Почему Коран был ниспослан на арабском языке? Камаль Аз-Зант. Почему азан должен говориться на арабском языке? Почему коран на арабском

Ислам только для Арабов? Второе название: "Почему Коран на арабском языке?"


Пожалуй самый основной вопрос, который зашатает стены любой из религий где священное писание ниспослал Бог, - а не человек, - это почему Всевышний, Всемогущий, ВсеВедающий, ВсеСозидающий прислал священное писание именно вам, почему он не ниспослал священное писание Всем народам нашей планете? Где то написали почему я не привожу суры из Корана? Я не видел в этом необходимости, но если вы желаете, в этой теме я готов написать абсалютно все аяты, которые ее будут касаться! Для удобства использую смысловой перевод Кулиева:

Скажу, что главный ответ кроется в суре 26, с 198 аята по 201, Аллах говорит что Коран не для всех, а только для арабов, другие не уверуют, потому что этого не хочет сам Аллах:
198. Если бы Мы ниспослали его кому-либо из неарабов
199. и если бы он прочел его им, то они не уверовали бы в него.
200. Так Мы внедряем его (неверие) в сердца грешников.
201. Они не уверуют в него, пока не увидят мучительные страдания.

Здесь практически все и сказано, Аллах внедрил неверие в сердца грешников, но не смог убрать неверие из сердец грешников чтобы и им дать писание, не знаю, толи Аллах не догадался убрать то неверие, которое он внедрил нам в сердца, толи ему лень было.. но он ниспослал Коран только для Арабов.. И еще к этому добавил, что все остальные не уверуют, пока не увидят мучительные страдания.. очень странно выразился Аллах, и его мусульмане поняли буквально, они пытаются причинять страдания неверующим, чтобы те уверовали, ведь Аллах им сказал что только при мучительных страданиях они уверуют. Здесь практически и весь ответ, но я не буду прерывать статью и выделю здесь все цитаты из Корана касающиеся данной темы, для того чтобы больше укрепить позицию данной главы, и чтобы вам стало яснее.

Сура 12, аят первый и второй:
1. Это - аяты ясного Писания.
2. Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его.
К кому обращается Аллах в множественном числе на Вы? Без всяких сомнений обращение делается исключительно к нациям, общающимся на арабском языке. Аллах не захотел чтобы и остальные люди понимали Коран, поэтому он не сделал его на всех языках. Аллах должен был знать что перевод Коран довольно тяжело сделать, и люди не могли его сделать более 10 веков (более 1 000 лет), хотя мусульмане пятались захватить земли и призывать к Исламу людей из тех наций, где нету некакого перевода священного писания.

Сура 13, аят 37:
Таким образом Мы ниспослали Коран законом на арабском языке. Если ты станешь потакать их(иудеев и язычников) желаниям после того, как к тебе явилось знание, то никто вместо Аллаха не станет твоим покровителем и защитником.

Сура 19, аят 97:
Мы облегчили его (Коран) на твоем языке для того, чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков.

Многие русские плохо понимают Коран, и потом вступают в Ислам. Знали бы он, что Аллах хотел только обрадовать богобоязненных арабов и в связи с этим не сделал Коран на разных языках, и тем более он не хотел обрадовать боголюбящих, те кто не грешат, и веруют.. он хотел обрадовать только преступников, которые боятся получить наказания от Аллаха, ведь Аллаху есть за что их наказывать.

Сура 39, аят 28:
Мы ниспослали Коран, в котором нет неправды, на арабском языке, чтобы они устрашились.

Сура 41, аят 44:
Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь и араб?» Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это — те, к которым взывают издалека».

Насчет 44 аята 41 суру, тут вообще все довольно просто.. Однажд пророка Мухаммеда мир ему на земле, и то, что он заслужил в последующей жизни, люди спросили: А почему Коран только на арабском языке? Мухаммед сразу же вписал это в одну из сур Корана, что если бы Мы написали Коран на другом языке - то вы бы, не разобрались.. Неарабская речь и араб? Мухаммеда спрашивали почему на других языках не написали Коран? На Арабском и на других, ему не говорили что на арабском писать не нужно, а пиши на итальянском, но пророк или же Аллах просто отвертелись от вопроса, снова намекнув что Коран только для арабов.

Сура 43, аят 3: Воистину:
Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь.

Сура 41, аяты 2 и 3:
2. Ниспосланное от Милостивого, Милосердного
3. является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих.
что же, значит из арабов только для знающих арабов? значит даже не для всех арабов из арабов? В 39:28 написано для устрашения, значит он хотел посеять страх только арабам, и не всем арабам, а только в рядах знающих и понимающих арабов? а как насчет тупых арабов? Многие тогда читать и писать не умели, почему не прислал Аллах - Коран в виде Картинок? Сам пророк Мухаммед не умел ни писать ни читать, как же все остальные безграмотные арабы, которых было очень много на те времена? Но насчет того, что устрашить, с этим я уверен на все 100%, сколько бы раз я не читал Коран, я все равно в нем бы не нашел не одной шутки. Вы представляете, Бог не разу не привел шутку, он говорил только про смерть, разложение, ад и т.п.

Сура 35, 24 аят:
Мы послали тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель.
прямо как Булгаков сказал-)))

Сура 43, 5 аят:
Неужели Мы отвратим от вас Напоминание (Коран) из-за того, что вы являетесь людьми, преступающими границы дозволенного?
Здесь буквально сказано что можно быть мусульманским бандитом, главное чтобы верил и арабом был.

Сура 44, 58 аят: Мы облегчили его (Коран) на твоем языке, чтобы они могли помянуть назидание.

Вконце сюрприз и итог статьи:
И так граждане, кстати утерянное знание, слышали ли как разные Задорновы интерпритируют все слова, где есть РА, Бог РА? Некто из них не задел слово "Граждане", пожалуй первый вылаживаю истинное значение этого слова Г РА ЖДАНЕ - К РА Жданые, после смерти мы возмращаемся к Богу Ра, здесь собраны все аяты касающиеся этой темы (статьи), которые дадут вам ответ, кто из людей должен быть в Религии. Разобрать осталось только кто такие Арабы, и здесь вас ожидает сюрприз, так как трактовка некогда не писалась, слово Араб состоит из двусловия - АРаб = Аллах Раб:))) Арабы это не нация, а рабы Аллаха, а Аллах это Бог животных.. Рабы Бога, который следит за животными:) Про животных будет написано в следующей части.

К каждому народу неспосылали своего увещевателя, так же и Магомет был послан к своему народу, а не к Рассиянам.

ВОПРОС: Ассаламу алайкум.

Вот ваши слова:

"Я не знаю арабский язык. Сколько не старался выучить, Аллах не даёт мне такие способности. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был тоже безграмотным человеком. Многие невежды думают, что чтобы понять религию Аллаха, надо обязательно знать арабский язык. Если так, то почему сами арабы, которые отлично владеют арабским языком, сами не понимают Коран и Сунну как положено, а разделившись на десятки сект и течений, враждуют друг с другом?!! Знание и понимание своей религий даёт только лишь один Аллах, а не знание арабского языка или какой-нибудь университет

У меня вопрос: Если вы не знаете арабский язык, то на каком языке вы читаете Коран, сборник хадисов, книги учёных?

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям!

Брат мой, я уже неоднократно отвечал на подобные вопросы, тем более недавно. Но вы ничего не поняли кажется и приводите мои слова. Я привёл аят Аллаха: "Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом " (2:269). Даже этот ясный аят не доказательства для вас. Просто не каждому дано понимание этих слов Аллаха, если они даже самые простые. Теперь приведу хадис и надеюсь, что они дойдут до вашего разума: Му’авийа говорил: “Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:Аллахприводит кпониманию религии того, кому желает блага . Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах » (Бухари, Муслим и т.д.).

Как видите, знать и читать на арабском языке Коран и Сунну не означает, что данный человек автоматический станет великим ученым. Если Аллах не дал этому человеку понимание религий и необходимое знание, пусть он даже хоть миллион раз прочтёт Коран и Сунну на арабском, но ничего он толком так и не поймёт, например, как сами арабы, которые на десятки сект разделились и враждуют друг с другом. Раз упрекаете меня в незнании арабского языка и сомневаетесь в моих знаниях, то почему сами себе не задаёте разумный и справедливый вопрос: «Почему арабы, отлично владеющие арабским языком, сами толком ничего не понимают в Коране и Сунне ?!» Как раз в Коране в качестве примера приводятся те, кто читает Писание, но не понимают его, хотя отлично владели необходимым языком: «Те, кому было поручено придерживаться Торы, но они не придерживались ее, подобны ослу, загруженному книгами» (Коран, 62:5). Эти аяты относятся также и к нашим арабам, которые на своем родном языке читают Коран и Сунну, но как осёл, нагруженный полезными книгами, ничего в них не смыслят.

Необходимое знание от Аллаха означает именно понимание Корана и Сунны как следует и способность делать правильные религиозные выводы, а не просто механическое прочтение Корана и Сунны на арабском языке. Знание дарует только один Аллах, а не учитель или университет. А наши великие ученые и мусульманы даже такие элементарные вещи не могут понять. Они только вносили в религию Аллаха нововведение своим невежеством. Каждый сектант или мазхабист только себя считает на пути истины, а других заблудшими. Ни один из них не призывает к объединению мусульман, а наоборот, только провоцируют раскол среди мусульман. Поэтому каждый мазхабист и сектант слепо и фанатично следует за маразмами своих лжеученых и традициям своих предков, оставив Коран и Сунну второстепенными: «Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (23:53).

Каждый ученый толкует Коран и Сунну на свое усмотрение, каждый из них понимает по своему и по своему извращает их. Искажённое понимание Ислама на основе маразмов лжеученых – это самая большая проблема, продолжающаяся вот уже более 1400 лет. Эта фитна шайтана будет распространяться до тех пор, пока мусульманы не перейдут к первоисточникам без чьих-то маразмов – к Корану и Сунне.

Аллах ниспослал нам религию Ислам не для того, чтобы каждый следовал тому, что ему по душе или за традициями своих предков, а для того, чтобы объединить верующих под своим шариатом в одну Умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Только опираясь на Коран и сунну, мы станем на правильный путь.

Я читаю смысловые переводы Корана и Сунны, маразмы лжеученых не читаю. АльхамдулиЛлях, Аллах Сам направляет меня к истине и ведёт Своей прямой дорогой.

Можно сказать, что наилучшим доказательством произнесения азана только на арабском языке является то, что азан относится к богослужениям и к традициям Посланника Аллаха (ДБАР). А в богослужениях нет места иному мнению. Другими словами, богослужения должны совершаться только теми способами, которые определены Аллахом и Его посланником. Помимо этого любое богослужение с течением времени и прохождением веков должно оставаться незыблемым и неискажённым. Оно должно навсегда оставаться в своём первозданном виде, чтобы его смысл и воззвание без изменений дошли до всех последующих поколений мусульман, чтобы история никоим образом не смогла оказать влияния на него. Как можно было бы добиться этого, если такое богослужение как азан не было крепко привязано к арабскому языку?
Ислам - это всемирная религия, стремящаяся к тому, чтобы мусульмане всего мира выступали единой общиной, чтобы в глазах всех остальных людей они выглядели сплочёнными верующими. Создание такой общины попросту невозможно без того, чтобы все они уважительно относились к одному языку. Арабский язык, который является совершенным и всеохватывающим языком, может стать и будет международным языком. Этот язык - язык азана и намаза, язык всех мусульман и причина их единства и взаимопонимания.

Подробный ответ
Для того чтобы ответ на этот вопрос стал максимально ясен сперва необходимо уяснить, что подразумевается под вопросом. Если под вопросом подразумевается замещение арабского языка в азане каким-либо другим языком, то этот вопрос всё равно останется актуальным для людей, которые не понимают этого языка. Если же вопрос имеет в виду, почему азан должен произноситься только на арабском языке и почему человек не может сказать азан на своём родном языке, то для ответа на него нужно обратить внимание читателя на ряд важных моментов:

Первый: Можно сказать, что наилучшим доказательством произнесения азана только на арабском языке является то, что азан относится к богослужениям и к традициям Посланника Аллаха (ДБАР). А в богослужениях и пророческих традициях нет места иному мнению, отличающемуся от мнения Аллаха и Его посланника.
Помимо этого исламская религия всегда стремилась и стремится к тому, чтобы любое богослужение (каким и является азан) всегда считалось незыблемым постулатом исламской религии. Чтобы с течением времени оно продолжало оставаться в своём первозданном виде без каких-либо искажений, уменьшений и добавлений. Если бы Ислам допускал произношение азана на родных языках разных мусульман, то была бы высока вероятность того, что спустя годы и века азан исказится. К нему были бы добавлены различные слова и выражения, а что-то было бы изъято. Азан мог бы перемешаться с суевериями и несуразицей. И всё это могло бы привести к тому, что азан был бы полностью забыт, а его изначальный смысл никогда не дошёл бы до мусульман следующих поколений. Предельно ясно, что для того, чтобы что-либо навсегда осталось незыблемым и неизменяемым, оно должно обладать незыблемыми критериями и стандартами, которые никогда не будут подвержены изменениям. Например, меры веса и расстояния, такие как грамм, килограмм, литр, миллиметр, сантиметр и метр, обладают подобными стандартами, и они никогда не будут изменены. Точно также в исламской религии обстоит дело с обязательными и желательными богослужениями, которые являются основами поклонения Аллаху. Этим богослужениям Аллахом придан стандарт, который останется незыблемым до скончания мира. И одним из этих стандартов является произнесение азана на арабском языке.

Второй: Ислам - это всемирная религия, стремящаяся к тому, чтобы мусульмане всего мира выступали единой общиной, чтобы в глазах всех остальных людей они выглядели сплочёнными верующими. Создание такой общины попросту невозможно без того, чтобы все они уважительно относились к одному языку. По свидетельству исследователей арабский язык является всеохватывающим языком, которому присущи особенности, которых лишены другие языки мира. Этот язык был избран Аллахом для Корана. Этот язык может стать и будет международным языком. Этот язык - язык азана и намаза, язык всех мусульман и причина их единства и взаимопонимания. Подобная основа заложена во многих других заповедях исламской религии, например в том, что мусульмане всего мира молятся в одном направлении - к Каабе.

Третий: Возможно, кто-то подумает, что заставлять человека, который не владеет арабским языком, произносить азан и совершать намаз на этом языке, сопряжено для него с многочисленными трудностями. Это попирает его права и вносит несправедливость в его жизнь. Но такие мысли неверны. Отвечая на этот вопрос, следует сказать следующее. Огромное количество людей в своей повседневной жизни для разрешения многочисленных нужд с лёгкостью разучивают десятки и даже сотни иностранных слов и выражений. В запоминании фраз азана и намаза, которых не так уж и много, нет ничего сложного. Их внешний смысл лёгок и прост, он понятен всем без исключения людям. Каждый человек может разучить азан и намаз, не прилагая при этом значительных усилий. Каждый человек способен понять внешний смысл слов азана и намаза, несмотря на то, что их внутренний смысл глубок и необъятен.
Четвёртый: С точки зрения языкознания и лингвистики арабский язык это самый совершенный язык мира, способный передавать глубокие и возвышенные смыслы краткими и в то же время восхитительными выражениями.
Итак, ознакомившись со сказанным выше, становится ясно, почему мусульмане всего мира, относящиеся к разным расам и народам, говорящие на разных языках, должны совершать свои богослужения на языке исламских богослужений, который является языком Корана и арабским языком.

________________________________________________________________________
Иными словами, богослужения должны совершаться только теми способами, которые определены Аллахом и Его посланником.
Аль-мизан, т.4, стр.160; Тафсир Намуне, т.9, стр.300 и т.13, стр.311.

Краткий ответ

Речь является важнейшим средством взаимоотношения людей друг с другом. Всевышний Аллах учит нас, что речь и способность говорить относятся к Его величайшим милостям по отношению к человечеству, о чём упомянуто в начальных аятах суры «Милосердный». Все без исключения пророки и посланники, посланные Аллахом для наставления человечества на истинный путь, для достижения этой цели непременно должны разговаривать на языке народов, к которым они были посланы. Вероучение, нравственные нормы и практические положения религии они должны разъяснять на том языке, который ясен и понятен представителям их народа. Всевышний Аллах избрал своего последнего пророка из арабов и призыв людей к новой религии также велел начать с арабов. По этой причине Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) должен был общаться со своим народом на его языке, то есть на арабском, и все чудесным образом ниспосланные ему откровения также должны были излагаться на понятном для его соплеменников языке. Поэтому Коран и был ниспослан в виде арабских слов, выражений и предложений. Хотя не нужно упускать из виду и того, что арабский язык, помимо того, что является родным языком Пророка Ислама и его народа, обладает также рядом особенностей, отличающих его от многих других языков мира. К таким особенностям, например, можно отнести его необычайную структурированность, способность передавать глубокие смыслы посредством малого количества слов, красноречие и так далее.

Другой вопрос, также задаваемый по этой теме, звучит следующим образом. Почему последний божий пророк был избран из арабов, вследствие чего последнее небесное писание было явлено человечеству на их языке? В ответ нужно сказать, что арабы более других народов испытывают ревность к своему языку, традициям, культуре. И подобная ревность служит действенным фактором сохранности языка, на котором было ниспослано последнее откровение. Помимо этого в течение истории ни один завоеватель не смог покорить арабов, подчинить их своей культуре и повлиять на их язык. Также, как уже было сказано выше, арабскому языку свойственны уникальные особенности, делающие его неповторимым и непохожим на другие языки. По этим причинам Аравийский полуостров и арабский язык являются наилучшими и естественными средствами защиты Корана – писания последней и самой совершенной религии, которая обращена ко всему человечеству. Поэтому последний божий пророк был избран из арабов и принёс с собой Коран на арабском языке.

Подробный ответ

Одной из жизненно необходимых для человечества божественных традиций является миссия пророков и посланников, которых Аллах направлял к людям для их наставления на истинный путь. Взаимодействуя и общаясь с людьми, пророки изъяснялись с ними на их языке, понятном и доступном для них, так как понятная речь – это единственная возможность общения людей друг с другом. Общение пророков со своими народами на их языке – это ещё одна из божественных традиций, упомянутых в Священном Коране: « Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения». Данная божественная традиция, то есть общение пророков на языке своего народа, охватывает даже тех пророков, которые были ниспосланы ко всему человечеству. Свою всемирную пророческую миссию они неизменно начинали со своего народа, и если бы это было не так, то учение, которое принёс с собой Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род), не дошло бы даже до арабов, что уж говорить обо всех остальных народах.

Истинное значение Корана намного превосходит язык и речь, и прежде чем облачиться в одеяние арабского языка, Коран существовал в иной форме бытия, недоступной для человеческого разума. Всевышний Аллах вывел его из этой формы, чтобы сделать понятным для человечества. Затем он облачил его в особое одеяние арабского языка в надежде на то, что люди привяжутся к нему и познают содержащиеся в нём истины.

Таким образом, суть Корана превыше речи и превыше того, чтобы поместиться в какой-либо особый язык. Но тогда зачем он был ниспослан на арабском языке? Отвечая на этот вопрос нужно сказать, что помимо ряда особенностей, наличие которых выделяет арабский язык среди множества других языков мира, Посланник Аллах был избран среди народа, который говорил на этом языке, и свою всемирную миссию начал с проповеди среди этого же народа. Для того чтобы донести до них послание их Господа, ему нужно было предоставить им необычайное чудо, облачённое в небесное писание, доступное для их понимания. Он должен был сделать это, чтобы они не отвергли его, чтобы уверовали в Единого Аллаха, чтобы помогли ему в распространении истинной религии. Конечно же, говоря о том, что Коран был доступен для их понимания, мы не подразумеваем полного постижения ими всех истин, заключённых в этом писании, ведь сделать это попросту невозможно. В данном случае мы подразумеваем поверхностное понимание Корана, постижение основных его смыслов. Арабы доисламской эпохи, которая в мусульманской литературе зовётся эпохой невежества, жили в самых ничтожных во всех смыслах этого слова условиях. Поэтому Всевышний Аллах избрал своего последнего пророка из этого народа. Имам Али (да будет мир с ним), указывая на условия и невежество доисламской эпохи, говорил: «Ниспослал Он его, а люди пребывали в заблуждении и изумлении, приготовляя растопку для ереси. Обуяли их суетные измышления, сбило с пути превознесение, одурачило невежество крайнее. Сбиты они с толку потрясениями событий и напастями невежества. И возвестил Пророк (да благословит Аллах его и его род) своё наставление, и пошёл по правильному пути, и к мудрости призвал и о добродетели увещевал».

Упомянутые имамом условия стали причиной того, что Посланник Аллаха был избран из арабов, поэтому книга, которую он принёс от Аллаха, должна была говорить на арабском языке, а не на каком-либо другом. Но в данном случае необходимо иметь в виду, что истины, заключённые в Коране, важны не только для арабов, но и для всех остальных народов. Всевышний Господь обращается к людям: « Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь и араб?» Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это – те, к которым взывают издалека».

Возможно, у читателя возникнет другой вопрос, также часто задаваемый в связи с этой темой. Почему последний божий пророк был избран из арабов, вследствие чего последнее небесное писание было явлено человечеству на их языке? Почему данная миссия не была поручена представителю другого народа, говорящего на другом языке?

Прежде чем ответить на этот вопрос, считаем нужным обратить внимание читателя на следующие моменты:

1. Когда мы говорим о последнем божьем посланнике (да благословит Аллах его и его род), то мы также не забываем тех, кто одним из первых принял его призыв, а также старался в деле сохранения этого призыва и его дальнейшего распространения.

2. Всегда существуют силы, которые неизменно стараются уничтожить истинную религию, её хранителей и верных последователей. Для того чтобы осознать это, достаточно изучить историю прежних пророков и их последователей. Поэтому Тот, кто установил для человечества последнюю небесную религии, должен подумать о том, чтобы обезопасить её от основательных потрясений и искажений.

3. Не факт, что чудеса и неподвластные большинству людей деяния наилучшим образом сохранят истинную религию и Коран от искажений, особенно это касается эпохи, последовавшей после смерти Пророка Ислама.

Давайте теперь обратимся к некоторым качествам арабов и арабского языка. Внимательно изучив эти качества, мы поймём, что для донесения Ислама до всего человечества Аллах не зря избрал арабов и их язык.

Во-первых, арабы более других народов испытывают ревность к своему языку, традициям, культуре. Практически невозможно заставить араба отказаться от его языка и культуры. Подобная ревность служит действенным фактором сохранности языка, на котором было ниспослано последнее откровение. В качестве примера можно сказать, что даже в наше время, когда практически весь мир следует одной моде и одной культуре, арабы не сняли своих национальных одежд и не променяли их на одеяния других народов.

Во-вторых, помимо ревностного отношения арабов к своему языку, в течение истории ни один завоеватель не смог покорить арабов, подчинить их своей культуре и повлиять на их язык. Поэтому арабы и их язык всегда находились в безопасности от потрясений и искажений.

В-третьих, не нужно упускать из виду и того, что арабский язык, помимо того, что является родным языком Пророка Ислама и его народа, обладает также рядом уникальных особенностей, делающих его неповторимым и непохожим на другие языки. К таким особенностям, например, можно отнести его необычайную структурированность, способность передавать глубокие смыслы посредством малого количества слов, красноречие. Арабский язык обладает огласовками, единственным, двойственным и множественным числом, мужским и женским родом, различными формами множественного числа, изобилием метафор и аллегорий, а также большим количеством других особенностей.

По этим причинам Аравийский полуостров и арабский язык являются наилучшими и естественными средствами защиты Корана – писания последней и самой совершенной религии, которая обращена ко всему человечеству. Поэтому последний божий пророк был избран из арабов и принёс с собой Книгу на арабском языке. Священный Коран своим неповторимым звучанием и мелодичностью, красноречием и совершенной риторикой привлёк к себе внимание арабов, живших в эпоху Пророка Ислама, и занял своё место в их сердцах и умах. Таким образом небесное писание навсегда сохранило себя от языковых искажений.

В заключение отметим, возможно, что ниспослание Священного Корана на арабском языке было милостью Аллаха по отношению к арабам. Ведь если бы Коран был ниспослан на другом языке, то арабы, отличавшиеся своими внутренними качествами от других народов, не уверовали бы в него. По этому поводу в самом писании сказано: « Если бы Мы ниспослали его кому-либо из неарабов, и если бы он прочел его им, то они не уверовали бы в него».

«…является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих» (41:3)

«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (12:2)

«Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» (43:3)

«Мы ниспослали Коран, в котором нет неправды, на арабском языке, чтобы они устрашились» (39:28)

«Таким образом Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке и подробно разъяснили в нем Свои угрозы, чтобы они устрашились или чтобы это стало для них назиданием» (20:113)

«До него было Писание Моисея, которое было руководством и милостью. А это Писание на арабском языке, подтверждающее предыдущие Писания, ниспослано для того, чтобы предостеречь тех, которые поступают несправедливо, и обрадовать творящих добро» (46:12)

«Так Мы внушили тебе в откровении Коран на арабском языке, чтобы ты предостерегал Мать селений и тех, кто вокруг нее, и предостерегал от Дня собрания, в котором нет сомнения. Одна часть людей окажется в Раю, а другая часть окажется в Огне» (42:7)

«Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь и араб?». Скажи: «Он (Коран) является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это - те, к которым взывают издалека». (41:44)

Почему Коран ниспослан на арабском?

Многие сегодня задаются вопросом, почему Священное писание мусульман было ниспослано на арабском языке? Есть ряд ответов на этот вопрос известных мусульманских ученых современности. Приведем основные.

1. Аравийский полуостров находился в середине действующих в то время больших континентов мира. Признавались три части света: Африка, Азия и Европа. Аравийский полуостров имел очень выгодное местонахождение, в отличие от вышеназванных, он занимал центральное положение между этими частями света и двумя крупными на то время империями – Византийской и Сасанидской (Персидской). Также Мекка являлся городом, в котором совершали паломничество люди, приезжавшие из разных стран, и она служила местом общения между ними.

2. Первый Дом Аллаха был построен именно в Мекке. Речь идёт о Каабе. Кааба - это особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле. Это первый дом, построенный на земле, служащий признаком того, что Аллах Один. Особым отличием этого дома является то, что его построил отец пророков, самый достойный после Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), - пророк Ибрахим (мир ему) и его сын пророк Исмаил. Арабы именно те люди, которые жили в Мекке в то время.

3. Особенности арабского языка. Во времена ниспослания Корана у арабов была развита поэзия. Крепкая память арабов, позволявшая запоминать с первого раза стихотворения, состоявшие из сотни строк. Арабы могли запоминать ниспосылаемые аяты Корана, так как они ниспосылались, поэтому и по сей день есть в мусульманском мире люди, знающие Коран наизусть – Хафизы. Также арабы были далеки от различных философий и их язык сохранял лингвистическую чистоту и красоту. Арабский язык - это единственный язык, в котором есть четкое разделение на женский и мужской род во всех формах глагола. Также в нём присутствует форма двойственного числа.

Это лишь основные моменты, почему Коран был ниспослан на арабском языке, хотя мудростей этого ниспослания множество.

Тимур Шарафиев