Подготовка к выходу на природу. Подготовка к походу

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!






В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!


Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.


Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.






2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»


4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например: придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.




6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.


1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.


Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.


Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.


1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.


1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.


3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.


6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.


«Поиск аналогов» необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег шерсть (холодный теплая), уголь (белый черный), металл (легкий тяжелый), камень (мягкий твердый).


«Хорошо–плохо» берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.


«Поиск общих признаков» берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» игроки разгадывают тайну, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить Да или Нет. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.




« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.


«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.


Активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.


У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо: 1) правильно подготовиться к походу; 2) соблюдать правила безопасного поведения в природных условиях. Давайте рассмотрим эти вопросы на примере туристского похода школьников.

Туристы обычно подготовлены к автономному существованию. Для них это нормальное явление, они идут на это сознательно. Они планомерно готовятся к жизни вдали от населённых пунктов, самостоятельному приготовлению пищи, оказанию первой помощи.

Подготовка к походу

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы и экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков.

Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. Существует инструкция, в которой определены обязанности руководителя и членов группы при подготовке и проведении похода, по предотвращению экстремальных ситуаций. Главная задача при подготовке и проведении похода - это обеспечение безопасности .

Не думайте, что поход - это сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно, и слишком жарко.

Туристскую группу школьников обязательно возглавляют двое взрослых: руководитель группы и его заместитель. Если во время похода что-то произойдёт с руководителем, его место займёт заместитель.

Руководителя группы назначают из опытных туристов. Он несёт ответственность за жизнь и здоровье членов группы. Поэтому он обладает абсолютной властью, как капитан корабля.

Подготовки требуют и многодневные, сложные походы, и одно-двухдневные. Подготовка предусматривает определение целей и задач похода, разработку маршрута, приобретение продуктов питания, подготовку общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Особенно много времени занимает подготовка к многодневному походу. Так как многодневные походы часто проводят вдалеке от дома, от населённых пунктов, необходимо тщательно разработать маршрут, познакомиться с климатическими условиями района путешествия. С учётом разработанного маршрута, климата и рельефа местности подбирают необходимое снаряжение группы и приобретают продукты питания.

В интересах безопасности продукты и снаряжение желательно распределять так, чтобы у каждого члена группы были самые необходимые в экстремальной ситуации вещи: спички, какие-либо продукты, личная посуда, позволяющая приготовить пищу (например, железная кружка), и нож.

Руководитель похода после разработки маршрута представляет его в маршрутно-квалификационную комиссию, членами которой являются самые опытные туристы, хорошо знающие выбранный для похода район. Они проверяют правильность разработки маршрута, запасные варианты выхода на случай непредвиденных обстоятельств, соответствие снаряжения, дают советы и консультации.

О маршруте и сроках его прохождения руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий того района, где будет совершён поход. Поисково-спасательные службы действуют во всех областях, краях, республиках России. Сообщения им посылают для того, чтобы они смогли оперативно оказать помощь группе, если она вовремя не возвратится из похода или подаст сигнал об экстремальной ситуации, в которой оказалась.

    «От группы туристов, совершающих путешествие по отрогам горного массива Иегош, поздним вечером был получен сигнал бедствия. У 18-летней студентки Сочинского политехнического колледжа Жени Горбуновой начались резкие боли в животе. Уже через час в воздухе был вертолёт «Сиецавиа» с пятью спасателями на борту. В темноте найти группу не удалось, и тогда ребята решили десантироваться. Это был самый драматичный этап операции: в дождливую и ветреную погоду спуститься по верёвке с высоты 30 метров совсем не просто. Но парни один за другим скользнули в темноту. За ночь разыскали туристов, сообщили их точные координаты, оказали заболевшей девушке первую помощь. А уже утром вторым рейсом вертолёта пострадавшая была доставлена в Сочи и госпитализирована...»

Наконец маршрут разработан и проверен, подготовлены снаряжение и продукты, поставлена в известность местная поисково-спасательная служба. Но и даже после тщательной подготовки группа не застрахована от экстремальных ситуаций.

Правила безопасного поведения на природе

У туристов существуют чёткие правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Эти правила направлены на обеспечение безопасности.

    Запомните: в походе необходимо быть дисциплинированным, ведь большая часть экстремальных ситуаций в природе возникает из-за недисциплинированности участников.

Во время движения члены группы идут в колонне по одному. Впереди в роли направляющего может идти руководитель или штурман группы, сзади - замыкающий. У него ответственная задача: следить, чтобы колонна не растягивалась, никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников, то замыкающий решает, останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок. Но в любом случае он сначала сообщает об этом руководителю.

    Запомните: на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы.

Особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам местности. Можно поскользнуться на крутом горном склоне, на сырых камнях на берегу горной реки, на переправе через неё, оступиться при движении по болоту, да и просто запнуться ногой за поваленное дерево, ветку в густой траве.

Опасны последние километры дневного перехода. Накапливается усталость, снижается внимание.

В группе всегда назначается участник, ответственный за оказание первой помощи. Уметь её оказывать должны все члены группы, но у назначенного на эту должность хранится медицинская аптечка. Среди туристов принято считать, что поход проведён успешно, если медикаменты и перевязочные средства не потребовались.

    Запомните: если быть внимательным и соблюдать осторожность, медикаменты не понадобятся.

Надо быть осторожным у костра, нельзя пить сырую воду... Как запомнить, что можно, а что нельзя? Очень просто - об этом расскажут на занятиях туристского кружка и всему научат: ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, вязать специальные туристские узлы (см. приложение 3).

На маршруте и на привале настоящие туристы бережно относятся к окружающей природе, стараясь как можно меньше нарушать её гармонию.

    Запомните: мы - гости природы и должны вести себя прилично.

Стойки для палаток не надо вырубать из живых деревьев на каждом привале, лучше взять разборные, лёгкие из дома. Ушли в прошлое вырубленные рогульки и перекладины для подвешивания вёдер над костром: туристы теперь носят с собой лёгкий разборный таганок или тросик. Соблазнительно подстелить под палатку пушистые еловые ветки, но правильнее взять с собой теплоизоляционный коврик.

Для подвешивания вёдер над костром туристы используют тросик

У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы.

Собираясь в незнакомый лес, расспросите о местности маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района, изучите её. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами, а ещё надёжнее - с кем-то из взрослых. Уходя, надо сообщить об этом родителям или кому-то из взрослых.

Выходя из населённого пункта, надо определить направление дорог, идущих от него. Узнать, какими ориентирами ограничен участок леса, в который собираетесь идти.

У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует понятие «границы полигона» Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые выходить нельзя.

На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушёл далеко из района соревнований, а выходил в определённом направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее шёл к месту сбора. Рассмотрим это на примере показанного на схеме района соревнований у деревни Дровяная.

Границы полигона: с севера - река Андога и овраг с пересыхающим ручьём, с востока - реки Андога и Стача, с юга - река Стача, с запада - железная дорога и дорога от деревни Дровяной до железной дороги.

При потере ориентировки требуется выходить на запад до железной дороги и потом идти вдоль неё до деревни.

Полученные ориентиры и установки, как действовать в случае потери ориентировки, помогают обеспечить безопасность участников соревнований и облегчают работу спасателей.

Уходя даже на короткое время в лес, надо взять с собой на всякий случай пару бутербродов, термос с чаем, немного карамелек, спички (но не для игры с огнём!). Совсем неплохо взять с собой компас.

«Как я ругал себя за то, что не взял с собой спичек. Я мысленно дал себе слово па будущее время не отлучаться без них от бивуака даже на несколько метров» - это слова знаменитого русского исследователя Дальнего Востока В. Арсеньева, оказавшегося в плохую погоду вдалеке от своего лагеря.

Во время прогулки надо запомнить основное направление движения , какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить своё местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрёстки дорог, характерные особенности рельефа . Собирая с кем-нибудь грибы или ягоды, стараться не упускать друг друга из вида .

Иногда в литературе можно встретить совет: при входе в незнакомый лес отмечать свой путь зарубками на деревьях. Представьте, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки! Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации, но об этом поговорим позже.

Вопросы и задания


Обсуждение похода Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с друзьями. При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода, которые необходимо будет отработать в походе. Выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.

Выбор маршрута Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.

Отработка навыков ориентирования на местности 1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту. 2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения. З. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса. 4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы. 5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

В поход! При подготовке к походу его участники: собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определенных видах транспорта в зависимости от условий проживания).

Ориентирование карты Ориентирование на местности предполагает, кроме определения сторон горизонта, определение своего местонахождения относительно окружающих предметов и рельефа, а также выбор нужного направления движения. Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать ее относительно сторон горизонта, т. е. держать так, чтобы верхняя сторона карты была обращена на север. (Все карты вычерчены таким образом, что их верх направлен на север.) При таком положении карты все направления на окружающие местные предметы совпадут с этими же направлениями на карте, а взаимное расположение местных предметов будет соответствовать их обозначениям на карте.

Ориентирование по компасу При ориентировании карты по компасу его следует положить на боковую сторону карты так, чтобы линия север юг его шкалы совпадала с направлением север юг на карте, а нулевое деление шкалы было обращено к северной (верхней) стороне карты. Затем нужно отпустить тормоз стрелки компаса и, когда она остановится, начать поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным концом не совпадет с нулевым делением шкалы. При таком положении карта будет сориентирована. Ориентирование карты по компасу

Ориентирование на местности Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой нибудь характерный линейный ориентир (прямолинейный участок дороги, просеку в лесу, характерный участок берега реки), который обозначен на карте. Карту необходимо повернуть так, чтобы направление этого линейного ориентира на карте совпало с его направлением на местности. Затем следует проверить, все ли местные предметы, расположенные на местности справа и слева от выбранного ориентира, имеют такое же расположение на карте, что будет свидетельствовать о том, что карта сориентирована правильно.

Ориентирование по направлению Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) И изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Определение направления движения После того как вы сориентировали карту и установили свое место на ней, можно определить направление своего движения в намеченный район вашего похода. Направление движения вы можете выбрать или по местным ориентирам (по дороге, по тропинке, вдоль реки, вдоль линии электропередачи), или по азимутам с помощью компаса.

Азимут Определение азимута Нужно отметить на шкале компаса значение, равное заданному (определенному по карте) магнитному азимуту. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец совпал с нулевым делением шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования какой нибудь удаленный местный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

УПАКОВКА СПИЧЕК. РАСТОПКА ДЛЯ КОСТРА. Спички – в пакет или в водонепроницаемую, герметичную коробку. Растопка – береста, сухая трава, мох. Укладка – шалаш, колодец.

РАБОТА С ТОПОРОМ Топор нужно беречь. После работы укрыть чехлом. Помните! Острый топор не менее опасен, чем заряженное ружье.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ В ПОХОДЕ Костер разложите так, чтобы его не задувало. Соль кладите в пищу по вкусу (одна кружка крупы чайная ложка соли). Макаронные изделия: Вермишель 8 10 мин. Лапша – 15 20 мин. Рожки, макароны – 20 25 мин. Рисовая каша: Две кружки воды на одну кружку крупы. Варить – 30- 40 мин.

ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ ТУРИСТА. Рюкзак, костюм, носки, палатка, головной убор, расческа, обувь, свитер, спальный мешок, тюбик с мазью от комаров, посуда, москитная сетка, ракетницу Компас, карта, топор

ТРЕБОВАНИЯ К СНАРЯЖЕНИЮ Туристское снаряжение должно быть: надежным, прочным, удобным и легким. Вес группового снаряжения в пешем походе не должен превышать 5 кг на одного человека. Снаряжение для различных видов походов

МЕДИЦИНСКАЯ АПТЕЧКА. Аптечка первой помощи комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршрута от населенных пунктов и времени года. Комплект: бинты стерильные (узкие и широкие 2 шт. на чел.), лейкопластырь, термометр, жгут резиновый, ножницы, пинцет, пипетка, вата стерильная, йодная настойка, спирт медицинский, марганцовокислый калий (марганцовка), прекись водорода, раствор бриллиантовой зелени (зеленка), набор жаропонижающих, болеутоляющих и применяемых при пищевых отравлениях препаратов с описанием их дозировки и способов их применения. Аптечку укладывают в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды и снега.

Погода – основной фактор Погода это основной фактор, от которого зависит безопасность человека в природных условиях. Некоторые погодные явления существенно осложняют пребывание человека в природной среде. Собираясь в поход, необходимо узнать, как меняется погода в местах планируемого отдыха в различное время года.

Знаем, что… Из опыта организации активного отдыха на природе установлено, что для любой местности и каждого вида туристического похода (пешего, горного, водного, лыжного) можно выделить наиболее благоприятные и неблагоприятные по условиям погоды сезоны.

Для горных и лыжных походов Так, для самодеятельных горных походов наиболее благоприятным сезоном почти во всех районах страны считается вторая половина лета (июль август). Для лыжного туризма в средней полосе предпочтительнее март, а в северных районах март апрель.

В непогоду Опытные туристы советуют при кратковременных интенсивных осадках (сильный дождь) остановиться в первом же удобном месте и переждать непогоду в укрытии, под тентом или накидкой.

Переходы в снег и под дождем Продолжать движение в дождь и снег можно на технически несложном участке, по тропам, по равнинной местности, укрывшись накидкой. Сразу же после перехода под дождем (или в снег) необходимо организовать бивак, лучше всего в укрытии, где можно развести костер, переодеться, высушить намокшую одежду и обувь.

Что делать во время грозы Особенную осторожность нужно проявлять во время грозы. Это погодное явление связано с развитием кучево дождевых облаков и скоплением в них больших электрических зарядов. Наибольшую опасность для человека представляет прямое попадание молнии.

Молния это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей. Опасны также токи, образующиеся в земле при ударах молнии о земную поверхность.

Предвестники грозы мощные кучево дождевые облака, многократные вспышки молний, раскаты грома. Непосредственно перед началом грозы обычно наступает затишье или ветер меняет направление, затем внезапно резко усиливается ветер (шквал) и начинается дождь.

Первые меры Если вы приближении грозы находитесь на возвышенности (на хребте, холме, крутом склоне), необходимо как можно быстрее спуститься вниз, чтобы избежать попадания молнии. Если вы находитесь в воде, необходимо быстро выйти на берег. В лесу лучше всего укрыться среди невысоких деревьев с густым подлеском. Помните, что среди деревьев прямому попаданию молнии менее подвержены береза и клен, наиболее дуб и тополь.

Укрываемся На открытой местности следует выбирать песчаные или каменистые участки, можно спрятаться в сухой яме, канаве, овраге. В горах нежелательно искать убежище от грозы в небольших гротах (неглубоких пещерах с широким входом), скальных ямах, впадинах, так как есть опасность поражения токами, образующимися в земле после удара молнии.

В пещере Если все же пришлось укрыться в пещере, гроте, большой впадине, нельзя находиться у входа или в дальнем углу такого места, безопасным является положение человека, когда расстояние между ним и стенками составляет не менее 1 м.

Запомни! Во время грозы нельзя: располагаться рядом с железнодорожным полотном, у водоема, у высокого объекта (дерева); прислоняться головой, спиной или другими частями тела к поверхности скал, стволов деревьев; останавливаться на опушках леса и лесных полянах.

Что делать во время пурги В пургу, при сильном ветре и холоде, у человека нарушается нормальное дыхание, теплозащитные свойства одежды снижаются, из за плохой видимости он теряет ориентировку, может заблудиться, выбиться из сил и погибнуть.

Что делать во время пурги Пурга не наступает внезапно. Перед ее началом происходит повышение температуры воздуха и постепенное увеличение скорости ветра. Предвестником пурги бывает появление растущей на горизонте темно серой или черной тучи с меняющимися очертаниями. Постепенно усиливается и делается порывистым ветер, который поднимает снег и разгоняет поземку. Туча застилает все небо, и начинается пурга.

Что делать во время пурги Лучше всего переждать пургу в лагере на биваке. Если группа приближении пурги находится в движении на маршруте, необходимо немедленно остановиться, поставить лагерь и ждать, когда она кончится.

Что делать во время пурги Первоочередная задача, стоящая перед группой туристов до или после наступления пурги, устройство бивака. При постановке палатки следует найти хотя бы частичное укрытие от ветра. Палатку устанавливают входом с подветренной стороны, ее растяжки закрепляют, воткнув их в снег лыжами или лыжными палками. После установки палатки заносят рюкзаки, которые укладывают у задней наветренной стенки и по углам палатки.

Что делать во время пурги Во время разбивки бивака в пургу нельзя отходить от палатки. Турист, отошедший от палатки и потерявший из виду лагерь, должен вернуться назад по своим следам. Если следы замело, следует остановиться и принять все меры по самостоятельному устройству временного укрытия.

Признаки ухудшения погоды Если днем ясно, а к вечеру облака сгущаются, то следует ожидать дождь или перемену погоды. Волнистые (высококучевые) облака, напоминающие рябь или гребни волн, верный признак наступления ненастной погоды уже через несколько часов. Температура воздуха в зимнее время несколько повышается, наступает потепление. Летом уменьшается разница между температурой воздуха днем и ночью, вечером теплее, чем днем. Ветер усиливается, особенно к вечеру, нарушаются правильные суточные изменения местных ветров. Увеличивается облачность, облака движутся в противоположную сторону или поперек того направления, в котором дует ветер у земной поверхности. Солнце садится в тучу, вечерняя заря имеет ярко красный цвет.

Вопросы и задания Для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на природу? Как вы можете обеспечить свою защиту от атмосферных осадков в при родных условиях? Чем опасна гроза для человека, находящегося в природных условиях? Как вы можете обеспечить свою безопасность, если гроза застала вас на природе? 5. Какие меры предосторожности следует принимать, чтобы защититься от пурги?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Какие предметы включает в себя личное, групповое и специальное туристское снаряжение? 2. От каких факторов зависит подбор предметов туристского снаряжения? З. Перечислите основные требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. 4. Как следует подбирать обувь и одежду для выхода на природу? 5. Для чего нужна аптечка первой помощи в походе и что должно в нее входить? 6. Если вы готовитесь в поход в сентябре, составьте перечень личного снаряжения для похода.

Вопросы и задания 1. Для чего необходимо ориентировать карту на местности? 2. Как ориентируется карта с помощью компаса? 3. Как можно сориентировать карту по линиям местности и по направлениям на местные предметы? 5. Как определить направление своего движения на местности? 6. В чем заключается сущность движения по маршруту по азимутам? 7. Потренируйтесь в ориентировании карты по компасу, по солнцу и часам.

Вопросы и задания 1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает? 2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание? З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы? 4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему? 5. По топографической карте крупного масштаба (1: 500 000 или 1: 250 000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Цель: Проверка уровня и качества знаний, практической подготовки учащихся по курсу основы безопасности и жизнедеятельности, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни, вовлечение учащихся в движение “Школа безопасности”.

Задача: Формирование сознательного и ответственного отношения учащихся к вопросам личной и общественной безопасности.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Каждый человек во время отдыха стремится “выйти” на природу. Общение с природой может дать, конечно, много положительного: это и познание нашего мира, и ощущение себя его частью, это и резервы для оздоровления. Однако радостные моменты могут быть омрачены неприятными происшествиями, травмами, отравлениями, переохлаждениями, встречами с опасными людьми или дикими животными. А это чаще случается из-за незнания условий, в которые ты попадаешь и неграмотного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Цель нашего урока- игры - убедить самих себя в том, что к любому пребыванию на природе и к организации отдыха необходимо готовиться также серьезно, как и к школьным занятиям или экзаменам. А от результатов сдачи таких экзаменов будет зависеть не только твое хорошее настроение, твое здоровье и, главное - твоя жизнь, но и настроение, здоровье и, возможно жизнь окружающих тебя людей. Итак, мы с вами начинаем подготовку к походу на природу. А туристы, как известно, должны быть готовы к любым неожиданностям.

Сейчас каждый из вас встретится с первой неожиданностью.

Разыгрываются задания. В емкости лежат скрученные карточки с индивидуальными заданиями. Учащиеся достают их. Затем, услышав свой вопрос, отвечают.

Мы с вами уже знаем, что в любых условиях на каждого из нас оказывают влияние три основные группы факторов: природные, техногенные, социальные. 1, 2, 3 Расскажите о них.

Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, отравления растительными и животными ядами, укусы насекомых, змей, переутомление и стрессы. Всегда надо знать о возможности наступления опасных ситуаций.

4. Какова формула безопасности?

5. Что мы должны учесть, отправляясь в поход за черту нашего города?

1 этап “Проверка рюкзаков”

6. Групповое снаряжение

7. Личное снаряжение

8. Список продуктов

9. Состав санитарной сумки

10. Список ремонтного набора

2 этап “Источники опасности” (11)

3 этап “ Сам себе телохранитель”

Назвать наиболее опасные места для детей и подростков в городе (12)

Найден предмет, напоминающий… (13)

4 этап “Передвижение в населенном пункте с соблюдением правил дорожного движения” (14, 15, 16, 17, 18)

5 этап “Разбивка бивака”

Сооружение временного укрытия (19)

Приготовление места для костра, разведение огня, типы и виды костров (20)

Приготовление пищи (меню из 3-х блюд) (21)

6 этап “Медицинская помощь”

Понятие о ранах (22)

Виды кровотечения, как остановить кровотечения(23)

Способы переноски пострадавших (24)

7 этап “Мое здоровье в моих руках”

Одной из мер безопасности, которую необходимо учесть, собираясь в поход или путешествия, является оценка своей физической выносливости, а значит, и здоровья.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на 5%- от работы врачей, остальные 85% - в руках самого человека.

Я предлагаю вам тест, ответив на поставленные вопросы, вы сможете узнать, здоровый образ жизни вы ведете, или вам стоит начать борьбу за свое здоровье. Результаты теста будут известны только вам, поэтому старайтесь отвечать на вопросы честно.

1. КАК ЧАСТО ТЫ МОЕШЬ РУКИ?

  • Около 20 раз в день 0
  • Только перед едой 5
  • Когда сильно испачкаюсь 20

2. СКОЛЬКО РАЗ ТЫ ЧИСТИШЬ ЗУБЫ?

  • Два раза 0
  • Один раз 5
  • Вообще не чищу 15

3. КАК ЧАСТО ТЫ МОЕШЬ НОГИ?

  • Каждый вечер перед сном 0
  • Когда заставит мама 10
  • Только когда купаюсь целиком 20

4. КАК ЧАСТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ ЗАРЯДКУ?

  • Ежедневно 0
  • Когда заставят родители 15
  • Никогда 20

5. КАК ЧАСТО ТЫ ПРОСТУЖАЕШЬСЯ?

  • Один раз в два года 0
  • Один раз в год 5
  • Несколько раз в год 15

6. КАК ЧАСТО ТЫ ЕШЬ СЛАДОСТИ?

  • По праздникам и воскресеньям 0
  • Почти каждый день 20
  • Когда хочу и сколько хочу 30

7. КАК ЧАСТО ТЫ ПЛАЧЕШЬ?

  • Не могу вспомнить, когда это было 0
  • Пару раз на неделе 15
  • Почти каждый день 25

8. ОТ ЧЕГО ТЫ ПЛАЧЕШЬ?

  • От боли 0
  • От обиды 10
  • От злости 20

9. СКОЛЬКО ТЫ ГУЛЯЕШЬ?

  • Ежедневно от 1,5 до 2 часов 0
  • Ежедневно, но меньше часа 10
  • Иногда по выходным 20

10. КОГДА ТЫ ЛОЖИШЬСЯ СПАТЬ?

  • В 21 – 21.30 0
  • После 22 часов 10
  • После 24 часов 35

11. СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ТВОЙ ВЕС РОСТУ И ВОЗРАСТУ?

  • Соответствует или чуть меньше 0
  • Немного больше 10
  • Значительно превышает норму 30

12. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТЫ ПРОВОДИШЬ У ТЕЛЕВИЗОРА?

  • Не больше 1.5 часа, часто с перерывом 0
  • Больше 3 часов 10
  • Смотрю все, что нравится и сколько хочется 30

13. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТЫ ТРАТИШЬ НА УРОКИ?

  • Около 1.5 часа 0
  • Почти 2 часа 10
  • Больше 3 часов 30

14. МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ВЗБЕЖАТЬ НА 5 ЭТАЖ?

  • С легкостью 0
  • Под конец устаю 15
  • С трудом и отдышкой 25
  • Не могу 35

15. ХОДИШЬ ЛИ ТЫ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ИЛИ В ТАНЦЕВАЛЬНУЮ СТУДИЮ?

  • Нет 15

0-20 баллов - ТЫ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!

21-70 баллов - У ТЕБЯ ПОЯВИЛИСЬ НЕ САМЫЕ ХОРОШИЕ, ВРЕДНЫЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИВЫЧКИ, НО С НИМИ ПОКА НЕ ТРУДНО БОРОТЬСЯ

71-110 баллов - ТЫ ТВЕРДО СТОИШЬ НА ПУТИ РАЗРУШЕНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ! СВОРАЧИВАЙ СКОРЕЙ!

8 этап Очень важно, отправляясь в поход изучить звуковые, световые и наземные сигналы. Сейчас один из ваших одноклассников выложит наземный знак (сообщается учителем перед выполнением, например LL- все в порядке, дети хором могут ответить значение этого знака)

Подходит к завершению наш урок- игра. Вы убедились, что общение с природой требует ответственного, серьезного отношения, а для того чтобы выжить в экстремальных условиях, необходимо четко осознать, как следует вести себя в такие моменты. Но одно знание правил не гарантирует, что человек действительно сможет выжить, если его решимость и воля к жизни недостаточно сильны.

Вы отлично справились с заданиями, и я думаю, что вы сможете достойно представить нашу школу на слете- соревновании “Школа безопасности”!

Карточки-задания

1. Назвать природные факторы 2. Назвать техногенные факторы 3. Назвать социальные факторы
4. Формула безопасности 5. Какие меры безопасности необходимо предпринять, отправляясь в поход? 6. Групповое снаряжение
7. Личное снаряжение 8. Список продуктов 9. Состав санитарной сумки
10. Список ремонтного набора 11. Назвать источники опасности 12. “Сам себе телохранитель”

Назвать наиболее опасные места для детей и подростков в городе

13. “Сам себе телохранитель”

На детской площадке найден пакет...

Ваши действия?

14. ПДД
  1. Какие лица Правилами отнесены к “участникам дорожного движения”?
  2. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?
15. ПДД
  1. Значение термина “населенный пункт”
  2. Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?
16. ПДД
  1. Что называется тормозным путем?
  2. От чего зависит длина тормозного пути?
17. ПДД
  1. В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?
  2. Где разрешается водить группы детей в населенном пункте?
18. ПДД
  1. Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно?
  2. Как переходить дорогу вне населенного пункта?
19. Сооружение временного укрытия 20. Приготовление места для костра, разведения костра, типы костров 21. Составить меню из трех блюд из набора продуктов.
22. Работа в паре.

1-й - Виды ран

2-й - Наложить повязку на кисть.

23. Какие виды кровотечений вы знаете, как остановить кровотечения? 24. Показать способы переноски пострадавших

Предполагаемые ответы

1. Климатические условия: температура воздуха, снег, дождь, гроза, солнечная радиация, рельеф местности. Стихийные явления: ураганы, штормы, сели, оползни, наводнения, лесные и торфяные пожары, землетрясения 2. Факторы, связанные с деятельностью человека. Аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в атмосферу химически опасных веществ, радиационное загрязнение местности. 3. Факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми (военные и национальные конфликты, криминальные проявления)
4. Уметь предвидеть опасные ситуации, предотвращать и быстро устранять их последствия. 5.

Провести инструктаж о мерах безопасности на маршруте следования;

Учесть социальные аспекты региона;

Учесть климатогеографические особенности региона;

Продумать экипировку;

Запастись продовольствием и питьевой водой;

Обратить внимание на психологическую подготовку участников похода;

Произвести оценку своей физической выносливости.

6.
  • Палатка
  • Полиэтиленовая пленка
  • Посуда для приготовления пищи
  • Топор
  • Санитарная сумка
  • Ремнабор
  • Блокнот, ручка, карандаш
  • Компас
  • Фонарь
  • Спички
7.
  1. Спальный мешок
  2. Коврик теплоизоляционный
  3. Головной убор
  4. Накидка от дождя
  5. Сменная спортивная обувь
  6. Обувь для сырой погоды
  7. Теплая куртка
  8. Штормовка
  9. Белье
  10. Носки шерстяные
  11. Носки х/б
  12. Спортивный костюм
  13. Рукавицы брезентовые
  14. Кружка, ложка, миска, нож
8.
  1. Макаронные изделия.
  2. Тушенка
  3. Рыбные консервы
  4. Картофель
  5. Сахар
  6. Печенье
  7. Шоколад
9.
  1. Жгут резиновый
  2. ножницы
  3. Сода питьевая
  4. Спирт нашатырный
  5. дезинфицирующее средство
  6. Сердечные средства
  7. Болеутоляющие средства
  8. Желудочные средства
  9. Кровоостанавливающие средства
  10. Жаропонижающие средства
  11. Медицинский спирт
  12. Противоожоговые средства
  13. Глазные капли
  14. Лейкопластырь
  15. Бинт стерильный
  16. Бинт нестерильный
10.
  1. Плоскогубцы
  2. Иглы швейные малые и большие
  3. Набор ниток простых и капроновых
  4. Ножницы
  5. Изолента, скотч
  6. Клей универсальный
  7. Булавки
  8. Киперная лента, тесьма
  9. Свечи
  10. Набор заплаток
11.
  • Наводнения
  • Землетрясения
  • Извержения вулканов
  • Падение метеоритов
  • Оползни и др.
12.

Места, где играют в азартные игры

Безлюдные окраины города, парки, стройки

Группы людей, ведущих себя вызывающе

Незнакомые взрослые

Подъезды

Места массового скопления людей

13. В случае обнаружения подозрительных предметов: бесхозных (забытых) вещей, посторонних предметов- надо, не трогая их, немедленно сообщить работникам официальных служб (водителю, дежурному, охраннику) или милиции.

В качестве маскировки для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, кошельки, банки из- под напитков и т.п.

14. ПДД
  1. Водители, пешеходы, пассажиры
  2. Правилам для пешеходов
15. ПДД
  1. Застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками “Начало населенного пункта” и “Конец населенного пункта”
  2. В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
16. ПДД
  1. Расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки
  2. От массы автомобиля, от скорости его движения и от состояния дороги.
17. ПДД
  1. На крутых поворотах, в местах, где дорога идет на подъем, около туннелей и мостов.
  2. Только по тротуару или пешеходной дорожке.
18. ПДД
  1. По внешнему краю проезжей части против движения транспортных средств.
  2. В местах, где дорога просматривается в обе стороны, и перпендикулярно к краю дороги.
19. Шалаш, навес, землянка.

Место должно быть сухим, размещаться поблизости от ручья или другого источника, важно чтобы поблизости находилось топливо.

20. Место для костра выбирают в стороне от деревьев и кустов, не ближе 4-6 метров, необходимо расчистить. Для разжигания огня надо использовать бумагу, сухие ветки, бересту, укладывая не очень плотно, чтобы обеспечить доступ воздуха. Если костер долго не разгорается его необходимо раздуть.

Костры бывают дымовые(отпугивание мошкары), жаровые (приготовление пищи, просушки вещей, согревание), пламенные (освещение поляны).

21.
  1. Суп рыбный- в кипящую воду положить нарезанный кубиками картофель, целую луковицу, посолить, через 15 минут кипения добавить рыбные консервы, кипятить 5-7 минут.
  2. В кипящую подсоленную воду положить макаронные изделия, когда макароны будут готовы добавить тушенку, перемешать.
  3. Вскипятить воду, заварить чай, к чаю дать печенье с шоколадом.
22. Рана - повреждение тканей тела.

Различают колотые (игла, гвоздь, шило, острая щепка и др.), резаные(нож, стекло и т.п.), ушибленные (удар тупым предметом), укушенные, огнестрельные. Все раны должны быть по возможности быстро и надежно закрыты повязкой, чтобы уменьшить боль, предупредить инфицирование и остановить кровотечение

Сосед накладывает повязку на кисть

23. Различают артериальное (кровь ярко-красного цвета, пульсирующей струей), венозное (кровь темно- красная, течет медленно, непрерывно), капиллярное (при неглубоких, но обширных ранах, кровь сочится равномерно со всей поверхности раны), внутреннее кровотечение.

Первая помощь при наружном кровотечении: придать кровоточащей части тела возвышенное положение, наложить давящую повязку или жгут(выше места повреждения), наложить повязку.

24. Транспортировка пострадавшего при отсутствии подручных средств (носилки, щит, доска)

1) переноска пострадавшего одним человеком – на руках, на спине, на плече.

2) переноска двумя людьми – способ “друг за другом”, на “замке” из трех рук, на “замке” из четырех рук.

3) Переноска пострадавшего при помощи лямки – одним человеком, двумя людьми.

4) транспортировка волоком на брезенте, одеяле и т.д.









1. В походе необходимо соблюдать установленный режим питания и питьевой режим. 2. Даже в жаркий день при температуре воды не ниже 18 градусов в воде можно проводить не более 10 минут. 3 Купаться в пути можно каждый день но при этом нужно соблюдать меру. 4. Соблюдать правила гигиены. 5. Соблюдать правила дисциплины.


6. солнечные ванны во время походов принимать не следует- это ослабляет организм. В жаркую погоду на голове должна быть шапочка. 7. Необходимо соблюдать режим и график движения. 8. Перед походом необходимо проверить личное снаряжение. 9. Необходимо тщательно готовиться к любому походу, даже простому. 10. Изучение района необходимо проводить по топографической карте района, желательно так же проконсультироваться с туристами, которые там уже были.


Особое внимание при подготовке к походу следует уделить одежде и обуви. - Обувь должна быть удобной, плотно сидеть на ноге, но не сжимать стопу. - Обувь нужно ежедневно проветривать и при необходимости просушивать. - Одежда должна быть по возможности легкой и иметь небольшой объем. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой, а нижнее белье должно хорошо поглощать пот.