«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос. Первые летательные аппараты

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. Так, в 1020 г. английский монах Эйлмер из Малмсбери, вдохновлённый греческим мифом об Икаре, сделал искусственные крылья и спрыгнул с башни местного аббатства. Пролетев небольшое расстояние, при приземлении монах сломал ноги и хотел, усовершенствовав конструкцию и добавив хвост, повторить полёт, но аббат запретил ему это. Большинство же «изобретателей» заканчивали куда хуже — разбивались насмерть. И всё же — какова история летательных аппаратов и когда появились первые удачные приспособления, позволявшие людям подняться в воздух?

Начинается история полётов в древнем Китае. Ещё в 3-4 веках до н. э. китайцы изобрели воздушный змей. Изначально это приспособление использовалось для развлечения народа на всяких праздниках.

китайский воздушный змей в форме дракона

Однако вскоре воздушным змеям нашли и другое применение. Например, рыбаки стали использовать воздушных змеев для ловли рыбы, привязывая к ним приманку, воздушные змеи применялись для обмена сигналами на больших расстояниях, с их помощью даже доставляли сообщения и разбрасывали листовки. Конечно же, китайцев посетила и мысль, что большой воздушный змей может поднять в воздух и человека. Полёт на воздушном змее был довольно рискованным, однако история сохранила свидетельства удачных полётов. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о таком полёте относится к 559 году. В этом году жестокий император Ци Вэньсюаньди приказал запускать на больших воздушных змеях своих политических оппонентов, осуждённых на казнь. Одному из них удалось пролететь несколько километров и благополучно приземлиться за чертой города.

Удивительно, что прошли тысячи лет, прежде чем полёты на дельтапланах, т. е., фактически таких же простых летательных аппаратах без двигателя, как и китайский воздушный змей, стали популярными и получили распространение. Одним из энтузиастов таких полётов стал Отто Лилиенталь, совершивший конце 19 в. более 2000 успешных полётов на планерах собственной конструкции. Он использовал те же материалы, что и китайцы — деревянные прутья и шёлк.

фото — полёты Лилиенталя

К сожалению, один из полётов закончился несчастным случаем — порыв ветра опрокинул планер и Лилиенталь упал, сломав позвоночник. «Жертвы неизбежны» — сказал он по этому поводу. А современная история дельтапланеризма началась лишь в 70-е годы 20 в. Датой рождения современного дельтаплана считается 1971 год.

До появления самолётов и вертолётов самым простым способом совершить полёт было использование летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и дирижаблей. Что интересно, история здесь снова ведёт нас в Китай. Вероятно, ещё в 3м в. до н. э. в Китае были изобретены воздушные фонарики. Этот фонарик — простая конструкция из рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри.

китайские воздушные фонарики

Китайцы использовали воздушные фонарики в церемониях и как средство сигнализации. Прошли тысячи лет, прежде чем на воздушных шарах начали летать люди.

Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье из Франции. Руководствовались братья не совсем правильными идеями — им пришла в голову мысль сделать аналог облака и поместить его в мешок, чтобы оно могло поднять этот мешок в воздух. С этой целью они наполняли свои шары дымом от сожжения смеси соломы и мокрой шерсти. Тем не менее, их подход привёл к успеху. Сначала браться проводили эксперименты с небольшими шарами у себя дома, а затем устроили большую демонстрацию воздушного шара для жителей своего города Анноне. Это произошло 4 июня 1783 года. Вскоре о воздушном шаре узнали в Париже, и осенью того же года братья Монгольфье запускали свои шары уже в Версале. Впервые на воздушном шаре решили запустить пассажиров — ими стали овца, утка и петух. Наконец, убедившись, что полёт на воздушном шаре не повредит человеку, 19 октября 1783 года первый полёт на воздушном шаре совершили люди.

первый полёт на воздушном шаре

Воздушные шары имели существенный недостаток — их полёт зависел от направления ветра, поэтому в течение 19 в. не прекращались попытки создать управляемый летательный аппарат с двигателем. Пробовали как варианты с установкой двигателя на воздушный шар, так и с установкой двигателя на планер. Но несмотря на то, что идея управляемого полёта была высказана вскоре после полёта первого воздушного шара, прошло больше ста лет, прежде чем управляемый полёт стал реальностью. Лишь в 1884 году французы Шарль Ренар и Артур Кребс смогли построить дирижабль, способный свободно перемещаться в любом направлении. Их дирижабль имел удлинённую форму и был оснащён электрическим двигателем, работавшим на аккумуляторах.

дирижабль Ренара и Кребса

Попытки поставить двигатель на планер и изобрести, таким образом, самолёт, долгое время не приводили к особым успехам. Среди таких попыток был, например, самолёт Можайского. Можайский, контр-адмирал российского флота, стал изобретать самолёт ещё в 50-е годы 19 в. Начав с планеров, которые поднимали в воздух запряжённые лошади, Можайский перешёл к конструированию самолёта с двигателем. К сожалению, паровые двигатели, которыми он пробовал оснастить самолёт, были слишком тяжёлыми, и удержать его в воздухе не могли, хотя и имеются свидетельства, что самолёт Можайского был способен взлетать на короткое время.

самолёт Можайского (модель)

Можайский потратил на изобретательскую деятельность все свои деньги, продал имение и в конце концов умер от болезни в нищете. Тогдашние российские чиновники не заинтересовались идеями Можайского и не стали финансировать его работу, в результате общепризнанными изобретателями самолёта стали американцы братья Райт. Они совершили свой первый подтверждённый полёт в 1903 году, через 13 лет после смерти Можайского.

Первый документально зафиксированный полёт самолёта конструкции братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. При этом самолёт запускался с помощью рельсовой катапульты, а расстояние, которое он пролетел, составило всего 30 метров.

первый полёт самолёта братьев Райт

Братья Райт изобрели не только сам самолёт, но и лёгкий бензиновый двигатель для него, что и стало настоящим прорывом в самолётостроении. Тем не менее от первого полёта до активного развития авиации прошло время. В следующем году братья Райт в присутствии журналистов не смогли повторить свой успех, самолёт отправился в ангар, а изобретатели занялись конструированием новой, более совершенной модели. Военное ведомство США не спешило заключать контракт с братьями Райт, сомневаясь в способности велосипедных механиков (именно такая специальность была у изобретателей) сконструировать что-то стоящее. В Европе же сообщения о полётах братьев Райт и вообще считали враньём. Лишь в 1908 г. после впечатляющих демонстрационных полётов, проведённых изобретателями как в США, так и в Европе, мнение изменилось, а братья Райт стали не только знаменитыми, но и богатыми.

В 1909 г. российское правительство, наконец, осознало важность изобретений в области авиации. Оно отказалось покупать самолёт братьев Райт и приняло решение создать собственный самолёт самостоятельно. Первый российский аэроплан построил и в 1910 году совершил на нём полёт профессор Александр Кудашев.

51°16′14″ с. ш. 45°59′50″ в. д. H G Я O L Длительность полёта 1 час 48 минут Количество витков 1 Пройденное расстояние 41 тысяча км. Апогей 302 км Перигей 175 км Наклонение 65,0° Период обращения 89,2 минуты Масса 4725 кг NSSDC ID 1961-012A SCN Полётные данные экипажа Членов экипажа 1 Позывной «Кедр» Посадка 1 Место посадки к северо-западу от д. Смеловка (Саратовская обл.) Длительность полёта 1 час 48 мин. Количество витков 1 Фотография экипажа Связанные экспедиции
Предыдущая Следующая
Спутник-10 Восток-2

«Восток-1» («Восток» ) - космический корабль из серии «Восток », первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту .

Экипаж

  • Экипаж корабля - Юрий Алексеевич Гагарин
  • Дублирующий экипаж - Герман Степанович Титов
  • Экипаж поддержки - Григорий Григорьевич Нелюбов

Выбор космонавта

Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике С. П. Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало - это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты - люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст - около 30 лет, рост - не более 170 см, вес - до 68-70 кг .

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н. С. Хрущёв . По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток» , которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев . Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт , подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным :

«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Н. П. Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина , а Титова утвердить запасным космонавтом.

Конструкция

  • Масса аппарата - 4,725 т;
  • Диаметр герметичного корпуса - 2,2 м;
  • Длина (без антенн) - 4,4 м;
  • Максимальный диаметр - 2,43 м.

В мае 1959 года по инициативе заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Д. Ф. Устинова было принято решение Совета Министров СССР об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток».

Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью носителя «Восток»

Связь

С космонавтом устанавливалась и поддерживалась двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта во время полёта.

Опасения за космонавта

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление.

Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи вменяемым. Однако перед полётом Гагарину всё же сказали этот код .

Ход миссии

Время (МСК) Событие Переговоры
Перед стартом:
03:00 На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал главный конструктор Сергей Павлович Королёв.
5:30 Евгений Анатольевич Карпов вошёл в спальню и потряс Гагарина за плечо: «Юра, пора вставать…» Поднялся и Герман Титов. Доктор удовлетворенно покачал головой - космонавты были бодры. После физзарядки был завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, потом черносмородинового джема и кофе.
06:00 Началось заседание Государственной комиссии. Оно было очень коротким: «Всё готово». После заседания было окончательно подписано полётное задание Космонавту № 1.
06:50 Гагарин вышел из автобуса. Многие провожающие знали его лично. Всех охватило волнение. Каждый хотел на прощанье обнять первого Космонавта.
Циклограмма запуска :
07:10 голос Гагарина появился в эфире.
08:10 объявлена 50-минутная готовность.
08:30 объявлена 30-минутная готовность.
08:50 объявлена 10-минутная готовность. Вас понял - объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт. Все нормально, самочувствие хорошее, к старту готов.
09:00 объявлена минутная готовность. Королев: Минутная готовность, как вы слышите?

Гагарин: Вас понял - минутная готовность. Занял исходное положение…

09:01:51 команда «Минутная готовность»
09:03:00 команда «Ключ на старт»
09:03:06 команда «Протяжка-1»
09:03:16 команда «Продувка»
09:03:51 команда «Ключ на дренаж»
09:05:51 команда «Пуск»
09:06:41 команда «Протяжка-2»
09:06:51 команда «Зажигание»
09:07 включение зажигания Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».

Гагарин («Кедр»): Вас понял - даётся зажигание.
Королёв: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъём!
По громкой связи космонавт кричит: Поехали!

Полёт:
09:09 отделение первой ступени
09:22 Радиосигналы советского космического корабля запеленгованы американской радарной станцией Шамия
09:52 получение данных по полученным данным с борта космического корабля «Восток-1», космонавт, находясь над Южной Америкой , передал: Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.
09:57 Гагарин передал, что пролетает над Америкой.
10:15 получение данных пролетая над Африкой , передал с борта космического корабля «Восток-1»: Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо.

Перед стартом

Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах . Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди . Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

Спуск и посадка

В 10:25:34 (МСК), после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка (ТДУ). В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.

Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области , неподалёку от Энгельса , к северо-западу от села Смеловка .

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин.

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королёвского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия ». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки. Сейчас спускаемый аппарат выставляется в павильоне «Космос» ВДНХ .

Международная реакция

Главы государств

В Кремль шли поздравления и от руководителей западных стран .

  • Президент США Джон Кеннеди написал: «народ Соединенных Штатов разделяет удовлетворение народа Советского Союза в связи с благополучным полётом астронавта, представляющее собой первое проникновение человека в космос. Мы поздравляем Вас и советских ученых и инженеров, сделавших это достижение возможным. Я выражаю искреннее пожелание, чтобы в дальнейшем стремлении к познанию космоса наши страны могли работать вместе и добиться величайшего блага для человечества»;
  • Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан , поздравляя Н. С. Хрущёва «по случаю величайшего успеха ваших учёных, техников и астронавтов в осуществлении полёта человека в космос», назвал происшедшее «историческим событием»;
  • Президент Франции Шарль де Голль писал, что «успех советских учёных и астронавтов делает честь Европе и человечеству».

Историческое значение

Полёт Юрия Гагарина часто сравнивают с такими важными событиями, ставшими историческими вехами, как плавание Христофора Колумба , приведшее к открытию Америки , или первый перелёт через Атлантический океан , совершённый Джоном Алкоком и Артуром Брауном.

В Советском Союзе успешное осуществление первого пилотируемого космического полёта также рассматривалось как большой триумф в холодной войне против Соединённых Штатов .

Запуск космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года подтвердил высокий технический и научный уровень СССР и ускорил развитие космической программы в США . Полёт показал возможность нормального пребывания человека в космическом пространстве . Юрий Алексеевич Гагарин стал одним из самых известных людей планеты .

Как зарождалась и развивалась идея полета человека

Возраст: 14 лет

Место учебы: КГОАУ "Школа космонавтики"

Город, регион: Красноярский край, г.Железногорск

Руководитель (Ф.И.О., место работы): Малюгин Игорь Викторович, руководитель НИЛ "Планетарий" КГОАУ "Школа космонавтики"

Историко-исследовательская работа " КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ И РАЗВИВАЛАСЬ ИДЕЯ ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА"

План

  1. Введение
  2. Основная часть
  • Полеты в мифах и легендах

Миф о Дедале и Икаре

Летательные аппараты ариев

Линии Наска

Полет в мифах и легендах Древнего Египта

Полет в мифах и легендах Руси

Полет в мифах и легендах Древнего Рима и средневековой Италии

Полет в сказках, мифах и легендах других народов

  • Первые полеты человека

Древняя Греция

Покорение воздушного пространства в Древнем Китае

- «Полеты с колоколен»

  • Леонардо да Винчи

Мне бы в небо…

Первый парашют

  • Воздушные шары

Братья Монгольфье

Воздушные шары других изобретателей

  • Первый прыжок с парашютом
  • Дирижабли

Дирижабль Мёнье

Дирижабль Жиффара

Дирижабль Дюпри де Люма

Дирижабль Г енлейна

Дирижабль Рейнара и Кребса

Дирижабли в России

  • Железные птицы
  • Дельтапланы
  • Освоение космоса

Ранняя история (до 1945г.)

Полеты в космос

Полеты человека в космос

  1. Заключение
  2. Источники информации

Введение

С древних времен человек мечтает о полете, о покорении воздушного пространства. Они смотрели на птиц, и им хотелось так же парить в небесах. Это и стало идеей для появление воздушных шаров, самолетов. Лишь после изобретения, человек понял, что таким способом еще можно быстро перемещаться.

Основная часть

Полеты в мифах и легендах

Миф о Дедале и Икаре

Миф повествует о великом греческом скульпторе Дедале, который решил сбежать от царя Миноса на родину и изготовил из перьев птиц две пары крыльев - для себя и для сына Икара. Настал день, когда им удалось улететь, но упоенный полетом, Икар забыл наставления отца и метнулся ввысь, к солнцу, которое растопило воск, скреплявший перья. Крылья рассыпались, и Икар упал в волны Эгейского моря.

История создания первых летательных аппаратов тяжелее воздуха начиналась с изучения несущего свойства покрытого перьями крыла, на основе наблюдения планирующего полета птиц. Как в далекие, так и в близкие к нам времена люди получали «ключи от неба» от птиц. Вначале копировали «технику природы», затем, оторвавшись от земли, осваивали законы парения.

Летательные аппараты ариев

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата», «Рамаяна» и других текстах на санскрите, бесчисленное множество раз упоминаются летательные аппараты - виманы, лучевое оружие, аналогов которого сейчас нет у человечества, - «божественная молния».

В «Махабхарате» сообщается, что четырёхколёсная вимана Майасуры имела двенадцать локтей в длину и использовалась царём для метания пылающих снарядов. Когда во время преследования Кришной своего соперника колесница последнего стала невидимой для взгляда, Кришна всё-таки поразил соперника, определив траекторию движения виманы по звуку

Линии Наска

Что такое Линии Наска, никто точно не знает. Единственным бесспорным фактом является то, что они находятся в Южной Америке, в Перу, на плато Наска в южной части страны. В 1994 году они были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этом бесспорные факты кончаются, оставляя ученым множество неразгаданных загадок.

Обе группы рисунков — геоглифов Наска и Пальпа — надо смотреть с высоты птичьего полета. Иначе просто невозможно понять, что это за явление. Если стоять рядом, то перед глазами лишь горная пустыня и убегающие вдаль линии Наска. Только на земле не приходит в голову пойти за линией, чтобы узнать, куда она ведет. Масштаб картины можно оценить, находясь в воздухе.

Но кроме линий, есть еще и рисунки. И в случае с рисунками Наска, теория снова верна — их надо смотреть из самолета. А вот линии (точнее рисунки) Пальпа подходят для того, чтобы изучить их с земли. Вполне хватит и небольшой вышки.

Полет в мифах и легендах Древнего Египта

Недавно археологи производили раскопки на кра Нильской долины, в Египте. Они наткнулись на очень древнее захоронение. Древние египтяне верили в загробную жизнь, поэтому при погребении клали в могилу множество самых различных вещей, которые якобы могли пригодиться для жизни «на том свете». Ученые нисколько не удивились, что рядом с мумией умершего человека лежали кувшины, посуда, бусы и другие предметы. Это обычное дело. И вдруг их внимание привлек предмет, как две капли воды напоминающий современный... планер. Откуда эта летающая игрушка могла взяться в могиле, которой 4 тысячи лет?!

Тогда археологи с величайшей осторожностью перевезли находку в Париж. Там с нее сделали точную копию и запустили. Нетрудно представить величайшее изумление ученых, когда модель планера такой огромной давности полетела. Кто, каким образом в глубокой древности додумался до секрета скользящего полета? Ведь первый современный планер полетел только в конце девятнадцатого столетия.

Полет в мифах и легендах Руси

Русские летописи рассказывают, что в XVI веке «смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп», якобы смастерил себе из дерева и кожи крылья и даже с успехом летал на них вокруг Александровской слободы. Понятно, что такие события мы также относим к легендам.

В России в то время правил царь Иван Васильевич, которого народ прозвал Грозным. Дошла весть про дерзкого холопа Никиту до царского слуха, и учинен был в Москве прилюдный суд. Царь приказал: «Человек не птица, крыльев не имат. Аще же приставит себе аки крылья деревянны - противу естества творит... За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову... А выдумку, аки диавольською помощью снаряженную, после божественныя литургии огнем сжечь».

И поплатился русский Икар Никитка, сын Трофимов, по прозвищу Выводков, за свою смелость головой на плахе. Это надолго отбило охоту всем остальным на Руси подражать Никите. А если кто и помышлял о крыльях, то тайно, чтобы никто не знал - ни цари, ни царевы приспешники.

Полет в мифах и легендах Древнего Рима и средневековой Италии

Летописи сообщают, что лет пятьсот тому назад один итальянец, профессор математики Данте из города Перуджи, тоже построил себе крылья. Его соседи и горожане утверждали, что якобы Данте отлично летал на них. Но все-таки и ему не повезло. Однажды у него разрушилось в полете крыло, он упал на крышу церкви и сломал себе бедро.

Полет в сказках, мифах и легендах других народов

В преданиях северных народов техника полета описывалась очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожу мог садиться любой желающий, и его жаром поднимало на небеса аж до самого Господа Бога.

На другом конце земли, у аборигенов Океании, есть подобный миф о путешествии в небесную страну предков с помощью дымовой струи: "Иолофат сел на струю дыма и поднялся в Ланг" или "Женщина вошла в дымовой столб и поднялась с ним на небо..."

В финских народных былинах «Калевала» имеется ряд повествования о том, как люди или животные летали на небо к разным светилам.

В книге «Легенды и сказки центральной Азии» мы находим монгольскую «Сказку о происхождении Большой Медведицы». В ней говорится, как семеро монголов научились летать, оставили нашу землю и улетели на небо, где образовали семь звезд Большой Медведицы.

Вывод: Обретение человеком крыльев и возможности летать - один из самых распространенных сюжетов в мифологии народов мира. Однако подавляющее большинство древних легенд на эту тему имеют печальный финал. Полет Дедала только подчеркнул невероятность этого события.

Первые полеты человека

Древняя Греция

Около 400 г. до н.э. Архит Тарентский, древнегреческий философ, математик, астроном, государственный деятель и стратег, возможно, разработал первый летательный аппарат, представляющий собой модель птицы, и, как утверждают источники, пролетел около 200 метров. Эта машина, которую изобретатель назвал Голубем, вероятно, подвешивалась на тросе или стержне во время полета.

Покорение воздушного пространства в древнем Китае

Китай - один из древнейших очагов мировой цивилизации. Люди, населявшие этот регион, построили Великую китайскую стену, подарили человечеству бумагу, порох, фейерверк и еще много полезных вещей. Из Древнего Китая дошли до нас и самые ранние свидетельства о реально существовавшем летательном аппарате.

В книге "Всеобъемлющее зеркало истории" можно встретить рассказ о полете человека с помощью воздушного змея в IV веке. Такие полеты были крайне опасны, поэтому в качестве пилотов чаще всего использовали рабов и пленных.

Подобные эксперименты продолжались и в дальнейшем. В 1271 году знаменитый итальянский путешественник Марко Поло совершил путешествие в Китай и прожил там около семнадцати лет.

В написанной с его слов "Книге" (1298 г.) содержится упоминание об удивительных полетах человека, привязанного к огромному воздушному змею, которые мореплаватель неоднократно наблюдал в Китае и сопредельных землях.

Сохранились предания и о первом китайском "космонавте". Некий вельможа Ван Гу обвязал бамбуковое кресло, на котором сидел, связкой ракет и одновременно поджег их. Со страшным грохотом кресло поднялось в воздух. Естественно, Ван Гу не смог далеко улететь, и его "корабль" упал недалеко от места старта.

«Полеты» с колоколен

Оливер из Малсбери в 1020 году, приделав самодельные кры-лья, совершил прыжок с коло-кольни монастыря. Полет был недолгим и привел к перелому ног. Но эта неудача не сломила одержимого естествоиспытателя, получившего прозвище Летаю-щий Монах, а всего лишь убеди-ла в том, что надо было установить крепление к ногам хвостовых ста-билизирующих плоскостей. Дожи-вая свои век, он много раз жало-вался, что позабыл об этой досад-ной мелочи.

Подданному турецкого султа-на Арслана II сарацину из Кон-стантинополя, прыгнувшему с одним лишь плащом, в который были вшиты ребра жесткости, повезло значительно меньше: одно из ребер жесткости слома-лось в полете, и смельчак погиб.

Так же трагично окончилась попытка гимнаста сарацина в 1178 году в Константинополе. Он решился за крупную сумму денег совершить во время очередных конных ристалищ перелет через все беговое поле. Отчаянный изобретатель самостоятельно из-готовил матерчатые крылья, при-шил их к специальному костюму, причем для жесткости вшил в крылья ивовые прутья. Он бро-сился с высокой башни и через мгновение сломал себе шею.

Подобные происшествия про-должались долгое время, когда, наконец, одному из этих тысяч смельчаков удалось в XVII веке продержаться какое-то время в воздухе и ничего себе не сломать. Счастливчика звали Жезерфеном Селиби. Прыгнув с башни в Гала-те (торговом центре Стамбула), он, прежде чем коснуться земли, по свидетельству очевидцев, про-летел некоторое расстояние по воздуху, но и только.

Леонардо да Винчи

Мне бы в небо…

Всю свою жизнь да Винчи был одержим идеей полета. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу.

В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений, он проводил опыты, но все они были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: "Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!".

Сначала Леонардо разрабатывал проблему полета при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошел до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплен, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой.

В итоге, Леонардо так и не удалось создать действующую модель летательной машины. Он концентрировал внимание лишь на устройстве крыла, мало беспокоясь о силовых составляющих механизма.

Первый парашют

Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: “Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов, то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела”. Мастер сделал эту запись в промежутке между 1483 и 1486 годом. Несколько веков спустя такое устройство получило название “парашют”.

Воздушные шары

Братья Монгольфье

После смерти отца братья унаследовали успешно работающую фабрику и смогли тратить на свои опыты и эксперименты значительные суммы, что они и не преминули сделать. А заинтересовала братьев возможность подняться в воздух. Они преследовали не только научный, но и практический интерес - возможность быстро перемещаться на значительные расстояния.

В ноябре 1782 года братья впервые сшили и наполнили горячим воздухом шелковую оболочку объемом 1 куб.м. Нагреваемый над огнем шелковый воздушный шар поднялся на высоту около тридцати метров. А уже 5 июня 1783 года братья продемонстрировали своё изобретение публике своего города. Воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.

19 сентября 1783 был осуществлен полёт монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут.

Воздушные шары других изобретателей

Полеты на воздушных шарах становились все более популярными. С начала XIX века их стали использовать для научных целей.

В 1887 г. Д. И. Менделеев совершил самостоятельный полет, чтобы наблюдать солнечное затмение.

В первых научных полетах аэронавтам удавалось подняться на высоту семь и более тысяч метров.

В 1894 г. немец Берсон на аэростате «Феникс» поднялся на высоту 9150 метров, а в 1900 году во время Всемирной выставки в Париже французы де ла Во и Костельон на аэростате «Центавр» за 35 часов 45 минут преодолели расстояние в 1922 километра, приземлившись в Киевской губернии.

В 20-30-е годы XX в. были созданы стратостаты - аэростаты с герметичной гондолой для исследования верхних слоев атмосферы. Они достигали высоты 20 километров.

Первый прыжок с парашютом

22 октября 1797 года, спустя 14 лет после того, как в небо впервые был поднят воздушный шар, знаменитый воздухоплаватель Андрэ Жак Гарнерен совершил исторический первый прыжок с парашютом с летательного аппарата (а не с башни или крыши).

Гарнерен, поднявшийся на высоту 680 метров над парижским парком Монсо вместе со своим братом, в какой-то момент скомандовал тому перерезать веревку, держащую под гондолой обтянутый холстом 8-метровый зонт.

А затем вцепившись в ручку «зонта», отправился в свободное падение, провожаемый восторженными взглядами многотысячной толпы.

Парашют Андрэ Жака Гарнерена представлял собой конструкцию из белого шелка, в форме зонта, диаметром около 8 метров. Парашют прикреплялся к баллону аэростата, а к парашютным стропам крепилась корзина.

Дирижабли

Дирижабль Меньё

Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Дирижабль Мёнье должен был быть сделан в форме эллипсоида. Управляемость должна была быть осуществлена с помощью трех пропеллеров, вращаемых вручную усилиями 80 человек. Изменяя объём газа в аэростате путём использования баллонета, можно было регулировать высоту полета дирижабля, поэтому он предложил две оболочки — внешнюю основную и внутреннюю.

Дирижабль Жиффара

Жиффар поднялся на этом шаре, вмещавшем 2500 м³ газа, 24 сентября 1852 г. с парижского ипподрома и, несмотря на довольно сильный ветер, стал делать разные повороты и боковые движения с помощью винта и особого руля; он спустился благополучно у Траппа на землю.

Дирижабль Дюпюи де Лома

Дюпюи де Лом построил свой шар овальной формы, длиной в 36 м и вместимостью в 3564 куб. метра. К лодке, шириной в 6 м и длиной в 3 метра, приделан был винт, состоящий из 4 крыльев, каждое шириной около 1 метра. Крылья были обтянуты шелковой тафтой. Винт делал 21 оборот в минуту и приводился в движение 4-мя людьми. При этой скорости винта, шар делал самостоятельно 2,22 метра в секунду. Если винт вращали 8 человек, средняя скорость его достигала 28 — 32 оборотов, и шар двигался с быстротой 2,28 м в секунду. Кроме того, между ладьей и шаром аэростата был помещен треугольный, в 5 метров высоты, парус, игравший роль руля. Парус этот с помощью мачты, укрепленной в неподвижной точке опоры, мог быть установлен в любом положении. Двойная веревочная сетка окружала весь этот воздушный корабль. Пробное поднятие, состоявшееся 2-го февраля 1872 г., с Форта-неф, в Венсенне, было очень благоприятно для изобретателя. Руль действовал, несмотря на ветер. Шар мог пройти в среднем 10 км в час. Испытание дало заранее предвиденный результат, что есть возможность двигаться против ветра, скорость которого меньше скорости аэростата.

Дирижабль Генлейна

Этот аэростат имел внутри также маленький компенсационный шар системы Мёнье. Для того, чтобы смягчить и уменьшить толчок при опускании шара на землю, внизу ладьи помещено было особое приспособление. Быстрота Гаенлейновского аэростата, выстроенного на средства капиталистов, во время опытов в Брунне, достигла максимальной величины около 5 метров в секунду.

Дирижабль Ренара и Кребса

Следующий технологический прорыв был совершён в 1884, когда был осуществлён первый полностью управляемый свободный полёт на французском военном дирижабле с электрическим двигателем La France Шарлем Ренаром и Артуром Кребсом. Длина дирижабля составила 52 м, объём — 1 900 м³, за 23 минуты было покрыто расстояние в 8 км при помощи двигателя мощностью 8 1/2 л. с.

Дирижабли в России

В XIX в. во всех странах усердно разрабатывался вопрос воздухоплавания. Существовали целые воздухоплавательные общества, издававшие по этому вопросу периодические издания.

В России воздухоплавание в XIX в. сделало большие успехи. Кроме военного воздухоплавательного отряда на Волковом поле, где каждый год совершались полеты и делались разные новые опыты, при Техническом обществе образовался новый VII воздухоплавательный отдел, который насчитывал много членов. Русские аэронавты оказали значительные услуги воздухоплаванию, как, например, Козлов, Михаил Рыкачёв, Александр Кованько.

Железные птицы

3 ноября 1881 года петербургский ученый А.Ф. Можайский получил патент на изобретение самолета - первого в мире летательного аппарата тяжелее воздуха. Над его созданием работали авиа- конструкторы ведущих стран мира, но наиболее бурное развитие авиация приобрела лишь в первой половине XX века. В 1903 году рекорд по количеству совершенных полетов поставили на своем биплане «Флайер» знаменитые братья Райт, в отличие от своих предшественников, сумев провести испытания без аварий. Самолеты использовались во время I Мировой войны. В дальнейшем конструкции летательных аппаратов совершенствовались настолько стремительно, что морально устаревали буквально за 2-3 года.

Дельтапланы

Первые прообразы дельтапланов были испытаны немецким пионером авиации Отто Лилиенталем, погибшим во время одного из полётов в 1896 году. Хотя труды Лилиенталя оказали существенное влияние на развитие авиации в целом, идея сверхлёгких летательных аппаратов была надолго забыта.

Дельтаплан — летательный аппарат, представляющий собой три дюралюминиевых трубы, соединённых между собой в передней точке и образующих в горизонтальной плоскости веер, с углом между трубами 90-140 градусов. Между трубами натянуто полотно лёгкой, но плотной и прочной синтетической ткани. Две боковые трубы и задняя кромка ткани образуют при виде сверху почти треугольник. Для сохранения формы основные трубы фиксируются вспомогательными трубами меньшего диаметра и стальными тросиками. Пилот в специальной подвеске, первоначально позаимствованной от парашюта, подвешивается на верёвке за центральную трубу в определённое место, вблизи от центра масс аппарата. Руками пилот держится за трапецию — конструкцию из трёх труб, при виде спереди представляющую собой чаще всего треугольник с горизонтальным основанием, фиксируемую в пространстве растяжками — стальными тросиками диаметром в несколько миллиметров.

Управление полётом осуществляется пилотом путём перемещения своего тела относительно точки подвески. Взлёт и посадка производятся на собственные ноги.

Освоение космоса

Ранняя история (до 1945 года)

Российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 году. Формула Циолковского, определяющая скорость, которую развивает летательный аппарат под воздействием тяги ракетного двигателя, и сегодня составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет, в частности, при определении их основных массовых характеристик.

Немецкий ученый Герман Оберт в 1920-е годы также изложил принципы межпланетного полета

Американский ученый Роберт Годдард в 1923 году начал разрабатывать жидкостный ракетный двигатель и работающий прототип был создан к концу 1925 года. 16 марта 1926 года он осуществил запуск первой жидкостной ракеты, в качестве топлива для которой использовались бензин и жидкий кислород.

Работы Циолковского, Оберта и Годдарда были продолжены группами энтузиастов ракетной техники в США, СССР и Германии. В СССР исследовательские работы вели Группа изучения реактивного движения (Москва) и Газодинамическая лаборатория (Ленинград). В 1933 году на их базе был создан Реактивный институт (РНИИ).

Полёты в космос

В 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

  • 4 октября 1957 — запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1.
  • 3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2, впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку.
  • 19 августа 1960 — совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.
  • 12 апреля 1961 - первый полёт человека в космос, Гагарин, Юрий Алексеевич.
  • 30 октября 1967 — произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188». (CCСР).
  • 15 сентября 1968 — первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии.
  • 16 января 1969 — произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5.
  • 19 апреля 1971 — запущена первая орбитальная станция Салют-1.
  • 3 марта 1972 — запуск первого аппарата, покинувшего впоследствии пределы Солнечной системы: Пионер-10.
  • 12 апреля 1981 — первый полёт первого многоразового транспортного космического корабля «Колумбия».
  • 20 февраля 1986 — вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции Мир
  • 15 ноября 1988 — первый и единственный космический полёт МТКК «Буран» в автоматическом режиме.
  • 20 ноября 1998 — запуск первого блока «Заря» Международной космической станции.

Холодная война — это исторический период с момента окончания Второй Мировой войны и до краха Советского Союза, когда две крупные сверхдержавы состояли в военно-политической конфронтации. Хотя холодная война была основана на противостоянии двух конкретных государств, она считается глобальной, так как втянуты в гонку оказались практически все державы мира.

Вторая мировая война, несмотря на свой разрушительный характер, тем не менее, дала толчок к созданию улучшенных систем вооружений, изучению дополнительных способов защиты и привела к новым мировым открытиям.

После окончания второй мировой войны и победы над Гитлером выделились две самые масштабные и сильные сверхдержавы — это СССР и США. Соперничество между странами проявлялось во всех сферах жизни и затрагивало экономику, политику, науку и идеологию. То, что появлялось у одного государства, мгновенно перетягивалось во второе с новыми улучшениями и идеями. Таким образом, у обеих держав появились сильнейшие органы управления и охраны: это американский НАТО и советский ОВД, оба государства занимались успешной разработкой ядерного оружия, активно развивали военную экономику, разрабатывали все новые средства защиты и нападения, а также выступали в качестве третьих сторон во всех возникающих военных схватках и конфликтах. Это были времена ожесточенного соперничества, скрытых конфликтов, шпионов и засланников, тайных шифров и великих научных достижений.

Причинами возникновения холодной войны стали:

  • нацеленность США на мировое господство;

Цель США была довольно понятна — ослабленные Европейские державы не могли занять пальму первенства, так как на установление привычного уклада требовалось колоссальное вложение времени и финансов. Третьи же страны мира еще были слишком неразвитыми, чтобы соперничать с сильной, современной и инновационной Америкой. США решили использовать это как шанс захвата мировых территорий и объединения всех народов под американской идеологией.

  • разница идеологий, пропагандируемых США и СССР.

В первую очередь в основе различий лежала идеология и пропагандируемый образ жизни. Взгляды коммунистического Советского Союза прямо противостояли ценностям и моралям капиталической Америки. Победа над нацистской Германией принесла Советскому Союзу небывалую славу и величие. Опасаясь распространения коммунизма, США откровенно заявила о своих правах и развернула конфликт с Советским Союзом.

Почему державы не перешли к открытым военным действиям?

Основным сдерживающим фактором послужило наличие ракетно-ядерного оружия у обеих держав в огромном количестве. Открытые военные действия между двумя мировыми лидерами неизбежно привели бы к полному уничтожению Земли.

Победитель в гонке

Итоги холодной войны оказались неоднозначными и в некотором смысле даже противоречивыми.

Если говорить конкретно о двух противниках, холодная война была завершена с развалом Советского Союза в 1991 году. Послевоенная экономическая система СССР не выдержала гонки вооружений. Слишком быстрый скачок развития и резкая модернизациях всех действующих государственных предприятий страны привели к развалу государства на отдельные автономные державы. Коммунистическая идеология и политика Сталина оказались неприемлемыми для многих участников СССР, в ходе чего социалистический лагерь развалился.

Россия оказалась прямой преемницей СССР и сохранила свой статус ядерной державы и место в ООН. США остались единственной сверхдержавой, и американские ценности и идеология жизни постепенно начали внедряться на территорию постсоветского пространства.

Однако в ходе холодной войны было совершено два значимых для мирового развития открытия: ядерное оружие и первый полет в космос. И хотя СССР и нельзя назвать победителем в гонке, роль ученых и их открытий в мировом опыте бесценны, космическая гонка между США и СССР принесла миру невероятные достижения.

О первом полете человека в космос

Космос на протяжении долгих столетий будоражил ума ученых и казался недосягаемым. Однако научный прогресс позволил сделать первые шаги в начале ХХ века. Продуктивные освоения космоса начались с запуска на орбиту скандально известных Белки и Стрелки, которые стали первыми мировыми космонавтами и покорителями космического пространства. Меньше года спустя после этого события советские ученые отважились на первый запуск человека в космос. 12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин отправился бороздить просторы космоса на космическом корабле. Время нахождения Гагарина в космосе составило целых 108 минут, что было невероятно по тем меркам. Первый полет человека в космос признан колоссальным успехом и достижением советских ученых, а 1961 год стартом освоения новых неизведанных территорий невесомости и триумфом человеческого сознания над неизвестной материей.

Как же это было?

История первого полета в космос неодназначна, газеты во многом приукрасили события. И хотя подвиг Гагарина не ставится под сомнение, многие неточности полета были вскрыты лишь впоследствии. Первая космическая ракета тщательно разрабатывалась и простраивалась в течение 50 лет, проходя множество осмотров, тестирований и испытаний. Космодром Байконур стал отправной точкой первого космического полета.

Юрий Гагарин совершил полет вокруг орбиты земли, преодолев 41 000 км. Молодой летчик-космонавт стал одним из самых уважаемых людей общества, а также кумиром для сотни молодых людей, мечтавших вслед за ним покорить космос. Не смотря на тщательную продуманность и запланированность первого полета, в ходе него произошло множество непредсказуемых событий. Например, перед выходом в атмосферу Земли в корабле произошел собой, из-за чего он кувыркался в течение 10 минут. Приземление под Саратовом также не было запланировано, космонавт промахнулся на 2800 км. 12 апреля 1961 года официально признанная дата, когда отмечается День Космонавтики .

Первый выход человека в открытый космос

Вторым серьезным шагом к освоению космоса стал выход человека в пространство открытого космоса. Данная миссия была возложена на экипаж космического корабля «Восход-2», который состоял из Александра Беляева и Алексея Леонова.

Следующий целью советских ученых стал выход человека в открытый космос. В марте 1965 года космический корабль «Восход-2» унес в космическое пространство экипаж корабля , который состоял из П.А. Беляева и А.А. Леонова. 18 марта Алексей Архипович Леонов осуществил выход в открытый космос, космонавт покинул корабль и удалился от корабля на 5 метров. Время, проведенное в открытом космосе, составило 12 минут, 9 секунд.

Фото улыбающегося Леонова в космическом шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, добавляя известности советскому союзу. Однако мало кто знал, каких усилий стоили космонавтам тренировки перед полетом, а ученым - построение оснащенного корабля и скафандров.

Специально для «Восхода-2» были разработаны специальные скафандры под названием «Беркут», в которых космонавты могли бы покинуть территорию корабля и остаться в живых. «Беркут» имел дополнительный герметичный слой, а на спине располагался ранец с запасом кислорода. Скафандр было достаточно объемным и тяжелым, так что космонавтам пришлось пройти дополнительную подготовку.

Касательно поведения человека в открытом космосе ученые строили множество теорий. Большинство из которых основывались на невозможности нахождения человека в открытом космосе: космонавт будет либо лишен возможности двигаться, либо приварится к кораблю, либо попросту сойдет с ума. Однако пессимистичные теории не оправдались, в назначенный час икс, Леонов оттолкнулся от корабля и мягко выплыл в открытый космос. Чувствовал себя космонавт хорошо, о чем свидетельствовал его доклад , Леонов полностью выполнил всю запланированную программу. С возвращением на корабль возникли трудности, так как раздувшийся в невесомости скафандр не позволял Леонову пробраться в шлюз. Леонов самостоятельно принял решение понизить давление в «Беркуте» и ринулся в шлюз головой вперед. При возвращении на Землю произошло происшествие — система корабля дала сбой, и космонавтам пришлось перейти на ручное управление. Посадка ракеты произошла в глуши пермских лесов, оперативной группе удалось спасти обоих героев. Первый выход человека в открытый космос был успешно завершен, а Алексей Леонов навсегда внес свое имя в историю космонавтики. Газеты дали СССР новое имя — космическая сверхдержава .

Первый полет женщины в космос

Валентина Владимировна Терешкова первый женщина-космонавт , отправившаяся в неизведанную космическую стихию. В июне 1963 года Валентина на корабле «Восток-6» 45 раз облетела вокруг Земли, проведя в космосе 71 час.

Проведенные в космосе часы стали далеко не самыми счастливыми в жизни женщины, так как корпус самого корабля был крайне тесным и неудобным, а в ходе полета выявилось множество недочетов системы. Кроме этого полет был чрезвычайно рискованным, никто из ученых не обладал точными данными о последствиях влияния космоса на женский организм и здоровье.

Итоги достижений

Космическая гонка — одно из ключевых «сражений» холодного противостояния двух сверхдержав. В течение 18 лет СССР и США активно боролись за право первенства в научных достижениях и освоении космоса.

Вот десять самых признанных космических достижений:

  1. Разработка и построение первой космической ракеты.
  2. Впервые созданные и запущенный в космос искусственный спутник Луны.
  3. Первое существо (собака), отправленное на земную орбиту.
  4. Первое животное-космонавт, запущенное на орбиту Земли.
  5. Запуск искусственного спутника Солнца и старт изучений нашей звезды.
  6. Станция на Луне.
  7. Человек впервые на просторах космоса.
  8. Первый проход по открытому космическому пространству.
  9. Построение моста между двумя планетами.
  10. Первый эксперимент с живыми растениями и существами во время облета Луны.
  11. Станция на Марсе.

21 ноября 1783 года исключительный День не только в истории воздухоплавания, но и во всей человеческой истории. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре .

Интересно, что за год до этого очень известный французский математик и астроном, сделавший немало открытий, академик Лаланд (1732-1807) писал: "Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе. Добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела ".

Но видимо не прислушались Жозеф и Этьенн Монгольфье к словам авторитетного ученого. И правильно сделали. Медленно, но уверенно: шаг за шагом они продвигались к Мечте .

В ноябре 1782 года братья впервые сшили и наполнили горячим воздухом шелковую оболочку объемом 1 куб.м. Нагреваемый над огнем шелковый воздушный шар поднялся на высоту около тридцати метров. А уже 5 июня 1783 года братья продемонстрировали своё изобретение публике своего города. Воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.

19 сентября 1783 был осуществлен полёт монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах.

Вся публика Парижа обсуждала возможность свободного полёта воздушного шара с человеком на борту. Предполагалось, что люди могут задохнуться на высоте более километра, если до этого не умрут от разрыва сердца. Но разве могло это отпугнуть и остановить отважных и целеустремленных мужчин? Конечно, нет.

Тем не менее, на следующий строящийся монгольфьер Людовик XVI приказал посадить двух преступников, приговоренных к смертной казни. Это с неодобрением было воспринято дворянством. Общественное мнение было настолько возбуждено, что Людовик XVI заколебался. После долгих переговоров государь наконец дал разрешение дворянам подняться в воздух. Для полета был выбран Пилатр де Розье. Для сохранения равновесия необходим был еще один пассажир. Им стал армейский офицер маркиз д"Арланд, активно отстаивающий права дворян на первый полёт.

Полёт состоялся 21 ноября 1783 года . Стартовав около 14.00 от замка ла Мюетт в Буллонском лесу (парк на западной окраине Парижа) воздушный шар поднялся на высоту около 3000 футов (1 км). Корзина пассажиров была разделена на три части: по обеим сторонам - места для пассажиров, по середине - горелка. При необходимости пассажиры могли подбросить в огонь топливо и таким образом контролировать высоту полета. Для поддержания необходимой теплоты жгли сырую солому, обрезки старой ткани и испортившееся мясо. Пилатр прекрасно знал, как надо управлять шаром. Он точно чувствовал, когда необходимо погреть воздух, а когда позволить ему охладиться. Маркиз де Арланд был менее активен, его больше интересовало полюбоваться Парижем с высоты птичьего полета.

Пролетев около пяти миль (9 км) за 25 минут, перелетев Сену, первые воздухоплаватели приземлились на холме Бют-о-Кай между ветряными мельницами невдалеке за городским валом. Народ их приветствовал как национальных героев. Братья Монгольфье и всё человечество праздновали победу. Именно в этот день было доказано, что любая мечта, любое стремление человека может осуществиться при достаточном приложении упорства, мужества, знаний и целеустремленности. Этот день - это Победа оптимизма и романтики над пессимизмом и серостью.