Подготовка к школе в детском саду. Подготовка детей к школе по фгос

Елена Тиханова
Из опыта работы «Подготовка детей к школе»

Подготовка детей к школе .

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе . От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник , во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи : всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов .

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :

Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников , тактично отмечать недостатки);

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений : широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяют быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы , приступить к систематической учебе.

При поступлении ребенка в школу важно , чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку , владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста , в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе , слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте . Для этого мы используем задания различной степени сложности. Проведя исследование своих воспитанников, мы обнаружили, что большинство детей не достаточно хорошо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства для развития детей и подготовки их к школе .

Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес , положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения» . Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо - песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во время таких упражнений мы развиваем у детей репродуктивное и творческое воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму . При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику , воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные ощущения детей .

Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки, загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурочков мы учили детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается .

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы . Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками.

Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в развивающей среде . В свободном использовании у детей занимательные игры : «Мозаика» , «Шнуровка» , «Собери бусы» и т. д. которые развивают мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.

Ведем работу в тетрадях в крупную клетку, в которых дети учатся видеть строчку, открывать нужную страницу, пишут и обводят клетки. Предлагаем ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время письма и штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, также развивается речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

В этом учебном году нашу развивающую среду пополнил интерактивный стол, который мы используем и на занятиях и в свободной деятельности. Установленные приложения включают в себя :

большой набор интерактивных игр;

счёт, сложение и вычитание, чтение по слогам, чтение букв, чтение слов, развитие внимания и памяти;

рисунки – дети выбирают цвета и эффекты, а затем красят пальцами или руками;

Интерактивный стол позволяет развивать у дошкольников такие навыки как :

обучение чтению, письму и решению задач;

помогает учиться эффективному общению в обществе и слушать других;

логическое мышление;

мелкая моторика;

моторная координация, зрительно-моторная координация;

психологическая готовность к школе .

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте , как правильно подготовить его к школе . Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. На предыдущем родительском собрании, мы обсуждали вопрос подготовки детей к школе , обратили внимание родителей на важность и значимость таких занятий с детьми.

Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…

На достигнутом мы не остановимся, деятельность по теме : «Подготовка дошкольников к обучению в школе » будем продолжать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников.

Светлана Птица
Подготовка дошкольника к обучению в школе

Введение

Одна из главных трудностей, с которой встречается ребёнок в школе - это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться, когда пишут букву или слово; не справляются с правильным написанием элементов букв. Поэтому, одной из важных задач, стоящих перед воспитателем является подготовка руки к письму .

В условиях детского сада решению этой задачи способствует совместная деятельность по рисованию, лепке, аппликации. Эти занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребёнка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой; развивают содружественые движения обеих рук; руки и глаза.

Прежде, чем дать в руки карандаш или кисточку, мы предлагаем рисовать пальчиками. Это укрепляет мышцы пальцев и активирует чувствительность кожи.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений используют разные методы и приемы работы :

1. Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

Театр теней

2. Использование элементов ТРИЗ

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

Различные виды аппликаций

3. Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам

Штриховка

Дорисовка (по принципу симметрии)

Лабиринты

Графические диктанты

4. Дидактические игры

Шнуровка

Игры с мелкими предметами

Паззлы, мозаика

Рисование по крупе остаётся одним из любимых занятий и детей старшего возраста, они создают сюжетные картинки, сменяющие друг друга.

Развитию мелкой моторики способствует и "сухой бассейн", коробка, наполненная горохом (можно использовать гречневую крупу, рис, фасоль, чечевицу) . Детям нравится искать в бассейне мелкие игрушки, грецкие орехи, массажные шарики; пересыпать горох из одной ёмкости в другую.

Декортивное рисование способствует развитию графо-моторных навыков. Дети прорисовывают очень мелкие элементы росписи : точки, завитки, волнистые и прямые линии и т. п., а ритмичность в расположении элементов узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся " держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овалы, завитки, волнистые линии) .

Для овладения письмом дети должны хорошо ориентироваться на листе, знать где "верх" и "низ", "середина", "левая и правая сторона".

Сначала учим ориентироваться на листе без графических навыков. Этому способствуют задания по типу известной игры "Муха". На листе в клетку (начиная с 4, потом 9, 16 и т. д.) "муха" перемещается. Дети должны проследить, куда прилетит "муха", если она переместится, например, на 2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз.

Огромное количество вариантов этой игры. Действующими объектами могут быть различные предметы, игрушки. Символы предметов в клетках можно заменить буквами, цифрами.

"Муха" может перелетать по чистому тетрадному листу из нижнего правого угла в верхний левый, в середину листа и т. д.

Учим ориентироваться на листе в крупную клеточку, используя графические навыки. Двигаясь по сторонам клеточки, дети учатся проводить ровно прямые линии и закрепляют умение ориентироваться на листе. Учим соединять точки по стрелочкам в заданном направлении. Пишем графические диктанты : от простых узоров переходим к изображениям предметов.

Следующий этап – учим рисовать параллельные линии (ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга) . Для этой цели используем штриховку.

При штриховке соблюдаем правила :

Вертикальные и косые линии пишем только сверху вниз, а горизонтальные - только слева направо.

Позже в качестве штриха используем волнистые, зигзаобразные линии.

В предметы круглой и овальной формы вписываем спирали ("раскручиваем от центра к краю круга, "закручиваем" от края к центру) .

Рисуем "волны" и "дорожки; ребёнок при этом учится плавно передвигать руку по всей длине строки; начинаем с пунктирных линий, а потом сплошные.

В тетрадях учим вписывать в клетку овалы, круги, наклонные палочки.

Актуальность

«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,

а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».

Л. Н. Толстой

Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства . В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущей учебной деятельности.

Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе : создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков , которые позволят ему легко войти в школьную жизнь , адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.

Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы :

Рисуют и лепят;

Учат стихи;

Наблюдают изменения в природе;

Знакомятся со счётом и буквами;

Выполняют физические упражнения.

Практика показывает что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.

Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет , предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.

Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе , которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ , становится все актуальнее.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

«рассказывать руками»

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте .

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т. е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе .

Значение психологической подготовки ребенка к школе в ДОУ чрезвычайно высоко. - это событие, важность которого невозможно переоценить. Любая концепция психологического и социального развития непременно выделяет переход из дошкольного в школьное детство как существенный шаг к взрослости. Начальные этапы на пути освоения - учения - задают и во многом детерминируют степень успешности обучения в дальнейшем.

Определяем степень подготовки ребенка к школе в ДОУ

Поступление в первый класс качественно изменяет жизнь дошкольника. Дело не в том, что он начинает учиться. Учебная деятельность присутствует еще в ранних годах, когда дошкольника учат писать, считать, читать, рисовать. Однако даже если он умеет все это делать, это не означает, что он готов к обучению в первом классе. Самое главное, чем определяется степень подготовки ребенка к школе в ДОУ, - в какую деятельность включены все эти умения. Усвоение знаний и навыков в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому происходит по-другому, нежели в первом и последующих классах.

Необходимость овладения качественно новыми приемами деятельности и обусловливает возникновение первого адаптационного кризиса в обучении.

Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в первый класс, - никогда не следует оценивать уровень подготовки ребенка к школе в ДОУ, ориентируясь на формальное усвоение умений, таких, как счет или письмо. Владея ими, дошкольник зачастую не имеет соответствующих навыков умственной деятельности. Возникновение первого адаптационного кризиса в обучении обусловлено именно необходимостью овладения качественно новыми приемами деятельности.

Широко распространено понимание уровня подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ как суммы неких конкретных умений (читать, писать, рисовать, решать задачки). Тем не менее, данное мнение является ошибочным: вовсе не эти навыки являются предикатом успешного обучения в дальнейшем. Конечно, владение азбукой, счетом и т. п. - сигнал определенных интеллектуальных достижений малыша (и вложенных в него сил родителей). Однако нецелесообразность такой, по сути, механической подготовки ребенка к школе в ДОУ оказывается очевидной очень скоро. Быть психологически готовым к какой-либо деятельности - это значит обладать такими психологическими способностями (а не конкретными навыками), которые позволят успешно осваивать эту деятельность.

Первоклассник должен обладать умением работать по заданным правилам, а также поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь.

Перед каждым новым учеником стоят некоторые обязательные задачи, которые требуют определенного уровня подготовки ребенка к школе в ДОУ. Первоклассник непременно должен обладать умением работать по заданным правилам, поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь. Он должен быть способен принимать задачи, которые ставит перед ним учитель, и сохранять стремление к знаниям, несмотря на трудности и определенную неравномерность своих успехов. Он должен быть способен рассуждать на абстрактном материале, выражать свою мысль, в том числе в ситуации оценки. Во время обучения эти способности развиваются, но это не означает, что первый класс начинается «с нуля». Дошкольник, поступающий в первый класс, уже должен что-то уметь, обладать рядом специфических психологических способностей.

Какие же способности необходимо развить при подготовке ребенка к школе в ДОУ?

Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в 1-й класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Желательно, чтобы он умел понимать не только бытовую, но и более сложную, наукообразную речь. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики руки, хорошие графические навыки.

Во-вторых, программа подготовки ребенка к школе в ДОУ должна включать обучение воспитанника работать по инструкции взрослого. В отечественной психологии это качество называют «потеря непосредственности». Воспитанник ДОУ должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, а то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно. Не случайно всем знакомое слово «дисциплина» происходит от латинского слова «ученик».

Эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

В-третьих, условием успешной подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ является проявление у воспитанника полимотивированного желания быть школьником и учиться. В норме в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником (взрослым, серьезным, обладающим новыми правами, обязанностями и даже школьными принадлежностями) являются самыми сильными среди прочих мотивов.

Наконец, подготовка ребенка к школе педагогами ДОУ включает обучение умению адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, это умение является частью социально-психологической готовности к первому классу.

Заметим, что эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

Описание программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Предлагаемая программа «Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс» составлена с учетом всех вышеперечисленных положений на основании почти десятилетнего опыта работы с детьми. Как показывает практика работы по программе, она представляет собой удобный, эффективный, понятный инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога.

Программа подготовки ребенка к школе в ДОУ может использоваться в работе с детьми подготовительной группы детского сада и первого года школьного обучения. В первом случае целесообразно проводить ее во втором полугодии; а при реализации программы в школе занятия рекомендуется проводить после получения данных диагностики психологической готовности учащихся к обучению. Специального оснащения программа не требует, но обязателен отдельный кабинет для занятий, в котором можно осуществлять разные формы работы с детьми, не мешая другим участникам образовательного процесса.

Цель и задачи программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Цель программы: формирование высокого уровня психологической готовности старших дошкольников к поступлению в 1-й класс, а именно: развитие познавательной, волевой, мотивационной и социально-психологической готовности.

Поставленная цель программы подготовки дошкольников к школе в ДОУ достигается путем решения следующих задач:

1. Развитие произвольности деятельности: умения следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе.

2. Развитие желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать соответствующим правилам и нормам поведения.

3. Развитие познавательной сферы дошкольников:

  • произвольного внимания (повышение объема внимания и способности к концентрации внимания);
  • памяти;
  • словарного и понятийного запаса;
  • фонематического слуха (что немаловажно для обучения письму и чтению);
  • артикуляционного аппарата (значимо для устной и письменной речи);
  • зрительного восприятия (умения ориентироваться на листе, анализа про-странства листа);
  • логического мышления через тренировку навыков сравнения, обобщения, нахождения общего и отличий, выделения главных и второстепенных признаков;
  • навыка рассуждения, формулировки вывода;
  • творческих способностей и воображения;
  • мелкой моторики руки, навыков графической деятельности.

4. Развитие социально-психологических умений:

  • навыка публичного устного ответа;
  • навыка коллективной работы;
  • навыков самооценивания и взаимооценивания;
  • способности к взаимопониманию и самовыражению;
  • установки на взаимопомощь и взаимоуважение;
  • установки на позитивное социальное самопроявление.

Принципы построения программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

1. Максимальный эффект в реализации психологического потенциала дошкольника достигается в том случае, когда применяемые методы и формы обучения и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, т. е. в форме:

  • дидактических игр;
  • предметных занятий;
  • различных видов практической и творческой деятельности.

Развивающая игра - это специфическая полноценная и достаточно содержательная деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы ее реализации. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития, при пробуждении непосредственного интереса дошкольников к занятиям на фоне доброжелательных отношений с педагогом и ровесниками. Дошкольник имеет право на ошибку, а успех переживает как радость.

Психофизиологические особенности дошкольников определяют также необходимость здоровьесберегающей деятельности во время подготовки ребенка к школе в ДОУ:

  • проведение физкультминуток на каждом занятии;
  • чередование типов заданий и уровня сложности заданий на каждом занятии.

2. Способности, навыки и умения формируются и развиваются в соответствующей деятельности за счет актуализации зоны ближайшего развития. Развивающие занятия с дошкольниками способствуют продвижению психического развития дошкольника, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, произвольное поведение, мотивационные установки. Поэтому развивающие занятия предполагают:

  • использование упражнений и игр на формирование, тренировку и повышение уровня формируемых способностей и умений;
  • использование заданий разного уровня сложности, что позволяет актуализировать зону ближайшего развития дошкольников с разными уровнями формируемых способностей, умений и навыков.

3. Индивидуальный подход к ребенку выступает условием эффективности развивающей работы и реализуется во время подготовки ребенка к школе в ДОУ как:

  • контроль деятельности и достижений каждого дошкольника;
  • наблюдение и своевременное выявление воспитанников, имеющих особые трудности в выполнении тех или иных типов заданий;
  • контакт педагога-психолога с родителями дошкольников для информирования об особенностях развития, предоставления развернутых рекомендаций и обеспечения возможности индивидуального консультирования по дополнительным запросам.

Тематическое планирование занятий по программе подготовки ребенка к школе в ДОУ

Занятия проводятся в групповой форме. Наибольший эффект дают занятия в группе не более чем из 15 человек. Рассчитаны они в первую очередь на тех, кто испытывает адаптационные трудности при поступлении в первый класс: нехватку мотивации, эмоциональные сложности, неразвитую произвольность, проблемы в усвоении школьной программы. Но по желанию родителей занятия могут быть предложены и благополучно адаптирующимся. Участие в программе добровольное, но родителям и педагогам следует понимать, что наибольшая эффективность достигается систематичностью занятий.

Каждое занятие по подготовке ребенка к школе педагогами ДОУ имеет следующие особенности:

  • начинается упражнением-разминкой, способствующим повышению познавательной и социальной активности детей;
  • направлено на формирование и/или повышение познавательных способностей, произвольного поведения, социально-психологической компетентности;
  • предполагает использование приемов повышения произвольности поведения и деятельности.

В середине каждого занятия педагог-психолог проводит физкультминутку. Используемые при этом стихотворения дополнительно способствуют тренировке памяти и развитию речи дошкольников.

Для окончания каждого занятия по подготовке ребенка к школе в ДОУ используются игры и упражнения на коммуникативное развитие, что помимо прямого развивающего эффекта в области социально-психологических умений позитивно воздействует на эмоциональное состояние и уровень мотивации.

Разнообразные методы поощрения и позитивной оценки способствуют поддержанию и повышению мотивации дошкольников к работе.

В таблице представлено тематическое планирование занятий и программы подготовки детей к обучению школе в ДОУ с указанием тем, количества часов, отводимых на каждое занятие, и описанием их содержания. Таким образом, при планировании работы с учащимися педагог-психолог может, используя данную таблицу, достаточно подробно описать направления работы по программе.

Таблица

Тематическое планирование занятий по программе "Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс"

Приложение 1

Занятие 5. "Будь внимателен!". Развитие произвольного внимания

Приложение 2

Занятие 21. "Говорим правильно". Развитие речи

Вложенные файлы

  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg

В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Тем не менее, в рамках семьи и без помощи профессиональных педагогов полноценная подготовка ребенка к обучению в школе невозможна. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.

Каким образом осуществляется подготовка к школе в семье

Каждая семья строит воспитательный процесс по своему усмотрению, без согласования с педагогами и без дополнительных методических рекомендаций. Таким образом, в семейном воспитании возникают определенные пробелы, в особенности при подготовке ребенка к школе. Дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными не только в плане воспитания и обучения, но и по части психологической, поскольку такие дети уже имеют определенные навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.

В детском саду подготовка детей к школе занимает особое место, поскольку детские сады относятся к системе народного образования и в их задачу входит, помимо воспитания всесторонне развитой личности, подготовка будущих учеников . От интенсивности и эффективности работы воспитателя детского сада в процессе подготовки ребенка к школе зависит успешность его обучения в будущем. Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи воспитателя в подготовительном процессе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

1. Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.

Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.

В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.

В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.

Н.В.Наумкина,

воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида «Ёлочка»

Г. Балашова Саратовской области»

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, большое место занимает формирование готовности ребёнка к школе.

Работа воспитателя на занятиях по данному направлению включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы товарищей, тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, развивающей деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

Широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками,

Организованная непосредственно образовательная деятельность.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, необходимые в повседневной жизни. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

К седьмому году жизни у дошкольников значительно повышается требовательность к четкому выполнению детьми режима дня. Если они длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.

Главная задача воспитателя - усилить контроль и помощь детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей.

Очень важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать. Детей, не приученных в предыдущих возрастных группах к нужному для той или иной деятельности темпу, воспитатель вынужден торопить, а поспешное завершение работы снижает ее качество.

В подготовительной группе детского сада продолжается работа по формированию самостоятельности у детей, которая является важной основой успешного обучения ребенка в школе. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых знаний, умений и навыков. К этому периоду жизни у дошкольников накапливается определенный опыт проявления самостоятельности в отдельных видах деятельности. Например, в самообслуживании, труде в природе, дети уже могут выступить в роли помощника воспитателя на прогулке, провести подвижную игру.

Нельзя забывать и о физической готовности ребёнка к школе. Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Недостаточная двигательная активность препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность. Если ребенок в дошкольном возрасте освоит большинство видов физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.

В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил.

Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная прогулка содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы.

Воспитатель заботится о полноценном, достаточном сне детей, являющимся профилактикой преждевременного нервного переутомления. Сообщает родителям о желательности дневного сна и для первоклассников.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

В подготовительной группе усложняется программа нравственного и трудового воспитания детей, формирования их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; усиливается работа по воспитанию гражданских чувств. Формируя нравственный опыт ребенка, воспитатель в большей степени опирается на понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных поступках, учит самостоятельно решать этические задачи в конкретных повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить конфликт и т. д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с окружающими их людьми.

Правильно поставленное трудовое воспитание в подготовительной к школе группе во многом способствует успеху обучения в начальных классах.

Однако нельзя забывать, что основной деятельностью детей подготовительной группы остается игра. Тематика игр расширяется, усложняется структура игровой деятельности, совершенствуется руководство развитием контактов, взаимоотношений в игре.

Заботясь о полноценной подготовке детей к школе, педагог помогает родителям организовать правильный режим жизни ребенка в семье, знакомит их с примерным объемом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу, с тем, как развивать у него память, внимание, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, с требованиями, предъявляемыми к учебной деятельности ребенка в I классе, рассказывает о возможностях умственной нагрузки детей, об отношении к результатам их труда.