Почему открытая злость лучше пассивной агрессии. Как избавиться от дискомфорта после общения? Что такое Агрессия

Агрессия (лат. aggressio) – нападение. Даже не зная этого перевода, абсолютное большинство людей вам скажут, что агрессия – это плохо! Да и какой здравомыслящий человек скажет: «хорошо», если ребенок дерется со сверстниками, ломает игрушки, мучает животных?

Но психологи говорят, что это чувство для ребенка естественно и полезно!
Многие родители огорчались, когда, купив ребенку игрушку (особенно, если игрушка электронная, дорогая), через два часа находили её разломанной: «Агрессор!». Но ведь это с какой стороны посмотреть: а вдруг перед вами юный инженер, решивший выяснить, что там внутри, как это все работает? Вот для этого и пришлось разломать игрушку. В данном случае ребенка не ругать, а хвалить надо. Но способны ли мы на это?

Конечно, это относится только к тем случаям, когда ребенок внимательно разглядывает, изучает сломанную игрушку. Если же он злится, ругается, дерется, родителям стоит насторожиться, и, понаблюдав за ним, обратится к врачу, потому что тут налицо явная проблема
Родители маленьких агрессоров часто задаются вопросами: «Почему? В кого он такой? Почему он ничего не решает мирно, без помощи кулаков?» Врачи считают, что существует три вида причин, из-за которых так происходит.

Биологические причины
Агрессия, как и многие черты характера, передается по наследству. И совершенно необязательно по прямой линии (от отца к сыну, дочери от матери). Это могут быть такие дальние родственники или предки, о которых мы можем и не помнить, и, тем более, не знать о чертах их характера. Естественно, предки не только портят нам гены, награждая отрицательными качествами: ленью, агрессией или рассеянностью, но порой и улучшают их, подкидывая потомкам музыкальные или математические способности, умение лепить, рисовать, писать.В то же время нельзя обвинять в агрессии только гены. Наука доказала, что окружающая среда, способна быстрее научить ребенка агрессии, чем гены предков.

Пример родителей
Мы не следим за словами, особенно, если ребенок «вывел» из себя: «Дрянь, еще услышу, что ругаешься – поставлю в угол! Или выдеру «как сидорову козу!». Это самые «невинные» выражения, которые мы употребляем, сердясь на свое чадо. Мы забыли, что ребенок не пропустил наши «невинные» выражения мимо ушей! И он не забудет их употребить при случае, играя со своими игрушками. Рассердившись на своих кукол, мишек ребенок обязательно употребит наши слова и наказание, которому его подвергали родители.

Но, если любящие родители и не позволяют грубых слов и действий в адрес ребенка, они забывают, что маленький человек еще не в состоянии самостоятельно решить, что хорошо и что плохо, и он пытается через них выяснить это. А попробуйте придти к выводу: драться хорошо или нет, если родители запрещают тебе драться, но тут же советуют давать сдачи?! Усиленно убеждают тебя, что «доброта (лучшее качество) спасет мир», а потом с восторгом смотрят боевик, восхищаясь героем, который «крошит» всех направо и налево. Какой вывод сделает ребенок? Правильно: что в этой жизни необходимо быть агрессивным!

Фрустрация
Фрустрацией называется неудовлетворенность желаний. Этим, как мы понимаем, страдают, как взрослые, так и дети. Все мы когда-нибудь испытывали такое состояние. Ребенок агрессивным поведением пытается добиться от окружающих желаемого. И уступая, мы толкаем ребенка на то, чтобы сделать такое поведение нормой.

Внутренний дискомфорт
Маленький ребенок, когда болит живот, устал или хочет кушать, не понимает, что ним происходит – злится, и может проявлять агрессию: драться, кусаться, капризничать. Для подросшего малыша причиной может быть равнодушие или осуждение взрослых. Родители в сердцах восклицающие: «Все дети, как дети, а ты непонятно в кого и уродился: драчун и грубиян?!», даже не подозревают какую травму они нанесли ребенку своей несдержанностью. Малыш из их слов сделал неутешительный вывод: «Я не нужен маме с папой, потому что я не такой, как все, я – плохой!». Придя к такому ужасному умозаключению, ребенок переживает, а потом старается доказать своей агрессией, что он именно такой, каким его представляют!

Для каждого возраста существуют определенные методики, помогающие родителям, которые хотят помочь ребенку справиться с «плохой» агрессией, управлять ей и, в коинце концов, избавиться от нее.

Девочки, а как вы своим уже подросшим деткам объясняете, что с агрессивным поведением можно, а главное нужно справлятся? Давайте соберем практические способы которые помогут утихомирить уже подросшего Ребенка. Ведь время, когда можно было просто его положить в кроватку или взять на ручки и удержать прошло. Как договориться с ними, такими самостоятельными и в то же время очень неуверенными в себе???

Подробное обсуждение темы в сообществе «От детей к подросткам» Агрессия – хорошо или плохо? Там же вы найдете много полезной и интересной информации о наших уже таких самостоятельных детках.

В заключительнее время все чаще и чаще в средствах массовой информации звучат рассказы о проявлении жестоких и необъяснимых отношений в обществе. Много передач сброшено про избиение женщин, детей, кинофильмы переполнены сюжетами о негативных влияниях на человека.

Откуда все это берется, неужели мир так жесток, что вокруг все так стали агрессивными, что бороться с этим стало просто невозможно.

прежде чем понять, как с ней справиться, надо понять, что это на самом деле, отыскать источник ее возникновения.

Агрессия - это эмоция человека на поступки и действия другого, направлена она с целью навредить, сделать что-то нехорошее. В животном мире с помощью агрессии защищают свою жизнь, устанавливают свои порядки в стае, это такое своеобразное поведение лидера. А агрессия вербальная и невербальная в человечьем обществе может быть признаком далеко не силы, а наоборот слабости и беззащитности, невозможности что-либо исправить, переделать.

Виды агрессий

1. Физиологическая - когда используется непосредственное физическое воздействие на другого индивидуума;

2. Косвенная - так называемая скрытая: сплетни, перешептывания, ослепительные вспышки гнева. Они обычно не направлены на определенную личность, а на ситуацию в целом;

3. Раздражение - состояние человека в постоянной возбудимости, оно может попросту перерасти во вспышки гнева;

4. Вербальная - крики, визги, топанье ногами;

5. Негативизм - внутренняя позиция, отрицание устоев, правил. Все это выходит внутри человека, внешне она так ярко не проявляется, более пассивна.


Все эти виды агрессий можно разделить на вербальную - она проявляется наружно, ее видно (вспышки гнева, крики, сквернословие), и невербальную -это скрытая агрессия, ее не видно, столкнуться с такой агрессией можно лишь тогда, когда она перерастает в вербальную, то есть выходит наружу.

В последнее время все чаще проявляется вербальная агрессия у подростков.

Вина возникновения

Желание что-то получить здесь и сейчас, нетерпение;

Так подростки пытаются лидировать, становиться вожаком компании;

Самоутверждаются, демонстрируя какие физические возможности у них есть;

Пытаются привлечь внимание не только сверстников, но и взрослых, родителей, особенно если такого внимания нет;

Порой даже месть за отверженные чувства или то, что именно его не выбрали в лидеры.


Еще у подростков часто встречается агрессия на самих себя в тех случаях, когда присутствует беспредельная любовь к взрослым, а у тех в свою очередь слишком завышенные требования к ребенку. Зачастую дите чувствует себя неполноценным, недостойным своих родителей, вот тут и являются первые признаки такого явления, как вербальная и физическая агрессия.

Как справиться с вербальной агрессией

Одним из самых правильных способов войны с агрессивным поведением ребенка - это собственный пример. Если в семье не бывает проявлений агрессии, не случается скандалов, крика, либо это все делается не на глазах у ребенка, то и копировать ему будет некому.

Если уж случилось такое, что ребенок стал проявлять агрессию, то реагировать на это нельзя мимолетно и таким же агрессивным ответом. Это фиксируется в подсознании ребенка, он видит, что родители ведут себя так же, и потом повторы подобного поведения обеспечены.

Но нельзя и закрывать глаза на такое поведение. Ребята чувствуют безнаказанность очень быстро, и потом этот комок будет еще труднее распутать.

Основной прием борьбы с агрессивным поведением - это профилактика, позитивные эмоции, доброжелательное отношения в семье. Чем больше любящих людей окружает ребенка с младенчества, чем меньше на него орут и журят лишь за дело, а не по каждому мелкому поводу, тем меньше агрессии будет у ребеночка в подростковом возрасте и во взрослой жизни.

Ежедневная сводка новостей постоянно пугает рядового обывателя количеством актов насилия во всех уголках мира. Да и повседневная жизнь изобилует ссорами, криками и прочим проявлением враждебности.

Агрессия в современном обществе воспринимается как зло и подвергается публичному осуждению. Однако существует масса примеров враждебного поведения как отдельных индивидуумов, так и целых групп людей.

Зачем люди причиняют страдания друг другу, каковы причины межличностных и глобальных конфликтов? На эти вопросы нет чёткого ответа, но изучение явления агрессивности в разных аспектах жизнедеятельности человека поможет лучше разобраться в проблеме.

Что такое агрессия?

В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.

Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.

Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. На самом деле враждебность может возникать и в спокойном хладнокровном состоянии. Подобное поведение может стать следствием негативных установок (желания навредить или оскорбить) либо быть немотивированным. По мнению многих экспертов, обязательным условием агрессивного поведения должна быть его направленность на другого индивидуума. То есть удары кулаком по стене и битьё посуды - это проявления не враждебного, а экспрессивного поведения. Но вспышки неконтролируемых негативных эмоций могут впоследствии быть перенаправлены и на живые существа.

Исторические подходы

Определение агрессии осуществляется посредством различных подходов. Основными из них являются:

  1. Нормативный подход. Особое внимание уделяется противоправности действий и нарушению общепринятых норм. Агрессивным считается поведение, которое включает в себя 2 основных условия: имеют место губительные для жертвы последствия и при этом нарушены нормы поведения.
  2. Глубинно-психологический подход. Утверждается инстинктивная природа агрессии. Она является неотъемлемой врождённой чертой поведения любого человека.
  3. Целевой подход. Исследует враждебное поведение с точки зрения его целевого предназначения. Согласно данному направлению, агрессия - это инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов и территорий.
  4. Результативный подход. Акцентирует внимание на последствиях такого поведения.
  5. Намерительный подход. Оценивает мотивации субъекта враждебности, подвигнувшие его на подобные действия.
  6. Эмоциональный подход. Раскрывает психоэмоциональный аспект поведения и мотивации агрессора.
  7. Многоаспектный подход включает в себя анализ всех факторов агрессии с глубоким изучением наиболее значимого, с точки зрения отдельного автора.

Большое количество подходов к определению данного психологического явления не даёт исчерпывающего его определения. Слишком обширным и многогранным является понятие «агрессия». Виды агрессии очень разнообразны. Но всё же следует разобраться и классифицировать их с целью более чёткого понимания причин и разработки способов борьбы с этой серьёзной проблемой современности.

Агрессия. Виды агрессии

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:

  1. Физическая агрессия - на другого индивидуума используется физическое воздействие.
  2. Косвенная агрессия - происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).
  3. Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.
  4. Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).
  5. Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение - реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания - формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм - агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Формы проявления

Формы агрессии могут быть самыми разнообразными и разделяются на следующие виды действий:

  • негативные (деструктивные) - позитивные (конструктивные);
  • явные (открытая агрессия) - латентные (скрытая);
  • прямые (направлены непосредственно на объект) - косвенные (влияют через другие каналы);
  • эго-синтонные (принимаются самой личностью) - эго-дистонные (осуждаются своим "я");
  • физические (насилие над физическим объектом) - вербальные (атака словами);
  • враждебные (цель агрессии - непосредственный вред) - инструментальные (враждебность - лишь средство достижения другой цели).

Самыми распространёнными в повседневной жизни проявлениями агрессивности являются повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие, использование оружия. Скрытые формы включают в себя вредоносное бездействие, уход от контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

  • исключительно близких людей - нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;
  • людей не из семейного круга - педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;
  • самого себя - как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;
  • животных, насекомых, птиц и т. д.;
  • неодушевлённые физические объекты - в форме съедания несъедобных предметов;
  • символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.

Причины агрессивного поведения

Причины враждебности человека также разнообразны и вызывают споры у профессиональных психологов.

Приверженцы биологической теории придерживаются мнения, что агрессия - это:

  • врождённая реакция человека, связанная с (нападение - лучшая защита);
  • поведение, возникающее как результат борьбы за территорию и ресурсы (конкуренция в личной и профессиональной сферах);
  • наследственное свойство, полученное вместе с типом нервной системы (неуравновешенной);
  • следствие нарушений гормонального фона (избыток тестостерона или адреналина);
  • следствие употребления (алкоголя, никотина, наркотиков).

Согласно социобиологическому подходу люди с похожими генами содействуют выживанию друг друга даже путём самопожертвования. В то же время они проявляют агрессию к индивидуумам, которые сильно от них отличаются и содержат мало общих генов. Это объясняет конфликтные вспышки между представителями социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп.

Психосоциальная теория связывает повышенную агрессивность с качеством жизни человека. Чем хуже его состояние (не выспался, голоден, не удовлетворён жизнью), тем он более враждебен.

Факторы, влияющие на уровень агрессивности

Согласно социальной теории, агрессия - это приобретённое в течение жизни свойство человека. Причём развивается она на фоне следующих факторов:

  • (частые ссоры между родителями, применение физического воздействия на детей, недостаток родительского внимания);
  • ежедневный показ и пропаганда насилия на телевидении и в прочих СМИ.

Психологи также тесно связывают факторы агрессии человека с такими его личностными качествами:

  • доминантный стиль поведения;
  • повышенная тревожность;
  • тенденция к выявлению враждебности действий других индивидуумов;
  • повышенный или, наоборот, заниженный самоконтроль;
  • пониженное самоуважение и частое ущемление собственного достоинства;
  • полное отсутствие потенциала, в том числе творческого.

Как вести себя с агрессором?

Агрессия - это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

  1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.
  2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.
  3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.
  4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.
  5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

  1. Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
  2. Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
  3. Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг. Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
  4. Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми. Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
  5. Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах. Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.

Как избавиться от дискомфорта после общения?

В современном мире у людей довольно высокий уровень агрессии. Из этого вытекает необходимость правильного реагирования на чужие нападки, а также контроля собственного психоэмоционального состояния.

В момент враждебной реакции нужно сделать глубокий вдох-выдох, сосчитать до десяти, что позволит абстрагироваться от сиюминутной вспышки эмоций и рационально взглянуть на ситуацию. Также полезен рассказ оппоненту о своих негативных ощущениях. Если всё это не помогло, можно выплеснуть избыток гнева с помощью одного из занятий:

  • спорт, йога либо активные игры на свежем воздухе;
  • пикник на природе;
  • отдых в караоке-баре либо на дискотеке;
  • генеральная уборка (можно даже с перестановкой) в доме;
  • написание всего негатива на бумаге с последующим её уничтожением (надо её порвать или сжечь);
  • можно побить посуду или просто подушку (этот вариант гораздо дешевле);
  • разговор с самыми близкими и, главное, понимающими людьми;
  • плач также даёт ощутимую эмоциональную разрядку;
  • в конце концов, можно просто заняться своим любимым делом, это, несомненно, поднимет настроение.

В более тяжёлых случаях человек самостоятельно не может справиться с негативными эмоциями. Тогда необходимо обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист поможет распознать причины такого состояния, дать определение агрессии в каждом конкретном случае, а также найти индивидуальные методы решения данного вопроса.

Причины детской агрессии

Очень важным аспектом, который нельзя обойти вниманием, является подростковая агрессия. Родителям очень важно разобраться, что стало причиной подобного поведения, ведь это даст возможность в дальнейшем скорректировать реакции ребёнка. Детская враждебность имеет сходные со взрослой причины, но обладает и некоторыми особенностями. К основным принадлежат:

  • желание что-то получить;
  • стремление доминировать;
  • привлечение внимания других детей;
  • самоутверждение;
  • защитная реакция;
  • получение чувства собственного превосходства за счёт унижения других;
  • месть.

Агрессивное поведение подростков в половине случаев - это результат просчётов в воспитании, недостаточного или чрезмерного влияния, нежелание понять ребёнка или банальная нехватка времени. Такой характер формируется при авторитарном типе родительского воздействия, а также в неблагополучных семьях.

Агрессия у подростков также возникает при наличии ряда психологических факторов:

  • низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей;
  • примитивизм игровой деятельности;
  • слабые навыки самоконтроля;
  • проблемы со сверстниками;
  • невысокая самооценка.

Оставленная на самотёк агрессия со стороны ребёнка в будущем может перерасти в открытые конфликты и даже в зрелом возрасте. Детская психология выделяет практически такие же виды враждебности, как и взрослая. Поэтому более детально остановимся на вопросах борьбы с ней, которая имеет некоторые отличия от случаев со взрослыми людьми.

у ребёнка?

Самым главным правилом в воспитании является соблюдение личного примера. Ребёнок никогда не будет реагировать на требования родителей, которые расходятся с их собственными поступками.

Реакция же на агрессию не должна быть сиюминутной и жестокой. Ребёнок будет срывать злобу на других, скрывая свои настоящие эмоции от родителей. Но не должно быть и попустительства, поскольку дети очень хорошо чувствуют неуверенность со стороны родителей.

Агрессивное поведение подростков требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие.

К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие:

  1. Научить его самообладанию.
  2. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме.
  4. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.

Агрессия – очень распространённое понятие и явление в современном обществе. Агрессия встречается в очень разных формах, в том числе в глобальных (войны, т.д.). Но нас интересует агрессия, именно как психологическое явление, как эмоция, которая что-то делает с человеком и его жизнью.

Агрессивность – это то качество в человеке, которое вырабатывает агрессию (аккумулирует соответствующие эмоции и энергию). Наша задача в данной статье дать точные определения Агрессивности, понять её природу и на что агрессивность нужно заменять, чтобы агрессия ушла из жизни человека навсегда и его психо-эмоциональное состояние стало уравновешенным и позитивным.

Что такое Агрессивность. Эзотерическое определение

Агрессивность – это поиск повода к насилию над другим. Ошибка – в выборе целей и методов (выбор делается эмоционально, не думая головой):

  • Цель – разрушение другого (рефлекс – устранить препятствие на пути к желаемому, т.д.)
  • Метод – прямое негативное (агрессивное) эмоциональное (энергетическое) воздействие, направленное на уничтожение (причинение боли, полное или частичное разрушение).

Во время всплеска агрессии, поток негативной энергии (пучок эмоций) вылетает из человека и разрушает энергетические системы, тонкие тела, сознание и тело, как самого посылающего негатив, так и того, на кого непосредственно агрессия была направлена. После всплесков агрессии, как правило, человек какое-то время восстанавливается, а иногда сильно болеет, потому что, многое в его энергетике и в теле было разрушено, и повреждено, и необходимо время, пока организм себя восстановит.

Агрессивное поведение – это показатель не умения управлять своими , и преобладания в человеке животных инстинктов, а не человеческих достоинств и качеств. Агрессивность – это одна из самых грубых и примитивных животных эмоций. Её наличие у человека, не делает ему чести и говорит лишь о его невежестве, и о том, что ему нельзя доверять.

На что заменяется Агрессивность?

Агрессивность , как качество – заменяется на . Спокойствие – предполагает осознанное управление своими эмоциональными реакциями, гашение негативных эмоций (агрессии, гнева, др.) и включение позитивных (покой, доброжелательность, радость).

При устранении агрессивности, Спокойствие – это так же защищённость (быть неуязвимым к внешним провокациям), поиск взаимных интересов (компромиссов для решения сложившейся ситуации, проблемы), тактичность (проявление уважения к себе и другим, достойное поведение).

Как справиться с собственной агрессией и убрать агрессивность

7 действенных способов:

1. Ещё раз внимательно перечитать статью и признать, что агрессия не ведёт ни к чему хорошему , не даёт достойных решений, а только лишь разрушает и людей, и ситуацию. Перестать оправдывать собственную агрессивность и твёрдо решить попрощаться с агрессивностью.

Для этого выпишите в своей рабочей тетради минимум 10 пунктов – к каким негативным последствиям приводит агрессивность (желательно с примерами из собственной жизни, или из жизни близких людей). Наглядность – лучший инструмент борьбы со Злом.

2. Сформируйте позитивную мотивацию – силу для внутренних изменений. Напишите 15-20 пунктов – что вы получите, когда устраните агрессию и обучитесь Спокойствию, что навсегда уйдёт из вашей жизни, как вы будете реагировать на провокации, как вы будете себя ощущать без подзавода агрессией, как поменяется отношение других людей к вам и мн. др.

3. Применяйте формулы самовнушения: “Я сжигаю агрессию”, “Я усиливаю Спокойствие”, “Я управляю собой”, др. Для этого Изучите, как работает техника самовнушения в рубрике “Техники Развития Личности”. Помните, что самовнушение предполагает волевое воздействие на объект (в нашем случае – это агрессивность), то есть нужно пробудить и вложить достаточные внутренние усилия, энергию сознания, чтобы самовнушение заработало и дало необходимый результат. Правильное Самовнушение – ускоряет процесс изменения человека (замены негативных качеств на позитивные) в десятки раз.

4. Найдите для себя модель (пример) достойного Поведения (взамен поведению агрессивному). Это может быть герой книги, хорошего фильма (например истинный Рыцарь или Леди) – как ведут себя лучшие из людей, как они реагируют на провокации, как достойно парируют и выходят из сложных ситуаций. Для начала, копируйте их поведение, психоэмоциональные реакции, внешние проявления, чтобы прочувствовать и сделать состояние естественное для этих героев своим. А через время, это состояние станет индивидуальным, вы постепенно наполните свое поведение, внутренние ощущения собственными находками – индивидуальными приёмами, эмоциями и чувствами, оттенками, тем, что наиболее соответствует вашей личности, индивидуальности. Но это уже будет без агрессии и негативных проявлений.

5. Активные физические нагрузки и упражнения – сжигают негативную энергию, сжигают агрессию. Это может быть что угодно, лишь бы с максимальной нагрузкой: дыхательные упражнения, шейпинг, тренажёры, интенсивный бег, единоборства, игровые виды спорта (футбол, волейбол, т.д.), др. После хорошей интенсивной физической нагрузки, спортсмен всегда выходит из спорт зала более спокойным, радостным и добрым, чем заходил.

6. Обучайтесь спокойствию, культивируйте Покой. И начинать это делать лучше всего в Медитации . Все новые для человека состояния и чувства, быстрее всего можно освоить именно в медитации, она для этого и предназначена, а затем постепенно переносить их на всю свою жизнь. Освоить начальную медитацию – . Другие техники развития и работы над собой вы найдёте на странице .

7. Юмор – это сила! Смех – это лекарство не только от многих болезней, но и от многих пороков, недостатков, от гордыни и высокомерия, от агрессии и злобы, от депрессии и уныния, т.д. Смех может помочь очень во многом! Но не всем, а только тем, у кого есть хоть немного чувства юмора. Поэтому Смех и Юмор я поставил на 7 место, потому что, этот способ прощания с агрессивностью не всем доступен.

А ведь умение посмеяться над своим недостатком – это значить на 50% его победить. Но смех – это ещё и эмоция, сильнейшая энергия, которая откуда-то берётся. Как смех может помочь справляться с внутренней агрессией? Очень просто! Агрессия, как накопившаяся энергия внутри человека – просто трансформируется в энергию смеха, при условии, что у человека есть чувство юмора. Например когда он в весёлой компании, или смотрит смешной КВН. Агрессия, просто напросто, вся выйдет со смехом и не будет разрушительна, а будет созидательна, потому что человек радовался. Поэтому смейтесь от души и не сдерживайте себя – это вам выгодно!

И помните , агрессивных мужчин – обычно сторонятся все, с ними не хотят иметь дело, им не доверяют. Агрессивных женщин – никто не любит, и мужчины в первую очередь. Агрессия – ничего хорошего не сулит человеку, а вот Покой наоборот, Покой – это двери в рай, к внутренней гармонии и счастью. Поэтому стоит постараться, чтобы убрать в себе агрессию и сформировать Спокойствие.

Если у вас возникнут индивидуальные вопросы ко мне – пишите в комментарии или в .

Хорошего вам состояния, глубокого спокойствия, неуязвимости и всегда растущей удовлетворённости! С уважением, автор.

Мнение ведущего российского психолога клуба КРОСС Михаила Маслова - как повысить самооценку, как стать успешным, разобрав и признав свое отношение к двум самым сильным человеческим эмоциям, гневу и страху. Страх не так страшен, гнев не так ужасен, какими кажутся на первый взгляд.

Невыраженная агрессия неизбежно вызывает сильнейшее чувство вины. Мы стесняемся выражения своих естественных эмоций. Агрессия направляется на нас же и выедает нас изнутри.

Откуда появляется запрет выражения этой, полезной на самом деле, для выживания эмоции? Как преодолеть этот барьер?

Тезис: Основанная причина неуверенности в себе - это внутренний запрет на ощущение и выражение агрессии.

Сначала я хочу определить и расширить понятие агрессивности. Оно немного будет отличаться от того понятия агрессивности, которое употребляется «по умолчанию» в обществе и понимается в значении «плохо, деструктивно. Это действительно так, но это инфантильные или не зрелые формы выражения агрессии. Более подробно о формах агрессии я скажу ниже.

Агрессия - это любой акт, направленный на модификацию себя либо мира вокруг себя.

И как вы думаете, каким инструментом для развития себя, защиты себя, своих интересов, территории, личности наделила человека природа (эволюция, Бог, творец)? Это эмоция гнева. Когда возникает гнев? Когда есть источник дискомфорта и человек чувствует себя субъективно сильнее, чем источник дискомфорта (определение Б.М. Литвака). А если человек воспринимает себя слабее, то какая эмоция возникает? Страх. Эта вторая генетически данная человеку эмоция, которая направлена тоже на защиту своих интересов и своей личности. Кстати, страх, как и гнев - это по степени интенсивности переживания самые сильные эмоции, которые может испытывать человек.

Давайте пофантазируем. Представьте, что вы переходите дорогу, пусть на зеленый свет светофора. Но туту видите что слева на большой скорости к вам приближается автомобиль, сигналит, мигает фарами и вы понимаете что он притормаживать не собирается. Как вы себя будете чувствовать? Вероятно сначала позволите себе позлиться на то что вас побыстрее хотят попросить уйти с дороги, хотя вы имеете полное право занимать переход, но чем ближе будет приближаться автомобиль, тем больше вы будете ощущать какую эмоцию? Страх. Страх за свою жизнь и этот страх начнет вас как-то подстегивать, и вы будете быстрее уходить с проезжей части.

А теперь представьте, что вы дорогу переезжаете на танке на зеленый свет светофора. И слева также к Вам приближается автомобиль, сигналит, мигает фарами, в общем хочет вас поторопить. Как вы себя будете чувствовать? Наверное как-то по разному, но страха не будет. Почему? Что отличает первую ситуацию и вторую? Во второй ситуации есть понимание и ощущение вооруженности, способности и готовности при необходимости дать отпор.

Так что же дает возможность человеку быть уверенным и готовым при необходимости дать отпор? Это способность и возможность переживать гнев и внутренне разрешение себе быть агрессивным.

Я вспоминаю как один молодой мужчина, который проходил курс сценарного перепрограммирования, зачитывая автобиографию описывал события когда он служил в армии. Он рассказывал как его заставляли старослужащие что-то делать, давили на него, унижали, заставляли драться. Но несмотря на то что он имел второй взрослый разряд по боксу, ему чрезвычайно трудно было себя защищать: «Такое ощущение, что тебя связали по рукам и ногам, хотя руки и ноги свободны и я умею драться, но психологические не могу себе это разрешить». Т.е. человек свой инструмент для защиты себя по каким-то причинам вкладывает в ножны и запрещает сам себе им пользоваться. От величины этого запрета зависит ощущение себя сильным или слабым, когда человек сталкивается с проявлением агрессии в свой адрес. И этот запрет называется морализация.

Как и откуда этот запрет появляется. Часто бывает так, что родители по собственным причинам относятся к ребенку как к своему продолжению, не хотят принимать ребенка во всех его проявлениях и не хотят видеть проявления гнева в свой адрес. И наоборот, хотят чтобы их ребенок ими только восхищался. А когда ребенок, совершенно нормально для себя проявляет гнев на родителей с возраста 3-4 лет, то родители разными санкциями наказывают ребенка за это. В основном - это отвержение «Ты мне такой не нужен», а отвержение - это одна из самых страшных для ребенка ситуаций. Это либо ответный гнев, побои, либо манипуляции на чувстве вины и стыда «Как тебе не стыдно, я же твоя мать», либо манипуляции на чувстве ингорирования «Я с тобой не разговариваю», «Мой ребенок так себя не ведет», «Я буду любить другого Диму». И тогда ребенок накладывает внутренний запрет на ощущение и выражение гнева, т.к. понимает что отстаивать свои интересы и быть собой страшнее (т.е. потерять отношения страшнее), чем терпеть страдания в отношениях. Т.е. некий психологический меч, которым можно и нужно защищаться ребенок вкладывает в ножны, мама заливает горловину чехла ножн сургучом, ставит печать «Не вскрывать, не пользоваться, неприлично, некультурно. Как тебе не стыдно я же твоя мать» и человек выходит в мир каким с точки зрения вооруженности? Обезоруженным.

А что будет происходить дальше? Какие эмоции будет испытывать человек? Представьте, что вы идете по улице без оружия, а на встречу вам выходит человек, достает два пистолета-пулемета, направляет на него и говорит «Ну что, поговорим?». Как вы будете себя чувствовать? Какую эмоцию испытывать? Страх, тревогу. А будете ли пытаться сделать так, чтобы этот человек перестал в вас стрелять? Да. Т.е. вы будете формировать список ожиданий от себя и когда не будет этот список выполняться, то какая эмоция будет возникать? Чувство вины. Либо чувство обиды. Т.е. это гнев, но направленный на себя. А что будет с чувством уверенности в себе? Его не будет, а вместо этого будет чувство тревоги, мнительность, застенчивость и желание понравиться другому человеку. Вы будете жить с ощущением что другой может на меня злиться (в меня стрелять), а мне в ответ нельзя.

А что будет при таком эмоциональном состоянии с реализацией своих желаний? Я понимаю что будут ситуации, где меня будут оценивать, психологически давить, а эти ситуации для меня какие? Приятные или не очень? Это очень страшные для меня ситуации, это ситуации, которые вызывают большое стрессовое напряжение. И когда я захочу что-то, сделать, то в тоже самое время мне это сделать будет как? Страшно. И тогда чем больше страшно, тем более вероятно что я скажу себе что? «Мне это делать не интересно», «это не мое». А что будет с интересами по жизни и эмоциональным состоянием вообще? Как я буду чувствовать себя, если я подавил одну из самых сильных по степени выраженности о ощущаемости эмоций - страх. Что будет с более слабыми эмоциями: интересом, радостью, ощущением смысла? Смогу ли я почувствовать более слабую эмоцию, если я запретил себя чувствовать более сильную? Нет. И тогда я буду ощущать что «мне скучно», «мне не интересно», «мне лень», я не знаю что я хочу и вообще я ничего не хочу. Такое состояние можно назвать эмоциональным омертвлением, «что воля, что неволя - все равно».

А что будет с телом, если подавлять гнев? Бессознательное будет реагировать по-своему, не спрашивая человека, хочет чтобы у него появлялась реакция в ответ или нет. Гнев будет выражаться через психосоматические заболевания. Например. У подчиненного в характере остается желание понравиться всем, он чувствует себя неполноценным, когда его оценивают значимые люди и такой человек его начальник. Но начальник поиронизировал над подчиненным, накричал на него, негативно оценил его личность. Подчиненный вышел после разговора с начальником с ощущением благодарности за критику. Но через 10 минут у подчиненного начала болеть голова. Поднялось артериальное давление. Т.е. реакция на вторжение в границы личности есть, но она не осознается. Это можно сравнить с нападением на Россию Ядерным оружием, в ответ на которое наши военные тоже нажимают на кнопку «Пуск», и ракета с атомной бомбой уходит со стартового стола в подземной шахте, но когда она подлетает к крышке подземной шахты, то выясняется что крышку шахты открыть забыли. И тогда ракета взрывается на территории России.

Итак, гнев, если он не ощущается, не переживается или при необходимости не выражается, то он трансформируется в подъем артериального давления, спазмы мышц спины, шеи, горла.

Если подавленного гнева чрезмерно много, то человека эти эмоции могут разрушить, и тогда включается другой защитный механизм - депрессия. Депрессия делает с психикой то же самое, что и слабость, температура, отсутствие аппетита при вирусном заболевании. Т.е. чтобы сосредоточиться организму на борьбе с вирусным заболеванием, появляется слабость и человек укладывается в кровать. А организм тем временем продолжает интенсивно бороться с вирусной инфекцией. Так и депрессия несколько приглушает психическую активность, чтобы чрезмерные эмоции не разрушили человека. Например, подавленный гнев трансформируется либо в головные боли, либо в депрессивное состояние. Хотя единственная верная эмоция в ответ на оскорбление личности и вторжение личностные границы должна быть какая? Это ответный гнев.

Так что же делать и какие формы выражения агрессии приемлемы, а какие нет?

Я бы начал отвечать на этот вопрос с того, что сначала бы развел понятие агрессивности и деструктивности. Или разделили бы инфантильную (не зрелую) и зрелую агрессию - с одной стороны и агрессию, направленную на себя и внешний мир с другой.

Что такое зрелая агрессия? Любой акт творения, инициатива - это явление само по себе какое? Агрессивное. Если я что-то создаю, то это предполагает, что то что было создано до меня - как-то нуждается в коррекции, как-то устарело, как-то утратило актуальность. И со своим продуктом творчества я отношусь к другим продуктам творчества агрессивно. И это и есть зрелая агрессия, т.е. энергия, направленная на преобразование и улучшение мира вокруг себя. Отсюда вытекает понимание что любая инициатива наказуема (если ее не ждут). И все новое имеет известные три стадии внедрения: Сопротивление «Этого не может быть», адаптация «В этом что-то есть», и приятие «Только так и должно быть».

Если зрелая агрессия направлена на себя, то это выражается в чем, как вы думаете? В преобразовании кого и в какую сторону? Себя в сторону реализации своих способностей и потребностей. Т.е. зрелая агрессия - это разгрызание гранита науки и его переработка для себя и других людей. Это модификация самого себя в сторону развития, наработки навыков и знаний.

А что относиться к инфантильной агрессии? Это разрушение чего-либо, причинение физического, материального, морального вреда другим людям. А инфантильная агрессия, направленная на себя - это саморазрушение, чувства вины, обиды, гнева на себя.

Так что же мешает быть агрессивным? Чаще всего - это морализация или предрассудок о том, что злость и агрессия - это плохо. Это невоспитанно, это неприемлемо. И вместе с этим предрассудком, в понятие которого вкладывается «агрессия - это скандал»- человек накладывает себе запрет на ощущение и выражение агрессии, как инструмента защиты своей личности и реализации самого себя вообще.

Для того чтобы почувствовать себя уверенным достаточно разрешить себя разозлиться, если это необходимо, но не обязательно это выражать. Т.к. очень немногие люди могут принимать гнев, не разрывая отношений и не наказывая за это другими санкциями. И наоборот, очень много людей которые относятся к другим людям как к объектам, которые ими должны только восхищаться. Тогда появиться ощущение, что ты можешь отстоять свои интересы, что ты психологически вооружен. Это состояние чувствуется другим человеком и он понимает, что «лучше не нужно, не влезай, обоим хуже будет». Это читается невербально и чувствуется другим человеком. Примерно так, как не нападают друг на друга ядерные державы, потому что понимают, что обоим хуже будет.

После того как человек разрешает себе чувствовать гнев, то освобождаются более тонкие и слабые по степени выраженности чувства: интерес, радость, влюбленность, способность ощущать и переживать принадлежность к смыслу. Т.е. человек начинает чувствовать себя живым.

И еще я бы хотел сказал об одной форме агрессии, которой сложнее всего сопротивляться. Как вы думаете что это? Это забота и замаскированная под заботу якобы любовь. Заботящийся человек о тебе часто говорит что? «Я тебя люблю, я же хочу чтобы тебе было лучше». Т.е. так человек рационализирует свою агрессию, эта агрессия часто не ощущается и так же сильно привязывает и обездвиживает, как и прямое выражение агрессии в виде принуждения к чему-либо. Особенно тяжело бывает избавиться от заботливого агрессора, когда понимаешь, что это близкий тебе человек.

Успехов Вам в умении быть зрелыми агрессорами!

Отработать навыки правильного выражения своих эмоций, начать жить полноценной жизнью, или просто более подробнее узнать о собственном психологическом портрете вы можете на наших семинарах посвященных «Личностному росту». Цикл семинаров называется «Как выйти из сценария и начать жить». Посмотрите расписание семинаров клуба КРОСС на актуальные для вас даты