода немецких войск к Харькову - власти настроенные против неё литераторы на неподконтрольной территории были не нужны.

Poembook, 2013
Все права защищены.

Википедия: Александр Иванович Введенский (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург - 19 декабря 1941) - русский, советский поэт, драматург. Участник объединения ОБЭРИУ.
Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование. Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским - будущим теоретиком литературно-философского содружества Чинари. Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени «трудовой школой») поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учебу. Работал письмоводителем, затем в 1921-22 на электростанции «Красный Октябрь».
Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.
В 1927 Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» - Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли - эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С.Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЕЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевел несколько сказок братьев Гримм.
Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова. Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощенную рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих. Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далек от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный» («Элегия»). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передает крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.
Всегда окруженный влюбленными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».
«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнес тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвел глазами каморку, нашел табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.
В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Петр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.
27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской психиатрической больницы.

Году через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

Обоснованию деятельности по «обновлению» (фактически расколу) Церкви был посвящен ряд работ Введенского 1922-1923 годов, в которых он особое место уделял социальному аспекту, подчеркивая, что церковным идеалом являются всепрощение, отрицание классов и национальных различий, осуждение всех видов эксплуатации и насилия. Главный «грех... старой Церкви» , по мнению Введенского, заключался в том, что она не осуждала капитализм, между тем как «Церковь должна освятить правду коммунистической революции» , ибо в государственной сфере большевики «воплотили принцип социальной правды» и ближе, нежели предшествующие правители, «подошли к исполнению заветов Христа» . Патриаршую Церковь Введенский, переводя свои рассуждения в политическую плоскость, называл «боевым органом контрреволюции» , «церковью контрреволюционеров» , что, по его мнению, с особой силой проявилось на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов .

После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский епископ Алексий (Симанский) 4 июня снял с Введенского запрещение.

Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило Введенского восстановить общение с «Живой церковью », и 16 октября года он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.

Обновленческий архиепископ Крутицкий

Активно участвовал в работе II обновленческого поместного собора года, где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана патриарха Тихона , называя патриарха «изменником делу Христову» . В тот же день собор принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая Введенский был избран обновленческим архиепископом Крутицким , первым викарием Московской епархии. Хиротония Введенского, находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя .

В августе года он вошел в состав образовавшегося обновленческого священного синода в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в синоде административный и просветительный отделы и миссионерский совет.

"Митрополит-апологет"

В начале года Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан митрополита Лондонского и всея Европы. Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 года Введенскому был присвоен титул митрополит-апологет и благовестник истины Христовой . В том же 1924 году временно управлял Московской обновленческой епархией .

На открывшемся 1 октября года обновленческом III "Всероссийском поместном соборе православной Церкви" Введенский был избран товарищем председателя собора. Во вступительном докладе, открывая собор, Введенский зачитал заведомо ложное письмо обновленческого епископа Николая Соловья о том, что в мае года патриарх Тихон (Беллавин) и митр. Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж вел. кн. Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и многие другие устные и печатные заявления Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита Петра.

В 1920-х годы Введенский пользовался популярностью как проповедник и оратор, часто выступал с лекциями, участвовал в диспутах на религиозные темы с наркомом просвещения Анатолием Луначарским . Являлся профессором обновленческих Московской богословской академии и . В году Московской обновленческой академией был удостоен степени доктора богословия , в году- степени доктора христианской философии , в - годы возглавлял академию в качестве ректора.

После закрытия храма Христа Спасителя в году Введенский совершал богослужения в московских храмах: апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. , «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР» . Искал возможность воссоединения с

  • Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37;
  • Социализм и религия. Пг., 1918;
  • Паралич Церкви. Пг., 1918;
  • Анархизм и религия. Пг., 1918;
  • Церковь и голод. Пг., 1922;
  • Церковь и революция. Пг., 1922;
  • Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24;
  • Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4;
  • Что должен сделать грядущий собор? // Там же. С. 4-6;
  • О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви» // Живая церковь. 1922. № 2 С. 14-18;
  • Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Церковь патриарха Тихона. Москва, 1923
  • Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922. Москва, 1923
  • За что лишили сана бывшего патриарха Тихона? Москва, 1923
  • О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10
  • Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9.
  • Идем к победе // "Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви". 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э
  • К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3.
  • Литература

    • Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922;
    • Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // ВМУ: Ист. 1989. № 1. С. 54-66;
    • Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.;
    • Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441;
    • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь;
    • Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922;
    • Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923;
    • Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923;
    • он же. Церковь во время революции. Пг., 1924;
    • Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924;
    • Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932;
    • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р;
    • Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977;
    • Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6. С. 42-46;
    • Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258;
    • Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999;
    • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228;
    • Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории // Нестор. 2000. № 1. С. 207-231;
    • «Обновленческий» раскол. М., 2002.

    Использованные материалы

    • Свящ. Георгий Ореханов, М. В. Шкаровский. Введенский Александр Иванович . Том 7, стр. 349-352:
    • Александр (Введенский) I , страница сайта "Русское Православие":
      • См. публикации материалов диспутов: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928

        Введенский служил в храме в кон. 20 - нач. 30-х годов

    (1889-1946) — крупный деятель обновленческого раскола, пропагандист идей .

    Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В годы учебы часто посещал литературный салон и 3.Н. Гиппиус. В 1911 г. через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

    В 1914 г. экстерном сдал экзамен за полный курс в СПбДА, 27 авг. 1914 г. архиеп. Гродненским и Брестским Михаилом рукоположен во священника с назначением к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губ.

    С 1915 г. служил в церкви во имя святых Захарии и Елисаветы (СПб). Во время Первой мировой войны А.В. знакомится с лидерами церковного обновленчества и , с чего начинается их тесное сотрудничество. После Февральской революции, вместе с и стал одним из основателей «Союза прогрессивного петроградского духовенства», преобразованного 7 марта в «Союз демократического православного духовенства и мирян». Союз а) заявил о своем осуждении монархического порядка вещей, б) определенно высказался за республиканскую форму правления для России, в) за борьбу против капитализма, предоста­вление земли трудящимся и фабрик рабочим; г) за реформу Церкви, а также отделение преподавания закона Божия от светского прохождения наук. Секретарь «Союза», председателем которого стал о. Дмитрий Яковлевич Попов.

    Будучи клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства, выезжал на фронт, призывая войска продолжать войну «во имя защиты революции». В 1917 г. являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда. Признал Октябрьскую революцию.

    Среди членов «Союза демократического православного духовенства и мирян» еще с осени начинает, по словам А.В., созревать решение самостоятельно вести церковное дело, не считаясь с правящей иерархией. В. Лашнюков особенно энергично проводил эту мысль. После же избрания патриарха, когда самые мрачные принципы церковного консерватизма восторжествовали до конца, с особенной настойчивостью встала мысль о необходимости разорвать с официальной московской церковью. Инициатором явился протопресвитер Г.И. Шавельский, призвавший к себе и меня для совещания. Вскоре на квартире покойного протоиерея было устроено совещание, где был выработан как подробный проект Основ новой церкви, так и план отделения от Москвы. По замыслу нашему, отделение от Тихона должно было одновременно начаться в Петрограде, Киеве и Одессе. Шавельский поехал в Москву переговорить с некоторыми церковными деятелями, чтобы совместно выработать план и детали выступления. Но оказалось, что время еще не пришло и наше предложение не встретило массового сочувствия .

    В 1918 г. под руководством А.В. выходила серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия» (1918), «Паралич Церкви» (1918), «Анархизм и религия» (1918), в которых порицалась Христианская Церковь и Христианская государственность со времен равноап. Константина Великого. В период гражданской войны, сдав экстерном экзамены в нескольких петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

    В 1918-1922 гг. А.В. был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, вместе с проф. Н. Егоровым участвовал в религиозных диспутах. В 1920-1922 гг. возглавлял созданные им Захарие-Елисаветинское братство и церковно-богословские приходские курсы. В апр. 1920 г. являлся председателем 1-й конференции петроградских братств, проведение таких конференций началось по инициативе А.В. В 1921 г. А.В. возведен в сан протоиерея.

    18 февр. 1922 г. в газете «Петроградская правда» была опубликована статья А.В. «Церковь и голод: Обращение к верующим», содержавшая обвинения в адрес петроградского духовенства. Данная публикация была одной в ряду многих, появление которых предшествовало изданию 28 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей. В марте 1922 г. А.В. вошел в «Петроградскую группу прогрессивного духовенства» (В.Д. Красницкий, прот. П. Раевский и др.). 24 марта вместе с членами группы подписал провокационное и носившее характер доноса «Воззвание группы священников» («Письмо 12-ти»), в котором содержались обвинения духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа.

    В связи с массовыми репрессиями духовенства в ходе кампании по изъятию церковных ценностей сщмч. Вениамин Петроградский обратился к А.В. с просьбой стать посредником при переговорах с представителями власти. Однако деятельность А.В., открыто поддерживавшего власти, лишь ухудшила положение, и 10 апр. на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил А.В. в предательстве, сказав, что по вине А.В. и арестовывают священников.

    12 мая 1922 г. с одобрения и под контролем Антирелигиозной комиссии и ГПУ А.В. вместе с другими деятелями обновленчества и побывал у находившегося под домашним арестом св. Патриарха Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Св. Патриарх ставит временно во главе церковного управления сщмч. Агафангела митр. Ярославского.

    13 мая 1922 г. — воззвание группы «прогрессивного духовенства» ( , В.Д. Красницкий, А.И. Введенский, и др.), обвинявшее св. Патриарха Тихона в руководстве контрреволюцией. Обновленцы требовали немедленного созыва поместного Собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между нею и Советской властью .

    Основные труды

    Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37

    Церковь и голод (1922)

    Церковь и революция (1922)

    Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24

    Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4

    Что должен сделать грядущий собор? // Живая церковь. С. 4-6

    О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви // Живая церковь. № 2. С. 14-18

    Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.

    Церковь Патриарха Тихона (1923)

    Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922 (1923)

    За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона? (1923)

    Христианство или коммунизм (1926)

    Личность Христа в современной науке или литературе (1928)

    Источники

    Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Т. 17. Л. 75-76

    Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994

    Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996

    Регельсон, Лев. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. М.: Крутицкое патриаршее подворье,1996

    Православная энциклопедия. Т. VII. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000