Почему страдают и добрые, и злые? Почему страдают хорошие люди.

ПОЧЕМУ ДОБРЫЕ ЛЮДИ ЧАСТО СТРАДАЮТ БОЛЬШЕ ЗЛЫХ? Ответ на этот вопрос достаточно прост - добрые люди восходят по эволюции их сознания, или их души, и потому быстрее платят по старым долгам, созданным зачастую в прошлых жизнях. И именно потому, что идет плата по долгам, созданным в прошлых жизнях, окружающим их людям кажется, что они страдают несправедливо. Часто можно слышать, как о ком-то говорят примерно так: "Это такой хороший человек, а к нему так несправедливо кто-то относится. Или он почему-то так страдает (душевно или физически). Вон такой-то наглый и хитрый, циник и ворюга, а процветает. Шикарно живет и даже не болеет. Нет справедливости!" Все, кто так размышляют, к сожалению, не понимают, что нашим миром управляет Закон Справедливого Воздаяния, или Закон Кармы. Не зря же Великий Учитель две тысячи лет назад сказал: "Что посеешь - то и пожнешь". Но почему-то даже в христианских странах люди по-прежнему в неприятных событиях винят других, не задумываясь о том, какими своими эгоистичными действиями, качествами, мыслями или желаниями они могли привлечь к себе пришедшие неприятные события. Не могу не процитировать другого Великого Учителя и Мудреца, который сказал, что в нашем мире, Верховным Правителем в котором является Сама Любовь, не может быть несправедливости. А все страдания, причем даже самые малейшие, не говоря уже о самых значительных, приходят к каждому человеку САМОПРИВЛЕЧЕННО. Поэтому не разумно обвинять кого бы то ни было в пришедших страданиях, а необходимо разбираться со своими эгоистичными раджасично-тамасичными качествами, стараясь трансмутировать их в Саттвичные. А также важно делать выводы из пришедших страданий, рассматривая их как указание на какие-то недопустимые проявления. При таком отношении к пришедшим страданиям человек спокойно платит по старым долгам, никого не обвиняя, и начинает достаточно быстро эволюционировать, освобождаясь от ярого или вожделеющего эгоизма. Так почему же злые люди, ярые и эгоистичные, страдают меньше, чем добрые и альтруистичые? - Ответ может быть лишь такой: они не страдают меньше, они страдают от своих действий позже и значительно сильнее! Просто их плохая карма не срабатывает быстро, а, наоборот, накапливается и приносит крутые воздаяния, которые хорошо, если сработают в этой жизни, но гораздо хуже, если будут отложены на будущее воплощение. Тогда страдания могут начаться еще в материнской утробе и выразиться в рождении очень больного ребенка, который может быть обречен на страдания в течение всей своей жизни. "Благословенны те, чьи прегрешения взыскиваются незамедлительно, ибо иначе они откладываются и накапливаются", - сказал Великий Йог Индии Вивекананда. Еще в середине 90-х годов нами было сделано философско-психологическое открытие явления, которое мы назвали "Незамедлительные взыскания прегрешений". Это открытие описано и объяснено его значение для эволюции сознания человека в моей книге "Ответственность и Закон Кармы", изданной по следам беседы со слушателями нового набора в нашу Школу в 1998 году. Книга была издана тиражом около 40 тысяч экземпляров, имеется во многих библиотеках Украины и России, а также доступна в интернете. Всем читателям, ищущим методы Восхождения по Ступеням Познания к более совершенному сознанию, я бы посоветовал с ней познакомиться и попытаться начать наблюдать и понимать свои незамедлительные взыскания прегрешений. Это может существенно помочь в очищении сознания от эгоистичных раджасично-тамасичных проявлений, преграждающих Путь Восхождения. И, может быть, самым главным следствием наблюдений за незамедлительными взысканиями прегрешений станет совершенно ясное понимание, что основным препятствием в Восхождении к более совершенной жизни является именно эгоистичное раджасично-тамасичное низшее "я" каждого человека, или самость, или мамона, или зверь. Дерзайте!!! С.К. Колубай, руководитель энергетической философской и психологической школы Агни Йоги и Синтеза Учений

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор в проекте . Смотрите очередной прямой эфир на по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Беды, страдания и в итоге – смерть настигают всех без разбора - добрых и злых, благочестивых и нечестивых, это сильно подрывает тезис о любящем Боге…

Тут можно, конечно, уточнить, что люди добрые и благочестивые избегают бедствий, которые другие люди навлекают на себя тем, что преступают закон, ввязываются в ненужные конфликты или предаются страстям и порокам.

Но речь, конечно, не идет о каких-либо гарантиях. Добрый и благочестивый человек может стать жертвой болезни, преступников, несчастного случая. Вера - не страховка.

И чтобы вести к вечному спасению, она и не должна быть страховкой.

Как сказал Г. К. Честертон,

рай - это не новые вещи, это новые отношения.

Чтобы войти в эти отношения, мы должны глубоко измениться - иначе нам невозможно будет дать вечной радости, подобно тому, как невозможно сделать эгоистичного и капризного человека счастливым в браке.

Чтобы войти в рай, мы должны глубоко преобразиться, и спасение - это процесс такого преображения. Наши цели, наши устремления, то, что мы считаем важным и желанным - все это должно измениться. Мы должны научиться искать отношений с Богом и личной добродетели.

Вера-как-страховка сделала бы это невозможным.

В мире, где, скажем, регулярное посещение Церкви обеспечивало бы защиту от рака, регулярные пожертвования десятины давали бы гарантию от несчастных случаев, а дополнительные взносы на добрые дела надежно страховали бы от преступников, наверное, было бы очень много людей, которые вели бы ревностно благочестивую жизнь.

Но была бы она, в действительности, благочестивой - то есть продиктованной любовью к Богу и ближнему? Была бы в ней подлинная вера и добродетель? Нет, люди бы просто покупали себе страховку, вносили плату за очевидную и не требующую никакой веры выгоду.

Добродетель проявляется, когда у вас нет гарантии, что поступать добродетельно - выгодно. Она особенно проявляется, когда поступать так в чисто земной перспективе невыгодно. Например, несколько лет назад офицер полиции погиб, вытаскивая людей из горящего здания. Мы считаем это подвигом именно потому, что человек пожертвовал жизнью ради других.

Высшее проявление христианской веры - мученичество, готовность отдать жизнь ради того, чтобы остаться верным Христу. Апостол Павел резко отвергает мысль, что благочестие служит для прибытка.

Поэтому становясь христианином, вы не покупаете себе страховку от земных бед. Вы становитесь на путь, ведущий в жизнь вечную и блаженную.

Человеческая жизнь не оканчивается со смертью - она гораздо больше. За пределами этой земной жизни лежит счастье, настолько прекрасное, что мы не смеем о нем помыслить, или несчастье, гораздо более ужасное, чем мы можем представить. Все наши земные радости и скорби обретают подлинный смысл в контексте нашей вечной участи.

На той стороне все обретет завершение и смысл, земные скорби обернутся вечной радостью. Как говорит Апостол, «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4:17,18).

Разве вера в блаженное посмертие не является принятием желаемого за действительное?

Во-первых, сам довод типа «вы хотите, чтобы это было правдой, следовательно это неправда» неоснователен. Даже на чисто земном уровне, если человек страстно хочет, чтобы ему помогло это лечение, это никак не означает, что лечение точно не поможет. Если юноша страстно желает, чтобы девушка вышла за него замуж, это никак не значит, что она ему точно откажет.

Во-вторых, этот довод можно с одинаковым успехом употреблять и против верующих, и против атеистов. Верующие страстно желают, чтобы Бог был и их надежды оправдались. Но многие атеисты, сильно и явно, желают, чтобы Бога не было - тот же Ричард Докинз и многие его соратники явно не занимаются холодным взвешиванием всех «за» и «против», а проявляют сильную эмоциональную неприязнь к Богу. Как в шутку говорили атеистические лекторы в СССР, «если Бога нет - то слава Богу, если он есть - то не дай Бог».

Как хорошо выразил это современный атеистический философ Томас Нагел, «Я хочу, чтобы атеизм был истинен, и меня беспокоит тот факт, что некоторые из самых умных образованных людей, которых я знаю – верующие. Я не просто не верю в Бога – я, естественно, надеюсь, что я прав в моем неверии. То есть я надеюсь, что Бога нет! Я не хочу, чтобы Бог существовал; я не хочу, чтобы мироздание было таким».

Как пишет К. С. Льюис,

«Бог – наше единственное утешение, и ничто не вызывает в нас большего ужаса, чем Он:

в Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него же больше всего хотим спрятаться».

Да и вообще мы все хотим оказаться правыми, какой бы точки зрения мы ни придерживались. Доказывает ли само это желание, что мы точно неправы? Едва ли.

Не лучше ли сосредоточиться на улучшении земной жизни, а не на поисках посмертного спасения?

Само это противопоставление ошибочно. Самое красивое здание в моем районе - храм. И самая благоустроенная территория - территория вокруг храма. Земное благоустроение прямо связано с обращенностью к небу.

Это как с дорогой - если дорога ведет в населенный город, ее регулярно ремонтируют, вдоль нее стоят автозаправки и кафе, работают светофоры и полиция поддерживает порядок. Если дорога не ведет никуда - или ведет, скажем, в заброшенный город, где никто не живет, это сразу заметно - никто не содержит вдоль нее кафе и ресторанов, асфальт потрескался и зарос травой, и вообще она выглядит заброшенной и никому не нужной.

Так и наша жизнь, если она является дорогой в никуда и завершается полным небытием, она лишена смысла.

Напротив, она имеет огромное значение, если наш жизненный путь ведет к Небесному Иерусалиму. Перед лицом вечности все наши поступки имеют огромное значение - даже наша обычная повседневная работа и общение с людьми. Все это приносит плод в вечности, прорастает в жизнь будущего века.

Почему так получается, что искренние, мягкие и добросердечные люди страдают, и на них никто не обращает внимания? А хитрые, жадные, злые люди процветают и пользуются всеобщим уважением?

Не обязательно верить в судьбу. Не обязательно верить, что люди страдают из-за своих прошлых дурных поступков, из-за кармы. В действительности хорошие люди, милые люди, добродетельные люди вынуждены страдать. Невозможно иметь в жизни всё. Если у вас есть доброта, наслаждайтесь ею; если у вас есть добродетель, наслаждайтесь ею; если у вас есть добрый нрав, наслаждайтесь им.

Зачем завидовать хитрым людям, которые становятся премьер‑министрами, или злым людям, которые становятся богатыми?

Плохим людям суждено побеждать в борьбе с хорошими людьми, если это борьба за деньги, за власть, престиж и уважение .

Но если происходит борьба за внутреннюю тишину, за умиротворенность, покой, невозмутимость, безмолвие, медитацию, божественность, то плохие люди ничего в ней не добьются. И я не вижу в этом никакой проблемы.

По логике вещей хорошие люди не должны страдать, страдать должны плохие люди. Однако в жизни происходит всё наоборот: хорошие люди страдают, а плохие люди занимают видное положение и наслаждаются жизнью.

Реальность проста: добро не имеет ничего общего с деньгами. Доброта зарабатывает нечто более ценное, она зарабатывает покой души.

У добродетельного человека может не быть дворца, но он будет счастливее, живя в своей хижине, чем король, живущий во дворце. Добродетельный человек не сможет иметь дворец, зато он сможет обрести блаженство. Хитрый человек сможет заполучить дворец, но при этом он потеряет покой души, он потеряет контакт с самим собой.

Таким образом, на мой взгляд, всё очень просто. Если хотите внутреннего мира и внутреннего богатства, будьте хорошими, добродетельными, милыми и не завидуйте тем бедным людям, которые хитрят и зарабатывают деньги, которые идут на любые преступления и достигают высокого положения и почета.

Вы хотите и того, и другого? Вы хотите и денег, и медитации? Вы просите слишком многого. Придется что-то оставить и хитрым людям! Они очень стараются. И сильно страдают внутри. Возможно, вы страдаете во внешнем мире, они же страдают внутри – и это гораздо большее страдание, чем ваше.

Жизнь – это простая математика. Вы получаете то, что заслуживаете. Только не просите того, что не связано с вашими качествами, и никаких проблем. Тогда вы не будете воспринимать это так, как сейчас – добродетельные страдают. Нет, ни один добродетельный человек не страдает. Добродетельный человек наслаждается и испытывает блаженство от каждого мгновения. А если он страдает, значит, он не добродетелен, он просто трус. Глубоко внутри он хитер, но не бесстрашен. Он хочет того же, что и хитрый человек, но ему не хватает ни смелости, ни ума быть хитрым. Хитрость – это искусство.

Хитрые люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Плохие люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Но хорошие люди не должны им завидовать, поскольку они обладают истинным сокровищем своей сущности. Они должны смотреть на этих несчастных хитрых политиков и сказочно богатых людей и, видя их внутреннюю бедность, их внутреннюю тьму, их внутренний ад, сострадать им, а не воспринимать их как соперников!

По материалам ОШО

Однажды в духовных упражнениях, которые я проводил, принимала участие одна молодая женщина. Она сказала, что решила взять короткий перерыв от ежедневной деловой рутины, чтобы навести порядок в своей запутанной жизни. Она призналась, что старается расстаться со всеми "плохими привычками" и "выходками".
Трехдневные духовные упражнения действительно принесли много изменений. Однако уже через неделю она снова мне позвонила разочарованно сказала: "Ну почему Бог такой?" "Что значит "такой"?" - не понял я. "Как только я решила стать хорошей, Он меня покинул! Перед тем, как отправиться на духовные упражнения, я почти полностью оформила заключение двух сделок. Когда же мои партнеры позвонили и узнали, что я уехала за город, то пошли к другому дилеру, и я потеряла крупную сумму".

Я вспоминаю, как во время загородной поездки бессмысленно погиб один из старшеклассников, учившийся в школе, принадлежащей нашей конгрегации на Филиппинах. Молодой человек вместе с одноклассниками возвращался на пикапе с курорта. Когда он ехал по ухабистой дороге, то потерял управление и машина свалилась в глубокий овраг. Его друзья смогли вовремя выпрыгнуть, но сам он оказался в смертельной ловушке потому, что был пристегнут ремнем безопасности к креслу водителя. Его отец в отчаянии рыдал: "Помогите мне кто-нибудь постигнуть Волю Божию, потому что сам я не в состоянии. Я всегда был честным человеком. Я всегда помогал Церкви. Почему же Бог допустил такое несчастье?"
Печальный пример из жизни неудачливой женщины и трагедия безутешного отца отражают самую суть проблемы, вечной, как мир: почему хорошие люди вместо того, чтобы получить награду за искреннюю веру и служение Богу, должны страдать? Многие недоумевают, видя, что их соседи, которым всегда были безразличны и Бог, и Церковь, процветают, в то время как добрые и богобоязненные влачат жалкое существование, преодолевая бесконечные испытания. Иов тоже задавал себе этот вопрос, когда молния поразила его овец и слуг, враги угнали верблюдов, а его семеро сыновей и три дочери погибли из-за ураганного ветра, обрушившего дом, в котором они пировали. Но это было еще не все. Сатана поразил Иова "проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов 2, 7). Сварливая жена уговаривала Иова ответить Богу богохульством. Однако он сказал ей: "Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов 2, 10). "Друзья" пытались убедить его, что он, наверное, оскорбил Бога и навлек тем самым на себя гнев и кару Божию (так же часто рассуждаем и мы, оказавшись перед лицом испытаний). Иов испытал свою совесть, но не нашел на ней ни одного пятна. А так как его "несправедливые" страдания продолжались, то он вскричал: "Дни скорби объяли меня". (Иов 30, 16). Однако его неоскудевающая вера и терпение были в конце концов вознаграждены. Все, что он потерял, было возвращено ему в двукратном размере, чаша его была снова переполнена, а его дети чудесным образом были возвращены к жизни.
История Иова учит, что благочестивая жизнь - это не гарантия того, что вас минуют лихие беды. Иисус тоже сталкивался с человеческим страданием, проявлявшимся во всевозможных формах. Мы читаем в Евангелии, что Он исцелял людей от различных напастей: от одержимости нечистым духом до простой горячки, какой болела теща апостола Петра. Иисус тоже познал горечь страданий, но не воспользовался Своим могуществом, чтобы избежать несчастья. Страдание, учил Христос, - участь любого человека, это не проблема, которую нужно решать, а тайна, которой необходимо жить.

Добрые люди страдают в этом мире значительно чаще остальных. Эта несправедливая аксиома работает практически так же надежно, как и закон гравитации. Почему это происходит в принципе? Разберемся с представленным вопросом далее.

Страдание добрых людей: внутренние причины

Конечно, основная причина их страдания кроется во внутреннем мире. Нестандартный взгляд на происходящие события вызывает серьезный диссонанс в душе. Например, это проявляется так:

отсутствие жалоб;
привычка улыбаться;
чуткость;
отсутствие уныния.

Необычно? Не то слово. Казалось бы, представленные факторы должны, наоборот, давать заряд позитива. Однако, нередко они провоцируют и грусть.

Отсутствие жалоб

Добрый человек не привык жаловаться в принципе. Он считает, что обременять своими проблемами других - моветон. Поэтому все тяготы такие личности стараются переносить самостоятельно.

Привычка улыбаться

Здесь все довольно просто. Подобные личности являются неукротимыми оптимистами. Поэтому их окружение думает, что у них все всегда хорошо. На самом деле душу может съедать тревога и беспокойство.