Подвиг во имя человечества. Подвиг во имя жизни

По теме:

Старуха Изергиль").

Цели:

1) обучающие:

· расширить знания учащихся о литературных направлениях;

· показать особенности романтизма на примере легенды о Данко;

· проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного своеобразия;

2) развивающие:

· развивать логическое мышление и связную речь учащихся;

· совершенствовать навыки работы учащихся с художественным текстом;

3) воспитывающие:

· через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию , гордости, добру, способности к самопожертвованию.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку, портрет М. Горького, иллюстрации к произведению.

Ход урока.

1.Создание психологической атмосферы урока.

Придумано кем-то просто и мудро

С улыбкой здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Доброе утро пусть длится до вечера!

С предвкушения доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе начнем наш трудовой день.

2. Актуализация знаний учащихся.

Ю. Левитанский в одном из стихотворений сказал:

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.


О чём это стихотворение?

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде

чудесного факела, который попал человеку

в руки на мгновение, и его нужно заставить

пылать как можно ярче, прежде чем передать

грядущим поколениям.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу о жизни?

(Жизнь человека должна быть яркой, интересной и

принести пользу другим поколениям).

II. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Максима Горького, который в своих произведениях создал немало образов сильных смелых людей. Мы продолжим знакомство с «Легендой о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль», рассказом о его короткой, но яркой жизни.

Главная героиня этого рассказа произнесла очень важные слова:

«…… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни…

Попытайтесь определить тему, цели и задачи урока.

Тема урока «Подвиг во имя людей»

ž Выявить основную идею «Легенды о Данко».

ž Дать характеристику образу Данко.

ž Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.

Вспомните, что такое подвиг.

(Подвиг – это героический поступок, совершённый в опасных условиях,

связанный с риском).

В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

(Когда человек понимает, что другим людям грозит смертельная опасность и без помощи им не выжить).

3.Проверка домашней работы.

Проблема: какие события легли в основу героического образа Данко?

Эссе по ключевым словам.
Данко.
1. Болото и тьма.
2. Две дороги.
3. Страх сковал людей.
4. В очах Данко – сила и свет.
5. Трудный путь.
6. Факел великой любви к людям.

Самостоятельная работа, обсуждение в группах, презентация – 3-5 минут.

Да - Нет
1. Помог людям, спас им жизни. 1. Лишил себя жизни.
2. Совершил героический поступок. 2. Никто не оценил его поступка.
3. Растоптали сердце.
Дебаты.

III. Защита проектов

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895году. Тема рассказа – о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье.

Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

1. Сопоставление Легенды о Данко с библейской легендой о Моисее.

Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

Чтение Библейского сюжета в презентации.

Сопоставительный анализ.

1) В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко?

Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах - выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и в другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение.


2) Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

2. «Легенда о Данко» – романтическое произведение?

Работа с литературными терминами.

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в духе романтизма.

Чтение материала по учебнику (с. 89). Запись основных пунктов.

Работа по таблице (презентации)

Как можно охарактеризовать романтического героя?

Данко сильный, гордый, свободолюбивый. Но такие люди одиноки, они разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.

В основе композиции произведения – антитеза.

!!!Физминутка

Почему Горький выбирает романтический тип героя?

1) Время начала творчества М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.

2) Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.

3) Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.

4) Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».

5) Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.

3. Сопоставительный анализ «Легенды о Ларре» и «Легенды о Данко».

2 легенды – 2 жизненные позиции.

4. Миф о Прометее. Что общего в подвиге Данко и Прометея?

Рефлексия.

v Я считаю, что урок был полезен для меня, потому что…

v Я думаю, мне удалось…

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

v Ты молодец.

v Я доволен твоей работой на уроке.

v Ты мог бы поработать лучше.

· Какие цели и задачи мы определили в начале урока? Все ли из них мы достигли?

· Выявить основную идею «Легенды о Данко».

· Дать характеристику образу Данко.

· Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.

Оценивание.

А. де Сент - Экзюпери говорил: «Суди себя сам. Это самое трудное. Если ты сможешь правильно судить себя, значит, мы поистине мудр». Поэтому я предлагаю оценить каждому из вас свою работу на уроке.

Домашнее задание (по выбору)

1. Написать сочинение-рассуждение, выбрав одну из тем

2). «Ради чего стоит жить и бороться?»

3). «Подвиг во имя…»

2. Рассказ «Герои сегодняшнего дня».

Почему эти люди так поступили? Была ли необходимость в их героизме?

Чем они похожи на Данко.

3.Легенды и наше время. Напишите рассуждение (5 - 6 предложений по одному из вопросов)

Можете ли вы привести факты, свидетельствующие о том, что такие индивидуалисты, как Ларра, были во все времена?

Уверены ли вы, что в нашем обществе оценили бы подвиг Данко?

Кого сегодня можно назвать героем?

Литература.

1. , Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, 368 с. - (В помощь школьному учителю).

2. Груздев и его время. 1868- 1896: 3-е изд. М., 1962.

В период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. особое значение имела трудовая деятельность крупных учёных и работников научных организаций в СССР, которые вместе с тружениками тыла внесли значительный вклад в дело освобождения нашей Родины от немецко-фашистских агрессоров.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Подвиг во имя Родины», посвящённого трудовому подвигу советских людей в период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., для обучающихся 9−11-х классов.

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (урока мужества, классного часа)
«Подвиг во имя Родины», посвящённого трудовому подвигу советских людей в период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., для обучающихся 9−11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование гражданской и социальной идентичности личности обучающегося, ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. на основе изучения трудовой деятельности крупных учёных и работников научных организаций СССР, которые вместе с тружениками тыла внесли значительный вклад в дело освобождения нашей Родины от немецко-фашистских агрессоров.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере героизма трудового народа;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную вразличных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • развитие умения у обучающихся ставить и формулировать собственные задачи при изучении различных исторических ситуаций.

Задание.

Прочтите высказывание Президента Академии наук СССР Владимира Леонтьевича Комарова 23 сентября 1941 г. и выполните задания:

«Нет большей чести для учёного, чем работать для укрепления боевой мощи Красной Армии в дни её решающих сражений».

Дайте характеристику данному высказыванию. Предположите, о каких решающих сражениях на советско-германском фронте летом-осенью 1941 г. говорит учёный.

Попробуйте сформулировать цель и задачи занятия.

Задание.

Патриотическая песня "Священная война"

Плакат "Родина-мать зовёт!"

Плакат "Родина-мать зовёт!"

«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовёт!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах.

Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населённый пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастёрок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами.

Танк Т-34

Танк Т-34

Самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны является танк Т-34.

T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») - советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942-1947 годов - основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85.

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода №183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод №183.

До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Реактивный миномёт "Катюша"

Реактивный миномёт "Катюша"

Ярким символом Победы является реактивный миномёт «Катюша».

21 июня 1941 года, за день до вторжения вооружённых сил фашистской Германии на территорию СССР, Советское правительство приняло постановление о начале производства реактивных систем залпового огня.

Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение и позже были названы ласковым женским именем «Катюша». Официально их называли гвардейскими реактивными миномётами.

Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях 14 июля 1941 года. Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана Флёрова обстреляла вражеские войска и технику в городе Рудня, поддержав обороняющиеся части Красной Армии. А через 2 дня показала высокую эффективность при уничтожении эшелонов на железнодорожном узле города Орша в Белоруссии.

С весны 1942 года реактивный миномёт устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6.

Особенностью боевого применения реактивной артиллерии в 1943 году явилось её широкое использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками.. Эту задачу она выполняла главным образом путём массирования огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также при разрыве их в непосредственной близости. Лёгкие и средние танки поражались даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них.

Когда в 1945 году Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости, встал вопрос о применении «Катюш» в условиях городских боев. Нужно было эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость противоборствующих подразделений делала применение ракет опасным для своих пехотинцев. Выход был найден - тяжёлые реактивные снаряды М-31 в транспортировочных ящиках устанав­ливали прямо в проёмах окон и с расстояния 20-30 метров били по про­тивнику, укрывшемуся в домах и подвалах.

Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», ряд аналогичных прозвищ («Андрюша», «Ванюша») был дан советскими бойцами и другим установкам (БМ-31 и др.) реактивной артиллерии, но эти прозвища не получили столь широких распространения и популярности и в целом известны значительно меньше.

На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним. Всего советская промышленность за годы войны произвела более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии.

Орден Победа

Орден Победа

Орден Победа является высшим военным орденом и самой уникальной наградой в мире. Правом награждения удостаивались только лица высшего командного состава Красной Армии за проведение успешных боевых операций, в результате которых коренным образом менялась обстановка в пользу Красной Армии.

Орден Победа является очень дорогой наградой. При его изготовлении использовались платина, золото, серебро, эмаль, 5 искусственных рубинов и 174 мелких бриллианта.

В истории задокументировано всего 20 награждений и 17 награждённых (трое награждались дважды, а один (Л. И. Брежнев) был лишён награды посмертно). Кавалерами ордена дважды стали маршал Г. К. Жуков, И. В. Сталин и начальник генштаба А. М. Василевский.

В знак особого отличия была учреждена мемориальная доска для внесения кавалеров ордена Победа. Мемориальная доска установлена в Большом Кремлёвском дворце.

Орден Славы

Орден Славы

Орден Славы - военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Орденом награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации - и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.

Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград - Георгиевский крест.

Орден Славы состоит из трёх степеней: I, II и III степени. Высшей степенью является I степень. Награждение производилось в порядке строгой последовательности - от низшей степени к высшей.

Награждённые орденом Славы трёх степеней удостаивались права на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты – старшины, имеющие звание старшины – младшего лейтенанта, младшие лейтенанты в авиации – лейтенанта.

За отличия в боях Великой Отечественной войны и подвиги в других военных конфликтах было вручено около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч - II степени и 2678 - I степени. По уточнённым данным, полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2671 человек, среди них - четыре женщины.

Знамя Победы

Знамя Победы

Первым знаковым символом начала Великой Отечественной войны стала песня «Священная война», известная также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!». Она стала своеобразным гимном защиты Отечества.

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор Александр Васильевич Александров написал музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.



Герои Великой Отечественной войны


Александр Матросов

Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.

В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.

Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.

На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.

Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.

Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.

Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.

Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.

Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.

Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой - в бою.

Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на оккупированной фашистами территории.

Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала ее на территории Белоруссии, куда она приехала на каникулы.

В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные.

В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.

Подпольная антифашистская организация, действовавшая в районе современной Луганской области. Насчитывала более ста человек. Младшему участнику было 14 лет.

Эта молодежная подпольная организация была образована сразу после оккупации Луганской области. В нее вошли как кадровые военные, оказавшиеся отрезанными от основных частей, так и местная молодежь. Среди самых известных участников: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Василий Левашов, Сергей Тюленин и многие другие молодые люди.

«Молодая гвардия» выпускала листовки и совершала диверсии против фашистов. Однажды им удалось вывести из строя целую мастерскую по ремонту танков, сжечь биржу, откуда фашисты угоняли людей на принудительные работы в Германию. Члены организации планировали устроить восстание, но были раскрыты из-за предателей. Фашисты поймали, пытали и расстреляли более семидесяти человек. Их подвиг увековечен в одной из самых известных военных книг Александра Фадеева и одноименной экранизации.

28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.

В ноябре 1941 года началось контрнаступление на Москву. Враг не останавливался ни перед чем, совершая решающий марш-бросок перед наступлением суровой зимы.

В это время бойцы под командованием Ивана Панфилова заняли позицию на шоссе в семи километрах от Волоколамска - небольшого города под Москвой. Там они дали бой наступающим танковым частям. Сражение длилось четыре часа. За это время они уничтожили 18 бронированных машин, задержав атаку соперника и сорвав его планы. Все 28 человек (или почти все, здесь мнения историков расходятся) погибли.

По легенде, политрук роты Василий Клочков перед решающей стадией боя обратился к бойцам с фразой, ставшей известной на всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»

Контрнаступление фашистов в итоге провалилось. Битва за Москву, которой отводили важнейшую роль в ходе войны, была проиграна оккупантами.

В детстве будущий герой переболел ревматизмом, и доктора сомневались в том, что Маресьев сможет летать. Однако он упрямо подавал документы в летное училище, пока наконец не был зачислен. В армию Маресьева призвали в 1937 году.

Великую Отечественную войну он встретил в летном училище, но вскоре попал на фронт. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам Маресьев смог катапультироваться. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу. Но уже началась гангрена, и врачи ампутировали ему обе ноги.

Для многих это означало бы конец службы, но летчик не сдался и вернулся в авиацию. До конца войны он летал с протезами. За эти годы он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 - уже после ампутации. В 1944 году Алексей Маресьев перешел на работу инспектором и дожил до 84 лет.

Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».

Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО.

Виктор Талалихин начал воевать уже в советско-финляндскую войну. На биплане сбил 4 вражеских самолета. Затем служил в авиационном училище.

В августе 1941 года одним из первых советских летчиков совершил таран, сбив в ночном воздушном бою немецкий бомбардировщик. Причем раненый летчик смог выбраться из кабины и спуститься на парашюте в тыл к своим.

Затем Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Погиб во время очередного воздушного боя около Подольска в октябре 1941-го.

Спустя 73 года, в 2014-м, поисковики нашли самолет Талалихина, оставшийся в подмосковных болотах.

Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта.

Солдат Андрей Корзун был призван в армию в самом начале Великой Отечественной войны. Он служил на Ленинградском фронте, где шли ожесточенные и кровопролитные бои.

5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста.

Командир 3-й Ленинградской партизанской бригады.

Уроженец Петрограда, Александр Герман, по некоторым данным, был выходцем из Германии. В армии служил с 1933 года. Когда началась война, пошел в разведчики. Работал в тылу врага, командовал партизанским отрядом, который наводил ужас на солдат противника. Его бригада уничтожила несколько тысяч фашистских солдат и офицеров, пустила под откос сотни железнодорожных составов и подорвала сотни автомашин.

Фашисты устроили за Германом настоящую охоту. В 1943 году его партизанский отряд попал в окружение в Псковской области. Пробиваясь к своим, храбрый командир погиб от вражеской пули.

Командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта

Владислав Хрустицкий был призван в ряды Красной Армии еще в 20-е годы. В конце 30-х окончил бронетанковые курсы. С осени 1942-го командовал 61-й отдельной легкой танковой бригадой.

Он отличился при операции «Искра», положившей начало к поражению немцев на Ленинградском фронте.

Погиб в бою под Волосово. В 1944 году враг отступал от Ленинграда, но время от времени предпринимал попытки контратаковать. Во время одной из таких контратак танковая бригада Хрустицкого угодила в ловушку.

Несмотря на шквальный огонь, командир приказал продолжить наступление. Он обратился по радио к своим экипажам со словами: «Стоять насмерть!» - и первым пошел вперед. К сожалению, в этом бою храбрый танкист погиб. И все же поселок Волосово был освобожден от врага.

Командир партизанского отряда и бригады.

Перед войной работал на железной дороге. В октябре 1941 года, когда немцы уже стояли под Москвой, сам вызвался на сложную операцию, в которой был необходим его железнодорожный опыт. Был заброшен в тыл противника. Там придумал так называемые «угольные мины» (на самом деле это просто мины, замаскированные под каменный уголь). С помощью этого простого, но эффективного оружия за три месяца была подорвана сотня вражеских составов.

Заслонов активно агитировал местное население переходить на сторону партизан. Фашисты, прознав это, переодели своих солдат в советскую форму. Заслонов принял их за перебежчиков и приказал пропустить в партизанский отряд. Путь коварному врагу был открыт. Завязался бой, в ходе которого Заслонов погиб. За живого или мертвого Заслонова была объявлена награда, но крестьяне спрятали его тело, и оно не досталось немцам.

Командир небольшого партизанского отряда.

Ефим Осипенко воевал еще в Гражданскую войну. Поэтому, когда враг захватил его землю, недолго думая, ушел в партизаны. Вместе с еще пятью товарищами он организовал небольшой партизанский отряд, который совершал диверсии против фашистов.

Во время одной из операций было решено подорвать вражеский состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Взрывчатку должен был устанавливать сам Осипенко. Он подполз к железнодорожному мосту и, увидев приближение поезда, кинул ее перед составом. Взрыва не последовало. Тогда партизан сам ударил по гранате шестом от железнодорожного знака. Сработало! Под откос пошел длинный состав с продовольствием и танками. Командир отряда выжил, но полностью потерял зрение.

За этот подвиг его первым в стране награждили медалью «Партизану Отечественной войны».

Крестьянин Матвей Кузьмин появился на свет за три года до отмены крепостного права. А погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза.

Его история содержит немало отсылок к истории другого известного крестьянина - Ивана Сусанина. Матвей тоже должен был вести захватчиков через лес и топи. И, как и легендарный герой, решил ценой своей жизни остановить врага. Он отправил вперед своего внука, чтобы тот предупредил отряд партизан, остановившийся неподалеку. Фашисты угодили в засаду. Завязался бой. Матвей Кузьмин погиб от руки немецкого офицера. Но свое дело сделал. Ему шел 84-й год.

Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.

Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться - помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

04 октября 2017 года в Военном институте (Железно-дорожных войск и военных сообщений) прошел торжественно-траурный Митинг посвященный 76-й годовщине совершения подвига Героем Советского Союза сержантом Мирошниченко В.П.

Массовым в годы Великой Отечественной войны был героизм воинов-железнодорожников.

Одним из самых ярких подвигов, стал подвиг сержанта Железнодорожных войск Виктора Петровича Мирошниченко.

4 октября 1941 года фашистские бронетанковые части вышли к реке Снопоть. Железнодорожный мост через реку был заминирован. Взорвать переправу приказали группе бойцов, возглавляемой сержантом В.П. Мирошниченко.

Когда вражеские танки и пехота вступили на мост, Мирошниченко привел в действие подрывную машинку, но взрыва не последовало: осколком снаряда перебило электрическую сеть. Выход оставался один...

Истекая кровью от полученной раны, Мирошниченко добрался до заряда и поджег обрывок бикфордова шнура! Раздался мощный взрыв. Вместе с многотонными мостовыми фермами рухнули в воду фашистские танки и пехота.

Сержант Виктор Петрович Мирошниченко ценой собственной жизни выполнил приказ. Остановил врага.

За подвиг, совершенный на реке Снопоть, (Брянская область), Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1942 года ему посмертно , было присвоено звание Героя Советского Союза.

Навечно зачислен мужественный воин в списки 76 -го отдельного железнодорожного батальона. В 2-й роте, где служил герой, стоит его аккуратно заправленная кровать, рядом на стене — портрет сержанта В. П. Мирошниченко.

Привлекает внимание выдержка из приказа Министра обороны СССР, она гласит:«Его беззаветная преданность Родине и беспредельная верность присяге, должны служить примером для всего личного состава Вооруженных Сил» .

Ежедневно на вечерней поверке старшина первым про¬износит имя Героя, и правофланговый, чеканя каждое слово, отвечает:

Сержант Виктор Петрович Мирошниченко - погиб смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Именем Героя Виктора Мирошниченко названы многие школы и улицы по всей нашей стране.

Во всех частях и соединениях Железнодорожных войск воздвигнуты памятники посвященные Герою Советского Союза сержанту Мирошниченко В.П.

Ежегодно в Железнодорожных войсках проводятся состязания на лучшего специалиста (расчет) Железнодорожных войск, посвященный Памяти Героя Советского Виктора Петровича Мирошниченко.

Подвиг сержанта Мирошниченко - это образец беззаветного служения Родине, он зовет всех нас быть всегда готовыми отдать все силы, а если потребуется и жизнь, защищая свое Отечество.