Почему нас не любят европейцы. Почему в Европе и Америке не любят русских?! Так что не надо удивляться тому, что европейцы не восторгаются нашей победой над Германией

Ни для кого не секрет, что жители зарубежных стран недолюбливают жителей России. Однако дать ответ на вопрос, почему именно россияне им не нравятся, довольно сложно. У каждой страны своя культура, поэтому особого желания признавать чужие порядки нет.

Размеренная жизнь среднестатистического европейца или американца весьма отличается от русского человека. Культура слишком сильно отличается, чтобы так просто говорить о возможности взаимной любви и уважения. И вот ключевые камни преткновения между двумя цивилизациями:

Непредсказуемость

Русские легко могут сделать то, что пришло им в голову 5 минут назад. Европейцы не понимают подобного поведения. Сложно строить совместные планы, когда партнер в любой момент готов пойти по другому пути.

Лишняя эмоциональность

Для русских характерно быстрое переключение с угрюмости на безудержное веселье и наоборот. Слишком большое радушие настораживает. Европейцы, привыкшие встречаться преимущественно на нейтральной территории, не могут понять большого застолья в стесненных жилищных условиях. Им характерно сдержанное проявление эмоций, а не бурная демонстрация своих чувств.

Привычка сорить

Известно, что чисто там... да-да! Именно! Нет нужды говорить, что сравнение улиц провинциального городка где-нибудь в Италии и в России будет отнюдь не в пользу последней. Вопрос не столько в руководстве страны, сколько в привычках людей, населяющих местность.

Умение привлекать к себе внимание

Тонны косметики, громкий разговор и безвкусица в одежде еще больше углубляют пропасть между жителями США, ЕС и России. Большое проявление различных дискриминаций

Европейская культура включает в себя гипертрофированную заботу о детях, стариках, подчеркивание равенства полов и различных национальностей. Не все у них проходит гладко, но все же законопослушные граждане привыкли следовать прописным правилам. Русский же на деле говорит одно, а делает совершенно другое.

Женщину могут не взять ан работу просто потому, что работодателю почудилось в ней желание в ближайшие пару лет родить ребенка. Детей спокойно наказывают ремнем и криками, а пенсии стариков едва хватает на оплату коммунальных услуг и таблетки. В транспорте до сих пор спорят, стоит ли уступать место беременным и мамочкам с детками, хотя в Европе подобная ситуация кажется вообще нереальной.

Умение впадать в ярость

Холеные американские солдаты просто так не будут рваться в бой. В сытой душе очень сложно вызвать настоящую ярость. Русские же способны на ровном месте «выйти из себя» и сломать все, что попадется в поле зрения . Удивление высоким умом и плохой организованностью

Смекалка русских не знает границ

Если появилось желание что-то сделать, то ни одна преграда в мире не сможет устоять перед загадочной славянской душой. При этом, остается удивительным тот факт, что страна не идет в своем развитии вперед семимильными шагами.

Неотесанность

Почти для каждого европейца и американца любой гаджет - это естественная норма жизни. Очень сложно объяснить им, как можно найти верный путь без компаса и навигатора. Поэтому их пугает способность русских жить даже без всех этих новомодных штучек.

Действия политиков

Для укрепления страны очень важно, чтобы у народа был общий враг. Если его не создать вовне, то врагом рискует стать само правительство. Проще показать, что Россия - страшная страна, которую следует бояться, чем объединять нацию обычным повышением самосознания.

«Широкая душа»

Американцы готовы носить дежурную улыбку круглосуточно, поэтому считают русских угрюмыми. Но на практике вряд ли можно просто так заскочить в Америке к соседу и попросить соли. Им непонятен жест «широкой души», когда ближнему просто так отдается что-либо без намека на выгоду в дальнейшем.

Я русский!
Я горжусь тем, что я русский!!!
Я знаю, что нас (русских) нигде не любят – ни в Европе, ни в Америке.
И знаю – почему…
***
Люк Бессон сказал мне однажды:
- Ты не настоящий русский.
- Как это? – удивился я, – А кто же тогда «настоящий русский»?
Бессон подумал немного и ухмыльнулся:
- Русский – это не национальность! Русский – это особый стиль поведения!
***
Тихий провинциальный хорватский городок на побережье Адриатики.
Я сижу на открытой веранде небольшого ресторанчика – пью кофе и читаю в интернете российские новости. За соседним столиком беседуют меж собой две хорватки (хозяйка этого ресторанчика и ее подруга).
Хозяйка говорит:
- Слава Богу, скоро туристический сезон!.. Без русских плохо…
- А с русскими – катастрофа! – авторитетно заявляет ее собеседница.
Я покраснел. Мне стало стыдно, что я тоже русский…
***
Венеция. Площадь Сан-Марко.
Пьяный мужлан орет на всю площадь на свою жену:
- На х… ты меня сюда притащила? Какого х… я здесь не видел?
Туристы оборачиваются на орущего. Пожилой немец опасливо шепчет своей внучке (лет пяти):
- Не обращай внимания – это русские!..
Мне совестно ото всего, что вижу и слышу…
***
Париж.
Из Собора Нотр-Дам де Пари выходят две шумные супружеские пары. Мужчины громко матерятся, а одна из женщин говорит другой:
- Так… В Нотр-Даме побывали! Теперь надо кого-нибудь спросить: где тут у них Собор Парижской Богоматери?..
Смех сквозь слезы…
***
Флоренция.
На стене одного ресторана вижу фотографию, на которой узнаю Владимира Познера и Ивана Урганта.
Хозяин ресторана объясняет:
- Этот француз об Италии фильм снимал! Чистый синьор, с открытым сердцем!.. А зачем с ним этот наглый русский приезжал? – не знаю…
Владимир Владимирович, конечно, француз. Ваня Ургант, конечно, еврей.
Но итальянский ресторатор точно знает, что Познер не может быть русским, а вот Иван…
***
Нас, русских, в Европе не любят.
Русских русских, русских евреев, русских украинцев, русских татар…
Для европейцев, мы – олицетворение Зла!..
Молодой (но уже известный в Голливуде) чешский киноактер говорит мне:
- Я никогда не прощу вам русские танки на улицах Праги!
Я грустно улыбаюсь:
- Во-первых, тебя тогда еще на свете не было! А во-вторых, мой личный танк остался в московском аэропорту! Хочешь – лети в Россию, на танке по Москве покатаешься…
***
Заслышав в Европе русскую речь, я сам зачастую в шоке!
Как правило, если говорят на русском, то непременно громко, словно их не слышат, и обязательно через слово матерятся. Почему русским кажется, что зарубежом площадная брань позволительна?
Особенно громогласно русские говорят и матерятся, разговаривая по мобильникам. Так громко, точно уверены, что докричаться до России-матушки можно только «по матушке»…
Это особое племя – русское быдло во всей своей неприглядной красе.
***
Кто же виноват в том, что нас не любят?
Когда же нас начнут уважать?
НЕ БОЯТЬСЯ, а именно УВАЖАТЬ!!!
***
Конечно же, я встречаю в Европе и других русских туристов, которые ведут себя интеллигентно, с достоинством. И я понимаю, что таких гораздо больше, чем распоясавшихся вандалов.
Но местным жителям запоминаются именно матерящиеся варвары. Для европейцев – это и есть – РУССКИЕ!!!
***
Кстати, еще раз о «русских танках»…
Три года назад я гостил у Эмира Кустурицы.
Разговорились об европейских нациях: о французах, итальянцах, сербах, немцах…
- Эмир, а что ты скажешь о русских? – спросил я, ожидая честного ответа.
Кустурица усмехнулся, и меня поразила точность его формулировки:
- Русские никого не уважают, потому что не любят друг друга и даже самих себя!.. А от презрения к самому себе рождается ненависть ко всем остальным!.. Вы или давите танками тех, кто лучше вас живет, или (когда нет врага) вы из танков расстреливаете друг друга…
***
Сложно спорить... Наверное, Эмир прав! Увы...

09/04/2013

Сложилось так, что я очень много езжу по всяким зарубежным странам, в основном по Европе, хотя и не только. Но все-таки в основном по Европе. И в результате этих поездок я могу сказать довольно определенно, что там нас не любят.


Р ечь не идет об отдельно взятом русском человеке. При этом я хочу вам сказать, что они не понимают разницы между российским и русским. Для них любой человек, который живет в России, - русский. Точно так же, как в свое время у них не было разницы между Россией и Советским Союзом, это все была Россия, русские.

Так вот к отдельно взятому русскому там относятся нормально, так же, как к отдельно взятому аргентинцу или отдельно взятому канадцу. А к России вообще - нет, относятся неважно. Примерно так же, как относились к СССР. Хотя, есть разница. Советского Союза боялись. Боялись, потому что видели в нем агрессию, видели страну, которая пытается навязать свою идеологию всему остальному миру. И, кроме того, видели страну, которая преследует своих собственных граждан за инакомыслие. России не боятся. Понимают, что у России вообще нет идеологии и ничего навязывать она другим не стремится. Так за что же не любят?

Как мне показалось, не любят за то, что считают, что со свободой слова, со свободой прессы, вообще с демократией в России обстоит не лучшим образом. Что по-прежнему людей преследуют, если они противостоят власти. И при этом их СМИ сообщают и о протестах, и о выступлениях, демонстрациях, в частности, о той, которая, например, состоялась вчера в Москве и в Питере, и в некоторых других городах по поводу так называемого «болотного дела». Они знают, скажем, и об обысках, которые происходили и, кажется, происходят еще в НКО.

Много лет тому назад случилось так, что мой отец оказался в самолете рядом с английским разведчиком, которого он знал еще по Второй мировой войне. Они говорили о том, о сем и этот разведчик ему сказал: «Знаете, - говорит, - вы, русские, умеете преодолевать трудности как никто в мире. Но к счастью для нас, вы так умеете себе создавать трудности тоже как никто другой в мире».

Как мне кажется, эта нелюбовь к России имеет к этому прямое отношение. Еще мне кажется, что было бы не бесполезно как-то присмотреться к этому. Хотя, конечно, есть люди, которые скажут: «Нехай клевещут».

Русские – это одновременно опасные, инфантильные и дикие люди. Да и еще крайне неприятные в общении: то про Сталинград поминают, то про истребление аборигенов в колониях, то про космос, то про балет.

Началось это всё с того, что, читая очередную порцию европейских статей о России, я невольно задался вечным вопросом: чего это они нас так не любят. Нет, всё, с одной стороны, понятно: холодная война, кровавый режим, происки ЦРУ плюс собственные чудачества властителей наших, плюс пьяные туристы, 9 мая бьющие морду всем, кто им покажется немцами. Но как-то выходит европейская неприязнь за рамки здравого смысла. Японцы, турки и персы, по идее, имеют основания не любить Россию гораздо больше, чем Западная Европа, но при анализе японской, турецкой или иранской прессы не наблюдается такой … как бы это сказать, даже не предвзятости, а тотального неудовольствия: что бы Россия не сделала, это все равно не так и неправильно. Не покидает ощущения раздвоенности: с одной стороны, есть вроде бы рациональная плоскость, в которой все с Россией взаимодействуют на основе «реалполитик», а есть как бы параллельная реальность, где царствует иррациональная и порой немотивированная неприязнь. Отсюда и Европарламент с его шизофреническими резолюциями, и поляки с претензиями, и толкователи истории Второй мировой войны, и прочий паноптикум.

Откуда все эти странности? Не берусь безапелляционно утверждать, но, возможно, это начались с того момента, когда Василий Третий взял на вооружение фразу: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати». Хотя Московское государство тогда на Третий Рим ни по каким параметрам не тянуло. В итоге, Россия, унаследовав от Византии атрибуты имперского величия, получила в довесок еще и давний комплекс, который сформировался у западноевропейцев по отношению к восточным христианским соседям.

1200 ЛЕТ ВОЙНЫ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Впрочем, обо всем по порядку. Начать надо с того, что Римская империя никогда не была особенно единой. Практически всю имперскую эпоху на Западе в качестве государственного языка использовалась латынь, на Востоке - греческий язык. Огромной империей просто физически невозможно было управлять одному человеку, поэтому со времен Августа каждому императору по штату полагался соправитель: довольно часто при этом сферы ответственности они делили по принципу «запад-восток».

На Западе (за исключением непосредственно Италии) жить и служить было менее престижно, да и небезопасно, на Востоке было чаще всего и спокойнее, и сытнее. За исключением Рима, все крупные культурные центры империи находились на Востоке: Александрия, Антиохия. С укреплением христианства сюда же добавились и религиозные центры в Иерусалиме и Египте. Соответственно, внутри империи примерно с конца II века установилось устойчивое разделение: «непрестижные» западные провинции и «престижные» восточные. При этом, с учетом того, что воцарение очередного императора часто приводило к большой или малой войне и в большинстве случаев это была война западных и восточных легионов. За 130 лет: с 194 года н.э. (воцарение императора Септимия Севера) до 324 года н.э. (победа Константина Великого над последним соперником за престол и начало строительства Константинополя) можно насчитать 15 достаточно крупных военных кампаний, в которых западные легионы по разным поводам сходились биться с восточными.

Надо отметить, что на указанные годы пришлась очень беспокойная эпоха: эпоха «солдатских императоров» (235-285 годы), отпадение от Рима Галльской империи и Пальмирского царства (260-274 годы). Но, так или иначе, в среднем каждые 10 лет Запад империи воевал с Востоком. В большинстве случаев боеспособные дунайские и западные легионы громили восточные, но … затем оседали на благодатной земле (домик и участок в Сирии в то время ценился на порядок выше, чем домик в Британии) и, говоря современным языком, «расслаблялись». А затем на смену им приходила новые голодные, но хорошо тренированные в боях с германцами и готами легионы (хотя к тому времени они вполне могли на 2/3 состоять из тех же германцев и готов).

Вполне понятно, что жители Запада и Востока Империи уже в IV веке никаких теплых чувств друг к другу не питали. Дальше отчуждение только усиливалось. Но при этом наследниками Pax Romana себя вполне ощущали и те и другие. И разделение империй, и крах Западной Римской империи здесь ничего не изменили, а только усугубили. Как это нередко бывает в больших семьях, вынужденных делить богатое приданное, ревность и соперничество сопровождало наследников практически всю жизнь.

ВИЗАНТИЯ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Если брать последующие 200-250 лет после распада Римской империи, то очевидно, что Византия преуспела гораздо больше. Этому есть простое объяснение: после 330 года вся образованная, да и вообще активная часть римского общества потянулась на восток, в новую столицу. К моменту раздела империи Рим представлял собой уже только памятник былого величия: политика, торговля и интеллектуальная жизнь медленно, но верно из города уходили. Плюс еще элементарно не повезло при разделе: западные провинции были объективно менее развитые, чем восточные.

Соответственно, поэтому «римляне» откровенно ненавидели «греков», которые мало того,что захапали себе лучшие куски, так еще умудрялись систематически гадить и унижать западных соседей. Чего стоит только история, произошедшая в 395 году (буквально через 6-8 месяцев после официального разделения Империи), когда готы осадили Константинополь, но взять его не смогли, и префект Константинополя Руфин «уговорил» их пойти в Италию. При этом готы разорили принадлежавшую Византии Грецию и Балканы, но в итоге для Западной Империи всё обернулось гораздо хуже.

Собственно говоря, завоевавшие Западную Европу готы, вандалы, бургунды, бельги, франки и прочие племена мало разбирались во всех хитросплетениях римской истории, но неприязнь к византийцам бережно сохранили. Тем более что Византия довольно быстро не преминула насолить и им. Скажем, полководец императора Юстиниана Велизарий в 533-535 годах буквально «силами одного парашютно-десантного полка» умудрился выгнать вандалов из Карфагена, отвоевать Италию у остготов. Пусть ненадолго, но сам факт. Обидно? Конечно же обидно.

Еще пример - военный флот. Римская империя была в первую очередь морской державой, и Византия смогла не только сохранить это наследство, но и до некоторой степени его модернизировать. «Греческий огонь», рецепт которого так и не удалось украсть ни арабам, ни западноевропейцам, позволил Византии даже после арабского нашествия и появления сильного арабского флота сохранить безопасность своих морских границ. А в Западной Европе вплоть до XI века не могли справиться с викингами, которые разоряли все, что им заблагорассудится, не только на побережье, но и внутри континента.

Кроме того, наука и культура. Пока варварская Западная Европа усиленно вспоминала навыки чтения и письма, в Константинополе в 425 году создали первый в Европе университет (в Западной Европе первым университетом был Болонский, основанный в 1088 году, то есть на 663 года позже). Собственно говоря, знаменитое ныне римское право - это на самом деле византийская редакция римских законов, систематизированных во времена императора Юстиниана. В изобразительном искусстве тоже есть любопытные моменты. Хотя в результате борьбы с язычеством в V-VI веках, иконоборчества в VIII-IX веках и собственно разорения страны сначала крестоносцами, а потом и турками, от византийского искусства мало что сохранилось, любопытные параллели проследить можно. Взгляните на византийские фрески собора святой Софии в Киеве X-XI века и потом сравните это с шедеврами итальянского треченто, которое стало бурно развиваться аккурат после разгрома рыцарями Константинополя в 1204 году, то … в общем вопрос о том: кто у кого и чему научился, отпадает сам собой.

Наконец, религия, хотя для средних веков она могла бы считаться едва ли не главным вопросом. Религиозная жизнь также по преимуществу до VIII века происходила в Византии, где кипели нешуточные страсти, проходили ключевые соборы, велись наиболее ожесточенные дебаты - и как следствие - возникали многочисленные ереси. В Западной Европе аналогичный процесс набрал силу только после начала Крестовых походов, когда с того же востока туда проникли разного рода теологические учения.

Что еще нужно для полноценной неприязни и даже ненависти? Ничего больше и не надо.

Как только Западная Европа более или менее окрепла, а Византия в свою очередь достаточно ослабла, начались систематические попытки борьбы за условно говоря передел «римского наследства». Уже Карл Великий в начале 800-х годов попытался сначала мирно (посватавшись к императрице Ирине) а потом военным путем восстановить Римскую империю, но у него элементарно недоставало сил, да и постоянно не везло: то невесту прогнали с трона, то с арабами не договорился.

Но повезло 1204 году, и крестоносцы захватили Константинополь. Причем то, как именно он был захвачен (равно как и то, как «обороняли» город в 1453 году нанятые Константином XI Палеологом венецианцы и генуэзцы), современные западные историки стараются сильно не афишировать, потому что это существенно портит имидж всего западного христианского мира. Правда, вредные греки город все же отвоевали через 56 лет, но исторический спор, длившийся к тому времени ни много ни мало 1000 лет, по большому счету уже был решен в пользу Запада.

И тут появляются русские.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ РУССКИЕ

Собственно говоря, получилось, как в старом анекдоте про консультанта: русские появились там, где их не ждали, и стали делать то, чего их не просили. Только-только Византия была уничтожена, и можно было, сделав приличествующие случаю скорбные лица, начать вступать в наследственные права. И на тебе - какие-то еще наследники объявились. Родственники из деревни, то есть в прямом смысле из глухого евразийского леса, которые ведут себя совершенно не так, как принято в Европе. Собственно говоря, арабы, индусы и китайцы - они тоже «другие», но видимо настолько другие, что воспринимаются почти как явления природы: точно так же, как и европейцы для них. А русские, они какие-то вроде и понятные, но … неправильные.

Судите сами. Во-первых, всё сказанное принимают за чистую монету и страшно обижаются, когда их обманывают и не выполняют обещания. Но потом снова верят и снова обижаются. Как дети, ей-богу. Во-вторых, все время называют вещи своими именами и не соблюдают приличий. Со времен императора Августа ведь как было заведено: император принимает решения, но Сенат их обязательно одобряет согласно установленной процедуре. И если вы затеяли какую-то пакость, то надо обставить это соответствующими процедурами и красивыми словами. А русские что? Что на уме - то и на языке: то орут ни с того, ни с сего «иду на Вы», то кредиторам скажут «кто будет сильно жадничать, тот вообще ничего не получит». В общем, дикость и варварство.

В-третьих, постоянно ищут справедливость. Вот, например, угробил швейцарский авиадиспетчер самолет с башкирскими детьми, а суд его недостаточно, по мнению русских, осудил. Ну, всякое бывает. Так диспетчера взял и зарезал отец погибших девочек. А на родине его даже не то что не посадили - считают, что все правильно сделал. Опасные и жестокие люди.

В-четвертых, по каждому вопросу имеют свое мнение, которое ни к каким действиям может и не приводить. Если в Европе политик высокого ранга высказывает мнение: ну, например, свежее - «Каддафи - тиран» - то это означает, что в скором времени Каддафи будут «мочить» всеми доступными способами. А если, например, президент или премьер-министр в России говорит, что Лукашенко всех уже достал своими фокусами, то … ничего это, в общем, не значит. Может, и будут батьку как-то по особенному обижать, а может, и не будут. Поорут и перестанут. Как, скажите пожалуйста, к этому относиться нормальному европейцу? Правильно, сложно их понять.

Словом, русские - это одновременно опасные, инфантильные и дикие люди. Да и еще крайне неприятные в общении: то про Сталинград поминают, то про истребление аборигенов в колониях, то про космос, то про балет. И, кроме того, постоянно повторяют, что они наследники хитрой и коварной Византии. Поэтому русским верить ни в чем нельзя априори. Что для них хорошо, то для Европы смерть - у них даже такая поговорка есть, правда, про немцев.

Во многом потому мы и имеем сегодня такие странные взаимоотношения: чего стоит, например, только постоянная возня и истерика в связи со строительством новых газопроводов - не то чтобы Европе не нужен был газ, просто, если скоро как 2000 лет ты ожидаешь с Востока одних только неприятностей, это поневоле входит в привычку. А как сказал наш великий поэт, «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Вот такое трудное европейское счастье.

Текст: Дмитрий Адамидов

Русские действительно нация, не имеющая аналогов в мире. Это – «глобально наивная» нация. Завоевывая народность за народностью, русские ВСЕГДА давали местной элите права имперской, а не вырезали под корень. Такие вот оригиналы… Другое дело, русские, не понятно почему, практически не проводили среди новых (да и старых тоже) граждан серьезную, вдумчивую «просветительскую работу». Чем весьма охотно пользовались их оппоненты – они весьма успешно несли по просторам Империи свое «свободное слово» устами Герцена, Курбского, Резуна, Чернышевского и многих других «общечеловеков». Лечить задуренные головы зачастую приходилось интригами, финансами и, не редко, штыками. Еще одна странность заключается в том, что, относясь прилично к разным народам, русские по какой-то непонятной причине ожидают от европейцев того же самого! Не имея на то ни малейшего примера в своей собственной истории! И отчего-то жутко комплексуют по этому поводу. Некоторые даже переживают по поводу поведения соотечественников за границей. – «Ах, мне стыдно, за то, что я – Русский! Ах, за километр видно НАШЕ воспитание!». Хотя, англичане, американцы, китайцы повсеместно ведут себя не в пример хуже. Причем русские за свой разгул еще обычно и платят, в отличие от жадных европейцев и диковатых китайцев. Вековое растворение русской элиты в Европе, видимо, обусловлено теми же чувствами. Какой-то навязчивой застенчивостью и самоуничижением. Они вечно хотят удивить, поразить, понравиться. Они поколение за поколением, волна за волной, не имеют сил осознать одно. Что НЕ МОГУТ понравиться европейцам. Поразить могут, удивить могут, но заставить полюбить, категорически не в силах. Люди, веками жившие в жуткой скученности, испытывающие перманентную нехватку всего необходимого, повязанные круговой порукой, строившие дома из мусора (фахверк), раздавленные предрассудками сонма религий, всегда смотрели на Восток жадным взглядом. Восток манил, он был сказочно богат, полон несчетных запасов корабельного дерева, корабельной пеньки, мехов, единственного источника сахара – меда, стратегического сырья для освещения – воска. На Востоке лежали любые богатства, что могли прийти на ум европейцу. И оттуда веками волнами прибывали расточительные, сказочно богатые русские, на широкую ногу отрывающиеся в Европе. Аж скулы сводит от такой черной несправедливости! Аж кушать не могу…


Автор: Константин Юон "Купола и ласточки" (1921)

Китай всегда был мировой фабрикой (до 1850 года, пока его не растерзала Англия), а Россия – мировой кладовой. Там были плодородные черноземы , а крыши церквей крыли чистым золотом . Там был строевой лес, мед, пенька, воск и другие интересности. Нищим же европейцам, пока они не ограбили Новый Свет , ничего не оставалось, как украшать свои постройки собственными костями и черепами. Человек, передвигающийся на ходулях по улицам по колено загаженным грязью, экскрементами, внутренностями животных, всегда будет смотреть волком на человека, передвигающегося в красных сафьяновых сапогах по дубовым тротуарам. Ограниченный во всем человек тесного запада, с его весьма удобной иудо-католической идеологией потребления, видел выход только в «Дранг нах…». А больше всего «просвещенных» европейцев злило то, что эти грязные еженедельно моющиеся в бане русские преднамеренно и коварно (а зачастую по предварительному сговору) не позволяли себя грабить ! Черти-что, вообще! Ведь в привычной им протестантской этике разделение на классы носит априорный характер. И люди неравны. Неравны от рождения. Ведь Белый протестант имеет полное право делать с недочеловеками все, что ему угодно, так как, они - низшие существа ! И ответственность за содеянное с этими низшими существами должна для европейца отсутствовать ПОЛНОСТЬЮ . И все шло как по маслу… Индейцы себя убивать и насиловать позволяли, индусы, негры, китайцы, африканцы, новозеландцы, австралийцы, тасманийцы, малазийцы, гвинейцы, гуанчи же позволяли! Это же было их бременем. Бременем быдла и жлобья. Только тотальный грабеж планеты позволил еще в начале 16-го века безнадежно нищей Европе последние несколько столетий жить богато. Но эти! Эти – нагло отказывали цивилизованным людям в их легитимном праве на ограбление! И ХУЖЕ ТОГО ! Предатели Белой Расы – русские варвары не просто сидели в своих дремучих лесах, а бесцеремонно врывались в азиатские кишлаки и аулы, в африканские и египетские селения, в монгольские стойбища, «оставляя после себя лишь многочисленные библиотеки, театры, и электростанции»… Такое не прощается… Не прощается прилюдная демонстрация ИНОГО Европейского Способа Развития. Русско-европейского.


Автор: Неизвестен. Марш пленных немцев по Москве. 17 июля 1944г.

Не прощается людьми, которые всю жизнь живут по трем понятиям: Выгодно, Не Выгодно, Страшно. Чтобы понравится европейцу, который поколениями живет, дотошно считая каждую монетку, каждое зернышко, донося на соседа; предки которого за сотни лет сожгли на кострах самых красивых и умных своих женщин (женщина по природе своей менее подвержена эпидемиологическим заболеванием, значит – договорилась с Нечистым, ведьма), который не мылся столетиями и умирал от чумы, не имея дров для «не протертого» супа, русский может сделать только одно. Но очень важное. Он может сдохнуть. И какие бы он титулы не носил, какие бы дары не дарил, от чего бы ни спасал, его будут презирать как «белого дикаря». Презирать с подозрением. Презирать от страха. И только всем скопом, всей толпой ходить в завоевательские походы на Восток. Потому, что страшно! Страшно, когда дубиной – по улыбчивым зубам. По холеной морде… Вот и мучаются болезнено веками, а как соберутся всей просвещенной Европой, идут под бравурные марши получать по морде в Россию. Потом отползают, повизгивая, и боятся еще сильнее. И рассказывают своим детям про кровожадных азиатов, пляшущих под балалайку с медведями вокруг ядерных реакторов, так наивно и застенчиво забывая при этом уточнить, что русские практически никогда не приходили к ним первыми. Что это сами европейцы лезли в «дикую Московию» с постоянством, достойным лучшего применения. Зачем, спрашивается? Ведь всего 29 % территории этой дикой Московии хоть как-то подходят для нормальной жизни! Ну, живут там дикари, пьют водку, едят живыми детей, летают в космос, никого, при этом, сильно не доставая…Что за странное извращение этот вековой европейский «Дранг нах Остен»? Странный он… Нам не понять…

Так вот. У них, у Европейцев, есть весьма взвешенный ответ на этот вопрос, и ответ этот предельно ясно описывает принцип работы европейского мозга. Универсальный Ответ. Итоговый. Конечный. Это совершенно официально именуется как- «Копенгагирование» («to Copenhagen») . Для тех, кто не в курсе, термин появился после подлого нападения эскадры адмирала Нельсона на датский флот на рейде Копенгагена и варварского обстрела мирного города. В свойственной ему изящной манере, лорд Нельсон объяснил это дикое преступление тем, что на Копенгаген, видите ли «имел виды Наполеон». Если перевести на непросвещенный кондовый, посконный и домотканый русский язык, это в чистом виде «Иудин Грех». Применяемый перманентно. Навскидку - в отношении столь же цивилизованного европейского народа 3 июля 1940 года в ходе операции «Катапульта». За столетия ничего не поменялось, только датчан в этот раз на рейде заменили братья по оружию – французы. Как-то неправильно в тот раз лягушатники повернулись к английским джентльменам спиной; агрессивно как-то, как-то враждебно… Но, как сказал незабвенный Остап Бендер, «об этом не принято говорить вслух». По глубочайшему убеждению просвещенного европейца, он имеет полное и неоспоримое право напасть на ЛЮБОГО , кто покажется ему хоть чуточку подозрительным! Белый Человек всегда в своем праве! Поэтому не нужно им нравиться. Это бесполезная трата сил. В любой момент им может показаться, что ты для них представляешь некую опасность, и они не откажут себе в маленьком удовольствии ткнуть тебя ножом. Вынужденно. В твою подозрительно агрессивную спину… Их улыбки, они не искренние – как у резиновых масок.


30ти летняя война Автор: Пинсон.

Мрачные русские вечно озадачены какими-то мыслями, порою умными, порою не очень. А европейцы вечно улыбаются полным набором «клыков». Для них все предельно ясно, без полутонов. Оттенки серого европейцев интересуют лишь в сексуальном плане, в межнациональных отношениях они им без надобности… Продавщица в магазине улыбается тебе не от того, что рада тебе лично, такому всему из себя симпатичному. Она рада твоим деньгам, а также, потому, что так «положено» по вдолбленным в ее голову правилам. Она улыбается подсознательно всем, потому, что не хочет на костер. А так ты ей индифферентен, в лучшем случае ты для нее просто не существуешь. Она для ВСЕХ улыбчивая и приветливая! А за ярким фасадом ее венецианской маски – зияющая вопиющая пустота… И простенькое образование куклы – работать от А до Я. Ответственно и трудолюбиво крутить вентили в положенном по инструкции порядке…

Если копнуть чуть-чуть по глубже Историю Западной Европы становится понятно, откуда растут корни этой не проходящего страха. Психику европейцев жутко изуродовала война между Католической лигой и Протестантской унией 1618 – 1648 годов. Прокатившись по просторам Европы от Испании до Польши, она собрала столь кровавый урожай, что воистину «живые завидовали мертвым». То был новый тип войны – войны ТОТАЛЬНОЙ . Той, которую так точно описал в своих работах Макиавелли. Если раньше, во время Столетней Войны, дворянские дружины, выясняющие между собой отношения, не трогали ремесленников и крестьян, теперь все изменилось. Раньше самой большой бедой земледельца считались вытоптанные поля. Теперь же к нему в дом латной перчаткой постучался враг пострашнее спесивого барона. Постучался вооруженный алебардой свой сосед – разоренный крестьянин. До 14-го века основной ударной силой армий являлась дворянская конница. Во время Тридцатилетней Войны на полях битв царила уже наемная пехота, вооруженная новейшим орудием смертоубийства – алебардой, весьма успешно дополняемой в разных пропорциях двуручными мечами и аркебузами. Началось все в 1373 году, когда герцог Миланский купил в швейцарском кантоне Берн отряд из 3.000 наемников для войны с Папой Григорием 6-м. Швейцарцы «отработали» так, что герцог пришел в детский восторг и заплатил не скупясь. Было за что. Спрос рождает предложение и нищая маленькая страна в центре Европы, с населением в 500.000 человек открыла для себя новый вид бизнеса. Тактика горцев имела один своеобразный нюанс. Суровая природа края крайне скудно вознаграждала тяжелый труд на каменистых полях, которые нельзя было на долго оставлять без внимания. Так что у швейцарских наемников имелось крайне мало времени на «отхожий промысел». Поэтому ту кровавую работу, на которую они нанимались, горцам волей-неволей приходилось делать максимально быстро и качественно. Дабы потом не переделывать заново, что заведомо труднее. Рассеять противника на поле боя они посчитали не достаточным. Необходимо было не дать ему собраться снова. Выход напрашивался сам собой – требовалось убить всех . Командиры наемников категорически запрещали брать пленных. Особенно славились своей кровожадностью господа бернцы. После штурма города их немедленно нужно было из него вывести, ибо горцы убивали вообще все живое, вплоть до домашних животных. Основательные ребята. Ожидаемо, как ответ высокоэффективной швейцарской пехоте появились аналогичные французские, испанские, немецкие подразделения. Особо рьяными учениками оказались столь же основательные немцы. Но если швейцарцы продавались целыми отрядами, и посредниками выступали кантоны, немцы занимались этим вольным бизнесом самостоятельно. Такие вот частные предприниматели без образования юридического лица. Набор производился на время боевых действий, командирами назначались незнатные, не претендующие на трон офицеры. Все наемники получали один общий статус «солдат» (от итальянского «сольди» - деньга) , имели свою юстицию, обычаи и фольклор. Как таковой формы не существовало, и потому бойцы одевались кто во что горазд – в бархатные камзолы, полосатые штаны, женские шляпы с перьями и т.д. Эти банды ландскнехтов («слуга страны» нем.) передвигались по Европе, сражаясь друг с другом за деньги, попутно насилуя и уничтожая все живое на своем пути. Кстати, нынешнее слово «банда» (испанское «бандера») как раз и означает отряд ландскнехтов. Тридцатилетняя война стала эталоном зверств по отношению к мирному населению. Отчаявшиеся крестьяне брались за оружие, солдаты отвечали изуверскими пытками и казнями. То были 30 лет бессмысленных убийств, бессмысленного погрома, «мучительства без цели» . Террора во имя террора. Европа просто обезлюдела. Убито, замучено, сожжено и сварено заживо было более трети населения. В некоторых германских княжествах уцелело не более 10% жителей! Резались уже не за веру – католики против протестантов. Многие, как незабвенный отец Мушкетона, имели «веру смешанную», позволяющую становиться попеременно, то протестантом, то католиком, в зависимости от обстоятельств. Резались за деньги, за долю в добыче, чтобы выжить. Резались просто так, по принципу, озвученному тем же стариной Портосом: - «Я дерусь, потому, что я дерусь»! Война превратилась в чудовищную карательную экспедицию, прекрасно описанную Брехтом в его «Мамаше Кураж» и Гриммельсгаузеном в романе «Симплициссимусе». Спасло Европу только то, что ЭТО ИНФЕРНО удалось выплеснуть на просторы ВСЕЙ планеты. Население подверглось небывалому физическому и психологическому террору. Это-то и сломало психику западноевропейцев, насилие стало восприниматься как обыденное явление. С одной стороны, характерной чертой психологии масс стала жестокость. А с другой – не рассуждающая покорность. Полная бессмысленность зверств заставила бояться не наказания за что-то конкретное, а бояться ВООБЩЕ ! Бояться СИЛЫ и унижаться перед ней. Это чувство навеки отложилось у европейцев на генном уровне. А генная память – она на века !


Автор не известен. Хроника. Взятие Берлина. Май 1945г.

И сейчас разговоры у европейцев только о погоде и спорте. Табу на все остальные темы, это – не воспитание, как нам это вполне серьезно преподносят! Это выползшая из кожи страха полинявшая змея осторожности. Говорить о серьезном – опасно. Раньше за такое жгли на костре, сейчас – в лучшем случае подвергнут обструкции, а скорее, засудят. Поэтому они и скалятся, хотя их об этом никто и не просит. Это не вежливость, это такая веками выработанная защитная реакция. Как мытье лапкой у кошки. Ведь на моющуюся кошку другая кошка не нападает.

А так как улыбчивые европейцы, ВСЕГДА первыми начинающие войны, страдают провалами в памяти, неулыбчивые русские должны периодически напоминать им (европейцам) об их нелегкой карме Белого Человека . Чтобы им не «казалось», чтобы они были уверены. Уверены, что мрачные русские ВСЕГДА закончат войну, начатую улыбчивыми европейцами, в их, европейских столицах. И вот тогда русские будут улыбаться широко и счастливо, как можно улыбаться только после тяжелой, хорошо выполненной работы. Ведь, как было сказано, чтобы ТАК улыбаться, нужно выиграть Войну , полететь в Космос , сделать первую в мире мирную атомную станцию, построить дом. Не доступна им ТАКАЯ улыбка, «не достанет на то мышиная породы их»!


источник фото: journalwe.ru

Я когда-то очень предосудительно относился к хулиганским выходкам русских в заграничных отелях 9 мая . А потом, с возрастом, чисто для себя решил, что 8-го и 10-го можно пить с немцами на брудершафт. Вежливо раскланиваться на лестницах и в переходах. Обсуждать Гете, Ремарка и Дюрера, цитировать на разные лады «выражение из Геца фон Берлихингена», удивляться перипетиям истории «кульмского креста». Можно позволить себе быть «глобально наивными» , можно, раз уж это – в нашей генной памяти… А, 9-го Мая их нужно вдумчиво бить. С чувством, с толком, с расстановкой. Чтобы страховые компании рекомендовали им в День Нашей Победы сидеть в номерах, и чтоб официанты носили им туда еду. Чтобы они помнили и детям, и внукам своим завещали помнить. Чтобы им было Страшно . Страшно даже подумать еще раз напасть на мою Родину! Так, на всякий случай. В привычной им системе координат (Выгодно – Не Выгодно – Страшно) - это вполне нормально. Ничего личного – национальная традиция, как монетку в море напоследок бросить.