Почему не летают на Луну космонавты? Почему люди не летают на Луну: Об этом молчат ученые и астронавты‍.

Спросите кого-нибудь, знают ли они имена астронавтов, которые уже побывали на Луне. Большинство людей наверняка назовут Нила Армстронга, и возможно даже Базза Олдрина. Однако сможете ли вы назвать имена остальных астронавтов Аполлона, которые побывали на поверхности Луны? В общей сложности на Луне побывали двенадцать человек. Нил Армстронг и Базз Олдрин были первыми, помимо них на поверхность нашего естественного спутника вступали Пит Конрад, Алан Бин, Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Джон Янг, Чарльз Дьюг, Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Интересно то, что все эти люди побывали на Луне лишь по одному разу.

21 июля 1969 года Нил Армстронг вошел в историю, став первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Вскоре за ним последовал Базз Олдрин. В общей сложности, Нил и Базз пробыли на Луне 21 час, 36 минут и 21 секунду. Во время выхода в открытый космос, они собрали образцы камней, установили американский флаг, сейсмограф и отражающее устройство, используемое для измерения расстояния между Землей и Луной при помощи лазеров.

Пит Конрад и Алан Бин побывали на поверхности Луны в рамках миссии Аполлон 12. Экипаж Аполлон-12 пережил два удара молнии сразу после запуска их ракеты 14 ноября 1969 года. Все системы были восстановлены и экипаж совершил благополучную посадку. Конрад и Бин пробыли на Луне двое суток.

Следующими двумя астронавтами, ступившими на поверхность Луны, были Алан Шепард и Эдгар Митчел (Аполлон-14) 5 февраля 1971 года. Шепард и Митчел совершили два выхода в открытый космос и провели сейсмические эксперименты.

Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин высадились на Луну 31 июля 1971 года в рамках миссии Аполлон-15. На поверхности спутника они провели 3 дня. Астронавты впервые использовали луноход и смогли собрать 77 кг образцов лунных пород.

Следующими астронавтами побывавшими на Луне были Джон Янг и Чарльз Дьюг. Когда экипаж достиг лунной орбиты, миссию почти пришлось прервать из-за технической неисправности, однако им все же удалось совершить посадку. Янг и Дьюг пробыли на Луне три дня, и за это время проехали на луноходе 26,7 километров.

Последними людьми, побывавшими на Луне, были Юджин Сернан и Харрисон Шмитт, совершившие посадку 11 декабря 1972 года. Перед возвращением на Землю, Сернан процарапал инициалы своей дочери Трейси на лунном реголите. Поскольку на Луне нет погодных условий, таких как дождь или ветер, инициалы останутся там на очень долгие годы.

Мы расскажем о том, кто и сколько раз совершал путешествие на Луну, каково там и есть ли перспективы у таких «полетов». И о том, были ли вообще эти полеты…

Луна играет очень важную роль в существовании нашей планеты, Солнце, конечно, ей не затмить, однако без Луны не факт, что вообще наша Земля была бы жива.

Пара слов о Луне.

Несмотря на споры о том, чем является Луна — спутником Земли или самостоятельной планетой ныне считается, что она спутник Земли.

«Луна́ - естественный спутник Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет, Меркурия и Венеры, спутников нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны - 384 467 км (0,002 57 а. е., ~ 30 диаметров Земли).

Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек».

Одна из самых распространенных версий возникновения Луны — она является обломками столкнувшегося с Землей небесного тела Тейа и земной мантии. «В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото-Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км (сейчас ~ 384 тыс. км). Земля в результате удара получила резкий прирост скорости вращения (один оборот за 5 часов) и заметный наклон оси вращения».

Луна полна кратеров. Основные гипотезы их происхождения - вулканическая и метеоритная. Кратерам дают имена великих ученых, знаменитостей.

Изучать Луну стали еще до нашей эры, например, Гиппарх исследовал ее движение. Ближе к 20-му веку земляне основательнее подошли к вопросу освоения загадочного спутника Земли, но до по полетов в Космос было еще далеко. В 1902 году во Франции выходит первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа «Путешествие на Луну» (его можно посмотреть по ссылке внизу статьи, длительность 12 минут). Люди, тогда еще на наивному уровне, спрогнозировали полет на Луну, фантазировали, как это может быть.

Первыми осваивать просторы Луны именно воочию стали русские. В 1959 году на Луну отправились станции «Луна» (1-2-3).

«14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик».

В том же 59-м году станция «Луна-3» «добыла» первое фото обратной стороны Луны, пролетев над невидимой с Земли поверхностью.

«Луна-24» в 1976 году принесла на Землю грунт с поверхности Луны для важных исследований.

Список астронавтов США, побывавших на Луне (всего 12 человек)

Чарльз («Пит») Конрад, Алан Бин — 1969 (Аполлон-12)

Алан Шепард, Эдгар Митчелл — 1971 (Аполлон-14)

Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин 1971 (Аполлон-15)

Джон Янг, Чарльз Дьюк — 1972 (Аполлон-16)

Юджин Сернан, Харрисон Шмитт — 1972 (Аполлон-17)

«Аполлон-11»

Итак, ступить на Луну ногами, пусть и в скафандре, удалось в 1969 году американскому астронавту — Нилу Олдену Армстронгу. 20 июля 1969 года Армстронг совершил то, к чему человечество готовилось веками, тысячелетиями, сказав при этом: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Через 20 минут, когда Армстронг уже мирно прогуливался по кратерам Луны, к первому человеку, нарушившему мир Луны, присоединился Базз О́лдрин (американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА). Это второй человек, побывавший на Луне.

Эти двое астронавтов были частью команды «Аполлон-11».

«Аполло́н-11» (англ. Apollo 11) - пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16-24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны.

Тогда выход на поверхность Луны Армстронга и его напарник Базза Олдрина длился целых 2 часа 31 минута 40 секунд.

«20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР».

Первым шагам людей на Луне посвящено много материалов: «Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени, или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года. Всё ещё продолжая держаться рукой за лестницу, Армстронг поставил на грунт и правую ногу, после чего доложил о своих первых впечатлениях. По его словам, мелкие частицы грунта походили на порошок, который можно легко подбросить вверх мыском. Они прилипали тонкими слоями к подошвам и бокам лунных ботинок, как измельчённый древесный уголь.

Ноги утопали в нём совсем немного, не более чем на 0,3 см. Но Армстронг мог видеть свои следы на поверхности. Астронавт сообщил, что двигаться на Луне совсем несложно, в действительности это даже проще, чем во время имитаций 1/6 земного притяжения на Земле».

На фото астронавты «Аполлон 11» во время высадки на Луну

«Аполлон 12»

Космический корабль «Аполлон 12», осуществивший запуск 14 ноября 1969 года и высадку на Луне — вторую очную встречу человека с лунной поверхностью, корабль вернулся на Землю 24 ноября 1969 года. Чарльз («Пит») Конрад и Алан Бин — астронавты, которые вторыми посетили Луну воочию.

На фото астронавты «Аполлон 12» во время высадки на Луну

«Аполлон 14»

Запуск корабля, миссией которого было третье посещение Луны, был произведен 31 января 1971 года. Алан Шепард и Эдгар Митчелл третьими посетили Луну. Астронавты совершили два выхода на Луну, за время которых собрали несколько десятков образцов грунта, всего 23 кг образцов,привезли «лунные» деревья, семена, побывавшие багажом на Луне и после высаженные в лесах Америки.

На фото астронавты «Аполлон 14» во время высадки на Луну

«Аполлон 15»

«Аполло́н-15» (англ. Apollo 15) - девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов).

Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта. После полёта специалисты назвали образцы, доставленные этой экспедицией, «богатейшим уловом» всей программы, а миссию «Аполлона-15» - «одной из самых блистательных с научной точки зрения».

На фото астронавты «Аполлон 15» во время высадки на Луну

«Аполлон 16»

Десятый пилотируемый полет в рамках программы «Аполлон», в пятый раз привез людей на Луну, дата — 16-27 апреля 1972 года, полет длился чуть более 10 дней.

«Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Это была вторая, после «Аполлона-15», Джей-миссия (англ. J-mission) с акцентом на научные исследования. В распоряжении астронавтов (как и у экипажа предыдущей экспедиции) был лунный автомобиль, «Лунный Ровер № 2»».

На фото астронавты «Аполлон 16» во время высадки на Луну

«Аполлон 17»

Это был заключающий полет в рамках программы «Аполлон», шестая и последняя высадка людей на Луну, третья научная миссия — 7 декабря 1972 — 19 декабря 1972 года.

Астронавты совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Было собрано и привезено на Землю 110,5 кг образцов лунной породы.

На фото астронавты «Аполлон 17» во время высадки на Луну

Чуть более чем за три года американцы совершили 6 высадок на Луне, 12 человек при этом ступили на лунную поверхность.

Последние миссии были особо продуктивными в научном плане: были получены образцы грунта, в том числе с глубокой пробой с использованием бурящих инструментов, астронавты «разъезжали» по Луне специальном ровере, совершали несколько выходов за один полет, гуляли, оставляли на память разные предметы, возможно для иноземных наций.

Однако полеты на Луну резко закончились в 1972 году, с тех пор поверхности спутника Земли касались лишь искусственные аппараты. Почему сейчас нет попыток полететь на Луну не ясно, ведь космонавтика достигла гораздо больших высот чем в 1970-х.

Отступление. Упомянутое ранее в цитатах выражение — «лунная гонка» — это архиважное действо, которое можно перевести на философски-политический уровень.

Как вы думаете, Земля — это просто планета, с некими участками домов, лесов, где суетятся люди, желая отвоевать себе кусок побольше? А Луна — это абстрактный загадочный нимб, освещающий нашу Землю по ночам и о полетах, на которую можно мечтать, когда хочется несбыточного? Все в этом мире (и не только в этом, и не только в этой Вселенной — возможно), что Земля, что Луна — объекты самоутверждения государств, и это прежде всего.

Настолько людей пронизали низменные инстинкты — жажда власти, жадность, тщеславие и т.д. Вот поэтому в гонке, кто полетит первым на Луну, кто добудет больше нефти на Земле, кто построит самый крутой небоскреб — остервенело участвуют все, реально лишь пара государств. В лунной гонке боролись два государства, два особенных государства — США и СССР.

Есть другая сторона этой гонки — ничто так не приближается к прогрессу как соперничество, конфликт, желание самоутверждения. И неизвестно, где бы мы были с освоением Луны, если бы не задетые самолюбия государств. Но прогресс в данном случае идет по головам… трупам.. и дает пример всему человечеству, как надо добиваться своих целей.

Что мы получили с выходом в Космос? Ученые отметят много научных достижений, полученных благодаря полету человека в Космос и на Луну, достижений безумно нужных для освоения и небесных и земных просторов. Но я думаю есть одно очень важное достижение, помимо материального, — мы стали меньше боятся неизвестности. Ведь люди веками жили в небытии по поводу того, что есть Космос и эта круглая тарелка, освещая ночь. Люди знают не только количество планет в нашей Галактике, но и было получено фото небесных тел, взяты образцы грунта, вокруг Земли летают искусственные спутники и т.д. Мир продвинулся, однако вот государствам больше важно было не уменьшение страха перед размерами и наполнением Вселенной, а кто первым флаг поставит на Луне.

Да, кстати, есть мнение, что высадка людей во время экспедиций «Аполлон» — фальсификация.

«Лу́нный за́говор» - теория заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969-1972) высадка людей на Луну не производилась, а фотографии, киносъёмки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США.

Если полетов на Луну не было (в ссылках под статьей видео с документальными фильмами о том как нас могли обмануть, тонкости, подробности, технология), то зачем же тогда все это нужно было Америке? Дело понятное - Америка любыми способами хотела быть впереди… И потом на программу «Аполлон» было положено столько материальных ресурсов, что стыдно было подвести весь мир и не полететь на Луну. Весь маскарад тщательно продумывался, хорошо игрался, все причастные подписывали документы о неразглашении…

Если действительно американцы не были на Луне - значит, все впереди, и перспектив масса.

Тогда фильм 1902 года «Путешествие на Луну» прав: полет на Луну для мира большая фантазия. Мы как сто лет назад фантазировали, так и сегодня… Просто американцы сыграли чуть правдоподобнее чем французы.

Мы все-таки привыкли думать, что человек на Луне был. По сути ничего особо не поменяется для большинства из нас если мы узнаем правду, что ступал ли человек ногой на Луну или нет. Поэтому можно верить в любую правду.

А как вы считаете, был человек на Луне или все-таки нет?

20 июля 1969 года американские астронавты во главе с Нилом Армстронгом совершили первый полет на Луну. А уже в 1972 году эти полеты были прекращены. Высадок людей на близлежащие космические тела тоже не производилось. Единственными объектами, которые покидали орбиту Земли, были непилотируемые аппараты. Они заранее создавались с таким расчетом, что обратно им уже не вернуться. То есть уже почти 41 год человечество просто наматывает круги вокруг Земли. В чем же дело? Почему перестали летать на Луну?

Если высадка американцев на Луну вначале 70-х состоялась, значит, современные технологии, которые намного превзошли достижения того времени, вполне могли бы сделать эти полеты самым обычным событием. Если добираться до Луны от Земли по прямой, то это займет 10 часов. Но орбита космических кораблей представляет собой параболу, значит, длина пути становится больше. Аполлон-11 смог достичь орбиты Луны за 3 дня. Почему же сегодня она так недоступна для человечества, почему не летают на Луну?

Причины политико-экономические

Существуют довольно туманные ответы ученых, политиков, экономистов и даже историков. Властьимущие утверждают, что это нецелесообразно политически. Ну да, ведь согласно международным актам, Луну запрещается использовать в военных целях, военные базы размещать на ней нельзя. А все достижения современных технологий, которые мы сейчас используем в быту, были созданы, благодаря двум гонкам, двум состязаниям, гонке вооружений и космической гонке. Стремление быть первыми очень объединяет нацию, и дает такой толчок науке, который другими способами вызвать сложно.

Экономисты, в свою очередь, считают, что полеты на Луну не выгодны экономически. Почему же? Опять же, исходя из международного соглашения, регламентирующего деятельность государств на небесных телах, следует, что Луна – это достояние всего человечества. То есть ее использование и исследование может осуществляться лишь в том случае, если это будет делаться в интересах и на благо всех стран. Здесь не будет иметь значение степень экономического и научного развития государств. Значит средства, которые будут вкладываться в разработку полезных ископаемых, не окупятся.

Причины фантастические

Но все это напоминает отговорки. Может быть, есть что-то еще, что от нас скрыто, а, может, скрывается намеренно. Что же может находиться на Луне? Что закрывает туда путь и вынуждает человечество вращаться вокруг Земли, опасаясь покинуть ее орбиту? Есть предположения, что представителям людей дали понять, что у каждого существа должно быть свое пространство, что Луна уже имеет своих хозяев. А хозяева эти не собираются делиться, с кем бы то ни было, своим домом.

В разные времена астронавты утверждали, что видели на Луне НЛО. Например, астронавт Гордон Купер публично выступил с заявлением, что верит в инопланетян, так как собственными глазами видел их космический аппарат. Имеется также множество фотографий, сделанных спутниками, где запечатлены различные довольно большие геометрические фигуры, купола и так далее, которые появлялись, а потом исчезали. Некоторые купола с огнями, которые периодически вспыхивают. Есть фото, на котором изображен сигарообразный объект, лежащий на земле. На другом фото в этом же месте объекта нет. И наконец, есть заявление одного человека, имеющего наивысший уровень доступа к секретным материалам НАСА, который подтверждает, что НЛО используют Луну. Там, действительно приземляются космические объекты из внеземных цивилизаций.

Если этому верить, то ответ на вопрос, почему не летают на Луну, становится очевиден.

Существуют достаточно неясные ответы научных работников, политических деятелей, экономистов и даже историков. Есть утверждения, что это бессмысленно политически. Ну да, так как согласно международным актам, Луну запрещается применять в военных целях, военные базы располагать на ней нельзя.

А все достижения современных технологий, которые мы в настоящий момент используем в быту, были созданы, благодаря двум гонкам, двум соперничествам, гонке вооружений и космической гонке. Желание быть первыми чрезвычайно объединяет нацию, и дает такой толчок науке, который иными методами вызвать трудно.

Экономисты, в свою очередь, считают, что полеты на Луну не выгодны экономически. Почему же? Опять же, исходя из международного соглашения, регламентирующего деятельность государств на небесных телах, следует, что Луна – это достояние всего человечества. То есть ее использование и исследование может осуществляться лишь в том случае, если это будет делаться в интересах и на благо всех стран. Здесь не будет иметь значение степень экономического и научного развития государств. Значит средства, которые будут вкладываться в разработку полезных ископаемых, не окупятся.

В разные времена астронавты утверждали, что видели на Луне НЛО. Например, астронавт Гордон Купер публично выступил с заявлением, что верит в инопланетян, так как собственными глазами видел их космический аппарат. Имеется также множество фотографий, сделанных спутниками, где запечатлены различные довольно большие геометрические фигуры, купола и так далее, которые появлялись, а потом исчезали. Некоторые купола с огнями, которые периодически вспыхивают. Есть фото, на котором изображен сигарообразный объект, лежащий на поверхности. На другом фото в этом же месте объекта нет.

Скорее всего, американские астронавты, достигнув Луны тогда, в семидесятых встретились с чем-то таким, что может иметь для человечества определяющее значение. И широкомасштабные меры потребовались, чтобы не допустить никакого распространения информации.

Будучи очень разумными людьми, разработчики лунной программы предприняли единственно возможное - они намеренно исказили и фальсифицировали фотоматериалы, предназначенные для общественности. Чтобы в один прекрасный момент аналитикам стало понятно - на Луне происходит что-то чрезвычайное, что-то такое, о чем невозможно сообщить прямо.

На вопрос, почему люди больше не летают на луну, попытались ответить создатели документального фильма, вышедшего в 2004 году «Луна. Иная реальность», в котором приводится множество доказательств существования внеземной цивилизации на Луне. В нем рассказывается о том, с чем же на самом деле столкнулись астронавты и луноходы при высадке на якобы мертвую планету, почему программа изучения Луны была окончена раньше времени и люди больше не изучают Луну. А также, в фильме представлены реальные фотографии и видеозаписи, доказывающие существование на Луне чего-то необычного.

И в 60-х годах, и сегодня для попадания на естественный спутник Земли требуется одно и то же. Во-первых, сверхтяжёлая ракета, выводящая от 120 тонн на низкую орбиту и более 45 тонн - на траекторию к Луне. Стартовая масса такого монстра должна быть под 3000 тонн. На более лёгких ракетах вывести в космос лунный корабль за один раз не получится. А запускать две ракеты и собирать корабль в космосе - значит резко повысить риски неудачи.

Во-вторых, необходим лунный посадочный модуль, способный садиться на манер современных "фальконов" или советских лунных посадочных аппаратов полувековой давности. Его масса начинается от 15 тонн. Всё остальное - ЦУПы, скафандры, лунный транспорт - много проще и либо уже имеется в наличии, либо может быть быстро разработано без огромных затрат.

В человеческой истории сверхтяжёлые ракеты-носители строили четыре раза: американский (а точнее, созданный Вернером фон Брауном) "Сатурн-5", советскую Н-1, советскую же "Энергию" и американскую SLS (всё еще создаётся). Достаточно взглянуть на изображения всех четырёх, чтобы заметить очевидное: они весьма похожи друг на друга. Никаких технологических секретов в них давно нет, и при желании любая значимая страна с этой задачей может справиться. Советская лунная ракета не взлетела из-за вполне разрешимых проблем, связанных с ошибками при проектировании. Будь у СССР желание эти ошибки исправить, он со временем бы это сделал. Другое дело, что у Брежнева такого желания не было. Сменился политический руководитель -и задачи, связанные с созданием сверхтяжёлого носителя, в СССР вполне быстро и успешно решили ("Энергия").

Почему для неё нельзя использовать технологии шестидесятых?

Часто можно услышать недоуменный вопрос: если у США такая технология была для "Сатурнов" полвека назад, то почему сейчас там строят SLS - ракету того же технического облика, но с другими двигателями и подсистемами? Не проще ли взять чертежи 60-х и аккуратно их воспроизвести, тем более что именно разработка - всегда самая дорогая часть лунных программ?

Ответ на этот вопрос прост и неутешителен. Во-первых, полных и детальных чертежей по факту просто нет. Частные фирмы, делавшие узлы старинной ракеты, в значительном количестве уже закрылись. Во-вторых, даже если бы они и были - это мало бы помогло. Компоненты "Сатурна" не производятся так давно, что затраты времени и средств, нужные для их воспроизводства, будут равны разработке новой ракеты. А на самом деле даже больше - ведь при создании SLS в NASA используют двигатели, разработанные для шаттлов. Самая дорогая часть их жизненного цикла - разработка - уже оплачена, и выбрать взамен этого создание по старинным чертежам двигателей для "Сатурна" будет не только дороже, но и куда дольше.

В теории у России тоже есть чертежи "Энергии", одна из версий которой вполне пригодна для полёта на Луну. В отличие от США, ещё живы предприятия - производители компонентов. Однако на практике за четверть века в стране исчезла даже инфраструктура для заправки ракет жидким водородом, не говоря уже о собственно двигателях и иных системах, без которых советскую "Энергию" не сделать. Когда Россия будет строить новый сверхтяж, он будет создаваться с нуля. Космические технологии легко и дёшево можно только утратить. Обрести их вновь всегда будет тяжелее и дороже.

Незачем летать?

В последние годы набирает популярность новая гипотеза о том, почему США, а вместе с ними и всё человечество,перестали летать на Луну. Якобы научная отдача от полётов туда была "исчезающе малой", всё, что могли взять люди от этих миссий, они быстро взяли, поэтому выгоднее оказалось исследовать космос с помощью автоматов.

Увы, на деле к концу полудюжины полётов наши знания о Селене были крайне малы. Стало ясно, что она не покрыта океаном пыли, в которой всё вязнет. Ещё удалось набрать где-то 400 килограммов грунта. Но тут же оказалось, что извлечь из него надёжные научные сведения довольно сложно. В NASA так торопились выиграть в лунной гонке, что ряд мелких технических деталей проработали спустя рукава. Контейнеры для грунта плохо закрывались и были не вполне герметичны. Тут же все геохимики, анализировавшие грунт и нашедшие там воду и удивительное изотопное сходство с земными породами, стали кричать, что из-за безобразных контейнеров ценность этого грунта в решении критически важных вопросов равна нулю.

По-хорошему, NASA надо было взять и сделать наконец приличные контейнеры и слетать на спутник заново, чтобы понять, откуда там, собственно, вода в грунте и почему Луна и Земля выглядят сделанными из одного материала,хотя планетология утверждала, что этого вообще не может быть. Увы, ничего этого агентство не сделало, ведь оно свернуло полёты, а новые контейнеры не было смысла делать, потому что их не на чем было бы возить.

Ещё хуже было то, что из-за той же спешки для астронавтов на Луне . А те, что были, слабо сгибались в коленях, из-за чего исследователи Луны не могли по ней нормально ходить. Излишне говорить, что толком исследовать 38 миллионов квадратных километров поверхности на негнущихся коленях нельзя:

Достаточно почитать научную фантастику тех лет, чтобы заметить: идея о том, что самое интересное на Луне скрывается в пещерах, расселинах и кратерах, была широко распространена уже полвека назад. Все понимали, что легкоиспаряемые вещества, включая ту же воду, могут прятаться в тени этих объектов и их исследование крайне важно. Но как лезть в пещеру, когда вы не можете даже нормально ходить по плоской поверхности? Само собой, астронавтам такой задачи никто и не ставил.

Сегодня мы знаем уже сотни лунных пещер и входов в них, причём размеры некоторых из них измеряются километрами. Но исследовать их без космонавтов у нас нет никакой возможности. Мы уже писали, почему в столь сложных условиях и почему останутся таковыми во всём обозримом будущем.

К тому же обнаружилось, что на лунных полюсах есть вода - судя по радарным данным, в виде льда. Точно с большого расстояния в этом не убедиться. Нейтронные детекторы (кстати, российского происхождения) регистрируют вторичные нейтроны от поверхности Луны. Они возникают в верхнем слое грунта под действием падающих на него космических лучей. Родившиеся в грунте нейтроны высоких энергий замедляются и поглощаются ядрами атомов, которые в нём содержатся (за счёт неупругого рассеяния и захвата). Если в грунте есть что-то, содержащее водород, то оно эффективно тормозит нейтроны, а поток эпитепловых нейтронов, вылетающих наружу, резко падает, что изменяет картину, наблюдаемую детектором. Увы, нейтронный детектор не даёт надёжно отличить водный лёд от гидратированных минералов. Это очень значимая в практическом плане разница.

Решить вопрос можно, послав туда человека. Он же может и выяснить, есть ли вода в огромных лавовых трубках, уже замеченных на земном спутнике, а также узнать, какая там температура и насколько такие объекты подходят для создания защищённых от радиации лунных баз. Но на практике всё это из-за остановки полётов так и осталось недосягаемым.

Как мы видим, гипотеза "не летаем, потому что не нужно" не выдерживает даже малейшего контакта с грубой реальностью. Полёты людей туда не просто нужны, но и являются единственным возможным средством хоть сколько-нибудь глубокого изучения Луны. В огромной степени из-за их отсутствия наше понимание истории спутника и нашей собственной планеты вот уже десятилетия ходит по кругу.

"Вам что, средств не хватает?"

Самой логичной версией того, почему таких полётов сейчас нет, является финансовая. Один полёт "Сатурна-5" в 1969 году стоил 185 миллионов долларов, то есть примерно 1,2 миллиарда сегодняшних долларов. Около 10 тысяч за килограмм нагрузки - это явно недёшево. Однако и с этой версией возникают неудобные вопросы.

Лунная программа стоила дорого (более 170 миллиардов долларов в ценах 2016 года), но программа шаттлов стоила даже дороже (230 миллиардов). Если верить NASA, один полёт шаттла стоил 500 миллионов долларов. По данным независимых наблюдателей в тех же США - 1,65 миллиарда. Допустим, что эти наблюдатели - агенты Кремля, а верную цифру дало только агентство. Тогда получается, что шаттл, запускавший 24,4 тонны, стоил 0,5 миллиарда за пуск, а "Сатурн-5" - 1,2 миллиарда, но в космос выводил в пять раз больше груза. В самом лучшем для шаттлов случае они выводили в космос полезную нагрузку дороже "Сатурнов"! При этом "челноки" занимались, откровенно говоря, непонятно чем. Трудно сравнивать научные результаты, полученные от их полётов к МКС и на низкую околоземную орбиту, с результатами исследований Луны и вывозом оттуда нескольких центнеров грунта. Если "Сатурны" были дороги, то зачем было обращаться к ещё более дорогим и при этом радикально менее результативным шаттлам?

Можно предположить, что после свёртывания полётов на Луну "Сатурны" стали не нужны. Ракета, выводящая на орбиту больше 100 тонн, - слишком мощная штука, чтобы с её помощью запускать спутники. Загрузить её малыми аппаратами не удастся - таких потребностей по их запуску в постаполлоновскую эру просто не существовало. Шаттлы поднимают впятеро меньше и для низкоорбитальной космонавтики смотрятся куда уместнее. Но и это объяснение неудовлетворительно. С точки зрения освоения и изучения космоса все задачи, выполненные шаттлами, смотрятся слабее задач, выполненных "Сатурнами".

Почему же выбор был сделан в пользу "челноков"? Когда полёты на Луну сворачивали, конгрессмены и политики США хотели снизить затраты на космос. NASA пыталось, несмотря на это, сохранить значительное финансирование. Поэтому перед слабо разбирающимися в чём-либо конкретном политиками была нарисована радужная картина того, как при массовых пусках многоразовых шаттлов удельная стоимость вывода на килограмм груза сократится и все станёт хорошо. Программа шаттлов позиционировалась как экономящая средства, иначе на неё никто не дал бы денег. Однако при её планировании была допущена серия ошибок. Базовой причиной всех их была экономия средств, которую выставляли сильной стороной "челноков" в сравнении с дорогим "Сатурном". В результате шаттлы получились такими, какими их сделали: дешёвыми в разработке (6,75 миллиарда долларов), но дорогими в полёте (18 тысяч долларов за килограмм груза против запланированных 674). Всё это напоминает классическую историю постройки Пентагоном БМП "Брэдли" (смотрите на видео ниже):

Мнение, что, отказавшись от дальнего космоса, можно сэкономить, является естественным следствием того, что носители такого мнения - политики, то есть люди, которые в техническом плане не слишком компетентны. Вопрос не стоит как "летать к Луне дорого или не летать к ней дёшево". В действительности космос всё равно будет стоить дорого. Просто в одном случае космонавтов, как сегодня, будут дорого возить на МКС в 400 километрах от Земли. В другом случае их будут возить пореже (раз в год, например), но на Луну, в 400 тысячах километров от Земли.

Итак, правильным ответом на вопрос "Почему мы не летаем на Луну?" будет известная фраза из советской классики: "Средства у нас есть. У нас ума не хватает". Истинная причина отказа от полётов на Луну - в неспособности NASA рассчитать, что отказ от "Сатурнов" сделает полёты в дальний космос невозможными, а в ближний - невозможно дорогими. Удержать США от этой ошибки мог бы только СССР - если бы захотел довести до ума свою лунную ракету или даже, как планировал Королёв, полетев на Марс. Перед лицом советских полётов в дальний космос отказаться от "Сатурнов" американцы не смогли бы. Как известно, Москва ничего из этого не захотела. Её нежелание вкупе с серией феерических ошибок агентства похоронило "лунные технологии" на долгие десятилетия.

Никогда снова?

Самый реалистичный ответ на вопрос "Когда мы полетим на Луну?" будет звучать как "Никогда, до тех пор, пока это зависит от госорганов США или России". Проблема заключается в том, что США, выражаясь словами Николая II, - страна без хозяина. Ни один президент там не может провести у власти больше 8 лет, а реализовать вторую лунную программу за такой короткий срок нереально. Между тем каждый последующий президент, приходя к власти, пытается поменять то, что ему не нравилось в политике предыдущего (Дональд Трамп vs. Obamacare).

Все мы помним, как Никсон пришёл к власти, обещая покончить с разорительными "космическими мечтами". Сделать это, конечно же, не получилось - принятая им шаттловская программа вышла дороже лунной. Но его опыт никого ничему не научил. И не научит в будущем:знание истории свойственно американским президентам не больше, чем знание основ ракетостроения. Обама свернул программу Constellation (ещё одну лунную) так же, как Никсон свернул программу "Аполлон". Он тоже ошибочно полагал, что это приведёт к снижению космических расходов США. Как показывают огромные траты на утверждённую Обамой программу развития американского космоса, никакой экономии от закрытия Constellation также не вышло. Однако и это никого ничему не научит. Неважно, республиканец или демократ приходит к власти - и тот и другой закроют программу предшественника, а значит, на Луну никто полететь не успеет.

Теоретически вопрос могут решить другие суверенные нации. Действительно, Коммунистическую партию Китая или "Единую Россию" трудно представить себе проигравшими выборы. А значит, убивать лунные программы президента-предшественника там некому. Однако Китай пока не обладает технологическим уровнем, нужным для такого полёта. В списке ближайших приоритетов КПК он также не значится.

В России, как мы уже отмечали, проблема ещё глубже. Хотя формально мы можем построить нужную технику, но реально вице-премьер, курирующий космос, не знает, зачем надо лететь на Луну или Марс. К тому же мы несопоставимо беднее США или Китая и в обозримом будущем останемся таковыми. Таким образом, Россия и КНР из списка потенциальных покорителей Луны пока исключены. Чтобы они туда попали, нужен внешний импульс - высадка на другом небесном теле тех же американцев. До такого события лунной миссии ни под триколором, ни под красным флагом ожидать не стоит.