Подвиги совершивший князь александр невский. Святой Александр Невский — житие

18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России. В этот день войска святого благоверного князя Александра Невского одержали в 1242 г. победу над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

Не в силе Бог, а в правде!

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать – Феодосия – рязанская княжна, дочь Мстислава Удалого.

С малых лет Александра воспитывали как будущего князя – не только воина, но и политика: знакомили с летописями, переводами византийских хроник. Отрок читал знаменитую «Александрию» – повествование о походах Александра Македонского, но главной его книгой была Библия – Александр хорошо ее знал и нередко цитировал.

«От юного возраста и от младых ногтей всякому делу благо научен быстро»,

Семилетним мальчиком будущий великий князь впервые приехал в вольный Новгород, так непохожий на его родной Переславль. На Торговой стороне огромного города вели шумный торг заморские и русские купцы. У пяти пристаней Волхова стояли русские ладьи, шведские и норвежские шнеки, немецкие и датские суда. У купцов был свой торговый суд, без совета которого Новгород не заключал ни одного внешнеторгового договора. Внутри городских укреплений проживало более 20 тыс. горожан. В самом городе и вокруг него действовали 21 мужской и женский монастырь – втрое больше, чем в столице русских земель Владимире.

По обширности своих владений Новгород превосходил такие вольные города, как Любек, Бремен, Венеция и Генуя. От Финского залива до Уральских гор стекалась в Новгород богатая дань – меха, мед, воск, моржовый клык, рыба.

В центре этой торговой державы Александр обучался государственным делам – присутствовал на вече, слушал беседы отца, постигая искусство политики и защиты своих княжеских прав от внутренних и внешних посягательств. В 16 лет он стал князем-наместником Новгорода. То было трудное время.

К нападению на Псков и Новгород готовились Ливонский и Тевтонский духовно-рыцарские ордены. С начала XII в. на Эстонию упорно посягала Дания. Подписанный в июне 1238 г. немецко-датский договор о союзе предусматривал совместное нападение датских крестоносцев на Новгород. Папа призывал шведских рыцарей выступить с оружием в руках против Финляндии, где Новгород укрепил свое влияние после походов Ярослава.

В 1237–1238 гг. Русь постигла настоящая катастрофа – вторжение в ее пределы татаро-монголов: гибель Рязани, Коломны, Владимира, Торжка, что в свою очередь усилило натиск католического Запада.

Летом 1240 г. шведские феодалы вторглись в пределы Новгородской земли. По Неве на множестве кораблей они достигли устья речки Ижоры. Здесь остановились на отдых. Разведка донесла Александру Святославичу о вторжении иноземцев и месте расположения их лагеря.

Юный князь действовал смело и решительно. Во главе своей дружины и небольшого отряда новгородцев он выступил в поход на врага. Перед этим он вошел в храм Святой Софии и со слезами молился о даровании победы. Окончив молитву, вышел из храма, осушил слезы и, обращаясь к дружине, сказал:

«Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!»

С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Ободренный Александр повел с молитвой войско на шведов.

15 июля 1240 г., в День святого Владимира, новгородцы неожиданно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятеля и стали их рубить топорами и мечами. Сам князь Александр Ярославич копьем «возложил печать» на лицо шведского предводителя Биргера (зятя шведского короля).

В этой битве шведы потерпели сокрушительное поражение, а Александр за мужество был назван Невским. Победа Александра сохранила для Руси берега Финского залива, ее торговые пути в страны Запада, остановила шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси.

Но уже осенью к Новгороду подступила новая опасность: немецкие рыцари из Ливонского ордена и их союзники датчане взяли крепость Изборск, пал Псков. Александр потребовал от новгородского боярства расходов для срочной подготовки к войне. Те воспротивились властному князю. Тогда Александр со всем своим «двором» ушел в Переславль-Залесский.

Но немцы с датчанами уже разбойничали на Русском Севере и даже построили свой замок на Копорском погосте. Испуганные натиском врага, новгородцы умолили Александра вернуться. Князь не стал чиниться и уже весной 1241 г. со вновь сформированными суздальскими полками вошел в город.

Набрав новгородское ополчение, Александр взял штурмом Копорье.

Зимой 1242 г. Александр Ярославич вместе с братом Андреем, приведшим владимирские полки, захватили Псков. Ливонцы, собрав все свои силы, выступили им навстречу. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера – это было Ледовое побоище, вошедшее во все учебники военного искусства.

Боевой строй рыцарей русские называли «свиньей» – тупой клин и острие, стороны которого составляла закованная в броню конница. Клин разбивал строй противника, а находившиеся внутри него пешие воины завершали разгром.

Александр Невский встретил рыцарей на Узмени, неширокой протоке между Чудским и Псковским озерами, близ обрывистого Вороньего камня. Нарушив традиционное построение войска, князь Александр разместил пешее ополчение против острия клина, а основные силы сосредоточил на флангах. Ополченцы мужественно вступили в бой и, как и ожидалось, не выдержали удара. В это время с флангов ударила конница, а с тыла – отборная дружина Александра.

Летописец дает такую картину сражения:

«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью… И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство…»

Ливонский орден поспешил заключить мир. Приехавшие в Новгород послы-крестоносцы клялись:

«Что зашли мы с мечом… от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите».

За русский город Юрьев, который был завоеван рыцарями в 1214 г. и переименован в Дерпт, ливонцы обещали «юрьевскую дань» (ее платили и в XVI в.).

Наши историки, как правило, высоко оценивают военные достижения Александра Невского. Сергей Михайлович Соловьев писал:

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

«Мы знаем истинное учение Церкви»

После своих великих битв Александр Ярославич жил и трудился на благо Руси еще два десятилетия: управлял Великим Новгородом, много сил отдал укреплению северо-западных рубежей Руси. В частности, в 1253 г. он отразил немецкое нападение на Псков, в 1256 г. в суровых условиях зимы совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.

Между тем Ярослав Всеволодович был вызван в Караком и отравлен там 30 сентября 1246 г. После смерти отца, Александр с братом Андреем впервые (в 1247 г.) поехали в Орду на поклонение к Батыю, а отсюда по воде Ярославичам пришлось совершить далекое путешествие в Монголию к великому хану. Два года употребили они на эту поездку и возвратились в 1250 г. с ярлыками на княжения: Андрей, хотя и младший брат, получил по воле хана первый по значению Владимирский стол, Александр же – Киев и Новгород. Александр не поехал в разоренный татарами Киев, а жил то в Новгороде, то в Переславле-Залесском, Андрей обосновался во Владимире.

Желая сыграть на чувствах сына, в 1248 г. Папа Римский прислал к Александру Нев¬скому послов – кардиналов со своей буллой. Они уверяли, что еще отец Александра хотел подчиниться римскому престолу, но смерть помешала этому. Поэтому сыну следует выполнить волю отца. Взамен Папа предлагал союз для борьбы с Ордой. Александр Невский не поддался на уловку:

«Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не принимаем и знать не хотим».

Тем временем между братьями нарастали серьезные разногласия. Андрей склонялся к мысли об освобождении от Ордынской зависимости силой оружия. Александр полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, и поэтому поддерживал добрые отношения с Ордой (даже побратался с сыном Батыя Сартаком). Когда во Владимире и еще нескольких городах вспыхнули восстания, Андрей возглавил повстанцев.

Решающая битва произошла в июле 1252 г. Силы были слишком неравны, дружины Андрея и его брата Ярослава разгромлены, а сам он чудом спасся и убежал с семьей в Швецию. Для наказания восставших на Русь была направлена карательная экспедиция под началом царевича Неврюя («Неврюева рать»). Северо-Восточные земли Руси были разграблены и разорены, множество людей убито или увезено в плен, сожжен Переславль-Залесский, уничтожено много сел и деревень.

После этого сражения Батый передал ярлык на великое княжение Владимирское Александру Ярославичу Невскому. В том 1252 г. князь с триумфом вернулся во Владимир. Его встретил «у Золотых ворот митрополит и вси игумени, и граждане и посадили на столе отца его Ярослава… И бысть радость велика в граде Володимери и во всей земли Суздальской» («Лаврентьевская летопись»).

Власть князя распространялась не только на Владимир и Новгород, он оказывал свое влияние на политику Полоцкого, Витебского и Смоленского княжеств.

Великий князь Владимирский

Великокняжеский стол Александр Невский занимал 10 лет. Что сделал князь за это время? Прежде всего, продолжая дело своего отца, восстанавливал разрушенные города, собирал в них жителей, строил церкви. Более того, в 1261 г. стараниями святого Александра и митрополита Кирилла епархия Русской Православной Церкви была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды. Характеризуя благочестие своего героя, автор «Жития» пишет:

«И умножились дни жизни его в великой славе. Ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу».

Эти 10 лет были временем тишины, спасительной для истерзанной страны. В многочисленных княжеских делах Александр Невский не забывал дел христианской любви: немало золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских полоненных, многих вывел из татарской неволи…

Беспокойства причинял лишь вольный Новгород. В 1257 г. началась перепись населения с целью упорядочить сбор дани и Новгород восстал. Александр сурово расправился с восставшими, а от Орды добился отсрочки от проведения переписи, откупившись богатыми дарами. Через год переписчики снова явились в Новгород, и под угрозой применения силы жители согласились дать «число». Князь лично участвовал в организации переписи, а его дружина обеспечивала безопасность переписчиков. С тех пор Новгород не видел у себя татарских чиновников, хотя и выплачивал дань…

В 1262 г. в городах Ростове, Ярославле, Владимире, Суздали, Устюге начались стихийные восстания. Они были вызваны бесчинствами бесермен-купцов, которым хан отдал на откуп сбор дани и от коих была «великая пагуба». Восставшие повсюду убивали или изгоняли откупщиков… В Орде объявили сбор полков, чтобы наказать мятежников.

Александр Невский незамедлительно отправился в Сарай, чтобы умолить хана Менгу-Тимура не посылать на Русь карательную экспедицию. И ему удалось это сделать! Кроме этого, князь добился освобождения от дани Православной Церкви, передачи сбора дани в руки самих русских князей, а также отмены такой тяжелой повинности, как предоставление русскими полков для участия в татарских военных походах.

Последние переговоры в Сарай-Бату шли трудно, хан удерживал Александра Невского почти год. И отпустил его на родину поздней осенью 1263 г., когда князь тяжело заболел (существует версия, что он был отравлен, как и отец). Добравшись до Нижнего Новгорода, он совсем занемог. В Городце-на-Волге, чувствуя приближение смерти, князь принял схиму с именем Алексия. 14 ноября 1263 г. Александр Ярославич скончался. Митрополит Кирилл, получив известие о смерти князя, сказал: «Солнце наше закатилось!»

В «Житии» рассказывается, как провожали его в последний путь: «Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия».

Уже в XIII в. Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых. Тогда же была создана первая редакция его «Жития». Общероссийское празднование святому было установлено на церковном соборе 1547 г., который провел митрополит Макарий.

Русская Православная Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября.

А.Г. Глухов, заслуженный работник культуры
И.В. Воробьева, историк

Православный полководец, русский князь, святой Александр Невский жил в XIII веке. За годы своего правления одерживал решительные победы в неравных боях с крестоносцами, сохраняя целостность территории Святой Руси.

Глубокая вера и сердечная молитва сопровождала князя в ходе всей его жизни, на исходе которой он принял иноческую схиму.

Краткая биография Александра Невского

Родился Александр Ярославич в переяславской княжеской семье в 1221 году, 13 мая. Короткое детство он провел в Переславле-Залесском, городе, расположенном в современной Ярославской области, в 140 км от Москвы.

Ярослав Всеволодович, как дальновидный отец, принял решение посвятить сына в воины, когда ребенку исполнилось 4 года, одновременно мальчик получил титул князя. Обряд исполнил епископ Суздальский Симон в местном Спасо-Преображенском Соборе.

В семилетнем возрасте Александр совместно с родным братом Федором, девятилетним князем, остались править в Новгороде без отца, с верными боярами. Из-за народного неприятия братья на время возвратились в Переславль, но, спустя два года, Ярослав Всеволодович снова оставляет сыновей управлять Новгородом.

В 1233 году умер Федор, мальчику было всего 13 лет, и Александр остался княжить один. В пятнадцатилетнем возрасте молодой воин стал полноправным князем Новгородским, так как его отец уехал править Киевом.

За время жития и княжества, правитель бесстрашно воевал с крестоносцами, одержал блестящие победы над шведами на Неве, над немцами на Чудском озере и над литовцами у Жижицкого озера, умело сохранял мирные отношения с монголами. Умер полководец во время возвращения из Орды на Святую Русь в 1263 году, 14 ноября, в 42-летнем возрасте.

Икона Святого Благоверного князя Александра Невского

Хранитель русских земель и православной веры от посягательств католической церкви, великий князь был канонизирован в 1547 году.

Чаще всего его лик изображается на иконах в воинских доспехах.

Но есть и другие варианты изображения Благоверного Князя: в одежде схимника в зрелом возрасте, с рукой, прижатой к сердцу.

Как воин, он защищал православную веру от притязаний Папы Римского и мусульман. Как схимник он и по сей день отвечает на искренние молитвы о судьбе русского народа, о защите Отечества от вражеских нападений, о придании мужества перед воинским подвигом.

Исторический портрет Александра Невского

На период правления князя выпали нелегкие испытания. Папа Римский Иннокентий IV вознамерился подчинить православный народ католической церкви, снарядив против Руси крестовые походы.

Находясь между двух огней: католиков и татаро-монгольского ига, правитель выбрал путь сохранения православия.

Он бросился в бой против крестоносцев и заключил мировое соглашение с монголами, терпимо относящимися к вере русского народа.

Своим верным служением Родине и Христу, князь стал знаменитым родоначальником московских правителей и вошел в историю как святой покровитель Православия на Руси.

Деятельность

Мудрый политик и управленец, князь осознавал силовое превосходство монголов над русским народом, а потому стремился к мирным отношениям с монгольскими ханами. Ему удалось добиться разрешения для русских князей привозить дань хану, что позволило получить годы передышки от набегов монгольских баскаков.

Многие силы князь бросил на укрепление границ городов и восстановление торговых связей, прерванных нашествием татаро-монголов, поддерживал деятельность ремесленников, благоволил к летописцам.

Подвиги Александра Невского

В 1240 году на разграбленную татаро-монголами Русь двинулись крестовым походом шведы. Их предводитель Ярл Биргер был настолько уверен в своей победе, что, направив надменное письмо русскому князю, вольготно расположился со своим войском у устья Ижоры (бассейн реки Невы).

Молясь о помощи Божией, правитель с малочисленной дружиной тайно двинулся к месту остановки крестоносцев. Внезапным нападением на расслабленного противника 15 июля 1240 года русскому полководцу удалось нанести ему значительные потери. Шведы бежали вниз по течению, спасая остатки своего войска.

Вскоре после битвы возле Невы правителю пришлось сразиться с немецкими крестоносцами, захватившими Псков и вторгшимися в Новгородские просторы, промышляя разбоем и грабежом. В 1241 году русскому войску удалось отбить Копорье с его крепостью, и только к следующему году с большими потерями воины Александра отбили Псков.

Грядущее итоговое сражение должно было состояться на псковской земле, куда двинулся Ливонский Орден с подкреплением. Однако, видя, что в начале апреля лед еще крепок, русский полководец принимает решение встретить врага на мелководье Чудского озера 5 апреля 1242 года.

Разгадав тактику противника, который выстроился клином, русский князь ослабил середину своего войска, сконцентрировав основные силы на флангах. Глубоко впустив врага в окружение, войско Александра ударило с боков, заставив немцев бежать по кровавому льду. Отступая, враг нес колоссальные потери, как от рук новгородских воинов, так и от проваливавшегося льда под тяжестью ливонских доспехов.

Жена Александра Невского

Супругой Новгородского правителя в 1239 году стала 16-летняя княжна Александра Брячиславна. Она была из полоцкого рода, который славился непокорностью.

В то время, пока основные представители полоцкой династии находились в ссылке, в Полоцке княжили их жены, а потому воспитание юная дева получила для своего времени необычное. Предположительно, в отсутствии мужа княжна управляла Новгородом. Дата смерти супруги князя неизвестна, ее останки хранятся в городе Владимире, в Успенской церкви.

Дети великого полководца

За годы жизни в браке Александра Брячиславна родила пятерых сыновей, каждого с разницей примерно в 5 лет, а также единственную дочь Евдокию. Младший сын Даниил впоследствии прославился как первый московский князь, правящий с 1263 года.

Почему Александр Невский назван «Невским»

Разгром шведского войска близ слияния реки Невы с Ижорой не позволил неприятелю занять побережье Финского залива и двинуться далее в северо-западном направлении.

В память о стратегически значимой битве русскому князю было дано прозвище «Невский». Есть еще одна версия ответа на вопрос, почему так звали Александра Невского: полководцу принадлежало право владения Невской местностью.

Как умер русский правитель

В 1262 году, когда произвол монгольских откупщиков превысил возможные границы и терпение русских людей было на исходе, возникло массовое восстание сразу в нескольких городах Руси. В результате откупщики были изгнаны, а разгневанный хан Берке стал готовиться к новому разорительному походу на Русь.

Русскому правителю в ходе длительного визита удалось переубедить монгольского хана, что избавило отчизну от новой войны. Проведя в Орде почти целый год, правитель заболел.

По дороге домой, предчувствуя скорую кончину, он подстригся в монахи и отошел к Богу в качестве схимника с именем Алексий. Скончался правитель 14 ноября 1263 года в Нижегородской области (Городец).

Где похоронен бесстрашный полководец

Тело святого было погребено в городе Владимире. Спустя много лет, в 1724 году, мощи Благоверного были перевезены из Владимирского Рождественского монастыря в северный город на Неве.

С подачи Петра I Невский князь стал святым заступником Санкт-Петербурга, того места, где его малочисленное войско поразило шведских крестоносцев. В Троицкой церкви Александро-Невской Лавры мощи заступника покоятся по сей день.

Итоги правления Александра Невского

По итогам успешных оборонительных боев, князь сохранил православие на Руси, не преклонившись под железную руку Римского Папы. Сохраняя шаткое перемирие с монгольскими ханами, ему удалось во многом восстановить разрушенное хозяйство своих владений и наладить торговые отношения с соседями, что привело к росту экономики.

Свою жизнь князь посвятил проповеди и насаждению православной веры и Евангелия. Даже в Орде он смог организовать православную общину.

Святой правитель не проиграл ни одного сражения, за что прославился как непобедимый глубоко верующий воин. Во время разгрома шведов на Неве ему исполнилось всего 19 лет.

Идеалом воина для Невского был его тезка, Александр Македонский, чье жизнеописание стало настольной книгой правителя.

Образ Александра Невского в искусстве

Не сохранился ни один документ, содержащий информацию об истинном облике Святого князя и описание его внешности. А потому художники изображали правителя исходя из своих представлений о его облике.

Как светловолосый воин Невский князь представлен на картине О.С. Маслова, Ф. Моллер изобразил его с русыми волосами. Композитор С.С. Прокофьев посвятил подвигам русского воина одноименную кантату.

В 1938 году вышел на экраны фильм С. Эйзенштейна, рассказывающий о жизни и характере правителя. Картина имела огромную популярность в годы ВОВ.

Заключение

Мудрые решения, непоколебимая вера во Христа, любовь к Святой Руси и народу — характеризуют древнерусского князя как олицетворение мужественности, верности и отваги. В Санкт-Петербурге ежегодно отмечается день памяти перенесения мощей Святого Благоверного князя Александра Невского. Каждый год, 12 сентября, организуется общегородской крестный ход для детей и взрослых по Невскому проспекту.

Княжение Александра Невского совпало с одним из самых значительных моментов русской истории. Произошло окончательное перенесение центра государственной жизни из Киева на север Руси. Сложилось мощное национальное самосознание.
К 13 веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самоё её существование – её своеобразие и самобытность поставлены под вопрос. Развернувшаяся на великой Восточно – Европейской равнине как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в 13 веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон – латинской Европы и монгольской Азии.
В 1206 году в сердце Азии произошло событие, во многом определившее дальнейшие судьбы истории. Началось монгольское движение на Китай, Туркестан, Малую Азию, Европу. Меньше чем через 20 лет после того передовые конные отряды Чингисхана уже нанесли русским князьям страшное поражение на Калке.
Почти одновременно не менее значительное событие произошло в Европе: в 1204 году западноевропейские крестоносцы взяли приступом Царьград и страшно разграбили его; православное Византийское царство было низвергнуто; на месте его основана Латинская империя.
Вслед за Византией пришёл черёд и Руси. Наступление на неё началось на всех западных границах. Венгрия и Польша бросились на Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале 13 века в Риге (ливонский орден) и Пруссии (тевтонский орден) и оттуда повели наступление на Псков и Новгород; наконец, шведы двинулись на Русь через Финляндию; мечём и огнём немцы и шведы обращали в латинство как язычников литовцев, эстов и финнов, так и православных – русских.
Годы высшего напряжения двусторонней опасности для русских земель и княжеств – конец 1230-х – 1240 год. Зима 1237 – 1238 годов – первый татарский погром Руси (преимущественно северо-восточной); в 1240 году татарами взят Киев (6 декабря); в июле того же года, побуждаемый папой на крестовый поход против неверных, шведский правитель и полководец Биргер высадился на берегах Невы.
Русь могла погибнуть между двух огней, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал в качестве союзника Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитой решил отбиваться от Запада.
Как известно, Европа не смогла оказать серьёзного военного сопротивления монгольской державе, которая побеждала повсюду (при Легнице в Силезии, на реке Солоней в Уграх). Монгольская волна залила всю Восточную и Среднюю Европу – Венгрию, Силезию, Моравию, Хорватию, Балканы; весной 1242 года ордынцы стёрли с лица земли Будапешт. Таким образом, вся «большая политика» Даниила Галицкого кончилась неудачей; он имел успех только в борьбе с непосредственными соседями – литовцами. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его вотчина – Галицко-Волынская земля – была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито до наших дней.
Полную противоположность деятельности Даниила Романовича представляет собой деятельность Александра Ярославича. Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападения латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьём Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить cаму душу. Латинство было воинствующей религиозной системой, стремившейся подчинить себе и по своему образу переделать православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозной системой. Оно несло с собой законы гражданско-политические (Чингисова Яса), а не религиозно-церковные. Одним из принципов монгольской державы была именно широкая веротерпимость.
В 1236 году князь Ярослав, отправившись походом из Новгорода на Киев, посадил сына своего Александра князем в Новгороде. В 1239 году Ярослав должен был лично ехать в Орду для выражения покорности. Под прикрытием монгольского мира на Востоке сын Ярослава Александр в эти именно годы блистательно отбивал все нападения с Запада. В битве близ устья Ижоры на берегу Невы в 1240 году Александр разгромил многочисленное войско шведов. За это сражение он получил прозвание Невский. В 1241 году Александр взял крепость Копорье со всем немецким гарнизоном, а в начале 1242 года освободил от немцев Псков. Главное же сражение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища.
Победа над крестоносцами прославила Александра и сделала его одним из самых крупных военачальников своего времени. В дальнейшем ему неоднократно пришлось командовать русскими воинами, защищая границы древней Руси на всём их протяжении. Так, в 1256 году полки Александра Невского совершили тяжелейший переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии. Известие об этом походе потрясло всю Европу, поскольку подобного удара шведы никогда не испытывали. Даже Папа Римский Александр IV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство.
После смерти отца Александр оказался в непосредственной близости к Востоку; ему пришлось уже самостоятельно выбирать между Востоком и Западом. И Восток, и Запад звали его каждый на свою сторону… В 1248 году была составлена папская булла, в которой папа обещал Александру за признание Римского престола помощь ливонских рыцарей против татар.
Славному победителю внешних и внутренних врагов России предстояла другая, более трудная победа – над самим собой. Доселе он не склонялся в Орде и мог по справедливости гордиться этим. Уже много князей перебывало в Золотой Орде, но Александр не совершал ещё этого тяжкого пути. Теперь наступила пора, когда он должен был пожертвовать великой славой полководца и из любви к своей родине идти на поклон к Батыю. Сам Батый потребовал к себе Александра, и победитель стольких врагов покорно отправился в Орду. Он знал, что всякое прекословие татарскому хану только навлечёт на обессиленную тогда Русь новые бедствия. Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Христианский подвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда, наоборот, внутреннее: не только брань видимая, но и брань невидимая, борьба с соблазнами душевными, подвиг самодисциплины и смирения.
Для сохранения земли Русской от пожарищ и разграблений князь Александр Невский четырежды побывал в Орде и сумел своими дипломатическими усилиями оградить её от беспощадных татаро-монгольских набегов. В делах княжеских не забывал Александр дел христианской любви: много золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских пленных; многих сумел вызволить из лютой татарской неволи. Трудами митрополита Кирилла и князя Александра Невского в 1261 году в Золотой Орде была основана Сарайская православная епархия для удовлетворения духовных нужд христиан, живущих в степной империи.
Во многих северорусских городах в 1262 году народ избил татарских откупщиков дани, не понимая, что за каждым баскаком стояла грозная сила всей монгольской империи. Александру пришлось срочно ехать в Орду умилостивлять хана, разгневанного мятежом. Князю удалось уладить дело благополучно: хан Берке удовольствовался его извинениями и новыми изъявлениями покорности. Спасение Русской земли от нового разорения было последним политическим актом Александра.
В Орде Александр пробыл почти год. На обратном пути он заболел (в Нижнем Новгороде) и в Городце на Волге умер (14 ноября 1263 года).
Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной святым благоверным великим князем Александром Ярославичем Невским.

Л.П. Киверина,
Волгоград

Библиография

1. Г.В. Вернадский. «Начертание русской истории» — Прага, 1927 г.
2. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. – Волгоград, 2003.
3. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Святорусскую. Составил священник Михаил Едлинский. – СПб., 1903; переиздано М., 2001.
4. М. Хитров «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание» — Москва, 1893; переиздано М., 1991.
5. Г. Шалаева. Кто есть в истории цивилизации. – Москва, «Слово», 2008.

Великий князь Александр Невский (1220-1263) защитил ядро Руси от вооруженной и духовной агрессии геополитических противников Руси в середине 13 века.


Александр Невский одержал знаменитые победы над шведами (Невская битва 15 июля 1240 года, отсюда прозвище) и рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года).

В 1237 году рыцари-монахи двух орденов - Тевтонского и Меченосцев, объединившись, создали мощный Ливонский орден. Фактически образовалось государство, целью существования которого стал захват Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения.


Начавшееся завоевание шло трудно. Прибалтику тогда населяли древние балтские народы: эсты, литва, жмудь, ятвяги и пруссы. Все они находились в состоянии гомеостаза (равновесия с природной средой), и сил этих народов хватало только на выживание в родном ландшафте. Потому в борьбе с Ливонским орденом прибалты ограничивались обороной. Но поскольку оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми, первоначально особых успехов немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддерживало очень воинственное племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника - шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь.


Постепенно немцы обратили в крепостное состояние леттов, но эсты отказались покориться им, имея значительные связи с русскими. Существование этих связей подтверждает такой факт: города, которые ныне называются Таллин и Тарту (до революции соответственно: Ревель и Дерпт), имеют русские исторические имена Колывань и Юрьев (по христианскому имени основателя этого города Ярослава Мудрого).


В 1240 году шведский флот вошел в устье Невы, подошел к месту впадения в нее речки Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород.


Новгородцы призвали на помощь молодого князя Александра Ярославича, известного благодарным потомкам под именем Александра Невского. Тогда ему шел лишь двадцать второй год, но это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное, настоящий патриот своей родины. Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Героически погиб слуга Александра - Ратмир, пешим бившийся сразу со многими противниками. Не ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях с места разгрома.


Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась. Тевтонские рыцари в 1240-1241 гг. усилили натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. А в Пскове среди бояр обнаружилась сильная прогерманская партия. Опираясь на ее помощь, немцы к 1242 году захватили этот город, а также Ям и Копорье и снова начали угрожать Новгороду.Зимой 1242 года Александр Невский со своими суздальскими, или, как тогда говорили, "низовскими", дружинами при поддержке новгородцев и псковичей напал на стоявший в Пскове немецкий отряд. Освободив Псков, он двинулся на главные силы ливонцев, которые отступали, минуя Чудское озеро. На западном берегу озера, у Вороньего камня, немцам пришлось принять бой.


На льду Чудского озера ("на Узмени, у Вороньего камня") произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище.


Рыцарей поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями, и союзники ордена - ливы. Рыцари построились "свиньей": самый мощный воин впереди, за ним - двое других, за теми - четверо, и так далее. Натиск такого клина был неотразим для легковооруженных русских, и Александр даже не пытался остановить удар немецкого войска. Напротив, он ослабил свой центр и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Ливы побежали, немцы сопротивлялись отчаянно, но, так как время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные рыцари стали тонуть.


"И гнались за ними, избивая, семь верст по льду". Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество "чуди" и 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. "И возвратился князь Александр с победою славною, - рассказывает Житие святого, - и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя "Божьими рыцарями".


Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия латинства. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах.


Ледовое побоище вместе с Невской победой дало полное торжество Православию над происками против него со стороны римского папы и надолго остановило наступательные движения против Руси шведов и немцев в самые горестные и трудные годы русской жизни


В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными и возвращены все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: "Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу - от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили - готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите".


Потерпев поражение на поле брани, римская церковь решила уже другими, дипломатическими средствами подчинить себе русские земли. В Новгород прибыло чрезвычайное посольство от папы Иннокентия IV.


Римский папа прислал к Александру Невскому двух своих знатнейших вельмож - кардиналов Гольда и Гемента с письмом, в котором требовал перехода Александра вместе со своим русским народом в латинство. Хитрые кардиналы, вручив Александру папское послание, помеченное 8 февраля 1248 года, стали, разумеется, всячески его уговаривать перейти в латинство, уверяя, что, только отрекшись от Православия, он найдет помощь у западных государей и тем спасет как себя, так и свой народ от татар. На это Александр, до глубины души возмущенный таким предложением, грозно отвечал им: "Слышите, посланцы папежстии и прелестницы преокаянныя. От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык и да начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до Воскресения Его и на небеса всшествия, и до царствия Великого Константина, и до первого Собора и до седьмого Собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем".


В этом ответе Александра надлежит видеть отнюдь не какую-то его ограниченность. Нежелание вступать даже в прения с папскими легатами означало нравственный, религиозный и политический выбор князя. Он отказывался от возможного союза с Западом против татар, потому что, наверное, слишком хорошо понимал, что на деле Запад ничем не сможет помочь Руси; борьба же с татарами, к которой призывал его папский престол, может стать гибельной для страны.


Александр Невский отверг предложение папы римского принять католичество и титул короля и остался верен православию (на это согласился Даниил Галицкий, великий князь Галицко-Волынской Руси).


Римский папа объявил крестовый поход против ПРАВОСЛАВИЯ И РУСИ (напомним, что по наущению папы, в 1204 году крестоносцы захватывают православный Константинополь, который подвергается жутким грабежам и разорению).


В 1247 году Александр Невский стал Великим князем Владимирским. Для защиты от внешней военной и духовной агрессии, А.Невский заключил стратегический военно-политический союз с Золотой Ордой. Он связал себя клятвой в побратимстве с сыном Батыя, Сартаком (христианином-несторианцем). Батый, став приемным отцом Александра Невского, помогает русским отразить агрессию католицизма. ПРАВОСЛАВИЕ И РУСЬ БЫЛИ СПАСЕНЫ. Вооруженные отряды католицизма были разгромлены. Агрессия с Запада провалилась.


Поход Батыя от Аральского моря до Адриатического отдал во власть монголов всю Восточную Европу, и казалось с православием все будет окончено. Но обстоятельства сложились так, что события потекли по иному руслу. Во время похода Батый рассорился со своими двоюродными братьями, Гуюком, сыном самого верховного хана Угедея, и Бури, сыном великого хранителя Ясы Чагатая. Отцы стали на сторону Батыя и наказали опалой своих зарвавшихся сынков, но когда умер в 1241 году Угедей и власть попала в руки матери Гуюка, ханши Туракины, дружины Гуюка и Бури были отозваны - и бедняга Батый оказался властителем огромной страны, имея всего 4 тысячи верных воинов при сверхнатянутых отношениях с центральным правительством. О насильственном удержании завоеванных территорий не могло быть и речи. Возвращение в Монголию означало жестокую смерть. И тут Батый, человек неглупый и дальновидный, начал политику поиск союза с русскими князьями Ярославом Всеволодовичем и его сыном Александром. Их земли не были обложены данью.


В начале 1248 года Гуюк внезапно умер. Батый, получивший перевес сил, возвел на престол сына Толуя, Мункэ, вождя христианско-несторианской партии, а сторонники Гуюка были казнены в 1251 году. Сразу же изменилась внешняя политика монгольского улуса. Наступление на католическую Европу было отменено, а взамен начат был "желтый крестовый поход", в результате которого пал Багдад (1258). Батый, сделавшийся фактическим главой империи, укрепил свое положение, привязал к себе новых подданных и создал условия для превращения Золотой Орды в самостоятельное ханство, что и произошло после смерти Мункэ, когда новая волна смут разорвала на части империю Чингисидов. Несторианство, связанное с царевичами линии Толуя, оказалось за пределами Золотой Орды.


Такое положение (дружба и союз Александр Невского и Сартака) продолжалось до смерти Сартака в 1256 году, после чего Берке-хан перешел в ислам, но позволил основать в Сарае епархию в 1261 году и благоволил православным, опираясь на них в войне с персидскими ильханами.


Александру Невскому пришлось испытать невероятное потрясение: под угрозой оказалась вся его политическая линия. В 1256 году умер его союзник Батый, и в том же году из-за симпатий к христианству был отравлен сын Батыя Сартак. И кем? Братом Батыя Берке-ханом, который опирался на ордынских мусульман. Берке принял ислам, вырезал несториан в Самарканде, отравил своего племянника и установил мусульманскую диктатуру, хотя и без дальнейших религиозных гонений. Верный своему принципу борьбы за интересы Отечества, Александр Невский и на этот раз "положил душу за други своя". Он отправился к Берке и договорился об уплате дани монголам в обмен на военную помощь против литовцев и немцев.


В 1261 году в Сарае усилиями Александра Невского и монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа. Он не подвергался никаким гонениям; считалось, что епископ Сарский является представителем интересов Руси и всех русских людей при дворе великого хана. Если на Руси начиналась княжеская усобица, хан присылал сарского епископа с татарским беком (обязательно христианином), и они решали спорные вопросы на княжеских съездах. Если кто-то не считался с принятым решением и пытался продолжить удельную войну, его принуждали к миру с помощью татарской конницы.


Опираясь на союз с Берке, Александр решил не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность. Он заключил с литовским князем Миндовгом, своим ровесником, союз, направленный против крестоносцев.


Александр Ярославич находился на пороге своей второй, не менее значительной, чем в случае с Ордой, дипломатической победы. Но в 1263 году в разгар подготовки совместного похода против Ливонского ордена, возвращаясь из очередной поездки в Орду, князь скончался. Можно предположить, что Александр Ярославич умер, выражаясь современным языком, от стресса. Действительно, столь сложные дипломатические акции, блестящие победы, борьба с соотечественниками требовали слишком большого нервного напряжения, которое не каждому по силам. Однако кажется странным то, что вскоре умер и Миндовг. Невольно напрашивается мысль, что причиной смерти князя Александра был не стресс; скорее, в смерти Александра и Миндовга следует видеть усилия агентов католиков , действовавших на Руси и в Литве.

Военно-политическое объединение Руси с Золотой Ордой в 1247 году несомненно. Это объединение произошло спустя 9 лет после похода Батыя. Дань же русские князья стали платить лишь в 1258 году. Переворот Мамая в 1362 году привел к разрыву традиционного союза Руси и Золотой Орды. Затем Мамай вошел в союз с католиками для борьбы с православной Москвой. В 1380 году, в ходе Куликовской битвы, этот союз против Православия и Руси был уничтожен.


Иными словам, Александр Невский признал суверенитет хана Золотой Орды, и случилось это в том самом году, когда папа объявил крестовый поход против православной Руси. Очевидная взаимосвязь этих событий дает право на понимание ситуации РУСЬ-ОРДА, как военно-политического союза. Великий князь Владимирский становится союзником хана Золотой Орды. Именно русские войска составляли основу монгольского войска, которое завоевало Персию и Сирию, захватило Багдад в 1258 году.


Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра Невского. В соборном мнении потомков выбор Александра Ярославича получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли русская православная церковь признала князя святым.


Золотая Орда давала Русской Православной Церкви специальные ярлыки, по которым любое поношение православной веры каралось смертной казнью .



Сформулированная Александром доминанта поведения - альтруистический патриотизм - на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до 19 века привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И наконец, именно потомками Александра Ярославича Невского строилась на развалинах древней Киевской Руси новая Русь. Сначала она называлась Московской, а с конца 15 века стала называться Россией. Младший сын Александра Невского, Даниил, получил "во княжение" крохотный городок в глуши - Москву.

6 декабря Церковь чтит память святого благоверного великого князя Александра Невского. Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра — для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг ратной славы предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: рыцари католических орденов стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая судьбоносное значение этой Истины Христовой в русской жизни, святой князь Александр принял на себя тяжкий крест державного защитника чистоты веры, хранителя и оберегателя духовной полноты русской государственности.

Подвиг смирения ожидал его в отношениях с надменной и пресыщенной победами монгольской Ордой. Хан Батый послал сказать князю: Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей? Видя в случившемся попущение Божие и наказание за грехи междоусобной княжеской вражды, святой Александр решил признать старшинство хана, не желая терзать Отчизну ужасами еще одной войны.

— Не бойтесь убивающих тело, провозглашает Слово Божие. Бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне (Мф.10. 28). Душа России всегда жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением угрожало русской жизни еретическое латинство.

Сделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великое Православное Царство, защитницу и хранительницу Вселенского Православия.

— Не в силе Бог, а в правде. Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 6 декабря (день его отпевания). И вторично — 12 сентября (день перенесения его святых мощей из города Владимира в царствующий град святого Петра).

Княжение Александра Невского (1236-1263) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища «крестоносцев» (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена).

Ужас такого положения выражался в том, что с одной стороны над русскими землями нависла угроза нашествия степных кочевников — монгол, что непременно вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед знаменами западного католицизма.

Русь была ослаблена захлестнувшими её междоусобными войнами. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. Брат шел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия.

Благоверный князь Александр Невский стал центральной фигурой новой, возрождавшейся из развалин мелкокняжеских уделов Руси, и именно к нему были обращены взоры как к защитнику и объединителю земель перед лицом золотоордынской угрозы и католических захватчиков.

В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с братом Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники.

Александр освободил Псков и отсюда, не теряя времени, двинулся к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру.