Почему педагоги бегут из школы? Почему учителя уходят из школы? И не только в России.

Сама я проработала в школе два года. На следующий день после того, как потеряла статус молодого специалиста, мне сообщили о расторжении контракта. Два прошедших года были кошмаром, что касалось взаимоотношений со старшими коллегами и администрацией школы, зато мне очень нравилось работать с детьми, да и с родителями легко нашла общий язык. Но, видно, не судьба мне работать в школе. Теперь я неплохо трудоустроена, однако некий горький осадок от работы в школе остался. Может, я вела себя как-то неправильно? Может, только в моей бывшей школе был плохой микроклимат? Решила пообщаться с коллегами из своей школы и других.

Я ТОЛЬКО НАЧАЛ РАБОТАТЬ, А МЕНЯ УЖЕ ДЕПРЕМИРОВАЛИ!

Молодой учитель истории и классный руководитель одной из минских школ Александр рассказал мне свою историю: «Я раньше учился в этой же школе, где теперь работаю по распределению. Очень обрадовался, когда узнал, что буду работать в родной школе. Даже было интересно посмотреть на процесс обучения со стороны учителя. Конечно, вспомнив свои школьные годы, я больше всего боялся, чтобы меня приняли ученики и родители. Я думал, что учителя и администрация родной школы меня всегда поддержат, но я ошибся во всем… Я даже и не подозревал, насколько сложно морально работать учителем из-за отношения администрации школы и внутренней атмосферы педколлектива! Многие представители администрации школы просто совершенно забыли, что сами когда-то были молодыми специалистами и простыми учителями. Я еще только начал работать, а меня уже депремировали! И за что?! За то, что при проведении факультатива я был с учениками не в том кабинете, который указан в расписании, хотя знали, что я уступил свой кабинет пожилому педагогу, который попросил меня об этом. Моих объяснений никто не стал даже слушать, сказав, что я наказан. Более опытные учителя объяснили мне, что такой в школе порядок, и они уже привыкли, поэтому спрашивать и тем более спорить бесполезно, нужно делать, что тебе говорят - и все. Вот так я и делаю: собираю с родителей деньги на туалетную бумагу, мыло, салфетки для школы и отдаю их в конверте представителям администрации. Агитирую учеников 7-го класса записаться в детский лагерь, зная, что мои семиклассники не пойдут в лагерь вместе с младшей школой, но правдами и неправдами заставляю их родителей платить за него и опять же отдаю деньги в конверте представителям администрации… «Сколько можно?» - спрашивают родители. «Сколько можно?» - спрашиваю я себя, но вслух спросить боюсь, как и все остальные мои коллеги. Вот так и работаем».

«Сколько работаю, столько терплю и держу обиду в себе. Только дети меня в школе и удерживают, - делится со мной Галина Владимировна, учитель начальных классов с 15-летним стажем одной из минских гимназий. - Не могу я вот так просто оставить их и уйти, хотя последнее время все чаще появляется такое желание. Очень жаль, что в нашем учебном заведении работают не очень чистоплотные люди. Недавно меня, как опытного педагога, попросили написать педагогическую работу для конкурса на получение премии Мингорисполкома. Я понимала, насколько это серьезное дело, поэтому посвятила все свое свободное время поиску материалов для написания работы из личных наработок и библиотек. Наконец работа была готова и передана в руки администрации школы, где ее не одобрили, но… оставили у себя. Я не придала этому значения, а спустя некоторое время я увидела свою работу опубликованной и получившей премию, но под фамилией одного из завучей. Как можно после этого работать с энтузиазмом и доверять коллегам?»

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЗАСТАВЛЯЮТ ВЫДАВАТЬ КОНЬКИ И ЛЫЖИ

Что еще волнует и беспокоит наших учителей? На этот вопрос мы нашли ответ у выпускницы МГЛУ Алины, которая работает учителем английского языка в школе уже второй год. «Я никак не могу привыкнуть к темпу работы в школе и, можно сказать, хаосу, - говорит Алина. - Очень много лишних нагрузок, совершенно никому не нужных. Например, постоянное дежурство всех учителей в коридорах, в школьной столовой, в гардеробе. Зачем мне каждую перемену стоять рядом с дежурным администратором и дежурными учениками в коридоре? Из-за этого я не успеваю подготовить доску и раздаточные материалы к уроку, что приходится делать со звонком и быстро.

(Окончание в следующем номере.)

Томас Эдисон — это, наверное, самый известный и продуктивный изобретатель всех времен, имевший более чем 1000 патентов, выданных на его имя, включая электрическую лампу, фонограф, и кинокамеру. Он стал мультимиллионером и завоевал Золотую Медаль Конгресса. Эдисон поздно начал свое обучение после болезни, в результате чего его ум часто блуждал, и это побудило одного из его учителей называть его «абсолютным». Он выбыл из школы после всего трех месяцев формального образования. К счастью, его мать была школьной учительницей в Канаде и учила дома молодого Эдисона.

Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin)

Бенджамин Франклин известен во многих ипостасях: политик, дипломат, автор, полиграфист, издатель, ученый, изобретатель, отец-основатель и соавтор Декларации Независимости. Единственное, кем он не был — это выпускником средней школы. Франклин был пятнадцатым ребенком и младшим сыном в семье из 20 человек. Он провел два года в Бостонской Латинской школе прежде, чем покинуть ее в возрасте десяти лет и отправиться работать на своего отца, а затем на его брата, как полиграфист

Билл Гейтс (Bill Gates)

Уильям Генри Гейтс III , известный как Билл Гейтс, в 1973 году поступил в Гарвардский университет и был отчислен спустя всего 2 года. После отчисления он занялся созданием программного обеспечения, создал компанию Microsoft, стал одним из богатейших людей в мире и постоянно оказывал безвозмездную финансовую и техническую помощь «родному» Гарвардскому университету. Учитывая его заслуги, через 32 года после отчисления, Биллу Гейтсу был вручен диплом выпускника Гарварда «задним числом».

Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Хотя он был назван журналом Таймс, как «Человек Века», Альберт Эйнштейн был вовсе не «Эйнштейном» в школе. Нобелевский лауреат, физик-теоретик, известный своей теорией относительности, а так же вкладом в квантовую теорию и статистическую механику, бросил школу в возрасте 15 лет. Решив продолжить свое образование год спустя, Эйнштейн сдавал вступительные экзамены в престижный швейцарский федеральный технологический институт, но неудачно. Он вернулся в среднюю школу, получил диплом и потом все-таки поступил в университет, сдав вступительные экзамены со второй попытки.

Джон Д. Рокфеллер старший (John D. Rockefeller, Sr.)

За два месяца до церемонии вручения дипломов средней школы, первый зарегистрированный миллиардер в истории Джон Д. Рокфеллер старший, выбыл, чтобы поступить на деловые курсы в Фолсомском Коммерческом Колледже. Он основал Standard Oil Company в 1870, заработал миллиарды долларов, прежде чем его компания была раздроблена правительством с целью лишить ее монополии на рынке нефтепродуктов США и провел последние 40 лет жизни отдавая свое богатство, прежде всего проектам, связанным со здоровьем и образованием. Этот человек, без сожаления бросивший среднюю школу, помог миллионам людей получить хорошее образование.

Уолт Дисней (Walt Disney)

В 1918, в то время учащийся средней школы, будущий продюсер, лауреат «Оскара» и пионер парков развлечений, Уолт Дисней начал брать ночные курсы в Академии Искусств в Чикаго. Дисней ушел из средней школы в 16 лет, чтобы присоединиться к армии, но поскольку он был слишком молод, чтобы попасть в призыв, он присоединился к Красному Кресту с подделанным свидетельством о рождении. Диснея послали во Францию, куда он вел машину скорой помощи, которая была покрыта сверху донизу мультяшками, которые в конечном счете стали персонажами его фильмов. После того, как Дисней стал мультимиллионером, основателем Walt Disney Company и кавалером Президентской Медали Свободы, он получил почетное свидетельство об окончании средней школы в 58 лет.

Ричард Брэнсон (Richard Branson)

Британский сэр Ричард Брэнсон — владеющий миллиардным состоянием бизнесмен, самостоятельно добившийся успеха. Он основал Virgin Atlantic Airways, Virgin Records, Virgin Mobile и даже космическую туристическую компанию, организовывающую суборбитальные поездки в космос любому, кто пожелает. Страдая от дислексии, Брэнсон был бедным студентом. Ему пришлось бросить школу в 16 лет и переехать в Лондон, где он начал свою первую успешную предпринимательскую деятельность, издавая журнал Student.

Джордж Бернс (George Burns)

Джордж Бернс, урожденный Натан Бирнбаум, был успешным водевильным актером, ТВ и кинокомиком в течение почти девяти десятилетий. После смерти его отца, Бернс покинул школу в четвертом классе, чтобы найти работу чистильщиком обуви, выполняя поручения и продавая газеты. Во время работы в местном магазине леденцов, Бернс и его молодые коллеги решили войти в шоу-бизнес как Peewee Quartet. После того, как группа распалась, Бернс продолжал работать с партнером, обычно девушкой пока не встретил Грейси Аллен в 1923. Бернс и Аллен поженились, но не становились звездами, пока Джордж радикально не изменил представления, и не создал в них смешную роль и для Грейси. Они продолжали сотрудничать в водевиле, радио, телевидении и фильмах, пока Грейси не прекратила свои выступления в 1958 году. Бернс продолжал выступать почти до дня своей смерти в марте 1996.

Харлэнд Сандерс (Harland Sanders)

Полковник Харлэнд Сандерс преодолел свое отсутствие образования. Его отец умер, когда ему было шесть лет и так, как его мать работала, он был вынужден готовить еду для всей семьи. Он не смог закончить даже начальную школу. Сандерс сменил много рабочих мест, включая пожарного, рулевого на пароходе и страхового агента. Он позже получил степень в области юриспруденции с помощью заочной школы. Кулинарные навыки Сандерса и его деловой опыт помогли ему сделать миллионы как основателю империи жареных цыплят Kentucky Fried Chicken.

Чарльз Диккенс (Charles Dickens)

Чарльз Диккенс, автор многочисленной классики, включая «Оливера Твиста», «Повести о двух городах» и «Рождественской песни» учился в начальной школе, пока его жизнь круто не изменилась, когда его отец был заключен в тюрьму за долги. В 12 лет он покинул школу и начал работать по десять часов в день на очерняющей ботинки фабрике. Диккенс позже работал клерком и стенографистом в суде. В 22 года он стал журналистом, сообщая о парламентских дебатах и освещая избирательные кампании для газеты. Его первую коллекцию историй «Очерки Боза» (Boz было его прозвище) и его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», издали в 1836 году.

Элтон Джон (Elton John)

Родившийся Реджиналдом Кеннетом Дуайтом, участник Зала славы рок-н-ролла сэр Элтон Джон продал больше чем 250 миллионов записей и имеет более пятидесяти «Лучших 40 хитов», делающих его одним из самых успешных музыкантов всего времени. В 11 лет Элтон Джон принят в Королевскую Консерваторию Лондона по классу фортепьяно. Когда ему надоели классические произведения, Элтон предпочел рок-н-ролл, и после пяти лет он оставил школу, чтобы стать пианистом по выходным дням в местном пабе. В 17 лет он сформировал группу под названием Bluesology, и, к середине 1960-х, они совершали поездку с музыкантами Soul и R&B, такими как Isley Brothers, Patti LaBelle и Bluebelles. Альбом Элтона Джона был выпущен весной 1970, и после первого сингла «Your Song», попавшего в американский «Top Ten», Элтон был на пути к своей суперславе.

Рэй Крок (Ray Kroc)

Рэй Крок не создал McDonald`s, но он превратил его в крупнейшую в мире сеть ресторанов быстрого питания после покупки фирмы у Дика и Мака Макдональдсов в 1955 году. Крок заработал 500 миллионов долларов состояния еще ​​при жизни, и в 2000 году был включен журналом Тайм в список из 100 самых влиятельных производителей и титанов индустрии в XX веке. Во время Первой мировой войны, Крок покинул среднюю школу в возрасте 15 лет и лгал о своем возрасте, чтобы стать водителем скорой помощи Красного Креста, но война закончилась прежде, чем он был отправлен за границу.

Гарри Гудини (Harry Houdini)

Имя Гудини является синонимом волшебства. Прежде чем стать всемирно известным фокусником и мастером побегов по имени Гарри Гудини, Эрих Вайс бросил школу в возрасте 12 лет, работая на нескольких работах, в том числе учеником слесаря. В 17 лет он объединился с коллегами — энтузиастами магии, чтобы создать труппу Houdini Brothers, названную в честь Жана Эжена Роберта Гудина, самого известного мага той эпохи. В возрасте 24 лет, Гудини придумал трюк «Неподчинение Закону», предлагая уйти от любой пары наручников, предлагаемых аудиторией. «Неподчинение Закону» стал поворотным моментом для Гудини. С его успехом пришло развитие зрелищных побегов, которые превратили его в легенду.

Ринго Старр (Ringo Starr)

Ричард Старки более известен как Ринго Старр, барабанщик Битлз. Родился в Ливерпуле в 1940 году, Ринго перенес два серьезных заболевания в возрасте шести лет. Проведя в общей сложности три года в больнице, он значительно отставал в школе. Он ушел из школы после своего последнего визита в больницу в 15 лет, едва умея читать и писать. За время работы в инженерной фирме, 17-летний Старки присоединился к группе и сам научился играть на барабанах. Его отчим купил ему его первую настоящую барабанную установку, и Ринго играл с различными группами, в конечном счете присоединившись к Rory Storm and the Hurricanes. Он изменил свое имя на Ринго Старр, принял приглашение от Beatles в 1962 году, и сейчас является одним из самых известных барабанщиков в истории музыки.

Принцесса Диана (Diana Spencer, Princess of Wales)

Покойная Диана Спенсер, принцесса Уэльская, училась в школе West Heath Girls, где ее академическая успеваемость рассматривалась как ниже среднего, не сумев сдать все экзамены «нулевого уровня». В возрасте 16 лет, она оставила West Heath и недолго проучилась в выпускных классах в Швейцарии, прежде чем уйти и оттуда. Диана была талантливой певицей-любителем и стремилась стать балериной. Диана пошла работать неполный рабочий день помощником в детский сад, дающий основы начальной школы. Вопреки утверждениям, она была не воспитателем детского сада, так как у нее не было никакой образовательной квалификации, чтобы учить детей. В 1981 году, в возрасте 19 лет, Диана обручилась с принцем Чарльзом и ее рабочие дни закончились.

500 миллионов рублей собирается выделить в этом году государство для привлечения молодых учителей в российские школы. Господдержку в сумме 500 тыс. руб. получит тысяча выпускников вузов 2009 и 2010 годов, принятых на работу в школы этим летом, сообщили на днях все СМИ.

Минобрнауки опубликует список «золотых» вакансий для школьных учителей. Каждый из начинающих педагогов получит 500 тыс. рублей и сможет использовать их «по своему усмотрению». Деньги выплатят в два захода - по 250 тыс. рублей в конце 2010 и 2011 годов. Отбирать тысячу вакансий, на которые будет распространяться федеральная поддержка, станет специальная рабочая группа. В ее состав войдут представители минобр-науки, профсоюза работников народного образования, органов власти и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

ВОПРОС. Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы, решили выяснить «КВ». И на условии того, что имена учителей будут известны лишь редакции, записали пять исповедей казанских педагогов, которые ушли из школы.

Разочарование

ИСПОВЕДЬ 1. Елизавета, 28 лет: Я мечтала стать учителем с детства. И после школы поступила в ТГГПУ. Практику проходила в лицее. Первый опыт развеял мои иллюзии, когда я столкнулась с негативной стороной учительского труда. Но полное представление о нем дала постоянная работа. Учителей иностранных языков в школах не хватает. Поэтому место я нашла легко. Но работать оказалось сложно. Молодых преподавателей сильно запрягают. Мероприятия, планы - все легло на мои плечи. Приходилось постоянно заменять коллег. Молодые учителя английского задерживались в школе не больше полугода. Кто-то уходил в декрет, кто-то переезжал. Но большинство просто уходили на более оплачиваемую работу. Основная масса шла в торговлю. Для меня текучесть означала большую нагрузку. Я пропадала в школе целыми днями.

Не повезло и с коллективом. Учителя четко делятся на группы: опытные, зрелые преподаватели и молодые. Я не встретила поддержки со стороны старших коллег. На мои попытки использовать новую методику обучения они смотрели негативно. Это была не критика, а полный остракизм, что и заставило меня разочароваться в профессии. Мысль о смене места работы пришла через год. Я переехала и устроилась в другую школу. Однако там меня ожидала еще худшая ситуация. В 2008 году я вышла замуж, родила дочь. Семья требовала много времени. Я уже не могла быть спасательным кругом - заменять учителей и преподавать допоздна. В 2009 году мне предложили работу переводчиком со свободным графиком и с высокой зарплатой. Я люблю свою профессию. Но разочарована в школе. Работа в ней не может сочетаться с полноценной семейной жизнью. Думаю, что никогда не вернусь в профессию.

«Подай, принеси!»

ИСПОВЕДЬ 2. Аида, 20 лет: Я пришла в школу сразу после окончания пединститута. Друзья и близкие в один голос заявляли: «Ты знаешь, какие сейчас в школе дети? Они тебе все нервы измотают!» Дети не измотали. А вот руководство школы выбило меня из колеи. Казалось бы, пришел молодой специалист, его надо поддержать. Но я превратилась в специалиста типа «подай, принеси». Все мероприятия взвалили на меня. Я буквально ночевала в школе, не успевая подготовиться к своим урокам. Успеваемость учеников снизилась. Попросила дать мне передышку от мероприятий. Но в ответ завуч написала докладную на имя директора. Мне пришлось оправдываться на педсовете.

Вторая проблема - часы, от количества которых зависит зарплата учителя. Их распределяет директор. На просьбу дать больше уроков я получила отказ. Учителем английского языка в нашей школе работала племянница директора. Через три месяца пришла родственница завуча. Хорошо, что у меня было классное руководство, за которое платили около 1000 рублей. Я жила далеко от школы, поэтому добиралась на старенькой «семерке». «Мне нужно отвезти документы, подвезешь?» - попросила однажды директор. Такие поездки стали ежедневными. Я тратила последние деньги на бензин, мотаясь из одного конца города в другой. Иногда директриса просила забрать из музыкальной школы ее дочь.

Терпение иссякло, когда мне заявили, что молодых учителей приглашают на общественную работу. Для нее почему-то требовались рабочая одежда и половые тряпки. Вдвоем с другой молодой учительницей мы подъехали по указанному адресу, где находился детский лагерь. Нам объяснили, что работа заключается в уборке помещения. Целый день мы отмывали стены и полы ледяной (!) водой. Когда руки перестали слушаться, я возмутилась. За что впоследствии получила выговор от директора школы.

Лицемерие

ИСПОВЕДЬ 3. Оксана, 24 года, учитель математики: Когда я пришла в школу, казалось, все легко. Проработала сентябрь-ноябрь. Дети от меня были в восторге, учителя хвалили. Многие еще в первый день сказали, что рады моему приходу. Но в декабре ко мне на урок пришел директор. Оказалось, я веду занятия не совсем правильно. То есть свой предмет знаю хорошо, последовательно излагаю материал, но неправильно преподаю с педагогической точки зрения. Директор подчеркнул, что я хорошо лажу с детьми. У меня есть педагогический талант, несмотря на молодость. Потом на уроки начали ходить завучи. Они тоже меня хвалили. Перед Новым годом было собрание, на котором обсуждали работу молодых специалистов. Тогда-то и выяснилось, что в лицо о твоей работе говорят одно, а при директоре - прямо противоположное.

Дети… Не знаю, в этой ли школе или во всех они такие? В нашей было четкое деление на хорошие и плохие классы. Но ведь отбор, считаю, должен производить психолог. Еще детей можно поделить на «маленьких» и «больших». «Маленькие» - те, кто выглядят и думают соответственно возрасту. А есть не по годам развитые. Есть дети умные и развитые. А есть неадекватные и не очень умные.

Если говорить об эмоциональной стороне вопроса, то в первой четверти все было замечательно. К детям привыкаешь быстро. Во второй начинаешь мечтать о каникулах. Хотя и в каникулы школа полна детьми - кружки, секции. Хочется отдохнуть от них, но не получается. Такое ощущение, что попадаешь в центр вне-школьной работы. Под конец года всерьез устаешь от детей. Они хотят на улицу и не желают заниматься, особенно в классах, где нет экзаменов. Многие учителя постоянно жалуются на детей. Хочется спросить их: «Зачем здесь работаешь?» Я поняла, что учителя делятся на тех, у кого есть призвание, и тех, у кого его нет. Со мной в школу пришла еще одна молодая учительница. Она цветет от своей работы! Ей нравится учить даже неадекватных детей. Другие учителя либо ничего больше не умеют делать. Либо боятся что-то изменить в своей жизни, так как давно работают в школе. Через год я пришла к выводу, что работа учителя очень однообразная. А не творческая, как говорят. Поэтому я и ушла из школы.

Неблагодарность

ИСПОВЕДЬ 4. Резеда, 23 года: Учителем русского языка работаю первый год. Пришла сразу после педколледжа вместе с подругой. Что такое школа и как она живет, я знала, когда проходили практику. Но то был один урок в день, а сейчас по 5 - 6. Первую неделю было сложно. Во-первых, нам не дали учебников и ничего не объяснили. Мы не знали что делать и растерялись. Приходилось что-то придумывать, готовиться к уроку, ища информацию в интернете. Во-вторых, мы приходили после школы такие усталые и измученные, что сразу ложились спать. В первое время были небольшие стычки с коллективом - со старшими и опытными. У него свои правила. Например, вовремя забрать журнал или случайно не стереть с доски в кабинете. Первое время мы никак не могли к ним привыкнуть. Сейчас воспринимаем все спокойнее.

За это время я сделала вывод, что дети неблагодарные. У меня есть параллель девятых классов. Они относятся ко мне несерьезно, воспринимая как ровесницу. Со старшими классами намного тяжелее. Подростки показывают свой характер, могут нецензурно выражаться на уроках. Малейшее притеснение вызывает бурю негативных эмоций. Например, девочки начинают плакать в середине урока. Или встают и молча уходят из кабинета.

Подруге проще - у нее вторые классы. Дети любят и ее, и английский язык. Обиднее всего, что родители тоже неблагодарные. От них ждешь поддержки. Хочешь, чтобы они не пропускали мимо ушей то, что говорит учитель об их ребенке. В школе его еще можно перевоспитать. Но многие родители вообще не занимаются своими детьми и не ходят на собрания. Другие, наоборот, постоянно приходят в школу и выпрашивают оценки для своих детей.

Дети очень разные. Сюжеты нашумевшего сериала «Школа» отражают действительность. Для меня до сих пор шок то, что старшеклассников у нас выпускают на перемене из школы покурить. Учителя знают об этом, но бездействуют.

И швец, и жнец

ИСПОВЕДЬ 5. Диляра, 25 лет: Все знают, в педуниверситет сегодня идут в основном те, кто не поступил в другие вузы. За редким исключением тех, кто с детства мечтал преподавать. В школу я пришла вместе с другими тремя молодыми педагогами, один из них - мужчина. Он уволился из школы первым. Ответ прост - зарплата. Несоответствие количества требований к педагогу и суммы его зарплаты, сказал он мне. Да, 7 - 8 тысяч рублей до обидного мало. Особенно если выпускник вуза снимает квартиру. А обязанностей много. То нас просят быть капитаном школьной команды КВН. То поставить сказку на Рождество или покрасить стену в выходной день. Молодым учителям в школах очень непросто. Детей не мотивируют ни оценки, ни знания.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Полтора месяца назад мы послали эти исповеди прокомментировать в Министерство образования и науки РТ. После долгих переговоров с пресс-службой получили ответ: «Ваше письмо принято к сведению».

Луиза Биктимирова, Альбина Ахметзянова, Дарья Бикулова, Алина СИНИЧКИНА, Зиля Шамионова

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email. Читайте также
Новости партнеров

Аня, 17.02.2011 13:42:54

регина, 01.04.2011 23:00:40

Оксана, 14.06.2011 21:33:57

Евелина, 13.07.2011 22:21:37

алексей, 25.07.2011 13:37:02

Юлия, 13.09.2011 17:09:58

Арина, 28.01.2012 16:45:03

гость, 31.01.2012 19:59:02

гость2, 04.02.2012 1:03:13

Лия, 07.03.2012 0:00:46

Анна, 12.03.2012 17:28:31

Марина, 13.05.2012 13:50:35

Иван, 15.05.2012 13:46:11

Марина, 03.06.2012 17:34:24

Гость, 04.06.2012 10:28:42

Юлия, 13.06.2012 10:09:44

Галина, 30.06.2012 16:06:29

Бывалый, 02.07.2012 10:41:43

Риа, 02.07.2012 15:07:43

Регишка, 05.07.2012 11:37:47

Элина, 10.07.2012 17:11:44

Разочарованная, 31.07.2012 15:03:53

Гость, 08.08.2012 12:37:19

Yuki, 10.09.2012 11:54:31

Бывший преподаватель, 20.09.2012 20:13:22

Гость, 21.09.2012 19:34:08

ирина, 25.11.2012 12:52:46

Лучший Ветер, 28.11.2012 0:16:15

Наталья, 28.11.2012 20:52:04

Гость, 30.11.2012 20:26:08

Алина, 09.12.2012 12:56:28

Гость, 16.12.2012 14:14:07

Елена, 25.12.2012 21:10:21

Гость, 01.01.2013 16:05:20

Алевтина, 25.01.2013 19:59:14

Гость, 26.01.2013 9:05:16

Наталья, 01.02.2013 15:53:11

Виталий, 21.02.2013 17:45:23

Лика, 22.02.2013 10:34:00

учитель, 23.02.2013 9:25:46

Алика, 23.03.2013 19:52:21

БАБУШКА, 27.03.2013 1:56:34

Гость, 23.04.2013 16:35:38

Гость, 30.04.2013 15:01:13

учитель, 28.05.2013 12:49:39

Учителю, 29.05.2013 17:26:49

бывший, 16.06.2013 10:31:04

Денис, 17.07.2013 15:13:17

Ex-учитель средней школы, 20.08.2013 14:56:54

Александра, 20.08.2013 22:29:18

Екатерина, 27.08.2013 11:54:19

бывший, 28.08.2013 7:38:00

Екатерине, 28.08.2013 18:13:36

Ex-учитель средней школы, 28.08.2013 18:21:28

Лилия, 02.09.2013 15:48:29

Учитель в прошлом, 04.09.2013 7:05:35

Мария, 14.09.2013 21:03:43

Марии, 17.09.2013 16:58:29

Наталья, 01.10.2013 18:01:13

Лия, 06.10.2013 13:27:41

Оксана, 09.10.2013 18:14:44

алина, 15.11.2013 7:12:28

екатерина, 15.11.2013 20:49:17

Учитель, 25.11.2013 20:20:47

Елена, 16.12.2013 13:18:38

Мария, 31.01.2014 17:31:09

Татьяна, 31.01.2014 23:19:39

гость, 01.02.2014 10:45:47

Мать завуча, 01.02.2014 15:35:27

Кошечка, 05.02.2014 21:13:21

Михаил, 19.02.2014 22:41:04

Людмила, 04.03.2014 18:30:40

Joku, 06.03.2014 21:43:46

Алиса Бертова, 15.03.2014 23:26:29

Мария, 17.03.2014 17:42:13

Розенталь, 19.03.2014 16:28:11

Юлия, 27.03.2014 19:08:17

Olya, 23.07.2014 16:36:43

просто кот, 06.08.2014 17:34:56

Екатерина, будущий учитель, 09.09.2014 18:19:30

Юлия, 10.09.2014 18:47:59

прохожий, 11.09.2014 11:05:51

Историк, 14.09.2014 10:37:35

Гость, 01.10.2014 16:34:16

Гость, 09.10.2014 16:48:45

Артём, 14.10.2014 12:46:02

Гостья, 25.10.2014 21:35:34

Алина, 26.10.2014 0:41:19

Большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

77% учителей готовы покинуть школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе! Эти устрашающие цифры особенно удивительны на фоне декларируемых властями повышений зарплат, роста престижа учительской профессии, всяких бонусов, типа льготной ипотеки и т.д. Почему же учителя бегут из школ, забыв о своем священном долге и благородном предназначении?

Вот результаты опроса, наглядно показывающие, насколько стремительно могут опустеть стулья за учительскими столами. На вопрос «ушли бы вы из школы, если бы появилась возможность?» 77,11% ныне работающих в школе не раздумывая ответили «да». Не выразили подобной готовности только 10,37% школьных наставников, а 12,53% над своим возможным уходом пока раздумывают и твердый ответ дать затрудняются.

«Работая в школе, я просто не замечаю жизнь, вижу только работу, чужих детей и их проблемы. Все дни проходят одинаково: работа, работа, работа. Нет времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, творчество. Дни давно слились во что-то одно. Что от меня останется лет через десять?! Я понимаю, что нужно работать - вопреки всему! И задаю себе лежащий на поверхности мучительный вопрос: если я уйду, то кто же останется? И все-таки я больше не могу...» Это крик души учительницы, которой нет еще и тридцати, которая отдала школе уже пять лет и искренне любит свою работу. И подобных исповедей много. «Особенно тяжело первые пять-семь лет! Потом входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется - даже жить!» Такие вот драмы скрываются за внешне благополучным фасадом российской школы, который усердно штукатурят чиновники Минобра.

Однако истину не скроешь за лозунгами. На одном из сайтов учительского сообщества был проведен опрос с целью выяснить - насколько учителя держатся за свою работу? Результаты его способны неприятно удивить как родителей, так и чиновников от образования: 77% учителей моментально покинут школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе, лишь 10% не готовы это сделать, и около 13% затрудняются с ответом! Почему большинство людей самой благородной из профессий, которая традиционно считается призванием, готовы не моргнув глазом бросить ее в любой момент?! Корреспондент «МК» пообщался с теми учителями, кто уже распрощался со школой, и с теми, кто только надеется это сделать.

Вот что рассказала 39-летняя Ольга, преподаватель русского языка, литературы и МХК из Заволжска:

Проработав в школе 16 лет, я нашла в себе силы уйти, пока не стало поздно. К мыслям об уходе привела не зарплата, а зависимость от работы. Помимо непосредственно уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой. Иначе нельзя - но это полностью уничтожает личную жизнь. Мне повезло: у меня полная семья, муж не только не ушел, но и уроки с детьми делал, и ужином кормил. Так везет очень немногим, поэтому среди учителей столь много матерей-одиночек. И никто из моих знакомых учителей не вернулся в школу после того, как ушел. Появились свобода и выбор. Проблема трудоустройства учителя вне школы существует, но кто хочет - всегда находит работу. Если говорить обо мне, то филологическое образование, природное чувство языка и творческая направленность сыграли свою роль: сегодня я сетевой журналист. Пишу тексты, наполняю сайты.

Те, кто уйти из школы пока не сумел, высказываются порой значительно резче и откровеннее, чем Ольга.

Ушла бы, да никто нигде не ждет - рассказывает Жанна, 52 года, учительница из Мурманской области. - Учителю приходится брать полторы-две ставки, чтобы тупо не протянуть ноги, а за ставку в 18 часов ты получишь копейки. У нас губернатор тоже отчиталась Путину, что средняя зарплата учителя в регионе 42 тысячи. Однако я работаю на полторы ставки, с первой категорией, с кучей надбавок за хорошую работу, и максимум выходит тридцать, а если бы работала на ставку - было бы 16... Я не понимаю тех коллег, кто пыжится, делая вид, что работать за копейки - это здорово! Порой гонишь от себя мысль, что школа - это сборище неудачников, которые не нашли себя в жизни...

Подобных примеров - масса. И у заинтересованной стороны, у родителей школьников, может возникнуть вопрос - а способны ли учителя искренне давать детям все, что необходимо, и серьезно относиться к своей работе ПОСЛЕ того, как они уже махнули на все рукой и сделали для себя вывод, что готовы уйти при первой возможности? И можно ли, скажем, родителям первоклассника, выбирающим первого учителя, как-то распознать того, кто уже «сидит на чемоданах»?

Сложившуюся ситуацию «МК» прокомментировал Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ и директор Федерального института развития образования:

Эта ситуация для России является одной из самых драматичных. Большинство выпускников огромного количества педвузов не идут в профессию учителя, а те, кто пошли, пытаются ее покинуть рано или поздно. Причина этого в том, что даже при озвучиваемом росте заработной платы ценностный статус учителя сегодня ниже плинтуса... А для человека важно не только его материальное благополучие, но и отношение к нему в обществе, насколько он может реализовать себя как личность, насколько он востребован в своей стране.

Что касается тех учителей, которые «сидят на чемоданах», - распознать их непросто. При этом они могут вполне профессионально делать свою работу, продолжая мечтать о том будущем, которое для них желаемо и интересно. То есть прямой и жесткой корреляции между желанием и готовностью бросить профессию и качеством даваемых детям знаний нет. С другой стороны, образно выражаясь, если я стою на вокзале, жду поезда и в это время даю кому-то консультацию, то я продолжаю смотреть - не убежал ли поезд...

2. Сложные отношения с коллегами и начальством. Педагогические коллективы часто очень похожи на серпентарий. Хотя, конечно, там можно встретить приличных людей: со многими бывшими коллегами мы до сих пор дружим.

У нас была прекрасная кафедра иностранных языков. Мы все время что-то организовывали, для детей и для себя. Отмечали праздники, ходили вместе в театр, пытались учить друг друга иностранным языкам (с тех пор в памяти осталась пара десятков французских слов).

Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди

Но в большом школьном коллективе все было не так позитивно. Нам откровенно завидовали. Так и говорили: «Что это «иностранцы» такие радостные?» Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди.

«Я не видела заинтересованности руководства в реальных знаниях учеников, – соглашается Эльвира (Москва), бывший учитель физики, затем. – Мне прямым текстом говорили, у кого «в любом случае» должны быть хорошие оценки».

3. Отсутствие перспектив. Быстро сделать карьеру в школе не получится: лишь через несколько лет работы можно оформить вторую, затем первую и высшую категорию, чтобы получить надбавку к зарплате в размере 15-20%.

В какой-то момент мне стало казаться, что, проверив ошибки в 30 контрольных работах, я сама забываю, как писать правильно. Меня это очень расстраивало, а от мыслей о том, что и через 5, 10, 20 лет я буду все так же работать учителем, мгновенно портилось настроение.

«Не было ни карьерных, ни финансовых перспектив. И надоело каждый год повторять детям одно и то же», – вспоминает Нехама (Иерусалим), бывший учитель истории, граждановедения и философии, сейчас – HR-специалист.

4. Ненормированный рабочий день. Те, кто никогда не работал в школе, уверены, что учителя заняты всего полдня. Но после уроков случаются совещания, нужно проверять тетради, заполнять журналы, писать тематические планы. И к урокам тоже надо готовиться. Над планами уроков я «зависала» часами: хотелось не просто провести с детьми время, а действительно чему-то их научить.

«Я работала в школе-интернате и не могла отключиться от работы дома: думала, как помочь ученицам. И это отнимало энергию», – делится Нехама.

«Я проработала в школе всего несколько месяцев в юности, на волне энтузиазма. Сразу получила класс, в который собрали детей с низкой успеваемостью, – вспоминает Эльвира. – Особенно плохо дела обстояли с физикой: внешнюю проверочную работу все дети написали на двойки. Но разве юность боится препятствий? Я готовилась к урокам как к спектаклю на языке формул».

5. Ответственность за детей и воспитательные моменты. Все, что происходит с детьми по дороге в школу, в школе и по дороге домой, – ответственность учителя. И когда случается что-то серьезное, учителю приходится несладко.

Когда я работала в школе, ученик на перемене выпрыгнул из окна второго этажа, чтобы что-то доказать одноклассникам, и сломал позвоночник. Учителя в классе не было: в тот день она была дежурным администратором и не могла находиться в двух местах одновременно. После долгих судебных разбирательств ее уволили по статье и обязали выплатить денежную компенсацию семье мальчика.

«Главная цель учителя в обычной школе – это не научить, а удержать, – рассказывает Людмила. – Жаль, но большую часть времени приходилось тратить на воспитательные беседы, а не на сам предмет. Учителя орали на детей: только так старшеклассники хоть как-то слушались. Громче всех могла кричать завуч, ее боялись больше всех. При этом завуч была прекрасной женщиной и хорошим специалистом. Как я потом узнала, она умерла в 48 лет от инфаркта».

6. Отношения с родителями учеников. Найти общий язык с детьми несложно, чего не скажешь о родителях. У них, как правило, множество претензий к школе и каждому учителю.

Однажды ко мне на урок ввалилась шумная, ярко накрашенная дама, которая с порога начала учить меня преподавать английский. У нее – мамы одного из учеников – не было педагогического образования, английского она не знала, но зато точно знала, как надо.

Дама говорила и говорила… Пришлось применить запрещенный прием: стукнуть толстым англо-русским словарем по столу. От неожиданности дама замолчала. Я предложила ей заменить меня на уроке. «А я посижу на последней парте и поучусь», – заявила я. Критиканша сдулась и попятилась к двери. Больше я ее не видела.

Я не виню учителей. Никого, никогда. Они все немного герои

«Сложно было с родителями детей: я была молодая, своих детей у меня еще не было, и я не совсем понимала, чего от меня хотят, – подтверждает мою мысль Наталия (Клайпеда), бывший учитель английского языка в школе, сейчас преподает язык в частном порядке. – Родители требовали, чтобы я опекала детей, а у меня не получалось. Отдельная история – родители, которые всегда знают, как на самом деле должно быть…»

«В школе было очень сложно. И я сбежала. Не смогла, не стала напрягаться ради детей, большинству из которых ничего не нужно, – вздыхает Людмила. – Но сама я никого из учителей не виню – никогда. Они все немного герои».

Ни один из моих однокурсников не работает в школе. И это очень грустно, потому что у нас был очень талантливый выпуск. Эти люди могли бы стать прекрасными учителями, но преуспели в других областях. Хочется надеяться, что ситуация изменится и школа станет комфортным местом как для детей, так и учителей. И у нас, родителей, появится много поводов не ругать, а хвалить школу.