Почему люди испытывают потребность в общении. Потребность в общении у детей, подростков и взрослых

1. Потребность в безопасности. Человек чувствует себя в безопасности, если нет агрессии (реальной или потенциальной) со стороны других людей. Одним из серьезных агрессивных действий является физический контакт.

2. Потребность в эмоциональной разрядке заставляет человека прибегать к манипулятивному или даже агрессивному поведению. Признаком манипуляции является провоцирующее поведение. В этом случае психологи не советуют идти на поводу у человека с проблемами. Для этого есть психотерапевты.

3. Потребность в психологическом комфорте заставляет людей отодвигаться от собеседника, имеющего явно выраженный запах (как плохой, так и хороший). 4. Потребность в общении заложена в самой природе человека как социального существа. М. И. Лисина определяет эту потребность через систему оценок и самооценок, познания и самопознания. Потребность в общении не сводима к другим нуждам.

5. Потребность в отъединенное от людей заключается в стремлении не пускать собеседника в интимное пространство (до 45 см от тела), избегании контакта глазами «в упор», нежелании разговаривать с незнакомцами.

6. Потребность в понимании заставляет людей рассказывать другим о себе, о чем они иногда горько жалеют. Поэтому после откровенной беседы люди могут начать избегать друг друга.

7. Потребность в признании. С помощью различного разворота ладони рукопожатию придают различные значения(Когда подают руку ладонью вниз, то хотят властвовать в процессе общения, протягивать руку ладонью вверх - признак покорности, он используется, когда нужно дать партнеру почувствовать, что он является хозяином положения и др).

8. Потребность в самоутверждении определяется сравнением своего поведения с социальными стереотипами уважаемых в данном обществе людей. Одним из способов самоуважения является полоролевое поведение.

9. Потребность в самореализации, с одной стороны, заставляет человека контактировать с другими, даже если этого не хочется, а с другой стороны, личность может реализоваться только через социум, на который она ориентируется.

Эти и другие потребности заставляют человека искать общения с себе подобными в рамках как личного, так и делового общения. Соответствуя им, можно расположить к себе собеседника, оставив о себе приятное впечатление.

30. Мотивация и мотивационные состояния человека . Мотивация с психофизиологической т/зрения - обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур, вызывающих направленную активность организма.Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена, так как то, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. К мотивационным состояниям чел относятся: 1.Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями чел.Интерес - это мотивационно-регуляционный механизм челов-го поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей. Интересы разделяются по содержанию (матер и дух), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную с-му интересов.2. Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на 3 гр – 1.естественные и необходимые, напр:желание удовлетворить голод; 2.естественные, но не необходимые, например желание получить ученую степень; 3.желания ни естественные, ни необходимые - связанные с честолюбием, славой, властью,над др людьми и т. д. Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.3. Страсть - очень стойкое эффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеят-ти чел. Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения и м/б положит и отрицат в зависимости от ценности конкретного чел. 4. Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях.Мотивация чел м/б сознательной и бессознательной . Сознательная мотивация связана с намерением (намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия. Намерения организуют поведение чел, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив (мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка). Деятельность чел обычно побуждается иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки = бессознательный мотив (установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях).Различаются два вида установок : 1.Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; 2.Дифференцированная - по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции.Установки м/б связаны с различными компонентами деят-ти: 1.смысловые устан определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.2.Целевые устан обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения.3.Операционные устан обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием знакомых для чел средств.

Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаи­модействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализи­рованный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО прояв­ляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодей­ствовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказы­вать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет дея­тельность человека по общению с другими людьми.

Инструкция.

В анкете имеется 33 утверждения, которые позволяют Вам уточнить мнения, интересы и то, как Вы оцениваете самих себя. Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны, то напишите «нет». Никаких дополнительных подписей делать не нужно. Заполняя ответный лист, имейте ввиду, что утверждения слишком коротки, чтобы содержать все необходимые подробно­сти. Представляйте себе типичные ситуации и задумывайтесь над деталями. Отве­чайте быстро и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос.

Анкета ПО.
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих коллег.
3. Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что по отношению к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе своего коллеги, у меня почему-то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собою, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей раздражает меня.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не вредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.
15. Из уважения к другому я могу согласиться с его мнением, если он и не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко бездомных кошек и собак.
21. Я предпочитаю поменьше друзей, но зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большое значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.
33. Если бы я был журналистом, то мне нравилось бы писать о силе дружбы.

В бланке Вы ставите знак «+» на то утверждение, с которым согласны.

Да Нет
1.
2.
……..
32.
33.

За каждый положительный ответ на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33 ставите себе 1 балл.

За каждый отрицательный ответ на утверждения 3, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 Вы также получаете 1 балл.

В первом столбце Вы подсчитываете сумму положительных ответов, а во втором — отрицательных. После этого Вы складываете оба результата.

Уровни
низкий Ниже среднего средний выше среднего Высокий
Децили
М 3-18 19-21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31-33
Ж 9-21 22-23 25 26 27 28 29 30 31 32-33

Людей с высокой потребностью в общении отличают такие черты:

— Стремление к поддержанию или восстановлению хороших отношений с людьми.

— Сильные переживания при разрыве этих отношений.

— Способность простить проступок ради восстановления хороших отношений.

— Стремление помогать другим.

— Способность отказываться от собственных удобств ради других.

— Склонность проявлять участие.

— Стремление установить добрые отношения со многими людьми.

— Стремление расширить сферу своего общения.

Мы вступаем в общение с другими людьми благодаря потребностям, удовлетворяемым при этом. В общении происходит также и отработка умений и навыков, называемых техникой общения. Уровень ее развитости в большой степени определяет эффективность межличностного взаимодействия. Отработка техники общения, кроме упражнений, предусматривает знание о структуре общения.

В процессе общения человек не задумывается над тем, как оно устроено. Другое дело, когда он ставит задачу усовершенствовать свою способность к общению, устранить внутренние препятствия. В этом случае необходимо сделать общение объектом своего внимания, познания. Совершенствование общения необходимо именно потому, что большая часть конфликтов порождается в общении с близкими, коллегами, незнакомыми людьми, с которыми мы вынуждены вступать в контакт.

Поскольку большинство фундаментальных потребностей человека удовлетворяется в поведении других людей (см. первую часть), то вполне естественно возникают вопросы: какие потребности удовлетворяются в

общении? Какова движущая сила общения? Ради чего люди вступают в контакт между собой? Если в каждом отдельном случае ответить на эти вопросы конкретно (Чего хочет этот человек от меня? Какого рода удовлетворение получаю я? Ради чего я поддерживаю это общение?), то будут понятны внутренние силы общения и устранены ошибки, ведущие к конфликтам и напряжениям. Поэтому важнейшей задачей самовоспитания является повышение способности понимания внутренних пружин общения.

Предположим, вас спрашивают: "Который сейчас час?" или: "Вы не слышали прогноз погоды на завтра?" Смысл, заключенный в этом единичном акте общения, может быть различным. Может быть, студент интересуется погодой в связи а завтрашним культпоходом? Или он хочет просто заговорить- с вами, так как страдает от скуки и одиночества? Может быть, у него тревога перед экзаменами? Возможно, он хочет перевести разговор на обсуждение его вчерашнего выступления на семинаре и услышать ваше суждение? Неизвестно, какое из этих предположений верно. Успешность общения будет зависеть от проверки ваших предположений и того, принимаете ли вы его мотивацию общения. Чтобы судить о мотивах, надо знать, какие потребности поддерживают общение. В любом случае ваши предположения о мотивах общения будут более правильными, если у вас имеются достаточно достоверные сведения о преобладающих потребностях и мотивах общения другого человека.

Мы сосредоточиваем внимание читателя на потребностях, а не на мотивах, так как последние чрезвычайно многообразны и тесно связаны с ситуациями, и поэтому их описать трудно, разве что можно классифицировать, а этого недостаточно. Еще средневековый философ Оккам говорил: "Не умножайте сущностей без нужды". Поэтому если мы сосредоточимся на мотивах, то они в качестве сущностей, объясняющих поведение, будут слишком многочисленны, чтобы легко ими оперировать для понимания. Число же фундаментальных потребностей ограничено, их несколько, и если их знать, то можно достичь понимания.

Можно говорить о достигающем, или доминирующем, поведении или о поведении, ориентированном на престиж, безопасность или самоутверждение через власть над другим. В этом случае мы используем в качестве объясняющей сущности хорошо отработанные психологической наукой понятия потребностей в престиже, безопасности, доминировании. В этом случае мы лучше понимаем простой факт, что общение может быть вызвано самыми различными потребностями. Общение может повышать наш престиж или стремление к самоутверждению, доминированию над другими; в общении мы спасаемся от гнетущего чувства одиночества, общение снижает напряженность и страх перед неизвестностью; вступая в контакт, мы обнаруживаем свои неповторимые качества, можем казаться себе лучше, чем на самом деле, или хуже чем есть; через общение мы чувствуем заботу других и сами можем оказать покровительство и помощь; в общении развивается человек, расширяется его кругозор, и именно в общении мы в состоянии наиболее полно насладиться красотой окружающего нас мира и красотой человека.

Достигающая личность ориентирована на успех. Лежащая в основе большинства ее устремлений потребность в достижениях вовлекает личность в общение, чтобы усилия и способности других людей использовать или в качестве опоры, или чтобы пережить успех совместно. Мы любим разговаривать, обсуждать свой успех в не меньшей мере, чем неудачу. Нетрудно установить, что часто нашим стремлением к общению управляет переживание успеха, которое состоит из реакции сравнения настоящих и прошлых результатов какой-либо деятельности. Это сравнение вызывает приятные переживания, представляющие собой реминисценцию тех одобрений, наград за успех, которые мы имели еще в детстве. Если меня любили сильнее и восхищались мной за то, что сегодня башню из кубиков я собрал лучше, чем вчера, и если я хорошо различал, чем отличалась вчерашняя башня от сегодняшней, то я приобрел способность быть чувствительным к малейшей успешности, и не нужно удивляться тому, что иногда успех радует меня больше, чем само общение.

Ситуации неудачи мне легче переживать в общении, так как мои товарищи будут разделять те приемы психической защиты, которые свойственны мне. Например, мы можем дружно осудить тот ученый совет, который воздержался в присуждении мне ученой степени на основе представленной работы. Из этого примера вытекает, что общение выполняет еще и защитные функции. Однако все зависит от того, с кем я общаюсь. Переживание неудачи может стать невыносимым, если мне будет заметно, что мои друзья очень плохо скрывают злорадство, порожденное длительно сдерживаемой завистью.

Поэтому для понимания общения надо знать потребности, действующие через него.

Потребность в престиже. Когда человек, вступая в общение, надеется выразить свои личностные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны другого человека, первый удовлетворяет потребность в престиже. Мы часто в общении ищем признания наших способностей и, не найдя его, бываем огорчены, а иногда разочарованы и даже агрессивны. Неудачи в одном заставляют нас искать признания в другом, и большей частью мы его находим в общении с людьми, склонными оценивать нас положительно.

Однако если эта потребность в нас гипертрофирована, то это может привести к потере друзей или к полному одиночеству. Ведь они почувствуют, что я только и жду, что они будут восхищаться мной. Не каждому захочется играть такую роль, особенно когда я обижаюсь, если они не находят во мне положительных качеств. Значит, для гармонического общения наши потребности должны быть управляемы.

Потребность в доминировании. Это стремление оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, то мы бываем удовлетворены. Одновременно с этим другой рассматривает нас в качестве человека, который берет на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к тому, правы мы или нет, или же принимаем решения и установки другого независимо от того, приемлемы они для нас или нет. Человек может вступать в общение и исключительно ради того, чтобы оказать влияние на другого, ради самого этого влияния. Если мы склонны поддерживать с ним общение, то нам придется с ним все время соглашаться, иначе будет конфликт. Если же мы оба стремимся к доминированию, то возможность разрешения конфликта, как правило, исключается, если не вмешается кто-то третий. Если ваш коллега, спрашивающий о прогнозе погоды на завтра, хочет вовлечь вас в общение, чтобы сегодня доказать вам то, что не смог доказать другим вчера, то мотивацией его поведения является именно стремление к доминированию. Потребность в доминировании при недостатке способностей для подлинного влияния способствует развитию доминантности, при которой человек получает удовлетворение не просто от влияния на другого, но при этом стремится обязательно преодолеть сопротивление, нежелание другого подчиниться. Иерархическая структура любой организации в соответствии с первой парадигмой управления делает возможной реализацию власти даже при недостатке способностей к этому, если используется соответствующий социальный механизм. Доминантность усиливает в доминировании садистическую компоненту, состоящую в наслаждении страданием другого, ибо сломленный человек всегда страдает.

Неконтролируемая потребность в доминировании деформирует общение, придавая ему односторонний характер. Потребность в аффилиации проявляется в общении ради самого общения, ради поддерживания теплых отношений, устранения дискомфорта одиночества. Сильная аффилиация проявляется как неспособность человека быть одному. Он даже к экзамену не может готовиться один. Оказавшись в комнате один, человек стремится немедленно восстановить общение с помощью, например, телефона. В общежитии он бродит из комнаты в комнату, разговаривая о чем угодно, лишь бы общаться. Возможно, что он спрашивает прогноз погоды на завтра, чтобы просто поговорить. У студентов с сильной потребностью в аффилиации успеваемость иногда бывает ниже не потому, что у них меньше способностей к наукам, а потому, что они не могут самостоятельно организовать самообучение. Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что мы общаемся ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. В этих условиях, если вас спросят, каков прогноз погоды на завтра, то вероятнее всего мотивом общения будет желание снизить тревогу и напряженность. Если же каждый раз такое снижение напряжения происходит эффективно, то может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить.

Техника удовлетворения потребности в безопасности чрезвычайно многообразна, она выражается в бегстве, нападении, притворстве, конформизме, неврозах, психосоматических симптомах и механизмах психической защиты. Блокировка любой потребности, любая угроза актуализирует потребность в безопасности. Мы должны научиться отличать подлинную потребность в общении от потребности в безопасности, которая удовлетворяется в общении. Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы "прочитать" на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Эта потребность зарождается еще в младенческом возрасте, когда мать обращается с ребенком как с единственным и неповторимым существом. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо. Вполне возможно, что, спрашивая, который сейчас час, ваш собеседник попытается перевести разговор на то, каковы его последние успехи в спорте или учебе. Тогда мотивом общения является именно потребность быть оригинальным, единственным. Если вы это поймете, то можете доставить вашему собеседнику несколько приятных минут, оставить в нем глубокие и теплые впечатления о себе, удовлетворяя эти его ожидания. Для этого достаточно включиться в обсуждение того, "как это было оригинально и необычно по сравнению с тем, что мне приходилось видеть и слышать ранее", когда ваш собеседник станет переводить общение на разговор о своем успехе. Если же предмет разговора вам незнаком, в некоторых случаях достаточно просто внимательно слушать. Чтобы огорчить человека, достаточно просто отказаться его выслушать или, более того, усомниться в достигнутом, включить его в ситуацию неблагоприятного для него социального сравнения. Человек стремится быть индивидуальностью, и для этого ему приходится сопротивляться нивелирующему влиянию культуры, которая каждого из нас относит к определенной категории людей с готовыми программами реагирования на категоризированные ситуации, возникающие в жизни. Это сопротивление, становясь привычным, и составляет основу потребности быть индивидуальностью, а иногда толкает к эксцентричным поступкам ради того, чтобы быть "не как все".

Желание быть индивидуальностью всегда связано с восприятием самого себя глазами других, не более. Знающий это не будет шокирован тем, что с ним общаются как с человеком определенной категории, так как он понимает, что это типичное реагирование в соответствии с требованиями культуры Не следует предъявлять другим требование быть всегда конкретными и проявлять творчество в общении.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Эта потребность предполагает наличие потребности принять помощь, потребность в помощи. Потребность в заботе о другом социально значима и может быть удовлетворена лишь в том случае, если другой нуждается в помощи и принимает ее. Вполне возможно, что некто другой, спрашивая, который сейчас час, хочет перейти к сообщению сведений, в которых вы очень нуждаетесь, так как из вашей вчерашней беседы он понял, что вам недостает этой информации. Приняв его помощь, вы доставите ему глубокое удовлетворение, а отказавшись, произведете впечатление человека с огромным самомнением. А может быть, он сам нуждается в помощи? Он слышал о вас и думает, что вы можете ему помочь. Если у вас достаточно развита потребность в оказании помощи, вы получите не меньшее удовлетворение, воспользовавшись тем, что к вам обращаются за поддержкой.

Итак, потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие. Для того чтобы проявить альтруизм, нужно кому-то обязательно дать облегчение, уменьшить его страдания, тревогу и беспокойство. Поэтому потребность в альтруизме, оказании помощи другому заключает в себе требование, чтобы были объекты этой помощи, страждущие, тревожные, больные. Поэтому, если потребность в оказании помощи развита чрезмерно, если она становится одной из форм самоутверждения человека, то естественно, что носитель этой потребности будет чувствовать себя неудовлетворенным и даже будет терять смысл своей жизни, если вокруг него не будет страждущих и неполноценных, нуждающихся в помощи. Я был знаком с семьей, которую сотрясали конфликты до тех пор, пока муж основательно не заболел. Это дало возможность жене самореализовать себя в уходе и заботе, так как в ней была гипертрофирована потребность в оказании помощи другим. Когда же ее муж был абсолютно здоров и не нуждался в помощи, она испытывала потерю смысла жизни.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда мы через другого человека желаем уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Познать другого можно только через общение. Точно так же познание самого себя осуществляется в общении. Знание того, каким я выгляжу в глазах другого, вносит большой вклад в самопознание. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту потребность Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств. Например, он может быть хорошим семьянином или альтруистом, но это не касается нас, если он не удовлетворяет нашу любознательность.

Под термином «аффилиация» в психологической науке понимается потребность личности в эффективном взаимодействии с другими людьми. Известно, что человек – существо социальное и не может благополучно существовать в одиночестве. Аффилиация представляет собой естественное стремление личности к общению. Если она по каким-то причинам остается неудовлетворенной, то человек даже может впасть в депрессию. Нереализованная потребность в аффилиации нередко приводит к формированию тревожно – мнительного расстройства. В этом случае человек начинает метаться по жизни, искать для себя альтернативные способы социального взаимодействия. Какие здесь возможны варианты? Одни забываются с помощью алкоголя, другие судорожно пытаются найти человека, который бы их выслушал. Нередки случаи ухода в искусство. Занятия литературной деятельностью, живописью или музыкой помогают создать в душе некоторое удовлетворение, настроиться на другой лад, найти в себе самом новые неизведанные горизонты.

Мотивация аффилиации

Мотивация аффилиации выражается в потребности быть услышанным. Каждому из нас периодически требуется помощь и участие. Когда в трудную минуту рядом окажутся близкие люди, это обстоятельство может помочь выйти из затяжного кризиса, вернуть душевное равновесие. Даже физические болезни во многом проходят после реализованной потребности в аффилиации. Итак, в чем состоит мотивация аффилиации? Попробуем разобраться!

Потребность в общении

Одна из самых ярких потребностей личности – это необходимость во взаимодействии с другими людьми. Конечно, есть глубокие отшельники, но их во все времена было не так много. Большинство людей осознают в себе глубокую мотивацию в том, чтобы являться частью определенной социальной группы. Они хотят быть понятыми и услышанными другими людьми. Ради достижения такой цели люди готовы иногда терпеть значительные неудобства, прилагать значительные усилия для достижения желаемого. Так проявляется мотивация в аффилиации. Без ежедневного взаимодействия с близкими, родственниками, друзьями и коллегами человек все больше замыкается в своем собственном мире и уже не может из него выйти без посторонней помощи.

Потребность в близких отношениях

Каждому из нас важно не просто с кем-то взаимодействовать, но и выстраивать близкие, доверительные отношения, основанные на глубоком чувстве привязанности. Такая привязанность продиктована потребностью в аффилиации, то есть, мотивации быть услышанным и понятым. Близкие отношения рождают в душе человека гармонию и внутреннее удовлетворение. Аффилиация здесь играет большую роль. Не будь этого стремления, каждый из нас жил бы поодиночке и заботился исключительно о себе самом. Аффилиация же подразумевает, что личность не сможет чувствовать себя по-настоящему счастливой и целостной без реализованной самоотдачи и принятия заботы от окружения.

Как правило, человеку и не нужно иметь много знакомых для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вполне достаточно, чтобы рядом был любимый человек, близкие люди, дети и родители. Для гармоничного развития необходимы еще встречи с единомышленниками. Друзья занимают важное место в процессе социализации и напрямую влияют на аффилиацию индивида. Выстраивание семейных отношений занимает ведущую позицию в процессе аффилиации. Необходимость делиться чувствами (положительными или отрицательными) настолько же важна, как способность дышать, ежедневно принимать пищу.

Потребность в аффилиации у всех людей проявляется по-разному. Кому-то достаточно встречаться с друзьями раз в неделю, чтобы чувствовать себя довольным. Другим необходимы ежедневные посиделки в дружной компании, сопровождаемые веселыми рассказами. В связи с этой необходимостью аффилиации всех людей принято делить на экстравертов и интровертов. Первые нацелены на активное взаимодействие с окружающими. Вторые предпочитают много времени проводить в одиночестве, занимаясь самообразованием, изучая что-то новое. За чтением книг, созерцанием собственных мыслей интроверты находят больше удовольствия, нежели раскрываясь перед реальными собеседниками. Потребность личности в общении можно измерить следующими характеристиками.

Высокая степень

Она проявляется постоянным желанием контактировать с окружающими. Такие люди не могут полноценно существовать без социума. Они не слишком деликатны в общении, однако не смогли бы долгое время провести наедине с собой. Такой человек испытывает нужду в том, чтобы постоянно делиться своими эмоциями с миром, пускаться в обсуждения различных деталей происходящего. Общественное мнение представляет для них значительный интерес, так как от него часто зависит и их индивидуальное благополучие. Их называют яркими экстравертами, поскольку они не мыслят себя без социального взаимодействия: коллег, друзей и знакомых.

Средняя степень

Она проявляется умеренным стремлением к общению. У таких людей друзей не очень много, однако, все подлинные и настоящие. Человек со средней степенью потребности в общении имеет смешанный тип: он в чем-то ведет себя как экстраверт, а в другом случае проявляются явно интровертированные черты. Как правило, такие люди очень спокойные, вдумчивые, самодостаточные, неконфликтные, в чем-то уступчивые, дисциплинированные. Их трудно вывести из состояния внутреннего равновесия.

Низкая степень

Низкая степень выраженности потребности в общении, как правило, встречается у глубоких интровертов. Такие люди для решения любых серьезных вопросов предпочитают обращаться внутрь себя, нежели искать помощи у окружающих. Интровертированная личность направлена на бесконечные мечтания. Часто такой человек хорошо разбирается в искусстве, может подолгу выполнять однообразную, монотонную работу. Он весь погружается в созерцание окружающего мира и как будто наблюдает за ним со стороны.

Таким образом, аффилиация отражает степень выраженности у человека потребности в социальных контактах.

Потребность в общении есть одна из базовых потребностей человека как социального существа - именно поэтому общение представляется нам естественным, органически вписанным в нашу жизнь явлением, примерно таким же, как потребление пищи.
В действительности же потребность в общении даже сильнее потребности в пище. Большую часть своего активного времени (более 70%) люди проводят в общении с другими людьми. И это не пустое времяпрепровождение, а жизненная необходимость. Уже на пятый-шестой день у человека, оказавшегося в полной изоляции, развивается психоз, сопровождающийся слуховыми и зрительными галлюцинациями. С этими образами человек и пытается общаться. Поскольку такое общение нельзя назвать полноценным, дальнейшее пребывание в одиночестве приводит к разрушению личности и смерти.

Наверняка многим знакомо утверждение, что женатые мужчины живут дольше. Оно отнюдь не безосновательно, причём одинаково верно и для женатых мужчин, и для замужних женщин. Люди, оставшиеся без близких, умирают раньше срока - таковы данные медицинской статистики.

Потребность в общении проявляется уже в раннем возрасте. Младенец беспомощен, он не может самостоятельно накормить себя, уберечь себя от опасности, создать себе комфортную среду. Взрослые для него и источник питания, и защита. Нужда во взрослом побуждает ребёнка узнавать родителей, учиться управлять их поведением, и уже к окончанию второго месяца жизни малыш демонстрирует стремление к активному общению с окружающими его людьми. Потребность в общении, таким образом, основана на витальных и ролевых безусловных рефлексах (по П.В. Симонову), то есть она обусловлена генетически и важна для выживания вида.
Кроме того, потребность в общении базируется на врождённом инстинкте исследовательской активности. Известно, что исследовательское поведение является одним из безусловных рефлексов саморазвития. Подавление этого рефлекса приводит к угнетению синтеза ДНК в клетках головного мозга. Элхонон Голдберг, профессор Нью-Йоркского университета, директор Института нейро-психологии и познавательных процессов, ученик А. Р. Лурия, рассказывает в одной из своих книг об исследовании эффекта воздействия так называемой обогащенной среды на взрослых мышей. Было обнаружено, что у мышей, которые находились в клетках, оборудованных различными игрушками, тоннелями, колёсами и иными приспособлениями, развивалось до 15% больше нервных клеток, чем у мышей, оставшихся в стандартных клетках. «Стимулированные» мыши также лучше, чем «нестимулированные», выполняли различные тесты на «мышиный интеллект». Эти опыты продемонстрировали значение познавательной активности для нормальной деятельности мозга не только в раннем, но и в зрелом возрасте (1).
Физиологи утверждают, что «нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации» (2). Это подтверждается экспериментами, доказывающими губительное действие «информационного голода» на функции центральной нервной системы.
Важность исследовательского поведения для развития человека столь высока, что в организме сформирован механизм специального подкрепления исследовательской активности, связанный с выработкой эндогенных опиатов («гормонов удовольствия», продуцируемых эндокринной системой). Проще говоря, процесс узнавания нового вызывает у нас позитивные эмоции, сходные с теми, что мы испытываем в состоянии насыщения или рядом с любимым человеком. Поскольку в природе ничего не происходит просто так, можно предположить, что познавательная активность человека обусловлена его эволюционными задачами. Эту идею, высказанную В.И. Вернадским и А.А.Ухтомским, развивают современные эволюционисты: основной тенденцией эволюции живой материи является не просто приспособление к окружающей среде, но экспансия, расширение среды обитания. Человек в этом смысле явно впереди прочих живых существ, населяющих нашу планету: люди не только заселили всю Землю, от Северного полюса до Южного, но и осваивают околоземное космическое пространство. Более того, человек в своей интеллектуальной деятельности проникает в сферы, недоступные для его физического пребывания: в глубины космоса, в структуру атома, в далёкое прошлое, вплоть до времени возникновения Вселенной и т.п.
Процесс общения непосредственно связан с получением информации, узнаванием нового, именно через общение происходит обучение и развитие, поэтому роль этого процесса трудно переоценить. Неудивительно, что общение становится для человека потребностью .
Потребность в психологии понимается как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности (3). То есть потребность как психологическое состояние стоит между объективной нуждой и деятельностью, направленной на удовлетворение этой нужды (активностью).
Потребность может подталкивать нас к деятельности путём отрицательного подкрепления. Так действуют витальные потребности: пищевой рефлекс вынуждает искать источник питания, вызывая дискомфортное чувство голода. Потребность в общении (как и потребность в исследовательской деятельности) мотивируется, главным образом, положительным подкреплением: теми позитивными эмоциями, которые мы можем получить в результате контакта с другими людьми.

Согласитесь, никто из нас, вступая в коммуникацию, изначально не собирается никого обижать и сам не хочет быть обиженным. Отчего же некоторые люди (другие, не мы с вами) ведут себя так, словно нарочно напрашиваются на конфликт? И если общение диктуется нам внутренней потребностью, то отчего нам порой так трудно общаться, а иногда и вовсе не хочется? Отвечая на этот вопрос, необходимо разграничить понятия потребности, желания и мотива.

Понятия «потребность», «желание» и «мотив» не являются тождественными. Желание можно назвать проявленной потребностью, оно выводит потребность из внутреннего мира во внешний. Даже самое вздорное желание, труднообъяснимое влечение, именуемое капризом, есть внешнее отражение некой, порой не осознаваемой, внутренней нужды. Желание становится нашей движущей силой, оно даёт энергию для реализации той или иной потребности. Когда человек желает чего-то, он всем своим существом направлен на осуществление своего желания.
Мотив же действует более скрытно, представляя собой внутреннее обоснование действий индивида. Мотивы могут оставаться неявными для других, а подчас и не полностью субъективно осознанными, но от этого их побуждающая сила ничуть не ослабевает. Порой желания, даже самые, на первый взгляд, сильные, так и пребывают на стадии желания, не претворяясь в деятельность. Так бывает, когда для их реализации нет достаточных внутренних мотивов.
Потребность - это главный источник и наших желаний, и наших мотивов. Однако мотив, в отличие от желания, может вступать в конфликт с потребностью - например, в тех случаях, когда в мотивационный процесс включаются разного рода социальные установки, убеждения, верования, предрассудки и др.
Таким образом, изначально наше желание вступать в коммуникацию стимулируется потребностью в общении, мы получаем первичный положительный эмоциональный прогноз (вспомните, как маленькие дети радостно реагируют на приближение родителей, а позднее доверчиво и открыто подходят к сверстникам). Однако в ходе становления и развития личности формируется целый комплекс факторов, влияющих как на наше стремление к общению, так и на нашу успешность в этой сфере.
В частности, на основе потребности в общении развивается ряд социогенных, специфически человеческих потребностей: потребность в одобрении, потребность в самовыражении, потребность в признании и др. Эти потребности, ничуть не меньше, чем породившая их потребность в общении, воздействуют на коммуникативное поведение индивида, например, диктуя ему агрессивный стиль ведения диалога или, напротив, вызывая страх перед аудиторией.
В заключение отметим, что потребность в общении даёт нам стимул к личностному росту и расширению социальных связей; через общение с другими людьми человек узнаёт себя, получает оценку своей личности, становится частью всё более широких сообществ. Таким образом, общение обеспечивает нам, с одной стороны, условия выживания, а с другой - условия развития.

Литература.
1. Голдберг, Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация /Голдберг Элхонон. - М.: Смысл, 2003. - 336 с.
2. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
3. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. /П. В. Симонов. - М.: Просвещение, 1987. - 270 с.